М. П. Соболев
Руководитель Международного научно-творческого объединения «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова, председатель попечительского совета библиотеки №17 им. Н.М. Рубцова г. Архангельска, член РОО «Вологодский союз писателей-краеведов», почётный работник высшего профессионального образования РФ, член Союза журналистов России, член Русского географического общества, г.
Архангельск
Р. С. Ерёменко
Заместитель руководителя МНТО «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова, член и секретарь попечительского совета библиотеки №17 им.
Н.М. Рубцова г. Архангельска, член РОО
«Вологодский союз писателей-краеведов», помощник заместителя председателя Архангельского облсобрания депутатов, председателя комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления И.А. Чесноко-ва, член Русского географического общества, г. Архангельск
Посвящается 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова
Емецк - место рождения, Никольское - малая родина, творчество - духовная родина Николая Рубцова
ды.
В статье авторы приводят результаты своих исследований и делают собственные выво-
Ключевые слова: деревня, труд, гениальные и народные русские поэты, пьедестал народного поэтического престижа, место рождения, малая родина, духовная родина
Вечные корневые русские вопросы: кому на Руси жить хорошо; с чего начинается Родина; что является национальной идеей страны и как нам обустроить Россию - обсуждают все везде и всегда. Но никто никогда и нигде не ставил такого вопроса: что является матерью и отцом Беларуси и России?, а тем более и не ответил на него. Это сделал Р.С. Ерёменко, статья которого стала настоящим открытием. Он установил «родителей» Беларуси и России.
На ГУмеждународном (белорусско-российском) литературном конкурсе «Достигают счастья лишь в пути ... (Николай Рубцов: известный и неизвестный)», посвящён-
ном 80-летию со дня рождения гения русской поэзии, победителем в двух номинациях (золотой дубль!) «Публицистика» и «Научно -исследовательская работа» стал Р.С. Ерёменко.
Искания автора увенчались успехом: открытие случилось! Стихотворение Н.М. Рубцова «Острова свои обогреваем.» его просто обожгло! Пятое (последнее) четверостишие звучит так:
Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой - деревушка,
Может быть, вот этот уголок .
Просто гениально!
После потрясающей находки уместно было задаться вопросом: а кто отец России? Найти ответ было намного легче. В поэме К.М. Симонова (1915-1979) «Пять страниц» Р.С. Ерёменко прочёл следующие жизнеутверждающие строки:
Человек выживает, когда он умеет трудиться.
Так умелых пловцов на поверхности держит вода.
Немного позже, читая 67-й том серии «Великие поэты», на 140-й странице у знаменитого автора всенародно любимых песен «Оренбургский пуховый платок», «Ой, снег-снежок», «На побывку едет молодой моряк», «Лён, лён, лён», «На Мамаевом кургане», «Я назову тебя зоренькой», «Гляжу в поля просторные» Виктора Федоровича Бокова в его стихотворении «Я связан с землею дождями, дорогами...» Р.С. Ерёменко обнаружил подтверждение своему умозаключению:
Я связан с землёю певучестью слова,
Железом насыщенных жилистых руд
И той нестареющей вечной основой,
Названье которой - работа и труд!
Р.С. Ерёменко сделал верный вывод: труд - отец России. «Так и в жизни: только трудолюбивая, полная семья - первооснова Родины, источник рождения национальной души - может быть счастливой!» [1, с.215].
В статье «Целительный родник поэзии Николая Рубцова и Иосифа Бродского», опубликованной в научном журнале «На пути к гражданскому обществу» (2020. №2(38), С.78 - 88.) МП. Соболев и Р.С. Ерёменко впервые заявили: гениальные и народные русские поэты А.С. Пушкин, С.А. Есенин и Н.М. Рубцов - поэты православного народа (в своих стихах они не выражают православную идеологию (не декларируют и не призывают), а выражают душу православного народа, заняв «пьедестал народного поэтического престижа». «В наших утверждениях («гениальные и народные русские поэты» и «пьедестал народного поэтического престижа») заключается новизна и оригинальность статьи» [2, с.85].
Продолжая исследование по изучению и сохранению творческого наследия Н.М. Рубцова, мы обратились к самой полной и обстоятельной биографии поэта - книге Н.М. Ко-няева «Николай Рубцов» (второе, дополненное, исправленное и переработанное издание в серии «ЖЗЛ», 2015).
«Семья Рубцовых поселилась в Емецке (Сейчас Емецк относится к Архангельской области, но на момент рождения Николая Рубцова Вологодская и Архангельская области всё ещё были объединены в одну Северную область. Разделение произошло лишь в 1937 году) в красивом доме, повернувшемся фасадом к старинному - из Архангельска в Москву - тракту» [3, с. 9].
«Вскоре после рождения Николая Михаила Андриановича назначили помощником начальника райтрансторгпита по кадрам, и семья переехала в Няндому» [3, с.10].
К сожалению, Н.М. Коняев (1949 -2018) допустил небольшие неточности. Судите сами. «В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 14 января 1929 года «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» был образован Северный край в составе Архангельской, Вологодской и Северо-Двинской губерний и автономной области Коми (Зырян). Краевым центром стал Архангельск.
5 декабря 1936 года автономная область Коми была преобразована в автономную советскую социалистическую республику. В связи с этим край стал именоваться Северной областью, которая в 1937 году разделилась на две самостоятельные области: Архангел ь-скую и Вологодскую. В состав Архангельской области кроме бывшей Архангельской губернии (в границах 1928 года) вошли также два бывших уезда Вологодской губернии -Вельский и Каргопольский и девять районов бывшей Северо-Двинской губернии» [4, с.11].
Н.М. Рубцов родился в с. Емецк (центр) Емецкого района Северного края (ныне с. Емецк Холмогорского района Архангельской области).
10 февраля 2016 года на официальной церемонии вручения наград во время открытия XXIII Минской международной книжной выставки-ярмарки победитель IV международного (белорусско-российского) литературного конкурса «Достигают счастья лишь в
пути ... (Николай Рубцов: известный и неизвестный)» , посвященном 80-летию со дня рождения гения русской поэзии, в номинации «Проза» Н.М. Коняев поблагодарил авторов статьи (М.П. Соболева и Р.С. Еременко) за допущенную им неточность.
Мы благодарны заместителю директора ГБУ Архангельской области «Государственный архив Архангельской области» кандидату исторических наук В.Г. Трофименко за консультации и предоставление документов по данному вопросу.
Делаем вывод: с. Емецк - место рождения, а не малая родина Николая Рубцова (его мать Александра Михайловна (в девичестве Рычкова) была беременна, когда Рубцовы приехали в с. Емецк). Место рождения и малая родина - понятия не идентичные. Для сведения: М.В. Ломоносов в 19 лет ушел из д. Мишанинская (ныне с. Ломоносово) в Москву с обозом, а с. Ломоносово справедливо считают местом рождения великого ученого. «Среди российских ученых, удостоенных высокого звания академика, посещать место рождения первого (М.В. Ломоносова. -Прим.авт.) из них стало доброй традицией» [5, с.31].
Заведующая библиотекой с. Биряково Тотемского района Вологодской области Т.Н. Линькова в журнале-сборнике сценариев для библиотек школ «Читаем, учимся, играем» (№12, 2005 г.) пригласила старшеклассников на музыкально-поэтический вечер, посвященный Николаю Рубцову, где знакомит с биографией и творчеством поэта: «Николай Михайлович Рубцов родился не там, где ему было уготовано природой. А мать-природа готовила это место долго и старательно. Она пестовала лес и поле, шлифовала холмы и горушки, пустила между ними речку с чудесным названием Стрелица. Сыпнула из горсти веселых птиц и мелкого зверья. Тропинки извилисто пролегли с горки на горку, от речки к лесу.
