Научная статья на тему 'Эмоциональная мотивация личности как многоуровневая система'

Эмоциональная мотивация личности как многоуровневая система Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3372
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОСТОЯНИЯ И СВОЙСТВА (ЧЕРТА) / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОБУДИТЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА / STATES AND PROPERTIES (THE BAR) / MOTIVATION / EMOTION / EMOTIONAL PROCESSES / THE EMOTIONAL DRIVING FORCE OF HUMAN BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пырьев Евгений Александрович

Эмоции являются побудителем поведения человека на разных уровнях их функционирования: процессы, состояния и свойства. Побудительная функция эмоций разворачивается от бессознательных форм процессуального уровня до сознательных форм уровня эмоциональных черт или свойств. Каждому уровню эмоциональной регуляции соответствует определенное поведение. Если уровень эмоциональных процессов осуществляет регуляцию и побуждение мелких двигательных реакций, типа мышечной тоники, то эмоциональные свойства ведают избирательным сложным поведением, характеризующим личность в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMOTIONAL MOTIVATION OF A PERSON AS A MULTILEVEL SYSTEM

Emotions are motivators of human behavior at different levels of their operation: processes, states and properties. Motivational function of emotion unfolds from the unconscious forms of the procedural level to the conscious forms of emotional traits (properties). Each level of emotional regulation corresponds to a certain level of behavior. If the level of emotional processes and regulates motivation of small behavioral responses such as tonic muscle, the level of emotional traits knows selective complex behavior that characterizes a person as a whole.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная мотивация личности как многоуровневая система»

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА

© 2012 Е.А.Пырьев Оренбургский государственный педагогический университет Статья поступила в редакцию 12.04.2012

Эмоции являются побудителем поведения человека на разных уровнях их функционирования: процессы, состояния и свойства. Побудительная функция эмоций разворачивается от бессознательных форм процессуального уровня до сознательных форм уровня эмоциональных черт или свойств. Каждому уровню эмоциональной регуляции соответствует определенное поведение. Если уровень эмоциональных процессов осуществляет регуляцию и побуждение мелких двигательных реакций, типа мышечной тоники, то эмоциональные свойства ведают избирательным сложным поведением, характеризующим личность в целом. Ключевые слова. Мотивация, эмоции, эмоциональные процессы, состояния и свойства (черта), эмоциональные побудители поведения человека.

Эмоциональность человека понимается как универсальное психическое явление, обладающее определенной энергетикой и нецелесообразной активностью. Однако выделение модальностей показывает, что у эмоций есть избирательность и, соответственно, мотивационные возможности. Например, при радости большинство людей начинают создавать новое, творить, а при печали приводят свои мысли и бумаги в порядок; при переживании страха люди спасаются бегством, а при гневе разрушают препятствия.

Целью настоящей статьи является представление эмоций в качестве мотивационной единицы психики. Особенностью исследований эмоций является малое количество теоретических и практических работ на тему их мотивационных возможностей. Как представляется, существует некоторое предубеждение на пути исследования эмоций в качестве мотивов поведения человека. Данное предубеждение носит в основном идеологический характер, продиктованный временем, когда проявления эмоциональности человеком были сродни «дурному тону». Об этом недвусмысленно пишет А.Н.Леонтьев, когда стремление человека к положительным эмоциям, т.е. наслаждению, называет «извращением». В свою очередь настоящими мотивами он признает сознательные психические явления -долг, честь и совесть человека1.

Основные положения мотивационной теории эмоций, отраженные в настоящей статье, следующие: 1) эмоции нужно понимать как универсальная мотивационная доминанта, существующая на нейрофизиологическом, физиологическом и психическом уровнях; 2) эмоции, как и потребности, являются источником ак-

Пырьев Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. E-mail: evgpyrev@yandex. ru

1Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: 1971.

