Научная статья на тему 'Эллинское образование св. Апостола Павла'

Эллинское образование св. Апостола Павла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эллинское образование св. Апостола Павла»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Эллинское образование св. Апостола Павла

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 3. С. 350-365.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Эллинское образованіе ев. Апостола Павла.

Эллинское образованіе со стороны возможности его для Аностола Павла, какъ іудея, для котораго яко бы воспрещались греческія науки и языкъ [переводъ LXX-ти].—Обстоятельства, располагавшія благовѣстника къ усвоенію эллинской образованности и культуры: происхожденіе изъ Тарса, римское гражданство (при обусловленной имъ двойственности именъ) и хорошее соціально-экономическое состояніе семейства,—Натуральность эллинской просвѣщенности въ Апостолѣ (аѳинская рѣчь Дѣян. XVII, 22 сл. и споръ о классическихъ цитатахъ въ ней); вопросъ о продолженіи имъ занятій этого рода не только ради наилучшаго подготовленія къ христіанской миссіи, но даже въ теченіе послѣдней [2 Тим. IV, 13].—Свидѣтельства эллинской освѣдомленности Павловой [Дѣян. XXVI, 24. XIV, 12. Лонгинъ, патристическія и позднѣйшія] и возможность философскихъ вліяній.—^Писанія Павловы по ихъ составленію [Рим. XVI, 22. Гад. V, 11. 2 Кор. XI, 6. X, 10 и вопросъ о переписчикахъ и переводчикахъ], съ литературной стороны [письма или „посланія“?] и по языку, опредѣляемому отношеніемъ къ LXX-ти и къ „эллинистическому“ тогдашнему. — Вѣроятность сравнительно хорошаго греческаго образованія у св. Апостола Павла.

I.

Іудейство и греческая наука.

Іудейскій взглядъ на эллинское образованіе евреевъ,—Условія и обстоятельства образованія отрицательныхъ воззрѣній по этому предмету и ихъ относительность. — Іудейскія сужденія о LXX-ти не говорятъ о всегдашней и принципіальной враждебности къ греческому языку и греческой культурѣ. — Школьная іудейская система и пребываніе у Гималіила въ Іерусалимѣ не исключаютъ возможности знакомства Савла съ эллинскими науками.

і

I

В. АПОСТОЛЪ ПАВЕЛЪ не былъ уроженцемъ Палестины и принадлежалъ къ членамъ іудейскаго разсѣянія. Въ этой формѣ настоящій пунктъ не встрѣчаетъ авторитетныхъ возраженій и даетъ мѣсто категорическому утвержденію, что Савлъ былъ эллинистъ *). Этимъ прямо пред-

‘) Такъ, напр., Bev. Edward L. Hicks, St. Paul and Hellenism въ „Studia biblica et ecclesiastica“ ed. by Members of the University of Oxford,

рѣшается и вопросъ объ эллинскомъ образованіи, поскольку оно мыслится въ самомъ понятіи такихъ сыновъ «діаспоры», ибо они лишь частію были іудеями * 2). Разумѣется, конечно, прежде всего греческая рѣчь, но отъ нея не отдѣлима и нѣкоторая сумма особыхъ эллинскихъ понятій, связанныхъ съ языкомъ до неразрывности. А, судя по всему, благовѣстникъ былъ глубоко культурнымъ человѣкомъ, поднявшимся до высокаго уровня эллинистической просвѣщенности. О послѣдней же свидѣтельствуетъ современникъ Павловъ Филонъ, что она была сильно пропитана эллинскими элементами. Съ ними, очевидно, былъ знакомъ и Апостолъ въ качествѣ эллиниста, читавшаго Писаніе погречески 3 * * * *).

Заключеніе это не совсѣмъ безспорно и должно быть согласовано съ посылками. Принимается пока одно, что Павелъ родился и провелъ дѣтство не подъ палестинскимъ небомъ, но это ничего не говоритъ прямо о его духовномъ развитіи. Напротивъ, самъ благовѣстникъ представляетъ нѣсколько иныя указанія (въ Филипп. III, 5). Онъ былъ «изъ рода Израилева» п въ этомъ отношеніи являлся чистымъ потомкомъ Авраама чрезъ великаго праотца Іакова. Съ другой стороны и по «колѣну Веніаминову» (Рим. XI, 1) Савлъ оказывался отпрыскомъ славной и благороднѣйшей вѣтви вѣрныхъ сыновъ завѣта За)—не въ примѣръ жестоковыйнымъ Ефрем-

ѴОІ. IV (Oxford 1896). р. 6—7; Prof. Dr. С.'F. Georg Вегпгісг, Die zweite Brief an die Korinther въ Kritisch-exegetischer Kommentar über das N. T. begründet yon H. A. W. M e у e r, Abth. VI (Göttingen 81900), S. 438. Съ рѣзкостію подчеркиваетъ это и Rabbi Emeritus Kaufmann Kohler, Art. »Saul of Tarsus“ въ The Jewish Encyclopedia XI (New York and London 1905), p. 796, при чемъ авторъ сомнѣвается (р. 79а) и въ раввинистиче-скомъ образованіи Апостола (но ср. къ сему „The Expository Times“ ХѴѴІ, 6 [March 1906], р. 242). А Moriz Fradländer, утверждая, что Савлъ былъ іудеемъ разсѣянія—эллинистомъ (Die religiösen Bewegungen innerhalb des Judentums im Zeitalter Jesu, Berlin 1905, S. 343), прибавляетъ, яко бы въ груди апостольской всегда жили двѣ души и двѣ культуры— іудейская и языческая (S. 371).

