Научная статья на тему 'Эмотивность как объект изучения лингвистики и психологии'

Эмотивность как объект изучения лингвистики и психологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
786
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ ЭМОТИВНОСТЬ / ЭМОЦИЯ / СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ПОЛЯРНОСТЬ / ФАЗНОСТЬ / ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ / ЭМОТИОЛОГИЯ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ОЦЕНОЧНОСТЬ / TEXTUAL EMOTIVITY / EMOTION / CHARACTERISTICS OF EMOTIONS / SUBJECTIVITY / POLARITY / PHASAL NATURE / THEORIES OF EMOTIONS / EXPRESSIVENESS / EMOTIOLOGY / EVALUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Разоренова Юлия Алексеевна, Шляхова Полина Евгеньевна

Статья посвящена изучению теоретических вопросов категории текстовой эмотивности. В данной научной работе рассматриваются различные определения эмоций, а также существующие на сегодняшний день теории и свойства эмоций. В статье анализируются и сравниваются такие близкие термины как эмотивность, экспрессивность и оценочность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIVITY AS THE OBJECT OF RESEARCH OF LINGUISTICS AND PSYCHOLOGY

This article is dedicated to the theoretical aspects of the category of the textual emotivity. This scientific research describes various definitions of the emotions and emotivity, emotion theories and characteristics. Such close concepts as emotiveness, expressiveness and evaluation are analyzed and compared in the article.

Текст научной работы на тему «Эмотивность как объект изучения лингвистики и психологии»

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

2.2. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ЭМОТИВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Разоренова Юлия Алексеевна

канд. филол. наук, доц. кафедры английской филологии ФГБОУВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»,

РФ, г. Тула

Шляхова Полина Евгеньевна

магистрант 2-го года обучения, факультет иностранных языков ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»,

РФ, г. Тула E-mail: polly. tula@yandex. ru

EMOTIVITY AS THE OBJECT OF RESEARCH OF LINGUISTICS AND PSYCHOLOGY

Julia Razoryonova

associate professor of the English philology department Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University,

Russia, Tula

Polina Shliakhova

2nd year postgraduate, faculty of foreign languages Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University,

Russia, Tula

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению теоретических вопросов категории текстовой эмотивности. В данной научной работе рассматриваются различные определения эмоций, а также существующие на сегодняшний день теории и свойства эмоций. В статье анализируются

33

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo____________________________________________№10 (53), 2015г

и сравниваются такие близкие термины как эмотивность, экспрессивность и оценочность.

ABSTRACT

This article is dedicated to the theoretical aspects of the category of the textual emotivity. This scientific research describes various definitions of the emotions and emotivity, emotion theories and characteristics. Such close concepts as emotiveness, expressiveness and evaluation are analyzed and compared in the article.

Ключевые слова: текстовая эмотивность; эмоция; свойства эмоций; субъективность; полярность; фазность; теории эмоций; эмотиология; экспрессивность; оценочность.

Keywords: textual emotivity; emotion; characteristics of emotions; subjectivity; polarity; phasal nature; theories of emotions; expressiveness; emotiology; evaluation.

Исследование категории текстовой эмотивности представляет определенный научный интерес, в связи с тем, что включает современные исследования не только в области лингвистического анализа художественного текста, а также психолингвистики и когнитологии.

Эмоциональная сфера человека является одной из самых сложных и мало изученных систем. В связи с этим, она нуждается в глубоком и детальном изучении не только с позиции физиологов и психологов, но и с точки зрения лингвистов и филологов, для которых интерес представляют, прежде всего, языковые средства, которые используются для выражения эмоций и чувств говорящего, а также для воздействия на эмоциональную сферу собеседника.

Для начала исследования нам следует обратиться к этимологии слова «эмоция», которое заимствовано из латинского “emoveo”, что означает «волновать, потрясать, колебать». Чтобы ответить на вопрос «Что же такое эмоция?», изучим различные определения данного термина, который был сформулирован как отечественными, так и зарубежными учеными.

