Научная статья на тему 'Мартин Бубер и Габриэль Марсель'

Мартин Бубер и Габриэль Марсель Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
362
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРТИН БУБЕР / MARTIN BUBER / ГАБРИЭЛЬ МАРСЕЛЬ / GABRIEL MARCEL / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / EXISTENTIAL PHILOSOPHY / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Визгин Виктор Павлович

В статье дается краткая справка о работах Марселя, посвященных философии Бубера, а также рассматривается глубокое идейное родство двух мыслителей, причиной которого был внутренний резонанс и некоторый общий культурный контекст, обусловленный во многом Первой мировой войной и вызванным ею потрясением духовных устоев европейской жизни и приведший к экзистенциально-диалогическому повороту в философском сознании.The article represents the analysis of the relations between Martin Buber (18781965) and Gabriel Marcel (18891973) including his personal meetings. It is showed the profound similarities of the philosophical thought of these thinkers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мартин Бубер и Габриэль Марсель»

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Визгин В.П.

Мартин Бубер и Габриэль Марсель

Насколько нам известно, у Марселя есть три опубликованных текста, в которых он анализирует философию Бубера. Первый из них помещен в вышедшем по-английски и по-немецки коллективном сборнике работ - Philosophen des 20-ten Jahrhunderts: Martin Buber / Hrsg. vom P.A. Schlipp. 1963. W.Kohlhammer Verlag. S. 35-41. Последний же представляет собой предисловие к французскому переводу главной работы Бубера «Я и Ты», вышедшему в 1970 г. в издательстве «Обье» (Aubier). Наконец самый развернутый, самый значительный из них - лекция Марселя о философской антропологии Бубера. Эта лекция о философии Бубера относится к самому позднему периоду творчества французского философа. Когда Марсель читал ее на симпозиуме, посвященном Буберу, ему было уже 77 лет, и он подводил итоги своим исследованиям, всему своему жизненному пути. Поэтому в этой лекции не стоит искать каких-то новых озарений - они уже пережиты, выражены и развиты. Марсель здесь демонстрирует глубокое понимание философской позиции Бубера, раскрывая свою духовно-интеллектуальную встречу с ним как обнаружение своеобразного творческого родства. Сходство основных идей Бубера и Марселя было столь велико, что сам Бубер одно время даже подозревал французского философа в плагиате у него. Но ничего подобного, конечно, не было. Был типичный для жизни духа резонанс идей, совпадение основных интенций мысли. Оба философа, как и упоминаемый здесь Фердинанд Эбнер и не упоминаемые Михаил Бахтин и Ойген Ро-зеншток-Хюсси, принадлежат к ярким представителям того экзи-

стенциально-диалогического поворота в философии XX столетия, который, на мой взгляд, и по сей день остается востребованным современной культурной и антропологической ситуацией. Сейчас больше говорят о «лингвистическом повороте» в философии. Однако надо отдавать себе отчет в том, что во многом эти повороты перекрываются: ведь темы языка, слова, диалога находятся в самом центре указанного направления мысли. Это видно и по лекции Марселя о философской антропологии Бубера. Упомянутый нами резонанс не был, разумеется, стопроцентным - Марсель отмечает как свои схождения, так и расхождения с Бубером.

«У меня нет учения, - говорил Бубер, - но я веду разговор». Подобно Марселю, «Бубер не был ни академическим философом, ни профессиональным теологом»1. Не только это, но и многое другое у этих мыслителей совпадает. Даже такая «мелочь» как Эразмовская премия, которую Бубер получил в 1963, а Марсель в 1969 году.

Если получение обоими Эразмовской премии - пример совпадений в их биографиях на «выходе» жизненного пути, то не менее знаменательное совпадение имеется и на «входе» в него: и Бубер, и Марсель в четыре года, в самом нежном возрасте, лишаются поддержки своих матерей. Правда, маленький Мартин теряет мать из-за развода ее с его отцом, а вот у Марселя мать умирает от быстротечной болезни. Итак, два подобных опыта, но в них опять же мы видим, как сходство переливается в различие. Ведь именно смерть матери у Марселя стала основой его экзистенциально глубокого интереса к «жизни за гробом»2, к его неотступным размышлениям о бессмертии, о том, как оно возможно. У Бубера, понятно, этой базовой интенции поиска нет. У него - другая судьба. Но, как мы сказали, в ней многое перекликается с жизненным и творческим путем французского философа.

В 20-х г. XX в. в рационалистической эллинизированной культуре Европы произошел всплеск-выброс библейского менталитета.

i

2

Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 436.

La survie - выражение, которое может быть передано и как «сверхжизнь»,

как объемлющая и жизнь, и смерть Всежизнь.

И именно в этом основная причина упомянутого нами резонанса. Масштаб подобного всплеска был столь значителен, что в поле действия его сил попала не только философия и гуманитарное мышление в целом, но и естествознание. Об этом нам пришлось говорить, исследуя совпадения экзистенциальной мысли Марселя и квантово-механической программы Гейзенберга в книге с подзаголовком «От школы подозрения к философии доверия»3. Кстати, тема философии доверия всплывает и в этой лекции Марселя. Он показывает развитие ее у Бубера, подчеркивая, что отсутствие оснований, или рациональных мотивов, для установки доверия еще не означает, что вместе с нею мы оказываемся в плену иррационализма.

