Научная статья на тему 'Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни'

Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 6. С. 844-857.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Эллинское образованіе св. Апостола Павла по обстоятельствамъ его происхожденія и жизни *).

6Ъ КАКОЙ стороны характеризуется соціально-обществен-ное положеніе Апостола языковъ даннымъ отличіемъ?—■ для совершенно точнаго отвѣта требуется выяснить способы его полученія въ родѣ Павловомъ. Къ сожалѣнію, здѣсь мы тоже лишены безспорныхъ матеріаловъ и опять обречены довольствоваться гипотетическими сужденіями. Ближайшее изъ нихъ то, что предки Павловы удостоились римскаго гражданства вмѣстѣ съ прочими жителями Тарса мо), которому это преимущество было даровано тріумвиромъ Антоніемъ “'). Дѣйствительно, не дальше полстолѣтія до рожденія Павлова 432) киликійская митрополія является urbs libera 433) и мѣстомъ для ежегодныхъ религіозно-общественныхъ собраній 434). Въ этомъ была важная привилегія 435), и подобные города иногда обнаруживали

*) Продолженіе. См. май.

4ä0) См. и Prof. Dr. Aloys Schaefer, Einleitung in das Neue Testament (Paderborn 1898), S. 64.

431) Такъ даже f Prof. Leopold von Ranke, Weltgeschichte 111, 1 (Lpzg 4886), S. 180.

«г) prof jlf. Ramsay, Some Recent Editions of the Actos of the Apostles въ „The Expositor“ 1900, XI, p. 332.

433) Plin. Hist. nat. V, 27 (22) и cp. Dio Chrys. II, p. 36 по изд. Reislte, напр., у /'V, Sieffert въ „Der Beweis des Glaubens“ 1872, S. 261,2.

434) Cm. Joachim Marquardt, Römische Staatsverwaltung I (Lpzg 4881), S. 388 -389.

435) 0 civitates liberae cm. Joachim, Marquardt, Römische Staatverwaltung P, S. 71 ff., а также и Prof. Dr. Ludwig Mittels, Reichsreeht und

притязанія на уголовную подсудность себѣ римскихъ гражданъ, какъ будто бы это было съ эллинскимъ благовѣстникомъ въ Аѳинахъ 43в), хотя римляне не терпѣли такихъ претензій 481) и при- имперіи совсѣмъ не допускали ихъ ни для одной изъ civitates liberae * 437 438 439 * *), которыхъ было не столь много 489). Мы не ограничиваемъ ихъ компетенціи и считаемъ несправедливымъ отрицать 44°), что—кромѣ вольности финансовоадминистративной—Тарсу не чужды были извѣстныя достоинства муниципій 44‘), вмѣстѣ съ «колоніями» представлявшихъ копію Рима въ своемъ устройствѣ 442 *). Исторія съ Аѳинодо-ромъ убѣждаетъ, что здѣсь было мѣстное самоуправленіе, державшееся своею независимостію 448). Однако и это качество не возвышало киликійской столицы до степени римской «колоніи» 444), когда на площадь (обыкновенно — военныхъ) поселеній переносились всѣ прерогативы собственно римской территоріи, почему тутъ римскіе соіопі обладали полномочіями жителей послѣдней или прирожденныхъ римлянинъ; впрочемъ, члены не римскаго происхожденія даже въ этихъ центрахъ имѣли собственно часть juris italici и не располагали прямо сіvitas Romana 445 446 *). А колоніею Тарсъ не былъ, и потому не отсюда идетъ Павлово римское гражданство44в), какого непосред-

Volksrecht in den östlichen Provinzen des römischen Kaiserreichs; mit Beiträgen zur Kenntniss des griechischen Rechts und der spätrömischen Rechtsentwicklung (Lpzg 1891), S. 85 ff.

43e) L. Mitteis ibid., S. 86,5.

437) L. Mitteis ibid., S. 87,s.

4S8) Cm. Dr. phil. Ernst Kornemann, De civibus Romanis in provinciis imperii cönsistentibus въ „Berliner Studien für classische Philologie und Archaeologie“ XIV, 1 (Berlin 1892), p. 48.

439) L. Mitteis, Reichsrecht und VoJksrecht in den östlichen Provinzen des römischen Kaiserreichs, S. 87.

44°) Такъ Rev. Edw. L. Hicks, Traces of Greek Philosophy and Roman Law in the New Testament, p. 140.

4Jt) S. Baring-Gould, A Study of St. Paul, p. 44.

442) Cp. Ив. Гр. Турцевичъ, Orbis in urbe, стрн. IV и cp. 43,„.

44>) Страбона Географія XIV, 5:14 въ переводѣ f проф. Ѳ. Г. М и-щ ѳ н к о, стрн. 689.

44<) Baton J. Gloag, Introduction to the Pauline Epistles, p. 2.

445) См. о семъ и у Prof. TV. M. Ramsay, A Historical Commentary of St. Paul’s Epistle to the Galatians (London 4899), p. 204—205.

