ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ
Чемурзиева Мадина Микаиловна,
Студент
3 курс, факультет юридический Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Ингушский государственный университет» Погорова Райшат Исмаиловна Научный руководитель Старший преподаватель факультет юридический, кафедра психологии Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Ингушский государственный университет»
Россия, г. Магас
Аннотация.
Детско-родительским отношениям всегда уделялось огромное значение, так как являются важным фундаментом для организации воспитательной практики. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на становление личности ребенка и воздействующие на степень его эмоциональной привязанности к матери в разрезе различных психологических теорий.
Annotation.
Parent-child relationship has always been given great importance, as they are an important Foundation for the organization of educational practices. This article discusses the factors influencing the formation of the child's personality and influencing the degree of his emotional attachment to the mother in the context of various psychological theories.
Ключевые слова: психология, детско-родительские отношения, привязанность, мать, ребенок.
Key words: psychology, parent-child relationship, affection, mother, child.
Эмоциональная привязанность ребенка к матери - это необходимая фаза в психическом развитии детей, форма эмоциональной коммуникации, эмоциональная близость двух людей, основанная на любови, доверии, преданности и симпатии. Эмоциональная привязанность бывает безопасной и небезопасной, аффективной и индифферентной, надежной и ненадежной, и всегда зависит от отношения матери к ребенку. Взаимоотношения родителей и ребенка - это предмет исследований многих зарубежных и отечественных психологов, что говорит о значимости данной проблемы.
Семья являться платформой как для развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником всевозможных личностных расстройств, включая неврозы, психозы, психосоматические заболевания и т. д. Семья занимает центральное место в формировании личности ребёнка. Являясь центром первичной социализации в которой осваиваются первые социальные роли и формируются ценности жизни, семья прививает любовь и дает чувство защищенности, стимулирует и направляет развитие ребенка, является источником духовного и эмоционального развития, создает ориентир для восприятия мира и т.д.
Отношения родителей и детей - это один из самых важных аспектов современной действительности, которому нужно уделять особое внимание. Эти отношения проявляются по-разному. Некоторые дети достаточно легко расстаются с родителями, без слез собираются в садик, остаются на ночевку у друзей или родственников, уезжают на длительное время в лагеря, в то время как другим гораздо сложнее адаптироваться к меняющимся условиям: они цепляются за своих мам и не позволяют им уйти даже на некоторое время [2, с. 45].
Различные теории по-разному трактуют привязанность ребенка к матери и основные причины такой привязанности. Так, Дж. Боулби считает, что привязанность ребенка к матери - это следствие целого ряда инстинктивных реакций, поддерживающих или восстанавливающих его близость с матерью. Без такой близости ребенок начинает находиться в состоянии первичной тревоги, в противном случае - состояние комфорта.
М. Эйнсворт по итогам своих исследований выделил три главных вида (типа) привязанности ребенка к матери: «безопасная привязанность», «избегающая, небезопасная привязанность» и «амбивалентная небезопасная привязанность». Он доказал, что привязанность ребенка зависит, прежде всего, от отношения матери к нему, то есть в значительной мере связана с материнским поведением.
Дж. Боулби и М. Эйнсворт считали эмоциональную связь между матерью и ребенком основополагающей психологической моделью, необходимой для дальнейшего развития личности ребенка. Принимающая, понимающая, любящая, вовремя реагирующая на потребности и нужды своего ребенка мать создает у него так называемую безопасную привязанность. Таких детей отличает уверенное поведение, доверие к окружающему миру, у них нет страха перед новыми ситуациями [1].
На основе своих исследований Дж. Боулби сделал вывод о том, что де-линквентное (антиобщественное, противоправное) поведение в большей степени характерно для тех детей, которые в раннем возрасте были надолго оторваны от матерей. Таким образом, отсутствие (или недостаток) материнской заботы может повлечь за собой появление в дальнейшем таких качеств, как замкнутость, застенчивость, сверхзависимость, асоциальность, агрес-
сивность, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность. Поэтому, чтобы быть психически здоровым, ребенок должен иметь доверительные отношения с матерью, приносящие взаимную радость и тепло.
Формирование психических и моторных функций Дж. Боулби связывает с развитием способов достижения близости к матери. Такая близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым условиям. То есть, потребность в близости - это базовая потребность ребенка, которую нужно удовлетворять [1].
Дж. Боулби выделил шесть типов поведения родителей, влекущих за собой нарушения в формировании привязанности у детей:
1. Невосприимчивость одного или обоих родителей к поведению ребенка, добивающегося заботы, или активное его принуждение.
2. Прерывание родительской заботы на определенный период времени (периоды пребывания в больнице или детском учреждении).
3. Постоянные угрозы нелюбви к ребенку со стороны родителей, используемые как средство контроля над ним.
