Научная статья на тему 'ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич, Бобриков Валерий Николаевич

В статье проводится социологический анализ эмоций молодежи в реалиях постковидного городского пространства. В вводной части работы авторы обращают внимание на исследовательские точки зрения на возрастные границы молодежи, обусловливающие принадлежность индивидов к данной социально-демографической группе. Далее критически рассматриваются различные критерии, в соответствии с которыми люди могут быть отнесены к молодежи. Авторами обосновывается, что для более глубинного осмысления молодежи вне зависимости от методологических установок отдельных исследователей целесообразно руководствоваться сочетанием нескольких критериев. Предложен собственный «обобщающий» подход к прояснению сущностных характеристик молодежи. Представлены методы и материал исследования. Описана процедура исследования. Выявлены релевантные работы, посвященные трансформации эмоций молодежи в период пандемии коронавирусной инфекции. В заключение подводятся итоги и намечаются перспективы для будущего результирующего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONS OF YOUTH IN A POST-COVID CITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. MODERN YOUTH AND ITS ESSENTIAL CHARACTERISTICS

The article provides a sociological analysis of the emotions of young people in the realities of the post-COVID urban space. In the introductory part of the work, the authors draw attention to the research points of view on the age limits of young people, which determine the belonging of individuals to this socio-demographic group. What follows is a critical examination of the various criteria by which people can be classified as youth. The authors substantiate that for a deeper understanding of youth, regardless of the methodological attitudes of individual researchers, it is advisable to be guided by a combination of several criteria. Proposed own “generalizing” approach to clarify the essential characteristics of youth. The methods and material of the study are presented. The research procedure is described. Relevant works on the transformation of young people’s emotions during the coronavirus pandemic have been identified. In conclusion, the results are summarized and prospects for the future resulting research are outlined.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Эмоции молодежи в постковидном городе: социологический анализ. Современная молодежь и ее сущностные характеристики

Равочкин Никита Николаевич,

доктор философских наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук, Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, доцент кафедры педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии E-mail: [email protected]

Бобриков Валерий Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета фундаментальной подготовки Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева E-mail: [email protected]

В статье проводится социологический анализ эмоций молодежи в реалиях постковид-ного городского пространства. В вводной части работы авторы обращают внимание на исследовательские точки зрения на возрастные границы молодежи, обусловливающие принадлежность индивидов к данной социально-демографической группе. Далее критически рассматриваются различные критерии, в соответствии с которыми люди могут быть отнесены к молодежи. Авторами обосновывается, что для более глубинного осмысления молодежи вне зависимости от методологических установок отдельных исследователей целесообразно руководствоваться сочетанием нескольких критериев. Предложен собственный «обобщающий» подход к прояснению сущностных характеристик молодежи. Представлены методы и материал исследования. Описана процедура исследования. Выявлены релевантные работы, посвященные трансформации эмоций молодежи в период пандемии коронави-русной инфекции. В заключение подводятся итоги и намечаются перспективы для будущего результирующего исследования.

Ключевые слова: эмоции, молодежь, повседневность, коронавирусная инфекция, пандемия, общество, взаимодействия, городское пространство.

Специфика проявления эмоций у молодежи подразумевает обращению к изучению особенностей и сущностных характеристик данной группы [14]. В первую очередь следует уточнить, что несмотря на относительно юный возраст социологии, молодежь вовсе не обделена различными позициями ученых на предмет ее осмысления, в том числе и среди представителей других частных наук. Начнем с того, что молодость как таковая связана с возрастными характеристиками, являя собой период личностного взросления и становлений на отрезке от 18 до 30 лет [7]. Самоочевидно, что отсутствие единства в понимании возраста позволяет отодвигать верхние и нижние рамки в обе стороны. К примеру, Т.В. Лисовский, соглашаясь с верхней границей в 30 лет, опускает нижнюю до 16 лет [9]. Однако максимально широкие границы молодости лежат между 14-ю и 35-ю годами [1].

