Научная статья на тему 'Энциклопедия заблуждений. Имя и наследие Е. П. Блаватской в зеркале информационного пространства'

Энциклопедия заблуждений. Имя и наследие Е. П. Блаватской в зеркале информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1863
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энциклопедия заблуждений. Имя и наследие Е. П. Блаватской в зеркале информационного пространства»

С.В.СКОРОДУМОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

ИМЯ И НАСЛЕДИЕ Е.П.БЛАВАТСКОЙ В ЗЕРКАЛЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА1

Per aspera ad Astra Через тернии к звёздам

1. Эстафета клеветы

В XIX столетии выдающейся русской женщине Елене Петровне Блаватской выпала честь стать ученицей великих Учителей Востока. В своих работах Елена Петровна напомнила человечеству о едином источнике различных религиозных концепций. Осторожно снимая наслоения столетий с древних текстов, она показала глубину древней Божественной мудрости или теософии. Однако, научный потенциал трудов Е.П.Блаватской современными учёными ещё не раскрыт. Этому во многом препятствуют мифы о ней, вот уже более ста лет тиражируемые в СМИ и ряде книг.

Наверное, мало кто испытал на себе такое количество оговоров, как наша великая соотечественница. Зарубежная и особенно русская пресса конца XIX века опубликовала немало

1 Публикуется с изменениями и дополнениями по: 175 лет со дня рождения Е.П.Блаватской: материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. СПб., 2006. С.81-99.

279

В защиту Е.П.Блаватской

лживых статей о ней1. Сразу же после её смерти появилась книга Всеволода Соловьёва «Современная жрица Изиды. Моё знакомство с Е.П.Блаватской и “теософическим обществом”. (Эпизод “fin de siecle”1 2)» с клеветой на Елену Петровну. В советское время труды Е.П.Блаватской было почти невозможно достать в России. Недостоверные сведения о ней и о теософии попадали даже в философские словари. Это было обусловлено наличием единой государственной идеологии и борьбой против всех философских направлений, не соответствующих марксизму-ленинизму. Составители словарей не ставили себе задачу рассмотреть теософию как философскую систему и преследовали чисто идеологические цели. Заметим, что отношение к наследию Е.П.Блаватской со стороны тоталитарных режимов всегда было резко отрицательным. В III Рейхе книги Елены Петровны даже сжигали на костре3. Теософия — это система свободомыслия, и поэтому такую негативную реакцию на неё можно считать индикатором тоталитарного сознания.

В начале 90-х годов XX века в России вал клеветы на Е.П.Блаватскую ненадолго уменьшился. 1991 год — юбилейный для Елены Петровны — широко отмечался в России и в мире. Но очень скоро нападки возобновились и усилились, особенно со стороны РПЦ. Это объясняется попытками использовать православие для создания в России очередной государственной идеологии. Для этого политикам от церкви необходима дискредитация всех философских и религиозных направлений, которые в их глазах представляют «угрозу православию». Недостоверные сведения о Е.П.Блаватской опубликованы даже в Православной Энциклопедии.

1 См.: Тюриков А.Д. Русская пресса 1870-90-х годов о Е.П.Блаватской // Первые научные чтения памяти Елены Петровны Блаватской: материалы научно-общественной конференции. 8 мая 2011 г. Днепропетровск, 2011. С.72-110.

2 Конца века (фр.).

3 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996. С.667-668.

280

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

В России начали широко переиздавать клеветническую книгу Всеволода Соловьёва, которого сама Елена Петровна называла «Яго теософии». На современном этапе эстафетную палочку у Соловьёва подхватили писатель Игорь Минутко и востоковед Александр Сенкевич. В массовом сознании и в науке создаётся не соответствующий действительности отрицательный образ Е.П.Блаватской и культивируется негативное отношение к теософии. Недостоверной информации о Елене Петровне накопилось уже так много, что можно создавать целую энциклопедию человеческих заблуждений о её жизни, деятельности и творчестве.

Почему же осуществляются нападки, и для чего нужна защита? Мы являемся свидетелями становления нового космического мировоззрения, которое идёт на смену религиозному и научно-материалистическому. В основе этого нового мировоззрения XXI века — работы Е.П.Блаватской и семьи Рерихов, а также русских философов Серебряного века и учёных-космистов. Ретрограды пытаются очернить великих людей. Цель большинства таких публикаций — посеять недоверие к теософии и Живой Этике. Обычно применяется следующий механизм: сначала клевета с завидным постоянством публикуется в СМИ, потом лживые мнения без всяких доказательств превращаются в «общепризнанный факт», а затем входят в научный оборот, то есть публикуются в научных сборниках.

Так председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований академик Э.П.Кругляков в своём письме от 3 февраля 2009 г. президенту Российской академии наук академику Ю.С.Осипову заявил: «Для меня тезис о вкладе Е.П.Блаватской в становление подлинно научного мировоззрения звучит как издевательство»1.