В зарубежной психологии, одним из первых, кто систематизировал понятие «эмоциональное явление» был Вильгельм Вундт, немецкий врач и психолог начала XX века. Он впервые связал эмоции человека с его психическим состоянием. Вунд провел множество экспериментов, на основе которых он выделил 3 основных измерения эмоций, а именно:

• Удовольствие-неудовольствие;

34

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53), 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

• Возбужденность-успокоение;

• Напряженность-расслабленность [1];

Советский психолог, известный как специалист в области психологии чувств и эмоций, доктор психологических наук П.М. Якобсон определил эмоцию как форму активного отношения человека к окружающему миру. По мнению П.М. Якобсона «...Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира» [4].

По мнению советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна, эмоция — является одной из форм субъективного выражения личности. Благодаря эмоциям индивид показывает активное отношение не только к окружающему его миру, но и к самому себе [2].

В результате изучения различных определений термина «эмоция» был получен материал, анализ которого позволил сделать вывод, что, с одной стороны, эмоция — это реакция субъективного характера на воздействие внешних или внутренних раздражителей, а, с другой стороны, эмоции — это способ выражения чувств и душевных переживаний человека.

Для наилучшего понимания природы проявления эмоционального потенциала человека следует обратиться к свойствам эмоций и примерам их выражений. Советский и российский ученый, медик, специализирующийся в сфере этнопсихиатрии Сидоров П.И. в соавторстве с А.В. Парняковым в своем пособии «Введение в клиническую психологию» выделяет следующие свойства эмоций:

• Субъективность. Реакция людей на одинаковые события бывает разнообразна, поэтому эмоции у людей появляются разные, отсюда и их субъективный характер. Даже в случае проявления схожих эмоций у различных людей, они никогда не будут идентичными, так как каждый человек переживает ту или иную ситуацию по-своему.

• Полярность. Эмоции могут быть положительные и отрицательные. Во всех языках можно подобрать антонимы к словам, выражающим эмоции. Тем не менее, следует помнить, что два этих эмоциональных полюса (положительный и отрицательный) не являются взаимоисключающими. Примером может служить всем известное высказывание: «От любви до ненависти один шаг».

• Фазность. В течение одного и того же эмоционального состояния у человека проявляются колебания в интенсивности проявления эмоций от заметного напряжения до успокоения [3].

35

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo__________________________________________№10 (53), 2015г

Помимо вышеперечисленных свойств, многие ученые также выделяют следующие:

• Универсальность. Эмоции человека не всегда зависят от потребности или же от специфики деятельности, в результате которой они появляются. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Так, гнев можно испытывать от различных чувств, образов, ощущений (плохое воспоминание, неинтересный фильм, непонимающий собеседник и другие).

• Динамичность. Эмоции обладают данным свойством, так как эмоциональное напряжение не может быть статичным, потому что проявляется оно в фазовом характере, то есть в нарастании эмоционального напряжения или же в его спаде. Обычно эмоциональное напряжение увеличивается в ситуации ожидания предстоящей встречи, прогулки, поездки, чем она ближе, тем обычно сильнее напряжение. Как только долгожданное событие проходит и человек переживает чувство удовлетворения и умиротворения, то происходит снятие изначально возникшего напряжения.

• Суммация. Обычно данное свойство эмоции проявляется, когда человек неоднократно испытывает то или иное чувство. Эмоции, которые связаны с одним и тем же событием, суммируются на протяжении всей жизни, что приводит к увеличению напряженности и их интенсивности. Примером суммации эмоций может послужить ревность, которую человек испытывает сильнее каждый раз видя близкого человека с кем-то другим.

• Адаптация. Если человек испытывает одни и те же эмоции на протяжении долгого времени, то острота эмоционального напряжения снижается или вовсе исчезает, то есть происходит привыкание к происходящим событиям и снижается эмоциональная ответная реакция.

• Иррадиация. Данное свойство эмоций предполагает восприятие человеком событий в зависимости от его настроения. Счастливый и удовлетворенный человек все события окружающей действительности воспринимает позитивно, а для несчастного человека все является раздражительным.