2) Ad. Barnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten (Lpzg 1902), S. 7.

“O Paul Fiebig, Talmud und Theologie, S. 4.

la) О происхожденіи Павла изъ колѣна Веніаминова см. еще Testament. XII patriarch.: Benijamin 11 (Migne gr. II, col. 1149), у св. Иринея fra-

gments Nr. XVII (Sancti Irenaei episcopi lAigdunensis quae supersunt omnia

edidit Prof. Dr. Adolphus Stieren I, Lipsiae 1853, p. 837) и у Ипполита

ICM. Hippotyt’s Kleine exegetische und homiletische Schriften herausg. von

■IK'- Privatdoz. Bans Achelis въ І-мъ томѣ твореній Ипполитовыхъ по

лянамъ. Разъ родители у него тоже евреи, — значитъ, въ немъ не было ни малѣйшихъ чуждыхъ примѣсей отъ предковъ изъ прозелитовъ, какъ и самъ онъ обрѣзаніемъ въ восьмой день непосредственно включался въ союзъ съ Богомъ * 4). Всѣмъ этимъ Апостолъ удостовѣряетъ, что уже по своему плотскому происхожденію онъ примыкалъ къ самому центру ортодок-сальнаго іудейства и всего менѣе причислялъ себя къ отдаленнымъ кругамъ периферіи, гдѣ сила притяженія ослаблялась побочными вліяніями, которыя многихъ захватывали въ свощ сферу 4а). Св. Павелъ настойчиво убѣждаетъ, что съ рожденіе своего и до обращенія былъ типичнѣйшимъ іудеемъ по кровщ

изданію берлинской Академіи Наукъ, Lpzg 1897, р. 70. 81; Drei georgisch erhaltene Schriften von Hippolytus herausg. von Prof. Dr. G. Nath, Bonwetsch: [der Segen Jakobs], der Segen Moses, [die Erzählung von David und Goliath] въ „Texte und Untersuchungen“ XXVI (N. F. XI), la (Lpzg 1904), S. 65. Совершенно тенденціознымъ и даже страннымъ является заявленіе Kaufmann Kohler’а въ The Jewish Encyclopedia XI, р. 79а, будто въ Рим. XI, 1 и Филипп. Ill, 5 отражаются лишь ложныя притязанія.

4) Какъ извѣстно, для евреевъ обрѣзаніе было и оставалось печатію священнаго завѣта ихъ съ Богомъ: см. Prof. D. Alfred Seeberg, Der Katechismus der Urchristenheit (Lpzg 1903), S. 232—233.

<a) | J. B. Ligktfoot, Biblical Essays (London 1893), p. 207—208. Cp, Prof. Dr. Carl Clemen, Paulus, sein Leben und Werken I (Giessen 1904), S. 60. Удостовѣреніе сего является неизлишнймъ и нынѣ. Такъ,,Comte G. De Lafont высказываетъ (Les Aryas de Galilee et les originos Aryennes du Christianisme; premiere partie, Paris 1902), что въ Галилеѣ обитали арійцы, почему Христосъ былъ по плоти яко бы не семитъ, а аріецъ; то же можетъ вытекать и для Аиостола Павла, если согласиться, что онъ происходилъ Гискалы (см. у D. Alfred Resell, Der Paulinismus und die Logia Jesu in ihrem gegenseitigen Verhältnis въ „Texte und Untersu-, chungen“ XXVII, N. F. XII, Lpzg 1904, S. 387—388). Иногда даже допускаютъ, что мать благовѣстника могла быть римлянка. См. S. R. Forbes, The Footsteps of St. Paul in Home (Edinburgh 21882), p. 46: «St. Paul, writing to the Romans about this time, sends gratings from Corinth to the Christians in Rome, enumerating several by name; amongst others, he says [XVI, 13], «Salute Rufus, the chosen in the Lord, and his mother and mine». The question here arisesj was this Rufus Pudens? If so, was he .half-brother of Paul? Paul was born at Tarsus, and although his father was a Pharisee, his mother may have been a Roman. She, on the death of her husband' [t. e.- отца Павлова], returned to Rome, and there married the Roman Pu-dentinus, and thus became the mother of Pudens, who was consquently the half-brother of St. Paul. It has been handed down by Hermas, and is the tradition of the Roman Church, that her Christian name was Priscilla“. Всѣ эти и подобныя догадки устраняются ясными свидѣтельствами апостольскими.

и духу- Правда, терминъ «эллинистъ» обозначалъ не столько мѣсто происхожденія, сколько духовный обликъ * 5) и при томъ такой, въ которомъ іудейскія черты сочетавались съ эллинистическими. Но когда послѣднія отрицаются, отсюда необходимо вытекаетъ, что христіанскій просвѣтитель языковъ лишь вышелъ изъ разсѣянія и собственно не былъ эллинистическимъ іудемъ 6) филоническаго образца, хотя бы и въ смягченной степени.