Для социологов привлекательность молодежи как целевой группы и одновременно с этим объекта исследования состоит главным образом в особенностях ее повседневности и богатого на проявления образа жизни. Неудивительно, что повсеместно встречаются люди куда более старшего поколения, придерживающегося молодежного образа жизни. В связи с этим весьма любопытны результаты не так давно проведенного фондом «Общественное мнение» опроса. Они хоть и конгруэнтны так называемому «научному» пониманию молодости, но заставляют задуматься. Прежде всего, это связано с несколько локализованным пониманием молодости: 35% респондентов относят сюда период жизни от 30 до 34 лет, а еще 25% - от 25 - до 29 лет. Но более всего показательно мнение других 25% респондентов, продлевающих молодость как таковую до 50 лет [12]. Та-

214

кое «ностальгирующее» отношение наверняка связано с наполненностью ранних периодов жизни определенными смыслами и/или же такими распространенными трендами современности, как, к примеру «жизнь в стиле соло», «синдром Питера Пена», что все-таки позволяет варьировать границы молодости в различных урбанизированных пространствах российского социума. Отсюда следует, что традиционная верхняя граница молодости - 35 лет - неминуемо отодвигается. Экспликация подобного понимания на общепланетарный масштаб дает основания полагать, что продлению молодости могут способствовать совершенствование качества предоставляемых медицинских услуг, общее увеличение продолжительности жизни, общая инициативность граждан, обусловленная перманентным характером преобразований и желанием стать со-участником в позитивизации окружающей действительности и ее объектов.

Как известно, одними из первых фундаментальных социологических исследований, посвященных молодежи, являются работы Т. Парсонса. Так, американскому мыслителю удалось зафиксировать такие характеристики данной группы, как «инициатор социальных перемен», «драйвер социализации», «нон-конформистский, переходящий в протестный тип настроений» [13]. Приведенный перечень дает все основания считать, что именно молодежь воспринимается как главный актор запуска функциональных цепей социальных обновлений и демонстрации самых различных стилей и вкусовых предпочтений жизни.

В продолжении изучения работ классиков социологии, обращает на себя внимание фигура К. Мангейма. Он определяет «молодежь» следующим образом: «Один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность <...> Особая функция молодежи состоит в том, что она -оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний

план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам» [10, с. 571572]. На наш взгляд, приведенная дефиниция в очередной раз подчеркивает, что молодежь выступает своего рода «скрытым ресурсом», актуализация которого наблюдается в тех случаях, когда то или иное общество нуждается в поступательном реформировании или же вовсе кардинальных изменениях - именно поэтому объединенные в конкретные сообщества молодые люди являются двигателем инновационного развития социума.

Претендует на всестороннее понимание сущности молодежи позиция В.И. Добрынина. В своем освещении особенностей молодежи она предлагает одновременно руководствоваться несколькими - психофизиологическими, социальными, экономическими -критериями. Итак, по мнению автора, к «молодежи» следует относить наиболее динамичную социальную прослойку, которая пребывает в состоянии становления и формирования организма и психики, а также постепенно интегрируется в множественные системы интерсубъективных взаимодействий, тем самым обретая самостоятельность и материальную независимость [4, с. 38].

Анализ трудов И.С. Иконниковой дает основания причислить к «молодежи» достаточно сложную и внутренне дифференцированную группу. Сложност-ность такого образования объясняется тем, что принадлежащие к нему представители неизбежно будут выполнять неодинаковые функции, играть различные роли повседневности, придерживаться собственных наборов аксиологических модусов, одобрять и воплощать на практике те или иные ментальные конструкты, а также дифференцироваться по многим другим параметрам (классовые признаки, статус, конфессиональные признаки) [6, с. 53]. На самом деле, развернутая интерпретация дефиниции Иконниковой позволяет схватить собственно социологическое

215

понимание рассматриваемой группы, обратить внимание на функциональную неоднородность и выстраивать различные иерархии, которые на каждом этапе общественного развития высвечивают богатство новых смыслов. При этом наиболее распространенным в отечественном обществоведческом дискурсе определением молодежи все еще остается термин, который предложил И.С. Кон. По его мнению, под «молодежью» следует понимать «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [8, с. 85]. Вне сомнения, здесь отчетливо выражена претензия на универсальность молодости как этапа взросления, но тут можно увидеть распространенные сегодня динамику и подвижность данных рамок, поскольку они, как уже было показано нами выше, всегда детерминированы контекстуально.