тивности человека. При этом первичны эмоции и вторичны потребности. Вторичны (по отношению к эмоциям) также восприятие, мышление и другие психические явления процесса отражения; 3) эмоциональные процессы, состояния и свойства мотивируют многоуровневое поведение человека. Так, эмоциональные процессы «отвечают» за мелкие физиологические реакции; жесты, мимика и осанка прерогатива эмоциональных состояний. В свою очередь эмоциональные свойства мотивируют сложное поведение человека, направленное на значимые сферы его жизни - профессию, общение с людьми, увлечения. Предложенные аспекты мо-тивационной теории эмоций отражают специфику авторского подхода, который строится на экспериментальной базе выполненных на сегодня исследований. Это как собственные исследования, так и исследования других авторов, выполненные в разные исторические периоды.

Одним из первых в России об эмоциональных мотивах говорил Л.И.Петражицкий. Так, в 1907 году вышла книга научных трудов Л.И.Петражицкого, где есть раздел, посвященный эмоциям. В 2010 году после большого перерыва, книга была переиздана. Автор отвечает на многие вопросы, которые сегодня занимают умы исследователей, интересующихся местом эмоций в психике человека. Например, на вопрос: «Что заставляет человека просыпаться утром?», Петражицкий отвечал: «будительно-вставательная эмоция, которая состоит во множестве изменений в организме - сокращение мускулов, открывание глаз, поднимание и поворачивание головы. В случае попытки не повиноваться этой эмоции, например, продолжать лежать в кровати, она делается все более за-

метной». То же самое он говорил про «сонную эмоцию», которая заставляет человека спать2.

В современной психологии сторонником эмоциональной мотивации следует назвать В.К.Вилюнаса, который считает, что «возмущение, гордость, обида, ревность ... способны навязать человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелатель-ны»3. В 80-е годы XX-го столетия Б.И.Додонов (1978) и О.К.Тихомиров (1980) с разных позиций говорили о мотивационных функциях эмоций. Так, Додонов рассматривал эмоции в качестве ценностей, к которым человек стремит-ся4. Тихомиров указывал на диспозиционно-мотивационную функцию эмоций, опосредствующую процесс психического отражения реальности. Кстати, в экспериментах, организуемых под руководством О.К.Тихомирова эмоциональное решение задач испытуемыми на 20 - 30 минут опережает решение интеллектуальное, т.е. в мышлении5. Автор деятельностного подхода в отечественной психологии С.Л.Рубинштейн считал, что эмоции мотивируют, но представляют собой специфическую форму по-требностей6. П.М.Якобсон полагал, что поведение человека мотивируют очень сильные эмо-ции7. Интересна точка зрения бывшего директора института мозга в Санкт-Петербурге Н.П.Бехтеревой, которая придерживалась позиции, что эмоции мотивируют тем, что приводят организм человека к гомеостазу8.

Из зарубежных авторов, сторонником эмоциональной мотивации, следует назвать французского исследователя - Т.Рибо, который в 1898 году писал: «Чувства коренятся в самой глубине индивидуума, .. в его потребностях, инстинктах»9. Спустя почти пятьдесят лет активно начал изучал мотивационную функцию эмоций американец Р.У.Липер. Для него эмоции - это доминирующая мотивация в психике человека. В частности, Липер рассматривал эмоции как психический познавательный процесс, который с одной стороны отражает реальность, а с другой - направляет поведение на

2Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избр. тр. / Науч. ред. Б.В.Тимошина. - СПб.: 2010. - С. 532.

3Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций. - СПб.: 2007. - С. 27.

4Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: 1978.

5Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: 1984.

6Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: 1946.

7Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: 1969.

8Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. -М.: 2008.

9Рибо Т. Психология чувств. Изд-во Ф.Павленкова. -

СПб.: 1898. - С. 3.

результаты отражения10. Из современных зарубежных авторов следует отметить Д.Гоул-мана11и К.Э.Изарда12. Если первый придерживается позиции о сознательности эмоциональных мотивов, то Гоулман относит эмоции к бессознательным побудителям поведения человека.