Съ признаніемъ этого положенія воздвигаются серьезныя препятствія для обоснованія мысли объ эллинскомъ образованіи. Ихъ необходимо разобрать напередъ, чтобы молено было двинуться дальше. Фарисейство воплощало въ себѣ самую эссенцію ортодоксальнаго іудаизма, въ которомъ націонализмъ ограничивалъ религію, а эта сообщала божественную санкцію національной замкнутости 0а). Здѣсь неизбѣлгно устранялось всякое постороннее воздѣйствіе, какъ противное всей іудейской природѣ и враждебное ей. Всякое соприкосновеніе допускалось для «гоя» лишь при обязательномъ условіи отреченія отъ плотяно-духовныхъ отличій и безъ этого не дозволялось ни въ

5) Prof. W. 31. Ramsay, The Jews in Graeeo-Asiatic Cities въ „The Expositor“ 1902, I, p. 25,3: „in the period after 300 В. C. the term «Hellenes» implied not blood, but manners and education“.

e) Cm. Prof. lb. Zahn: Einleitung in das Neue Testament I (Lpzg 4897),

S. 33. 35. 48:15; Art. „Paulus, der Apostel“ въ Realcncyklopädie von Herzog—Haue k XV (Lpzg 1904), S. 68; Zur Lebensgeschichte des Apostels Paulus: Heimat, Kriegsgefangenschaft und römisches Bürgerrecht des Paulus въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ XV, 1 (Januar 1904), S. 32 („war Paulus kein Hellenist, sondern ein Hebräer“). Prof. Dr. Johannes Belser, Einleitung in das Neue Testament (Freiburg im Breisgau 1901), S. 431. Prof. Ernst von Bobschütz, Das apostolische Zeitalter (въ Religionsgeschischtliche Volksbücher herausg. von Fr. Michael Sehie 1 e I, 9), Halle a. Saale 1905, S. 16.

®a) Это частію признаетъ и Felix Perles, хотя отговаривается, что— при союзѣ права и религіи въ іудействѣ—тутъ вторая сообщаетъ свой характеръ первому, а не наоборотъ (Bousset’s Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter kritisch untersucht* Berlin 1903, S. 47), между тѣмъ фактически справедливѣе именно послѣднее, такъ какъ „въ фарисействѣ, гдѣ въ особенности религіозная жизнь была низведена въ сферу права, это соединеніе религіи и права въ законѣ отравило религію, ибо право даетъ религіи отпечатокъ внѣшняго, вынужденнаго дѣйствія, дѣ лаетъ всѣ нравственныя положенія равнозначущими и сводитъ всю религіозную жизнь къ вѣчному процессу между Богомъ и вѣрующими“ (Г. Скарданицкій, Фарисеи и саддукеи, какъ выразители состоянія религіозной жизни іудейства предъ явленіемъ Христа, 'Кіевъ 1905, стрн. 58).

малѣйшей степени. Въ этихъ наблюденіяхъ пріобрѣтается опора для мысли, что эллинскія вліянія въ Палестинѣ находили энергичный отпоръ въ фарисейской средѣ и греческія науки не имѣли тутъ почвы для воспріятія и развитія, ибо оппозиція къ нимъ были убѣжденная и принципіальная 7). Савлъ былъ тоже фарисей,—и у него не могло быть ни склонности къ эллинизму., ни удобствъ къ ознакомленію съ нимъ. На это обстоятельство и ссылаются обыкновенно, когда отрицаютъ или умаляютъ эллинское образованіе Апостола, отмѣчая, что оно сомнительно и по еврейско-фарисейскому происхожденію и по общему іудейскому пастроепію 8).

Разумѣемые факты внушительны и заслуживаютъ тщательнаго разсмотрѣнія. Законническое іудейство было проникнуто горделивымъ чувствомъ самодовлѣемости, достигавшей иногда такой нетерпимости, какую проявили мусульмане по отношенію къ сокровищамъ александрійской библіотеки. Израиль владѣлъ божественнымъ откровеніемъ, достаточнымъ на всякую потребу, а потому при Торѣ не было надобности ни въ какихъ другихъ книгахъ 9). Естественно, что Талмудомъ, почитаемымъ за «зрѣлое свидѣтельство», выраженіе и воплощеніе іудейства і0 * *),

7) Въ этомъ смыслѣ освѣщаются факты, напр., у Prof. Ad. Franck, La Kabbala ou la Philosophie religiouse des Hebreux (Paris 1843), p. 277 suiv. и въ русскомъ переложеніи проф. Н. П. С(околова), Кабалла или религіозная философія евреевъ (Казань 1873), стр. 89 сл.

8) Dr. Fr. X. Beitmayr, Einleitung in die canonischen Bücher des neuen Bundes (Regensburg 1852), S. 510. Prof. Bernh. Weiss, Lehrbuch der Einleitung in das Neue Testament (Berlin 21889), S. 113 —114. О. проф. Д. C. Глаголевѣ, Второе великое путешествіе св. Ап. Павла съ проповѣдью Евангелія (Тула 1893), стрн. 231,і—232.

