Научная статья на тему 'Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни'

Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 5. С. 651-670.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

тельетвамъ его происхожденія и жизни.

Обстоятельства, способствовавшія тому, что Апостолъ Павелъ могъ получить эллинское образованіе и самъ долженъ былъ заботиться о пріобрѣтеніи его.—Тарсъ, какъ важный культурно-просвѣтительный центръ.— Римское гражданство Павлово,, указывающее на солидное соціальноимущественное положеніе всего семейства и предрасполагающее воздѣйствіе этого фактора въ сторону эллинской образованности Апостола.— Подготовка къ благовѣстническому служенію среди эллиновъ тоже требовала усвоенія эллинскахъ знаній.

о у

ІУДЕЙСТВО не воспрещало абсолютно эллинской науки для сыновъ Израиля, а Гамаліинъ тоже не былъ принци-піальнымъ ея противникомъ.

$ Этимъ устраняется послѣднее препятствіе къ признанію, t что Апостолъ языковъ, будучи строгимъ іудеемъ до принятія христіанства, могъ обладать греческимъ просвѣщеніемъ, если и общеіудейское настроеніе не исключало его безусловно. Но были также обстоятельства, располагавшія будущаго благовѣстника къ свѣтскимъ занятіямъ и облегчавшія ихъ, почему въ немъ вѣроятна извѣстная наклонность 'къ нимъ и вполнѣ возможно ея совершенное осуществленіе. Здѣсь мы войдемъ въ нѣкоторыя подробности, хотя онѣ имѣютъ самостоятельное біографическое значеніе и отвлекутъ нѣсколько въ сторону.

Прежде всего важно самое мѣсто происхожденія и первоначальной жизни Апостола. Такимъ у Дѣеписателя (XXII, 3) прямо называется киликійскій городъ Тарсъ (нынѣ Терсъ). Это извѣстіе заслуживаетъ полнаго довѣрія. Иначе передаетъ

блаж. Іеронимъ. Ио нему, Павелъ вмѣстѣ съ родителями переселился въ Киликію изъ галилейской Гискалы (^оп täi; нынѣ эль-Джишъ) послѣ взятія ея римлянами 2"). Въ этихъ указаніяхъ есть немало несообразностей 80°), и ихъ не устраняетъ толкованіе, будто разумѣемыя событія могли быть, напр., въ «войну Вара» 299 * 301) въ 4-мъ г. до р. Хр. зм); напротивъ,

299) De viris iliustribus 5 (Migne lat. XXIII, col. 615. Ernest Cushing Richardson въ „Texte und Untersuchungen“ XIV, 1, Lpzg 1896, S. 9): „Paulus apostolus... de tribu Benjamin et oppido Judaeae Giscalis fuit, quo a Romanis capto, cum parentibus suis Tarsum Ciliciae commigravit“. См. и въ толкованіи на Филим. 23 (Migne lät. XXVI, col. 617): „Aiunt parentes apostoli Pauli de Gyscalis regione fuisse Judaeae; et eos,—cum tota provincia, Romana vastaretur manu, et dispergerentUr in orbem (al.: in orbe) Judaei,—in Thar-sum urbem Ciliciae fuisse translates: parentum conditionem adolescentulum Paulum secutum. Et sic posse stare illud quod de se ipse testatur: «Hebraei sunt, et ego: Israelitae sunt, et ego: semen Abrahae sunt, et ego» (II Cor. XI, 22). Et rursum alibi: «Hebraeus ex Hebraeis» (Philip. Ill, 5): et caetera quae ilium Judaeum magis indicant quam Tharsensem. Quod si ita est, possumus et Epaphram illo tempore captum suspicari, quo captus est Paulus: et cuin parentibus suis in Colossis urbe Asiae collocatum, Christi postea recipere sermonem“. Относительно второго свидѣтельства мы вполнѣ согласны съ Prof. Th. ЕаЬп’оиъ, который не допускаетъ (Art. „Paulus der Apostel“ въ Realencyclopädie Von Herzog-Hauck XV3, S. 69) толкованія f Prof. Theodor Mommsen’u (Die Rechtsverhältnisse des Apostels Paulus въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft II [1901], 2, S. 82,«), будто слово „parentos“ служитъ субъектомъ при „aiunt“.

30°) См. замѣчанія и у Th. Mommsen въ „Zeitschrift für die neutesta-mentliche Wissenschaft“ II (1901), 2, S. 84,2.

sl>1) Josephi Flavii De hello jud. II, 5, 1; Antiquit. XVII, 10: 9; Contra. Apion. I, 7 (у B. Niese VI, p. 167—168; IV, p. 124—126; V, p. 8). Seder Olam s. fin. у E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi I3, S. 669 и см. объ этой войнѣ ibid. I* S. 348—349 — Is, S. 421.

301) Такъ и Th. Zahn-. Einleitung in das N. T. I, S. ‘48—49,ie; Art. „Paulus der Apostel“ въ Realencyklopädie von Herzog-Hauck XV3, S. 69; Zur Lehensgeschichte des Apostels Paulus въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ XV, 1 (Januar 1904), S. 30, при чемъ этотъ авторъ признаетъ (въ RE. XV3, S. 69) вполнѣ справедливымъ лишь извѣстіе Іеронимова комментарія на Филим. 23, что собственно родители Павловы были изъ Гискалы, отвергая позднѣйшее свидѣтельство De viris illustr. 5, что и самъ Апостолъ былъ оттуда, но нужно замѣтить, что 1) именно въ первомъ случаѣ Іеронимъ говоритъ нерѣшительно,—по слуху („aiunt“).—и 2) допускаетъ (фразою parentum conditionem adolescentulum Paulum secutum) мысль о переселеніи Павла изъ Гискалы, какъ родины (см. выше прим. 299), ибо еслибы церковный писатель разумѣлъ не болѣе того, что

говорится объ опустошеніи всей страны, но это было въ великую іудейскую войну * 303), когда Гискала, дѣйствительно, была разрушена римскими войсками 304). Понятно само собою, что около 70-гь годовъ по Р. Хр. Павелъ былъ не далекъ отъ кончины, а родители его, конечно, не могли передвигаться въ киликійскую область. Съ этой стороны Іеронимово сообщеніе исторически нелѣпо, и его принимаютъ едва ли по мотивамъ научнаго безпристратія 305). На это не приводится основательныхъ оправданій равной цѣнности, ибо въ Павловыхъ по-

Апостолъ, даже родившись въ Тарсѣ, получалъ и удерживалъ состояніе іудея по происхожденію изъ іудейскаго города его родичей, въ такомъ случаѣ неумѣстно и непонятно упоминаніе, что это началось съ „юношества“, когда фактически принадлежало бы съ самаго рожденія; наоборотъ, совершенно естественна замѣтка, что Павелъ послѣдовалъ за изгнанническимъ „состояніемъ“ своихъ родителей (находясь) въ ранней юности. Впрочемъ, мнѣніе о гискальскомъ происхожденіи только родителей Павловыхъ раздѣляетъ и Prof. Dr. Carl Clemen, Paulus (Giessen 1904) II, S. 61; I, S. 306,i. Cp. D. Alfred Resch, Der Paulinismus und die Logia Jesu въ „Texte und Untersuchungen“ XXVII, N. F. XII (Lpzg 1904), S. 388, какъ прежде это высказывалъ извѣстный патріархъ константинопольскій Фотій ad Amphilochinm quaest. СХѴІ (ар. Migne gr. Cl, col. 688: 689): Пай),oc . 6 DsTo; сіяботоХо£... xtjv ёх гсаХаішѵ лроуоѵшѵ, хаі в(0[/лтиа)с уеѵёаЕш; та ГіауаХа (хшрт; 8s ѵйѵ то ушріоѵ ті); ’IooSaia-, itdAai itoXiyvtov хрЧН-я* тісаѵ) za-ptSa Хаушѵ six®' то> 'Puipaixu) 8s оораті тшѵ уеѵѵѵрарёѵшѵ ара ха'. -шАХоІ; ётёроіі той sfrvou; аиѵеаХшхотшѵ, Tapssüj айтш то auvsvex9Av, і'1 *зі та; рт]тріаа? IXussv шоТѵа;, Stoiuoi катріЗя... При этомъ здѣсь Апостолу хата xXijpov хатршоѵ тг| Ро);:аіхт| oi/fyivsta xaTStst, почему у НвГО оказываются Три отечества, шѵ st; psv та ГіоуаХа, ёѵ xyj pepiot ааі oiaaim тт)с ВеміарітіЗос tpaXrj; ävayspsTs- of Tapaol 8s ту]; alypaXwoia; 8шроѵ ёуёѵоѵто- Ршраіоѵ 8s тшѵ ts/оѵтшѵ y) si; той; 'Ршр'аіои; аѵаурасрі] jcotst, хяі то катрічоѵ 8ія той xXiqpoo Stapatvov si; aÖTÖv а|ішра.