Настоящее исследование посвящено разным сторонам эмоций. Так, эмоции рассматриваются на уровне процессов, состояний и свойств, мотивирующих поведение на уровне нейрофизиологии, физиологии и психологии человека. Представляется, что мотивационную теорию эмоций необходимо выводить из уровня нейрофизиологии и далее по «этажам» верх. У каждого человека есть базовые эмоции. Есть также эмоции или эмоция, которая выражена сильнее других. Доминирующая эмоция, или симптомо-коплекс нескольких смежных между собой эмоций, образует господствующий эмоциональный фон. Согласно исследованиям 1993 года, проведенными Ж.Леду, при воздействии извне нейронный сигнал идет по пути наименьшего сопротивления и активирует эмоциональный центр в продолговатом мозге13. Эмоциональный фон разливается в подкорке, потом переходит в неокортекс. Образовавшийся доминирующий эмоциональный фон определяет физиологические изменения в организме человека, например, изменяется тоника мышечной системы. Так, при отрицательных эмоциях мышечные волокна сокращаются, а при положительных расслабляются. Поднимаясь «из низов» эмоциональный фон определяет мимику, жесты, сказывается в походке. Наконец на уровне сложного поведения под воздействием доминирующей эмоции происходит оценка ситуации, выбор действий и т.д.

Таким образом, принято считать, что человек видит мир в образах. Однако данные нейрофизиологии говорят о том, что человек видит мир в образах, которые опосредованы эмоциональным отражением действительности. Соответственно схема детерминации имеет следующий вид: при стимульном воздействии в первую очередь запускается механизм инициирования эмоций. Разливается эмоциональный фон, на основе которого идет формирование образа стимульного воздействия. Это объясняет почему люди смотрят на одно, а видят разное. Разность мнений, суждений, взглядов зависит не столько от качества ума, сколько от эмоций, на базе

10Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций / Сост. В.Вилюнас. - СПб.: 2007. -С. 210 - 234.

11Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: 2008. 12Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: 2002. - С. 27. 13LeDoux J.E. Emotional memory systems in the brain // Behav. BrainRes. - 1993. - V. 58. - P. 69 -79.

которых разворачивается восприятие и мышление. Это дало основание авторитетному исследователю эмоций К.Э.Изарду сказать: «Эмоция

...... фильтрует наше восприятие»14. К.Изард

выделяет семь базовых эмоций. Автор известной книги по психологии эмоций - Г.Бреслав -говорит о пяти15. Основоположник бихевиоризма Э.Торндайк считает базовыми шесть эмоций. К ним он относит зависть, ревность, трусость, жестокость, радость, любовь16. Другой исследователь, работающий в рамках бихевиоризма - Дж. Б.Уотсон - указывает на три фундаментальных эмоции: страх, ярость, лю-бовь17. Важно подчеркнуть позицию названных авторов в отношении базовых эмоций - они имеют природный и во многом инстинктивный характер. Под инстинктами Э.Торндайк понимал наследственные реакции, источник которых спрятан глубоко в организме человека. Поэтому, если инстинкты проявляются вовне, т.е. в поведении, то их раздражителями выступают глубокие процессы внутренней секреции, происходящие на биохимическом и нейрофизиологическом уровнях. Таким образом, внутренняя, организменная, а не внешняя детерминация, являются особенностью эмоций, считающихся базовыми.

Помимо базовых эмоций, существующих на генетическом уровне, есть эмоции прижизненные или социально обусловленные. Эти эмоции по характеру являются разновидностью базовых эмоций. Например, блаженство является разновидностью радости, ярость - разновидностью гнева, печаль - разновидностью страха и т.д. Социально обусловленные эмоции надстраиваются и дополняют базальные эмоции, образуя свойственный для человека эмоциональный фон. Итак, индивидуальный опыт в виде социально обусловленных эмоций довершает картину эмоционального портрета личности. Социально обусловленные эмоции детерминируются внешним стимульным материалом. Этот факт также объясняет многообразие эмоций людей на одни и те же воздействия. Дело в том, что у каждого человека свой опыт. Поэтому наличие препятствия у одного человека вызывает гнев, у другого страх, а у третьего радость. Это объясняется тем, что эмоция опытным путем связывается с ситуацией и закрепляется в памяти человека. Когда ситуация появляется человек реагирует на нее выученной эмоцией. Социально обусловленные эмоции

14Изард К.Э. Психология эмоций....

15Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: 2004.

16Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Бихевиоризм. - М.: 1998. - С. 5 - 242.

17Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении //

Там же. - С. 243.

надстраиваются на базовых эмоциях. Это как генетическое древо, где есть предки, т.е. корни, а есть потомки, т.е. ветки. Надстроенные эмоции должны быть похожи на свои истоки, как сын похож на отца, а внук на деда. Таким образом, базовые эмоции и надбазовые создают эмоциональную сферу личности, специфичную для каждого человека.

Л.Берковиц высказал сомнение во внешней детерминации эмоций18. Так, по словам Берко-вица эмоция радости появляется не только как следствие совпадения ожидания с реальностью, но и выступает побочным продуктом усилий человека, которые направлены на другие цели, поэтому, радость появляется внезапно и абсолютно неожиданно. Следует отметить, что непредсказуемы также и другие эмоции. Например, трудно объяснить плохое настроение от крепкого сна по утрам или хорошее настроение после неудачного дня. Создается впечатление, что эмоция существует как данность, которая под воздействием внешней или внутренней стимуляции, разворачивается. Эта данность существует на нейрофизиологическом уровне в виде доминирующего эмоционального фона, который специфичен у каждого человека. В этой связи, внешнее не производит эмоцию, а запускает ее. Т.е. существует специфичный для каждого человека базисный эмоциональный фон, через который преломляется внешнее воздействие. Эмоциональный фон человека имеет как филогенетические, так и онтогенетические корни. Господствующий эмоциональный фон существует на нескольких уровнях: на уровне нейрофизиологии, физиологии и психологии. Психологический уровень эмоций проявляется в переживании человека и вырастает из нейрофизиологии человека, представленной продолговатым мозгом. Думается, что уровень психологии (или переживательный уровень) состоит из эмоциональных процессов, эмоциональных состояний и эмоциональных свойств или черт19.

Под эмоциональными процессами следует понимать простые и легко сменяемые эмоции, различной модальности, такие как радость, гнев, печаль, злость, восторг, горе и т.д. Проблема этих эмоций в том, что их трудно дифференцировать по модальности. Дело в том, что в психике человека они почти не задерживаются и по этой причине не оказывают влияние на поведение человека. Вместе с тем, эмоциональные процессы воздействуют на нейронные, эндокринные и мышечные системы, активируя потребностную сферу человека.

18Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: 2001.

19Пырьев Е.А. Психология мотивации трудовой деятельности: Сущность и способы регулирования. - Оренбург: 2008.

Факт детерминации потребностей эмоциями легко просматривается в случае с биологическими потребностями. Например, голод, жажда, либидо и т.д. инициируется отрицательными эмоциями. Они создают напряжение на нижнем нейронном уровне и прорываются на психических уровень в виде переживаний бессознательных эмоций тревоги и беспокойства. Так, человек может чувствовать страх и не знать его причину. Появившаяся отрицательная эмоция рождает потребность и у человека возникает ощущение «пустого желудка» или сохнут губы от жажды. С этого момента появляется потребность как ощущение организма человека в нехватке веществ. То, что эмоция запускает биологическую потребность, видно также в ситуации «занятого человека». Он не испытывает потребностей, когда захвачен положительными эмоциями азарта, интереса, увлеченности. Человек не обращает внимание на позывы организма до тех пор, пока не закончит работать. Сильные отрицательные эмоции тоже на какое-то время блокируют удовлетворение биологических потребностей, но по окончании злости или ярости потребности в воде или пище усиливаются многократно.

Невидимая связь эмоций и потребностей хорошо просматривается в примере с употреблением наркотиков, алкоголя и других суррогатных оппиатов. Потребность в этих продуктах у человека изначально отсутствует до определенного момента. Мотивом или причиной употребления названных оппиатов, является эмоция. В одних случаях это желание получить радость, в других - уйти от грусти и печали. После многократных употреблений появляется потребность как нужда в определенных продуктах.

