Научная статья на тему 'ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ'

ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич

В статье проводится социологический анализ эмоций молодежи в реалиях постковидного городского пространства. Во введении обосновывается значимость и подтверждается актуальность обращения к эмоциональным состояниям молодежи как одной из наиболее нестабильных социальных групп. Кроме этого, подтверждается, что в период пандемии именно эмоции претерпели наибольшие изменения по причине объективации возможностей и рисков нового качества. Рассмотрено содержание понятия «эмоции». Показано, что несмотря на свою значимость они все еще недостаточно изучены представителями частных наук, что требует восполнения пробела для проведения социологического исследования. Представлена классификация эмоций. Продемонстрирована роль эмоций для индивида и его адаптационных способностей и возможностей. Установлено, что эмоции всегда выражают палитру индивидуальных смыслов человека и определяют особенности его реагирования на метаморфозы окружающей среды. Выявлено, что основу генезиса эмоций составляют потребности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONS OF YOUTH IN A POST-COVID CITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. EMOTIONS MANIFESTATION SPECIFICITY

The article provides a sociological analysis of the emotions of young people in the realities of the post-COVID urban space. The introduction substantiates the importance and confirms the relevance of addressing the emotional states of young people as one of the most unstable social groups. In addition, it is confirmed that during the pandemic, it was emotions that underwent the greatest changes due to the objectification of opportunities and risks of a new quality. The content of the concept of “emotions” is considered. It is shown that, despite their importance, they are still insufficiently studied by representatives of private sciences, which requires filling the gap for sociological research. The classification of emotions is presented. The role of emotions for the individual and his adaptive abilities and capabilities is demonstrated. It has been established that emotions always express a palette of individual meanings of a person and determine the characteristics of his response to the metamorphoses of the environment. It was revealed that the basis of the genesis of emotions is the needs of the individual.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ»

Эмоции молодежи в постковидном городе: социологический анализ. Специфика проявления эмоций

Равочкин Никита Николаевич,

доктор философских наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева; доцент кафедры педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии E-mail: nickravochkin@mail.ru

В статье проводится социологический анализ эмоций молодежи в реалиях постковид-ного городского пространства. Во введении обосновывается значимость и подтверждается актуальность обращения к эмоциональным состояниям молодежи как одной из наиболее нестабильных социальных групп. Кроме этого, подтверждается, что в период пандемии именно эмоции претерпели наибольшие изменения по причине объективации возможностей и рисков нового качества. Рассмотрено содержание понятия «эмоции». Показано, что несмотря на свою значимость они все еще недостаточно изучены представителями частных наук, что требует восполнения пробела для проведения социологического исследования. Представлена классификация эмоций. Продемонстрирована роль эмоций для индивида и его адаптационных способностей и возможностей. Установлено, что эмоции всегда выражают палитру индивидуальных смыслов человека и определяют особенности его реагирования на метаморфозы окружающей среды. Выявлено, что основу генезиса эмоций составляют потребности личности.

Ключевые слова: эмоции, молодежь, повседневность, коронавирусная инфекция, пандемия, общество, взаимодействия, городское пространство.

Введение

Актуальность исследования. Пожалуй, 2020-2021 гг. стали тем переломным и одновременно с этим кризисным этапом как в жизни глобального социума, так и в пределах повседневности отдельной личности. Беспрецедентная скорость и масштабы распространения коронавируса и сопутствующим принятием национальными и региональными властями изоляционных мер не просто траснформировали привычные координаты социального бытия, но и подчеркнули, что человек должен адаптировать свою жизнедеятельность в любых ее аспектах, дабы успешно интегрироваться в новые реалии. В соответствии с этим возникает закономерный вопрос: «Как именно личность может сообразовывать свое поведение и преодолевать сложные жизненные ситуации, при этом не выпадая из (относительно) гармоничных взаимодействий с окружающими ее коммуникантами?».

Самоочевидно, что сложившаяся ситуация достаточно остро коснулась проблемы повышения уровня саморегуляции индивидов, прежде всего, их умений мобилизовать внутренние ресурсы для успешного выхода из многочисленных сопряженных с пандемией COVID-19 ситуаций и непрерывного саморазвития. В научной литературе рассматривается множество эффективных инструментов, используемых людьми в качестве «катализатора адаптации» к стремительно меняющимся условиям, одним из которых становится эмоциональный интеллект. Эта интегральная способность все чаще выступает объектом научного познания для целого ряда наук. Однако практически все исследователи, занятые дисциплинарными изысканиями, солидарны в том, что она обусловливает эффективность адаптации индивидов к новым условиям.

