УДК 808.51:159.942
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНАУГУРАЦИОННЫХ РЕЧЕЙ EMOTIONAL COMPONENT OF INAUGURAL ADDRESSES Ж. В. Свинцова, М. В. Субботина Z. V. Svintsova, M. V. Subbotina
ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрена эмоциональная составляющая инаугурационных речей на основе теории речевых эмоций Ю. В. Рождественского. Определены ведущие эмоции, направленные на нейтрализацию базовых негативных эмоций страха и сострадания, в инаугурационных речах президентов Чувашской Республики.
Abstract. The article deals with the emotional component of inaugural addresses on the basis of the theory of speech emotions by Y. V. Rozhdestvensky. It determines the principal emotions that are set to neutralize the basic emotions of fear and compassion in the inaugural addresses of the Presidents of the Chuvash Republic.
Ключевые слова: эпидейктическая речь, инаугурационное обращение, эмоциональная составляющая.
Keywords: epideictic speech, inaugural address, emotional component.
Актуальность исследуемой проблемы. Традиция инаугурационной речи сформировалась в США, где история этого жанра насчитывает более 200 лет. Американскую риторику рассматривают как базовую для составления инаугурационных речей. В то же время традиции национальной риторики, несомненно, накладывает свой отпечаток на выступление президента той или иной страны. Жанр инаугурационного выступления в России относительно молод.
Таким образом, для углубления знаний о составлении качественных инаугурационных речей нам представляется актуальным выявить основные характеристики инаугурационной речи как вида эпидейктической речи. В данной статье рассматривается эмоциональная составляющая инаугурационной речи как одна из базовых ее характеристик.
Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили инаугурационная речь Николая Васильевича Федорова, произнесенная 22.01. 1994 г. при вступлении в должность Президента Чувашской Республики [5], и инаугурационная речь Михаила Васильевича Игнатьева, произнесенная 31.06.2010 г. при вступлении в должность Президента Чувашской Республики [4]. В основе исследования лежат описательный, сравнительно-сопоставительный и аналитический методы.
Результаты исследований и их обсуждение. Согласно энциклопедическому словарю, инаугурация «(от лат. таи§;иго - посвящаю) (иногурация), торжественная процедура вступления в должность главы государства и ряда других выборных лиц» [1]. Среди традиционных элементов инаугурационной церемонии выделяют торжественную речь вступающего в должность президента.
Важным условием составления успешной речи является правильное определение цели. «На основе критерия целеустановки в риторике традиционно (начиная с Аристотеля) выделяются совещательные, судебные и эпидейктические речи» [2, 24]. По Аристотелю, «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего... Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться... Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические» [3, 12]. Любая речь может состоять из следующих частей: предисловия (диспозиции), рассказа (нарра-ции), доказательства (инвенции) и заключения. Эпидейктическая речь соотносится с другими речами по своей структуре. В то же время эпидейктическая речь отличается от других родов речей особенными чертами.
Согласно американскому энциклопедическому словарю, «эпидейктический (ерь deictic) в переводе с греческого означает: “подходящий для показа”. В американской риторике этот тип речей называют “церемониальными” или “демонстративными” речами» [8] (перевод автора). «Российские современные исследователи выделяют официальную и бытовую эпидейктику (Н. И. Формановская, Л. А. Введенская, И. А. Стернин)» [7, 12]. К официальным жанрам относятся торжественная, юбилейная, застольная, инаугурационная, надгробная речи. Комплимент, похвала, поздравление, благодарность, соболезнование, тост относятся к бытовым жанрам эпидейктических высказываний. Эпидейктиче-ская ораторика направлена на публичные события, где необходима речь здесь и сейчас.
Современные исследователи, в частности С. В. Шаталова, выделяют следующие определяющие жанровые признаки торжественных эпидейктических высказываний: наличие повода, произнесение в торжественной обстановке, соблюдение адресатом системы ролей, наличие четкой структуры, книжного строя речи, использование языковых выразительных средств (метафор, сравнений - наиболее востребованных в эпидейктических жанрах) [7].
Все учение об эпидейктических речах опирается на «Риторику» Аристотеля, который первым выделил роды речи.
Согласно учению Аристотеля, основными чертами эпидейктической речи являются следующие:
1. Произнесение ее по торжественному случаю.
2. Основной пафос - призыв объединить аудиторию, добиться у слушателей понимания высокого назначения анализируемого момента, осознания общей задачи и объединяющей высокой идеи.
3. Построение речи вокруг определенного лица, которому она посвящена. При этом объект речи рассматривается как сам по себе, так и в совокупности с другими предметами. Таким образом, оратору необходимы посылки как общего, так и частного характера. «Следует сравнивать человека с людьми знаменитыми, потому что, если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого выиграют» [3, 138].
4. Употребление доступной лексики. «В эпидейктических речах следует использовать общеупотребительные слова, избегать употребления сложных слов и необычных выражений» [3, 122].
5. Использование усиливающих обстоятельств, сравнений и преувеличений. «Оратор имеет дело с деяниями, признанными за неоспоримый факт, ему остается только облечь их величием и красотой» [3, 134].
