Эмираты глазами архитектора: визит в будущее
Аннотация
«Визитная карточка» любой страны, по которой судят о научно-технологическом потенциале, культурных достижениях и финансовых возможностях державы, - это именно архитектурный «эксклюзив».
Коротич
Андрей
Владимирович
Доктор архитектуры, Заслуженный изобретатель России, профессор
В настоящее время четко обозначены пять центров перспективного развития мировой архитектуры: 1. Юго-Восточная Азия - Китай. Япония. Индия. Гонконг. Тайвань. Малайзия. Корея. Сингапур; 2. Ближний Восток - Объединенные Арабские Эмираты. Кувейт. Бахрейн. Саудовская Аравия. Катар: 3. Северная Америка - США. Канада; 4. Австралия; 5. Западная Европа - Великобритания. Германия. Франция. Испания.
Ближний Восток из упомянутых выше пяти зон планеты занимает особое положение. Там современная архитектура получила наиболее интенсивное развитие.
Еще треть века назад на побережье Персидского залива и Красного моря стояли лишь ветхие хижины рыбаков и ловцов жемчуга, шатры бедуинов. С открытием мощных нефтяных месторождений в 1962 г. и последующим образованием в 1971 г. нового государства - Объединенных Арабских Эмиратов - в мире появилась перспективнейшая зона строительства. где слагаются важнейшие факторы. способствующие динамичному развитию современной архитектуры: высокий уровень национальных и корпоративных амбиций, значительные инвестиции, благоприятные климатические условия, развитые международные коммуникации (бизнес, торговля, туризм).
И сегодня, по прошествии чуть более 35 лет со дня образования ОАЭ. знаменитые на весь мир сооружения этого государства могут служить ярким примером того, насколько велико значение нефтедолларов в сочетании с продуманной архитектурной политикой для стремительного развития современной символической архитектуры страны.
Правители государств Персидского залива рассматривают уникальные здания как сим-
волы национального развития и престижа, а поэтому уделяют большое внимание современной архитектуре застройки, привлекая для проектирования выдающихся и высокооплачиваемых архитекторов из различных стран.
В ОАЭ. Кувейте. Бахрейне и Саудовской Аравии создается режим наибольшего благоприятствования развитию уникальной выразительной архитектуры для привлечения зарубежных инвестиций, развития международного туризма и бизнеса.
Пересев с верблюдов в джипы, арабы быстро поняли: чтобы иметь высокие и стабильные доходы, а также динамичные темпы социального развития, прибыль от продажи нефти (запасов которой в Персидском заливе хватит еще лет на 30) необходимо куда-то вкладывать. Социально-экономические приоритеты таких вложений были определены. В целях инвестиционной привлекательности страны для бизнеса и туризма правительством Эмиратов было принято решение к 2020 г. сделать страну мировой туристической Меккой, где качество экзотической архитектуры отелей, финансовых центров, спортивных сооружений. университетов и жилых комплексов наряду со статусом страны как свободной экономической зоны и грает определяющую роль, отражая соответствующий уровень жизни.
В 1999 г. состоялось торжественное открытие шедевра мировой архитектуры, мгновенно прославившего крошечные Эмираты и ставшего их символом, размещенным на юбилейных монетах - знаменитого семизвездочного 321-метрового отеля «Бурж аль Араб», построенного на искусственном острове. И это была лишь «первая ласточка», далее последовали проекты трех «Пальм» и «Мира» (системы искусственных островов около побережья для строительства престижных вилл), проект «Dubai Waterfront» (огромный насыпной по-
луостров за портом Джебель Али), а также строительство самого высокого здания в мире - 800-метрового небоскреба «Бурж Дубай», олицетворяющего развитие современной цивилизации. Строится уникальное по архитектуре дубайское метро, ускоренными темпами застраивается «аллея небоскребов» - Шейх Заид Роуд, центральная магистраль Дубай, которая является своеобразным «испытательным архитектурным полигоном» для строительной апробации удивительных по формам и впечатляющих по размерам зданий (высота «Эмирате Тауэре» - 350 м; высоты построенных в 2007 г. соседних зданий мало им в чем уступают - от 270 до 333 м). При этом, гуляя по Шейх Заид Роуд. не ощущаешь «гнетущего давления высоты» (широко распространенное в России заблуждение, связанное с восприятием «высоток»).
И по сей день Эмираты продолжают удивлять мир реализацией самых масштабных строительных проектов: в скором времени начинается строительство высочайшего спирального здания мира - 300-метровой жилой башни «Infinity Tower», а также 200-метрового небоскреба с непрерывно изменяемой формой внешней оболочки.
В развитие транспортной инфраструктуры Эмиратов (сложнейшие развязки, повышение качества дорожного покрытия, строительство скоростного монорельсового транспорта) ежегодно вкладывается более 12 млрд. долларов.
Каких только чудес не увидишь на эмиратских «Cityscape» - самых впечатляющих архитектурных выставках мира, где представляют свои работы самые выдающиеся и прославленные зодчие Америки и Западной Европы! И все это успешно реализуется в стране, которой еще четыре десятка лет не было на карте мира, а теперь каждый десятый житель - миллионер.
Неправильно, однако, думать, что архитектурно-строительный комплекс Эмиратов идеален и лишен каких-либо недостатков. В целом ряде случаев имеет место низкое качество монтажа остекления витражей и отделки фасадов зданий композитными алюминиевыми панелями (объективности ради необходимо отметить, что отдельные современные здания Екатеринбурга по качеству монтажа остекленных и композитных
Современные архитектурные сооружения Дубая (снимки Коротича А.В.).
фасадов не уступают лучшим зданиям Ближнего Востока).