1 Кругляков Э.П. Некрасивая история // В защиту науки. М., 2009. № 6. С.76.

281

В защиту Е.П.Блаватской

Подобные аргументы лежат вне области научной полемики. В результате такой ортодоксальной позиции, прежде всего, страдает сама наука, поскольку именно в трудах Е.П.Блаватской указаны пути развития нового космического мировоззрения, синтезирующего научные и вненаучные знания. Тем не менее, современному учёному нужно обладать немалым мужеством, чтобы в своих статьях сослаться на работы Елены Петровны.

Широкий интерес к мудрости Востока всегда существовал и будет существовать. Вытеснение из культурного и научного пространства работ Е.П.Блаватской приводит к тому, что в результате на их место приходят псевдоучения (например, опусы Алисы Бейли) либо неграмотные популяризаторы (например, Эрнст Мулдашев).

Сестра Блаватской В.П.Желиховская, которая первой поставила проблему её защиты, в качестве эпиграфа к своей книге1 привела слова самой Елены Петровны: «Обязанность защищать ближнего, ужаленного ядом клеветы, столь же жизненный принцип истинного теософа, как и воздержание от осуждений вообще». Сегодня эти слова актуальны, как никогда. И касаются они не только теософов, но и учёных, журналистов, представителей культурной общественности. Совершенно аналогичная ситуация сложилась в России в отношении семьи Рерихов. В научной защите нуждаются Е.П.Блаватская, семья Рерихов и их наследие.

Хроники информационной войны

Рассмотрим некоторые наиболее распространённые клеветнические обвинения, которые выдвигаются против Е.П.Блаватской, и приведём их опровержения.

1 См.: Желиховская В.П. Е.П.Блаватская и современный жрец истины. СПб., 1893.

282

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

Лондонское Общество психических

исследований против Е.П.Блаватской.

Обвинения в «мошенничестве»

Елена Петровна постоянно обличала христианских миссионеров за их лицемерие. В результате у неё появилось немало врагов из их среды. В качестве мишени для главного удара они выбрали необычные способности Е.П.Блаватской, которые она иногда демонстрировала в виде опытов с психической энергией.

Шотландским иезуитом Паттерсоном, по его собственному признанию, «ради христианских целей»1, была подкуплена чета Куломбов — Эмма, бывшая экономка Е.П.Блаватской, и её муж Алексис, столяр. Чтобы скомпрометировать Е.П.Блаватскую в глазах общественности, они подготовили подложные письма. Алексис обладал способностью подделывать почерк других людей. Также были приготовлены специальные столярные сооружения, якобы предназначенные для «предстоящих обманов» общественности со стороны Е.П.Блаватской.

Расследованием этого дела занимался Ричард Ходжсон, один из первых австралийцев — членов Британского и Американского обществ психических исследований (ОПИ). В своем отчёте, желая сделать себе имя, он объявил Е.П.Блаватскую мошенницей1 2. Эту клевету подхватили СМИ. В течение долгого времени на отчёт ОПИ опирались многие авторы, писавшие о Е.П.Блаватской.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: По свидетельству В.П.Желиховской, сестры Е.П.Блаватской, ещё при жизни Елены Петровны в индийской, английской и американской прессе появилось

1 Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). М., 1992. С.39.

2 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996. С.8.

283

В защиту Е.П.Блаватской

множество опровержений отчёта Ходжсона. 70 пандитов (учёных) из Негапатама (Индия) подписали письмо в поддержку Елены Петровны с критикой позиции ОПИ. Это письмо было опубликовано во многих СМИ, например, в «Бостонском курьере» (18 июля 1886 г.)1.

Спустя 100 лет после того, как эксперт Лондонского общества психических исследований Р.Ходжсон обвинил Е.П.Блаватскую в мошенничестве, ОПИ опубликовало отчёт

В.Харрисона, бывшего президента Королевского фотографического общества и эксперта в подлогах и фальсификациях, который повторно расследовал «Дело Е.П.Блаватской», снял с неё обвинения и принёс ей официальные посмертные извинения1 2.

В работе Сильвии Крэнстон «Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения»3 приведены факты полного оправдания Е.П.Блаватской и снятия с неё всех обвинений в мошенничестве4.

В специальном пресс-коммюнике ОПИ за 1986 г. приведён фрагмент из заключения Вернона Харрисона по поводу клеветнического отчёта Ходжсона5. В.Харрисон цитирует слова Е.П.Блаватской, написанные ею вскоре после публикации отчёта Ходжсона:

«Скрупулезные, но неверно направленные изыскания м-ра Ходжсона, его нарочитая точность, когда с бесконечным упорством он цепляется за пустяки и остаётся слеп к фактам действительно важным, его противоречивые рассуждения и многообразно проявляемая неспособность справиться с

1 Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). М., 1993. С.43.