По одну сторону речки - Спасская церковь, венчавшая и крестившая русских крестьян, предков поэта.
По другую сторону - срослись на угорье две деревни - Самылково и Денисково. Почти каждый дом был как крепость семейная - велик и красив. Неповторимые северо-русские скаты крыш, венцы. Благословенные места Биряковской волости, Тотемского уезда Во-
логодской губернии. Здесь и было в недавнюю старину, как говорится, полдеревни Рубцовых! <...>
Жилось в деревне Рубцовым тяжело, они решили перебраться в город, уехали из родных мест в Вологду. А за 3 месяца до рождения Коли семья переехала в Емецк. В Емецке и родился поэт. Это большое село в Архангельской области стоит у впадения реки Емцы в Северную Двину. Но и здесь семья долго не задерживается. <.>
Если бы жизнь нашей страны текла ровно, без потрясений, то Коля Рубцов родился бы в Самылкове и бегал бы в гости к Кла-довщиковым, купался бы в речке Стрелица, помогал бы отцу на сенокосе. Дразнили бы паренька, как и других «завотчиной» - живет за рекой Вотчей, а иногда еще точнее «стре-личиной» кликали бы.» [6, с.33].
Член Союза писателей России С.П. Багров пишет: «Уроженка деревни Самыл-ково Галина Рубцова была крайне восхищена, когда о Николае Рубцове заговорили как о ниспосланном сверху певце России, выше которого не мог быть даже Сергей Есенин. Неужели его настоящая родина не в Емецке, где он родился, не в Няндоме, Вологде и Николе, где прошло его детство, а в той притягательной деревеньке, откуда была она родом сама? Вот что Галина Рубцова в своей книге «Под куполом синих небес» нам сообщила:
«В нашем селе (имеется ввиду Биряко-во, расположенное в полутора километрах от Самылкова - С.Б.) жили десятки Рубцовых, но никому и в голову не приходило считать поэта Николая Рубцова земляком и даже однофамильцем. Это было совсем другой Рубцов - далекий, таинственный. <.>
Спустя какое-то время у меня в руках появился сборник стихов Николая Рубцова. Это стало для меня событием. Моментом взросления и началом постижения тайны творчества и личности Поэта Николая Рубцова.»
Вот так признаются в любви к настоящей русской поэзии прекрасные вологжан-ки. Благо сейчас, как никто, мы осознаем, каким большим был Рубцов, подаривший своей прародине не только фамильную славу, но и желание ныне живущих обязательно посетить этот край.
Так и хочется вместе с Галиной Рубцовой воскликнуть: «Приезжайте сюда, где пахнет родной Россией, к которой всегда торопился поэт. Приезжайте на открывшиеся здесь тропы имени Николая Рубцова. Тропы идут по самым красивым местам Вологодской земли. Возле проворной речушки Стрелицы, по её берегам, занятым травами и цветами, по селеньям Кульсеево, Спасское, Самылково, Биряково. Всё это надо увидеть собственными глазами! Дабы почувствовать таинство связи между нашей душой и душой поэта, который с каждым годом становится нам всё ближе и ближе» [7, с.68].
Краевед, представитель рода Рубцовых (Вологодский рубцовский центр), руководитель ЗАО «Биряковское» Г.Б. Прохорова (Рубцова) знакомит читателей с итогами своих исследований: «Особой чудесной страной, страной крестьян и поэтов» назвал биряковские края, что в сотне километров от Вологды в сторону Тотьмы, известный исследователь жизни и творчества Николая Рубцова Вячеслав Сергеевич Белков. Действительно, с этой удивительной землёй связаны многие в прошлом известные в литературе имена (А. Романов, В. Коротаев), но обнаружение им в 90-х годах прошлого века «первой, кровной родины» великого русского поэта Николая Рубцова деревни Са-мылково - стало настоящим открытием. «Самылково, сокольское Присухонье - это родина предков, первая и во многом решающая родина для творческого человека, это сам дух земли», - писал Белков в главе «Одна поездка» «Повести о Вологде» <...>
Представители одной из ветвей генеалогического древа Рубцовых никогда не покидали свою малую родину, живут на ней и сегодня. Среди биряковских земляков их можно выделить по внешним приметам: стройные, смуглые, с быстрыми, подвижными чёрными глазами. По характеру -упрямые, независимые, правдивые, в отношении к жизни - трудолюбие в сочетании с творческим её преобразованием. <...>
Общепризнано, что Николай Михайлович Рубцов - великий русский народный поэт, но на самом деле всё гораздо выше и масштабнее. В роде Рубцовых, частицей которого является сам поэт, как в капле воды
отразился весь ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД!» [8, с.69, с.72].
Согласно генеалогическим таблицам и исследованиям М.В. Сурова и Д.А. Пшени-цына, дома - родовые гнёзда предков Николая Рубцова почти всегда строились и существовали в деревне Самылково Биряковской волости Тотемского уезда Вологодской губернии. «Дом, в котором родилась А.М. Рубцова (Александра Михайловна - мать Николая Рубцова. - Прим. авт.) находился в деревне Кульсеево, а супруг (Михаил Андриа-нович - отец Николая Рубцова. - Прим. авт.) привёл её в дом своего отца (Андриана Васильевича Рубцова. - Прим. авт.) в деревню Самылково не раньше конца 1921 года, но уже в 1929 году они покинули родные края. От силы восемь лет прожили родители Николая Рубцова в Самылкове. А тогда возникает вопрос о необходимости ставить новый дом для молодожёнов. Отца Михаила Рубцова не стало в 1920 году, в доме хозяйствовала только Раиса Николаевна (Р.Н. Рубцова (в девичестве Тюрнина) - супруга А.В. Рубцова, бабушка Николая Рубцова. - Прим. авт.). Дом был не старый ещё, возможно, Михаил привёл его в порядок, заменив прогнившие венцы и постройки. В любом случае - это родовой дом Рубцовых, видимо, так его и надо называть» [9, с.91].
Член Союза писателей России Л.Н. Вересов предполагает: «... вероятно, до августа-сентября 1935 года семья хозяйственника Рубцова проживала на улице Урицкого (г. Вологды. - Прим. авт.). Дом под номером 10 вряд ли сохранился. В этом убеждают фотографии довоенной улицы и размах нового строительства на Урицкого в 60-е годы, когда деревянных зданий практически не осталось. А жаль, именно по этому адресу должен был бы появиться на свет будущий поэт. Но судьба распорядилась иначе, и родился он через три месяца после переезда семьи в Архангельскую область в село Емецк, куда перевели по службе Михаила Рубцова, 3 января 1936 года» [9, с.87].
«Родился в 1936 году в Архангельской области, но всё детство провёл в селе Никольском Тотемского района Вологодской области. Там закончил семилетку.» [10, с.61].
«Здесь в селе Никольском Тотемского района Вологодской области и суждено было
провести Коле Рубцову целых 7 лет - детство и отрочество. Никольское для Рубцова - родная деревня» [6, с.34].
Автор первой книги о Н.М. Рубцове «Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта», написанной в 1975 году и изданной в 1976-м, В.В. Кожинов утверждает: «Село Никольское (или, как позднее назвал его Николай Рубцов в стихах, «деревня Никола»), расположенное среди лесов и болот на правом притоке Сухоны, реке Толшме, стало настоящей родиной поэта. Он жил здесь безвыездно с семи до четырнадцати с половиной лет, и природа и быт этого глухого уголка северной Руси навсегда вошли в его душу как изначальная основа. Позднее, после своих многолетних скитаний по стране, Николай часто приезжал сюда и подолгу жил в Никольском; здесь он обрел семью (его дочь и сейчас живет в этом селе). Десятки лучших стихотворений поэта неразрывно связаны с природой и людьми этой его «малой родины» [11, с.9].
