Научная статья на тему 'ИМЕНЕМ РУБЦОВА МЫ БУДЕМ УЗНАВАТЬ ДРУГ ДРУГА'

ИМЕНЕМ РУБЦОВА МЫ БУДЕМ УЗНАВАТЬ ДРУГ ДРУГА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всероссийская конференция / гений русской поэзии / «тихий лирик» / «деревенский поэт» / пароль «именем Рубцова…»

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ерёменко Р.С., Соболев М.П.

В статье авторы анализируют материалы V Всероссийской конференции, посвящѐнной 85-летию Н.М. Рубцова, защищают честь и достоинство поэта, наглядно продемонстрировав его мировой уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИМЕНЕМ РУБЦОВА МЫ БУДЕМ УЗНАВАТЬ ДРУГ ДРУГА»

М. П. Соболев

Руководитель Международного научно-творческого объединения «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова, председатель попечительского совета библиотеки №17 им. Н.М. Рубцова г. Архангельска, почётный работник высшего профессионального образования РФ, член Союза журналистов России, действительный член Русского географического общества, г. Архангельск

Р. С. Ерёменко

Секретарь МНТО «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова, член и секретарь попечительского совета библиотеки №17 им. Н.М. Рубцова г. Архангельска, помощник заместителя

председателя Архангельского облсобрания депутатов, председателя комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления И.А. Чеснокова, действительный член Русского географического общества, г. Архангельск

Посвящается 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова

«Именем Рубцова мы будем узнавать друг друга»

В статье авторы анализируют материалы V Всероссийской конференции, посвященной 85-летию Н.М. Рубцова, защищают честь и достоинство поэта, наглядно продемонстрировав его мировой уровень.

Ключевые слова: Всероссийская конференция, гений русской поэзии, «тихий лирик», «деревенский поэт», пароль «именемРубцова...».

10-14 марта 2021 года в г. Тотьма и с. Никольское Вологодской области администрация Тотемского муниципального района, МБУК «Тотемское музейное объединение», МБУК «Тотемская централизованная библиотечная система», АНО «Бирюзовый дом» и ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» провели V Всероссийскую научную конференцию с международным участием «Русский Север - 2021: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия», посвященную 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова.

Тотемская земля является малой родиной Н.М. Рубцова, где с 2001 года проходят Рубцовские чтения с международным участи-

ем. «Чтобы понять поэта, надо ехать на его родину», - справедливо утверждал Иоганн Вольфганг фон Гете (немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель (1749 - 1832). -Прим. авт.).

Самое раннее упоминание о Тотьме относится к 1137 году. В XVII веке через поселение уже велась торговля по СевероДвинскому водному пути. Здесь останавливались до пятисот судов. Застраивали Тотьму купцы-мореходы на собственные средства. Они же возводили и церкви, соревнуясь в их красоте и величии. Храмы имеют свой собственный стиль, который называют «тотем-ским барокко»: церкви рвутся вверх и напоминают парусники. А фасады зданий укра-

шают своеобразные узоры, их называют кар-тушами. Таких узоров насчитывается более сорока.

Тотьма стала первым городом в ассоциации «Самые красивые деревни и городки России». На въездах в исторический центр и центральную часть поселения стоят соответствующие указатели. Случилось это в День города, когда Тотьме исполнился 881 год. Но Тотьма знаменита прежде всего связями с Русской Америкой, ведь именно выходец из городка мещанин Иван Кусков основал Форт-Росс. Он восемь раз ходил к далёким берегам в поисках лучшего места для будущей крепости. И нашёл в нескольких десятках вёрст от Сан-Франциско.

В «Предисловии» к сборнику работ конференции (Русский Север - 2021: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия: Рубцовский сборник: сборник работ V Всероссийской научной конференции с международным участием / Тотемское музейное объединение, Вологодский государственный университет; [редколлегия: Новосёлов А.М. (ответственный редактор) и др.; составитель и редактор О.В. Полоцкая]. - Вологда: Полиграф-Периодика, 2021.) директор МБУК «Тотемское музейное объединение» А.М. Новосёлов поясняет: «Особенностью нынешней конференции также будет то, что мы впервые идём на эксперимент и объединяем «Русский Север» с традиционными «Рубцовскими чтениями», история которых значительно дольше и сложнее. <.. .> Изначально планировалось провести два отдельных мероприятия - «Русский Север» и «Рубцовские чтения», тем более что уже имелся позитивный опыт двухгодичной давности. Однако в ход подготовки вмешалось обстоятельство пандемии коронавирусной инфекции, существенным образом повлиявшей как на бюджеты музеев и муниципалитетов, так и на саму возможность проведения массовых мероприятий. Было принято трудное решение объединить два мероприятия в одно - в качестве эксперимента, который может стать как традиционным (в годы проведения «Рубцовских чтений»), так и единичным». [1, с.5-7, с.7]. Авторы статьи являются сторонниками проведения традиционных Рубцовских чтений, надеясь, что организаторы мероприятий услышат их.

В первом разделе «Н.М. Рубцов: биография, творчество, литературное наследие» опубликованы 11 статей 11 авторов из 5 субъектов Российской Федерации. Л.Н. Вересов (г. Череповец) и С.А. Кувшинов (г. Дзержинск Нижегородской области) представили по 2 работы. Г.А. Мартюкова (с. Никольское Тотемского района) и Т.В. Данилова (г. Санкт-Петербург) презентовали совместное исследование. По одной статье опубликовали Д.А. Пшеницын (г. Вологда), Е.Б. Никанорова (г. Череповец), А.Б. Тищенко (г. Санкт-Петербург), Н.Т. Ефремов (г. Апатиты Мурманской области), А.Е. Новиков (г. Череповец) и С.П. Калита (г. Москва).

Из всех статей сборника мы сделали дайджест со словами «гений», «гениальный», «гениально» и др., употреблёнными по отношению к личности и творчеству Н.М. Рубцова.

Л.Н. Вересов. «Николай Рубцов и Виктор Потанин: дружба через годы»: «Из личного письма В.Ф. Потанина автору материала от 22 сентября 2020 года: «Дорогой Леонид Николаевич! Я Вам обещал выслать автограф Н.М. Рубцова на его сборнике «Душа хранит», - что я и делаю... А вам огромное спасибо за любовь к русскому гению» [1, с.39].