347

Таким образом, принимая во внимание тот факт, что именно чувства пронизывают каждый аспект жизнедеятельности личности и социума, целесообразно обратить социологическую оптику на особенности проявления эмоций и их трансформаций в постковид-ном мире. Еще одним среди множества аргументов в пользу заявленного социологического анализа может также послужить проведенное Ipsos масштабное исследование. Согласно его результатам, сегодня у 53% взрослого населения России отмечается рост беспокойства по поводу гарантий занятости, 51% испытывают стресс из-за изменений рабочих процессов, еще 50% испытывают трудности с поиском баланса между работой и личной жизнью, а 39% испытывают стресс из-за увеличения семейных обязанностей [10]. Все это позволяет сделать вывод, что пандемия и связанные с ней события оказали весьма негативное влияние на состояние россиян.

Особую значимость приобретает трансформации эмоциональных состояний группы молодежи, поскольку их личностные качества и характеристики пребывают в состоянии своего становления, а их эмоциональное состояние часто является нестабильным. Соответственно, можно предположить, что эмоции молодых людей отличаются негативизмом, а в их структуре будут преобладать деструктивные состояния. Таким образом, исследование позволит лучше понять, каким образом изменились эмоции молодежи, как сказалась пандемия на чувствах и переживаниях молодых людей, что позволит выработать новые формы и методы работы с молодежью и их эмоциями в условиях новой социальности и темпоральности [9]. Целью исследования выступает изучение изменений молодежи до пандемии и сегодня с позиции теоретической социологии.

Эмоции: дефиниция, сущность

Логика проведения данного исследования требует определения понятия «эмоции» в современной научной литерату-

ре. Парадоксально, но в течение продолжительных периодов эмоции выпадали из поля зрения исследователей, пребывая на периферии внимания со стороны представителей различных социально-гуманитарных наук. Такое восприятие главным образом объяснялось редуцированными (преимущественно - биоло-гизаторскими) подходами, значительно упрощавших сущность эмоций в сравнении, например, мышлением. При этом важно отметить, что именно эмоции лежат в основе многочисленных систем представлений о своеобразии репрезентаций индивидов. Несмотря на их связи с простыми перцептивными системами, именно эмоции конституируют и транслируют системы смыслов, следовательно, можно утверждать, что их значимость для индивидуального и коллективного опыта выглядит несомненной.

На основании фундаментальных исследований Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо приходят к таким умозаключениям по поводу того, что, в частности, опыт гнева во всем многообразии его внешних и внутренних проявлений свидетельствует о наличии какой-либо реально существующей или же вовсе воображаемой несправедливости, но в то же время он может быть связан и с невозможностью достижения людьми субъективно значимых целей [13]. Говоря другими словами, эмоции в первую очередь выполняют так называемую «информационную» функцию, предоставляя предварительную диагностическую карту индивида, затрагивая иные каналы, чем мышление. В дополнение к этому следует сказать, что эмоции имеют чрезвычайно ситуативное проявление, находясь в тесной связи с вполне конкретными социальными ситуациями, куда оказываются погружены индивиды. Тем самым можно согласиться с мнением, что эмоции программируют и направляют поведение людей, мотивируя их многочисленные ответные реакции на плюрализм воздействующих на них стимулов [2, с. 36].

Поскольку актуальность эмоций как объекта научных рефлексий имеет ярко выраженный продолжающийся харак-

348

тер, неудивительно, что какая-либо их универсальная классификация до сих пор отсутствует. Среди множества кате-горирований эмоций по различным основаниям одной из наиболее фундаментальных представляется классификация, предложенная А.М. Новиковым, в соответствии с которой чувства личности детерминированы исходя из дифференциации объектов их вызывающих и обладающих различной значимостью для индивидов. Изначально Новиков дихотомически разделяет всю совокупность эмоций на «Высшие чувства» и условно именуемые «Специфические виды». Затем в первой группе им выделяются нравственные, эстетические и интеллектуальные разновидности, а во второй -аффекты, настроения и страсти [8, с. 258-259], что отражено на представленном ниже рисунке (рис. 1).

