Научная статья на тему 'Самооценка в заголовках газетно-публицистического дискурса'

Самооценка в заголовках газетно-публицистического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

144
24
Поделиться
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ТЕОРИЯ ДИКТЕМЫ / ПРЯМАЯ САМООЦЕНКА / КОСВЕННАЯ САМООЦЕНКА / ДИКТЕМНОЕ ИМЯ ТЕКСТА / ДИКТЕМЫ-ЗАГОЛОВКИ / ДИКТЕМЫ-ИНФОРМЕМЫ / ДИКТЕМЫ-ПРАГМЕМЫ / КОНТРАКТИРОВАННАЯ ДИКТЕМА-ПРАГМЕМА ФАКТУАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ТИПА / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ДИКТЕМ ЗАГОЛОВКОВ / ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ЗАГОЛОВКИ-СООБЩЕНИЯ / ЗАГОЛОВКИ-УТВЕРЖДЕНИЯ / ЗАГОЛОВКИ-ЦИТИРОВАНИЯ / ЗАГОЛОВКИ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ / ЗАГОЛОВКИ В ФОРМЕ РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА / ЗАГОЛОВОК ПОЛНОЙ ТЕМАТИЗАЦИИ / ЗАГОЛОВОК ЧАСТИЧНОЙ ТЕМАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Смирнова Наталья Владимировна

Данная статья посвящена изучению характеристик, структурных и семантических особенностей построения, информационной рубрикации информации заголовков газетно-публицистического дискурса, передающих значение самооценки, характерных контрактированных диктем-прагмем фактуально-оценочного типа. Заголовок это диктемное имя текста, информационное ядро вводимого им текста статьи, тематизирующая единица текста. Самооценка в заголовках обладает способностью задавать и регулировать прагматическую реакцию читателя, потенциальный воздействующий эффект эксплицитной или имплицитной, прямой или косвенной самооценки, реализуемый в соответствии с интенцией автора статьи в системе текстового целого. Диктемы-заголовки, передающие значение самооценки, представляют собой контрактированные диктемы-прагмемы публицистической аргументации фактуально-оценочного типа, обладающие присущими только им характеристиками и особенностями построения.

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Смирнова Наталья Владимировна,

SELF-APPRAISAL TRANSMISSION IN THE TITLES OF PUBLICISTIC AND NEWSPAPER DISCOURSE

The article is devoted to the investigation of characteristics, informational rubrics, structural and semantic peculiarities of self-appraisal transmission in the titles of publicistic and newspaper discourse. As a result peculiar contracted dictemes-pragmemes of factual-evaluative type are formed. The title is a dicteme name of the text, informational nexus of the text, thematic unit of the text. Self-appraisal in the titles can regulate the pragmatic reaction of the reader, potential effect of explicit and implicit, direct and indirect self-appraisal, realized accordin to the author’s intention in the text of the article. As a result, dicteme-titles conveying the meaning of self-appraisal form contracted dictemes-pragmemes of factual-evaluative type that have their peculiar characteristics and structure.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Самооценка в заголовках газетно-публицистического дискурса»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-30 УДК 81-144.4

САМООЦЕНКА В ЗАГОЛОВКАХ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Смирнова Н.В.

Данная статья посвящена изучению характеристик, структурных и семантических особенностей построения, информационной рубрикации информации заголовков га-зетно-публицистического дискурса, передающих значение самооценки, характерных контрактированных диктем-прагмем фактуально-оценочного типа. Заголовок - это диктемное имя текста, информационное ядро вводимого им текста статьи, темати-зирующая единица текста. Самооценка в заголовках обладает способностью задавать и регулировать прагматическую реакцию читателя, потенциальный воздействующий эффект эксплицитной или имплицитной, прямой или косвенной самооценки, реализуемый в соответствии с интенцией автора статьи в системе текстового целого. Диктемы-заголовки, передающие значение самооценки, представляют собой контрак-тированные диктемы-прагмемы публицистической аргументации фактуально-оценоч-ного типа, обладающие присущими только им характеристиками и особенностями построения.