С.А. Кувшинов. «Миниатюрная поэтическая рубцовиана»: «Душа хранит» - пожалуй, самое любимое моё стихотворение. Удивительно, как поэт смог в таком малом количестве строк соединить прекрасную пейзажную зарисовку с глубочайшей философией и выразить свою любовь к Родине и Богу. И что самое важное: не сказал «Я», предоставив читателю возможность додумать, дочувство-вать. Как, скажем, в лучших образцах японской классической поэзии. Являясь большим почитателем последней, я часто сравниваю Николая Рубцова с великим Мацуо Басё. Не по литературным трудам, конечно, а по образу жизни. Оба - вечные странники, блаженные, не имевшие за душой ничего, кроме свободы. Ни денег, ни жилья. Выживали благодаря помощи добрых людей, знакомых и друзей. Их звали и гнали, уважали и боялись, восхищались ими и люто ненавидели. Но и те, и другие отдавали им дань за талант, признавая в них гениев. Даже сборник стихов Николая Рубцова и классической японской поэзии из библиотечки журнала «Полигра-

фия» стоят у меня на книжной полке рядом» [1, с.81].

В преддверии 85-летия со дня рождения Н.М. Рубцова череповецкий писатель-исследователь Л.Н. Вересов выпустил в Вологде (Сад-огород, 2020) литературно-художественное издание «Судьбу мою я ветру доверяю. Жизнь и творчество поэта Н.М. Рубцова в документальных исследованиях», которую мы также проанализировали.

Л.Н. Вересов. «Николай Рубцов не только гениальный поэт, но и творческий человек, который смог утвердить свои стихи на Парнасе, конечно не без помощи своих друзей и поклонников» [2, с.5].

Л.Н. Вересов. «Читая биографии знаменитых поэтов, того же Н. Рубцова или С. Есенина, мы поражаемся каждому факту, приведшему их к гибели. Смерть рядовых людей, не столь гениальных, более прозаична» [2, с.89].

Л.Н. Вересов. «Выдумки, приведённые Людмилой Осокиной, как минимум безответственны и не профессиональны, ибо не содержат дат, конкретики привязок к творчеству Влодова и Рубцова и основаны только на её словах и измышлениях. Если Влодов и писал километры стихов за кого-то, не думаю, что гениальные строки Рубцова можно было писать без труда и вдохновения» [2, с.100].

Л.Н. Вересов. «Стихотворение «Пальмы юга» - гениальный ритмический и лирический эксперимент поэта»[2, с.179].

Л.Н. Вересов. «Думаю, следует опубликовать рецензию Николая Рубцова как документ и пояснить, что имя гениального земляка для П.К. Рожновой сейчас очень много значит» [2, с.230].

Л.Н. Вересов. «Однако это было уже посмертное признание гениальной поэзии» [2, с.273].

М.А. Замотина. «Без пробелов и белых пятен»: «И дай нам боже открыть все нюансы творческой лаборатории гениального поэта» [2, с.405].

Л.Н. Вересов. «Поставлен занятный вопрос: почему стихи Рубцова несут двоякое впечатление? Их при жизни Рубцова за редким исключением никто гениальными не считал, тем не менее, они необъяснимо притягивали? И вот сейчас это притяжение рассматривается, как нечто исключительное, то

самое, на что способен лишь гений» [2, с.412].

С.П. Багров. «Русская народная линия»: «Прочитана новая книга Леонида Вересова «Михаил Андрианович Рубцов». Поводом для её написания послужил вопрос: от кого мы пошли? Он касается всех живущих. В нашем случае важно понять: какое отношение к гению Рубцова имеет его отец?» [2, с.434 -435].

В 2020 году (Москва. Музей Н.М. Рубцова) вышло в свет литературно-художественное издание М.А. Полётовой «Душа моя чиста» Николай Рубцов». Вместе с книгой Л.Н. Вересова «Судьбу мою я ветру доверяю. Жизнь и творчество поэта Н.М. Рубцова в документальных исследованиях» было презентовано на конференции и произведение М.А. Полётовой.

М.А. Полётова. «На их недоумение мы отвечаем: «Пушкин на выпускном экзамене читал свои «Воспоминания в Царском Селе», Лермонтов написал «Панораму Москвы»; Рубцов - такой же гениальный человек, как эти поэты» [3, с.70-71].

М.А. Полётова. «Рубцов, гений отклика, отвечавший всегда сильно, по-рубцовски твёрдо и определённо, сказал о себе и о России.. .»[3, с.123].

М.А. Полётова. «Высоцкий воскликнул: «Гений! Гений! Кто написал?! Кто?!»

- Рубцов.

- Познакомь меня с ним!

Но знакомство не состоялось» [3, с.166].

М.А. Полётова. «Я вспоминаю, сколько скандальных историй окружало имя Рубцова, сколько было вокруг него хвастунов, дравшихся с довольно тщедушным Колей потому, что он не признавал их гениальности. Если Рубцов и подначивал кого-то бравадой насчёт собственной гениальности, то при мне он не смел произносить ничего подобного» [3, с.172].

М.А. Полётова. «Повернулся я к нему и рот раскрыл: гений! Да это гений сидит тут, на табуретке, на кухне! Вот это талант! Вот это да!» [3, с.183].

М.А. Полётова. «И, кроме того, нет в его лирике «громких заявок на собственную гениальность», что нередко можно встретить у А. Вознесенского» [3, с.225].

М.А. Полётова. «Как-то он сказал: «Вы все талантливые, а я гений». Я ему ответил: «Самую лучшую оценку человеку, когда он

уходит из жизни, дает о нем некролог». Коля с этим согласился» [3, с.242].

М.А. Полетова. «Сама природа русского духа давно нуждалась в появлении именно сродственного им гения, чтобы связать полувековой трагический разрыв отечественной поэзии вновь христианским мироощущением. И жребий этот пал на Николая Рубцова» [3, с.245].

М.А. Полетова. «...Мы знаем поэзию Рубцова, знакомы со стихами Дербиной. Кто из них гений, история уже показала.» [3, с.269].

М.А. Полетова. «Как трудно было отыскать в коммунистической атмосфере революционных праздников, названий улиц, селений, строек и прочего святую душу народа, а он нашел ее интуитивно, следуя духовному преданию, когда святость открывается через простоту и смирение. Рубцовское созерцание Руси в этом отношении просто поразительно! Некогда Тютчев писал: «Всю тебя, страна родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословил».

