Научная статья на тему 'Эмотивный аспект диктемного имени текста'

Эмотивный аспект диктемного имени текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГЛАВИЕ / ЗАГОЛОВОК / ДИКТЕМНОЕ ИМЯ ТЕКСТА / ЭМОТИВНЫЙ АСПЕКТ / АГРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / TITLE / HEADING / TEXT DICTEME NAME / EMOTIVE ASPECT / AGGRESSIVE VOCABULARY / SPEECH EFFECT / VERBAL AGGRESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богданова Оксана Юрьевна

В статье приводятся результаты исследования эмотивного аспекта заглавий и заголовков, рассматриваемых с позиции теории диктемной структуры текста. Являясь диктемным именем текста, заглавие и заголовок выполняют различные функции, среди которых весьма ярко выражена аттрактивно-прагматическая функция, поскольку сила прагматического воздействия диктемного имени текста на читателя, как правило, велика. Эмотивный аспект диктемного имени публицистического текста рассматривается в статье на примере использования агрессивной лексики. Отображаются основные приёмы скрытого речевого воздействия на читателя, а также перечисляются виды и разновидности речевой агрессии. Проводится анализ материалов газеты «The New York Times», который позволяет выделить главные лексико-семантические группы агрессивной лексики. Благодаря разнообразию лексико-семантического состава агрессивной лексики в современной англоязычной публицистике воздействие на читателя оказывается очень сильным, так как каждая её единица обладает высокой степенью эмотивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotive aspect of the text dicteme name

The article presents the results of title and heading emotive aspect study considered from the perspective of dicteme text structure theory. Being a text dicteme name the title and heading perform various functions. Among them the attractively-pragmatic function is highly expressed, since the pragmatic effect of text dicteme name on the reader is quite large. In this article the emotive aspect of the dicteme name of a journalistic text is considered by the example of using aggressive vocabulary. The basic techniques of hidden speech influence on the reader are shown and the types with varieties of speech aggression are listed. The analysis of the newspaper "The New York Times" materials allows to identify the main lexico-semantic groups of aggressive vocabulary. Due to the variety of lexico-semantic composition of aggressive vocabulary in modern English-language journalism the impact on the reader is very strong since each of its units has a high degree of emotiveness.

Текст научной работы на тему «Эмотивный аспект диктемного имени текста»

УДК 811.11

Богданова Оксана Юрьевна

кандидат филологических наук Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

dictema@mail.ru

ЭМОТИВНЫЙ АСПЕКТ ДИКТЕМНОГО ИМЕНИ ТЕКСТА

В статье приводятся результаты исследования эмотивного аспекта заглавий и заголовков, рассматриваемых с позиции теории диктемной структуры текста. Являясь диктемным именем текста, заглавие и заголовок выполняют различные функции, среди которых весьма ярко выражена аттрактивно-прагматическая функция, поскольку сила прагматического воздействия диктемного имени текста на читателя, как правило, велика. Эмотивный аспект диктемного имени публицистического текста рассматривается в статье на примере использования агрессивной лексики. Отображаются основные приёмы скрытого речевого воздействия на читателя, а также перечисляются виды и разновидности речевой агрессии. Проводится анализ материалов газеты «The New York Times», который позволяет выделить главные лексико-семантические группы агрессивной лексики. Благодаря разнообразию лексико-семантического состава агрессивной лексики в современной англоязычной публицистике воздействие на читателя оказывается очень сильным, так как каждая её единица обладает высокой степенью эмотивности.

Ключевые слова: заглавие, заголовок, диктемное имя текста, эмотивный аспект, агрессивная лексика, речевое воздействие, вербальная агрессия.

С позиции теории диктемной организации текста, сформулированной и разработанной профессором М.Я. Блохом [2, с. 56], заглавие художественного произведения и заголовок публицистического текста могут рассматриваться как диктемное имя текста, представленного диктемой особого рода, для которой характерны все важнейшие функционально-знаковые аспекты речи: номинация, предикация, тематизация и стилизация (имеется в виду естественная, витальная стилизация) [1, с. 18].

Именующая, концептуально-содержательная и аттрактивно-прагматическая функции определяют то место и ту роль, которую играет заглавие в структуре всего текста. Однако аттрактивно-прагматическая функция является преобладающей, поскольку сила прагматического воздействия диктем-ного имени текста на читателя достаточно велика. Используя различные методы анализа и различные средства воздействия, писатель и публицист обладают разным подходом к действительности. Художник-писатель показывает общее через конкретное, индивидуальное. Публицист же непосредственно анализирует и исследует общие проблемы, соответственно конкретное и индивидуальное имеют для него второстепенное значение.