нравственные

эстетические

Ч интеллектуальные

аффекты

настроения

страсти

Рис. 1. Виды эмоций

Кроме этого, что эмоции ни в коей мере даже условно нельзя считать стабильными образованиями, поскольку они достаточно сильно подвержены изменениям и даже могут переходить в собственные противоположности, например, пары «любовь - безразличие», «дружба - вражда» и т.д. По сути, трансформации чувств, как и появление новых эмоциональных состояний, обусловливаются динамикой жизни индивидов и совокупностями происходящих вокруг них изменений в социокультурных пространствах.

В аспекте образования чувств большая роль принадлежит многообразным потребностям личности, которые отражаются в форме интересов и ценностных модусов, конституирующих различные виды социальной активности и программирующих поведенческие паттерны индивидов для успешной интеграции последних в систему интерсубъективных взаимодействий. Чувственно окрашивая отношения индивидов к определенным сторонам действительности, эмоции формируют убеждения и мировоззренческий каркас каждой отдельной личности. В последующем чувства находят свои проявления в действиях и поступках людей, сказываясь на развитии таких характеристики, как, к примеру, «активность», «настойчивость», «приверженность принципам» на пути к удовлетворению индивидами своих потребностей, находящихся на различных уровнях иерархии. Одновременно с этим, эмоции, полагаемые как ответные реакции на проявления конкретных аспектов действительности в наличных контекстуальных реалиях, всегда будут нести в себе определенную непредвиденность, поскольку индивиды по-разному контролируют их, что приводит к их не просто амби-, но поливалентной значимости в процессе реализации людьми своей деятельности.

Анализ работ исследователей, изучающих эмоции, позволяет выделить их сущностные черты (1) «динамичность» и «изменчивость»; (2) неподверженность какому-либо простому прямому наблюдению; (3) «кластерность» [6, с. 64]. Среди тех характеристик, которые бы дополнили базисный перечень и способствовали расширительному пониманию эмоций, также называются «адаптивность», «амбивалентность», «иерархичность», «пластичность», «суммативность», «укорененность в памяти» [3;4;5]. Разумеется, что вскрытые исследователями характеристики одновременно усложняют процесс познания эмоций и в некоторой мере затрудняют первое приближение к их, казалось бы, очевидному пониманию, но в то же время показывают их богатые возможности на практике,

349

в особенности это касается выстраиваемых индивидами интерпретаций различных аспектов социокультурной действительности.

Считаем, что наиболее подходящими дефинициями «эмоций» являются следующие: (1) «Упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, моти-вационную, эмпирическую (связанную с опытом)» [7, с. 44]; (2) «Класс психофизиологических характеристик, представляющих собой внутреннее, субъективное переживание психических и физиологических состояний человека, сопровождаемое приятными или неприятными ощущениями» [1, с. 355]; (3) «Особую форму отношений человека к явлениям действительности, обусловленную их соответствием или несоответствием потребностям человека» [8, с. 259]. При этом важно добавить, что благодаря эмоциям становится возможен синтез ощущений и когниций, через что, по сути, и отражается окружающий индивидов мир, так как именно эти синтезы служат отправной точкой для наполнения мыслей теми или иными образами [11;12].

В дополнение следует указать, что эмоции всегда являются индивидуальными, в чем можно убедиться при элементарном анализе реакций индивидов и проявлений чувств, репрезентирующих чрезвычайный плюрализм вариантов. В качестве основных факторов, А.М. Новиков выделяет «направленность», «глубину», «устойчивость», «действенность» и «возбудимость» [8 с. 259].

Заключение

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что эмоции являются личностными конструктами и их можно интерпретировать в качестве результатов восприятия и оценивания индивидами различных срезов окружающей их социокультурной среды. Основу генезиса эмоций составляют материальные и/или духовные потребности, выстроенные личностью

в определенную иерархию. Именно чувства становятся мотивом к реализации людьми тех или иных видов деятельности. Принимая во внимание особенности кризисного периода пандемии, изменений как потребностей, так и видов деятельности, можно предположить, что привычные эмоциональные состояния личности подверглись существенным изменениям.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1976. 142 с.

4. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. M.: Языки славянских культур, 2010. 592 с

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2006. 528 с.

6. Ионова С. В., Штеба А.А. Смешанные эмоции: к вопросу о лингвистической репрезентации и метаязыке описания // Вопросы психолингвистики. 2019. № 2 (4). С. 63-81.

7. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 2-3. С. 4346.

8. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

9. Равочкин Н.Н., Гилязов Р.Ш., Щен-ников В.П. Влияние пандемии COVID-19 на изменения темпораль-ности и социальности: социально-философский анализ // Социодина-мика. 2021. № 4. С. 119-135.

10. Тревога, стресс и одиночество: влияние COVID-19 на работу// Ipsos. 20.12.2020. URL: https://www.

350

ipsos.com/ru-ru/covid-19-pandemics-impact-workers-lives

11. Шаховский, В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Воронежский ун-т, 1987. 192 с.

12. Шаховский В.И. Эмоциональная картина мира в вербальной презентации// Мир русского слова. 2019. № 1. С. 35-43.

13. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: theory, findings, and implication // Psychol. Inq. 2004. Vol. 15. № 3. pp. 197-215.

EMOTIONS OF YOUTH IN A POST-COVID CITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. ЕMOTIONS MANIFESTATION SPECIFICITY

Ravochkin N.N.

Kuzbass state technical university named after T.F. Gorbachev

The article provides a sociological analysis of the emotions of young people in the realities of the post-COVID urban space. The introduction substantiates the importance and confirms the relevance of addressing the emotional states of young people as one of the most unstable social groups. In addition, it is confirmed that during the pandemic, it was emotions that underwent the greatest changes due to the objectification of opportunities and risks of a new quality. The content of the concept of "emotions" is considered. It is shown that, despite their importance, they are still insufficiently studied by representatives of private sciences, which requires filling the gap for sociological research. The classification of emotions is presented. The role of emotions for the individual and his adaptive abilities and capabilities is demonstrated. It has been established that emotions always express a palette of individual meanings of a person and determine the characteristics of his response to the metamorphoses of the environment. It was revealed that the basis of the genesis of emotions is the needs of the individual.

Keywords: emotions, youth, everyday life, coronavirus infection, pandemic, society, interactions, urban space.

References

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). M.: Publishing house IKAR, 2009. 448 p.

2. Andreeva I.N. Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. Novopolotsk: PGU, 2011. 388 p.

3. Vilyunas V.K. Psychology of emotional states. M.: Publishing House of Moscow State University, 1976. 142 p.

4. Zinchenko V. P. Consciousness and the creative act. M.: Languages of Slavic cultures, 2010. 592 p.

5. Ilyin E.P. Emotions and feelings. St. Petersburg: Piter, 2006. 528 p.

6. lonova S. V., Shteba A.A. Mixed emotions: on the question of linguistic representation and metalanguage of description // Questions of Psycholinguistics. 2019. No. 2 (4). pp. 63-81.

7. Komarova E.P. Emotional intelligence: the concept, role and forms of integration in socio-cultural communication // Bulletin of the Voronezh State Technical University. 2014. Vol. 10. No. 2-3. pp. 43-46.

8. Novikov A.M. Pedagogy: a dictionary of the system of basic concepts. M.: IET Publishing Center, 2013. 268 p.

9. Ravochkin N.N., Gilyazov R. Sh., Shchen-nikov V. P. The impact of the COVID-19 pandemic on changes in temporality and sociality: a socio-philosophical analysis // Socio-dynamics. 2021. No. 4. S. 119-135.

10. Anxiety, stress and loneliness: the impact of COVID-19 on work// Ipsos. 20.12.2020. URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/ covid-19-pandemics-impact-workers-lives

11. Shakhovsky, V.I. Categorization of emotions in the lexico-semantic system of the language. Voronezh: Voronezh University, 1987. 192 p.

12. Shakhovsky V.I. Emotional picture of the world in verbal presentation // World of the Russian word. 2019. No. 1. S. 35-43.

13. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: theory, findings, and implication // Psychol. inq. 2004 Vol. 15. No. 3. pp. 197-215.

351

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.