446) G. B. Winer, Biblisches Realwörterbuch II, S. 565—566. Prof. C.

dess, Art. „Tarsus“ въ Real-Encyclopädie der classisehen Alterthumswissen-

schaft von A u g. P а u 1 у VI, 2 (Stuttgart 1852), S. 1622,,. S. Baring-Gould, А Study of St. Paul. p. 63.

ственно несообщала libertas (оштоѵоріа) urbis liberae et immu-nis 441), несомнѣнная въ Тарсѣ 44S). Часто объясняютъ это преимущество еще тѣмъ, что изъ предковъ Павловыхъ кто-нибудь сдѣлался вольноотпущепникомъ447 448 449) и при полученіи свободы былъ записанъ въ римскій родъ своего патрона, какъ и самое имя Paulus встрѣчается въ geus Aemilia, Fabia, Julia, Sergia. Съ этимъ связывается старинное воззрѣніе, что раньше родичи Павловы попали въ плѣнъ 45°) и избавились потомъ за особыя заслуги, напр., республикѣ во время гражданскихъ войнъ451). Безспорно, что и при этомъ положеніе Павла рисуется въ благопріятномъ свѣтѣ. Мы знаемъ даже, что вольноотпущенные провинціалы гордились предъ свободнорожденными гражданами, ибо вторые—кромѣ земельной—платили и поголовную подать f5*). Но самое толкованіе весьма сомнительно, коль скоро компетентными авторами свидѣтельствуется, что на востокѣ manuraissio со стороны римскаго гражданина вовсе не давала либерту римскаго гражданства 453). Затѣмъ нужно обратить вниманіе и да; . другое обстоятельство. Св. Павелъ, называя себя тарсійцемъ, прибавляетъ (Дѣян. XXIII, 39), что это обозначаетъ не просто киликійскаго уроженца, а именно тар-

447) Prof. W. J. Woodhouse, Art. „Tarsus“ въ Encyclopedia Bibliea IV, col. 4902. Rev. Canon Edward Russel Bernard, Art. „Citizenship“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings I (Edinburgh 1901), p. 444b.

448) См. еще Rev. Prof. Henry Melvill Gwatkin, Art. „Roman“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings IV (Edinburgh 1902), p. 2926; Dr. Emile BeurUer, Axt. „Citoyen romain“ въ Dictioimaire de Іа Bible publie par F. Vigouroux II (Paris 1899), col. 789.

449) A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 267— 68 и у о. M. П. Ѳ и в е Й с к а г о I, етрн. 85. S. Baring-Gould, А Study of St. Paul, p. 47.

45°) Lyman Abbott даже догадывается, что яко бы именно поэтому св. Апостолъ Павелъ и говоритъ столь сочувственно о рабахъ и рабствѣ: The Life and Letters of Paul the Apostle (London 1898), p. 50.

4M) Rev. Thom. Hartw. Horne, An Introduction to the Critical Study and Knowledge of the Holy Scripture IV, p. “485. Amedee Fleury, Saint Paul et Senöque II (Paris 1853), p. 250. 326 not.

«2) prof, Ludwig Friedländer, Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von August bis zum Ausgang der Antonine I (Lpzg 1881), S. 199.

<5*) Prof. W. M. Ramsay, Corroboration: the Census Lists of Quirinus and Augustus, and Family and Rank of St. Paul въ „The Expositor“ 1901, XI. p. 334—335.

сійскаго гражданина 454). Онъ былъ не временно проживающій пришлецъ (incola), но житель Тарса со всѣми преимуществами членовъ его населенія 455), безъ чего не допускалось дѣйствія законовъ данной общины на человѣка 4Б6). Въ этомъ званіи онъ могъ принадлежать только къ одной муниципальной общинѣ и въ Іерусалимѣ пользовался лишь свободнымъ проживаніемъ, не располагая правомъ туземной урожденности 457). Но Апостолъ былъ еще civis Romanus, какъ немало іудеевъ владѣли двойственнымъ гражданствомъ—римскимъ и асійскимъ— въ Малой Азіи 458), гдѣ ихъ было много 459) и гдѣ они пользовались разными льготами 46°). Въ этомъ достоинствѣ, двойного гражданина 461) благовѣстникъ располагалъ преимуществами и муниципальными (мѣстными) и имперски-государ-ственными 462). Однако первое изъ нихъ, какъ тарсійское, было отлично отъ римскаго (Дѣян. XXI, 39 и XXII, 27) и не давало само по себѣ второго 463). Разъ же римское гражданство обязывало къ достиженію городскаго, ибо civis Romanus не могъ быть безъ общинной осѣдлости, а само не доставляло послѣдней, то необходимо признать, что второе было раньше, и неизвѣстный предокъ Павловъ уже былъ тарсій-

4М) См. выше на стрн. 873,299, а для отличія тогдашняго понятія „гражданства“ по сравненію съ нынѣшнимъ ср. проф. Ив. Гр. Турце-вичъ, Orbis in ufbe, стрн. 3,і; W. Н. Gibson, The Influence of Roman Law upon Christianity въ „The Critical Review“ XIV, 6 (November, 1904), p. 524.