Эмоции и потребности объединяет стремление к установлению гомеостаза на физиологическом уровне. Поэтому удовлетворенная потребность приводит состояние организма к равновесию или покою. С эмоциями ситуация не так однозначная как с потребностями. Например, есть эмоции, которые приводят организм к дисбалансу. Как правило, это отрицательные эмоции. Их наличие стимулирует появление потребностей. Эмоция рассматривает потребность как средство, в котором она опредмечивается. Найдя свою потребность отрицательная эмоция, активирует ее и в процессе удовлетворения приходит к своей противоположности, т.е. к положительной эмоции. В свою очередь, положительная эмоция сменяется отрицательной и т.д. Смена полюсов модальности эмоций, наверное, имеет не только биологический смысл, но и общекультурный. Эмоция, вызывая дисбаланс на физиологическом и психологическом уровнях, не только активирует сущест-

вующие биологические потребности, но и на их основе создает новые социальные потребности. Так, потребность в безопасности или защищенности обрастает все новым предметным содержанием, обеспечивающим эту безопасность. В этом смысле цивилизация обеспечивается именно дисбалансом эмоций. Развитие личности, т.е. ее поступательное развитие от детства до взрослости, также является результатом смены полюсов эмоций. Например, отрицательные эмоции, создавая дисбаланс и напряжение на нейрофизиологическом уровне, толкают впереди себя потребности. Поэтому люди, имеющие здоровую агрессивность, чаще всего ставят перед собой высокие цели и имеют стремление к их достижению. Баланс на психофизиологическом уровне, обеспечиваемый удовлетворением потребности, не дает импульса для развития личности. Импульс развитию появляется только в ситуации положительных, а еще чаще отрицательных эмоций. Таким образом, яркие и многообразные эмоции не только характеризуют личность, но и являются источником ее развития. Так, эмоции являются одновременно результатом взаимодействия человека с миром и причиной этого взаимодействия. В частности, внешняя среда запускает специфичные для человека эмоции, т.е. как бы активирует их. Далее, появившиеся эмоции детерминируют познавательную сферу человека и его поведение.

Эмоциональные состояния - более устойчивые психические явления. К ним относят состояния стресса, аффекта, фрустрации и настроения. Если эмоциональные процессы бессознательны, то состояния могут осознаваться. Например, человек отдает отчет в стрессовом состоянии и может говорить, что он фрустриро-ван. Также человек отдает отчет в своем настроении. Однако аффект отключает сознание, поэтому человек не может контролировать себя в этом состоянии. В основе эмоциональных состояний эмоциональные процессы. Так, фрустрация, понимаемая как эмоциональная отрицательная реакция на препятствие, состоит из эмоций, злости, гнева, ярости, негодования и т.д. Стресс как неспецифическая реакция организма и психики на ситуацию проходит две стадии. На первой стрессовой стадии человек переживает положительные эмоции - радость, удовольствие, а на второй - дистрессовой - отрицательные: печаль, горе, тоска и т.д. В состоянии аффекта переживаются самые разнообразные эмоции от горя и печали до восторга и ликования. Особенностью аффекта является сильная концентрация эмоции. А вот при настроении эмоции слабые, но также разнообразные. Может быть печальное настроение, грустное, злобное, радостное и т.д. Если эмоцио-

нальные процессы в поведении найти сложно, то состояния легко просматриваются. При стрессе человек говорлив, при дистрессе - молчалив. Создается впечатление, что человек молчит, чтобы не «расплескать» остатки энергии, которые ему необходимы для жизнедеятельности. Кстати, в состоянии дистресса у человека только одна потребность - преодолеть хандру и выздороветь. Другие потребности заблокированы. Во всяком случае - социальные.

Эмоциональные состояния детерминируют различные формы поведения от мелких физиологических реакций, типа мышечный тремор и нервный тик до мимики лица и жестикуляции руками. При стрессе жестикуляция разнообразная, при дистрессе - ограниченная. В состоянии фрустрации жесты резкие, мимика агрессивная. При аффекте формы поведения также соответствуют модальности переживаемой эмоции. Так, гнев в форме аффекта проявляется в широкой походке, а страх ограничивает всякие движения человека.