Очевиден и тот факт, что динамичное развитие современной актуальной архитектуры культивируется в основном в Дубай: остальные Эмираты, включая и столичный Абу Даби. более консервативны и отдают предпочтение использованию традиционных национальных мотивов, далеко не всегда уместных и удачно «звучащих* в контексте современной архитектуры.
Однако в стране, где современные архитектурные сооружения являются главной национальной гордостью и наглядным отражением социального и технического прогресса. данные недостатки - весьма существенный стимул для дальнейшего прогресса всей архитектурно-строительной и инвестиционной системы.
Чрезвычайно важным фактором динамичного развития современной архитектуры Ближнего Востока является полное отсутствие какого-либо «архитектурного диктата* со стороны властных структур. Чиновники муницепалитетов (включая мэров и главных архитекторов!) не имеют права «диктовать» застрой-щикам-инвесторам архитектурный облик проектируемого объекта либо корректировать его архитектурную концепцию, утвержденную будущим владельцем. Единственное ограничение. наложенное генпланом, это предельная высота здания в данном конкретном месте застройки, обусловленная как грунтовыми условиями так и расположением траекторий снижения самолетов (например, в пределах городских границ Дубай расположены два международных аэропорта). В остальном же застрой-щи ку-зем л ев л а де л ьцу п редоста в л я -ется полная свобода выбора. Такое отсутствие административного давления. с одной стороны, способствует появлению оригинальных и амбициозных проектов, позволяющих как заказчику так и архитектору полностью самовыразиться: с другой стороны - устраняет почву для взяток (выбранные заказчиком для реализации эскизы здания никто «наверху* не утверждает). При этом государственная техническая экспертиза полного рабочего проекта осуществляется самым строгим образом.
Существенным фактором быстрого обновления городского архитектурного облика является весьма радикальное отношение населения
Архитектурные концепции многофункциональных высотных комплексов, выполненные для Правительства Дубая
Автор: Коротич А.В.
к постройкам - считается, что время полноценной «жизни* обычного жилого дома не должно превышать 30 лет. Понятие «реконструкция* в странах Персидского Залива отсутствует: порой можно наблюдать, как вполне функционально пригодное, но по мнению владельца уже морально устаревшее здание, стоящее миллионы долларов, в считанные дни полностью сносится, и на этом месте сразу же начинается строительство нового здания с «престижной и новомодной» архитектурой. Вследствие такого своеобразного подхода архитектура большинства ближневосточных городов представляет собой периодически изменяющуюся пеструю смесь из абсолютно разностильных и разновысоких зданий -именно это и определяет сущность «местного архитектурного колорита», который отнюдь не лишен очарования.
В сегодняшней России архитектурный эксклюзив воспринимается заказчиками (да и самими архитекторами) как дорогостоящая блажь, позволить себе которую могут из соображений престижа клиенты, не знающие, куда потратить лишние деньги.
Спецификаэкономическойситуа-ции в стране такова, что социальный заказ на креативную архитектуру высокого уровня предельно ограничен. Российские инвесторы, управляющие гигантскими финансовыми потоками (в строительной сфере), пускают их на что угодно, только не на архитектурный эксклюзив. И это при том. что. по данным журнала «Forbes*, в России в 2007 г. официально зарегистрировано более 60 миллиардеров и мультимиллиардеров! А российские запасы нефти, газа, полезных ископаемых, леса, а также рыбные ресурсы на порядки превышают арабские!
Многолетнее господство функционализма. боязнь смелых и нестандартных решений, а также отсутствие надлежащих инвестиций в Архитектуру обусловили унылость и однообразие градостроительной среды большинства регионов России.
Сегодня жесткое административное управление Архитектурой обусловливает зависимость облика возводимых зданий от вкуса и квалификации чиновников, утверждающих архитектурные концепции к реализации и являющихся «законодателями моды» на местах. Зачастую архитектору прямо указывают, как здание должно выглядеть, а как - нет
(традиция указывать берет начало в 20-х годах прошлого века, когда власть имущие по своему усмотрению «назначали» стиль архитектуры целого государства).
В своем интервью Президент Союза Архитекторов России академик Ю.П. Гнедовский с сожалением указал. что. увы, «сегодня Россия не входит в число великих архитектурных держав». А ведь основная причина этого - концептуальная слабость российской архитектуры, неспособность ее удивлять новыми художественными находками. Очевидно, что концептуально слабая архитектура в принципе не способна достойно конкурировать с технологически развитым архитектурно-проект-ным комплексом Запада и Востока и вынуждена плестись у них в хвосте, подпитываясь уже известными композиционными идеями.
Четко обозначенное отношение российских государственных органов к проблемам Архитектуры (отмена Государственных премий в области архитектуры и нежелание отмечать достижения отечественных зодчих в номинациях категории «Искусство») определяет сегодняшний социальный статус зодчества как профессии. Стоит ли говорить, что сегодня развитие архитектуры не относится к разряду социально и экономически приоритетных программ российской государственной политики.
Можно определенно указать наиболее характерную черту, определяющую характер российской архитектуры постперестроечного периода - инвестиции в «Архитектуру». как качественную художественно-эстетическую характеристику зданий и сооружений, на порядки меньше инвестиций в материальную строительную субстанцию (российскому строительному «буму», который действительно имеет место в настоящее время, отнюдь не сопутствует «бум» архитектурный). Лауреат Прицкеровской премии знаменитый архитектор Фрэнк Гэри в этой связи очень верно отметил: «В наших городах много зданий, но мало Архитектуры».
А это означает, что российские туристы еще долго будут ездить за архитектурной экзотикой в Арабские Эмираты, отчасти справедливо полагая, что в нашем суровом «медвежьем углу» по определению ничего оригинального и привлекательного быть не может.