Член Союза писателей России С.П. Багров размышляет: «Бывал ли Николай Рубцов на родине своих предков, на речке Стрели-це, что впадает в Сухону, на левом ее берегу, пробираясь сквозь заросли тальника и луга к вольным водам большой судоходной реки? Полагаю, что не бывал. Иначе бы каждое лето, очарованный сказочными местами, стремился сюда, к малой родине, на которой жили все его предшественники по роду» [12, с.66].
Директор МБУК «Тотемское музейное объединение» (г. Тотьма Вологодской области) А.М. Новоселов в статье «Школьный музей поэта Николая Рубцова в Тотьме: вехи истории» приводит воспоминания учителя русского языка и литературы Тотемской средней школы №1, создателя кабинета-музея Н.М. Рубцова М.А. Шананиной (своей бабушки) о праздновании 17-18 января 1986 года 50-летия Н.М. Рубцова. Главными гостями юбилейного мероприятия стали бывшие товарищи Н.М. Рубцова по Никольскому детскому дому, воспитатели и воспитанники, которые не виделись 35 лет. «Гости знакомились с книжными выставками и документами. На древнюю тотемскую землю, свою малую родину, после длительной 35-летней разлуки приехали они, чтобы почтить память своего знаменитого товарища,
встретиться и поговорить с дорогими людьми, которые заменили им родителей в те далекие годы - воспитателями А.И. Корюки-ной, Е.И. Семенихиной, Л.М. Шишкиной и другими» [13, с.216].
(В 2016 году, в дни 80-летия поэта, на встрече у тотемского памятника Н.М. Рубцову М.А. Шананина была награждена первой в России медалью «Николай Рубцов. 1936 - 1971» от имени РОО «Вологодский союз писателей-краеведов» за выдающийся вклад в пропаганду творческого наследия поэта-земляка).
Музей одного стихотворения Николая Рубцова «Русский огонек» откроется в деревне Аникин Починок Тотемского района Вологодской области в отремонтированном доме М.И. Богдановой в январе 2022 года. Он станет частью Тотемского музейного объединения. Все стало возможным благодаря выигранному президентскому гранту. Три миллиона рублей потратят на приведение в порядок мест, связанных с жизнью Н.М. Рубцова.
Об историческом событии известила корреспондент «Российской газеты» С. Цыганкова: «Этот дом занимает особое место в жизни и творчестве поэта Николая Рубцова. В один из холодных зимних вечеров он, приехав из Москвы на свою малую родину, шел пешком с железнодорожной станции Гремя-чий в село Никольское. Но по пути замерз, так как одет был легко, и в одном из домов в деревне Аникин Починок увидел свет. Взял курс на огонек, постучался. Радушная хозяйка Мария Ивановна Богданова не оставила гостя на пороге. Пригласила в дом, накормила и даже дала валенки» [14, с.8].
Старший педагог дополнительного образования МАУ ДО «Дом детства и юношества «Дом знаний», г. Череповец Вологодской области Л.С. Беляева свидетельствует: «Николай Рубцов о Сергее Орлове написал: «Мы слышим в вечности друг друга и различаем голоса». Поистине бессмертна человеческая душа.
Отрадно, что память о поэтах чтится в стране и на их малой родине» [15, с.180].
Член Союза писателей России, Союза журналистов России Г.А. Сазонов образно сравнил: «Село старинное на берегу извилистой речки Толшмы, когда-то крупный торговый центр, сохранившее о том предание, явилось отправной точкой в жизни и творчестве
Рубцова. Здесь изумительная окрестная природа и стала для него Ариной Родионовной, стала «божеством». Где бы и кем бы он ни был - абитуриентом в Риге, матросом тралфлота в Архангельске, рабочим в Ленинграде, студентом Литинститута в Москве, поэтом в Вологде, проезжим на Алтае - неизменно возвращался в Николу, как птица в родное гнездо» [16, с. 42 - 43].
Во вступительной статье «Огонь из слова» к книге «Рубцов Николай Михайлович. Стихотворения» из серии «Русский Север», изданной в Северо-Западном книжном издательстве 1985 году, писатель и литературный критик В.А. Оботуров (1938 - 2008) без сомнения утверждает: «Село Никольское на реке Толшме, близ Тотьмы, в краю необозримых лесов и болот, стало родиной поэта. Здесь он окончил семилетку, начал учиться в лесотехническом техникуме. <...> В конце 1964 года он уже у себя на родине, в селе Никольском» [17, с.6, с.10].
Малой родиной Н.М. Рубцова, храмом его души, душевным стержнем стала Тотем-ская земля, с. Никольское. Он заполнил храм своей души чистотой, святостью, светом. «Свет в поэзии Николая Рубцова - это душа мира и в то же время истинное содержание человеческой души, «святое» в ней. В стихии света мир и человеческая душа обретают единство, говорят на одном «языке» [18, с.98]. «Покинув родную деревню в четырнадцать лет, он возвратился туда - и фактически и духовно - только уже вполне взрослым, почти тридцатилетним человеком» [18, с.51].
Исследователь из г. Череповца Е.Б. Ни-канорова подробно изучила самый плодотворный этап в творчестве Николая Рубцова -Никольский период с 1963 по 1965 год. «Кроме того, можно назвать стихотворение «Два пути», написанное в Никольском в 1950 году, и стихотворение «На Родину!», созданное в 1962, когда поэт после 11 лет отсутствия приехал в Николу. Тем не менее, центральное место никольского периода - это июль, август, сентябрь 1963 года, июль - декабрь 1964 года, июль - ноябрь 1965 года. Чуть больше одного года, 14 месяцев, - и поэтом созданы десятки стихотворений, многие из которых стали лучшими образцами русской классической поэзии, написаны многочисленные письма друзьям» [19, с.35].
А сейчас предоставим слово самому Н.М. Рубцову: «.Село это культурное: выписывает всевозможные газеты. Я тоже иногда читаю их» [20, с.32].
«Вы пишете, что на Вас странное впечатление произвело стихотворение «Воспоминание». А мне, хочу признаться, странным кажется Ваше впечатление. Что искусственного в том, что первые раздумья о родине связаны в моих воспоминаниях с ловлей налимов, с теми летними вечерами, какие описаны в стихотворении?
Я чувствую, что люблю свою деревню, реку, где можно ловить налимов, где полощется заря и отражаются кусты смородины, люблю всё, что вижу вокруг, и, грешен, не подозревал, что эта любовь неестественна, поскольку она не связана с такими понятиями, как «целина», «спутник», «борьба за мир», «семилетний план» [21, с.24].
«.Стихи пишутся вроде бы легко. За несколько дней написал около двадцати стихотворений» [22, с.30].
«. За это время написал уже тридцать с лишним стихотворений. По-моему, есть там и хорошие» [23, с.31].
«Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и плохие и есть вроде ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас. По-моему, совсем не обязательно в лирике употреблять современные слова. Современное слово «трактор», например, через десяток-другой лет может звучать уже архаично, как преходящая обыденность. В общем, было такое настроение, а что дальше - видно будет. [24, с.33].
Известный писатель, критик, литературовед В.А. Оботуров анализирует: «Во многих стихотворениях Николая Рубцова предстаёт трудовая деревня («Жар-птица», «Острова свои обогреваем», «Жара» и др.). Трудолюбие, стойкость в испытаниях, уважительное отношение людей друг к другу, приветливость, безусловная и истинная доброта - те нравственные достоинства, которые видит поэт в своих немногословных героях. Эти свойства народного характера выработаны всем ходом национальной истории, и именно таковыми: извечными и присущими сего-
дняшнему человеку, - предстают они в стихотворениях «Видения на холме», «Шумит Катунь», «Русский огонек».