«5) prof pp Jf. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen (London * 2 * 4 * *1896), p. 31—32.

45e) t Проф. Фюстель де Еулапжъ, Гражданская община античнаго міра: изслѣдованіе о богослуженіи, правѣ, учрежденіяхъ Греціи и Рима въ переводѣ Е. Корша (Москва 1867), стрн. 225—226.

4*7) f Th. Mommsen въ „Zeitschrift für die neutestamentliehe Wissenschaft“ II (1901), 2, S. 82„.

“8) A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 273 и у о. М. П. Ѳ и в е й с к а г о I, стрн. 92.

45°) Jos. Flavii, Antiqu. XIV, 10:13 sq. у B. Niese III, p. 281 sq.

4S0) A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 271 и у о. M. П. Ѳ и в е й с к а г о I, стрн. 90.

4в1) Th. Zahn, Einleitung in das N. T. I, S. '48:i5. Rev. Edw. Russel Bernard, Art. „Citizenship“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings I (Edinburgh 1898), p. 4445.

4e2) Rev. Prof. G. G. Findlay въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 6985.

4M) См. и Rev. Canon Edw. R. Bernard въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings I, p. 4445.

скимъ гражданиномъ, когда его наградили civitas Romana. Для этого требовались особыя условія, не существующія въ наше время. Въ основѣ городского устройства лежатъ союзы или трибы .(tpoXai), изъ совокупности коихъ составлялся городской контингентъ правомощныхъ жителей. Въ число ихъ нельзя было проникнуть, не сдѣлавшись напередъ членомъ какой-нибудь городской группы ),—и пока этого не случилось, каждый

частный человѣкъ непремѣнно оставался «пришельцемъ», проживающимъ на чуждой ему территоріи и не пользующимся покровительствомъ ея законовъ. Съ другой стороны, не менѣе достовѣрно, что всѣ эти городскія корпораціи объединялись на почвѣ взаимнаго религіознаго почтенія къ своему культу, принятіе котораго—съ постояннымъ участіемъ—было необходимо для включенія въ такую городскую. гильдію. Эта неразрывность наблюдалась и вообще въ греческихъ корпоративныхъ организаціяхъ, процвѣтавшихъ послѣ Александра в. и всегда имѣвшихъ культовое объединеніе 4е6). Отсюда ясно, что одинъ еврей не могъ быть городскимъ гражданскимъ обывателемъ, когда ему пришлось бы примкнуть къ извѣстному языческому союзу, почему безусловно нельзя принять, будто Апостолъ Павелъ получилъ тарсійское гражданство лично 4в6). Для каждаго іудея нужно было записаться въ опредѣленную общинную партію со всѣми религіозными ея повинностями 4<п). Этотъ пунктъ былъ невыполнимъ для сыновъ Израиля, коль скоро всѣ собранія гражданъ открывались языческими ритуалами 468). Правда, при Юліево-Клавдіевой династіи іудейскія привилегіи свободы отъ языческихъ давленій не брались въ разсчетъ при полученіи римскаго гражданства, и ради него надо было допустить преклоненіе предъ римскою государствен-

4в4) prof \у _л_ Ramsay, The Tarsian Citizenship of St. Paul въ „The Expository Times“ XVI, 1 (October 1904), p. 18; Prof. E. Schürer въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra Volume, p. 1056.

J6S) Cm. Max L. Strack, Die Müllerinnung in Alexandria въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“ IV (1903), 3, S. 224. 225.

4в6) Но такъ и Theodore Reinach, Art. „Diaspora“ въ The Jewish Encyclopedia IV (New York and London 1903), p. 568« fin. Потому же Prof. W. M. Ramsay въ „The Expository Times“ XVI, 1 (October 1904), p. 216 называетъ прямо абсурдною мысль, яко бы самъ Савлъ переселился въ Тарсъ изъ Гискалы.

4«’) prof, pp- м. Ramsay въ „The Expositor“ 1902, I, р. 23 sqq.

468) prof pp Ramsay, The Letters to the Seven Churches of Asia въ „The Expositor“ 1904, VII, p. 53.