Знал Россию изнутри, изъездил, а то и исходил ее пешком и Николай Рубцов, ища следы этого благословения. И находил. Прежде всего в простоте, в красоте самой простоты, при этом вобрав, хотел он этого или нет, весь опыт предыдущей поэзии - от Пушкина до наших дней, и чутьем народного гения вновь и вновь открывал нам нравственную силу духовного предания, питаемого в свою очередь от «источника присноте-кущего в жизнь вечную» - от плодов Духа Святаго: целомудрия, чистоты, глубокого чувства жертвенности и красоты» [3, с.291].

М.А. Полетова. «И вот уже из этого поднебесья наш национальный гений преподал для русской души самое главное Божественное начало наших начал: святость русской любви» [3, с.294].

М.А. Полетова. «Видимо, Рубцов обладал редким, бесценным свойством подлинного гения - даром предвидения. Поэт видел и ощущал недоступное другим» [3, с.301].

М.А. Полетова. «Знаете ли вы, кто такой гениальный поэт Николай Рубцов?» [3, с.317].

М.А. Полетова. «Моя сестра Искра Боч-кова, художник и иконописец, всю жизнь была горячей поклонницей творчества Николая Рубцова. Ставила его в один ряд с Пушки-

ным. Для нее Рубцов - такой же гений, как и Пушкин» [3, с.329].

М.А. Полетова. «Оба этих гения (Пушкин и Рубцов) одинаково думали о разуме» [3, с.330].

М.А. Полетова. «Талантливый и очень образованный художник Анатолий Зверев давно упрашивал меня познакомиться с гениальным поэтом Рубцовым. Я все отказывался, думая, что Анатолию Звереву просто хочется выпить и он подбивает меня на эту встречу с очередным «гением». Наконец я согласился: «Приглашай своего «гения». Встреча состоялась. Рубцов вошел, мы обменялись приветствиями - и вдруг меня поразили глаза Рубцова: глубокие, бархатистые, темные, как у южан. Я долго не мог отвести своего взгляда от них» <.>

«Зверев понял, кто такой Рубцов, был вдохновлен его поэзией и хотел, чтобы ее знал и талантливый Клыков. Хотел увидеть, как скульптор будет поражен творчеством гениального Рубцова, но Рубцов пришел ... и ушел.» [3, с.340].

М.А. Полетова. «Николай Рубцов - это гений мирового масштаба. Он мировой потому, что он собственно русский. Как русский, он любил свою родину сильно, пламенно, нежно.

Мы, как представители восточной культуры, всей душой и помыслами желаем, чтобы нашего гениального поэта любили сильно, пламенно и, самое важное, чтобы его любили нежно.

1-ое октября 2002 г. Ли Цзюньшен из добросовестного Китая» [3, с.359].

В связи с этим утверждением считаем уместным привести слова С.Ю. Куняева: «... что именно на этой земле (Новгород и Псков. - Прим. авт.) обрел зрелость гений Пушкина, что между его творчеством и древней культурой Новгорода и Пскова «существует глубочайшая связь», что в Михайловском он читал карамзинскую «Историю государства российского», летописи, собирал на ярмарках русские народные песни, которые «становятся фундаментом знаменитого собрания Петра Киреевского» [4, с.258]. На Тотемской земле сформировался, состоялся, стал известным поэтом Николай Рубцов. «А.С. Пушкин и Н.М. Рубцов - поэты, наиболее щедро отмеченные Богом, светоносные и яркие. Составляя единое целое со своим Отечеством и

народом, обострённо воспринимая любые происходящие события, эти поэты обладали бесценным даром провидения. Их участь таинственна и непостижима, поэтому они всегда кому-то мешают, всегда неугодны и неудобны. Своим словом они порой изменяют ход истории. Такие поэты погибают первыми» [3, с.301].

В том же номере (№3, 2021) журнала «Наш современник» поразило откровение Т. Плосковой: «Хочется общения с гениями, потому что ближе всего к Богу стоят не священнослужители, а эти исключения из правил. Их мысли и творения ввергают в ступор неизъяснимой нездешностью. Гении подводят к двери, за которой тайна мироздания, но даже у них нет от неё ключа» [5, с.231].

А русский поэт, эссеист, публицист, критик, искусствовед Ю.М. Кублановский не сомневается: «Не хочу говорить высоких слов, но то, что поэзия связана с чем-то, что находится вне материального объяснения, для меня несомненно» [6, с.12-13]. Гениальный русский художник О.Н. Целков признался: «Меня, человека неверующего, всегда кто-то вёл свыше» [7, с.22].

ЧОУ ВО «Институт управления» (Ивановский филиал), Международное научно-творческое объединение «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова (руководитель М.П. Соболев), попечительский совет библиотеки №17 им. Н.М. Рубцова г. Архангельска (председатель М.П. Соболев) выпустили научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, по-свящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова» (2021. - с.198, г. Иваново). В предисловии «Слово редактора» доктор исторических наук, почётный работник науки и высоких технологий РФ, член Союза писателей России, главный редактор журнала «На пути к гражданскому обществу» А.А. Федотов пишет: «Идея выпуска данного издания, посвящённого 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова, его реализация принадлежит М.П. Соболеву при активном участии Л.Н. Вересова и Р.С. Ерёменко» » [8, с.3].

Выход в свет специального выпуска научного ежегодника «Власть и гражданское общество» - уникальное событие российского масштаба. 7 авторов-исследователей из 4-х субъектов Российской Федерации (Архан-

гельская, Вологодская и Мурманская области, г. Москва) опубликовали 14 статей о биографии и творчестве Н.М. Рубцова. А мы (авторы 3-х совместных статей) проанализировали все статьи сборника и сделали дайджест со словами «гений», «гениально» и др., употреблёнными по отношению к личности и творчеству Н.М. Рубцова.

Д.А. Пшеницын. «В 2021 г. исполнилось бы 85 лет со дня рождения гения русской поэзии Николая Михайловича Рубцова (19361971)» [9, с.6].

Е.Б. Никанорова. «Присуще такое может быть только гению» [10, с.40].