303) Посему нельзя принять толкованіе (напр., аЬЬё S. Е. Frette, L’Apötre Saint Paul, Paris 1898, p. 2—3), что разумѣются событія 65 г. до р. Хр., когда совершилось переселеніе ,изъ Галилеи въ Тарсъ,' при чемъ яко бы возможно, что отецъ Павла попалъ въ плѣнъ и потомъ освобожденъ Помпѳемъ.

30‘) Jos. Flavii De bello jud. II, 28:6 у B. Niese VI, p. 258.

305) Это вѣрно и для того мнѣнія, будто подъ Аравіѳю, куда удалился св. Павелъ послѣ обращенія (Гал. I, 17), разумѣется одинъ галилейскій городъ, бывшій, вѣроятно, его родиною, о чемъ см. у насъ въ кн. I, стрн. XXI,ns, и у Prof. Lie. Dr. Carl Clemen, Paulus: sein Leben und Wirken I (Giessen 1904), IS. 44. Равно нѣтъ побужденій относить эту Аравію и въ Вавилонію, если только А. Edersheim (The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. -14 и у о. M. П. Ѳивейскаго I, стрн. 14) мыслитъ нѣчто особенное при такомъ неясномъ предположеніи.

сланіяхъ ихъ нѣтъ зое), .авторитетъ же Іеронима3,п) еще не есть окончательное ручательство, и возникновеніе у него подобной легенды достаточно раскрывается желаніемъ утвердить, что іудей разсѣянія все-таки могъ быть чистѣйшимъ евреемъ по отцу, происходившему изъ Іудеи въ Палестинѣ. Наоборотъ, совсѣмъ непонятно было бы распространеніе традиціи насчетъ тарсійской урожденности Апостола, еслибы онъ не былъ ки-ликійцемъ. Думаютъ, что это явилось по случайнымъ поводамъ. Благовѣстникъ обратилъ вниманіе христіанъ своими подвигами въ сирійско-киликійскихъ предѣлахъ и отсюда получилъ у нихъ призваніе 6 Тарзги;, которое потомъ ложно было отнесено къ факту рожденія 306 * 308). Но этотъ терминъ понимается въ тѣсномъ смыслѣ, какъ обозначающій гражданина тарсійскаго (Дѣян. XXI, 39), и въ немъ устраняется лишь болѣе широкое примѣненіе для указанія жителя киликійскаго вообще 309). Тутъ нѣтъ и намека на рожденіе, о которомъ упоминается (Дѣян. XXII, 3) въ иной связи и безъ всякаго соотношенія съ тѣмъ наименованіемъ. Разсказъ Дѣеписателя

306) Th. Mommsen въ „Zeitschrift für die wissenschaftliche Theologie“ II (1901), 2, S. 85 (u. Amn. 6)—86 полагаетъ, что tv тш jtvei uoo Гал. I, 14 означаетъ „у себя на родинѣ“, ссылаясь на Дѣян. IV, 36. XVIII, 2. 24; хотя возможенъ и оттѣнокъ „въ моей націи“ (2 Кор. XI, 26. Филиип. III, 5), однако онъ яко бы излишенъ, ибо ясно, что рѣчь идетъ объ іудеяхъ,—> и фраза является вполнѣ понятною лишь при ограниченіи тарсійцами. Это толкованіе крайне сомнительно. Апостолъ хочетъ оттѣнить свое необычайное преуспѣяніе сравненіемъ съ безспорнымъ превосходствомъ, между тѣмъ таковое было несомнѣнно вовсе не для его родины—Тарса, но именно для славнаго рода Израилева (ср. выше на стрн. 826—827). Для Гал. I, 22—23 Th. Mommsen вынуждается къ не менѣе произвольной догадкѣ, будто „подвергавшаяся Павловымъ преслѣдованіямъ община христіанская была не иная, какъ только община іудейскихъ сепаратистовъ (т. е. іудеохристіанъ) въ Тарсѣ, почему .сверстники и соплеменники Павла могли быть Тарсянами“. Противъ Моммсеновекой аргументаціи на основаніи Гал. I, 14 см. Privatdoz. Lie. Alfred Juncker, Die Ethik dec Apostels Paulus I (Halle a. S. 904), S. 23, а касательно Гал. I, 22—23 см. Prof. Lie. Dr. Carl Clemen, Paulus I, S. 39,».

3“7) На это особенно ссылается Max Kretikel: Paulus der Apostel der Heiden (Lpzg 1869), S. 8—9; Beiträge zur Aufhellung der Geschichte und der Briefe des Apostels .Paulus (Braunschweig 4890), S. 7 ff.

308) См. M. Krenkel, Beiträge zur Aufhellung der Geschichte und -der Briefe des Apostels Paulus, S. 4—7.

зи) Это различіе подчеркиваетъ Prof. W. M. Ramsay, The Statesmanship of Paul въ „The Contemporary Review“ No. 423: March, 1901 (London), p. 379.

является независимымъ и болѣе авторитетнымъ Іеронимовскаго. Съ этой* стороны послѣдній справедливо отвергаютъ 3,°) въ качествѣ преданія, лишеннаго фактической основы и историческаго правдоподобія зи). Изъ него вовсе не вытекаетъ 0 * 312), будто Савлъ увидѣлъ свѣтъ подъ небомъ Палестинскимъ 313). Даже не столь рѣшительная догадка, что все семейство недавно вышло изъ Палестины зі4), едва ли можетъ быть обезпечена съ незыблемостію 315). Побужденіемъ къ ней служитъ то наблюденіе, что въ фамиліи Савловой наслѣдственно (Дѣян. XXIII, 6) господствовало строго фарисейское направленіе 3‘6 *), и у нея имѣлись близкія связи съ Іерусалимомъ, гдѣ была з*а мужемъ сестра Апостола (Дѣян. XXIII, 16). Но, безъ сомнѣнія, Савлъ былъ не единственный фарисей изъ малоазій-скихъ его соплеменниковъ 311). Наглядно убѣждаетъ въ этомъ судьба нашего благовѣстника, который пострадалъ по ярости асійско-ефесскихъ іудеевъ (Дѣян. XXI, 27 сл.), обнаружившихъ крайнюю законническую щепетильность и вызвавшихъ роковой мятежъ изъ-за ритуальныхъ мелочей. Вѣдь нельзя же полагать, что всѣ эти люди были палестинскаго происхожденія... Что до другихъ аргументовъ, то сношенія «сыновъ разсѣянія» со святымъ городомъ всегда были довольно , оживленныя и для тарсійцевъ тѣмъ естественнѣе, если въ Іерусалимѣ была килій-кійская синагога 318), а усвояемое Павломъ имя «еврея» (Фи-

ЗІ0) См. и Prof. Dr. Aloys Schaefer, Einleitung in das Neue Testament (Paderborn 1898), S. 64,г.