ною религіей 469). Іудейство смотрѣло на это, какъ на отправленіе государственнаго долга, и не уклонялось рѣшительно отъ культа императорскаго, между тѣмъ христіане совершенно устранялись отъ него и навлекали на себя преслѣдованія 47°), синагога же располагала терпимостію, какой долго не имѣла Церковь 471), если ея общины по своему іудейскому контингенту не обладали іудейскими религіозными преимуществами 472). Дальше этого іудейская приспособляемость не простиралась, и наличность еврея-горожанина непремѣнно предполагаетъ цѣлую іудейскую общину въ качествѣ части данной городской организаціи 473). Такъ было во всѣхъ Селевкидскихъ городахъ, гдѣ іудеи являлись гражданами 474). Тоже необходимо и для Тарса: въ немъ іудейство существовало издавна 47S 476) и было многочисленно 47в), а этотъ порядокъ вещей констатируется 477) съ первой половины ІІ-го вѣка до р. Хр. По сказанному ясно, что, недавно переселившись сюда, отецъ Павловъ не могъ бы самъ по себѣ пріобрѣсти бывшее у него 478) тарсійское гражданство, и вѣроятнѣе думать, что оно досталось ему въ качествѣ члена іудейской колоніи 479), когда даровано ей при поселеніи правительственною властію 48°),

4e9) f Th. Mommsen, Der Religionsfrevel nach römischem Recht въ „Historische Zeitschrift“ heransg. von H. v. Sy bei, 64 Bd (N. F. 28: München und Leipzig 1890), S. 406—408. 424.

*70) prof. |F. M. Ramsay, въ, „The Expositor“ 1902, II, p. 101—102. 108; The Church in the Roman Empire before A. D. 170 (London *1893), p. 191 sqq. Cp. Ad. Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten (Lpzg 4902), S. 10. 198—199.

471) f Th. Mommsen въ „Historische Zeitschrift“ 64 (N. F. 28, für 1890),

S. 400—401. Cp. Ad. Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums, S. '214—215. Emil Aust, Die Religion der Römer (Münster i. W. 1899), S. 98.

47!) f Th. Mommsen въ „Historische Zeitschrift“ 64 (X. F. 28, für 1890), S. 423.

t73) prof. w. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1902, I, p. 27—28.

"*) Prof. W. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1902, I, p. 22.

475) prof. C. Cless въ Real-Encyclopädie der elassischen Alterthumswissenschaft VI, 2, S. 1625.

476) Дѣян. VI, 9 и cp. Epiphan. haer. XXX, 25 (Migne gr. XI,I, col. 448).

477) Prof. W. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1902, I, p. 29.

*78) pj-of. w. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1901, XI, p. 334.

479) Prof. W. M. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. 31—32.

*8°) prof. pp. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1902, I, p. 27 and not. 2.

которая желала имѣть преданный себѣ элементъ. Посему тар-сійская civitas Павлова предполагаетъ бытіе еврейскаго гражданства 481), существовавшаго въ Тарсѣ издавна 482). Лица съ этимъ званіемъ, конечно, отличались вліятельною независимостію, дабы воздѣйствовать на городскую жизнь и политику. Очевидно, это была небольшая группа богатыхъ іудеевъ 483). Съ этой стороны соціально-имущественное положеніе семейства Павлова рисуется въ выгодномъ свѣтѣ и еще болѣе возвышается отличіемъ римскаго гражданства. Конечно, послѣднее добывалось иногда легко, и пріобрѣсти его было не такъ трудно 484), если со временъ Клавдія оно продавалось по таксѣ 485), пока по Constitutio Antonina Каракаллы (около 212 г.) не было даровано всѣмъ свободнымъ римскимъ подданнымъ 486). Однако Августъ рекомендовалъ сдержанность въ раздаяніи этого званія 4(П), и среди провинціаловъ послѣднее встрѣчалось не столь часто 488), а по существу всегда было высокимъ 489),

481) См. и Prof. Е. Schürer въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra Volume, p. 1056.

<8г) Такъ W. M. Ramsay въ „The Expository Times“ XVI, 1 (October 1904), p. 19, предполагающій, что такая „триба“ еврейская возникла въ Тарсѣ около 171—170 г. до р. Хр. при Антіохѣ IV’ Епифанѣ (175—164 г.: -Art. „Tarsus“ въ А Dictionary of the Bible ed. by J. H a s t i n g s IV, p. 686(f), при чемъ этотъ городъ, именовавшійся ранѣе Парѳеніей (The Cities of Pauline Churches въ „The Expositor“ 1901, XII, p. 412), сталъ называться Антіохіей на р. Киднѣ — ’Av:t6-/gicc яро« тф Ко8ѵ<р (The Jews in the Graeco-Asiatic Cities ibid. 1902, I, p. 30); законныя сомнѣнія Prof. E. ScMrer’s, (въ A Dietionary of the Bible ed. by J. H a s t i n g s, Extra Volume, p. 105#) достаточно устранены у W. M. Ramsay въ „The Expository Times“ XVI, 1 (October 1904), p. 20—21.

483) prof цг jf Ramsay въ „The Expositor“ 1902, I, p. 31.

484) P.-H. Clerissac, De saint Paul ä Jesus-Christ, p. 17,i.

485) L. Mitteis, Reichsrecht und Volksreeht in den östlichen Provinzen des römischen Kaiserreichs, S. 148. 149.

4Be) L. Mittels ibid., S. 159 ff. f Проф. В. В. Ефимовъ, Лекціи по исторіи римскаго права (Спб. 1898), стр. 231. Проф. В. М. Хвостовъ, Исторія римскаго права (Москва 21905), стрн. 239.