2 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996. С.9-10.

3 См.: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996.

4 Там же. С.9.

5 Там же.

284

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

проблемами, которые он старался решить, будут в своё время разоблачены другими авторами — в этом я не сомневаюсь».

Как мы видим, Е.П.Блаватская оказалась права1.

Всеволод Соловьёв против Е.П.Блаватской

Существует большое количество откровенно клеветнической литературы о Е.П.Блаватской, где на основании заключения Р.Ходжсона она объявлена «мошенницей». Пожалуй, первенство в этом ряду занимает книга Всеволода Соловьёва1 2. Некоторое время он был последователем Е.П.Блаватской, но затем предал и оклеветал её.

В своей книге «Современная жрица Изиды. Моё знакомство с Е.П.Блаватской и “теософическим обществом”. (Эпизод “fin de siecle”)», опубликованной уже после смерти Бла-ватской, ссылаясь на отчёт Общества психических исследований, он приводит много искажённых фактов из жизни Елены Петровны. Книга Вс. Соловьёва неоднократно переиздавалась в наше время. К сожалению, она почему-то вызывает доверие у многих учёных. Например, в статье Н.Н.Китаева, опубликованной в сборнике «В защиту науки», который выпускает Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, приведены недостоверные сведения о Е.П.Блаватской. А на лживую книгу Вс.Соловьёва автор ссылается как на исторический источник3. Упоминания о книге Вс. Соловьёва можно встретить даже в философских словарях.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: Причиной такой резкой перемены в поведении Соловьёва стала его жажда обрести те же

1 См.: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996. С.10.

2 См.: Соловьёв Вс. С. Современная жрица Изиды. М., 1994.

3 См.: Китаев Н.Н. Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов» // В защиту науки. М., 2009. № 6. Эта же статья опубликована в издании «Вестник криминалистики» (2005, № 4).

285

В защиту Е.П.Блаватской

психические способности, которыми обладала Е.П.Блаватская. Он «ждал великих благ от покровительства всесильных “учителей” или Махатм»1. Но все надежды Соловьёва изначально были напрасны. В письмах Учителя Кут Хуми А.П.Синнетту, редактору англоязычной газеты «Пионер», мы читаем: «...Ваше [Теософское] Общество — это не клуб, где занимаются рекламой или демонстрацией чудес, и не заведение, посвящённое изучению феноменализма. Главная его цель — искоренять существующие суеверия и скептицизм.»1 2 В другом письме эта же мысль подтверждается и разъясняется: «Лишь тот, в чьём сердце живет любовь к человечеству и кто способен в совершенстве постичь идею возрождающего практического всеобщего Братства, только тот имеет право на обладание нашими тайнами»3.

К сожалению, Всеволод Соловьёв оказался человеком совершенно иного рода. Почему же его мнение о Е.П.Блаватской многими было воспринято с таким доверием? Возможно, сработала «магия фамилии». Всеволод Соловьёв был сыном известного историка Сергея Соловьёва и братом выдающегося философа Владимира Соловьёва. Однако, в отличие от своих знаменитых родственников, Всеволод стал всего лишь посредственным писателем. Оклеветав Блаватскую, он взялся за своего собственного отца и опубликовал его записки в «Русском вестнике»4, где исказил образ отца «до неузнаваемости, отбросив при напечатании левые либеральные места “Записок”, преподнеся публике одни консервативные страницы. Младшие братья [Владимир и Михаил Соловьёвы] приняли это как святотатство, как надругательство над памятью отца»5. Они выра-

1 Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). М., 1992. С.32.

2 Чаша Востока. Письма Махатм. Рига-М.-Мн., 1995. С.23.

3 Там же. С.56.

4 Соловьёв С.М. Владимир Соловьёв: жизнь и творческая эволюция. М., 1997. С.20.

5 Там же. С.20-21.

286

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

зили свой протест в «Вестнике Европы». Отношения братьев с Всеволодом Соловьёвым были полностью разорваны и больше не возобновлялись. Сёстры также встали на сторону братьев. Более того, «всякое проявление симпатии к Всеволоду они рассматривали как соучастие в его преступлении»1.

Эти факты, скорее всего, неизвестны многим критикам Е.П.Блаватской. Иначе вряд ли они стали бы брать в союзники человека с настолько запятнанной репутацией.

С опровержением клеветнической книги Соловьёва в своё время выступила В.П.Желиховская. В 1893 г. она опубликовала книгу «Е.П.Блаватская и современный жрец истины: ответ г-жи Игрек (В.П.Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьёву». К сожалению, книга В.П.Желиховской была переиздана лишь спустя 116 лет, в 2009 году1 2, а источником информации о нашей великой соотечественнице долгое время служила недостоверная книга Вс. Соловьёва.