• Переключаемость. Это свойство проявляется, когда причиной одной эмоции становится другая. Например, человеку становится очень стыдно от своей безграничной радости, когда у кого-то горе.

После изучения определения и свойств эмоций, появляется логический вопрос «Почему появляются эмоции?», «Зачем нам нужны эмоции?». Ответы на эти вопросы искали многие философы,

36

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

лингвисты и психологи, вследствие чего в настоящее время существует множество теорий эмоций, разъясняющих причины появления чувств и эмоций у человека.

Все теории эмоций можно разделить на три основные категории:

• Физиологические (за проявление эмоций отвечают реакции организма)

• Неврологические (появление эмоций обусловлено рецепторами головного мозга)

• Когнитивные (эмоции проявляются благодаря механизмам мышления)

К физиологическим теориям эмоций относятся такие известные теории как теория Джеймса-Ланге, исходя из которой, возникновение у человека эмоций происходит благодаря физиологическим реакциям на различные события. Доказательством проявления физиологии в данном случае является появление румянца при смущении, потливости при страхе.

Примером неврологических теорий эмоций может послужить теория Кэннона-Барда, которая отрицает физиологическую теорию, доказывая, что для физиологического возбуждения не всегда нужны эмоциональные переживания. Например, потливость у человека проявляется не только при страхе, но и при выполнении физических упражнений. Согласно теории Кэннона-Барда, эмоция появляется тогда, когда такая область головного мозга как таламус посылает определенные сигналы одновременно и в кору и в автономную нервную систему, в связи с чем, эмоции появляются во внутренних системах головного мозга.

Что касается когнитивных теорий эмоций, то одним из наиболее ярких примеров является теория Шахтера-Зингера, которая утверждает, что вначале появляется физиологическая реакция на то или иное событие, а затем человек соотносит данную реакцию с причиной ее возникновения. Т аким образом, происходит

когнитивная оценка возбуждения, которая, в свою очередь, приводит к субъективному переживанию эмоции. Эмоция в данном случае является результатом воздействия физического напряжения на возникшие мысли по поводу той или иной ситуации. Примером когнитивной теории эмоций может быть ситуация в лесу. Человек впервые видит в лесу медведя, начинает осознавать, что потребность его выживания велика, но ресурсов для того, чтобы с данной проблемой справиться нет, как следствие возникает эмоция страха и ужаса.

Невозможно представить жизнь человека без эмоций, ведь они являются основой его познавательной деятельности, а их вербализация

37

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo___________________________________________№10 (53), 2015г

позволяет понять функционирование мышления человека. Таким образом, следует отметить, что исследование эмоций в речи и языке стало неотъемлемой частью лингвокогнитивной парадигмы и предопределило различные направления в данной науке.

Следует отметить, что эмоции являются психологической категорией, а на языковом уровне эмоции видоизменяются в категорию эмотивности. В связи с этим в конце XX века появилась новая наука эмотиология, сформированная на стыке психологии и языкознания. Эта отрасль языкознания изучает взаимосвязь человеческих эмоций и языка. Последние двадцать лет отечественные и зарубежные лингвисты уделяют большое внимание проблеме текстовой эмотивности. Многие ученые, такие как В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян, В.Н. Гридин, В.А. Маслова, А.М. Шахнарович считают эмотивность предметом изучения антропоцентрической лингвистики, что побуждает исследователей анализировать лексику, обозначающую эмоции и чувства, не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Для филологов анализ эмотивной лексики интересен тем, что об истинной природе, силе чувств и эмоций человека мы узнаем благодаря языковой форме, в которой они представлены в художественном тексте. Исследование такой лексики является очень важным аспектом лингвистического анализа текста, так как неизменно ведет к правильной интерпретации главной темы произведения, и пониманию психологии человека.