По-разному выражается и оценка в заглавии художественной литературы и в публицистическом заголовке. Художественная речь весьма условна, а творимый художником-писателем мир, как правило, вымышлен и воображаем. Автор не даёт прямых, непосредственных оценок ни героям, ни их поступкам и фразам. Это принципиально различает художественную литературу и публицистику, где автор агитирует, убеждает и пропагандирует прямо и открыто. На примере использования агрессивной лексики в газетных заголовках рассмотрим более подробно эмотивный аспект её воздействия на читателя.

У современного журналиста появилась возможность обладать преимущественным правом

самостоятельного выбора темы для своего материала, а соответственно и средств выражения, которые позволят ему максимально эффективно и убедительно воздействовать на читательскую аудиторию. В погоне за эмоциональностью и экспрессивностью, а также в стремлении оказать наибольшее влияние на сознание и подсознание своего читателя многие журналисты способствовали деградации языка вместо того, чтобы развивать и обогащать его. Вербальная агрессия уже признана актуальной проблемой эскалации насилия в СМИ, и в настоящее время характер и способ подачи материала в публицистике активно исследуется лингвистами (Ю.В. Щербинина, Е.В. Власова, Л.В. Енина и другие).

Существуют различные средства формирования отношения читателя к затрагиваемым событиям и проблемам. Весьма ярким из них является речевое манипулирование, которое представляет собой вид речевого воздействия, направленного на формирование у массовой аудитории определенных вкусов, потребностей, убеждений, предрассудков, стереотипов сознания, выгодных для манипулятора [8, с. 31]. Манипулятор вводит аудиторию в заблуждение, используя набор общих фраз, которые он оформляет в виде морально-этических или политических лозунгов, а также прибегает к использованию популярных клише, тем самым скрывая истинные мотивы своего поведения и достигая поставленной цели. Имея в своем арсенале различные психологические и психолингвистические механизмы, манипулятор вынуждает читателя воспринимать речевое сообщение некритично. В результате этого в сознании читателя возникают определенные иллюзии, которые провоцируют его на совершение выгодных для манипулятора поступков. Истинная цель воздействия на читателя публицистом скрывается, что и является принципиальной и отличительной чертой речевого манипулирования.

170

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

© Богданова О.Ю., 2018

Выделяют несколько основных приёмов скрытого речевого воздействия, придающих высказыванию манипулятивный характер [8, с. 33]:

- упрощение подаваемой информации через искажение образа;

- категоричные и безапелляционные заявления, вынуждающие читателя принять навязываемую точку зрения;

- оформление побуждения к определенному действию в виде советов и предостережений;

- лексическая интерпретация событий, придающая высказыванию дополнительную смысловую нагрузку;

- использование языковой (речевой) агрессии.

Все эти приёмы способны воздействовать на

эмоциональное состояние читателя, влияя на его взгляды и убеждения. Вышеуказанные приёмы, кроме последнего, относятся к области риторики. Речевая агрессия же представляет особый интерес со стилистической точки зрения. В настоящее время средства речевой агрессии очень активно развиваются, несмотря на то, что они являются нарушением норм общечеловеческой этики. Под «речевой агрессией» понимается сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием информатора [8, с. 35]. Можно перечислить следующие виды речевой агрессии:

1) активная прямая речевая агрессия (словесное поношение, оскорбление или унижение кого-либо; высказывание угроз, призывы к агрессивным действиям, насилию);

2) активная непрямая речевая агрессия (распространение клеветы и сплетен, оговор, злословие);

3) пассивная прямая речевая агрессия (отказ от общения с другим человеком);

4) пассивная непрямая речевая агрессия (отказ от словесных объяснений, молчаливое согласие с агрессором, одобрение его поведения).

Для создания и закрепления в сознании читательской аудитории дискредитирующего образа в текстах СМИ могут использоваться такие разновидности речевой агрессии, как:

1. Наклеивание ярлыков.

- примеры о президенте России Владимире Путине: «The New Tsar» («The New York Times», 23.07.2018), «Trump and His Very Special Guest» («The New York Times», 21.07.2018), «Is Putin a C.I.A. Agent?» («The New York Times», 03.04.2018), «Vladimir Putin, the Most Influential Man in the World» («The New York Times», 03.04.2018);

- примеры о президенте США Доналде Трампе: «Blame the 400-Pound Guy» («The New York Times», 20.07.2018), «Trump, Treasonous Traitor» («The New York Times», 15.07.2018), «For Russia, Trump Was a Vehicle, Not a Target» («The New York Times», 03.04.2018).