А превыше всего ценит Николай Рубцов в человеке его привязанность к родине; к земле, на которой трудится он, выращивая хлеб свой; к природе, окружающей человека, наделяющей его своими дарами. Да ведь и сам человек - дитя природы. И видит поэт ширь родного северного края, бездонность неба, глубину вод, всей прекрасной необъятностью мира четко поверяя свои тревоги, заботы, чувства» [25, с.13].
Л.Н. Вересов обобщает: «С Вологодской областью Рубцова связывала его гражданская жена Г.М. Меньшикова, жившая в селе Никольском, и подрастающая дочь Лена. Осенью-зимой 1964-65 гг. Николай Рубцов написал много из того, что впоследствии сделало его национальным поэтом России, а именно, как он сам писал в письмах, около 40 - 50 стихотворений» [26, с.88].
«Николай Рубцов - автор двух поэтических сборников. Один из них - «Лирика» -вышел в СЗКИ, а второй - в Москве, в издательстве «Советский писатель». В большинстве стихов Рубцова властвует скромная, но неизгладимо обязательная природа Севера. Однако ни в коем случае нельзя считать Рубцова только поэтом-пейзажистом. Просто лирический герой его стихов по-настоящему кровно связал себя с родной землёй. И где бы он ни находился, повсюду ему светит «Звезда его полей» (?!)» [26, с.98].
Н.М. Рубцов: «.В Вологде ко мне отнеслись хорошо. Читал я там, когда приехал, стихи на собрании писателей, и, можно точно сказать, стихи на них подействовали. Вообще, в Вологде мне всегда бывает и хорошо, и ужасно грустно и тревожно. Хорошо оттого, что связан с ней я своим детством, грустно и тревожно, что и отец, и мать умерли у меня в Вологде. Так что Вологда - земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я себя и живым, и смертным.» [27, с.38].
Тост
За Вологду, землю родную, Я снова стакан подниму! И снова тебя поцелую, И снова отправлюсь во тьму, И вновь будет дождичек литься. Пусть все это длится и длится!
1967
«У меня опубликованы две книжки стихов. Главная тема той и другой книжки - это тема моей деревенской родины, тема северной деревни с ее скромными пейзажами, с ее особыми заботами, самобытной деревней культурой, в общем, с ее жизнью, в которой много прекрасного и поэтичного. Хотя мне много пришлось постранствовать и о разном написать, но всегда я вновь и вновь возвращался в своих стихах к той жизненной среде, из которой вышел» [28, с.78].
«За что же Рубцов так любил Николу?» - спрашивал русский поэт Передреев, обнимая задумчивым взором село. Знакомясь с Никольским, этот вопрос задавали себе почти все писатели-вологжане. И каждый почувствовал, каждый понял, что здесь у Рубцова писались стихи. Писались раскованно и свободно, как только могут они писаться на святорусской земле, у которой эпитет -родная. А в селе те самые лица! Их любил Николай Рубцов, о многих писал, создавая портреты непритязательно доброго Фили, старушек, которые машут платочками самолету, девочки Лены, шалуньи под старой березой и многих, многих других» [29, с.202].
Заведующая Мемориальным музеем Н.М. Рубцова МБУК «Тотемское музейное объединение», с. Никольское Тотемского района Вологодской области Г.А. Мартюко-ва продолжает: «Огромное значение возвращение на родину будет иметь для Рубцова-поэта. Встреча с родными, знакомыми с детства местами, воспоминания о детских годах, встреча со знакомыми людьми - все это дает толчок для творчества. «Тихая моя родина, я ничего не забыл.» - напишет он в одном из стихотворений» [29, с.197].
«В родной Николе Рубцов не всегда находил покой и понимание. В письме Феликсу Кузнецову он пишет: «Живу тихо, но не настолько спокойно, как это некоторые могут подумать, представляя деревню. Где люди - там нет покоя.». Он срывался и уезжал из Николы. Лето 1966 года провел на Алтае. Но и там, узнав, что есть село Никольское, попросил съездить туда. «Я ведь вырос в Николе». Посмотрев на село, возвращался молчаливый. <.>
В одном из писем Александру Романову из Никольского Николай Рубцов пишет: «Мне тут, в этой глуши страшно туго: рабо-
ты для меня нет, местные власти начинают подозрительно смотреть на моё длительное пребывание здесь, так что я не всегда могу держаться здесь гордо, как горный орёл на горной вершине.» [29, с.201].
Он писал из села Никольское С.Ю. Ку-няеву: «.Я проклинаю этот божий уголок за то, что нигде здесь не подработаешь, но проклинаю молча, чтоб не слышали здешние люди.» [19, с.47].
Сохранилось удостоверение Н.М. Рубцова, которое ясно указывает на его связь с писательской организацией (ф.846, оп. 1, д.48), с Тотемской землёй.
«Удостоверение»
Вологодское областное отделение Союза писателей РСФСР командирует поэта Николая Рубцова в Тотемский район, в село Никольское для творческой работы над новой книгой стихов «Звезда полей» и для организации подписки на журнал «Север». Удостоверение действительно по апрель 1966 г.» [30, с. 92 - 93].
О пребывании Н.М. Рубцова в Тотьме рассказывает А.М. Новосёлов: «Почти два года своей жизни Николай Рубцов провёл в городе Тотьме, будучи учащимся местного лесотехнического техникума. За это время, разумеется, он обошёл весь город и его окрестности, нашёл новых друзей, испытал здесь чувство первой юношеской влюблённости, нашедшее отображение в его великолепных поздних стихах «Тот город зелёный и тихий» и «У церковных берёз». Прекрасным памятником пребывания поэта в Тотьме является сочинение «О родном уголке», из которого мы понимаем, как нежно относился ещё совсем молодой Рубцов к городу, как ценил историю и суровую красоту здешних мест» [13, с.209].
«И хотя уже прошло полвека с того момента, Николая Рубцова помнят и любят его земляки. В сельском доме, где в интернате учился и жил поэт, сделали музей. Здесь каждая вещь говорит о Рубцове, его детских и юношеских годах. И не только вещи. Вся природа, окраина села, сохранившиеся ещё с прошлого века дома - память о Рубцове, которую бережно хранят» [14, с.8].
Тотемская земля - родина боголюбивой души поэта, укреплённой трудностями и страданиями. Здесь он сформировался, состоялся, стал известным поэтом, обрёл крышу
над головой, у него родилась дочь. «На чём стоять в мире, полном разочарований и потерь? Ответ для него прост - на родной земле. Никольское для него и стало такой родной землёй» [18, с.35]. 22 августа 1964 года Н.М. Рубцов пишет письмо из села Никольского писателю Александру Яшину: «Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах (виды деревень), леса, небеса. У реки, вернее над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село), под берёзами - разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится, и я провожу здесь уже второе лето» [29, с.199].
Советский и российский писатель, поэт и драматург, библиотекарь А.С. Бергер открыл свою формулу поэзии. На его взгляд, поэзия - это «пристанище». Что такое пристанище? «Место, которое служит приютом, убежищем, где можно укрыться от чего-либо, отдохнуть. По Анатолию Бергеру - это метафизический уголок в душе, позволивший поэту выжить. Смог бы автор открыть эту формулу, не имей он столь «героическую» биографию: война, эвакуация, срочная служба в Заполярье с обязательной дедовщиной, тюрьма, мордовский лагерь, сибирская ссылка, поднадзорность по возвращении в Ленинград и призраки нового срока, болезни и больницы? Может быть, и нет» [31, с.20].
Существуют многочисленные варианты формулы поэзии: «высокая болезнь», «ворованный воздух», «растущее из сора», «приравненное к штыку». Подавляющее число стихотворений, вошедших в новую книгу стихов петербуржца А.С. Бергера «Пристанище», созданы во времена ковидной пандемии. Тяжело переболев, он укрылся в своём убежище-пристанище - поэтическом творчестве.