М.П. Соболев, Р.С. Ерёменко. «Просто гениально!» [11, с.64].

М.П. Соболев, Р.С. Ерёменко. «.М.П. Соболев и Р.С. Ерёменко впервые заявили: гениальные и народные русские поэты А.С. Пушкин, С.А. Есенин и Н.М. Рубцов - поэты православного народа ...» [11, с.65].

Л.Н. Вересов. «И это будет доказано его гениальной лирикой, написанной в селе Никольском. Какие тут нужны ещё доказательства?» [12, с.117].

Л.Н. Вересов. «В этом литературном и эпистолярном исследовании приведён и проанализирован ряд неизвестных писем, которые помогут в систематизации знаний творческой биографии нашего гениального и любимого поэта» [13, с.174].

Одним из подтверждений неугасимой народной любви к Н.М. Рубцову является выход в свет беспрецедентного (т.е. в России никто никогда нигде ничего подобного не делал) сборника стихов «Душа поэта оживает в строчках.» в 2021 году в г. Архангельске.

Составитель-редактор сборника, главный библиотекарь сектора по краеведческой работе ЦГБ имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск) Т.С. Рудная в предисловии «От составителя» пишет: «Данный сборник по-свящён 85-летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова. Идея его издания принадлежит руководителю литературного объединения «Творчество» им. Н.М. Рубцова и члену Союза журналистов России, руководителю Международного научно-творческого объединения «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова Михаилу Павловичу Соболеву. Эта книга - признание в любви к творчеству Николая Рубцова, которое с каждым годом ста-

новится нам все дороже, и мы не устаем открывать для себя его новые грани» [14, с.6].

34 самодеятельных автора (22 женщины и 12 мужчин) посвятили поэту, сс. Емецк, Никольское и г. Тотьме Вологодской области 60 своих произведений. Педагог, писатель, филолог, медицинский работник, юрист, историк, капитан дальнего плавания, энергетик, студенты, поэты, прозаик, ученый, библиотекарь, воспитатель детского сада, концертмейстер (пианист), журналист, лаборант химического анализа, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, медсестра, преподаватель, капитан 2-го ранга запаса. 7 авторов не указали свою профессиональную принадлежность. Духовные последователи Николая Рубцова прислали стихотворения из 6 субъектов Российской Федерации (Архангельской и Кировской областей, Твери, Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды) и Болгарии. 2 автора (В. Лупачев и Т. Рудная из г. Архангельска) опубликовали по 6 стихотворений; 1 автор (В. Ергин из г. Архангельска) представил 4 стихотворения; 3 автора (А. Халвицкая из Москвы, Т. Чебыкина из г. Вологды, А. Ширшиков из г. Северодвинска) презентовали по 3 стихотворения. 7 авторов предъявили по 2 стихотворения и 21 автор -по одному. Поэт, прозаик, ученый, издатель и общественный деятель Диана Радес из Санкт-Петербурга напечатала два стихотворения и отрывок из эссе о Николае Рубцове «Впрок посеянный».

В литературный сборник вошли стихи участников литературного объединения «Творчество» им. Н.М. Рубцова, которое действует на базе Центральной городской библиотеки им. М.В. Ломоносова г. Архангельска, литературного объединения «Гандвик» г. Северодвинска, литературного объединения «Берег» г. Новодвинска, руководителя литературной гостиной «Лукошко» Галины Гладковой из г. Вельска, руководителя литературного объединения «Свеча» Татьяны Чебыки-ной из г. Вологды.

Член Союза писателей России, руководитель Тверского областного творческого объединения «Ковчег» В. Грибникова выплеснула свои эмоции в стихотворении «Николаю Рубцову»: «.Он, бездомный, думал о России,/ Он ее в груди своей носил» [15, с.23].

Надежда Бобрецова из г. Северодвинска отразила чувства всех любителей поэзии Николая Рубцова: «Чтим мы свято родину поэта. Он прославил Емецк на века. И благословенна будет эта Памяти народная река» [16, с.14]. Поэт, прозаик, ученый, издатель, общественный деятель и руководитель литературно-поэтического клуба «Рунеж» из Санкт-Петербурга Диана Радес в эссе о Николае Рубцове «Впрок посеянный» призналась в любви к Емецку и Николаю Рубцову: «. Емецк - удивительно красивое для этих широт, иорданное село» <.>

Поэты нужны стране как духовные стержни, а более всего, в такие «неоднозначные» времена, как наши. А Николай Рубцов -замечательный лирик, влюбленный в Россию. Он боялся оставить Россию без своего попечения: «Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы... / Отчизна и воля — останься, моё божество!» [17, с.60].

Возвращаясь к Л.Н. Вересову («Судьбу мою я ветру доверяю. Жизнь и творчество поэта Н.М. Рубцова в документальных исследованиях»), разделяем его мысли о Н.М. Рубцове: «Николай Рубцов поэт великий, ибо он национальный поэт великой русской нации. Он творческая звезда первой величины на небосклоне русской поэзии наряду с целой плеядой великих поэтов России» [2, с.6] <.> «Но к 1977 году уже стало ясно, что поэзия Рубцова - это ярчайшее, самобытное, неповторимое явление советской многонациональной литературы во всем разнообразии ее имен и жанров» [2, с.79] <.>

«Николай Михайлович Рубцов не был абсолютно исключительным поэтом при жизни, возможно, он и сейчас таковым не является. Но его избрало сердце русского народа, и в этом смысле он такой один» [2, с.101]. Разве можно лучше сказать!?

Изучая различные источники перед написанием статьи, мы вновь обнаружили существующий до сих пор «раздел» поэта на «тихого лирика» и «деревенского поэта».

«Николай Рубцов является основателем поэтического направления «тихая лирика». Мотив тишины, спокойствия, недвижности деревенского мира, его неизменности и уравновешенности проходит через все творчество поэта. Все самое ценное и чистое было сосре-

доточено для Николая Рубцова в русской глубинке» [14, с.4].

А.И. Казинцев (1953 - 2020), проработавший более 30 лет заместителем главного редактора журнала «Наш современник», в беседе с обозревателем газеты «Завтра» Владимиром Винниковым «Теперь ваша судьба решена» вспоминал: «...Кожинов (Вадим Ва-лерианович. - Прим. авт.) сразу же начал их (читателей. - Прим. авт.) приучать к «тихим лирикам»: читал и разбирал стихи, рассказывал о значении творчества Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Передреева, Юрия Кузнецова, Василия Казанцева, представляете?!» [18, с.8].