Мотивационная составляющая эмоциональных состояний также тесно связана с потребностями. Например, если у человека не удовлетворена потребность в пище, то фрустрация в виде отрицательных эмоций, стимулирует познавательную сферу человека и заставляет его найти способы удовлетворения этой потребности. То же самое можно сказать об аффекте. В этом состоянии эмоции отключают сознание и дают возможность проявиться низменным потребностям. Кстати, при аффекте наружу выходят именно низменные потребности, т.е. убить, разрушить, наказать и почему, то - не обнять, создать, построить! В состоянии хорошего настроения человека тянет поговорить, посидеть за столом в компании. Противоположное поведение наблюдается при плохом настроении. Таким образом, потребность в общении возникает при радостном настроении, а потребность в одиночестве при печальном.

Стресс активирует одни потребности и сдерживает другие. В частности, некоторые биологические потребности при стрессе сдерживаются, например, в пище и человек худеет. Другие потребности, наоборот, активируются. Поэтому при стрессе человек активен, общителен, стремится к новому, впитывает новое и т.д. Причины появления эмоциональных состояний самые различные и часто зависят не от внешних обстоятельств, а от самого человека. Поэтому одни люди не выходят из стресса, переходя от одного стресса к другому, другие постоянно переживают фрустрацию, третьи пребывают преимущественно в благодушном настроении. Стресс, фрустрация и настроение зависят от нервной организации человека и его психотипа.

Например, сангвиники преимущественно в хорошем настроении, холерики раздражены, а меланхолики часто переживают страх. Замечено, что меланхолики, все зависимости от характера раздражителя реагируют на него страхом, потом после включения мышления появляются уже другие эмоции. Сангвиник смеется над неприятностями, а флегматик к ним равнодушен.

Эмоциональные состояния человека зависимы не столько от типа темперамента или внешних событий, сколько от психотипа, т.е. эмоциональных свойств личности. В свою очередь эмоциональные свойства имеют корни в базовых эмоциях человека. Таким образом, проходя этапы от эмоциональных процессов и состояний, господствующий эмоциональный фон переходит в новое качество, т.е. на уровень эмоциональных свойств.

Эмоциональных свойств личности достаточно много, но если ориентироваться на базовые, то следует выделить их восемь, это оптими-стичность, пессимистичность, агрессивность, эмпатийность, завистливость, ревность, тревожность, стеснительность. Каждое из этих явлений наполняется определенным эмоциональным содержанием. Например, «оптимистичность», как свойство, переживается в базовых эмоциях радости, удовольствия и счастья; «пессимистичность» - тоска, скука, неудовольствие; «агрессивность» - раздражение, помноженное на злость и гнев; «зависть» - жадность, помноженная на гнев и тревогу; «ревность» -мнительность, помноженная на страх; «тревожность» - страх за свою жизнь, легко перерастающий в панику; «стеснительность» - печаль по поводу некорректных действий других людей; эмпатийность - любовь, умиление и высокая сензитивность в отношении действий людей. Эмоциональные свойства личности - это не только модальность эмоций, в него входящая, но и разный уровень выраженности этих эмоций. Поэтому «агрессивный» имеет высокие баллы по шкале «агрессия», а «тревожный» -по шкале «тревожность», «оптимистичный» демонстрирует положительные эмоции, а «пессимистичный» - отрицательные. Эмоциональные свойства, как правило, коррелируют между собой и в этом смысле образуют симптомоком-плексы. Так, типичный «агрессор» имеет не только высокие баллы по шкале «агрессивность», но и по шкале «завистливость» и «оптимистичность». В свою очередь «тревожный» выступает в союзе с чертами «стеснительности» и «пессимистичности». «Эмпатийный» может иметь черты как оптимистичности, так и пессимистичности. «Завистливый» близок «ревнивому», который в свою очередь, может иметь черты «тревожного» и т.д.