ш) Sueton. August. XL, 5: civitatem Romanam pareissime dedit et manumittendi modum terminavit и по переводу В. Алексѣева: Г. Светоній Транквиллъ, Жизнь двѣнадцати цезарей, 2-е изд. (Спб. 1904), стрн. 82. Ради сего же въ 8-мъ г. по р. Хр. Lex Furia Caninia была ограничена свобода господъ по отношенію къ манумиссіямъ рабовъ:

L. Friedländer, Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms I, S. 199.

488) prof ЦТ. m. Ramsay въ „The Expositor“ 1901, XI, p. 330.

*’9) Cp. и проф, Ив. Гр. Турцевичъ, Orbis in urbe, стрн. IV.

Это необходимо склоняетъ къ мысли, что его удостаивались «выдающіеся муниципалы» 49°) или члены городскихъ общинъ, люди видные и богатые 4В1). Такое сужденіе особенно справедливо въ нашемъ случаѣ. Мы не знаемъ, получилъ ли римское гражданство отецъ или дѣдъ Павловъ * 491 492 493); удареніе Апостола на прирожденность этого права какъ будто подчеркиваетъ его наслѣдственную давность. Несомнѣннѣе другое, что, не условливаясь вольноотпущенностію, данное преимущество едва ли было куплено 49а), ибо такая практика развилась позднѣе, и ее скорѣе отрицаетъ рѣзкій контрастъ, съ которымъ благовѣстникъ противопоставляетъ свою родовитую сі-vitas съ покупною у римскаго тысяченачальника (Дѣян. XXII, 28). По силѣ этого мы должны допустить, что пріобрѣвшій оказалъ исключительныя заслуги на гражданскомъ поприщѣ и тѣмъ вызвалъ особое правительственное благоволеніе 494), а этого совсѣмъ не просто было добиться въ Тарсѣ, пользовавшемся репутаціею благоустроеннаго города съ хорошею администраціей 495). При подобныхъ условіяхъ римское гражданство обязательно поднимало обладателя въ среду высшей городской аристократіи 49в), и онъ оффиціально фигурировалъ подъ латинскимъ именемъ соотвѣтствен-

490) і 7’д Mommsen въ „Zeitschrift, für die neutestamentliehe Wissenschaft“ II (1901), 2, S. 82.

491) Prof. W. M. Ramsay въ „The Expository Times“ XVI, 1 (October 1904), p. 20a.

49=) prof Ц? Af. Ramsay колеблется по этому пункту, говоря, что „далеко отъ несомнѣнности“, будто получилъ римское гражданство отецъ, а не дѣдъ, которымъ оно могло быть пріобрѣтено при помощи покупки; съ другой стороны, почитается „болѣе вѣроятнымъ, что это гражданство было даровано отцу Павлову обычнымъ порядкомъ въ правленіе Августа“, см. „The Expositor“ 1901, XI, р. 331—332.

493) Такъ и Prof. С. Cless въ Real-Encyclopädie der classischen Alterthumswissenschaft von Aug. Pauly VI, 2, S. 1622,з. Въ этомъ случаѣ „the purchaser need not have been a very distinguished Tarsian“: cm. Prof. W. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1901, XI, S. 331.

494) Въ римскомъ гражданствѣ Prof. ТУ. M. Ramsay видитъ достаточное доказательство, что отецъ Павловъ былъ не просто богатый и вліятельный Тарсіецъ, но что онъ принималъ активное участіе въ жизни города и такимъ путемъ достигъ самаго высокаго положенія (the very highest position): см. „The Expositor“ 1901, XI, p. 332.

4M) Prof. ТУ. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1901, XII, p. 408.

49*) Eev. John Kelman, St. Paul the Roman въ „The Expository Times“ XIII, 2 (November 1901), p. 79a.

но языку почтившей его имперіи. При этомъ какъ бы измѣнялась самая національность 4Э7), если еврей становился римляниномъ. Впрочемъ, это была лишь юридическая фикція, и ею реально не создавался новый римскій родъ. Разъ же не было и записи въ таковой по manumissio,—мы, кажется, не въ правѣ ни предполагать тройственное римское обозначеніе (ргае-noraen, nomen и cognomen)49в), въ точности не извѣстное * 4").— для чего допускается принятіе его отъ даровавшаго civitas римскаго чиновника 50°),—ни гадать о достоинствѣ наименова-

4SI) Rev. J. Kehnan въ „The Expository Times“ XIII, 2 (November 1901), p. 79ö.

4»8) prof 77( Zahn говоритъ (въ Realencyklopädie von Herzog-H а u c k XV4, S. 70): „Въ качествѣ сына римскаго гражданина, Павелъ изначально долженъ былъ имѣть римское названіе и именно тройное: praenomen, nomen и cognomen. Поелику послѣднее было повсюду самымъ обычнымъ обозначеніемъ лица (Caesar, Cicero), то нѣтъ ничего удивительнаго, что сохранилось лишь cognomen—Paulus, а не гентильное (родовое) имя [nomen], которое, какъ и cognomen. Апостолъ унаслѣдовалъ отъ отца, а равно не удержалось до насъ его praenomen, каковое отецъ Павла по званію римскаго гражданина далъ ему на 9-й день (cp. Macrob. Saturn. I, 16, 36), т. е. чрезъ день по нареченіи еврейскаго имени“.