Обвинения о связи идей Е.П.Блаватской

с расовой теорией и идеологией фашизма

В основе подобных обвинений — игра на сходстве слов и символов. Е.П.Блаватская использовала в своих трудах знак свастики — один из древнейших символов человечества, этот же знак использовали фашисты. Е.П.Блаватская употребляла термин «арийцы» и «арийский», тот же самый термин употреблялся идеологами III Рейха. Е.П.Блаватская писала об оккультизме, и верхушка III Рейха интересовалась оккультизмом. В работах Е.П.Блаватской говорится о расах человечества, и на этом основании её пытаются сделать едва ли не... расисткой.

Сходство слов совершенно не означает сходство понятий. Однако, спекуляция на ассоциативных цепочках очень

1 Соловьёв С.М. Владимир Соловьёв: жизнь и творческая эволюция. М., 1997. С.21.

2 См.: Желиховская В.П. Е.П.Блаватская и современный жрец истины. Донецк, 2009.

287

В защиту Е.П.Блаватской

выгодна тем, кто хочет очернить Е.П.Блаватскую. Такие обвинения рассчитаны на неосведомлённых читателей и телезрителей.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: На самом деле никакой связи между трудами Е.П.Блаватской и идеологией III Рейха не существует. Теософия и фашизм представляют собой две противоположные системы, находящиеся на разных полюсах — как добро и зло, Свет и тьма.

Одна из основных целей Теософского общества состояла в «создании ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи»1, что совершенно несовместимо с целями и задачами идеологов фашизма, построенного на расовом превосходстве. Девизом теософии были слова: «Нет религии выше Истины». Это предполагало самую широкую терпимость к разным вероисповеданиям и мировоззрениям людей, что, как мы знаем, в фашистской Германии не допускалось.

Кроме того, имеются факты преследования сторонников теософии в III Рейхе и сожжения книг Е.П.Блаватской на костре1 2. Известно личное распоряжение S-PP (II B) Nr. 1249/36 рейхсфюрера СС Г.Гимлера от 20 июля 1937 г., согласно которому теософские общества были закрыты, а их имущество конфисковано3.

К сожалению, термин «арийцы» и символ свастики в настоящее время вызывают в общественном сознании негативную реакцию, поскольку были скомпрометированы фашистами, исказившими их первоначальный смысл. Этим активно пользуются авторы клеветнических материалов.

1 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996. С.10.

2 Там же. С.667-668.

3 Там же. С.667.

288

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

Слово «арийцы» пришло к нам из Индии. В древние времена Индию называли «Арьяварта», то есть, земля ариев. Термин «арийцы» во времена Е.П.Блаватской использовался для обозначения индоевропейских народов, тогда как теперь в общественном сознании стал чуть ли не синонимом фашистов.

Символ свастики распространён в культурах самых разных народов нашей планеты. Свастика представляет «один из старейших и сложнейших символов, доисторический и всеобщий»1. Она является знаком «доброй удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения, долгожительства, плодородия, здоровья и жизни»1 2. Свастика встречается как в христианстве, так и в древнерусской культуре. «У христиан свастика часто появлялась в катакомбах в качестве символа Христа как силы, правящей миром. В Средние века gammadion (“греческий крест”) символизировал Христа как краеугольный камень, а также четырёх евангелистов с Христом в центре»3.

В теософии под понятием «раса» Е.П.Блаватская подразумевает исторический вид человечества, населяющего планету. В течение длительного эволюционного процесса одни расы приходят на смену другим. Поэтому термин «раса», употребляемый в теософии, не имеет никакого отношения к тому, что под этим подразумевали идеологи III Рейха, и ни о каком расовом превосходстве и неравенстве в теософии речи не идёт.

Критикуя теорию превосходства одной расы над другой, Е.П.Блаватская писала в «Тайной Доктрине»: «Если бы завтра материк Европы исчез и на его месте появились бы другие земли, и если бы африканские племена должны были разделиться и рассеяться по лицу Земли, то именно они, приблизительно через тысячу лет от этого времени, составили бы большинство цивилизованных народностей. Потомки же тех наших

1 Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. С.287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Там же. С. 288-289.

3 Там же. С.289.

289

В защиту Е.П.Блаватской

высококультурных наций, которые пережили бы катастрофу и спаслись бы на каком-либо острове, не имея никаких способов переплыть новые моря, выродились бы и вернулись в состояние относительной дикости. Таким образом, причина, выдвигаемая для деления человечества на высшие и низшие расы, разбивается сама собою и становится заблуждением»1.

Термин «коренная раса» в теософии не имеет этнического значения. В Теософское общество входили люди разных национальностей. Именно изучение теософии помогало его членам преодолевать расовые предрассудки, уважительно относиться друг к другу и ценить сотрудников не по расовому признаку, а по уровню мудрости и знаний.