«Даже «тихая лирика» с голосом Николая Рубцова, Владимира Соколова, Николая Тряпкина объявлялась опасной. «Поэтами русской резервации» назовёт их Юрий Кузнецов» [19, с.16].

«Его (О.В. Кочеткова. - Прим. авт.) поэзия на первый взгляд проста и задушевна. Он далёк от литературного экспериментирования и продолжает традицию «тихой лирики», следуя в русле традиций Н. Рубцова, Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, А. Передреева» [20, с.14].

«Ведь Николай Михайлович Рубцов, да и другие поэты поколения «тихих лириков», -это целый мир, без которого ныне нельзя представить нашу литературу» [21, с.400].

«Литераторы, критики называют поэта «тихим лириком». А тихая поэзия считается более глубокой по содержанию и простой по форме, чем «громкая», куда относят А. Вознесенского, Р. Рождественского и других, пишущих стихи в подобном стиле». [3, с.225].

«Ведь Николай Михайлович Рубцов, да и другие поэты поколения «тихих лириков», -это целый мир, без которого ныне нельзя представить нашу литературу» [21, с.400].

«Репутация «тихого лирика» закрепилась за ним с твёрдостью печати или технического определения» <.>

«И именно среди этой праздничной весны я со всею отчётливостью ещё не словами, а дословесным озарением понял, что «тихая лирика» - течение прощальное» <.>

«Деревне предстояло пройти ещё большой путь, прежде чем корни начали разрушаться, прежде чем явилась «тихая лирика» как знак глубокой необратимой перемены

нравственного самосознания деревенского человека» <.>

«Тихая лирика» оказывается лирикой гражданской, социальной, стократ более насущной, чем пустая риторика безжизненных публицистов» <.>

«Тихая лирика» в Рубцове уже глядела на деревню со стороны аналитическим, прощающимся взглядом. Эта анатомия простых чувств, их обнажённость сама по себе была знаком разрыва с повседневным внутренним бытием нашей, высоко сказать, народообра-зующей деревни, знаком окончательного прощания с ней» [22, с.20].

«Вот и определение всего существа этой лирики - «не по себе». Не по себе поэту, не умеющему воссоединить душу, не по себе читателю, заражённому тревогой поэта и открывшему в себе тот же ранящий зов корней и тоже не знающему возврата. Не надо толковать старые ценности бессмертными, а новые

- бессодержательными. Смена исторически предрешена. Но без боли такие переходы не совершаются. О внешних переменах деревни написано много, внутренние ещё остаются заперты. Идёт, в сущности, пока тоже их исследование. Поэзия по пророческому своему обыкновению свидетельствует о глубинных сдвигах сознания» [22, с.20].

Удивительно, что слово «тихий» «перекочевало» и в иные смыслы.

«О своей судьбе он (поэт В.А. Соснора (1936 - 2019). - Прим. авт.) сказал так: «Я на каторге словес тихий каторжанин». «Тихий»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в том смысле, что не интересовался сценами и стадионами, где стихами глушат людей через усилители, - такое он презирал. Стихи его и сами по себе грохочут, как камнепад, даже если их беззвучно читаешь с листа» [23, с.29].

«И вдруг замечаешь среди сегодняшней грохочущей какофонии попсы и навязчивой трескотни из телевизора, что русские поэты часто обращаются к словам: тихо, тишь, тишина. У Рубцова - «тихая моя родина», «тихо ответили жители...». В песне Надежды Колесниковой на слова Николая Тряпкина «А на улице снег» - о том же счастье тишины: «А в скиту моём глушь, а в скиту моём тишь.» [24, с.13].

А вот и обратная сторона «раздела».

«К этому времени (1965 г. - Прим. авт.) поэтом было написано немало стихов, которые уже тогда стали для критиков поводом

видеть Николая Рубцова как одного из представителей «деревенской поэзии». Но стоит вспомнить слова самого Рубцова: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений» [25, с.424].

«Теперь, я думаю, не будет слишком поспешным сказать, что Рубцов - подлинно последний поэт деревни. С ним ушла высокая истинная боль этой темы. У немногих продолжателей она уже будет только «темой», а боль уходила с ним: «И, разлюбив вот эту красоту, я не создам, наверное, другую». Договорят его правду до точки и простятся с крестьянской Россией великие «деревенские писатели» [22, с.20].

Г.Я. Горбовский (1931 - 2019) вступительную статью «Долгожданный поэт» к литературно-художественному изданию «Рубцов Николай Михайлович «Той девушке, которую люблю» заканчивает следующим абзацем: «Поэзия Рубцова - не «тихая», не камерная, не подходит под определение «деревенской» поэзии. Она просто - поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую» [26, с.12].

Эту родную землю он любил непредсказуемо, первобытно. С яростью первой любви.

Поэт - это всегда поступок, биография, судьба, служение. Как говорил великий А.А. Блок: «У поэта нет карьеры, у поэта есть судьба». Николай Рубцов - поэт судьбинно. В его жизни все решения принимала душа. Он ощущал в своей жизни Божье провидение, он верил в Бога. «Он восхищается природой, глубокими характерами мужиков, любуется нарядной игровой праздничностью или скорбит о бесправии, зовет к пробуждению самосознания, но все это он делает изнутри, из чувства нравственного единения. Он может ненавидеть, обличать, утешать и благословлять, но все это будет в народе, в природе, в деревне, как вечно сущей, пребывающей, с устойчивым миром предания, с глубокими корнями, которые и не ощущаются корнями, потому что пока все целостно и полно. <...> Все написанное Рубцовым, как всякое дей-

ствительно талантливое творчество, отмеченное подлинным прозрением, достойно внимания не только с точки зрения художественных достижений, но и с точки зрения откровений социально-нравственных» [22, с.20]. Ведь истинный поэт постигает главные вопросы нашего бытия - что есть этот мир и человек в нем. Постигает тайну человеческого бытия, открывая все как бы заново, несмотря на своих предшественников, но сохраняя духовную преемственность.