4. Угрозы родителей уйти из семьи, используемые либо в качестве способа дисциплинировать ребенка, либо в качестве метода воздействия на партнера по браку.
5. Угрозы со стороны одного родителя бросить, даже убить другого родителя или же покончить жизнь самоубийством (каждая из них встречается чаще, чем кажется).
6. Принуждение ребенка ощущать себя виноватым [3, с. 56].
Любое из вышеназванных переживаний может повлечь за собой такую ситуацию, когда ребенок живет в состоянии тревожной привязанности, т. е. в постоянном напряжении и страхе.
Если мать гиперопекающая, раздражительная, потакающая, придирчивая или равнодушная, то у ребенка появляется чувство острой незащищенности и мрачные предчувствия, для описания которых К. Хорни применяет термин «базальная тревога». Наличие страхов у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками и эмоциональное непринятие влечет за собой возникновение страхов и у ребенка. Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении, что именно по этим причинам мать играет ключевую роль в возникновении детских неврозов.
Материнское воспитание девочки в неполной семье отражается на ее дальнейшем развитии. Психоанализ показывает, что развитие девочки движется от привязанности к матери в направлении идеализации отца. Если отец отсутствует, то такого движения, естественно, не происходит, так как направления движения потеряны. И получается, что ребенок не может самостоятельно справиться с влиянием психического поля матери. Ругая свою жену, отец способствует сепарации детей от психологического поля матери, так как дает возможность взглянуть на происходящее с другой точки зрения,
заставляет задуматься, а на самом ли деле всё обстоит так, как говорит мать [4, с. 318].
Девочка, растущая без отца, поглощена психологическим полем матери, поэтому она не умеет диссоциироваться от нее, ее проблем, эмоциональных состояний.
Сверхзависимость между матерью и ребенком - это частое явление в неполных семьях. В связи с этим дети, не сумев устроить личную жизнь, могут остаться с мамой и прожить с ней всю жизнь. Мать на подсознательном уровне будет привязывать их к себе, испытывая страх одиночества и приближающейся старости. Ведь одинокие люди, испытывая повышенную тревожность перед миром и остро чувствуя свою незащищенность и уязвимость, часто бывают чрезмерно мнительными и подозрительными ко всему. Они стремятся найти защиту у мамы, которая, по их мнению, надежно закрывает их от агрессивного и непредсказуемого воздействия внешнего мира [5, с. 120].
Но при этом нельзя обвинять во всем только мать, которая в своем материнстве ищет способ спастись от одиночества. Вина ребенка в некоторой степени тоже присутствует. Сына или дочь, вступающих в подростковый возраст, можно обвинять в том, что они не стремятся защитить себя, а также не хотят бороться за свою самостоятельную жизнь. В какой-то степени они, испытывая страх перед взрослением, перенимают жизненный опыт матери. Стать взрослым - значит принять обязательства, овладеть социальными нормами и запретами, принять долг любви, материнства и отцовства. Надежная эмоциональная связь ребенка с родителями должна основываться не только на возможностях его адаптации к новым условиям, но и на особенностях его реагирования на многие жизненные обстоятельства.
Как правило, привязанность не исчезает с уходом детства, а сохраняется на протяжении всей жизни. В период болезни, несчастья, в момент внезапной опасности люди испытывают сильную потребность в тех, кого они знают и кому доверяют. Человек, у которого нет такой опоры, крайне одинок.
Таким образом, эмоциональная привязанность ребенка к матери является залогом гармоничного развития его личности. Это дает ему чувство безопасности, доверие к окружающим, уверенность в себе. Чуткость и терпеливость по отношению к детям формирует у них безопасную (надежную) привязанность, которая в свою очередь является залогом их будущего психического здоровья и, как следствие, поможет приспособиться к новым условиям и ситуациям. Неоднозначность и противоречивость отношений матери к ребенку, агрессия и крики, переходящие в ласку и извинения, формирует у них небезопасную (ненадежную) привязанность, которая может привести к патологии - расстройству привязанности, и как следствие ребенок растет неуверенным, недоверчивым, боязливым и зависимым.
Список использованной литературы
1. Боулби Дж. Привязанность // Пер. с англ.: Н. Григорьева, Г. Бур-менская. - М.: Изд.: Гардарики, 2003. - 480 с.
2. Захарова Г. И. Психология семейных отношений: Учебное пособие.
- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.- 63 с.
3. Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. В. Гребенникова, Е. В. Гурова, Е. И. Захарова - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с.
4. Скорик Е. Д. Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека // Молодой ученый. - 2018. - №47. -С. 317-320.
5. Сытько М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности // Молодой ученый. - 2011. - №211. - Т. 2. - С. 119-122.
- URL https://moluch.ru/archive/34/3934/ (дата обращения: 04.02.2019).