Ключевые слова: самооценка; теория диктемы; прямая самооценка; косвенная самооценка; диктемное имя текста; диктемы-заголовки; диктемы-информемы; дикте-мы-прагмемы; контрактированная диктема-прагмема фактуально-оценочного типа; гипертекстуальная функция диктем заголовков; заголовочный комплекс; заголовки-сообщения; заголовки-утверждения; заголовки-цитирования; заголовки-интерпретации; заголовки в форме риторического вопроса; заголовок полной тематизации; заголовок частичной тематизации.

SELF-APPRAISAL TRANSMISSION IN THE TITLES OF PUBLICISTIC AND NEWSPAPER DISCOURSE

Smirnova N.V.

The article is devoted to the investigation of characteristics, informational rubrics, structural and semantic peculiarities of self-appraisal transmission in the titles of publicistic and

newspaper discourse. As a result peculiar contracted dictemes-pragmemes of factual-evaluative type are formed. The title is a dicteme name of the text, informational nexus of the text, thematic unit of the text. Self-appraisal in the titles can regulate the pragmatic reaction of the reader, potential effect of explicit and implicit, direct and indirect self-appraisal, realized ac-cordin to the author's intention in the text of the article. As a result, dicteme-titles conveying the meaning of self-appraisal form contracted dictemes-pragmemes offactual-evaluative type that have their peculiar characteristics and structure.

Keywords: self-appraisal; dicteme theory; direct self-appraisal; indirect self-appraisal; dicteme name of the text; dictemes-titles; dicteme-informeme; dicteme-pragmeme; contracted dicteme-pragmeme of factual-evaluative type; hypertextual function of dicteme-titles; title complex; titles-comments; titles-statements; titles-quotations; titles-interpretations; titles in the form of rhetorical questions; titles of full thematisation; titles of partial thematisation.

Самооценка в заголовках представляет собой поистине уникальное явление. Заглавие, являясь одним из существенных композиционных элементов текста, ассоциируется прежде всего с номинацией. «Для номинации «заглавие» первичная (главная) базовая лексикула обозначает название текста определенной информационной весомости. Этому общему значению номинации «заглавие» противопоставляется частное значение номинации «заголовок» [2]. Базируясь на теории диктемной организации текста, сформулированной и разработанной профессором М.Я. Блохом, мы полагаем, что заголовок непосредственно входит в состав текста, является его именем, его вершиной, представленной диктемой особого рода. Богданова О.Ю. определяет заглавие как «диктемное имя текста». Диктема как элементарная единица тематизации текста стоит над предложением и служит переходным звеном между предложением и целым текстом. В диктеме выделяются четыре важнейших функционально-знаковых аспекта речи номинация, предикация, тематизация и стилизация [1]. Все эти аспекты речи характерны и для диктемного имени текста.

«Номинация заглавия реализуется через именование заглавием всего произведения. Предикация заглавия выражается в его динамическом отношении к тексту и через него к действительности. В диктеме, выражающей заглавие, номинация может имплицировать предикацию, а предикация, соответственно, номинацию» [2]. Через диктемное имя текста реализуются близкие и далекие связи частей текста. Все виды информации, а именно фактуальная, интел-лективная, эмотивная и импрессивная, включены в аспект тематизации диктемного имени текста.

Обычно под заголовком подразумеваются именования статей в периодике. Заголовок не только называет произведение, О.Ю. Богданова выделяет следующие три основные функции заглавия текстов: именующая (называющая), концептуально-содержательная, аттрактивная [2]. В заголовках публицистического дискурса неизменно присутствует именующая функция, поскольку диктемное имя текста называет статью, и концептуально-содержательная функция, так как текста статьи без концепта быть не может.