3n) Prof. A. Hausraih: Art. „Paulus der Apostel Jesu Christi“ въ Bibel-Lexicon von D. Schenkel IV (Lpzg 1872), S. 408; Neutestamentliche Zeitgeschichte II (Heidelberg 1872), S. 404,i.

31s) Противъ M. КгепкеГя см. здѣсь Lie. Dr. Wandel, Paulus, der Apostel Jesu Christi, vor dem Richterstuhl der neuesten Kritik въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ VII (1896), 10, S. 697 ff.

313) M. Krenhel, Beiträge zur Aufhellung der Geschichte und der Briefe

des Apostels Paulus, S. *3.

3H) Th. Zahn, Einleitung in das N. T. I, S. ‘35. Rev. Prof. G. G. Findlay въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 697b. ■

316) Cp. и f Prof. Auguste Sabatier, Art. „Paul (Saint)“ въ Encyclopedic des sciences religieuses par Lichtenberger X (Paris 1881), p. 268. '

3le) См. H. Riech, Die gelehrte Bildung des Apostels Paulus въ Programm des Gymnasiums zu Friedland, Nr. 603 (Friedland i. M. 1886), S. 20—21.

31J) W. M. Ramsay, The Jews in the Graeco—Asiatic Cities въ „The Expositor“ 1902, I, p. 32.

3I8) См. выше стрн. 867,aeo.

липп. III. 5. 2 Кор. XI, 22) не выражаетъ непремѣнно противоположности «эллинисту» 31Э).

По всѣмъ этимъ соображеніямъ мы не видимъ принудительности думать, что предки либо родители Апостола были палестинцами * * 32°), вышедшими изъ Гискалы 321), хотя возможности сего не отрицаемъ безусловно, защищая, однако, что онъ родился и провелъ дѣтство въ Тарсѣ. Это далеко не безразлично для сужденія о Савловомъ образованіи. Дѣло въ томъ, что Тарсъ былъ важнымъ центромъ просвѣщенія тогдашняго времени 322), какъ большой университетскій городъ 323), служившій средоточіемъ культуры и фокусомъ жизни религіозной 324). Славный отдаленнымъ прошлымъ, онъ блисталъ своею просвѣщенностію и позднѣе 325). Здѣсь было мѣсто учености, громкое по своей интеллектуально-эллинской репутаціи 32в). Въ этомъ отношеніи Тарсъ даже успѣшно сост-я-

3|9) См. Fr. Bleek, Einleitung in das Neue Testament: 4-te Aufl. von

W. Mangold (Berlin 1886), S. 469.

320) Такъ Prof. J. E. Belser въ отчетѣ о Jülicher's Einleitung in das N. T.: cm. „Theologische Quartalschrift“ 1899, I, S. 125.

321) p Phylibert Seeböck, Sankt Paulus, der Heidenapostel (Paderborn 1897), S. 2. P.-H. Clerissac, De saint Paul ä Jesus-Christ (Paris 1899), p. 16. Fr. Sieffert въ „Der Beweis des Glaubens“ 1872, S. 272. Prof. 0. Zöckler, Paulus der Apostel Jesu Christi, S. 28. Cp. Dr. E. Prem dien, Paulus als Antichrist въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Theologie“ II (1901), 3, S. 197. Th. Zahn, Einleitung in das N. T. I, S. ’48—49;ie. (En.). Евдокимъ, Св. Апостолъ и Евангелистъ Іоанвъ' Богословъ (Сергіевъ Посадъ 1898), стрн. 28.

32а) Dr. J. G. Krause, Art. „Educatio“ въ Real-Encyclopädie der classi-schen Alterthumswissenschaft von August Pauly III (Stuttgart 1844), S. 39.

3M) f J. B. Lighifoot, Saint Paul’s Epistle to the Galatians (London 101890), p. 302.

3M) S. Baring-Gould, A Study of St. Paul, p. 45.

335) См. о Тарсѣ f Prof. G. Bernhardy, Grundriss der griechischen Litteratur mit einem vergleichenden Ueberblick der römischen I (Halle 31861), S. 514. Fr. Sieffert въ „Der Beweis des Glaubens“ 1872, S. 260 ff. A. Hausrath, Neutestamentliche Zeitgeschichte II, S. 392 ff. (и отсюда у проф. С. А. Терновскаго, Очерки изъ церковно-исторической географіи, Казань 1891, стрн. 191—193; ср. „Правосл. Собесѣдникъ“ 1876 г., I, стрн. 3—7), а особенно у W. М. Ramsay, Art. „Tarsus“ въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings IV (Edinburg 1902), p. 685 sq. и въ „The Expositor“ 1906, III, p. 258—277; IV, p. 353-369, Y, p. 453—470.

***) Cm. Bhilostr. Vita Apoll. I, 7 въ -Philostratorum quae supersunt omnia ed Gottfr. Olearius (Lipsiae 1709), p. 8—9. По Prof. W. M.

зался съ^Аѳинами и Александріей,—впрочемъ, не до рѣшительнаго помраченія ихъ. Послѣднее говорится напрасно. Страбонъ (XIV, 5: 13) находитъ преимущество собственно въ томъ, что тарсійскіе ученые были туземцами, которые для усовершенствованія охотно ѣздили заграницу и тамъ оставались, между тѣмъ аѳиняне и александрійцы предпочитали жить дома и притягивать къ себѣ иностранцевъ, когда (XIV, 5: 15 fin.) Римъ былъ переполненъ тарСянами 321). Все же и отсюда слѣдуетъ, что любовь къ философіи и къ общему образованію въ Тарсѣ была выше и интенсивнѣе, чѣмъ въ Аѳинахъ и Александріи. Киликія дала немало философскихъ авторитетовъ и два изъ нихъ—Аѳинидоръ (сынъ Сандона), наставникъ Кесаря Августа, и Несторъ, учитель Августова племянника Маркелла,—были правителями города (XIV, 5: 14) 828); первый, вѣроятно, даже еще захватилъ эпоху Павла 32Я), который возрасталъ въ философской атмосферѣ и при философской администраціи. Но университетская образованность необходимо предполагаетъ подготовительныя ступени и созидается на нихъ, почему таковыя обязательны и въ Тарсѣ, Такъ заключаемъ и по историческимъ соображеніямъ. Римъ былъ нѣсколько равнодушенъ къ вопросамъ просвѣщенія и долго не принималъ систематическихъ мѣръ, однако около христіанской эры было обращено вниманіе и на эту сторону 33°), при чемъ школьное дѣло получило широкое разви- * * * * 327 328 * *

Iiamsay, Тарсъ, будучи обширнымъ городомъ съ большимъ населе-

ніемъ (см. „The Expositor“ 1906, Ш, р. 269), носилъ оріентальный и

эллинскій характеръ, при чемъ оба эти элемента уравновѣшивались

взаимно (р. 261).

327) Прибавимъ, что возможно допустить въ Римѣ существованіе „стаціи“ (statio) [для собранія] колоніи тарсійцевъ; см. у проф. Ив. Гр. Турцевича, Orbis in urbe: Центры и общества земляковъ и иновѣрцевъ въ императорскомъ Римѣ I—III вѣковъ, Нѣжинъ 1902, стрн. 40.

328( Географія Страбона, перев. f проф. Ѳ. Г. Мищенко (Москва 1879), стрн. 688—690.

зга) prof pj/ Ramsay въ А Dictionary of the .Bible ed. by J, Hastings IV, p. 687b.

33°) Cm. Dr. Gerhard Rauschen, Das griechisch-römische Schulwesen zur Zeit des ausgehenden Heidentums (Bonn 1901), S. 14 ff. Проф. И. В. Цвѣтаевъ, Изъ жизни высшихъ школъ Римской имперіи при отчетѣ Московскаго Университета за 1901 г. (Москва 1902ф| стрн. 8. О. Гордге-вичъ, Высшее образованіе во времена императоровъ (Кіевъ 1894), стрн. 6 сл.