На основании вышеприведенных позиций выведем свой обобщающий подход. Мы относим к «молодежи» представителей определенного поколения людей, которому присущи: (1) активная жизненная позиция; (2) процесс становления; (3) готовность к многозадачности и многофункциональности, проявляющиеся в (а) плюрализме принимаемых ролей; (Ь) тяге к новому (информация, знания, технологии); (с) стремлениях не выбирать одну профессию по принципу «раз и навсегда», но освоить несколько профессиональных компетенций; (4) динамичность и непредсказуемость мотивов. Инструментальное значение данного и какого-либо подобного подхода позволяет выйти

за учет формальных возрастных рамок, но сосредоточиться именно на характере жизнедеятельности и расставлять акценты на значимых ключевых характеристиках, задающих широкую панораму для компаративистских изучений. Действительно, проведя сквозной анализ понимания молодежи, мы обнаруживаем, как существенно расширяются методологические возможности социологии, а данные опроса по поводу того, что к молодежи можно относить людей старше 30-35 лет, ни в коей мере не выглядят оторванными от реальности. Более того, непредвзятый анализ наличных реалий и огромного числа научных, научно-популярных и художественных работ свидетельствует об увеличении численности индивидов, предпочитающих молодежный образ жизни за счет, например, более позднего создания собственной семьи, комфорта проживания с родителями, неодномоментного достижения финансовой самостоятельности и т.д. С другой стороны, этим людям удается надолго сохранить такие важные для молодежи сущностные характеристики, как открытость, свобода выбора и суждений, критичность мышления, доходящая до антагонизма неоднородность ценностных ориентаций, приверженность непривлекательным социальным ролям, ярко выраженный иррационализм поведенческих паттернов и жизненных сценариев [3].

В полной мере солидаризуемся с тем, что молодежь - это «главный агент социальных изменений, происходящих в стране» [16, с. 27]. Здесь как нельзя лучше схватываются не только динамизм и непостоянность, но и влиятельность данной социально-демографической группы на осуществляемые социальные изменения, для чего хотя бы достаточно вспомнить показательный в данном плане ХХ век. И хотя сегодня подобное понимание, вне всякого сомнения, выглядит идеализированным, но молодые люди все еще остаются наиболее вовлеченной в различные сферы общественной жизни группой, которой неоднократно удавалось изменить привычное положение

216

вещей вплоть до самых неожиданных переворотов по всему миру.

Конечно, в первую очередь вспоминаются протестные движения, приводившие к смене государственных режимов, однако нас более интересуют трансформации рамок повседневности, а не целой институциональной архитектоники, в которой, например, гораздо чаще и интенсивнее решающая роль отводится различного рода властным акторам. Скорее можно говорить о том, что молодежь способна объективировать энтузиазм и энергию субъектов их сообщивших, а также протестировать разработанные в недрах интеллектуальных сообществ социальные новации как наиболее мотивированная на метаморфозы группа. Н.М. Великая и Г.В. Тартыгашева связывают специфический статус молодежи с отсутствием опыта. При этом мы не можем согласиться с ними в том, что данная группа не обладает реальными социальными связями, а множественная идентичность сегодня скорее оказывается перспективным достоинством молодежи, нежели, как полагают эти авторы, «слабым навыком» [5]. Тем более парадоксально выглядит вывод Великой и Тар-тагышевой о том, что именно молодые люди являются объектом манипуляций [2, с. 24]. Социальная практика все чаще доказывает обратное: критический настрой сегодняшней молодежи уже не раз заставил другие группы предлагать более продуманные инициативы и отказаться от приверженности двойным и тройным стандартам, а также излюбленной многими субъектами черной риторики.

В рамках данного исследования под молодежью понимаются люди в возрасте от 14 до 35 лет. Мы исходим из того, что молодёжь представляет собой наиболее перспективную, динамичную и в то же время самую открытую по отношению к внешней среде и инновациям социально-демографическую группу. Индивидов, относящихся к молодежи, объединяют весьма схожие психофизиологические особенности, при этом следует сделать акцент, что их ак-

сиологические модусы и экспектации вряд ли удастся привести к общему знаменателю, поскольку эти характеристики детерминированы ролевыми позициями, социальными статусами и контекстуальными реалиями, в которых бытийствуют представители российской молодежи. Важнейшей характеристикой социально-демографической группы выступает нахождение в состоянии интенсивного развития, поисков своего места в системе социальных взаимодействий, вхождения в профессию и т.д. Все это оказывает влияние на эмоциональный фон личности, ее состояния, которые могут отличаться отсутствием стабильности. В период пандемии привычные виды деятельности оказались недоступны молодым людям, а привычный образ жизни попросту был нарушен, соответственно, особую актуальность приобретает изучение эмоциональных состояний до и после пандемии именно этой социально-демографической группы.