В письме к князю А.М.Дондукову-Корсакову (5.12.1881) Е.П.Блаватская приводит такой пример: «Этот Синнетт, всего два года назад презиравший индусов настолько, что в присутствии одного из этих “негров” ему становилось дурно, ныне в самоуничижительнейших выражениях посвящает свою книгу индусу, моему другу...»1 2

Цели Теософского общества (образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания), уважительное отношение Е.П.Блаватской к неевропейским народам — ясно показывают нелепость обвинений самой Елены Петровны и теософии в расизме.

Современные лживые книги и фильмы

Огромный вред наносят не основанные на фактах литературные фантазии и киноверсии жизни и творчества Е.П.Блаватской. К сожалению, в последнее время недобросовестные авторы обращаются к этой теме всё чаще. Выходят лживые фильмы и передачи, которые демонстрируются по различным каналам телевидения. Многие зрители

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. II. Рига, 1937. С.532.

2 Блаватская Е.П. Письма. М., 1995. С.301.

290

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

воспринимают их за чистую монету, даже не подозревая, что стали жертвами манипуляции с использованием информационных технологий.

Среди фильмов и телепередач, дающих недостоверную информацию, можно назвать следующие: «Тайны века. Спецслужбы в поисках Шамбалы» (1 канал, июль 2003 г.), «Тайная власть Шамбалы» (телевизионный канал НТВ, 1.07.2005, телекомпания «Совершенно секретно»), «В поисках Атлантиды» (телевизионный канал REN TV, 28-29.05.2005), «Тайная власть Шамбалы» (телевизионный канал «Интер», г. Киев, 25.10.2007), «Е.Блаватская: в заговоре с духами» (канал СТБ, г. Киев, 21.12.2008) и др.

Ещё одним источником критики Е.П.Блаватской служат «Воспоминания» такого высокопоставленного лица, как граф Сергей Юльевич Витте, впервые изданные в 1922-1923 гг. С.Ю.Витте был премьер-министром России и двоюродным братом Е.П.Блаватской. В его «Воспоминаниях»1 содержится большое количество необъективной и недостоверной информации о Е.П.Блаватской.

Из современных изданий можно назвать книгу П.Вашингтона «Бабуин мадам Блаватской»1 2, публикации А.Минутко3 и книгу А.Сенкевича «Блаватская»4, которая вышла в свет в 2010 году в серии ЖЗЛ. Все перечисленные издания, как показывает их анализ, представляют набор сплетен о нашей великой соотечественнице.

1 См.: Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 т. М., 1960.

2 См.: Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. М., 1998.

3 Критику книги И.Минутко см., например: Сергеева Т.П. Тайна пророка или великий заговор? // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. III. М., 2005. С.885-898.

4 Критический анализ книги А.Сенкевича «Блаватская» приведён в статье Т. Житковой «О завиральных идеях доктора наук А.Сенкевича», опубликованной в данном сборнике. Критику А.Сенкевича см., например, также: Сергеева Т.П. Как недобрый глаз может превратить белое в чёрное // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. V. М., 2010. С.1027-1034.

291

В защиту Е.П.Блаватской

Особое место в ряду этих изданий занимает книга А.И.Андреева «Гималайское братство: теософский миф и его творцы» (издание Санкт-Петербургского университета, 2008 г.), которая является попыткой придать клевете на Е.П.Блаватскую научное оформление.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: Телепередачи, дающие недостоверную информацию, вызывают протесты культурной и научной обще-ственности1. К сожалению, телеканалы не обращают на них внимания и, следуя своим чисто коммерческим целям, с каждым показом всё больше и больше распространяют клевету.

Относительно «Воспоминаний» графа Витте можно сказать, что это издание не может считаться надёжным историческим источником сведений о нашей великой соотечественнице. В «Воспоминаниях» содержатся логические противоречия.

С.Ю.Витте приводит с ошибками даты событий из собственной жизни, включая даже дату собственной свадьбы. Информация о Теософском обществе также недостоверна. А «факты» о Е.П.Блаватской на деле представляют собой набор светских сплетен. Некоторые исследователи даже высказывают предположения, что мемуары графа С.Ю.Витте были подделаны русской тайной полицией с целью его дискредитации1 2.

Книга А.Андреева «Гималайское братство: теософский миф и его творцы» обсуждалась учёными на семинаре, проведённом 26.10.2009 г. совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН и Международным Центром Рерихов3. Отмечены ненаучные методы, которыми пользуется

1 См., например: О недобросовестных телепередачах // Ярославское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: http://yro.narod.ru/zaschitim/tv.html. Рецензии на недобросовестные книги // Ярославское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: http://yro.narod.ru/zaschitim/r_knigi.html

2 Мэрфи Г. Когда приходит рассвет: жизнь и труды Елены Петровны Блаватской. Челябинск, 1999. С.16-17.

3 Читаем и обсуждаем книгу А.И.Андреева // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. V. М., 2010. С.959-1026.