9) См. у Charles Taylor, Sayings of the Jewish Fathers (Cambridge 51897), p. 96.

10) N. I. Weinstein, Geschichtliche Entwickelung des Gebotes der Nächsten-

liebe innerhalb des Judentums (Berlin 1891), S. 11. Арс. Дармиітетеръ (въ переводѣ M. Д), Талмудъ въ журналѣ „Восходъ“ 1893 г., IV, стрн. 71, при чемъ авторъ защищаетъ „устный законъ“, какъ современный синайскому законодательству (стрн. 72); хотя несомнѣнно, что—по своему содержанію — Талмудъ частію существовалъ уже въ домаккавейскую эпоху (Prof. Friedr. Sieffert, Art. „Pharisäer and Sadducäer“ въ Realency-klopädie von Herzog-Hauek XV3, Lpzg 1904, S. 270:si—s«), но, конечно, является совершеннымъ заблужденіемъ та мысль, яко бы въ теперешнемъ своемъ содержаніи онъ старше Новаго Завѣта (см. у Dr. Erich Bischoff, Jesus und die Rabbiner: Jesu Bergpredigt und „Himmelreich“ in ihrer Unabhängigkeit von Rabbinismus, Lpzg 1905, S. 3).

%

яко бы не дозволяется писать ничего кромѣ Ветхаго Завѣта “). Греческія науки, языкъ, философія провозлашались не нужными для избраннаго народа 12). При этихъ условіяхъ легко возникала и укрѣплялась враждебность къ язычеству и его просвѣщенности * 14 1S), откуда понятно, что ознакомленіе съ этою сферой возбранялось и затруднялось систематическими мѣрами ,4). Греческая ученость рѣшительно унижалась, и на этотъ счетъ говорили (Kidduschin 496), что изъ десяти частей дарованной на весь міръ премудрости земля Израилева получила девять, и лишь одна осталась на долю всѣхъ прочихъ народовъ15). Богачу было бы странно и неразумно заимствоваться у бѣдняка, и первый сосредоточивается на использованіи своихъ богатствъ. Отсюда понятно убѣжденіе Іошуа бен-Хананіи (118— 170 г.), что треть жизни принадлежитъ изученію Торы, треть мишнѣ и треть гемарѣ 16). На греческое образованіе не находится времени. И раввинскія извѣстія на этотъ счетъ совершенно ясны. Разсказывается (Menachoth 996) 17), что бен-Дама спросилъ своего дядю, по матери, Ишмаэля бен-Элишу (изъ временъ Адріана), можно ли ему запяться греческою наукой, когда онъ изучитъ законнически-іудейскую. Въ отвѣтъ на это раввинъ сослался на слова Іис. Нав. I, 8: да не отступитъ книга закона сего отъ устъ твоихъ, и да поучаетися въ ней день и нощь 18). Выводъ былъ неизбѣженъ и формулированъ весьма энергично: пойти и размысли, какой часъ пе принадлежитъ ни ко

”) Rev. Prof. D. S. Margoliouth, Lines of Defence of the Biblical Revelation (London s1901), p. 232 и въ „The Expositor“ 1900, X, p. 267.

’-) f Ferd. Weber, Die Lehren des Talmud (Lpzg 4880), S. 70—71=J(i-dische Theologie (ibid. 21897), S. 71—72. 407.

i:i) См. у Prof. Alfred Bertholet, Dio Stellung der Israeliten und der Juden zu den Fremden (Freiburg i. B. uud Leipzig 1896), S. 304 ff. Проф. Вл. //. Рыбинскій, Религіозное вліяніе іудеевъ на языческій міръ въ концѣ ветхозавѣтной и въ началѣ новозавѣтной исторіи и прозелиты іудейства (Кіевъ 1898), стрн. 62,і.

14) См. и Friedr. Keerl: Die Apokryphen des alten Testaments (Lpzg 1852), S. 25—26; Die Apokryphenfrage (ibid. 1855), S. 150 — 151.

15) См. у Prof. Dr. Äug. Wünsche, Der Babylonische Talmud in seiner baggadischen Bestandtheilen II, 1 (Lpzg 1887), S. 109.

16) См. у J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums III, 4 (Lpzg 1897), S. 24.

”) См. у Aug. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 4, S. 51.

18) Въ этомъ смыслѣ трактуется данное изрѣченіе и въ Schemot Rabba, par. XXVII къ Второз. XXXIV, 28 у Aug. Wünsche, Bibliotheca Rabbinica, Lief. 12. 15. 17—18 (Lpzg 1882) S. 326—327.