От эмоциональных свойств человека зависит выбор потребностей. Например, оптимист чаще других выбирает потребности в самореализации; пессимист выберет потребности, где бы он избежал неудачи; агрессивный активирует потребность в доминировании, лидерстве; тревожный - потребность в общении, эмоциональном общении; ревнивый - потребность в обладании, борьба за должность, за рабочее место; завистливый - сильная потребность в повторении успехов других; стеснительный испытывает сильную потребность в комфорте, уюте, бесконфликтности; эмпатийный - потребность помочь людям, потребность в сострадании, и эмоциональной близости. То, что эмоции человека в форме свойств или черт запускают социально обусловленные потребности человека, легко просматривается на нескольких примерах. Потребность в искусстве ярче всего проявляется у эмпатийного человека. Агрессивному интересны художественные фильмы типа боевиков. Тревожный человек с интересом будет изучать живопись и т.д. Все явления нашей жизни, так или иначе обусловлены эмоциями. Даже стремление к увеличению заработка является стремлением, обусловленным эмоциями. Так, увеличение заработной платы дает возможность переживать человеку гордость за себя, уверенность в завтрашнем дне. Размер заработной платы позволяет уйти от страха, тревоги, быть защищенным в жизни. Потребность в деньгах не является актуальной для человека, во всяком случае, не отражает ни одну из биологических потребностей человека. Кроме, пожалуй, потребности в безопасности. Безопасность актуальна для тревожных и мнительных людей. Соответственно деньги очень важны для тревожного человека, так как дают ему ощущение безопасности. Оптимистичный человек не будет стремиться к накоплению денежных средств, так как в меньшей степени переживает страх перед будущим. Энергетика агрессивного

человека вполне достаточна для преодоления трудностей и достижения успеха. Поэтому агрессивный человек будет рассматривать деньги как источник не обогащения, а удовлетворения потребностей в лидерстве и успехе. Завистливый будет накапливать капитал, если им обладает объект зависти. Отношение общества к деньгам также значимы для завистника и являются основанием для его поведения. Стеснительный человек не рассматривает деньги как источник накопления и обогащения. Стеснительный не будет просить денег у начальства, не будет просить должностей. Данному типу нужен оптимальный минимум, соответствующий его слабо выраженным потребностям. Чаще всего деньги ему нужны для путешествий, музеев, экскурсий. Потребности в одежде также не значительные.

Эмоцию необходимо считать диспозицией или установкой. Эмоция - это диспозиция на нейрофизиологическом и психологическом уровнях. Являясь диспозицией, эмоция обеспечивает как импульсивное, ориентировочное, так и направленное поведение человека. Диспозиция на психическом уровне представлена эмоциональными свойствами личности. На нейрофизиологическом уровне - это эмоциональный фон, господствующий в центральной нервной системе. Нейрофизиологический уровень определяет психический уровень. Поэтому корни эмоциональных свойств личности в господствующем эмоциональном фоне, разлитом в коре головного мозга.

Эмоциональная диспозиция на психическом уровне осуществляет выбор объектов окружающего мира. Так, человеку нравится одно и не нравится другое. То, что нравится - привлекает человека и заставляет его всматриваться, то, что не нравится - отворачивает от объекта. В этом смысле диспозиция существует как отношение, т.е. эмоциональное отношение к явлениям внешнего мира.

THE EMOTIONAL MOTIVATION OF A PERSON AS A MULTILEVEL SYSTEM

© 2012 E.A.Pyryev Orenburg State Pedagogical University

Emotions are motivators of human behavior at different levels of their operation: processes, states and properties. Motivational function of emotion unfolds from the unconscious forms of the procedural level to the conscious forms of emotional traits (properties). Each level of emotional regulation corresponds to a certain level of behavior. If the level of emotional processes and regulates motivation of small behavioral responses such as tonic muscle, the level of emotional traits knows selective complex behavior that characterizes a person as a whole. Key words: Motivation, emotion, emotional processes, states and properties (the bar), the emotional driving force of human behavior.

Evgeni Aleksandrovich Pyryev, Candidate of Psychology, Assistant Professor of Department of General Psychology. E-mail: evgpyrev@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.