Материал и методы исследования

Принимая во внимание выявленные подходы к пониманию эмоций, молодежи как социально-демографической группы, представляется целесообразным обратиться к изучению трансформаций молодежи до пандемии и после. В качестве материала исследования используются вторичные данные, т.е. результаты работ, направленные на изучение заявленной проблематики. Отбор материала осуществлялся при помощи обращения к Гугл Академии. Данный информационный ресурс представляет сегодня уникальную научную электронную библиотеку, позволяющую исследователям иметь доступ к научным работам с аннотацион-ными комментариями и аналитическими обзорами.

Процедура исследования включала следующие стадии:

1. Поиск источников осуществлялся на основании запроса «молодежь» и «эмоции» (манифестное кодирование). Необходимо отметить, что «манифестная кодировка обладает максимальной степенью надеж-

217

ности, так как словосочетание или есть в наличии, или его нет» [11, с. 123], что позволяет повысить надежность, достоверность результатов количественного анализа. Также при поиске информации нами были выбраны конкретные ограничения: (1) русский язык; (2) временной период, объективировавший «коро-навирусную социальность», то есть 2020-2021 гг. Представленные нами ограничения способствуют главным образом комплексному освещению метаморфоз, которые непосредственно претерпели эмоции российской молодежи. Так, учитывая различия в целом ряде параметров (контекстуальные реалии, строгость ограничений, особенности жизнедеятельности, специфика менталитета, можно предположить, что эмоциональные переживания российской молодежи могут существенно отличаться от чувств молодых людей в других странах. 2. Анализ полученных данных.

Несомненно, что более детальному пониманию трансформаций эмоций молодых людей способствует не только учет количественных характеристик, но и обращение к качественным методам. В самом деле, «качественные методики играют наибольшую роль для осознания непростых условий действительности, требуемых для формирования и внедрения гипотез, проверяемых посредством количественного анализа» [17, с. 69].

Из имеющихся в инструментарии качественных методов использовался информативно-целевой анализ. В самом общем виде качественные методы предполагают целевое выделение информационных единиц, несущих основную смысловую нагрузку. Синтез взглядов Л.С. Выготского, И.А. Зимней и Н.И. Жинкина, дает основания понимать по минимальной информационной единицей «субъектно- предикатное» или «тема-рематическое» единство, которое представляет собой двухком-понентное образование из «данного, известного» и «нового, неизвестного». Выходит, что в применительно к нашей тематике случае мы получаем следующее прочтение «эмоции» в следующем значении: «данное, известное» + «особенности, проявления эмоции, глубина, масштабность» = «новое, неизвестное». Наконец, укажем, как происходит реализация данной процедуры: процедура осуществляется поэтапно, включает следующие стадии: (1) выявление тема-рематических единств - (2) выделение и фиксация денотатных словосочетаний - (3) составление предметного содержания текста [15, с. 87]. Соответственно, при написании работы мы произвели сочетание количественных и качественных методов исследования.

Результаты и обсуждение

За обозначенный период были опубликованы следующие релевантные исследованию научные труды, которые мы отобразили в Таблице 1.

Таблица 1. Особенности изучения эмоций молодежи в 2020-2021 гг.

Название Подходы к пониманию молодежи Аспекты изучения эмоций

Белова Е. В., Братковская Е.В. Развитие эмоционального интеллекта и лидерского потенциала молодежи в виртуальной среде - Эмоциональный интеллект

Бурлак К.К., Пугачёва М.С., Рубцова М.О. Особенности эмоционально-волевой регуляции и ценностных ориентаций современной молодежи - Преобладающие эмоции молодых людей

Бызова В. М., Перикова Е.И. Эмоциональный интеллект в структуре метакогнитивных способностей молодежи// Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен - Взаимосвязь эмоционального интеллекта и метакогнитивных способностей личности

218

Название Подходы к пониманию молодежи Аспекты изучения эмоций

Бычкова М.Н. От богатства медиа до экономии эмоций: к результатам эмпирических исследования использования СМС современной молодежной аудиторией. - Изменения эмоций, их оскудение под влиянием современных технологий