дню, ни къ ночи, и поучайся въ немъ греческой премудрости. Эта исторія имѣла разныя варіаціи 1 * * * * * 19) и приписывалась иногда другимъ лицамъ 20), откуда слѣдуетъ, что въ ней выражалось распространенное и глубое убѣжденіе 21). Въ этомъ освѣщеніи справедливое указаніе на запретъ обученія греческимъ знаніямъ получаетъ тотъ смыслъ, что послѣднимъ совсѣмъ не было мѣста въ іудейскомъ воспитаніи. Въ языческихъ знаніяхъ предполагалась опасность для правовѣрія, если саддукеевъ обвиняли, что они почитаютъ «писанія Гомера» 22). Компетентность же въ этой области почиталась скорѣе гибельною, какъ видно на судьбѣ знаменитаго раввина Элиши бѳн-Абуйи. Іудейская звѣзда первой величины,—онъ увлекся греческими идеями и былъ отвергнутъ 23), при чемъ и самое имя его замѣнено безлично-порицательнымъ «ахеръ»=друтой 24). Только одинъ добросердечный Меиръ сохранялъ расположеніе къ Элишѣ

1Э) См. f Alfred Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I (London !1884), p. 22 и по переводу о. M. П. Ѳ и в е й с к а г о I (Москву

1900), стрп. 27. Prof. Dr. Wilhelm Bacher, Die Agada der Tannaiten I (Strassburg 21903), S. 255. Louis Ginzberg, Art. „Ben Dama“ и „Elisha ben

Abuja“ въ The Jewish Encyclopedia II (New York and London 1902), S. 64a;

V (ibid. 1903), p. 138a—139&. + Fred. W. Farrar, The Life and Work of

St. Paul: illustr. ed. London 1883, p. 28:i, popular od. ibid. 1884, p. 21,з и

по переводу f проф. А. II. Лопухина въ иллюстр. изд. (Спб. 1887),

стрн. 898:62, и по переводу о. М. П. Ѳивейскаго (Спб. 1905), стрн. 43,».

20) Ср. Prof. Dr. Wilhelm Bousset, Die Religion des Judentums im neu-testamenltichen Zeitalter (Berlin ,1903), S. 194 u. Anm. 1. Cm. jer. Pea I, 1 у Moise Schwab, Le Talmud de Jerusalem II (Paris 1878), p. 8.

21) Такъ и у E. Renan, Vie de Jesus (Paris 111866), p 34.

22) См. у Prof. Dr. Jacob Levy, Neuhebräisches und Chaldäisehes Wörterbuch I (Lpzg 1876), S. 476a; II (ibid. 1879), S. 164a. Впрочемъ, послѣднее упоминаніе относится иногда не собственно къ писаніямъ Гомера, а толкуется въ смыслѣ „Tagebücher“: см. J. Levy 1. eit. I, S. 4766 и II. Grade у Dr. M. J о ё 1, Blicke in die Religionsgeschichte zu Anfang des zweiten christlichen Jahrhunderts I: Der Talmud und die griechische Sprache nebst zwei Excursen a. Aristobul, der sogenannte "Peripatetiker; b. Die Gnosis (Breslau 1880), S. 75,i.

**) Cm. Ferd. Weber, Jüdische Theologie, S. 2407. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II (Lpzg. 1896), S. 168 ff. Morie Friedländer, Der vorchristliche jüdische Gnosticismus (Göttingen 1898), S. 101—102. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah 1, p. 522—23 и у о. M. П. Ѳивейскаго I, стрн. 27—28. Prof. Wilhelm Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 2438 ff. С. M. Дубновъ, Всеобщая исторія евреевъ II, стрн. 53. 64 сл.

-') См. и кн. I, стрн. 150,1-, и др.

и допускалъ для него возможность спасенія 23); однако общее настроеніе было такъ враждебно, что не гнушалось обвинять его въ измѣнѣ и предательствѣ своихъ единовѣрцевъ 26) и въ безнравственной жизни 2Т). Даже ослабленныя эллинскія теченія не находили снисхожденія. Въ іудейской письменности ѵпоминаюся sepharim hacfiizzonim, подъ которыми иные разумѣютъ не просто апокрифы, но и свѣтскія книги съ содержаніемъ, хотя бы сколько-нибудь непріемлемымъ для іудейства 28). Прямѣе относятъ ихъ къ твореніямъ александрійско-философскаго характера 29). Безспорно во всякомъ случаѣ, что къ этому разряду причислялись и сочиненія апокрифическія30),

-ѵ) Chagiga 155 у Lazarus Goldschmidt, Cer Babilonische Talmud III (Berlin 1899), S. 835—837. См. и у Frz Delitzsch, Ein Tag in Kapernaum (JLpzg 31886), S. 14—15. Isaac Broyde, Art „Me'ir“ въ The Jewish Encyclopedia VIII (New York and London 1904), p. 4345.