тіе 331 332): «почти въ каждомъ городѣ (имперіи) были элементарныя. школы», гдѣ «юношество получало начальное образованіе» м2), а Тарсъ особенно отличался и школами риторскими 333).

Теперь ясно, что у Апостола были всѣ удобства къ пріобрѣтенію эллинской культурности. Разумѣется, само по себѣ не вытекаетъ 334), что онъ воспользовался благопріятными условіями. Но не менѣе поспѣшно утверждать категорически, что этого дѣйствительно не было. Солидныхъ аргументовъ, нѣтъ. Отмѣчаютъ, что въ строго іудейской семьѣ немыслимо допущеніе греческаго образованія 335), почитавшагося оскверняющею мерзостію 336 337). Это лишь теоретическое предубѣжденіе. Имѣются фактическія основанія признавать, что іудеи внѣпалестинскіе существенно отличались отъ палестинскихъ по своей терпимости къ эллинизму331) и въ Малой Азіи не обнаруживали слишкомъ ригористической суровости 338). Правительство искони благоволило къ нимъ, считая ихъ оплотомъ своей власти и выдвигая противъ мѣстнаго населенія. Это была политика и Селевкидовъ и Рима при всѣхъ смѣнахъ формъ и лицъ правленія въ послѣднемъ. Посему евреи были издавна и въ большомъ количествѣ на малоазіатскомъ материкѣ, въ частности—и въ Тарсѣ339). Натурально также, что малоазій-скіе іудей не были столь враждебни къ культурному языческому міру 34°), и между ними въ обиходѣ греческій языкъ преобла*-

33‘) См. и W. Е. Ball, St. Paul and the Roman Law add Other Studies, p. 52 ff.

332) f Edwin Hatch, Griechentum und Christentum; deutsch, von E r w. Preuschen (Freiburg i. B. 1892), S. 25.

333) Cp. E. Renan, Les Apötres, p. 165.

334) Такъ E. Renan, Les Apötres, p. 165.

335) S. Baring-Gould, А Study of St. Paul, p. 49. 51.

ззв) Такъ II. Riech, который съ рѣшительностію утверждаетъ (Die gelehrte Bildung des Apostels Paulus, S. 21), будто Савлъ съ ужасомъ отбросилъ бы всякую книгу и—прежде всего—поэтовъ.

337) Prof. W. М. Ramsay, The Cities of Pauline Churches въ „The Expositor“ 1901, XII, p. 405.

аз») prof. TP. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1902, II, p. 102 sq. 105.

339)- Такъ Prof. E. Schürer въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra Volume, p. 93—95.

34°) Cp. и Prof. W. M. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen (London 1896), p. 143.

далъ надъ еврейскимъ341). У Апостола же безспоренъ болѣе свободный духъ сына разсѣянія. Поэтому и писатели, весьма подозрительные къ греческой просвѣщенности св. Павла, соглашаются, что—помимо обученія—эллинская культурная обстановка оказала соотвѣтствующее вліяніе342) и оставила свои слѣды 343), ибо онъ былъ въ постоянномъ соприкосновеніи съ нею344), хотя бы и косвенномъ345), воспринимая элементы-греческаго образованіяз4в), риторики и философіи345). Такое воздѣйствіе будетъ уже довольно сильнымъ348), проникающимъ въ философскія и богословскія концепціи 349). При этомъ иногда заявляютъ, будто роднымъ языкомъ Савла былъ, пожалуй, гре-•ческій 35°), поскольку онъ и съ Библіей яко бы знакомъ былъ ближе лишь по lXX-ти351), т. е. измала читалъ ее погре-

-/■—-----:----------

:141) Такъ Adolphe Neubauer, La geographie du Talmud (Paris 1868), p. 290. 316.

34a) Cm. f J. B. Lightfoot, Biblical Essays (London 1893), p. 206. A. Hausrath, Neutestamentliche Zeitgeschichte II, S. 400 ff. Lie. Adolf Lichtenstein, Paulus und Luther (Lpzg 1903), S. 34. 51.

3<3) См. также Prof. Walter F. Adeney, The Theology of the New Testament (London 1894), p. 157. Prof. W. J. Woodhouse, Art. „Tarsus“ въ Encyclopaedia Biblica IV (London 1903), col. 4902. Prof. D. F. Barth, Die Bekehrung des Paulus въ „Der Beweis des Glaubens“ ХЫ, 7 (Juli 1905), S. 210. Prof. D. Otto Pfleiderer, Die Entstehung des Christentums (München 1905), S. 128—129. .

344) Prof. D. Paul Feine, Das gesetzesfrei Evangelium des Paulus nach seinem Werdebang dargestellt (Lpzg 1899), S. 29.

345) Sieffert въ „Der Beweis des Glaubens“ 1872, S. 267. 269 ff.

34e) Fr. Bleek—W. Mangold, Einleitung in das N. T„ S. 4471.

347) Prof. Dr. C. F. Georg Heinrici, Der zweite Brief an die Korinther у H. Aug.. W. Meyer въ Kritisch-exegetischer Kommentar über das Neue Testament VI (Göttingen s1900), S. 444.

348) 0. Zöckler, Paulus der Apostel Jesu Christi, S. 7.

349) Prof. Arthur Cushman MeGiffert, A History of Christianity in the Apostolic Age (New York 1897), p. 113—115.

35°) Dr. jFriedrich Küster, Ob St. Paulus seine Sprache an der des Demosthenes gebildet babe? въ „Studien und Kritiken“ 1854, 2, S. 306. Prof. Dr. Eberhard Vischer, Die Paulusbriefe въ Religionsgeschichtliche Volksbücher herausg. von Fr. Michael Schiele I, 4 (Halle a. Saale 1904), S. 17. Это Prof. E. Schürer (въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra Volume, p. 1086) утверждаетъ по отношенію къ іудеямъ разсѣянія вообще.

35‘) Prof. Е. Schürer въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hasting s, Extra Volume, p. 107«.

чески 352). Мы не склонны къ этому воззрѣнію. Въ немъ не провозглашается абсолютной невозможности, разъ греческая рѣчь была распространенною по малоазійскому побережью, гдѣ служила языкомъ воспитанія, правительства, торговли и пр. 353), хотя вовсе не видно, чтобы ветхозавѣтныя чтенія въ тарсійскихъ синагогахъ велись непремѣнно погре-чески 354). Однако ортодоксально-іудейскіе родители напередъ позаботились, конечно, о національномъ воспитаніи35?), и потому вѣроятнѣе, что дома Савлъ говорилъ и молился иоеврейски (поарамейски)35в). Къ сему наклоняются и позднѣйшія воспоминанія, если передается, что самъ св. Павелъ предъ смертію молитвенно взывалъ къ Богу и усѣкновенная глава его произнесла имя Христово hebraice 357). Но не менѣе мыслимо, что въ Тарсѣ Апостолъ съ дѣтства свободно овладѣлъ греческимъ діалектомъ 358), говорилъ 359) и писалъ на немъ300), а

352) prof [)г іѵ. Wrede, Paulus въ Religionsgeschichliehe Volksbücher herausg. von Fr. Michael Schiele I, 5—7 (Halle a. Saale 1905), S. 6.

353) prof tv VI Ramsay въ „The Expositor“ 1901, XII, p. 412—413.

зи) Такъ Pastor Georg Stosch, Paulus als Typus für die evangelische

Mission (Berlin 1896), S. 5.

365) Cp. Fr. Sieffert въ „Der Bewies des Glaubens" 1872, S. 269.

353) | Prof. Ed. Reuss, La Bible: traduction nouvelle avec introductions et commentaires. Nouveau Testament III, 1 (Paris 1878), p. 6. f Prof. Äug. Sabotier въ Encyclopedic des sciences religieuses par F. Lichtenberge r X, p. 269. Prof. Dr. Johannes Belser, Einleitung in das Neue Testament (Freiburg im Breisgau 1901), S. 429. Prof. Th. Zahn въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ XV, 1 (Januar 1904), S. 32, и въ Realencyklopädie von Herzog-Hauck XV3, S. 68—69. Prof. Lie. Dr. Carl Clemen, Paulus II, S. 61. Противъ .нѣкоторыхъ преувеличеній Цана по этому предмету см. Rev. Prof. James Hope Moulton, A Grammar of New Testament Greek I: Prolegomena (Edinburgh 1906), p. 10.