«Бубер, - справедливо говорит о нем Григорий Померанц, -один из сильнейших критиков миросозерцания одиночки, не способного выйти за пределы своей обособленности»4. Габриэль Марсель - другой не менее сильный критик того же самого умонастроения, той ложной ориентации духа, которую он обозначал как «монадизм». При этом если Бубер прежде всего опирается на недогматические мистические течения в иудаизме, то французский философ - на христианскую традицию в том ее варианте, который ближе Августину, чем Фоме, ближе мистикам, чем схоластам. И для обоих мыслителей много значили встречи с русской культурой - с Достоевским прежде всего5.

Однажды В.В. Розанов вызвал бурю негодования в литературной среде, обращаясь в одной из своих ранних статей ко Льву Толстому на «ты». И вот его позднее разъяснение этого эпизода: «"Ты" мы говорим Государю, Богу, говорим вообще всякому, получаем право говорить всякому, если говорим с ним под углом Веч-

Визгин В.П. Марсель и Гейзенберг: резонанс творческой мысли//Визгин В.П. На пути к Другому. От школы подозрения к философии доверия. М., 2004. С. 407-445.

Бубер М. Два образа веры. С. 7.

Кстати, у них были общие русские знакомые: Николай Бердяев и Лев Шестов. О связи Габриэля Марселя с русской философией см.: Визгин В.П. Габриэль Марсель и русская философия// Вестник РХД. № 190. 2006. С. 209-236. Более подробно об этом см. в кн.: Визгин В.П. Философия Габриэля Марселя: Темы и вариации. СПб. 2008.

3

ных Беспокойств. А моя статья была такова»6. Под этим же самым углом Вечной Обеспокоенности говорят оба философа Диалога -

Мартин Бубер и Габриэль Марсель.

* * *

При чтении сделанного нами перевода надо помнить о том, что Марсель никогда не имел привычки к академически тщательному указанию источников своего цитирования чужих текстов. Он обычно указывает издательство, приводит номер страницы, но современным научно строгим требованиям цитирования не следует. Мы не стали нарушать этой марселевской традиции, ибо понимаем, что она - неотъемлемая часть стилистики его философской речи, для которой важно напряжение мысли, обнаружение в ней самого существенного, а не фактографическая точность в указании использованных материалов.

Мы ограничились краткими и немногочисленными примечаниями. Переводы и пояснения иноязычных выражений даются нами в подстрочных примечаниях, а содержательные примечания вынесены в конец текста перевода.

Ссылки на литературу в конце цитат, содержащихся в тексте Марселя, даются так, как это сделано самим автором данной лекции.

Лекция «Философская антропология Мартина Бубера» была прочитана Габриэлем Марселем 22 февраля 1966 г. на симпозиуме, посвященном Буберу, проходившем в Институте социологии Свободного университета Брюсселя. Через два года после ее прочтения она была опубликована в Бельгии. Специально философию Мартина Бубера Марсель анализирует также в своем предисловии к французскому переводу книги «Я и Ты», вышедшему в свет, как уже было сказано, в 1970 г. в издательстве «Обье». Перевод указанной лекции французского философа сделан нами по ее последнему изданию: Marcel G. L'anthropologie philosophique de Martin Buber// Bulletin de l'Association «Presence de Gabriel Marcel», № 14, 2004. P. 5-23. Мы сохранили в скобках отсылки Марселя, сделан-

6 Розанов В.В. Литературные изгнанники. Н.Н. Страхов. К.Н. Леонтьев. М.,

2001. С. 140.

ные им при цитировании. Примечания переводчика приведены постранично.

В дополнение к переводу лекции Марселя мы подключаем к его диалогу с Бубером Левинаса, который провел сравнительный анализ их философских взглядов. Это позволит читателю расширить и углубить проблемное поле мысли, создаваемое всеми этими философами диалога. Подключение третьего голоса к этому диалогу мы представляем в виде краткого аналитического обзора доклада Эмманюэля Левинаса, сделанного им в январе 1978 г. на коллоквиуме, посвященном Буберу и организованном университетом Бен Гуриона (Израиль) «Мартин Бубер, Габриэль Марсель и философия». Текст доклада впервые был опубликован в журнале «Revue internationale de philosophie» (№126), а затем вошел в книгу эссе и выступлений Левинаса: Lévinas E. Martin Buber, Gabriel Marcel et la philosophie H Lévinas E. Hors sujet. / Éd. Fata Morgana. P., 1987. P. 33-56. Это издание и было использовано нами при составлении обзора; в скобках при цитировании даются номера страниц, отсылающие к данному изданию.

Библиография

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Визгин В.П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия. М., 2004.

Визгин В.П. Философия Габриэля Марселя: темы и вариации. СПб., 2008. ПомеранцГ.С. Встречи с Бубером //Бубер М. Два образа веры. М., 1995. Розанов В.В. Литературные изгнанники. Н.Н. Страхов и К.Н. Леонтьев. М., 2001.

Philosophen des 20-ten Jahrhunderts: Martin Buber / Hrsg. v. P.A. Schlipp. W. Kohlhammer Verlag. 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.