Поэтам не сидится на месте, они в постоянном поиске самих себя и своего места на земле. У каждого - свой путь. Для них творчество - это одновременно и сама жизнь, и ее смысл. Через творчество многие выходят на другой уровень мышления. Тот настоящий поэт, кто полностью отражает свое время, пропускает его через свое сердце. Николая Михайловича Рубцова всегда вела по жизни совесть. Он - редкой честности и прямоты человек. Его поэтический и человеческий талант отдан без остатка людям. Он питался живительными соками народного быта и культуры. Поэзией он дышал от рождения до смерти. В нем постоянно шла большая напряженная работа мысли и души, редкая в современной поэзии. Такие поэты не уходят -они остаются, светятся. Он умер - но образ его влияет на литературу сильнее, чем суетная деятельность многих живущих.

Ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, кандидат экономических наук, доктор искусствоведения, профессор В.С. Малышев убежден: «Родина не там, где лучше, а там, где больнее. Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной» [21, с.25]. В подтверждение своей позиции В.С. Малышев привел известные слова писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Я люблю Россию до боли сердечной, - говорил Михаил Евграфович, - и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» [27, с.25].

«Слипенчук (русский поэт и прозаик Виктор Трифонович Слипенчук. - Прим. авт.) идет за солнцем, любит, страдает, живя по закону русской классики:

«Страдать надо, молодой человек, -страдать, а потом стихи писать» [28, с.26]. «Зла не приемлет мирозданье. Но так устроен белый свет, Что есть в нём вечное страданье. Там и рождается поэт», - так мудро однажды предрёк народный артист России, поэт и писатель В.И. Гафт (1935 - 2020).

Российский поэт, переводчик и редактор, детский писатель М.Д. Яснов (1946 -2020) оставил нам нетленные строки: «Мы не искали соответствий на глобусе или в судьбе: поэту нужен воздух бедствий -я это знаю по себе. ». Словно написано про Николая Рубцова. «.художник должен в первую голову думать о своей стране. Помните, как у Некрасова: «Кто живёт без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей». Критиковать, болеть душой о своей земле - вот что во все времена отличало русского художника, сердце которого всегда оставалось в Отечестве, даже если он жил на Западе, как Тургенев» [29, с.7].

«Василий Нечунаев - поэт, член Союза писателей России, лауреат премии Л.С. Мерзликина, рассказал о Рубцове: «Ему очень тяжело было в жизни, большому художнику всегда тяжело. С Колей мы познакомились и дружили в пору нашего студенчества в Литературном институте. И, думаю, неплохо знали друг друга. Вот говорят, что у него характер был тяжёлым. Нет, ничего тяжёлого не было. Это для дураков он был тяжёлый, потому что не терпел их, а они раздражались. Например, он удивлялся и радовался каждому цветочку: склонится над ним и весь засветится от счастья. Он жил болью о России. Эти его стихи не случайные: «Россия! Русь! Храни себя, храни!..» [3, с.231].

«Он (поэт Ю.Е. Ряшенцев. - Прим. авт.) принадлежал к тем, кто чувствовал всей кожей, что без них «народ неполный». В стихотворении «Спор» есть разговор с человеком, говорящим, что не всё равно ли в какой стране жить. Ряшенцев, прекрасно понимая, что, конечно, важнее всего не где жить, а как жить и для чего жить, объяснил, что для него самое страшное - это расстаться с тем, что любишь» [30, с.15].

Самый большой дар, подаренный природой человеку, - это талант любви. Не только к женщине. Талант любви ко всему, что

есть на свете: и к Родине, и к делу, которое тебе доверено. Это самый большой дар природы - талант любви. Николай Рубцов оставил нам: «Я чувствую, что люблю свою деревню, реку, где можно ловить налимов, где полощется заря и отражаются кусты смородины, люблю всё, что вижу вокруг, и, грешен, не подозревал что эта любовь неестественна, поскольку она не связана с такими понятиями, как «целина», «спутник», «борьба за мир», «семилетний план». [3, с.121].

Лауреат Государственной премии Российской Федерации, известный писатель В.В. Личутин, как никто другой, глубоко и молитвенно сказал о любви Николая Рубцова: «Да, Рубцов всегда чтил народ, поклонялся ему, как иконе, любовался, но не мог подражать в привычной для них «лошадиной» бесконечной работе, ибо рождён был для иного, божественного промысла, для иной, не плотской, но душевной надсады. А крестьяне Николы не понимали его особой участи, его неприкаянность, тоску и печаль принимали за блазнь, за кудесы и хворь, за обычную лень бездельного человека. Рубцов тосковал от разногла-сицы и сердечной глухоты к нему: «Многие меня совершенно не понимают. Пройдусь по улице босиком - я уже бескультурье. Выпью с приятелем - алкоголик. Для большинства я -последний бездельник. Хотя я какой бездельник? Я тоже работаю, как и все. Но работа моя невидима никому, потому что она протекает в груди... Впрочем я на людей нисколько не обижаюсь. Потом они станут ко мне относиться лучше, поймут, что я тоже жил не без пользы» [31, с.6]. (Вне сомнения, по глубокому проникновению в творческий процесс Н.М. Рубцова статья В.В. Личутина «В деревне оскудела душа» - слова Рубцова», опубликованная в литературно-

художественном и общественно-

политическом ежеквартальном журнале «Двина» (

г. Архангельск, №4(60), 2015. с. 5-6), остаётся непревзойдённой.

Об этом же, видимо, думали и другие гении, судя по обнаруженной нами «перекличке»: М.Ю. Лермонтов поведал: «В уме я создал мир иной.», Н.С. Лесков сказал о себе: «Я с народом был свой человек», В.В. Маяковский как-то посетовал: «Я хочу быть понят своей страной.», Е.А. Евтушенко вос-

клицал: «Вот мой народ!», Н.М. Рубцов обронил: «И буду жить в своем народе!».

На конференции не обошли вниманием глубокую, но субъективную, вызвавшую у всех недоумение, статью литературного критика В.Я. Курбатова (1939 - 2021) «Угасшая звезда полей. Исполнилось 85 лет со дня рождения Николая Рубцова», опубликованную в «Литературной газете» (№1-2 (6767) от 13 - 19 января 2021 г.). Почему «угасшая»? Н.М. Рубцов был, есть и будет всегда кочевой звездой от солнца к человеку! К его 85-летию в московском издательстве «Грифон» член Союза писателей России, доктор экономических наук, профессор А.Н. Ежов выпустил сборник своих рубаи «Свет далекой звезды». К 70-летию поэта самобытный и колоритный поэт-интеллектуал А.Н. Ежов (А. Анатольев) посвящал сборник избранных рубаи «Покаяние». А.Н. Ежов - единственный поэт, кто издал и посвятил две своих литературно-художественных книги Николаю Рубцову.