357) Passio sancti Pauli Apostoli XVI: cm. Acta Apostolorum apocrypha ed. R. Ad. Lipsius et Maximil. Bonnet I (Paris 1891), p. 40. Cp. у проф. M. Д. Муретова, Древне-еврейскія молитвы съ именемъ Апостола Петра, Св.-Тр. Сергіева Лавра 1905, стрн. 17, и въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1904 г., IX, стрн. 146, а также у проф. Ал. П. Лебедева, Языческій философъ Сенека въ христіанскомъ преданіи въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1888 г., Ns 1, стрн. 161.

358) prof ,/оѣ. Belser, Einleitung in das N. T., S. 429. 431. 432. G. Stosch, Paulus als Typus für evangelische Mission, S. 5. Prof. Lie. Dr. Carl Clemen допускаетъ, что Павелъ зналъ погрѳчески, какъ іудей разсѣянія (Paulus I, S. 16), научившись этому языку съ дѣтства (II, S. 61). См. н Rev. Prof. James Hope Moulton, A Grammar of New Testament Greek I, p. 7. 10. 19.

чрезъ это обязательно пріобрѣтался извѣстный лоскъ цивилизованнаго городского человѣка36‘), не чуждаго эллинскому образованію362). Аргументъ тому въ нѣкоторыхъ несомнѣнныхъ литературныхъ особенностяхъ. Въ рѣчахъ Господа Спасителя все дышетъ просторомъ полей и простотою деревни, откуда берутся примѣры иллюстрацій и краски живописаній;—эллинскій благовѣстникъ избѣгаетъ такихъ пріемовъзвз): у него совсѣмъ иная атмосфера городской жизни и нравовъ, дающихъ матеріалъ для пластической обрисовкизв1). Тутъ замѣтенъ культурный горожанинъ365),—впрочемъ, не до такой степени, чтобы для него являлась чуждою самая идея красоты 366), поскольку вообще евреи не были равнодушны къ природѣ361) и въ рѣчи выражали это притчами и всевозможными присловіями 368), которыми наиболѣе широко пользовался Іисусъ Христосъ 368), по сравненію со св. Павломъ310). Неудачно сглаживаютъ эту раз-

зи) См. и WoIdetnar Schmidt, Art. „Päulus, der Apostel“ въ Real-Encyclopädie von Herzog-Hauck XI (Lpzg ! 1882), S. 363. Prof. Th. Zahn. ibid. XV* 3 * * * *, S. 69.

3eo) Такъ и Th. Lewin, The Life and Epistles of St. Paul II, p. 419.

3el) M. Krenhel, Paulus der Apostel der Heiden, S. 41—12.

**a) Joh. Jos. Ign. v. Döllinger, Christenthum und Kirche in der Zeit der Grundlegung (Regensburg M868), S. 62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

’•3) Prof. Lie. Dr. Carl Clemen, Paulus II, S. 63.

m) Эта разница констатируется даже при сходствѣ въ строгой логичности: ср. Lie. theol. Johannes Albani, Die Parabel bei Paulus въ „Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie“ XLVI (N. F. XI), 2 (1903), S. 170.

з«5) prof Heinrich Weinei, Die Bildersprache Jesu in ihren Bedeutung für die Erforschung seines inneren Lebens (Giessen 1900), S. 9. Cp. и Rev. Prof. Thomas Nicol въ „Critical Review“ XI, 5 (September 1901), p. 444.

3«в) Такъ Edward Caird, St. Paul and the Idea of Evolution въ „The Hibbert Journal“ II, 1 (October 1903), p. 5.

3e7) Cm. Giovanni Schiaparelli, Astronomie im Alten Testament, übersetzt von Dr. phil. Willy Lüdtke (Giessen 1904), S. 1.

3®8) О притчахъ іудейскихъ и у Христа Спасителя см. у Lie. theol. Paid Fiebig, Altjüdische Gleichnisse und die Gleichnisse Jesu, Tübingen und Leipzig 1904, а также см. о первыхъ J. Z. Lauterbach, Art. „Parable“ въ The Jewish Encyclopedia IX, p. 512b—514b. Ср. также Prof. Dr. Wilhelm Pacher, Die exegetische Terminologie der jüdischen Traditionsliteratur I (Lpzg 1905 и отдѣльно ibid. 1899), S. 121—122.

3e9) Cp. о семъ и Rev. David Smith, Our Lord’s Use of Common Pro-

verbs въ „The Expositor“ 1902, XII, p. 441—454.

3,°) Нельзя однако преувеличивать этой сравнительности до того,

будто рѣчь о привитіи дикой маслины (въ Рим. XI, 17) предполагаетъ

случай невозможный и противоестественный, какъ съ рѣзкостію утвѳрж-

ницу, оттѣняя, что послѣдній былъ всецѣло наполненъ думами о Богѣ и человѣкѣ, и у него не было мѣста для воспроизведенія картинъ внѣшняго міра*71). Разсужденіе совсѣмъ пустое, ибо подобное настроеніе было еще выше въ самомъ Искупителѣ... А наряду съ этимъ весьма знаменательно, что Апостолъ языковъ не рѣдко пользуется примѣрами ристалищъ и разныхъ зрѣлищъ * 372), между тѣмъ іудеямъ рѣшительно воспрещались посѣщеніе театра 373 374) и участіе въ состязаніяхъ371). Здѣсь неотразимое свидѣтельство, что для Савла было невозможно избѣжать впечатлѣній окружавшей языческой среды и онъ воспринималъ ея вліяніе, хотя бы не прямо и несознательно, или не по намѣренному усвоенію эллинизма375 * * *).

Итогъ- получается тотъ, что высокая культурность Тарса не говоритъ съ несомнѣнностію, что благовѣстникъ «съ ран-

даетъ S. Baring-Gould. (А Study of St. Paul, London 1897, p. 275); напротивъ, Prof. W. M. Ramsay Основательно доказываетъ (The Olive—Tree and the Wild— Tree въ „The Expositor“ 1905, I, p. 16 sq. 19. 20. 27), что ѳтотъ примѣръ вполнѣ натураленъ и оправдывается дѣйствительною практикой, для чего ср. еще Н. D. Porter, Olive and „Wild Olive“ in America, with Reference to Paul’s Figure of Speech in Rom. 11, 13—24 въ „The Biblical World“ XXVI (1905), p. 59—63. О проникновенной чуткости Апостола Павла къ красотамъ природы ср. у Rev. Prof. R. J. Knowling, The Testimony of St. Paul to Christ viewed in some of its Aspects (London 1905), p. 385—386.

37‘) Prof. Frederic Henry Chase, The Credibility of the Book of the Acts of Apostles (London 1902), p. 198.

372) Jok. Albani въ „Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie“ XLV1 (N. F. XI), 2, S. 166: „Mit der tiefsieeheren Kampftechnik des geübten Faustkämpfers beschreibt er (Paulus) die Zielsicherheit und Klarheit seiner eigenen religiösen Wege“.

373) f Ferd. Weber, Die Lehren des Talmud, S. ‘68. 71= Jüdische Theologie, S. 269. 72. Alfred Bertholet, Die Stellung der Israeliten und der Juden zu den Fremden, S. 308.