Заголовок по своему семантическому составу является многомерным, концентрируя идейно-содержательную установку автора. Самооценка в заголовке формирует информационное ядро вводимого текста статьи. С заглавия начинается процесс раскрытия авторского замысла, концепта произведения, и происходит это через два вида семантической связи: центробежную и центростремительную (Вакернагель Я.). Заглавие нацеливает читателя на определенную смысловую выраженность - центробежный вид связи, а осмысление концепта произведения читателем осуществляется после его ознакомления с содержанием всего текста путем возвращения к заглавию - центростремительный вид связи между текстом и заглавием. Заглавие - это часть целого текста, элемент, имеющий тесную семантическую связь со всем текстом. Заглавие, отражая семантическую многомерность текста, воплощает в себе основную идею текста, понимание которой меняется для читателя по мере погружения в текст и возможно лишь после прочтения всего текста статьи.

Воздействующая функция в текстах новостей реализуется за счет оперативности предоставления информации, интерактивности веб-изданий и мультимедийного и гипертекстуального способа представления информации [8]. Заголовки и вводки в большей степени нацелены на достижение прагматического эффекта - привлечение внимания пользователей вследствие их обособленного расположения от основного текста, а самооценка в свою очередь является одним из характерных свойств сетевого информационного текста, воздействуя на эмоции и чувства адресата, создавая положительное или негативное отношение к сообщаемой информации.

Прагматическая направленность информационной структуры заголовка определяется коммуникативными намерениями автора в передаче потоков информации (семантической и эстетической), следовательно, заголовок имеет важную особенность: он дает разным читателям различную информацию, каждому в меру его понимания. Использование самооценки в заголовке является неординарным стилистическим приемом, создается интрига, загадка, раскрытие смысла которой зависит от личности читателя, восприятия им текста статьи. В заголовке задаются параметры декодирования, а сам процесс декодировки скрытой интенции говоряще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го осуществляется читателем в процессе чтения публикации. Рассмотрим способы передачи в заголовках потока информации неявно выраженных имплицитных смыслов, оценочной со-держательно-подтекстовой информации, самооценки. Введение самооценки является особым стилистическим приемом формирования определенного эмоционально-психологического состояния у реципиента с помощью подобранных языковых средств. Самооценка в заголовке не может быть однозначной, она создает печать смысловой многослойности, полиадресатности, полистилизма текста статьи. В конструкциях самооценки функция воздействия, убеждения, иногда самоубеждения, самооправдания, определяет структуру диктем. В заголовке требование компрессии информации и привлечение внимания читателя оказываются особенно настоятельными. Степень импрессивности заглавия определяется авторским выбором соответствующих выразительных средств. Оценочность является одним из основных характерных свойств публицистического текста, направленного на воздействие на реципиента, а авторская эмотив-но-отрицательная оценка обычно является имплицитной. Специфика косвенной самооценки состоит в том, что она носит завуалированный характер и не навязывается адресату в отличие от эксплицитного выражения авторской оценки, которая может быть и не принята реципиентом, вызывая отторжение.

Заголовок представляет собой особый тип диктем. Н.С. Цыбиковой выявлена гипертекстуальная функция диктем заголовков, то есть «ее способность выражать многочисленные внутритекстовые и внетекстовые структурно-смысловые связи» [8]. Н.С. Цыбикова подразделяет диктемы новостей в соответствии с двумя основными функциями текстов на диктемы-информемы и диктемы-прагмемы. Диктемы, направленные преимущественно на реализацию информативной функции, называются диктемами-информемами, а диктемы с преобладающей оценочной, импрессивной, интеллективной, интеллективно-эмотивной информацией - дик-темами прагмемами. Следовательно, диктемы-заголовки, передающие значение самооценки, относятся к последнему типу, так как в конструкциях самооценки функция воздействия и убеждения, иногда самооубеждения, самооправдания определяет структуру диктем. Диктемы, передающие самооценку, принадлежат к смешанному типу диктем - фактуально-оценочному. Обязательными рубриками для передачи самооценки являются рубрика импрессивной информации, так как самооценка всегда интенциональна и прагматически направлена, и рубрика фактуальной информации, так как она представляет основание оценки. Остальные рубрики являются факультативными.