292

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

Андреев в своей работе: «недопустимое обращение с цитатами, их купирование, помещение в иной контекст, их искажение» и т.д.1

Теософия — не религия

Широкое распространение получило утверждение о том, что теософия будто бы является религией, противостоящей христианству и православию в частности. Автором подобных идей является протодьякон Кураев и его сторонники. Никакой научной значимости их работы не имеют, поскольку в качестве доказательств эти авторы используют методы идеологической войны1 2. К сожалению, Кураеву удалось ввести в заблуждение и некоторых учёных, которые пользуются его клеветническими публикациями.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: В своей работе «Ключ к теософии» Е.П.Блаватская пишет:

«Спрашивающий: К Теософии и её доктринам часто относятся как к новомодной религии. Религия ли это?

Теософ: Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука»3.

В письме Адельберту де Бурбону (4.09.1881) Е.П.Блаватская сообщает: «В нашем Обществе есть место для любой религии, и любые символы веры и мнение будут уважаемы. Это чисто философское и научное общество никоим образом не

1 Соколов В.Г. Невежество против научного мышления. (Рецензия на книгу А.И.Андреева «Гималайское братство: теософский мир и его творцы» (Документальное расследование) // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. V. М., 2010. С.918.

2 См.: Герасимова И.А. Время и опыт распознавания: враги, «друзья» и ученики // В защиту имени и наследия Рерихов: материалы Международной научнообщественной конференции. 2001. М., 2002. С.54-70; Лутай С., Зайцев К., Борисенко М. Мракобесие для простаков. (Критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции») // Ярославское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: http://yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm

3 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М., 1993. С.9.

293

В защиту Е.П.Блаватской

сектантское или религиозное. Оно не имеет никакого отношения к человеческим догмам и религиям»1.

Известен такой показательный факт. При регистрации Теософского общества в 1880 году в Сент-Луисе (США) судья А.Александер засвидетельствовал в суде, что оно не является религиозным ввиду отсутствия культа и символа веры. Судья определил, что преподавание религиозных учений — это не религиозная деятельность, а образовательнопросветительская1 2.

Рассматривая философию Живой Этики, которая создана в сотрудничестве семьи Рерихов с Учителями Востока и является дальнейшим развитием идей теософии, Л.М.Гиндилис, действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, пишет следующее: «То обстоятельство, что Живая Этика затрагивает вопросы, которые традиционно относились к религиозной сфере, не даёт оснований отождествлять её с религией. Различие между наукой и религией определяется не проблематикой, а методами, которые используются при рассмотрении изучаемых проблем. Живая Этика использует научный метод. Ей не присущи ни вера в сверхъестественное (всё естественно, есть только вещи познанные и ещё не познанные), ни обрядность, ни культовые действия. Характерной чертой религиозных учений является слепое следование догматам, тогда как Живая Этика провозглашает духовную свободу, свободу творчества и признаёт единственный авторитет — авторитет Знания. Она призывает людей учиться, познавать окружающий мир и самих себя, расширять свой кругозор, своё сознание, преодолевать невежество»3.

1 Блаватская Е.П. Письма. М., 1995. С.87.

2 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996. С.182-183.

3 Гиндилис Л.М. Живая Этика — наука будущего // В защиту имени и наследия Рерихов: материалы Международной научно-общественной конференции. 2001. М., 2002. С.47.

294

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

Все эти же критерии применимы и к предшественнице Живой Этики — теософии. Добавим, что теософию также не следует относить к религиозной философии, поскольку она существует вне рамок какой-то определённой религиозной системы.

Информация об уважительном отношении Е.П.Блаватской к православию представлена в данной книге1.

Е.П.Блаватская, Алиса Бейли и движение «new-age»

Е.П.Блаватская и Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока создали философские системы — теософию и Живую Этику, которые известны во всём мире. Смешивать их с движением «New Age», профанирующим истины восточной мудрости, совершенно недопустимо.

Подобное смешение является небезопасным явлением, к сожалению, набирающим силу. Последователи Алисы Бейли, которая считается основателем движения «New Age», представляют её книги продолжением теософии и психологическим ключом к «Тайной Доктрине».

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: Достаточно проанализировать некоторые высказывания Алисы Бейли и деятельность основанных ею организаций, чтобы стали видны принципиальные расхождения и диаметрально противоположная направленность.

Имеется свидетельство Е.И.Рерих, которая сотрудничала с той же группой Учителей Востока, что и Е.П.Блаватская: «Для Вашего сведения, В[еликий] Вл[адыка] считает труды-компиляции А[лисы] Б[ейли] очень вредными. Ярая была определённо сотрудницей тёмных сил. Нетрудно, при некотором знании, компилирование подобных книг, когда живёшь в

1 См. статью Себелевой И.М., Скородумова С.В. «Е.П.Блаватская и православие», опубликованную в настоящем сборнике.