374) Cm. jer. Aboda Zara I, 7 у Mo'ise Schwab, Le Talmud de Jerusalem XI (Paris 1889), p. 187—188. Prof. S. Krauss, Art. „Circus“ въ The Jewish Encyclopedia IV, p. 103—104. Cp. E. Schürer, Geschichte des jüdischen

Volkes im Zeitalter Jesu Christi IP, S. 29 = II3, S. 45. Jos. hlavii Antiqu. XV, 8:i у B. Niese III, p. 380—381. 1 Маккав. I, 13 сл. 2 Маккав. IV‘,

7 сл. См. также у Prof. В. Chwolson, Das letzte Passamahl Christi und

der Tag seines Todes, S. 81-,»; Felix Perles, Bousset’s Religion des Judentums, S. 32 u. Anm. 1, у которыхъ отмѣчаются и обратныя свидѣтельства касательно цирка и театра.

373) Rev. Edw. L. Hicks, Traces of Greek Philosophy and Roman Law in the New Testament, p. 12.

няго возраста былъ воспитанъ въ греческой литературѣ»37в) и изучалъ ее систематическимъ порядкомъ37'’), поелику въ этомъ еще нѣтъ доказательства, будто родители посылали его въ греческія школы378). Тутъ просто голая проблемматическая возможность879). Однако совершенно вѣроятно, что образованная тарсійская обстановка воздѣйствовала въ соотвѣтствующемъ смыслѣ* 380 381). Какъ далеко простиралось и насколько глубоко было это эллинское вторженіе,—для отвѣта у насъ не имѣется безспорныхъ данныхъ. Въ косвенныхъ же наведеніяхъ все зависитъ отъ того, не было ли условій, вызывавшихъ близкія соприкосновенія съ культурными греко-римскими кругами? Обычно это случается по требованіямъ общественно-соціальнаго положенія, а въ этомъ отношеніи у Савла были важныя привилегіи. Подчеркиваемъ, конечно, его римское гражданство (Дѣян. XXII, 28: iroXtTsta, jus civilis, civitas) по рожденію (civis natus)ш). Пытаются отвергать и это извѣстіе 382 383), какъ сомнительное 388), но безъ достаточныхъ причинъ 384 * * *). Если объ этомъ нѣтъ упоминаній въ писаніяхъ Павловыхъ, гдѣ настоя-

3,в) Такъ Rev. Thomas Hartwell Horne, An Introduction to the Critical Study and Knowledge of the Holy Seripture IV (London 111-866), p. 485.

3”) Противъ сего см. Fr. Sieffert въ „Der Beweis des Glaubens“ 1872, S. 267.

3,8) Edw. L. Hicks въ „Studia Biblica et Ecclesiastica“ IV, p. 7.

37») prof. D. Otto Pfleiderer, Das Urchristentum I (Berlin 21902), S. 46.

380) Cp. Prof. Walter F. Adeney, The Theology of the New Testament (London 1894), p. 157. + Prof. Dr. Wilhelm Möller, Lehrbuch der Kirchengeschichte I: Die alte Kirche (Freiburg i. B. 1889), S. 57.

381) Послѣднее ясно удостовѣряется для Павла его заявленіемъ въ Дѣян. XXII, 28: еу<Ъ бе хаі f£ уеѵѵг| |j.ai. Объ этихъ словахъ Prof. Th. Zahn справедливо замѣчаетъ (въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ XV, 1 [Januar 1904], S. 24), что нельзя согласиться съ f Th. Моттзеп’омъ (въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“ II [1901], 2, S. 85,2), будто они не менѣе приложимы и къ тому случаю, если Павелъ уже въ дѣтскомъ возрастѣ получилъ римское гражданство одновременно со своими родителями.

38г) Ernest Renan, Saint Paul (Paris 1869), p. 526,1.

383) A. Hausrath: Der Apostel Paulus (Heidelberg 1865), S. 19; Neutestamentliche Zeitgeschichte II, S. 404.

384) J. R. Öertel, Paulus in der Apostelgeschichte (Halle a. S. 1868),

S. 46—47. Prof. Bernh. Weiss, Lehrbuch der Einleitung in das Neue Testa-

ment (Berlin 21889), S. 114,i. Rud. Cornely, Introductio specialis in singulos

Novi Testamenti libros (въ Cursus Scripturae Sacrae: N. T. I, 3), Parisiis

1886, p. 353:5. L’abbe S. E. ЕгеШ, Äpötre Saint Paul, p. 14—16.

іцее отличіе не играетъ никакой роли38а), то отсюда вовсе не слѣдуетъ, что его не было фактически. Дѣеписательское изображеніе жизни Павловой нельзя.считать миѳическимъ, а въ ней отмѣченное преимущество было виднымъ факторомъ и въ самомъ теченіи и въ послѣднемъ завершеніи со всѣми предшествующими стадіями, откуда мы видимъ, что Апостолъ обладалъ свойственною civis Romanus личною неприкосновенностію 886Г). Особенно существенно, что не усматривается основаній къ изобрѣтенію такой фикціи, когда ея реальность сказывается даже въ мелкихъ деталяхъ, гдѣ невозможно подозрѣвать спеціальную творческую тенденцію. Разумѣемъ двойственность именъ у Апостола языковъ, о чемъ мимоходно говорится въ рѣчи о посѣщеніи острова Кипра (Дѣян. ХПІ, 9). По этому предмету иногда выражаются, что тутъ вопросъ собственно литературной исторіи 38,1), и все дѣло въ соединеніи различныхъ литературныхъ источниковъ, въ которыхъ было не одинаковое названіе * 387 388). Но и при этомъ остается фактъ, что эллинскій благовѣстникъ ходилъ подъ двумя наименованіями. Савлъ, какъ еврейское, было у него исконнымъ. Скептицизмъ на этотъ счетъ разрѣшается уродливыми фантазіями, будто это придумано было съ тою цѣлію, чтобы представить Апостола гонителемъ церкви Божіей въ родѣ Саула, преслѣдѳвав-йіаго Давида 389). Все тутъ эѳемерно 38°) и тѣмъ менѣе прав-

385) Dr. Anton Halmel, Ueber römisches Recht im Galaterbrief (Essen 1895), S. VII.

38e) Immunitas или атеХеіа, для чего cp. у проф. Ив. Гр. Турцевкча, Orbis in urbe, стрн. 14,і. На обладаніе римскимъ гражданствомъ указы-ваетъ и аппелляція или—по точному техническому словоупотребленію— »провокація“ Павлова къ кесарю (Дѣян. XXV, 1Ü. 11. 12. 21. 32; ср. Prof. Th. Zahn въ Realencyklopädie von Herzog-Hauck XV3, S. 84), откуда объясняется весь ходъ событій послѣдняго періода жизни Апостола языковъ.

387) prof. Adolf Deissmann, Bibelstudien (Marburg 1895), S. 185 и ноанглійски Bible Studies, translated by Alexander Grieve (.Edinburgh 1901), p. 316.

388) prof J7t. Zahn тоже признаетъ (въ Realencyclopädie von Herzog-Hauck XV3. S. 70), что у Дѣеписателя переходъ отъ одного имени къ другому для Апостола языковъ указываетъ на смѣну источниковъ, хотя это дѣлается умѣстно и по ходу самыхъ событій.

389) такъ Max Krenkel, Beiträge zur Aufhellung der Geschichte und der Briefe des Apostels Paulus, S. 47 ff. 20 ff.

39°) Dr. Wandel въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ VII (1896), 9, S: 705 ff.

доподобно, что это было обычнымъ іудейскимъ именемъ, откуда можетъ вытекать не больше того, 'что буквальное значеніе («испрошенный», «желанный») не свидѣтельствуетъ неотразимо* 391), яко бы носитель его былъ плодомъ молитвъ родителей, разочаровавшихся въ способности имѣть наслѣдника. Разъ но рожденіи были исполнены всѣ законническія обязательства (Филипп. III, 5), при этомъ совершено было и еврейское нареченіе. Таковымъ указывается Савлъ, и мы не находимъ ни малѣйшихъ основаній соглашаться съ странною гипотезой, что именно Апостолъ языковъ рисуется въ Евангеліи Іоанновомъ подъ титуломъ Наѳанаила ®92).