Заголовки выражают темы статей, следовательно, являются тематизирующими единицами текста. «В газетно-публицистическом дискурсе заголовок статьи, состоящий из слова или

предложения, представляет собой «контрактированную» диктему ... диктему-слово или дикте-му-предложение газетно-публицистической аргументации» [3]. Самооценка выступает в виде имплицитного компонента значения и выявляется через лексико-семантические оппозиции и контекст. Самооценка выражается как буквально в составе оценочных слов, так и не буквально, являясь скрытым смыслом высказываний. Конвенциональные смыслы, нормативное ядро оценочной номинации, в нашем случае прямой самооценки, образуются в языке при помощи парадигматической системы синтаксических форм, а интенционально скрытые смыслы, номинации косвенной самооценки, как индивидуальное употребление, образуются в языке во взаимодействии парадигматических и контекстуальных значений.

Формирование заголовочного комплекса подчиняется требованиям компрессии информации, установке на привлечение внимания читателя к публикации. В заголовках наряду с синтаксической компрессией происходит семантическая компрессия - выдвижение прагматически значимой информации - самооценки. На уровне лексики компрессия проявляется в преимущественном употреблении одноморфемных слов, глаголов с пост-позитивами, аббревиатур или других видов эллипса, слов широкой семантики: thing, stuff, в транзитивном употреблении непереходных глаголов. Для синтаксической компрессии характерен эллипс.

Ha основании структурного критерия выделяются простые заголовки-диктемы (например, I draw inspiration from my profession (Psychologies, 21.01.15) и заголовочные комплексы (например, Do you find it hard to play the waiting game? If you tend to be impatient, here's a little help to endure the wait (Psychologies, 20.02.15)).

С семантической точки зрения анализируемые заголовки подразделяются нами на заголовки-сообщения (например, I don't want to go to school today (Reader's Digest, March, 15), заголовки-утверждения (например, Climate change: we should be burying CO2 (Newsweek, 13.03.15), заголовки-цитирования (например, «It hurts me so much to do this. I don't do it from the heart». -A Barcelona wallet thief shares their regret. (Newsweek, 13.03.15)), заголовки-интерпретации, построенные на контрасте (например, You & Us The world changes. Our commitment doesn't (The Economist, September 27th - October 3rd 2008)), заголовки в форме вопроса-рефлексии (например, How could I? (Earley P. Confessions of a spy)), заголовки в форме риторического вопроса (Will we save our own? (National Geographic April, 1990)).

Ha основании тематического критерия в зависимости от степени полноты отражения заголовком темы озаглавливаемого сообщения нами выделяются заголовок полной тематизации (например, I am struggling with life as a full-time mum (Psychologies, 4.02.15)), заголовок частич-

ной тематизации (соотносится с определенной новостной категорией внутри текста) (например, I am struggling with life as a full-time mum (Psychologies, 4.02.15)).

В терминологии Т. Ван Дейка текст печатных новостей состоит из Заголовока, Вводки, Главного События, Фона и Комментария [5]. Заголовок и Вводка вместе составляют категорию Краткое Содержание. Заголовки интернет-новостей представляют собой диктемы, направленные на информирование читателей о содержании последующего сообщения и, кроме того, просто на привлечение их внимания. Самооценка является особым стилистическим приемом реализации прагматической задачи автора - формированию определенного эмоционально-психологического состояния у реципиента с помощью подобранных языковых средств, передает информацию с установкой на ее оценочность и эмотивность.