Ни одно художественное произведение не обходится без описания эмоций и чувств человека, в связи с чем, комплексное восприятие любого текста невозможно без учета его эмотивного содержания. Исследователи считают, что для анализа художественного текста, необходима не только интерпретация мира человеческих эмоций на уровне персонажей, а также исследование оценки этого мира с позиции автора.

Такие основополагающие категории художественного текста как автор и персонаж являются неотъемлемой частью эмотивного пространства текста. Чувства и эмоции, которыми автор наделяет своих героев, предстают в произведении как объективно существующие и являются диктальными. Данные чувства чаще всегда представлены в тексте эксплицитно. В свою очередь, чувства, испытываемые автором и интерпретируемые им, имеют субъективную окраску, они являются модальными и чаще всего выражены имплицитно. В целостном тексте обычно гармонично переплетаются как диктально-эмотивные смыслы, так и модально-эмотивные смыслы, благодаря которым образуется ядро эмотивного содержания текста.

38

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53), 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

Текстовая эмотивность является двусторонней категорией, так как имеет план содержания, который распределяется по всем уровням текста, и план выражения, который представлен набором эмоциональных лексем.

Интересен тот факт, что эмотивность встречается с наибольшей долей вероятности в художественных текстах и с наименьшей — в научных. Из этого следует, что уровень текстовой эмотивности напрямую зависит от функционального стиля текста.

Во многих научных исследованиях термин эмотивность уподобляется экспрессивности и оценочности, что объясняется недостаточной изученностью данного понятия в науке. До 70-х годов XX века данные понятия никак не разграничивались и в ранних трудах таких ученых как Ш. Балли, В.В. Виноградовой, Д.Н. Шмелевой являлись синонимичными понятиями. Ученые считали, что одним из основных общих признаков было то, что все три категории относятся к антропоцентрической категории (категория оценочности — ценностная картина мира, категория эмотивности — эмоциональная картина мира и категория экспрессивности — образная картина мира). С середины 70-х годов XX века благодаря трудам М.В. Никитина, И.И. Туранского и О.Е. Филимоновой произошла четкая дифференциация терминов. Исследователи выделили ряд функций, присущих всем трем понятиям и пришли к выводу об их различной интен-циональной природе. Так, оценочность обладает аксиологической функцией, так как помогает выразить мнение по поводу ценности того или иного действия, события или явления. Функция эмотивности — аффективная, потому что выражает чувства человека. Экспрессивность же обладает прагматической функцией, так как используется для усиления эмоционального воздействия.

Также следует отметить, что данные понятия относятся к разным тектовым категориям, а именно: оценочность относится

к функциональной категории и связана, прежде всего, с категориями ценности и оценки; эмотивность относится к семантической категории и связана с психической стороной деятельности объекта; экспрессивность относится к коммуникативной категории и связана с человеческим мышлением.

Кроме этого разницей в данных понятиях может свидетельствовать тот факт, что для оценочности и экспрессивности не обязателен адресат, в то время как эмотивность предполагает его наличие.

В заключение хотелось бы отметить, что эмоциональная и чувственная сфера являются основой познавательной, социальной и духовной жизни индивида. В связи с этим, эмоции находятся

39

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_____________________________________________№10 (53), 2015г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в центре внимания исследователей из абсолютно разных научных областей: психологии, философии и лингвистики, несмотря на то, что в середине XX века данный аспект совершенно не относился к лингвистике. Большой интерес к изучению эмоций у лингвистов появился тогда, когда произошел переход к антропологической лингвистике, которая при изучении языка учитывает человеческий фактор, его сознание, мышление и эмоции.

Благодаря тому, что эмоции являются предметом изучения многих наук, у ученых появился междисциплинарный характер их изучения. Это в свою очередь помогло привести к интегральному исследованию этого понятия, и получить максимально разностороннюю информацию о значимости, свойствах и функциях эмоций.

Список литературы:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб: Питер, 2001. — 592 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 534 с.

3. Сидоров П.И. Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В 2-х т. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.

4. Якобсон П.М. Психология чувств. — 2-е издание: доп. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 441 с.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.