Необходимо принять за аксіому, что благовѣстникъ съ дѣтства назывался Савломъ. Весь вопросъ въ томъ, откуда и почему у него другое, латинское имя Panins (въ древности у Римлянъ большею частію въ формѣ Paullus), погречески всегда ШоХос? Существуетъ множество объясненій 383 *), и большинство изъ нихъ покоится на мысли, что потомъ была допущена перемѣна зм), которую и доселѣ не прочь связывать съ обращеніемъ Сергія Павла 395). Филологически это толкованіе невозможно 396 *), и распространенная формула (EaöXo; os) о хаі (ПабХо; въ Дѣян. XIII, 9) его абсолютно не допускаетъ. Въ ней 6—не относительное мѣстоименіе и должно быть восполняемо чрезъ хаХобреѵоі :195), на что есть аналогія и въ текстуальномъ преданіи 38*). Тогда получится,

См. еще противъ М. КгеакеГя замѣчанія у Prof. Lie. Dr. Carl Clemen, Paulus I, S. 190,2.

39‘) Fr. Sieff'ert въ „Der Beweis des Glaubens“ 1872, S. 262—263.

391) Cm. 0. L., Nathanael въ „Zeitschrift für wissenschaftliche Theo-

logie“ XVI (1873), 1, S. 96—102.

393) Обзоръ по. этому вопросу см. у И. А. Артоболевскаго, Первое путешествіе святаго Апостола Павла съ проповѣдью Евангелія (Сергіевъ Посадъ 1900), стр. 121—=138.

зм) Такъ частію и t Frederick Field, Notes on the Translation oj the New Testament (Cambridge 1899), p. 121.

То5) Такъ- и Edw. L. Hicks, Traces of Greek Philosophy and Roman Law in the New Testament, p. 137. См. и ниже стрн. 668,nit.

3M) Ad. Beissmann, BibelstHdien, S. 182—183 и по&нглійски Bible Studies, p. 313—314.

39r) G. B. Winer7s Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms; 8-te Auf), von Prof. D. Paul With. Schmiedel II, 1 (Göttingen 1897), S. 149: § 18, 4c, Anm. 6. ...

39S) См. у Th. Zahn,. Einleitung in das Neue Testament II, S. 423:»,

что по Ѳомѣ гераклейскому и p въ Дѣян. XII, 25 послѣ SauXo« предпо-

лагается добавленіе о ігл-Аі'коіугчэ- ПзйХп^. См. и 668,417.

что Савлъ уже ранѣе назывался Павломъ, и потому нельзя говорить, что онъ только съ этого момента получилъ второе имя ЗВ9). Сочетаніе ё хаі тожественно латинскому sive для альтернативныхъ обозначеній 40°) и полатыни буквальнѣе передавалось чрезъ qui et, когда констатировалось равенство двухъ наименованій 4(И). Слѣдовательно, потеп «Павелъ» было равноправно съ «Савлъ» и могло замѣнять его всегда, почему будетъ столь же исконнымъ въ силу такой своей неразрывности * 401 402). Очевидно, и римское имя было у Апостола съ дѣтства 40®), хотя этимъ не утверждается категорически, что такъ назвалъ его самъ отецъ 404 405 * 407). Мы должны отыскать причину этой двойственности. У іудеевъ взятой эпохи было нерѣдкостію второе имя греческое или латинское 4°5), а о внѣпалестинскихъ свидѣтельствуется, что ихъ прозванія были подобны язычникамъ 40°), какъ и у галилейскихъ евреевъ обычно встрѣчаются два имени 40'’). «Петръ» издавна извѣстно въ еврейской ономатологіи, «Павла» же долго не находилось 408 409), но оно попадается въ Сиріи и въ восточныхъ частяхъ Малой Азіи 408)

3") См. у Prof. Ad. Deissmann, Bibelstudien, S. 181 и поанглійски Bible Studies, p. 313.

100) Prof. W. M. Ramsay, Art. „Galatia, Region“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings II, p. 90a,з.

401) f Проф. В. В. Болотовъ въ отзывѣ о диссертаціи проф. А. И. Садова, посвященной Лактанцію: см. по отд. оттиску стрн. 15. 32. 35 и въ „Журналахъ Совѣта Спб. Дух. Академій“ за 1895—1896 г.г., етрн. 111. 128. 131.

«оз) Frederic G. Kenyon утверждаетъ, что двойственныя имена, обозначаемыя такимъ греческимъ сочетаніемъ ихъ, были довольно обычны: см. Art. „Papyri“ въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra Volume, p. 356a.

4M) Th. Zahn, Einleitung in das Neue Testament I, S. '49—50.

404) Это заявляетъ Prof. L. S. Potwin, Here and There in the Greek New Testament (Chicago: New York: Toronto 1898), p. 180.

405) E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi IP, S. 42 = II®, S. 62.

40e) Jer. Gittin (I, 1) 47b, стрк. 4 и 5—6 (св.) у Mo'ise Schwab, Le Talmud de Jerusalem VIII (Paris 1886), p. 253; см. и у A. Edersheim, Art. „Philo“ въ А Dictionary of Christian Biography, Literature, Sectes and Doctrines ed. by W. Smith and Henry W ace TV (London 1887), p. 358a.

407) A. Ederscheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. s514 и у о. M. П. Ѳивейскаго I, стрн. 647.

40*) А. Edersheim ibid. I, р. ’475,і и у о. М. П. Ѳивейскаго I, стрн. 597,».

409) f Edw. Hatch въ Encyclopaedia Biblica III, col. 3606.

и въ недавнее время констатировано въ александрійской «діаспорѣ» 41р). Въ виду этихъ наблюденій возможно, что и у эллинскаго благовѣстника интересующее двойство не выражаетъ ничего особеннаго. Допускается даже нѣсколько случайное происхожденіе латинскаго названія. Въ позднѣйшемъ іудействѣ славныя библейскія личности пользовались благоговѣйнымъ почтеніемъ, и на практикѣ избѣгали давать ихъ имена простымъ смертнымъ. Въ случаяхъ употребленія дѣлались отличительныя прибавки: напр., Самуилъ малый (пор])- Это мыслимо и для наименованія Саулъ, ибо нѣкій танна абба Саулъ постоянно называется лишь при такомъ ограничительномъ предвареніи. Посему возможно, что и Апостолъ былъ извѣстенъ у іудеевъ, какъ ррл «Савлъ малый», а потомъ эпитетъ замѣненъ былъ равнозначущимъ латинскимъ терминомъ Panins (parvns) 411). Въ данномъ пунктѣ мы прибли-жамтся къ догадкѣ блаж. Августина, что этимъ наименованіемъ благовѣстникъ хотѣлъ выразить свое уничиженіе 412). Трудно принять это рѣшеніе, и въ немъ требуются данныя, которыхъ въ нашемъ примѣрѣ не существуетъ. Различеніе умѣстно только тогда, если есть опасность смѣшенія по сходству разумѣемыхъ величинъ. Тутъ допускается въ Савлѣ тарсійскомъ знаменитость, способная вводить въ заблужденіе, чего совсѣмъ нельзя предвидѣть при рожденіи и въ дѣтствѣ. Мы вынуждались бы предполагать, что второй титулъ былъ присоединенъ послѣ, но это противорѣчитъ филологической энергіи Дѣеписательскаго текста. Имъ категорически удостовѣряется, что онъ искони былъ и Павломъ, хотя до отмѣченнаго пункта фигурировалъ подъ названіемъ Савла. Въ этомъ была его характерная особенность, заставляющая подозрѣвать въ именномъ двойствѣ нѣчто спеціальное по сравненію съ другими случаями. Соот-

4,°) Ad. Deismann, Bibelstudien, S. 185 и поанглійски Bible Studies, p. 316; cp. L. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi Is, S. 66. Prof. Lie. Dr. Carl Clemen совершенно напрасно относитъ (Paulus II, S. 60) свидѣтельство этого Paryrus Parisin № 68 (въ Луврѣ) къ тому, будто имя Paulus употреблялось греками вообще.

