Научная статья на тему 'Эмманюэль Левинас о различии философских взглядов М. Бубера и г. Марселя'

Эмманюэль Левинас о различии философских взглядов М. Бубера и г. Марселя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
369
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВИНАС / LEVINAS / БУБЕР / BUBER / MARCEL / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ОНТОЛОГИЯ / ONTOLOGY / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / INTERSUBJECTIVITY / INCARNATION / PARTICIPATION / ПРИСУТСТВИЕ / PRESENCE / МАРСЕЛЬ / ВОПЛОЩЕНИЕ / СОГЛАСИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Визгин Виктор Павлович

В статье рассматривается интерпретация, предложенная Э. Левинасом для отношений между Мартином Бубером и Габриэлем Марселем как мыслителями диалога. Расхождения в их взглядах объясняются различиями в подходе к языку. Подход Марселя к философии языка более онтологичен, нежели подход Бубера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the interpretation by Emmanuel Levinas of the relations between Martin Buber and Gabriel Marcel as the thinkers of dialogue. Their views diverges due to the different attitude towards the language. Marcels approach to the philosophy of dialogue is more ontological than Bubers one.

Текст научной работы на тему «Эмманюэль Левинас о различии философских взглядов М. Бубера и г. Марселя»

Визгин В.П.

Эмманюэль Левинас о различии философских взглядов М.Бубера и Г.Марселя

Прежде чем выявлять различие во взглядах этих двух философов Левинас определяет то общее, в чем они сходятся. И Бубер, и Марсель развивают то, что можно назвать философией диалога. Эта философия ставит под вопрос исключительную познавательную значимость логики обоснования или обусловливания. В том, что Левинас называет «метафизикой объективности», Бог дедуцирует в качестве безусловного объекта, исходя из совокупной объективности мира посредством процедуры обоснования. Но философия диалога ставит как раз под вопрос саму объективацию, и даже тематизацию, как единственные исключительные источники осмысленности. Тем самым вообще ставится под вопрос «присутствие бытия для разума, а именно, для чистого разума умозрения» (С. 45). В философии диалога и Бубера, и Марселя смысл и сама возможность понимания вещей не могут больше однозначно связываться с чисто интеллектуальным актом познания. Тем самым философия диалога Бубера и Марселя, говорит Левинас, «свидетельствует, причем непрямым образом, о том кризисе философии, который обнаружился в эпоху между двумя войнами» (С. 47).

Главное отличие близких по своей ориентации философских взглядов Бубера и Марселя, по Левинасу, состоит в их разном отношении к онтологии в связи с языком. «Фундаментальное положение Бубера, - говорит Левинас, - состоит в следующем: в начале было Отношение. А конкретным способом осуществления этого Отношения выступает язык, простирающийся вплоть до само-

Визгин В.П. ЭммАнюэль Левинас о РАЗЛИЧИИ философских взглядов...

го божества... Слово - это между (L'entre-les-deux) par excellence. Диалог функционирует не как синтез Отношения, но как само его развертывание» (С. 38).

Марсель соглашается с интенцией Бубера на интерсубъективность, подчеркивающей фундаментальную значимость «я-ты»-отношения: «Несомненно, - говорит он, - фундаментальная интуиция Бубера, на мой взгляд, сохраняет свою безусловную значимость, но остается вопрос, как она может быть перенесена в план языка без того, чтобы при этом не деградировать. Ведь все дело в том, что такой перенос сталкивается с большими трудностями» (С. 39).1

Расхождение взглядов Бубера и Марселя начинается прежде всего с их разного отношения к языку. Марсель, как считает Левинас, следует здесь за Бергсоном с его недоверием к языку как адекватному средству выражения внутренней жизни духа. «Ведь "я-ты"-связь переживается как сама непосредственность соприсутствия и, тем самым, - поверх слов, поверх диалога. И структура такой непосредственности, - говорит Левинас, излагая точку зрения Марселя, - схватывается Марселем благодаря понятиям "человеческой воплощенности" и "онтологической тайны"» (С. 39). Левинас высоко оценивает идею воплощения (incarnation) у Марселя, называя ее «одной из самых прекрасных спекулятивных конструкций» его философии (С. 40). Но в своем изложении ее он приходит к выводу, что эта идея затмевает у Марселя саму идею диалога, что происходит, по его оценке, как мы сказали, благодаря бергсо-новскому влиянию на французского философа «онтологической тайны».

«Встреча» - более адекватное для Марселя, считает Левинас, понятие, чем «диалог». А она опосредуется именно феноменом воплощенности. Если у Бубера последним словом умозрения выступает Отношение («я-ты»), то у Марселя по ту сторону отношения в центре ее мысли оказывается «со-присутствие, причаст-

1 Бубер здесь цитирует Марселя по изданию Кольхаммера: Philosophen des

20-ten Jahrhuderts. Martin Buber / Hrsg. vom P.A. Schlipp. W. Kohlhammer

Verlag. 1963. S. 35-41. Мы указываем страницу по статье Левинаса.

ность, полагающая любую связь, любое отношение» (С. 41). Но причастность (participation) не есть диалог. Причастность, проявляемая через воплощение, выступает у Марселя как самый главный «интерсубъективный узел». И она действует на внеязыковом уровне, глубже языка. Язык же, считает в своей трактовке философии Марселя Левинас, выступает у него началом отчуждения: в стихии языка живая экзистенциальная коммуникация окаменевает, застывает: «Именно через речь, говоря, мы самым простым образом переходим от Ты к Он, к Это и к объективации другого», - говорит Левинас, отсылая к статье Марселя о Бубере в коллективном сборнике, изданном в 1963 г.