«Николай Рубцов много ездил и жил не всегда устроенно, чаще его домом становились случайные пристанища у друзей, в общежитии», - написала главный редактор Северо-Западного книжного издательства Л.В. Урушева в послесловии «Твой труд тебе награда» к первому сборнику «Книжной полки подростка» северных поэтов-современников «Николай Рубцов (1936 -
1971). Всей моей любовью и тоской Стихи». [32, с.75-76]. (МП. Соболев работал с Л.В. Урушевой с 1 сентября 1982 года до 1 июля 1983 года в одном кабинете Архангельской областной организации общества «Знание»).
Как писал В.В. Кожинов, с 1964 года и до лета 1969-го «поэт, по существу, скитался между Никольским, Вологдой, Москвой и другими городами, не имея к тому же никакого надежного заработка» [33, с.15]. «Сиротское детство и отрочество, скитальческая, бесприютная (до самых последних лет жизни у Николая не было никакого постоянного пристанища) юность, заполненная непомерно тяжелой работой, суровая морская служба на Севере наложили неизгладимую печать на поведение и саму натуру поэта» [19, с.44].
Сам Н.М. Рубцов в одной из своих автобиографий писал: «С пяти лет воспитывался в различных детдомах Вологодской области, в частности Никольском Тотемского района. Там закончил семь классов, и с тех пор мой, так сказать, дом всегда находился там, где я учился или работал» [33, с.13].
«.после странствий Рубцова тянуло в Николу, которую он считал своим домом, родным краем, родиной его души. И это будет доказано его гениальной лирикой, написанной в селе Никольском» [34, с.117].
Далее Л.Н. Вересов подчёркивает: «Здесь не только духовное, а всеобъемлющее слияние со своей родиной, то есть то, во имя чего работает наша серьезная гражданская поэзия. Рубцов пишет строгим классическим стихом. Это его принцип» [35, с.99].
К сожалению, даже такой дотошный, педантичный и авторитетный исследователь творчества Н.М. Рубцова Л.Н. Вересов, ссылаясь на поэта, что не соответствует действительности, называет с. Никольское его духовной родиной. В частности, Л.Н. Вересов упоминает: «Кстати, и поездку на духовную родину Рубцова в Тотьму в 1985 году и плавание до Великого Устюга 1987 года снимал А.А. Тихомиров вместе с другими кинооператорами. <.> Рубцов, живший в селе Никольское Тотемского района, которое считал своей духовной родиной, должен был рано или поздно наладить контакт с Вологодской писательской организацией, а иначе и быть не могло для студента Литературного института, имеющего к осени 1964 года публикации в Мурманске, Ленинграде, Москве
в очень популярных журналах и газетах/ <.> На следующий день участники Рубцовских чтений, уже в Николе (село, которое является духовной Родиной поэта Рубцова), почтили минутой молчания память вологодского самородка. <.> Во-первых, пекарня располагалась в помещении храма. Во-вторых, село Никольское - духовная родина русского национального поэта Н.М. Рубцова» [36, с.84, 218, 268, 271].
Удивительно, но в этой же книге «Страницы жизни и творчества поэта Н.М. Рубцова: сборник статей и документов» (Вологда: Сад-Огород, 2013.) Л.Н. Вересов употребляет правильные понятия: «Сотни лет храм был главной движущей духовной силой крестьян-христиан. При Советской власти в понятие духовность вкладывался несколько иной смысл, далекий от христианских понятий. Ну а нынешнее возрождение России, ее сел и деревень снова немыслимо без колокольного звона сельских церквей. <.>
Ноты печали о рубцовской Николе сменялись нотами надежды на духовное и материальное возрождение русской деревни вообще и села Никольского в частности. Возможно, для кого-то эта дорога по Рубцовским местам стала в прямом смысле слова дорогой к храму» [36, с. 274, 275].
Видимо, Л.Н. Вересов, Г.А. Мартюкова и некоторые другие коллеги считают идентичными понятия «духовность» и «душевность». Мы делаем отсылку на безупречный авторитетный научный источник - «Новейший психолого-педагогический словарь» (сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010.), который так трактует понятие «душевность»: «Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью - «с душой» [37, с.212].
А понятие «духовность» в словаре интерпретируется следующим образом: «С категорией духовность соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них от-
вет. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда -удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказание - угрызения совести и чувство вины. Это относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний - от немедленного социального одобрения делает духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.
Л.Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, худшим - человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде. Формирование духовных потребностей личности - важнейшая задача воспитания» [37, с.212].
Духовной родиной Николая Рубцова стало, мы считаем, его творчество, как, например, и у классика мировой литературы Шарля Бодлера.
«Для русской поэзии Серебряного века творчество поэта-визионера, извлекающего «красоту из зла», обладающего «способностью самый неблагородный материал превращать в чистое золото поэзии», по словам Николая Гумилёва, стало духовной родиной: «Поэзия Бодлера (Шарль Пьер Бодлер (9 апреля 1821 г. - 31 августа 1867 г.) - французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы. - Прим. авт.) подобна закатному небу, где борьба света и тени порождает на мгновение храмы и башни нашей истинной родины, лица тех, кого мы могли бы действительно полюбить, лиловые моря, в которых бы мы утонули, благословляя смерть» [38, с.12].
24 октября 2021 года исполнилось 90 лет одной из величайших композиторов XX века С.А. Губайдулиной. Одно из недавних сочинений С.А. Губайдулиной (её послание человечеству) называется символично «О любви и ненависти». «Это сочинение про-
должает тему всей её жизни - духовности. Её музыка отрывает людей от их обычных потребностей и даёт ощущение, что они часть человечества, что у них есть общечеловеческие задачи. Этой идее посвящена и оратория «О любви и ненависти», крупное сочинение для солистов, двух хоров и оркестра» [39, с.11]. С 1991 года С.А. Губайдулина живёт и творит в Германии. Её духовной родиной была и остаётся музыка.
В 2021 году в Санкт-Петербурге с большим успехом прошёл XI Российский музыкальный Гаврилинский фестиваль, проводимый с 1999 года в честь земляка Н.М. Рубцова, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, советского музыкального гения В.А. Гаврилина (1939 -1999). Он постоянно вёл борьбу своим главным оружием - музыкой. Выдающийся композитор В.А. Гаврилин рассуждал: «...Мой народ, моя Россия подарили мне высшее, как я после понял, откровение - отдавать. Я композитор. Яблоко в моих руках - музыка, его сок - человеческая боль, вера, надежда, любовь, добро. И я дарю его людям, и я хочу, чтобы трапеза на музыкальном пиршестве была всеобщей, братской. И чтобы музыкальная пища для всего нашего народа была простой, здоровой и полезной. В этом я вижу свой неоплатный и радостный долг русского художника». Валерий Гаврилин» [40, с.6].
Известный публицист Юрий Белов в 1999 году на 60-летии В.А. Гаврилина так выразил своё отношение к нему: «Он мир открыл, явил Россию миру и звуки страстные своей волшебной лиры нам посвятил. Он каждый миг творил до срыва сердца и не жалея сил. Мы в музыке его услышим грусть, финал победный - да воскреснет Русь!
Любил Бетховена, Шопена, Мендельсона. Но «Русскую тетрадь» он сочинил и русские до боли «Перезвоны».
Валерий Гаврилин не только наше, российское, но и мировое достояние. Поставленный в 1982 году телебалет «Анюта» в постановке замечательного режиссёра А.А. Белинского и хореографии народного артиста СССР В.В. Васильева был куплен более чем 120 странами, благодаря чему «Тарантелла» Гаврилина стала одним из известнейших классических шлягеров. Сценическая версия этого балета была поставлена в крупнейших театрах страны. Звучат за рубежом и симфо-
нические, вокальные произведения Гаврили-на.