295

В защиту Е.П.Блаватской

городах, где сотни тысяч оккультных трудов лежат на полках обширных библиотек. Учитель А[лисы] Б[ейли] не принадлежит к Твердыне Света. В[еликий] Вл[адыка] отказывается от него. Страницы Белой Магии переплетаются у неё с самой определённой Чёрной Магией, и такое смешение, конечно, страстно вредно и порождает великое смущение и извращение в нетвёрдых сознаниях»1.

Свидетельства об искажении истины и опасностях подмены учения лжеучением в книгах Алисы Бейли мы находим и в записях Б.Н.Абрамова — ближайшего ученика Е.И.Рерих, также сотрудничавшего с Учителем Востока и записавшего беседы, которые были изданы в виде книг «Грани Агни-Йоги»1 2.

По мнению последователей Алисы Бейли, «ни один вид духовной деятельности, ни один аспект всемирного служения не может существовать без денег». Со ссылкой на Тибетца (учителя Алисы Бейли, передавшего ей учение), утверждается, что последователи Алисы Бейли, так называемая Новая Группа Мировых Служителей, нуждаются в больших суммах денег. Проблему финансов последователи Алисы Бейли считают одной из основных трудностей в своей деятельности, поскольку для подготовки человеческого сознания к грядущему воплощению Духовной Иерархии требуются миллионные суммы. Для решения этой проблемы практикуется так называемая «Медитация-размышление для привлечения денег на цели Иерархии». В ходе этой медитации предлагается представлять «великий поток золотой субстанции, переходящей из-под контроля Сил Материализма под контроль Сил Света»3. Подобную медитацию рекомендуется выполнять каждое воскресенье. На самом деле финансовая сторона никогда не считалась

1 Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IX. М., 2009. С.183-184.

2 Грани Агни Йоги, 1958 г., 120.

3 По материалам сайтов Lucis Trust, Всемирная Добрая Воля, Украинская группа Доброй Воли.

296

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

определяющей в учениях Учителей Востока, обращающих внимание, прежде всего, на духовное развитие человечества.

Добавим, что Алиса Бейли считала полнолуние наиболее благоприятным временем для приближения к духовной иерархии и получения духовного потока, который с помощью медитации предлагалось направлять в умы и сердца всех людей. Такие медитации устраиваются ежемесячно. На сайтах последователей Алисы Бейли приводятся даты полнолуний для проведения соответствующих медитаций1.

В теософии и Живой Этике действительно говорится о важном значении Луны в физиологической жизни человека, но указывается на её отрицательное влияние на развитие человеческого духа. Так, Учителя Востока утверждают: «Хорошо быть на солнце, но звёздное небо тоже приносит гармонию нервов. Луна, напротив, не для нас. Чистый свет Луны поражает прану. Магнетизм Луны велик, но для отдыха он нехорош. Часто Луна вызывает тягость, как и люди, пожирающие жизненную энергию»1 2.

Таким образом, упомянутые заявления Алисы Бейли не имеют никакого отношения к духовности и противоречат многим положениям теософии и Живой Этики.

2. Практическая деятельность

по защите имени и наследия Е.П.Блаватской

Здесь перечислены далеко не все, а лишь некоторые наиболее распространённые клеветнические обвинения в адрес Е.П.Блаватской и теософии. К сожалению, недобросовестные публикации о Е.П.Блаватской сегодня явно превалируют над достоверными материалами и изданиями. Поэтому честное имя

1 По материалам сайтов Lucis Trust, Всемирная Добрая Воля, Украинская группа Доброй Воли.

2 Учение Живой Этики. Озарение, II, I, 4.

297

В защиту Е.П.Блаватской

Е.П.Блаватской и её творческое наследие, имеющее огромное значение для современной научной и философской мысли, требуют сегодня защиты от клеветы и искажений.

Достойных биографических материалов о Е.П.Блаватской, к сожалению, издаётся мало. Приведём некоторые источники, которые заслуживают внимания и доверия. Прежде всего, это работа Сильвии Крэнстон (при участии Кэри Уильямс) «Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения»1. Хорошим биографическим источником является книга Е.Ф.Писаревой «Елена Петровна Блаватская»1 2. Интересные факты из жизни Е.П.Блаватской приведены в книге В.П.Желиховской «Радда-Бай. (Правда о Блаватской)»3.

Необходимость защиты имени и наследия Е.П.Блаватской совершенно очевидна. В противном случае искажения её образа и клевета на теософию с течением времени будут лавинообразно нарастать.

К настоящему времени накоплен хороший опыт научной защиты великих личностей. Примером такой защиты может служить деятельность Центра Жанны д’Арк, созданного историком госпожой Режин Перну в 1974 году во Франции. «Главной задачей его была борьба за подлинную историю, отобранную у фальсификаторов, причём дело не ограничивалось миссией Жанны д’Арк, а всё было взято гораздо шире, включая и другие проблемы средневековых Франции и Англии»4. Благодаря работе этого центра клеветнические версии о Жанне д’Арк были опровергнуты, а честь и достоинство национальной героини Франции восстановлены.