489) Такъ Prof. W. М. Ramsay въ „The Contemporary Review“ No. 423 (March, 1901), p. 386.

50°) prof цг If. Ramsay пишетъ: „Какъ римскій гражданинъ, — Павелъ имѣлъ nomen [родовое] и praenomen [личное], вѣроятно, взявъ отъ римскаго чиновника, который далъ его семейству это гражданство“4 (St. Paul the Traveller and the Romen Citizen, p. -31); „въ качествѣ римскаго гражданина, — ему требовались nomen и praenomen“ (р. 282). Въ одномъ изъ позднѣйшихъ трудовъ этотъ авторъ разсуждаетъ по данному вопросу такимъ образомъ (The Christian Inscriptions of Lycaonia въ „The Expositor" 1905, I, p. 148—149): „Апостолъ Павелъ, какъ римскій гражданинъ и сынъ таковаго, имѣлъ полное римское имя [о которомъ проф. Рэмсей думаетъ, что его, можетъ быть, удастся отыскать съ точностію въ ликаонскихъ подписяхъ: р. 149,і]—praenomen, а равно потеп и cognomen: — въ этомъ нѣтъ ни сомнѣнія, ни вопроса. Но среди іудеевъ не было болѣе популярнаго римлянина, чѣмъ Юлій Цезарь, не было другого, кто бы больше его показалъ къ нимъ благоволенія и о смерти котораго они столько бы скорбѣли. Я думаю, что... отецъ Апостола получилъ римское гражданство отъ Цезаря, посѣтившаго Тарсъ въ 47 г. до р. Хр. Если такъ, то въ этомъ случаѣ онъ принялъ бы имя Gaius Julius, при чемъ потеп Julius съ необходимостью переходило бы къ его сыну, а, вѣроятно, и praenomen Gaius. Не безынтересно въ смыслѣ косвеннаго подтвержденія, что это потеп дважды встрѣчается вмѣстѣ съ cognomen Paulus или Paula въ ликаонскихъ надписяхъ, среди коихъ совсѣмъ не попадается, чтобы какое-нибудь другое римское потеп ассоціировалось съ Paulus“.

нія 5в1) Paulus, ни заключать отъ него къ другимъ 501 502). Во всякомъ случаѣ, все семейство, видное по своему тарсійскому гражданству, еще болѣе возвышалось по римскому, гдѣ Павелъ обладалъ всѣми преимуществами, которыя должны были воздѣйствовать на направленіе мыслей и общественное положеніе 503 *).

Этимъ освѣщается многое въ исторіи Апостола. И прежде всего устраняется обычное сужденіе, что онъ не принадлежалъ къ высокимъ соціальнымъ кругамъ 50і), быть человѣкомъ скромнаго и бѣднаго происхожденія 505 * *) и жилъ нищимъ скитальцемъ 50в). Напротивъ, вѣроятнѣе думать, что это былъ почтенный домъ 5<п), примыкавшій къ видному соціальному слою 5о8 509 * *), и отецъ Павловъ занималъ вліятельное мѣсто 609), почему благовѣстникъ былъ солиднаго рода 51°). Въ равной мѣрѣ и имущественная сторона не была совершенно плачевною. Обратное доселѣ защищается напрасно и ведетъ къ опаснымъ дагадкомъ. Считаютъ благовѣстника «бѣднымъ ремесленникомъ» 5И), однако многое заставляетъ допустить,

501) По Prof. W. М. Ramsay (St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, d. 258,*) и Prof. Lie. Cart Clemen (Paulus II, S. 60), это есть cognomen или имя фамильное, какъ выходитъ еще у Rev. Prof. G. G. Findlay (въ A dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 698a), ибо,объявляя Paulus за nomen, послѣдній считаетъ неизвѣстнымъ для Апостоля nomen gentil. [—nomen] и praenomen, а Rev. Arthur C.Headlam (Art. „raulus, Sergius“ ibid. Ill, p. 731) видитъ тутъ именно the gentile name, t. e. no-men или родовое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sei) prof \y jf Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. *31: „Павелъ, будучи cognomen Апостола, не предрѣшалось его потеп’омъ, почему тутъ нѣтъ основанія думать, что онъ былъ [по своему nomen] Aemilius—Эмилій, какъ предполагаютъ нЬкоторые“.

503) W. Н. Gibson, The Influence of Roman Law upon Christianity въ „The Critical Review“ XIV, 6 (November, 1904), p. 524 („St. Paul was essentially a Roman citizen“). 526.

5°<) pr Sieffert въ „Her Beweis des Glaubens“ 1872, S. 23.