6. Хвалебная или хулительная направленность, преобладание фатики над информативностью.
7. Вневременная соотнесенность посредством связи прошлого с будущим. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего, то есть, соотнося прошлое с будущим, оратор как бы находится в поиске настоящего.
Авторы «Современной деловой риторики» Т. В. Анисимова и Е. Г. Гимпельсон дают следующее определение инаугурационной речи: «Инаугурационное обращение - речь ритуальная, относящаяся к классу эпидейктических речей. Эпидейктическая речь произносится по случаю, в связи с каким-либо событием. Она не содержит в себе новых фактов, не стремится убедить слушателей или побудить их к действию, однако вызывает чувство гордости или душевного подъема» [2, 267].
Инаугурационная речь характеризуется следующими особенностями: призывом к народному единству, обращением к прошлому с целью построения будущего, общеупотребительной лексикой, называющей характерные для данного места и времени реалии, возвышенным стилем, преобладанием фатики над информативностью. Целью речи является реализация тактики самопрезентации оратора как достойного лидера.
Риторический эффект инаугурационной речи направлен на адресата - убедить его в правильности выбора в пользу оратора и в успешности дальнейшего развития страны под управлением избранного президента.
В инаугурационной речи эксплицитно выражается идея единства нации, но имплицитно оратор данной речью подтверждает правильность выбора народом лидера государства.
Основной целью инаугурационной речи является воздействие на эмоции слушателей и побуждение их к действиям через эмоциональную составляющую высказывания.
Эмоции выполняют функции не отражения объективных явлений, а выражения субъективного к ним отношения. Таким образом, желая сформировать положительные отношения слушателей к предмету речи, оратору необходимо воздействовать на эмоции слушателей.
Академик АПН Ю. В. Рождественский утверждает, что «речевая эмоция - эмоция, наводимая на аудиторию речью. Речевому выражению доступны не все эмоции, а только те, которые возможно выразить с помощью речи и тем заставить аудиторию испытать чувство. Кроме этих выражаемых и наводящихся неязыковыми семиотическими средствами эмоций, человек испытывает внутренние эмоциональные состояния (тоску, оживление, желание отдыха, любовную физическую страсть и т. п.), которые являются как бы темными эмоциями, так как не выражаются семиотическими средствами» [6, 119]. Согласно Аристотелю, базовыми речевыми эмоциями являются страх и сострадание.
Реализация эмоциональной составляющей речи происходит через нейтрализацию базовых речевых эмоций. Следуя традициям и идеям Аристотеля, Ю. В. Рождественский к базовым эмоциям относит страх и сострадание, а затем описывает последовательно и другие типы эмоций с сопровождающими способами их порождения: фатическая эмоция (любовь - ненависть, например, рождаются самим фактом контактов в виде членораздельной речи), физиологическая эмоция (прямое словесное указание и описание предмета - так рождаются чувства голода, холода, боли, ужаса), этическая (переживание чувства должного), эстетическая эмоция (вызывается оценкой мысли и предмета речи в выразительно отобранных словах), рациональная (логическая) эмоция (наиболее сложный вид эмоции, вызываемый умением делать логические операции в речи) [6].
Инаугурационная речь направлена на нейтрализацию базовой эмоции страха и сострадания. Базовая эмоция страха заключается в страхе неправильного выбора президента. В инаугурационных речах продуктивно использовать формирование полного ряда эмоций, нейтрализующих негативные эмоции страха и сострадания. Рассмотрим проявление эмоциональной составляющей в речах при вступлении в должность Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова (1993-2010) и М. В. Игнатьева (2010 - наст. вр.).
Фатическая эмоция реализуется через вневербальные средства коммуникации (создание имиджа). Физиологическая эмоция вызывается упоминанием насущных проблем дня: «Перед нашим народом... много сложных задач: преступность и бездуховность, бедность, слезы стариков и растерянность наших хозяйственников перед свалившимся рынком.» [5, 3]. В ходе построения ассоциативного ряда говорящий реализует себя как самостоятельную и волевую личность, способную решить поставленные проблемы: «Проблем у нас более чем достаточно, но решить их можно только вместе, объединив усилия всех - и в Чувашии, и в России» [5, 4].
Воздействие на физиологические эмоции осуществляется через противопоставление нынешней ситуации будущему, которое наступит после осуществления предложенной программы.
Этическая эмоция заключается в установлении контакта с аудиторией через представление слушателей участниками важного государственного шага. Эту же функцию выполняют следующие компоненты инаугурационной речи: обращение и благодарность за участие в церемонии. Установление контакта в речи Н. В. Федорова происходит с использованием одного государственного языка - русского: «Уважаемые соотечественники! Уважаемые гости российские! Уважаемые зарубежные гости!» [5, 3]. В речи М. В. Игнатьева приветствие повторяется на двух языках с целью воздействия на национальное самосознание превалирующей в данном регионе народности: «Хисепле Григорий Алексеевич! Хисепле Николай Васильевич! Хисепле Чаваш Республикин правительствин членёсем, Патшалах Канашен депутачесем, муниципалитет перлехесен ерт\^исем, ченне ханасем! Уважаемый Григорий Алексеевич! Уважаемый Николай Васильевич! Уважаемые члены Правительства, депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, главы муниципальных образований, гости и приглашенные!» [4, 1]. Двуязычность может отрицательно сказаться на реализации этической эмоции и установлении контакта с аудиторией, так как есть опасность невосприятия речи на другом языке, но в то же время осторожное и умелое использование обоих государственных языков дает возможность привлечь разноязычные слои населения региона.