Самые высокие оценки творчества Валерия Гаврилина давали его выдающиеся современники. Композитор Георгий Свиридов заявлял, что Валерий Гаврилин «стал одним из самых выдающихся советских композиторов». «Музыка Гаврилина - это музыка высокого духовного содержания, музыка, наполненная благородством чувств, нет в ней ни грязных музыкальных гармоний, ни грязных душевных помыслов. Она зовет человека к добру, к внутреннему совершенству», - отмечал композитор, заключая: «Останется немногое, но Гаврилин останется» [40, с.6].
«Великий мастер слова и образа» И.С. Шмелев (1873 - 1950). автор главной книги, написанной в эмиграции - «Лето Господне. Праздники - Радости - Скорби» столетию со дня кончины национального гения А.С. Пушкина посвятил статью «Сынам России». «По Пушкину он (И.С. Шмелев. - Прим. авт.) отныне сверял остаток жизни, воспринимая свое литературное творчество духовной миссией» [41, с.34].
«.Новоселов (К.С. Новоселов - лауреат Нобелевской премии по физике (2010). - Прим. авт.) сохранил российское гражданство, бывает в России, но называть его российским ученым странно: родина учёного в его лаборатории, т.е. в институте гра-фена в Манчестере» [42, с.3].
В 2021 году исполнилось 120 лет со дня рождения автора превосходных иллюстраций к русской классике, изобретателю особого способа съемки анимационных фильмов, всемирно известному художнику А.А. Алексееву (1901 - 1982).
В преддверии 120-летия вышла в свет книга «Потерянный рай Александра Алексеева» (Издательство АСТ, «Белония М»), подготовленная филологом Л.У. Звонаревой и искусствоведом Л.С. Кудрявцевой.
20-летний эмигрант после длительного путешествия, включившее в себя заходы в порты Японии, Гонконга, Сингапура, Индии, Египта, оказался во Франции, ставшей для него вторым домом. Друг и писатель русского мастера Джанальберто Бендацци утверждал: «. Его жизнь закончилась в тот день, когда он покинул Владивосток. Остальное было выживанием» [43, с.35].
Режиссеру, историку моды Анн Сен-Дре А.А. Алексеев как-то обронил: «Видите ли, моя дорогая, важная часть жизни - творчество. Это единственное, что меня интересует» [43, с.35].
Для А.А. Алексеева родиной осталась Россия, вторым домом стала Франция, а духовной родиной - творчество.
Из статьи по случаю 90-летия со дня рождения выдающегося русского поэта и прозаика, ленинградского друга Н.М. Рубцова Г.Я. Горбовского (1931 - 2019) мы извлекли созвучные нам мысли: «Он был в самой гуще реальной жизни, с героями, в те годы не допущенными на страницы, - однако именно они рубили лес и рыли котлованы для будущих строек. На этих людях держалась страна, и их поэтом стал Глеб Горбовский. Это и была его Родина, причем настоящая. А малой родиной Глеба был Васильевский остров, в частности так называемый Литейный двор Академии художеств, где трудились и отдыхали художники, радостно принимая там и других «мастеров культуры», впрочем, не всех, а больше таких, как Глеб. Да, была и тогда «могучая кучка», ленинградский литературный шик. Но именно Глеб, еще с беспризорного послевоенного детства полюбивший простор, стал поэтом не только лишь ленинградским, а всероссийским.
Я шёл и шёл.
Меня теряла мама И находила Родина моя!» [44, с.12].
«.Николай Рубцов был уже лично знаком со многими молодыми поэтами Ленинграда, в том числе и с наиболее талантливым из них - Глебом Горбовским; с ним, между прочим, связаны написанные в 1962 году яркие стихи Николая Рубцова «В гостях» («Трущобный двор. Фигура на углу. Мерещится, что это Достоевский.»)» [19, с.40].
Стихи Н.М. Рубцова на редкость переполнены людьми, характерами, персонажами, лицами и ликами и в значительной своей части близки прозе В.М. Шукшина, одна из книг которого так и называется - «Характеры».
Русская поэтесса и педагог И.А. Кабыш, побывав на Алтае, восхитилась: «Сначала были Сростки. Малая родина Шукшина. Здесь три здания-памятника, связанные с именем Шукшина: дом, где прошли детские годы Василия Макаровича, школа, где Шук-
шин сначала учился, а потом работал, и дом матери. Поразило всё: и экспонаты - живые, дышащие, и работники музеев - одухотворённые, влюблённые в своего героя» [45, с.12].
А кандидат филологических наук, профессор Литературного института В.П. Смирнов признался: «Я всегда очень любил Баратынского и старался посещать связанные с ним места: даже если нет музея или мемориала, присутствие поэта всё равно ощущается» [46, с.11].
Село Никольское является местом народного паломничества. Земляки Н.М. Рубцова делают всё возможное для возрождения его малой родины, о чём проинформировал Л.Н. Вересов: «А вот новости из газеты «Тотемские вести» от 30 декабря 2007 года: «Проведена большая работа в Москве в Министерстве сельского хозяйства. До министра доведена информация о том, что наше общество (ООО «Вологодское агропромышленное объединение») ставит целью возродить родину Рубцова» [36, с. 213].
Член Союза писателей России, директор АНО «Бирюзовый дом», г. Москва, с. Никольское Тотемского района Вологодской области М.Н. Кошелева в статье «Журавли» в селе Никольском» поведала: «На пресс-конференции Международного форума литературных музеев, состоявшегося в Москве 11-12 декабря 2015 года, автором был задан вопрос: «Как «гений места» - Николай Рубцов - может помочь развитию территории»? Ответ дал Александр Михайлович Шолохов: «Надо создать музей-заповедник».
Опыт отечественных и зарубежных музеев, представленный на форуме, показал, что весьма интересным может быть сочетание мемориального музея «гения места» с музеем интерпретационного типа. Создать такой музей в Никольском, в дополнение к мемориальному дому-музею Н.М. Рубцова, автор предложила 17 декабря 2015 года в Клубе деловых людей Вологодского землячества в Москве, а затем на научно-практической конференции «Рубцовские чтения - 2016», состоявшейся 21 - 24 января 2016 года в Тотьме.
6 января 2021 года частный музей «Журавли», созданный семьёй Кошелевых, открылся в селе Никольском в музейно-выставочном центре «Бирюзовый дом», рас-
положенном в старинном здании кона XIX века» [47, с.186].
Лауреат Государственной премии РФ, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, академик Академии русской современной словесности П.В. Басин-ский пояснил: «Есть такая мифологическая категория - «гений места». Произошло от латинского «genius loci», что в римской мифологии означало дух того или иного места
- города или деревни, горы, реки и даже отдельного дерева. Это - дух-покровитель, который охраняет это место. Если есть такой дух, есть и надежда, что жизнь этого места будет долгой. Оно не пропадёт» [48, с.7].
Об этом напомнил и самый старший по возрасту келейник в мире П.Г. Лазарев (г. Сергиев Посад), рассуждая вслух: «Что в жизни главное? Спасение души. Мы все неизбежно уйдём в потусторонний мир, мы не вечны, а вот душа бессмертна. Она и будет отвечать за всё, что на земле мы сделали» [49, с.29]. Душа Николая Рубцова витает над Никольским вечно.
В статье «Россию Николай Рубцов носил в своей груди», опубликованной в научном ежегоднике «Власть и гражданское общество. Спецвыпуск, посвящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова» (г. Иваново, 2021 г., с. 69
- 94), М.П. Соболев и Р.С. Ерёменко утверждают: «Поэтам не сидится на месте, они в постоянном поиске самих себя и своего места на земле. У каждого - свой путь. Для них творчество - это одновременно и сама жизнь, и её смысл. Через творчество многие выходят на другой уровень мышления. Тот настоящий поэт, кто полностью отражает своё время, пропускает его через своё сердце» [50, с.85].