Костригин А. А., Козлова Л.В. Стресс, вызванный угрозой заражения коронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи - Эмоции, возникающие в период пандемии

Кулакова В. О., Двойникова Е.С. Эмоционально-психологические и педагогические проблемы физического воспитания молодежи Студенческая молодежь -

Лемякина Ю. А., Родионов Г.А. Гендерные особенности эмоционального интеллекта молодежи - Гендерные аспекты эмоций

Смольникова Л.В. Роль эмоционального интеллекта в межличностном взаимодействии молодежи - Эмоциональный интеллект

Федоровский А.Е., Атаманова И.В., Шнайдер М.И. Взаимосвязь ин-новативных качеств личности и эмоционального интеллекта у юношей и девушек - Эмоциональный интеллект

Федотова Е.Е. Структура эмоционального самочувствия в контексте субъективного благополучия студенческой молодежи Студенческая молодежь Эмоциональная сферы молодежи

Атнашева А.Р. Средства эмоционального воздействия в музыкальных молодежных телепередачах - Средства воздействия на эмоции молодежи

Костригин А. А., Козлова Л.В. Особенности переживания стресса, психологических защит и копинг-стратегий у молодежи, вызванных угрозой заболевания COVID-19 - Стресс, негативные эмоции, вызванные страхом заболеть

Как отражают приведенные данные, наибольшая численность исследований была проведена в 2020 году, численность работ 2021 года составляет лишь 16,67% (Рис. 1).

2020 "2021 Рис. 1. Распределение материала по годам

Как правило, обоснование выборки ограничивается указанием возрастных рамок респондентов, причем, указанные рамки, как будет показано ниже, могут существенно варьироваться.

Численность работ, посвященных непосредственно изучению трансформаций эмоциональных состояний молодых людей под влиянием пандемии ограничена, составляет лишь 2 исследования (16,67%). Количественное распределение проанализированного материала представлено на Рис. 2.

не анализируют анализируют изменения под влиянием пандемии

Рис. 2. Распределение материалов на основании учета критерия изучения трансформаций под влиянием пандемии

219

Распределение материала позволяет сделать вывод, что численность исследования, направленных на изучение изменений эмоциональных состояний под влиянием пандемии, принятыми изоляционными мерами, незначительна, составляет лишь 16,67% от общего числа собранных публикаций. Во многом исследования 2020 года были посвящены изучению «привычных», «традиционных» аспектов эмоциональных состояний личности: эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с другими личностными качествами, характеристиками; особенности проявления эмоций в речи. То есть в начале пандемии публиковались результаты исследований, проведенных раннее, в «доковидные» времена. В 2020-2021 гг. не только широкая общественность, но и научное сообщество оказалось в ситуации беспрецедентных вызовов, изоляционные меры существенно ограничили возможности осмысления эмоциональных проявлений, реализации исследовательской деятельности как таковой. Единственной возможной формой проведения исследований стала дистанционная, относительно новая для российских ученых, которая выдвинула качественно новые требования к обоснованию, формированию выборки, реализации исследовательской процедуры, что привело к снижению численности работ, посвященных изучению изменений эмоциональных состояний молодых людей. В то же время, можно предположить, что опыт реализации дистанционных исследований за период пандемии приведет к увеличению численности публикаций уже в ближайшее время.

Литература

1. Беляева Л.А. Поколение Y в России: социальная стратификация, положение на рынке труда и проблемы политической социализации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 220-237.

2. Великая Н. М., Тартыгашева Г.В. Российская молодежь как субъект политики: особенности политического поведения // Социально-демографический потенциал российской молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 22-28.

3. Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь в обществе // Человек и общество: социальные проблемы молодежи: ученые записки ЛГУ. 1969. № . 6. С. 8.

4. Добрынина В.И. Воспитание личности - управляемый процесс // Социальное управление и молодежь. 1969. № 3. С. 28-39.

5. Довбыш Е.Г. Сетевые технологии формирования городской идентичности // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 4. С. 111-118.

6. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: Ле-нингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова, 1974. 164 с.

7. Казакова В.И., Худяков М.В. Современная российская молодежь как объект стратификационного анализа // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2012. № 3 (96). С. 304.

8. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

9. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. М., 1969. 208 с.

10. Мангейм К. Избранное: Диагноз нашего времени. М.: РАО Говорящая книга, 2010. 744 с.

11. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998.№ 6. С. 119-129

12. О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности// ФОМ [Электронный ресурс]. URL: https:// fom.ru/TSennosti/11748

13. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

14. Равочкин Н.Н. Эмоции молодежи в постковидном городе: социологический анализ. Специфика прояв-

220

ления эмоций // Социология. 2022. № 1. С. 347-351.

15. Серова Т.С., Коваленко М.П., Руцкая Е.А. Информативно-целевой анализ текстов и выявление проблемно обусловленной информации при взаимосвязанном коммуникативном обучении чтению, письму, аудированию и говорению // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 1. С. 83-102.

16. Усынина Н.И. Определение сущности понятия «молодежь» // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 1. С. 26-28.

17. Чирикова А.Е. Влияние статуса пациента на поведение врачей // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 067-098.

EMOTIONS OF YOUTH IN A POST-COVID CITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. MODERN YOUTH AND ITS ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Ravochkin N.N., Bobrikov V.N.

Kuzbass state technical university named after T.F. Gorbachev

The article provides a sociological analysis of the emotions of young people in the realities of the post-COVID urban space. In the introductory part of the work, the authors draw attention to the research points of view on the age limits of young people, which determine the belonging of individuals to this socio-demographic group. What follows is a critical examination of the various criteria by which people can be classified as youth. The authors substantiate that for a deeper understanding of youth, regardless of the methodological attitudes of individual researchers, it is advisable to be guided by a combination of several criteria. Proposed own "generalizing" approach to clarify the essential characteristics of youth. The methods and material of the study are presented. The research procedure is described. Relevant works on the transformation of young people's emotions during the coronavirus pandemic have been identified. In conclusion, the results are summarized and prospects for the future resulting research are outlined.

Keywords: emotions, youth, everyday life,

coronavirus infection, pandemic, society, interactions, urban space.

References

1. Belyaeva L.A. Generation Y in Russia: social stratification, position in the labor market and problems of political socialization // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2020. V. 13. No. 4. S. 220-237.

2. Velikaya N. M., Tartygasheva G.V. Russian youth as a subject of politics: features of political behavior // Socio-demographic potential of Russian youth: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2021. S. 22-28.

3. Gromov I.A., Ikonnikova S.N., Lisovsky V.T. Youth in society // Man and society: social problems of youth: scientific notes of Leningrad State University. 1969. no. 6. p. 8.

4. Dobrynina V.I. Education of the personality - a controlled process // Social management and youth. 1969. No. 3. S. 28-39.

5. Dovbysh E.G. Network technologies for the formation of urban identity // Man. Community. Control. 2012. No. 4. P. 111-118.

6. Ikonnikova S.N. Youth: sociological and socio-psychological analysis. L.: Leningrad. state un-t im. A.A. Zhdanova, 1974. 164 p.

7. Kazakova V.I., Khudyakov M.V. Modern Russian Youth as an Object of Stratification Analysis // Proceedings of NNSTU im. R.E. Alekseev. 2012. No. 3 (96). S. 304.

8. Kon I.S. In search of oneself: personality and its self-consciousness. M.: Politizdat, 1984. 335 p.

9. Lisovsky V.T. Sketch for a portrait: life plans of youth. M., 1969. 208 p.

10. Mannheim K. Selected: Diagnosis of our time. M.: RAO Talking book, 2010. 744 p.

11. Newman L. Non-survey research methods // Sociological research. 1998. No. 6. P. 119129

12. About youth: age limits, values, features// FOM [Electronic resource]. URL: https:// fom.ru/TSennosti/11748

13. Parsons T. The system of modern societies. M.: Aspect Press, 1998. 270 p.

14. Ravochkin N.N. Emotions of youth in a post-COVID city: a sociological analysis. The specifics of the manifestation of emotions // Sociology. 2022. No. 1. S. 347-351.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Serova T.S., Kovalenko M.P., Rutskaya E.A. Informative-targeted analysis of texts and identification of problem-based information in interconnected communicative

221

16,

teaching of reading, writing, listening and speaking // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy. 2018. No. 1. S. 83-102.

Usynina N.I. Definition of the essence of the concept of "youth" // Bulletin of the Udmurt

University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2013. No. 1. S. 26-28. 17. Chirikova A.E. Influence of the status of the patient on the behavior of doctors // Bulletin of the Institute of Sociology. 2013. No. 6. S. 067-098.

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.