4П) Такъ Prof. Dr. J. Levy, авторъ „талмудическихъ“ словарей, у Prof. Fm Delitzsch, Horae Hebraicae et Talmudicae къ Рим. I, 1 въ „Zeitschrift für die gesammte lutherische Theologie und Kirche“ 1877, 1, S. 12.

41J) Sermo CCLXXIX, 5. CCCXV, 5 De spiritu et littera (Migne lat. XXXVTII, col. 1278. 1429: „quia Paulus, modicus est, Paulus parvus“. XLIV. col. 207).

вѣтственно послѣднимъ оно отмѣчалось бы сразу—подобно упоминанію (въ Дѣян. I. 23) Іосифа (Варсавы) и (въ ІУ, 36), Іосіи (Варнавы),—или оба члена указывались бы безсистемно— и вмѣстѣ, и порознь, то одинъ, то другой, какъ находимъ для Іоанна Марка (Дѣян. XII, 12.-25. ХУ, 37; XIII, 5. 13; XV, 39. 1 Петр. У, 13. Кол. ІУ, 10. 2 Тим. ІУ, 1L Филим. 23). По отношенію къ Апостолу дѣло стоитъ иначе, ибо употребленіе именъ строго разграничивается извѣстнымъ хронологическимъ моментомъ, и для каждаго отводится свой періодъ. Ясно, что намекъ долженъ заключаться въ свойствахъ историческихъ обстоятельствъ, освѣщающихъ основанія для перемѣны. А съ этой стороны всего менѣе удовлетворительно объясненіе, будто прежде Варнава и Маркъ, говоря поарамейски, называли своего спутника Савломъ, теперь же начали пользоваться греческою рѣчью, гдѣ удобнѣе было употребить Павелъ 4І3). При самомъ благопріятномъ сужденіи, этимъ вопросъ не рѣшается нимало, поелику онъ только передвигается на языки, о смѣнѣ которыхъ совсѣмъ не упоминается. Нельзя успокоиться и на той догадкѣ, будто къ предпочтенію титула Павелъ подала поводъ случайность, что его носилъ и обращенный къ христіанству проконсулъ кипрскій 414). Это слишкомъ ничтожная причина для столь оттѣняемаго явленія, которое, дѣлаясь постояннымъ, отсылаетъ къ соотвѣтственной мотивировкѣ. Ее мы должны находить въ поворотѣ благовѣст-нической миссіи 4‘5), гдѣ берется имя сообразно съ новымъ ея характеромъ 416 *), что дальше 4П) она направляется непосредственно къ язычникамъ 4І8 * * * * * * *). Отнынѣ Апостолъ вступалъ на путь, который велъ въ греко-римскій міръ, и ему естественно

“’) Th. Zahn, Einleitung in das Neue Testament II, S. ‘423:з5.

4U) 0. Zöckler, Paulus der Apostel Jesu Christi, S. 28—29. См. выше СТрН. 665,395.

415) Prof. Joh. Belser: Die Selbstverteidigung des heiligen Paulus im

Galaterbrief (1, 11 bis 2, 21) въ Biblische Studien herausg. von Prof. Dr.

0. Bardenhewer 1, 3 (Freiburg im Breisgau 1896), S. 432; Beiträge

zur Erklärung der Apostelgeschichte auf Grund der Lesarten des Codex D

und seiner Genossen (ibid. 1897), S. 65— 66.

4,e) Ad. Deissmann, Bibelstudien, S. 185—186 и поанглійски Bible

Studies, p. 317.

4|7) Поэтому упоминаніе имени „Павелъ“ кодексъ D вноситъ въ

Дѣян. XII, 25 произвольно. См. 665,з»в.

41“) Rev. F. Rendall, The First Galatian Ministry въ „The Expositor*

1901, IV, p. 247,i.

было позаботиться, чтобы обезпечить добрый успѣхъ41э). Здѣсь іудейское происхожденіе было скорѣе препятствіемъ, а латинское прозваніе могло служитъ въ помощь лишь при непремѣнномъ условіи, что съ нимъ связывались реальныя права, гарантировавшія свободу и защиту. Ихъ и давало римское гражданство, которымъ отселѣ св. Павелъ ограждаетъ свою личность, дабы достигнуть безпрепятственности въ провозглашеніи Евангелія Христова. Въ тоже время оно открывало доступъ къ греко-римской публикѣ, какъ скинотворчество сближало съ ремесленнымъ людомъ Коринѳа 42°). Само собою понятно, что римскому гражданину было натуральнѣе фигурировать подъ римскимъ именемъ 421). Поэтому для послѣдняго мы имѣемъ, что имъ — наряду съ еврейскимъ — Апостолъ языковъ владѣлъ съ дѣтства въ качествѣ сі vis Rom anus 422), для какового—особенно изъ іудеевъ—было обязательно латинское наименованіе 42а) при принятіи въ общину въ цѣляхъ муниципальной регистраціи 424). Это рѣшеніе наиболѣе вѣроятно и раздѣляется большинствомъ толковниковъ, что «Павломъ» эллинскій благовѣстникъ именоватся исконно по достоинству римскаго гражданства 425), отмѣченнаго этимъ названіемъ 42в), * 43

419) Prof. J. Felten, Art. „Paulus“ въ Wetzer und We 11e’s Kirchenlexikon, oder Encyklopädie der katholischen Theologie und ihrer Hiilfwissen-schaften IXs (Freiburg im Breisgau 1895), S. 1062.

4*°) Rev. Robert J. Drummond, The Relation of the Apostolic Teaching to the Teaching of Christ, p. ‘60.

45‘) Prof. W. M. Ramsay, Was Christ born at Bethlehem? London 1898. P. 54.

4”) Такъ уже f митроп. московскій Филаретъ, Начертаніе церковнобиблейской исторіи (Москва 131897), стрн. 429.

4S3) -См. f Th. Mommsen въ „Zeitschift für die neutestamentliche Wissenschaft“ II (1901), 2, S. 84—85.

4M) S. Baring-Gould, А Study of St. Paul, p. 48. 59,i.

«5) pу Sieffert въ „Der Beweis des Glaubens“ 1872, S. 263—264. f Prof. G. B. Winer, Biblisches Realwörterbuch II (Lpzg 1848), S. 212. Charles Aubertin, fitude critique sur les rapports, suppos6s entre Senöque et saint Paul (Paris 1857), p. 103,2. Paton J. Gloag, Introduction to the Pauline Epistles (Edinburgh 1874), p. 3. Rev. Prof. G. G. Findlay въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 698a. Cp. и Prof. L-Schulze, Biblische Geschichte des Neuen Testaments въ „Handbuch der theologischen Wissenschaften in encyclopädischer Darstellung“ von Prof. 0. Zö ekler I (Nördlingen 1883), S. 531.

4?*) t Th. Mommsen въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“ II (1901), 2, S. 82,..

которое не было взято лишь для употребленія среди неіу-деезъ 4"1). Вь этомь отношзніи ЕзйЬ; и Пай),о; не дополняющія другъ друга имена—въ родѣ nomen (родового) и praenomett (личного) 42,)5 а взаимно замѣнимыя, почему каждое выдвигается соотвѣтственно сферѣ дѣятельности—іудейской и грекоримской 4г9) *).

Н. Глубоковскій.

*”) Такъ Rev. Septimus Buss, Roman Law and History in the New Testament (London 1901), p. 254— съ прибавкою, что это не cognomen (прозваніе даннаго семейства въ извѣстномъ родѣ), а Charles Н. Нооіе приводитъ нѣсколько тривіальную причину, будто имя „Савлъ“ оставлено было потому, что оно трудно (для произношенія) и непопулярно: The Classical Element in the Newr Testament (London 1888), p. 55.

4,e) Cp. и Ad. Lichtenstein, Paulus und Luther, S. 34,,.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,s) Prof. W. M. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen (London *1896), p. 81—82 sq.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.