-e) См. у Kaufmann Kohler and Prof. Richard Gottheil, Art „Apostasy and Apostates from Judaism“ въ The Jewish Encyclopedia II, p. 13a. Еще рѣшительнѣе сказано у В. Strassburger, Geschichte der Erziehung und des Unterrichts hei den Israeliten von der vortalmunischen Zeit bis auf die Gegenwart, mit einem Angang: Bibliographie der jüdischen Pädagogie, Stuttgart (1885?), S. 25: „При преслѣдованіи іудейскихъ учителей римляне находили себѣ поддержку у донощиковъ и предателей изъ Іудеевъ. Таковъ именно былъ іудейскій отступникъ, прежде очень знаменитый учитель, позднѣе прозванный А х е р о м ъ, который помогалъ римскимъ чиновникамъ въ выискиваніи ихъ. Онъ выгонялъ дѣтей изъ школъ и за-, ставлялъ ихъ учиться ремесламъ; онъ выдавалъ всякій обходъ (іудеями) римскихъ законовъ и навлекъ на своихъ соплеменниковъ невыразимое бѣдствіе (іер. Хагига 2, 1)“; см. и у МоЦе Schwab, Le Talmud do Jerusalem VI (Paris 1883), p. 271. Все это похоже на клевету и свидѣтельствуетъ только о томъ ожесточеніи, которое строгіе раввинисты питали ко всѣмъ проявленіямъ свободы и либерализма въ области схоластическаго законничества. Аналогична сему по смыслу и по внутреннимъ мотивамъ новѣйшая попытка Deutsch’а на международномъ конгрессѣ оріенталистовъ въ Алжирѣ (19—27-го апрѣля 1905 г.) доказать по истинѣ странную мысль, будто наименованіе Элиша бѳн-Абуйя значитъ „Іисусъ, сынъ Отца“, почему вся легенда, якобы, относится именно ко Христу: см. „Biblische Zeitschrift“ IV (1906), 1, S. 112 и ср. у П. Кр. Жузе въ „Православномъ Собесѣдникѣ“ 1905 г., XI, стрн. 512.

2?) См. Prof. Ludwig Blau, Art. „Gnosticism“ въ The Jewish Encyclopedia V, p. 6855.

28) W. Bousset, Die Religion des Judentums im neutestamentliehen Zeitalter, S. 125.

29) J. Hamburger, Keal-Encyclopädie des Judentums II, S. 64,e; III, 6, 8- 5- 6. f Prof. Carl Siegfried, Philo von Alexandria als Ausleger des Alten Testaments (Jena 1875), S. 285—286.

30) Prof. George F. Moore, Art. „Apocrypha“ въ The Jewish Encyclo-

которыя собственно не были непосредственнымъ созданіемъ языческаго ума. Тѣмъ не менѣе и все это подвергалось суровому остракизму * ЗІ *), а р. Акиба утверждалъ, что подобная книжность устраняетъ отъ участія въ будущей жизни з3). Для греческаго просвѣщенія закрывались всѣ входы. И если иногда упоминается «греческая мудрость», то лишь въ смыслѣ «украшенія для женщинъ» 33) и въ другихъ параллельныхъ отчетахъ замѣняется «мудростію закона» 34 35)t Вообще, для лицъ женскаго пола дѣлается исключеніе, и у нихъ удостовѣряется знаніе иностранныхъ языковъ, особенно греческаго зб), какъ дозволеннаго 36),—съ преобладаніемъ его надъ священнымъ 3"), но опять въ качествѣ прикрасы (іерус. Peah I, 1) 38). Очевидно, здѣсь послабленіе, а ничуть не разрѣшеніе, разъ имѣются прямыя запрещенія со стороны раввиновъ 39) именно по предмету обученія греческой рѣчи 40).

Всѣ приведенныя данныя, конечно, безспорны. Нужно только опредѣлить подлинную силу. Разсмотримъ ихъ въ исторической обстановкѣ. По этому предмету сохранились такія свѣдѣнія (Baba Kamma 826. 83а. Menachoth 646). Во время войны (въ 60-хъ годахъ І-го в. до р. Хр.) между братьями

pedia II, р. 2а; Prof. Nathaniel Schmidt, Art. ,Bible Canon“ ibid. Ill (New York and London 1902), p. 141a..

31) J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums 11, S. 315—316'. См. и кн. I, стрн. 833 сл.

3’) См. еще у Prof. G. F. Moore и N. Schmidt въ The Jewish Encyclopedia II, p. 6a; III, p. 148a—b.

33) Jer. Pea I, 1 у Mo'ise Schwab, Lc Talmud de Jerusalem II (Paris 1878), p. 8.

3J) См. и у Dr. N. Klugmann, Vergleichende Studien zur Stellung der Frau im Altertum I: Die Frau im Talmud (Wien 1898), S. 15 u. Anm. 7.

35) См. у Rev. G. H. Box, Art. „Education“ въ Encyclopaedia Biblica И (London 1901), col. 1201.

36) Въ jer. Schahbath VI, 1 у Mo'ise Schwab, Le Talmud de Jerusalem IV (Paris 1881), p. 66 сказано: „il est permis а Phomme d’enseigner le grec ä sa fille, parce que pour eile le language pur est un ornement".

37) См. у Th. Zahn, Einleitung in das N. T. 1, S. '44:e.

S8) Cp. и E. Henan, Vie de Jesus, p. “34. Dr. M. Joel, Blicke in die Religionsgeschichte zu Anfang des zweiten christlichen Jahrhunderts I, S. 13. См. у Mo'ise Schwab, Le Talmud de Jerusalem II, p. 8. См. еще npwM. 36.

3S) A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 2130 и у о. М. II. Ѳ и в е й с к а г о I, стр. 165.

4") См. jer. Pea I, 1 у Mo'ise Schwab, Le Talmud de Jerusalem II, p. 8.