Эстетическая эмоция реализуется через использование экспрессивных лексических средств. Лексика инаугурационного обращения характеризуется общедоступностью. Метафоры используются для украшения речи и акцентуализации внимания слушателей. К примеру, в речи М. В. Игнатьева используется метафора: «Путеводной нитью для нас станут принятие справедливых и правильных управленческих решений, умение быстро ориентироваться и оценивать сложившуюся ситуацию, уверенность в успехе и способность убеждать в правоте своих решений» [4, 1]. Цветовая аллегория оказывает благоприятное воздействие на восприятие речи слушателем: «В нашей историографии, да и в политике, в основном использовались два цвета, это - черный для прошлого и розовый -для будущего» [5, 4].
Сложным видом речевой эмоции является рациональная (логическая) эмоция, вызывающая удовлетворение от ловко сказанного и сделанного. Логическая эмоция реализуется через употребление аргументации - басен, притчей, примеров из личной жизни, аллегорий, аллюзий, символики речи - и упоминание традиций и обычаев народа, воззвание к национальному самосознанию. Н. В. Федоров использует символику, указывая на значимость события и формируя традиции церемонии вступления в должность Президента Чувашской Республики: «Обратите внимание на вечное - находимся в уникальном здании провинциального и прекрасного театра оперы и балета, построенного в годы, как выражаются, застоя» [5, 3]. С целью повышения национальной гордости слушателей Н. В. Федоров употребляет народную пословицу, которая в дальнейшем расширяется до развернутой метафоры и становится политическим девизом Президента в поствыборной кампании, известным как «дорога к храму»: «У нас в народе так говорят: “Человек пройдет - след оставит, сто человек вместе пройдут - дорогу целую образуют”» [5, 4].
В речи Н. В. Федорова отмечается переход на второй государственный язык республики с целью повышения национального самосознания и более глубокого понимания аллюзии на народную пословицу: «“^ене керек ^елетсен, киввине аякка ан парах”. В переводе, конечно, не совсем точно, бедно, но примерно так народная мудрость гласит: “Не выбрасывай старую шубу, если сшил новую”» [5, 4]. Оратор сам переводит пословицу на русский язык, что вызывает гордость и симпатию к оратору как у русскоязычного, так и у чувашскоязычного населения республики.
Н. В. Федоров активно использует изобразительно-выразительные средства языка, в частности, пословицы, метафоры, эпитеты, перифразы, цветовую аллегорию. Обилие изобразительно-выразительных средств нейтрализует базовые негативные эмоции и оказывает благоприятное влияние на восприятие речи слушателем. Речь М. В. Игнатьева является менее выразительной с точки зрения употребления тропов, но он использует экономические термины, характеризующие общее положение в стране и республике: «свободные экономические ниши», «передовые технологии», «доходная часть бюджета», «уровень благосостояния».
Резюме. Инаугурационная речь направлена на нейтрализацию базовой эмоции страха и сострадания. Базовая эмоция страха заключается в страхе неправильного выбора лидера народа. В приведенных примерах используются все виды эмоций, но главными нейтрализующими эмоциями являются фатическая, логическая и этическая эмоции.
Фатическая эмоция проявляется через невербальные средства создания имиджа.
В инаугурационных речах обоих президентов Чувашской Республики логическая эмоция представлена упоминаниями о национальных обрядах и обычаях, что, во-первых, вызывает чувство гордости за свой народ, во-вторых, способствует воодушевлению и объединению аудитории. Это и является главной целью инаугурационной речи. Формирование рациональных эмоций у слушателей является способом вызвать симпатию к оратору и к его политическому кредо.
Этическая эмоция реализуется путем использования обоих государственных языков, что вызывает симпатию у всех слоев населения. Речь следует дублировать полностью или частично на обоих языках, поскольку есть опасность неправильного восприятия или невосприятия определенных моментов речи при переходе оратора с языка на язык.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой энциклопедический словарь. АКАДЕМИК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru.
2. Анисимова, Т. В. Современная деловая риторика : учебное пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гим-пельсон. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 432 с.
3. Аристотель. Поэтика. Риторика. - М. : Азбука, 2000. - 250 с.
4. Выступление Президента Чувашской Республики М. В. Игнатьева // Советская Чувашия. - 2010. -№ 9. - С. 1-2.
5. Выступление Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова // Советская Чувашия. - 1994. -№ 2. - С. 3-4.
6. Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. - М. : Добросвет, 1997. - 597 с.
7. Шаталова, С. В. Эпидейктические жанры речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / С. В. Шаталова. - Ярославль, 2009. - 22 с.
8. The Forest of Rhetoric [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rhetoric.bvu.edu.