В статье В.Я. Курбатов изрек: «Возвратившись после городских скитаний, после морской службы и бродяжничества к родной вологодской земле.» [22, с.20].

Рубцов странствовал, скитался, бедствовал, голодал. «Ты жил, как Бог, без хлеба и без крыши,

Любой приют - твой временный причал» [32, с.3]. Но никогда не был бродягой! Этот «грех» остался на совести умершего («угасшего», простите) 6 марта 2021 года В.Я. Курбатова, новость о смерти которого прокатилась по литературному миру волной горя, а по рубцовскому сообществу - волной, мягко выражаясь, возмущения вслед. (В рамках XXVI Международных яснополянских писательских встреч с 22 по 26 августа в музее-усадьбе «Ясная Поляна» прошли занятия первой в России Школы литературной критики им. В.Я. Курбатова. Инициатором создания школы стала прапраправнучка Л.Н. Толстого Анастасия Толстая. Цель школы - воспитать новое поколение литературных критиков. В будущем занятия пройдут в Москве, Казани, Крыму и других местах, связанных с Л.Н. Толстым. Школа литературных критиков в «Ясной Поляне» не имеет аналогов в мире).

Знаменитый художник О.Н. Целков, живущий во французской деревне ОН-ле-Валь в Шампани, в интервью корреспонденту «Известий» Юрию Коваленко откровенно

выразил свою мысль: «Все артисты или писатели, как правило, нарциссы - за исключением тех, кто оказался полным неудачником. Когда им аплодируют недостаточно громко, они убеждены, что их не понимают. Без успеха - даже в маленькой дозе - никакой артист не может существовать. Успех дает ему энергию. Если он не прославился, то убежден, что ему просто не повезло и жизнь не сложилась. Он считает себя гением, который вынужден работать сторожем или дворником. Как там у Пушкина: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы»? Фортуна у всех разная. Некоторые имена обрастают легендами. Кто бы мог подумать, что пьяница, наркоман и нищий бродяга Модильяни (итальянский художник и скульптор Амедео Модильяни (1984 - 1920). - Прим. авт.), писавший голых женщин, будет стоить на аукционах десятки миллионов долларов?» [33, с.8].

Мы привели убедительный пример? (Кстати, О.Н. Целков (1934 - 2021) ушел от нас, не дожив до восьмидесяти семи лет счи-таные дни. «Олег Целков - самый выдающийся русский художник всего послевоенного периода», - сказал о нем лауреат Нобелевской премии по литературе (1987) И.А. Бродский). Британское издание «Гуардиан» назвало О.Н. Целкова «российским Фрэнсисом Бэконом».

Николай Михайлович Рубцов никогда не был ни пьяницей, ни бродягой. Не зря в народе говорят: сухой помет к стенке не пристанет.

10 февраля 2016 года на открытии XXIII международной книжной ярмарки в г. Минске писатель Н.М. Коняев, ставший победителем на завершившемся IV международном (белорусско-российском) литературном конкурсе «Достигают счастья лишь в пути . ( Николай Рубцов : известный и неизвестный )» , посвященном 80-летию со дня рождения гения русской поэзии, в номинации «Проза», неоднократно повторял нам: «Именем Рубцова мы будем узнавать друг друга!». И каково же было наше удивление, когда в первом номере за 2021 год журнала «Наш современник» мы прочитали откровение С. Лагерева: «Писатель из Санкт-Петербурга Николай Ко-няев, издавший несколько книг о Николае Рубцове, говорил: «Именем Рубцова мы будем узнавать друг друга». И это было правдой. Где бы я ни бывал в будущем: в Вологде,

в Москве, в Санкт-Петербурге и других городах, - имя поэта Николая Рубцова часто становилось каким-то литературным пропускным паролем. При встречах с самыми разными людьми - поэтами, писателями, литературными критиками и просто любителями поэзии» [34, с.218].

До сих пор святые слова Николая Михайловича Коняева (1949-2018) объединяют нас - Рубцовское сообщество России.

Библиографический список:

1. Север - 2021: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия: Рубцовский сборник: сборник работ V Всероссийской научной конференции с международным участием / Тотемское музейное объединение, Вологодский государственный университет; [редколлегия: Новосёлов А.М. (ответственный редактор) и др.; составитель и редактор О.В. Полоцкая]. - Вологда: Полиграф-Периодика, 2021. - С.5-6, С.7, С.39, С.81

2. Вересов, Л.Н. Судьбу мою я ветру доверяю. Жизнь и творчество поэта Н.М. Рубцова в документальных исследованиях / Леонид Вересов. - Вологда: Сад-огород,

2020. - С.5, С.89, С.100, С.179, С.230, С.273, С.405, С.412, С. 434 -435, С.6, С.79, С.101.

3. М.А. Русский Полётова / Литературно-художественное издание «Душа моя чиста» Николай Рубцов. Москва. Музей Н.М. Рубцова. 2020. - С.70 - 71, С.123, С.166, С.172, С.183, С.225, 242, С.245, С.269, С.291, С.294, С.301, С.317, С.329, С.330, С.340, С.359, С.301, С.225, С.231, С.121.

4. Куняев, С. Вадим Кожинов Глава 15 Борьба продолжается (продолжение) / С. Куняев // Наш современник. 2021. №3, 2021 г. - С.258.

5. Плоскова, Т. О том, о сём.» / Т. Плоско-ва // Наш современник. 2021. №3, 2021 г. - С.231.

6. Кублановский, Ю. Судьба стиха - миро-державная? / Ю. Кублановский // 2020 -

2021. №51 - 52 (6766), 23 декабря 2020 -12 января 2021 г. - С.12 - 13.

7. Привалов, К. Вещий Олег / К. Привалов //Литературная газета. 2021. №33 — 34(6797), 25 - 31 августа 2021 г. - С.22.

8. А.А. Федотов. Слово редактора// Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.3.