Повторим: отношение, обнаруживаемое тогда, когда я говорю «ты», по Буберу, абсолютно. По Буберу, это отношение есть встреча, происходящая в стихии диалогической речи и только в ней. А по Марселю, язык, речь не могут рассматриваться как стихия такой - абсолютной - встречи. «Марсель противится, - обращает внимание Левинас, - даже самому термину Отношение, которому он предпочитает "встречу" или "напряжение" (Spanhung)». (С. 41.) И поэтому у него отношение замещается более фундаментальным в его глазах концептом онтологической тайны.

Реконструируя мысль Левинаса о различии между Бубером и Марселем, можно сказать, что у Марселя, в отличие от Бубера с его приматом абсолютного Отношения, существует своеобразный теоцентриум: «человеческое "я" у Марселя не является больше ни центральным, ни изначальным, ни конечным пунктом Целого». (С. 42.)

Если Бубер вообще элиминирует гносеологическое измерение встречи, то у Марселя, напротив, выстраивается вместе с ней своеобразная гносеология. У Бубера «лишенное всяких условий событие встречи превосходит и мысль, и бытие. Это, таким образом, - чистый диалог, чистый союз, который не охватывается никаким единым духовным присутствием. И я предан другому не в силу предваряющей близости между нами или нашему субстанциальному единству, но именно потому, что "ты" выступает абсолютно другим». (С. 44.)

Визгин В.П. Эммлнюэль Левинас о различии философских взглядов...

Здесь уместно сравнить самого Левинаса с Марселем. В отличие от Марселя у Левинаса понятие присутствия интерпретируется в контексте «метафизика присутствия», причем присутствие (présence) понимается как позитивное «наличие»2, как «бытие».

Подобный овеществляющий и, значит, снижающий взгляд на присутствие снижает и тему бытия, саму онтологическую интенцию как предельную задачу философского поиска. В этой связи характерны слова Левинаса, говорящие об обращении «Бубера к онтологическим понятиям для описания отношения к Ты» и об его «поиске онтологии, исходя из Я-Ты, как если бы бытие (или бытие существующего) было бы альфой и омегой смысла». Мистическо-апофатический горизонт в теме бытия и присутствия, столь значимый для Марселя, у Левинаса уходит, и выступает план бытия как позитивной наличности, как главной характеристики присутствия. Это объясняется, конечно же, влиянием Хайдеггера в первую очередь. Кстати, ситуация запутывается еще больше, если мы станем переводить его Dasein как «присутствие»: хайдеггерианское подозрение по отношению к «присутствию» как к рудименту «метафизики» тогда будет завуалировано. И Левинас, и Деррида именно это подозрение и уловили у Хайдеггера и безвопросно приняли как несомненное и общезначимое завоевание новой философии. Бытие, как мы видели в приведенных выше словах Левинаса, он ставит под вопрос, а точнее, даже отрицает у бытия его обоснованность быть последним гарантом смысла. Это разведение «смысла» и «бытия» нам представляется сомнительным.

Порвать окончательно с «онтологическим требованием» (термин Марселя) - означает для Левинаса совершить верный шаг на пути к верной философии. Что же означает его настойчивая антионтологическая риторика? На наш взгляд, она свидетельствует о стремлении, представленном у Левинаса ярко, повернуть, говоря языком Тертуллиана, подхваченным Львом Шестовым, европей-

2 Кстати, présence у Деррида Н. Автономова передает именно как «наличие» (см.: Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. С. 15). Однако в словаре Марселя présence обозначает «здесь» отсутствующее, но духовно и таинственно присутствующее.

скую мысль от Афин к Иерусалиму. Марсель, безусловно, принимает частично этот порыв духа как свой собственный, но он, тем не менее, не порывает окончательно ни с интеллектуализмом, ни тем более с онтологизмом. Левинасу не нравится, что Бубер еще прибегает к онтологическому языку3, хотя по сути, как он его толкует, Бубер стоит на позициях чистой этики, или новой этики, что близко и Марселю.

Ключевым словом в интерпретации Левинасом Бубера выступает «ответственность», концепт, безусловно, значимый и для Марселя. Толкуя Бубера, Левинас делает несколько шагов за пределы сказанного им, высказывая свои собственные взгляды, тесно примыкающие к Буберу и, быть может, несколько менее тесно к Марселю. Ведь их обоих он рассматривает как этических мыслителей, как обновителей этики, создающих новую этику, которая «не основывается ни на платоновских идеальных сущностях, ни исходит из предварительной тематизации познания и теоретизирования бытия, по отношению к которым этика выступала бы следствием или неким примыкающим элементом» (С. 50). Новая этика не следует ни из какого универсального закона Разума. Это - этика «гетерономии, но этика не рабства, а служения Богу посредством принятия ответственности за ближнего, того служения, в котором я являюсь незаменимым (С. 50-51).

Библиография

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

Levinas E. Martin Buber, Gabriel Marcel et la philosophie //Levinas E. Hors

sujet. Paris, 1987. P. 33-56. Marcel G. L'anthropologie philosophique de Martin Buber //Bulletin de l'association «Présence de Gabriel Marcel». №14. 2004. P. 5-23. Philosophen des 20-ten Jahrhundrts : Martin Buber. / Hrsg. v. P.A. Schlipp. W. Kohlhammer Verlag. 1963.

3 Дело в том, что сам онтологический язык может быть существенно разным. У Марселя, в частности, он радикально отличен от того языка онтологии, который типичен, например, для томистской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.