305) Orcllo Cone, Paul the Man, the Missionary and the Teacher (London 1898), p. 3.

b0*) f J. B. Lightfoot, St. Paul’s Epistle to the Philippians (London >01890), p. 277: „a poor and homeless“.

5°7) jig Mommsen въ „Zeitschrift für die neutestamentliehe Theologie“ II (1901), 2, S. 82.

5os) prof pp Wrede, Paulus, S. 5.

509) Walter Wolff, Der Apostel Paulus (Giessen 1897), S. 3.

510) prof. w. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1901, XI, p. 328. 332.

5U) S. Baring-Gould, А Study of St. Paul, p. 296.-

что у него были хорошія денежныя средства. Въ особенности это несомнѣнно по процессу послѣ ареста, ибо тогдашнее судопроизводство требовало большихъ матеріальныхъ затратъ 512), а Феликсъ, конечно, не эѳемерно надѣялся на взятку (Дѣян. XXIY, 25) и, разумѣется, крупную 513). Для разъясненія имущественной состоятельности не гнушаются дерзости, что Павелъ былъ къ порѳиропродальницѣ Лидіи ѳіатирской (Дѣян. XYI, 14 сл. 40) въ интимныхъ отношеніяхъ 514), близкихъ къ супружескимъ 515 * *), и получалъ отъ нея щедрую денежную, поддержку 51в). Эта темная гипотеза лишена всякой опоры въ тексту куда привносится столь нечистое мечтаніе 51"). Для него тѣмъ менѣе побужденій, что родители Павловы были, скорѣе, людьми со значительнымъ имущественнымъ цензомъ 518 *), соотвѣтственно ихъ соціальному рангу 518). Временную матеріальную скудость относятъ къ разрыву съ семьей, отвергнувшей сына—ренегата, который лишь потомъ получилъ свою долю по наслѣдству 52°). Здѣсь возникаетъ вопросъ о родственникахъ Павловыхъ. О нихъ иногда думаютъ, что нѣкоторые еще раньше обратились въ христіанство (Рим. XYI, 7 и ср. И, 21); такова, напр., «сестра» (Дѣян. XXIII, 16), отожествляемая иногда съ Юніей (Рим. XYI, 7)521), поскольку тутъ

613) Prof. W. М. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. -olO.

513) Должно помнить еще, что „жизнь въ Римѣ была очень дорога“ (ІІроф. Ив. Гр. Турцевичъ, Orbis in urbe, стрн. 9), а между тѣмъ св. Павелъ пробылъ тамъ цѣлые два года на своемъ иждивеніи (Дѣян. ХХѴШ, 30), хотя бы и не безъ помощи друзей.

514) S. Baring-Gould, А Study of St. Paul, p. 213. 214. 215.

515) E. Renan, Saint Paul (Paris 1869), p. 149.

5,e) S. Baring-Gould, A Study of St. Paul, p. 402—403. "296.

Slt) См. и Orello Cone, Paubthe Man, the Missionary and the Traveller, p. 39,i.

518) Rev. Robert J. Drummond, The Relation of the Apostolic Teaching to Contemporary Jewish Thought, p. ‘54. Prof. A. C. McGiffert, A History of Christianity in the Apostolic Age, p. 114. J. Salvador, Jesus-Christ et sa doctrine IP (Paris 1864), p. 305.

519) prof ff. M. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. -31, и cp. D. Jo. G. Rosenmüller, Scholia in Novum Testamentum III (Norimbergae s1804), p. 295 (къ Дѣян. XXII, 28).

52°) prof. цт jf. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. 2510—512.

6'il) Rev. Th. H. Horne, An Introduction to the Gritical Study and Knowledge of the Holy Scriptures IV, p. u485.

не прибавлено, что это было родство «во Христѣ», какъ обычно при указаніи духовнаго братства 522). Едва ли эти соображенія убѣдительны, поелику въ разсматриваемомъ отдѣлѣ терминологія не буквалистическая, если мы читаемъ просто о братьяхъ (Рим. XVI, 14), и намъ пришлось бы признать матерь Руфовѵ родною и для благовѣстника (XVI. 13). Истинно развѣ то, что мы не должны преувеличивать семейный раздоръ, яко бы вызванный измѣною Савла исконной вѣрѣ. При наличности рѣзкаго конфликта Апостолъ не сталъ бы искать убѣжища въ Тарсѣ, гдѣ, живя внѣ своего дома, онъ необходимо долженъ былъ причинять тяжелое огорченіе своимъ близкимъ, а этого онъ не рѣшился бы дозволить безцѣльно при отсутствіи надежды на примиреніе. Но трудно допустить, что родители и вполнѣ одобрили сыновній поступокъ, противный всѣмъ ихъ разсчетамъ и ожиданіямъ, которыя выражались уже посылкою въ Іерусалимъ для строгаго раввинскаго образованія. Болѣе правдоподобно, что они скончались еще до обращенія Савла, .и у него въ Киликіи оказались имущественныя владѣнія, бывшія въ независимомъ его распоряженіи. Отношеніе сестры свидѣтельствуетъ, что родные не совершенно оттолкнулись отъ Павла и не порвали всякихъ касательствъ съ нимъ. Однако его антихристіанское ожесточеніе было бы не столь понятно, еслибы въ рядахъ исповѣдниковъ Христовыхъ уже до него находились кровные родственники. Съ другой стороны, и отмѣчаемыя упоминанія не вынуждаютъ къ подобному толкованію, ибо не рѣдко носятъ общій характеръ указанія кровно-національнаго единства (Рим. IX, 3 сл.). Послѣднее признаютъ и въ разсматриваемыхъ случаяхъ, приравнивая auyysvEti къ «іудеямъ» 523), но тогда мы встрѣчали бы это опредѣленіе и при другихъ еврейскихъ именахъ (Акилы, Прикиллы, Маріами). И разъ этого нѣтъ, — мы должны принять болѣе тѣсныя связи къ личностямъ, выдѣленнымъ этимъ эпитетомъ. Сверхъ національности и на почвѣ ея мыслится взаимное притѣсненіе, не достигающее фамильной родственности. Всѣ условія для сего даны въ градскомъ гражданствѣ, гдѣ члены извѣстной группы сближались между собою въ общемъ культѣ въ широкую семью, аналогичную частной, и