(сыновьями Александра—Іаннея и Александры—Саломіи) Гир-каномъ ІІ-мъ и Аристовуломъ ІІ-мъ первый заперся въ городѣ. Для храмовыихъ жертвъ ежедневно спускали корзину съ деньгами (динаріями) и получали по два агнца. Потомъ одинъ старикъ, обладавшій греческою мудростію, замѣтилъ, что при такой готовности къ удовлетворенію требованій культа осаждающіе никогда не захватятъ враговъ. И вотъ на утро—вмѣсто жертвенныхъ животныхъ—была подброшена свинья, но едва послѣдняя была поднята снизу до половины, ея копыта вонзились въ стѣну и земля потряслась на 400 парасанговъ по всѣмъ четыремъ направленіямъ. Въ это время было изрѣчено проклятіе на тѣхъ, кто вскармливаетъ свиней, и на человѣка (отца), который обучаетъ своего сына греческой мудрости... Дельше возбуждается вопросъ, запрещена ли послѣдняя (навсегда)? По сему поводу дается справка, будто рабби (Іуда св.) выражался: зачѣмъ въ землѣ Израилевой сирійскій языкъ и почему бы не священный (только) или греческій? Р. Іосе тоже сказалъ: для чего въ Вавилонѣ (жившимъ тамъ іудеямъ) говорить поарамейски, когда достаточно языка священнаго или персидскаго? На это замѣчается, что греческій языкъ вовсе не совпадаетъ съ греческою наукой:—не значитъ ли, что она запрещена? Но у р. Іуды Самуэля отъ имени р. Симеона сына Гамаліилова передается: Плач. III, 51 гласитъ: око мое закрывается о души моей, паче всѣхъ дщерей града, а въ дому отца моего было тысяча дѣтей, изъ коихъ пятьсотъ изучали Тору и пятьсотъ греческую мудрость, но теперь остались я, да сынъ брата отца моего въ Азіи. Однако это нѣчто совсѣмъ другое. Вѣдь домъ раббана Гамаліила имѣлъ доступъ ко двору и былъ близокъ къ правительству. Тутъ дѣйствуетъ уже особое правило: остригающій до конца волосы свои постригаетъ, конечно, по обычаю аморитянъ, тѣмъ не менѣе Птолемей .бар-Рубенъ позволялъ себѣ это ради входа ко двору; равно и раббану Гамаліилу допускалось говорить по греческой наукѣ для сношеній со дворомъ41).

Это сообщеніе хорошо разъясняетъ интересующую насъ исторію. Прежде всего важно, что разумѣемое запрещеніе относится ко времени около 64 г. до р. Хр.42), а еще гораздо * S.

41) См. у Aug. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 2 (Lpzg 1888),

S. 28—30. Cp. ниже къ прим. 195.

4-) Cp. Могіг Friedländer, Zur Enstehungsgeschichte des Christentums (Wien 1894), S. 103,8. Fd. Herriot, Philon le Juif (Paris 1898), p. 23,i.

раньше проникла въ Палестину греческая культура 43), давнее вліяніе которой на палестинскіе народы подтверждается и археологическими разысканіями 44). Въ виду этого отпоръ необходимо предполагаетъ соотвѣтствующій патйскъ, и отсюда мы должны заключать къ наличности греческаго просвѣщенія въ іудействѣ за взятый періодъ 45>. Гораздо знаменательнѣе мотивъ для разсматриваемаго интердикта. Въ немъ греческая мудрость рисуется въ самомъ неприглядномъ свѣтѣ. Она сколько искусна и проницательна, столько же'коварна и кощунственна. Вся сообразительность употребляется на то, чтобы оскорбить самую святыню Израилеву по простой ненависти къ ней. Ближайшая цѣль стѣсненія осажденныхъ нимало не требовала такого богохульнаго издѣвательства. Для затрудненія въ отправленіи жертвенныхъ обязанностей достаточно было не давать нужныхъ животныхъ;—и если преподносится, нечистая свинья, этимъ прямо выражается намѣреніе осквернить храмъ Божій и надругаться надъ служеніемъ Всевышнему. По силѣ этого имѣемъ, что эллинская наука отвергается именнб въ такомъ Своемъ примѣненіи, когда является омерзительною по наглому презрѣнію къ религіи Израилевой. И разъ послѣдняя была жизненною стихіей народа еврейскаго,—вожди его въ интересахъ самозащиты должны были бороться противъ подобнаго врага, опаснаго для .самаго существованія. Съ этимъ согласуется другое наблюденіе, что запрещеніе вышло въ эпоху смятеній подъ вліяніемъ греческихъ вторженій. Слѣдовательно, эллинскія

43) Ср. и у Moris Friedländer, Geschichte der jüdischen Apologetik als Vorgeschichte des Ciiristentums (Zürich 1903), S. 361 f. 437. Г. Скардатщкій, Фарисеи и саддукеи (Кіевъ 1905), стрн. 36.