9. Д.А. Пшеницын. О генеалогии рода Рубцовых в XIX - начале XX вв. (К вопросу о родовом гнезде и прямой фамильной ветви поэта Н.М. Рубцова) // Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.6.

10. Е.Б. Никанорова. Никольский период в творчестве Николая Рубцова // Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.40.

11. М.П. Соболев, Р.С. Ерёменко О наших открытиях-размышлениях в творчестве и биографии Николая Рубцова // Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.64, С.65.

12. Л.Н. Вересов. Стихотворение «Воспоминание о весне 1954 года» под микроскопом времени и науки // Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.117.

13. Л.Н. Вересов. Письма Валентина Сафонова как важнейший биографический и психологический источник начала творческого пути Николая Рубцова// Научное издание «Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Специальный выпуск, посвящённый 85-летию со дня рождения гения русской поэзии Н.М. Рубцова». 2021. - С.174.

14. Т.С. Рудная. От составителя. «Душа поэта оживает в строчках.»: сборник стихов, посвящённых Н.М. Рубцову. - [б.м.]: Издательские решения, 2021. - 6 с,4 с.

15. Вера Грибникова. «Николаю Рубцову», «Душа поэта оживает в строчках.»:

сборник стихов, посвященных Н.М. Рубцову. - [б.м.]: Издательские решения, 2021. - 23 с.

16. Надежда Бобрецова. «Емецк - колыбель Рубцова», «Душа поэта оживает в строчках.»: сборник стихов, посвященных Н.М. Рубцову. - [б.м.]: Издательские решения, 2021. - 14 с.

17. Диана Радес. «Впрок посеянный» (отрывки из эссе о Николае Рубцове), «Душа поэта оживает в строчках.»: сборник стихов, посвященных Н.М. Рубцову. - [б.м.]: Издательские решения, 2021. - 60 с.

18. Казинцев, А. Ваша судьба решена / А. Ка-зинцев // Наш современник. 2021. №1, 2021 г. - С.8.

19. Красников, Г. Мужественная книга / Г. Красников // Литературная газета. 2021. №11 (6776), 17 - 23 марта 2021 г. - С.16.

20. Мальцева, О. Верный традиции / О. Мальцева // Литературная газета. 2021 г. №18 (6783), 5 - 11 мая 2021 г. - С.14.

21. Рецензия из журнала «Вологодский лад» (№2 (35), 2017 г., стр. 199) кандидата исторических наук, члена Союза писателей России Т. Никольской из г. Санкт-Петербурга на книгу Л.Н. Вересова «Из души живые звуки. Поэт Н.М. Рубцов: жизнь и творчество», опубликованная в литературно-художественном издании Л.Н. Вересова «Судьбу мою я ветру доверяю. Жизнь и творчество поэта Н.М. Рубцова в документальных исследованиях» / Леонид Вересов. - Вологда: Сад-огород, 2020. - С.400.

22. Курбатов В. Угасшая звезда полей / В. Курбатов // Литературная газета. 2021. №1-2(6767), 13 - 19 января 2021 г. - С.20.

23. Попов, В. Партизан поэзии / В. Попов // Литературная газета. 2021. №17 (6782), 28 апреля - 4 мая 2021 г. - С. 29.

24. Жукова, Л. Хрустальный голос России / Л Жукова // Литературная газета. 2019. №9(6681), 6 - 12 марта 2019 г. - С.13.

25. Рецензия из журнала «Вологодский лад» (№2, 2016 г., стр. 191 - 193) ПК. Рожно-вой «Поэзия моря в стихах Николая Рубцова» на книгу Л.Н. Вересова «Николай Рубцов. Мачты», опубликованная в литературно-художественном издании Л.Н. Вересова «Судьбу мою я ветру доверяю. Жизнь и творчество поэта Н.М. Рубцова в документальных исследованиях» / Лео-

нид Вересов. - Вологда: Сад-огород, 2020. - С.424.

26. Горбовский, Г. Долгожданный поэт / Г. Горбовский // Рубцов Николай Михайлович Той девушке, которую люблю. ООО «Издательство «Эксмо». Москва. 2007. -12 с.

27. Малышев, В. «Интервью» сквозь время / В. Малышев // Литературная газета. 2021. №5(6770), 3 - 9 февраля 2021 г. - С.25.

28. Михайлов, И. Звезда кочевая / И. Михайлов // Литературная газета. 2021. №10 (6775), 10 - 16 марта 2021 г. - С.26.

29. Сванидзе, Н. Бомба Богомолова / Н. Сванидзе // Литературная газета. 2021. №7 (6772), 17 - 23 февраля 2021 г. - С.7.

30. Евтушенко, Е. Юрий Ряшенцев - трагический жизнелюб / Е. Евтушенко // Литературная газета. 2021. №24 (6789), 16 - 22 июня 2021 г. - С.15.

31. Личутин, В. «В деревне оскудела душа» -слова Рубцова / В. Личутин // Двина. 2015. №4 (60), 2015 - С.6.

32. Нина Груздева. У памятника Рубцова. Двина, №4 (64), 2016. - С.3.

33. Целков, О. Мои персонажи возникли не из бутылки / О. Целков // Известия. 2021. №49 (30737), 22 марта 2021 г. - С.8.

34. Лагерев, С. Именем Рубцова мы будем узнавать друг друга / С. Лагерев // Наш современник. 2021. №1, 2021 г. - С.218.

М.П. Соболев в гостях у М.А. Шананиной

М.П. Соболев, Н.Н. Никулинская, Н.П. Харламова и Л.Н. Вересов в Тотемской районной библиотеке им. Н.М. Рубцова на творческом вечере Л.Н. Вересова

P.S. Авторы статьи М.П. Соболев и Р.С. Ерёменко искренне поздравляют А.А. Федотова с редкой наградой - медалью «Николай Рубцов. 1936 - 1971» (№ 183 от 26.08.2021 года). По поручению руководителей РОО «Союз писателей-краеведов Вологодской области» В.А. Борисова и Л.Н. Вересова М.П. Соболев 7 сентября 2021 вручил медаль А.А. Федотову во время проведения творческой встречи в Ивановской центральной универсальной научной библиотеке.

М.П. Соболев, А.А. Федотов и директор библиотеки, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ В.Е. Кашаев

©СоболевМ. П., Еременко Р. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.