Советский
и российский музыкант, певец, актёр театра и кино, автор песен и телеведущий, хранитель «секретов» отечественного поп-рока М.Л. Леонидов заявил о своём кредо: «Музыка, театр - для меня это и профессия, и хобби, да и сама жизнь» [51, с.19].
Вышеприведённые примеры и наши убеждения хотим подкрепить гениальным умозаключением лауреата Нобелевской премии по литературе (1987) И.А. Бродского: «Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо
Всевышнего» [52, с.14]. Поэзия - самое совершенное выражение духовной деятельности человека.
Характер любого человека, а тем более человека, занимающегося творческим трудом, проецируется на его судьбу. Поиски подлинного себя - вот лейтмотив его бытия, его творчества. Только Родина может стать источником силы, когда надеяться уже не на что. Поэт живет, пока живет родной язык и жив родной народ. Корни любого языка - в национальном характере. Н.М. Рубцов - коренной и корневой поэт-гражданин Тотем-ской земли. Его сердце обожало малую родину и всегда просилось домой. Н.М. Рубцов был поэтом, художником по самой своей крови. Именно в поэзии, в творчестве он чаще всего преодолевал то, что мучило его в жизни.
Председатель правления Московской областной писательской организации, секретарь правления Союза писателей России, первый поэт в истории России, отмеченный за литературные труды Московской патриархией и патриархом всея Руси Алексием II, Л.К. Котюков своему товарищу по Литературному институту Н.М. Рубцову посвятил уникальное, не имеющее аналогов явление в отечественной словесности, повествование «Демоны и бесы Николая Рубцова». (М.: Издательский дом «Юпитер», 2004). Главный герой произведения - поэт Николай Рубцов, чья судьба стала трагической легендой русской поэзии. «Настоящий поэт - явление природы, а потом уже культуры и литературы. Николай Рубцов - абсолютное явление русской природы, Божественное ее проявление в отчем слове. <.> Читая стихи Николая Рубцова, нетрудно проследить, хотя бы в основных вехах, весь его недолгий жизненный путь, почувствовать постоянный духовный поиск, уловить поэтическое прозрение им судьбы своей. <.> За Николаем Рубцовым ничего не стояло, кроме великого таланта. Он был вне общественного «света», вне интеллектуальной «элиты» тех лет» [53, с.12, с.10, с.107].
«Рубцов теперь - целая вселенная», -отчеканил доктор филологических наук, член Союза писателей России, земляк Н.М. Рубцова, работающий с 2020 года в Кубанском государственном университете, профессор В.М. Бараков [54, с.55].
По нашему мнению, на сувенирах, которые вручают гостям во время проведения Рубцовских чтений в Тотьме, надо писать правильно: с. Никольское - малая (а не духовная) родина Николая Рубцова. (В Емецке мы получили ручки, на которых написано «Николай Михайлович РУБЦОВ. Село Емецк - родина поэта»).
Делаем выводы:
1) Село Емецк Емецкого района Северного края (в настоящее время село Емецк Холмогорского района Архангельской области) - место рождения Н.М. Рубцова.
2) Село Никольское Тотемского района Вологодской области, Тотемская земля - малая родина Н.М. Рубцова, родина его души.
3) Творчество - духовная родина Н.М. Рубцова.
Библиографический список:
1. Р.С. Еременко. Мать и отец Беларуси и России - деревня и труд, или установить «родителей» братских стран мне помогли Николай Рубцов и Константин Симонов // Общество, право, личность: вопросы взаимодействия в современном мире: сборник статей Международной научно-практической заочной конференции, Минск, 10-15 апреля 2017г. Выпуск V. С.215.
2. М.П. Соболев, Р.С. Еременко. Целительный родник поэзии Николая Рубцова и Иосифа Бродского // На пути к гражданскому обществу. 2020. №2(38), С.85.
3. Николай Рубцов / Николай Коняев. - М.: Молодая гвардия, 2015. - С.9, С.10. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып.1540.
4. Буторин, М. Строить планов громадье начали с проведения переписей / М. Буторин // Архангельск. №22(5001), 17 июня 2021 г. -С.11.
5. Калиниченко, А. Старейший общественно-научный форум / А. Калиниченко // Архангельск. 2021. №25 (5004), 8 июля 2021 г. -С.31.
6. Линькова, Т. «... И буду жить в своем народе» / Т. Линькова // Читаем, учимся, играем. 2005. №12, 2005 г. - С. 33, С.34.
7. Багров, С. Постижение тайны/ С. Багров // Автограф. 2021. №1 (72), 2021 - С.68.
8. Прохорова (Рубцова), Г. «Родимая землица» Николая Рубцова / Прохорова (Рубцова). Г // Автограф. 2021. №1 (72), 2021 -С.69, С.72.
9. Вересов, Л. Михаил Андрианович Рубцов. Документальная история жизни отца поэта Николая Рубцова. О доме предков поэта Н.М. Рубцова. Череповец: «Окраина», 2019 -С.91, С.87. 20.
10. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 2. Письма, наполненные поэзией (отрывки из писем Николая Рубцова о поэзии с комментариями). Главные темы моих стихов - Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. -С.61. 21.
11. Кожинов В.В. «Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта». М., «Сов. Россия», 1976. - С.9.
12. Багров, С. Высокая невидимка / С. Багров // Автограф. 2021. №1 (72), 2021 - С.66.
13. А.М. Новосёлов. Школьный музей поэта Николая Рубцова в Тотьме: вехи истории // 22. Мир и война в поэзии Сергея Орлова: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции / Правительство Вологодской области, Департамент культуры и туризма Вологодской области, Белозерский областной краеведческий музей. -Вологда: Древности Севера, 2021 - С.216, 23. С.209.
14. Цыганкова, С. Огонёк не гаснет На Вологод-чине готовится к открытию музей одного стихотворения Николая Рубцова / С. Цыганкова // Российская газета. 2021. №250 (8601), 3 ноября 2021 г. - С.8.
15. А.С. Беляева. Современники поэта Сергея 24. Орлова - Леонид Беляев, Николай Рубцов // Мир и война в поэзии Сергея Орлова: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции / Правительство Вологодской области, Департамент культуры и туризма Вологодской области, Белозерский областной краеведческий музей. - 25. Вологда: Древности Севера, 2021 - С. 180.
16. Сазонов, Г. СВЕТ НИКОЛЫ Об истоках поэзии Н.М. Рубцова / Г. Сазонов // Автограф. 2021. №1 (72), 2021 - С.42 - 43.
17. Оботуров, В. Огонь из слова / В. Оботуров // 26. Книга «Рубцов Николай Михайлович. Стихотворения» из серии «Русский Север». 1985
г. - С.6, С.10.
18. Е.Б. Никанорова. Никольский период в творчестве Николая Рубцова // Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвящён- 27. ный 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.35.
19. Рубцов, Николай Михайлович. Тихая моя родина. Стихотворения / Николай Рубцов. -
Москва: Издательство «Э», 2016. Кожинов
B.В. «Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта». - С.98, С.51, С.47, С.44,
C.40.
Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 2. Письма, наполненные поэзией (отрывки из писем Николая Рубцова о поэзии с комментариями). Из письма А.Я. Яшину. Никольское. 22 августа 1964 года. - Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. - С.32. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 2. Письма, наполненные поэзией (отрывки из писем Николая Рубцова о поэзии с комментариями). Г.Б. Гоппе. Ленинград, март 1960 года. - Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. - С.24.
Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 2. Письма, наполненные поэзией (отрывки из писем Николая Рубцова о поэзии с комментариями). Из письма В.Ф. Бокову. Никольское. 15 июля 1964 года. - Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. - С.30. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 2. Письма, наполненные поэзией (отрывки из писем Николая Рубцова о поэзии с комментариями). Из письма Н.Н. Сидоренко. Никольское. 15 августа 1964 года. - Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. - С.31. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 2. Письма, наполненные поэзией (отрывки из писем Николая Рубцова о поэзии с комментариями). Из письма А.Я. Яшину. Никольское. 22 августа 1964 года. - Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. - С.33. Рубцов Н.М. Стихотворения / [Вступ. ст., и коммент. В.А. Оботурова]. - Архангельск; Вологда: Сев. - Зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1985. портр. - (Сер. «Рус. Север») -С.13.
Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. Приложения. Архивный материал. Поэт Н.М. Рубцова и вологодские писатели. Глава I Участие поэта Рубцова в работе СП РСФСР (Вологодское отделение) - Мурманск: ГО-БУК МОДЮБ, 2019. - С.88, С.98. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 2. Письма, наполненные поэзией (отрывки из писем Николая Рубцова о поэзии с комментариями). Из письма Г.Я. Горбов-
скому. Никольское. Зима. 1964 года- Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. - С.38.
28. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. 5. Выступления Н.М. Рубцова на радио и телевидении. Рубцов. ГАВО, ф. 1976, оп.3, ед. хр. 281, стр. 134. Текст радиовыступления. - Мурманск: ГОБУК МОДЮБ, 2019. -С.78.
29. Г.А. Мартюкова. Никольский период творчества Николая Рубцова // Мир и война в поэзии Сергея Орлова: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции / Правительство Вологодской области, Департамент культуры и туризма Вологодской области, Белозерский областной краеведческий музей. - Вологда: Древности Севера, 2021 - С. 202, С.197, С.201, С.199.
30. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. Приложения. Архивный материал. Поэт Н.М. Рубцова и вологодские писатели. Глава I Участие поэта Рубцова в работе СП РСФСР (Вологодское отделение) - Мурманск: ГО-БУК МОДЮБ, 2019. - С.92 - 93.
31. Дмитриев, О. Творчество как укрытие Размышляя о книге Анатолия Бергера «Пристанище» / О. Дмитриев // Литературная газета. 2021. №45 (6808), 10 - 16 ноября 2021. -С.20.
32. Составитель Л.В. Урушева. Николай Рубцов (1936 - 1971). Всей моей любовью и тоской Стихи. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск. 1978. - С.75-76.
33. Рубцов Н.М. Лирика / Николай Рубцов; [сост., вступ. ст. В.П. Смирнова. О поэзии Николая Рубцова]; худож. Л. Бирюков. - М.: Дет. лит., 2013. - С.15, С,13.
34. Л.Н. Вересов. Стихотворение «Воспоминание о весне 1954 года» под микроскопом времени и науки // Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвященный 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.117.
35. Н.М. Рубцов. Письмо другу: литературная реконструкция замысла поэта. / Л.Н. Вересов. Приложения. Архивный материал. Поэт Н.М. Рубцова и вологодские писатели. Глава I Участие поэта Рубцова в работе СП РСФСР (Вологодское отделение) - Мурманск: ГО-БУК МОДЮБ, 2019. - С.99.
36. Вересов, Л.Н. Страницы жизни и творчества поэта Н.М. Рубцова: сборник статей и документов / Леонид Вересов. - Вологда:
Сад-Огород, 2013. - С 84, С. 218, С. 268, С271, С.274, С.275, С.213.
37. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - С.212.
38. Ариас-Вихиль, М. Тоскуя о потревоженном одиночестве / Ариас-Вихиль // Литературная газета. 2021. №14(6779), 7 - 13 апреля 2021 г. - С.12.
39. Муравьева, И. Аллилуйя свободе / И. Муравьева // Российская газета. 2021. №243 (8594), 25 октября 2021 г. - С.11.
40. Кривонос, В. Остался честен перед своей музыкой / В. Кривонос // Правда. 2021. №127 (31187), 19 - 22 ноября 2021 г. - С.6.
41. Осипов, Ю. «Духовный реализм» Ивана Шмелева / Ю. Осипов / Смена. 2021. №5 (1879), 2021 г. - С.34.
42. Радзиховский, Л. Нобелевская прореха / Л. Радзиховский // Российская газета. 2021. №233 (8584), 13 октября 2021 г. - С.3.
43. Александрова, А. Без России не жил, выживал / А. Александрова // Свой. 2021. №9, сентябрь 2021 г. - С.35.
44. Попов, В. Легкое слово из тяжелых букв / В. Попов // Литературная газета. 2021. №40 (6803), 6 - 12 октября 2021 г. - С.12.
45. Кабыш, И. Богач страшный. Калина красная и Шукшинские дни / И. Кабыш // Литературная газета. 2021. №42 (6805), 20 - 26 октября 2021 г. - С.12.
46. Смирнов, В. Галкина, В. Поэзия в России равновелика религии / В. Смирнов // Литературная газета. 2021. №38 (6801), 22 - 28 сентября 2021 г. - С.11.
47. М.Н. Кошелева. Музей «Журавли» в селе Никольском// Мир и война в поэзии Сергея Орлова: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции / Правительство Вологодской области, Департамент культуры и туризма Вологодской области, Белозерский областной краеведческий музей. - Вологда: Древности Севера, 2021 - С. 186.
48. Басинский, П. Место силы / П. Басинский // Российская газета. 2021. №220 (8571), 27 сентября 2021 г. - С.7.
49. Лазарев, П. Келейник / П. Лазарев // Литературная газета. 2021. №43 (6806), 27 октября - 2 ноября 2021 г. - С.29.
50. Соболев, М., Еременко, Р. Россию Николай Рубцов носил в своей груди / М. Соболев // Власть и гражданское общество. 2021 г. -С.85.
51. Леонидов, М., Бочаров, Д. «Максим Леонидов: «Музыка, театр - для меня это и профессия, и хобби, да и сама жизнь» / М. Леонидов // Культура. 2021. №9 (8193), 30 сентября 2021 г. - С.19.
52. Сенкевич, А. Неугомонный человек / А. Сенкевич // Литературная газета. 2021. №46(6809), 17 - 23 ноября 2021 г. - С.14.
53. Л.К. Котюков. Демоны и бесы Николая Рубцова/ М.: Издательский дом «Юпитер», 2004 - С.12, С.10, С.107.
54. Бараков, В. Чтоб встречали теплом (Памяти Вячеслава Белкова / В. Бараков // Автограф. 2021. №1 (72), 2021 - С.55.
©СоболевМ. П., Еременко Р. С., 2021
23 сентября 2021 года. М.П. Соболев, Е.Н. Рубцова и директор Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина Т.Н. Буханцева в рабочем кабинете
24 сентября 2021 года. Начальник департамента культуры и туризма Вологодской области В.А. Осиповский и его заместитель Д.А. Климанов принимают М.П. Соболева и поздравляют его с днём рождения в рабочем кабинете В.А. Осипов-ского
P.S. Поздравление
Наших авторов Михаила Павловича СОБОЛЕВА (члена редакционного совета журнала «На пути к гражданскому обществу») и Ростислава Сергеевича ЕРЁМЕНКО (члена редакционной коллегии журнала «На пути к гражданскому обществу») поздравляем с приёмом в действительные члены РОО «Вологодский союз писателей-краеведов» и награждением обоих медалью «Николай Рубцов. 1936 - 1971».
Желаем вам, дорогие коллеги, не снижать высококачественного рабочего темпа по изучению, сохранению, популяризации творчества и увековечению памяти гения русской поэзии Николая Михайловича РУБЦОВА.
Будьте здоровы!
Главный редактор журнала А.А. ФЕДОТОВ