2. Обыгрывание имени или названия объекта речевой агрессии, например: «Don't Be Putin's

Puppet» («The New York Times», 14.07.2018), «For Putin's 4th Term, More a Coronation Than an Inauguration» («The New York Times», 07.05.2018), «A Guide to Getting Along in Putin's Russia» («The New York Times», 16.04.2018), «Trump Needs to Be More Trumpian In Syria" («The New York Times», 10.04.2018).

3. Нагнетание отталкивающих сравнений и ассоциаций, например: «Putin's Threats: More Bark Than Bite» («The New York Times», 14.07.2018), «Trump and Putin: Love Story» («The New York Times», 14.07.2018), «Is Russia Sponsoring Terrorism?» («The New York Times», 19.04.2018), «Either a Conspirator or a Sucker» (о президенте США Д. Трампе; «The New York Times», 27.03.2018).

Активная прямая речевая агрессия может быть открытой (эксплицитной) и скрытой (имплицитной). Диктемное имя текста, содержащее открытую речевую агрессию, имеет явную агрессивную направленность. В таких заголовках могут содержаться угрозы, оскорбления и прямые выпады. Цели скрытой речевой агрессии в диктемном имени автором маскируются благодаря специально подобранным языковым средствам, тем не менее негативные эмоции и чувства у читателя успешно вызваны и зафиксированы.

На страницах современной американской прессы находят широкое применение все эти виды и факторы речевой агрессии, выполняя функцию воздействия на читателей. Анализ материалов газеты «The New York Times» позволяет выделить семь лексико-семантических групп агрессивной лексики:

1. Обозначения людей, совершающих агрессивные действия - enemy, terrorist, aggressor, perpetrator, murderer, fanatic, extremist, dissident, madman, culprit, accomplice, associate, etc.: «Limo Company Owner In Crash Revealed as F.B.I. Informant, Recruiter of Terrorists, Fraudster» («The New York Times», 20.03.2018), «Fighting, While Funding, Extremists» («The New York Times», 19.06.2017).

2. Обозначения агрессивных действий:

а) убийств, издевательств и прочее - murder, kill, assassinate, torture, massacre, etc.: «The Chief Exporter of Murderous Ideology» («The New York Times», 13.09.2018);

б) захватов и атак - threat, attack, assault, siege, crush, dive, hit, level, pierce, ram, slam, smash, strike, invade, etc.: «Fewer Attacks, but a More Complex Terrorist Threat in 2017, U.S. Says» («The New York Times», 19.09.2018);

в) разрушений, уничтожений - erase, eradicate, destroy, collapse, fall, crumple, sway, cave (in), swallow, debris, remnants, rubble, ruins, wreckage, damage, devastate, burst, explode, demolition, etc. : «The Illusion of Appeasement Has Been Destroyed» («The New York Times», 19.09.2017).

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

171

3. Термины из области медицины, физиологии - metastasize, virus, infect, disease, scar, wound, nightmare, trauma, injury, ache, pain, blood, flesh, etc.: «Anti-Semitism Has Metastasized Like a Cancer» («The New York Times», 15.08.2017).

4. Слова, связанные со смертью, посмертными ритуалами, обычаями - death, cemetery, grave, mourn, agony, bury, perish, die, vanish, tragedy, etc.: «We Live Death: A Chronicler of Afghan Loss Is Killed on Live TV» («The New York Times», 06.09.2018).

5. Военные термины - battlefield, enemy, fight, bomb, weapon, mine, bullet, target, watch list, manhunt, camp, etc.: «After the Battle: A Warning From Mosul» («The New York Times», 17.09.2018), «Fight to Retake Last ISIS Territory Begins» («The New York Times», 11.09.2018), «U.K. Has Weapons to Use Against Russia, All With Drawbacks» («The New York Times», 13.03.2018), «Putin's 'Invisible' Missile Is Aimed at U.S. Vulnerabilities» («The New York Times», 01.03.2018).

6. Термины из области права и юриспруденции - crime, violation victim, suicide, etc.: «Suicide Bombing Kills at Least 6 in Somalia» («The New York Times», 10.09.2018).

7. Названия бедствий, природных катаклизмов и прочее - disaster, flood, fire, flame, earthquake, famine, hunger, starvation, cataclysm, catastrophe, accident, etc.: «Bombings as a Political Disaster» («The New York Times», 11.11.2017).

