ЭМБЛЕМА
ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА И ЛИЧНАЯ ПЕЧАТЬ Е.П.БЛАВАТСКОЙ1
Эмблема Теософского Общества (слева) и Личная печать Е.П.Блаватской (справа) составлены из нескольких символов, которые использовались с древнейших времён для выражения глубоких духовно-философских истин о человеке и Вселенной. Каждый знак, взятый в отдельности, раскрывает лишь часть этих знаний, а соединённые вместе они рассказывают о великих эволюционных процессах, охватывающих физическую и духовную природу. Эти символы универсальны, поскольку они встречаются в великих мировых религи-
1 Использована информация, представленная в журнале «Наука и религия» № 9 за 1991 год. Авторы выражают благодарность А.В.Владимирову за консультацию.
Эмблема Теософского общества и личная печать Е.П.Блаватской
ях. Их можно найти даже в очень отдалённых друг от друга культурах.
Представленные символы, отчасти в силу их древности, а отчасти из-за трудности установить их происхождение, не могут толковаться единообразно. Предлагаемая здесь интерпретация не является точным объяснением их значения. Скорее, она дает лишь намёк на ту истину, которую они стремятся передать. Некоторые из приведенных символов расшифрованы не до конца (например, знак на Печати справа вверху) или только предположительно.
В Эмблеме Теософского общества и в Печати Е.П.Блаватской воспроизведена Гексаграмма (часто называемая Двойным Треугольником, знаком Вишну, а в иудейской религии известная как печать Соломона или звезда Давида). Двойной Треугольник, символически изображающий макрокосм или проявленную Вселенную, содержит в себе идею Единства мира.
В классической йоге этой шестиугольной звездой обозначается сердечная Анахата-чакра. Шесть вершин фигуры тяготеют к центральной, невидимой седьмой точке изначального первичного Огня.
Треугольники символизируют три грани проявления, известные в различных религиях как Троица или Тримур-ти. Тёмный треугольник, указывающий вниз, и светлый треугольник, указывающий вверх, — это символы нисхождения духа в материю и вознесения преображённой материи в мир духа.
И в Эмблеме Теософского общества, и в Печати Е.П.Блаватской Двойной Треугольник окружен змеёй. Эта комбинация звезды и змеи символизирует проявленную Вселенную, где творчество ограничено временем и пространством.
Змея. Кроме уже упомянутого значения, сама змея всегда была символом мудрости. Индийцы называют мудрецов
389
Приложение
«нагами», а Христос призывал своих учеников быть «мудрыми как змии»1. Урей — священная кобра, которая изображалась на лбу египетских фараонов, означала их посвящение в тайные ритуалы, на которых приобретались сокровенные знания и мудрость. Змея, заглатывающая свой хвост — Уроборос, является одним из древнейших символов, известных человечеству, и представляет Единую Абсолютную Реальность, «круг Вселенной», Великое Дао китайцев, бесконечность циклического процесса проявления.
И в Эмблеме, и в Печати присутствует Свастика — символ вечного круговорота Энергии, то есть эволюции. Свастика — это одна из многочисленных форм креста — огненный крест. Из её загнутых вращающихся концов исходят струи огня (энергии природы), непрестанно созидающего и растворяющего формы эволюционного процесса. Также свастика символизирует вращение огней сердца1 2.
Значение прямого и обратного вращения объясняется в Учении Живой Этики: «Со времени Атлантиды и в обрядах Друидов главный жрец совершал хождение против Солнца, тогда как все прочие совершали круг по солнечному обращению. <...> Малое познание увлекаемо обычными энергиями, но великое познание, предстоя течению космических сил, обычно рождает из хаоса новые энергии»3. Таким образом, в Печати свастика вращается против Солнца, что символизирует Высшее знание, которым обладала Е.П.Блаватская. В то же время на Эмблеме Теософского общества, в которое входили последователи Е.П.Блаватской, вращение свастики идёт по Солнцу.
В Эмблеме Теософского общества в центре двух пересечённых треугольников расположен знак, известный как «Анкх»
1 Мф. 10:16.
2 Учение Живой Этики. Сердце, 261.
3 Учение Живой Этики. Агни-Йога, 428.
390
Эмблема Теософского общества и личная печать Е.П.Блаватской
или crux ansata1, представляющий собой круг, венчающий крест тау. Анкх — это египетский символ Жизни, встречающийся на многих изображениях египетских богов как неотъемлемый божественный атрибут. В высшем своем значении этот древний символ означает воскресение духа из заключения в материю, торжество жизни над смертью, духа над материей, добра над злом. Эту идею воскресения можно встретить во многих религиях и духовных учениях.
АУМ (в звучании «ОМ»1 2). Венчает Эмблему индусское священное слово, написанное санскритским письмом. С ним связывают идею о творящем слове, Логосе, которое «было у Бога, и Слово было Бог»3. В Учении Живой Этики указывается одно из символических объяснений слова «АУМ»: «“А” есть Мысль-Основа, “У” есть Свет-Начало и “М” есть Тайна, Сокровенное»4. В целом Эмблема символизирует Абсолют, заключающий в себе весь мир.
Девиз. Вокруг Эмблемы написан девиз Теософского общества — «Нет религии выше истины». Истина — это цель исканий каждого теософа, какова бы ни была его вера. Каждая из великих мировых религий лишь в некоторой степени отражает свет единой вечной и духовной Мудрости.
Кроме того, в Печати Елены Петровны рядом с Двойным Треугольником вверху слева присутствует астрологический знак Льва, относящийся к стихии огня, под которым она родилась. Внизу слева представлена древнееврейская буква «шин». В каббалистике это одна из трех «Букв-Начал», «Букв-Матерей». Внизу справа, по-видимому, находится греческая буква «омега».
1 Крест с петлей (лат.).
2 Учение Живой Этики. Аум, 4.
3 Ин. 1:1.
4 Учение Живой Этики. Аум, 132.
391
Приложение
Таким образом, в символах Змеи, заглатывающей свой хвост, Двойного Треугольника, Знаков вокруг него, Свастики заложены основные положения Тайной Доктрины:
1) существование Единой Абсолютной Реальности во множественных аспектах в проявленной Вселенной;
2) периодическое появление и исчезновение бесчисленных Миров (закон периодичности);
3) единство всего сущего.
Внутри Двойного Треугольника в Печати присутствуют наложенные друг на друга латинские заглавные буквы имени Елены Блаватской: Е (Elenus) и В (Blavatsky).
Корона с пятью зубчиками, которая является одним из символов Печати, вероятно, означает, высшее эго человека, ведущее каждого из нас по пути эволюции. Также корона — это символ мудрости, интуиции, посвящения и духовного просветления.
Подготовили Л.Янковская, С.Скородумов