1 См.: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996.

2 См.: Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская // Елена Петровна Блаватская. Харьков, 1991.

3 См.: Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). М., 1992.

4 Левандовский А.П. О Режин Перну и её книге // Р.Перну. Ричард Львиное Сердце. М., 2000. С.9.

298

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха выпустил 5 томов сборника «Защитим имя и наследие Рерихов», где имеются публикации и в защиту Е.П.Блаватской. Материалы из этих изданий начинают входить в научный оборот. На них ссылаются в диссертациях.

Что же можно сделать в настоящее время в условиях жёсткой и агрессивной информационной войны против нового космического мышления и Е.П.Блаватской? С целью противодействия клевете Межрегиональный информационно-аналитический Центр (МИА-Центр) предлагает активно развивать следующие направления защитной деятельности:

1. Создание с помощью Интернета единой информационной сети, в которую могут войти учёные, деятели культуры, представители общественных организаций, занимающиеся вопросами нового космического мышления.

2. Организация периодических Интернет-рассылок достоверной научной информации для культурной и научной общественности.

3. Открытие на сайтах культурно-просветительских организаций разделов по защите имени и наследия Е.П.Блаватской1.

4. Создание международной научной группы по защите имени и наследия Е.П.Блаватской. Мониторинг Интернетпространства с целью выявления клеветнических материалов. Организация писем протеста в СМИ и опровержений. Их публикация в Интернете.

5. Проведение международной научной конференции «В защиту имени и наследия Е.П.Блаватской» (с публикацией сборника материалов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 В настоящее время такие разделы открыты на сайтах Международного Совета Ре-риховских организаций имени С.Н.Рериха, Артёмовского, Ивановского, Тверского и Ярославского Рериховских обществ.

299

В защиту Е.П.Блаватской

6. Выпуск отдельных сборников «В защиту имени и наследия Е.П.Блаватской» или специальных разделов в книгах, посвящённых Елене Петровне.

7. Работа со СМИ. Составление пресс-релизов. Публикации статей в Интернет-пространстве и в журнале «Культура и время» Международного Центра Рерихов.

8. Научная и культурно-просветительская деятельность, в том числе в Интернете. Наполнение электронных библиотек работами Е.П.Блаватской. Развитие в Интернете соответствующих сайтов. Поддержка и развитие сайта Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи.

9. Публикация в Интернете сборников конференций и Чтений, которые проводятся Музейным центром Е.П.Блаватской и её семьи.

10. Активное сотрудничество с электронными словарями и энциклопедиями. Выпуск справочных изданий, посвящённых Е.П.Блаватской и теософии.

11. Организация передвижных выставок. Санкт- Петербургское отделение Международного Центра Рерихов подготовило выставку, посвящённую Е.П.Блаватской и готово предоставить её в электронном виде другим культурно-просветительским организациям. Проведение в России, в Украине и в других странах такой выставки под эгидой Санкт-Петербургского отделения МЦР и Музейного Центра Е.П.Блаватской и её семьи могло бы представить общественности истинный образ Е.П.Блаватской.

12. В более отдалённой перспективе: подготовка и издание полного собрания сочинений Е.П.Блаватской на русском языке и Энциклопедии, посвящённой ей и её наследию (по типу Лермонтовской энциклопедии)1.

1 Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. См. также: Лермонтовская энциклопедия // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (офиц. сайт). URL: http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc

300

С.В.Скородумов. Энциклопедия заблуждений

Елена Петровна Блаватская была высоко оценена выдающимися гуманистами всего мира. Так Махатма Ганди утверждал, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской»1. Далай Лама XIV в беседе с Вс. Овчинниковым, обозревателем «Российской газеты», сказал: «Рад, что, наконец, впервые встретился с соотечественником госпожи Блаватской, — её труды наши богословы высоко ценят»1 2.

Жизнь Е.П.Блаватской — это пример самоотверженного подвига на благо России и всего мира. Представление людям истинного облика Елены Петровны Блаватской как настоящего подвижника Знания является сегодня неотложным долгом исследователей, изучающих творческий путь Е.П.Блаватской, её труды и историю теософского движения.

Космическое мировоззрение, основы которого разработала Е.П.Блаватская, направлено в будущее. Во время своего становления оно встречает много препятствий, прокладывая свой путь буквально «Per aspera ad Astra» («Через тернии к звёздам»). Насколько успешным будет результат, во многом зависит от активной жизненной позиции передовых учёных, журналистов, представителей общественности.

1 Цит. по: Мяло К. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. II. М., 2001. С.72.

2 Овчинников В. Соотечественник Блаватской // Российская газета. 2003. 1 мар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.