Категория интенсивности в заголовках, передающих значение самооценки, реализуется через отношения противоречия - принцип контраста в нашем последнем примере, антонимы, оксюмороны, языковой повтор, языковую игру (смешение различных слоев лексики, иностранные заимствования, логоэпистемы, использование слов с модальным или оценочным компонентом, неожиданную сочетаемость), синтаксические присоединительные конструкции, контраст мы-они, основанный на противопоставлении тематических и рематических компонентов, апосиопезу. Контраст создает смысловые оппозиции, создающие смысловую интенсивность. Современный публицистический текст широко представлен конструкциями самооценки как с лексическими, так и с синтаксическими повторами (синтаксическая конвергенция): тождественный повтор на основе трансформации речевых клише, повтор логической последовательности, противопоставление, параллельные конструкции. Повтор является способом выражения дополнительных смысловых оттенков, которые реализуют категорию интенсивности или градации в результате приращения смысла.

Характерной чертой публицистического текста стало разбиение, сегментация передаваемой прагматически значимой информации. Самооценка в заголовке является средством сегментации информации, создается «расшифровывающая конструкция» с предваряющим ориентиром-заголовком, идентифицирующим тему статьи, и ее раскрытием в последующем тексте, вопросно-ответные конструкции с вопросом-самооценкой в заголовке и ответом в тексте статьи. По мнению Е.Г. Эткинд, «многообразные сопоставления, осуществляемые посредством ритма, дают возможность достижения той сжатости, которая является внутренним законом художественного произведения - максимально широкое содержание, выраженное на минимальном словесном уровне» [9]. Одним из средств активизации информационной структуры текста является ее нарушение.

Заголовки выражают темы статей, следовательно, являются тематизирующими единицами текста. Смысловые элементы заголовка как «предваряющего ориентира» являются темой высказывания, а собственно информация заключена в расшифровывающем заголовок текстом статьи, который выступает в качестве информационной ремы, который в свою очередь может подвергаться тема-рематическому разбиению. В предваряющем ориентире самооценка представляет собой самоклассификацию, самоопределение личности в определенном контексте общения, экстралингвистической ситуации. Самооценка дается через принятие или отрицание принадлежности себя к социальной группе, которой посвящена статья, через принятие или критику происходящего вокруг индивидуума, через объединение, общность личных интересов, социальных и политических предпочтений с определенной группой людей. Приведем примеры таких объединений:

'I am Marxist' Says Dalai Lama (Newsweek Jan. 15, 2015).

We are all socialists now (Newsweek February 16, 2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заголовок может представлять собой подчеркнутое выделение темы путем превращения ее в самостоятельное предложение-заголовок. Смысловые элементы автор статьи не ищет, они известны ему до начала коммуникации, он акцентирует их. В статье создается такая вопросно-ответная конструкция, в которой говорящий задает вопрос и сам дает на него ответ. Приведем пример такого заголовочного комплекса:

Why Taking Children won't Fulfil you? (Time Jan. 20, 2015).

Столкновение вопросительности и ассертивности проявляется в усилении экспрессивности высказывания. В риторическом вопросе ответ на вопрос заложен в самом вопросе адресанта. Очевидный говорящему ответ на вопрос выступает как повтор. Риторические вопросы содержат в своей основе контраст, основанный на противопоставлении желаемого человеком, требуемого от себя, других людей и реального, имеющегося. То есть тех компонентов, на которых построена самооценка.

Заголовок - это диктемное имя текста, информационное ядро вводимого им текста статьи, тематизирующая единица текста. Самооценка в заголовках обладает способностью задавать и регулировать прагматическую реакцию читателя, потенциальный воздействующий эффект эксплицитной или имплицитной, прямой или косвенной самооценки, реализуемый в соответствии с интенцией автора статьи в системе текстового целого. Диктемы-заголовки, передающие значение самооценки, представляют собой контрактированные диктемы-прагмемы пу-

блицистической аргументации фактуально-оценочного типа, обладающие присущими только

им характеристиками и особенностями построения, которые, мы надеемся, ждут своего дальнейшего исследования и описания.