Очевидно, что разнообразие лексико-семанти-ческого состава агрессивной лексики в современной англоязычной публицистике воздействует на читателя, как правило, сильно, так как каждая её единица обладает высокой степенью эмотивности. Созданное у читателя высокое эмоциональное напряжение весьма эффективно формирует его собственное мнение, которое созвучно мнению автора статьи. Будучи шокированным неожиданными стилистическими комбинациями, читатель лишается способности критично воспринимать полученную информацию.

Таким образом, аттрактивно-прагматическая функция диктемного имени текста газетной статьи выражена весьма ярко, что достигается автором благодаря использованию различных экспрессивных приемов, в том числе и употреблением агрессивной лексики с целью эмоционального воздействия на читателя. Степень импрессивности подачи эмотивной информации в виде агрессивной лексики как воздействующей силы на читателя достаточно велика, и в подобных заголовках уже, как правило, содержатся элементы оценки автора, отображающие его чувственное «я».

Библиографический список

1. Богданова О.Ю. Заглавие как семантико-ком-позиционный элемент художественного текста (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009. - 149 с.

2. Богданова О.Ю. Заглавие с позиции теории диктемной структуры текста (на материале английского языка) // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59). - С. 172-175.

3. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. - 2000. - № 4. -С. 56-67.

4. Блох М.Я., Кашурникова Л.Д. Эмоциональность, экспрессивность и восклицательность как структурно-семантические параметры предложения // Структурно-семантические аспекты романо-германских языков на морфологическом и синтаксическом уровнях. - Киров: Киров. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1985. - С. 10-14.

5. Власова Е.В. Речевая агрессия в печатных СМИ (на материале немецко- и русскоязычных газет 30-х и 90-х гг. ХХ века): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2002. - 22 с.

6. ГореловИ.Н., СедовК.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997. - 304 с.

7. Енина Л.В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. - М.: Независимый Институт Коммуникативистики, 2002. - С. 104-110.

8. Сентенберг И.В., Карасик В.И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляци // Речевое общение и аргументация. - СПб.: Экопо-лис и культура, 1993. - Вып. 1. - С. 30-38.

9. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. - М.: Флинта, 2004. - 38 с.

10. The New York Times [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 10.06.2018, 15.10.2018, 23.10.2008).

References

1. Bogdanova O.YU. Zaglavie kak semantiko-kompozicionnyj ehlement hudozhestvennogo teksta (na materiale anglijskogo yazyka): dis. ... kand. filol. nauk. - M., 2009. - 149 s.

2. Bogdanova O.YU. Zaglavie s pozicii teorii diktemnoj struktury teksta (na materiale anglijskogo yazyka) // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2009. - № 2 (59). - S. 172-175.

3. Bloh M.YA. Diktema v urovnevoj strukture yazyka // Voprosy yazykoznaniya. - 2000. - № 4. -S. 56-67.

4. Bloh M.YA., Kashurnikova L.D. EHmocional'nost', ehkspressivnost' i vosklicatel'nost' kak strukturno-semanticheskie parametry predlozheniya // Strukturno-semanticheskie aspekty romano-germanskih yazykov na morfologicheskom i sintaksicheskom urovnyah. - Kirov: Kirov. gos. ped. in-t im. V.I. Lenina, 1985. - S. 10-14.

5. Vlasova E.V. Rechevaya agressiya v pechatnyh SMI (na materiale nemecko- i russkoyazychnyh gazet

172

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

30-h i 90-h gg. HKH veka): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Saratov, 2002. - 22 s.

6. Gorelov I.N., Sedov K.F. Osnovy psiholingvistiki. - M., 1997. - 304 s.

7. Enina L.V. Rechevaya agressiya i rechevaya tolerantnost' v sredstvah massovoj informacii // Rossijskaya pressa v polikul'turnom obshchestve: tolerantnost' i mul'tikul'turalizm kak orientiry professional'nogo povedeniya. - M.: Nezavisimyj Institut Kommunikativistiki, 2002. - S. 104-110.

8. Sentenberg I.V., Karasik V.I. Psevdoargumentaciya: nekotorye vidy rechevyh manipulyaci // Rechevoe obshchenie i argumentaciya. -SPb.: EHkopolis i kul'tura, 1993. - Vyp. 1. - S. 30-38.

9. SHCHerbinina YU.V. Russkij yazyk. Rechevaya agressiya i puti ee preodoleniya. - M.: Flinta, 2004. -38 s.

10. The New York Times [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.nytimes.com/ (data obrashcheniya: 10.06.2018, 15.10.2018, 23.10.2008).

Вестник КГУ № 4. 2018

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.