5Jr) L’abbe S. Е. ЕгеШ, L’Apötre saint Paul, p. 8—9.

523) Такъ, напр., K. Renan, Les Apdtres, p. 108?e.

взаимно сроднились въ этой области. И мы склоняемся къ компетентному мнѣнію, что родственниками Павловыми обозначаются соплеменники Апостола изъ тарсійской іудейской «трибы» 5М). И коль скоро нѣкоторые до него перешли на сторону Распятаго, то неудивительно, что обращенный Савлъ могъ разсчитывать въ Тарсѣ на спокойную безопасность, гарантированную раннѣйшимъ пребываніемъ въ немъ сочувствующихъ единовѣрцевъ.

А для нашего спеціальнаго вопроса получается, что родственныя отношенія не препятствовали тому, что, будучи богатымъ въ качествѣ римскаго гражданина52’), благовѣстникъ и послѣ владѣлъ солидною имущественною обезпеченностію 526), былъ человѣкомъ состоятельнымъ621}. Его матеріальную скудость мы должны приписывать добровольному отказу ради бла-'говѣстническаго подвижничества 528), пока потребности послѣдняго не побуждали пользоваться матеріальными средствами. Слѣдовательно, въ іудействѣ Савлъ обладалъ достаточными рес-сурсами, чтобы держаться на высотѣ своего соціальнаго положенія п удовлетворять всѣмъ притязаніямъ своего званія 529). Онъ одновременно вращался въ двухъ аристократическихъ кругахъ-—богатаго іудейскаго гражданства и еще болѣе знатнаго

Такъ, напр., Charles Н. Нооіе, который полагаетъ, что аоууеѵ»і? обозначаетъ „просто члена той же фамиліи, не выражая опредѣленно степени родства“: The Classical Element in the New Testament (London 1888), p. 45. См. въ особенности Prof. W. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1902,

11, p. 94, а равно cp. выше къ прим. 523 на стрн. 855.

525) Rev. John Kelmann въ „The Expository Times“ XIII, 2 (November 1901), p. 79a. Rev. Prof. G. G. Findlay въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 6976.

■”•) Lyman Abbott, The Life and Letters of Paul the Apostle (London 1898), p. 21. 51—52.

627) Prof. W. M. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. J310—312. 316, а равно въ „The Expositor“ 1901, XI, p. 330. 333—334.

и8) Такова и вообще была „апостольская“ практика въ древней Церкви: ср. у проф. Ал. П. Лебедева, Харисматическіе учители первенствующей Церкви (по оттиску изъ „Московскихъ Церковныхъ Вѣдомостей“ 1903 г., № 39—43), стрн. 9—10, а также въ „собраніи церковно-историческихъ сочиненій“, т. X: Духовенство древной вселенской церкви (отъ, временъ апостольскихъ до IX вѣка); историческіе очерки, Москва 1905, стрн. 10—11.

ью) Въ пользу солиднаго соціально-экономическаго положенія въ семьѣ родителей Павла Prof. Th. Zahn (въ Realencyklopädie von Herzog-Hauck XV3, S. 69) основательно и удачно ссылается на Филипп. IV,

12. А что фамилія эта была видная и со средствами, см. также Prof. Lie. Dr. Carl Clemen, Paulus, II, S. 62. 116.

гражданства римскаго630). По этимъ особенностямъ Савлъ являлся живымъ воплощеніемъ вѣковой іудейско-греческой культуры Селевкидскихъ областей531), и естественно, что она отражалась на немъ энергично * *).

Н. Глубоковскій.

»“) Prof. W. М. Ramsay въ „The Expositor“ 1902, I, р. 33. И1) Prof. TV. М. Ramsay ibid. 1902, II, p. 106.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

57

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.