Список литературы

1. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. 2000. №4. С. 5667.

2. Богданова О.Ю. Заглавие как семантико-композиционный элемент художественного текста (на материале английского языка): Автореф. дисс... к. филол. наук. - Москва, 2009. С. 5-6.

3. Грицкова А.В. Аргументативный дискурс в свете диктемной теории строя текста (на материале современного английского языка): Автореф. дисс. к. филол. наук. - Самара, 2003. С. 15.

4. Гумовская Г.Н. Ритмическая организация текста как фактор нейтрализации энтропии в художественном прозаическом произведении // Язык. Культура. Речевое общение, №1, 2012. С. 45-51.

5. Дейк Т.А. ван. Язык, мышление, коммуникация. - М., 1989. 382 с.

6. Иванова А.А. Строй текста рекламной пропаганды: Автореф. дисс. к. филол. наук. - М., МГПУ, 2009. С. 6.

7. Смирнова Н.В. Советов И.М. Говорящий и его самооценка в личном дейктическом поле// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: серия «Филология». - Санкт-Петербург, 2013. №3. С. 144-150.

8. Цыбикова Н.С. Строй текста новостей в интернет-СМИ и его оценочный аспект: на материале английского языка: Автореф. дисс. к. филол. наук. - М., МГПУ, 2011. С. 8-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Эткинд Е.Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространство, время в литературе и искусстве. - Л., 1974. С.104.

References

1. Bloh M. Ja. Diktema v urovnevoj strukture jazyka // Voprosy jazykoznanija. 2000. №4. Рр. 56-67.

2. Bogdanova O.Ju. Zaglavie kak semantiko-kompozicionnyj jelement hudozhestvennogo teksta (na materiale anglijskogo jazyka): Avtoref. diss. k. filol. nauk. - Moskva, 2009. Рр. 5-6.

3. Grickova A. V. Argumentativnyj diskurs v svete diktemnoj teorii stroja teksta (na materiale sovre-mennogo anglijskogo jazyka): Avtoref. diss... k. filol. nauk. - Samara, 2003. Р. 15.

4. Gumovskaja G.N. Ritmicheskaja organizacija teksta kak faktor nejtralizacii jentropii v hudozhest-vennom prozaicheskom proizvedenii // Jazyk. Kul'tura. Rechevoe obshhenie, №1, 2012. Рр. 4551.

5. Dejk T.A. van. Jazyk, myshlenie, kommunikacija. - M., 1989. 382 р.

6. Ivanova A.A. Stroj teksta reklamnoj propagandy: Avtoref. diss. k. filol. nauk. - M., MGPU, 2009. Р.6.

7. Smirnova N.V. Sovetov I.M. Govorjashhij i ego samoocenka v lichnom dejkticheskom pole// Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina: serija «Filologija». -Sankt-Peterburg, 2013. №3. Рр. 144-150.

8. Cybikova N.S. Stroj teksta novostej v internet-SMI i ego ocenochnyj aspekt: na materiale anglijskogo jazyka: Avtoref. diss. k. filol. nauk. - M., MGPU, 2011. Рр. 8-9.

9. Jetkind E.G. Ritm pojeticheskogo proizvedenija kak faktor soderzhanija // Ritm, prostranstvo, vremja v literature i iskusstve. - L., 1974. Р. 104.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Смирнова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков №1, кандидат филологических наук

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Стремянный пер., 36, г. Москва, 117997, Российская Федерация e-mail: Natasha22L@yandex.ru SPIN-code: 6985-0309

DATA ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Smirnova Natalia Vladimirovna, lecturer, Foreign Languages Department №1, D.Ph.

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanny per., Moscow, 117997, Russian Federation

e-mail: Natasha22L@yandex.ru