44) Такъ вѣнскій профессоръ Селлинъ (Е. Sellin) по отчету Я. Во-ловскаго, Раскопки въ Палестинѣ: см. „Восходъ“ 1902 г., XII, стрн. 175. Ср. у Prof. Е. Schürer, который въ отчетѣ объ изданіи Johns Р. Peters' and Hermann Tiersch, The Painted Tombs in the Necropolis at Marissa (Mareshah), edited by Stanley A. Cook (London 1905), утверждаетъ („Theologische Literaturzeitung“ 1905, 14. Oktober, Nr. 21, Sp. 561—564), что эллинизмъ проникнулъ въ Идумею уже въ концѣ HI-го и въ началѣ ІІ-го вѣка до р. Хр. (ср. и „The Expository Times“ XVII, 5 [February 1906], P- 240a).

*5) Cm. Felix Perles, Bousset’s Religion des Judentums im neutestarnent-lichen Zeitalter kritisch untersucht (Berlin 1903), S. 32. Rev. Prof. R- J. Knowling, The Epistle of St. James (London І904), p. XXXIII. Cp. и Prof. D. Paul Feine, Das gesetzesfreie Evangelium des Paulus nach seinem Werdegang dargestellt (Lpzg 1899), S. 29.

науки возбраняются, если онѣ оказываются гибельными для вѣры Израилевой. Въ этомъ смыслѣ характерна и варіація разсказа (въ іерус. Berach. IV, lb) съ пріуроченіемъ событія, о подмѣнѣ свиней къ осадѣ Іерусалима римлянами 4е). Вездѣ съ настойчивостію выдвигается, что греческія знанія нетерпимы по вражескому употребленію ихъ во вредъ Израилю и для подрыва его святого закона. Отсюда справедливо выводить, что во всѣхъ иныхъ отношеніяхъ они дозволительны и умѣстны. По крайней мѣрѣ, всѣ прочія данныя не говорятъ, чтобы анаѳема была безусловною. Намъ извѣстно 18 ограничительныхъ правилъ, которыми для іудеевъ затрудняется обращеніе, съ язычниками 41 * * * 4 * *), а 13-е прямо запрещаетъ изучать ихъ, языки 48). Но не нужно забывать, что эти репрессаліи окончательно редактированы лишь года за четыре до разрушенія Іерусалима 49) и были завершеніемъ номистическаго фанатизма наканунѣ катастрофы для всего народа 50), естественно , проникаясь принципомъ а la guerre comrae а la guerre 5‘);. строгости вызывались собственно тяжелыми обстоятельствами, и могли не простираться на другія времена 52). И дѣйствительно, день принятія этихъ рѣшеній «зилотическимъ синодомъ» у гиллелитовъ считался несчастнымъ, позднѣе же объявлялся постнымъ,—и раввинскіе авторитеты не отмѣняютъ ихъ только, потому, что они запечатлѣны кровію 53). Ясно, что такая суровость была продиктована собственно ожесточеніемъ противъ ненавистнаго Рима 54) и не имѣла безызъятности.

4е) См. у Mo'ise Schwab, Le Talmud de Jerusalem I (Paris 1890), p. 73.

Cp. и у Äug. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 2, S. 29,i; Dr. M. Joel,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Blicke in die Religionsgeschichte zu Anfang des zweiten christlichen Jahrhunderts I, S. ll,i.

4T) H. Graetz, Geschichte der Juden III (Lpzg 1856), S. 556.

4S)'Dr. H. Graetz ibid. Ill, S. 555.

4il) Dr. H. Graetz ibid. Ill, S. 557.

50) Ernst Renan, Saint Paul (Paris 1869), p. 64.

51) Dr. M. Joel, Blicke in die Religionsgeschichte zu Anfang des zweiten

christlichen Jahrhunderts, S. VI.

52) Въ этомъ смыслѣ подлежатъ ограниченію слова Prof. W. Bousset’а. Die Religion dos Judentums im neutestamentlichen Zeitalter, S. 143: „Und

schon zu Zeiten Jesu und Pauli ist jedenfalls die Bildung der Juden ganz

wesentlich Gesetzesbildung gewesen“.

53) Dr. H. Graetz, Geschichte der Juden III, S. 558. См. и у W. Bousset, Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter, S. 155—156.

54) W. Bousset, Die Religion des Judentums, S. 85—86.

Дальнѣйшее извѣстіе носитъ одинаковый характеръ временной обусловленности. Мы читаемъ (въ Sota IX, 14), что «въ войну [за войной] Веспасіана запретили вѣнцы жениховъ и бубны, въ войну [послѣ войны] Тита запретили вѣнцы невѣстъ, а также запретили человѣку учить сына погречески» 55 * 57). Иногда свидѣтельство это цитуется безъ поправокъ äe>, но хронологія тутъ явно спутана, ибо упомянутыя лица участвовали въ одной войнѣ, уничтожившей іудейское царство. Посему вѣрнѣе разумѣть не Тита, но Квіета (Lusius Quietus) 5Т), который при Адріанѣ завершилъ жестокую борьбу противъ іудеевъ («polemos schel Kitos») и довелъ ихъ до окончательнаго крушенія 58). Впрочемъ, важность въ самомъ содержаніи, и здѣсь для всѣхъ несомнѣнно, что запрещаемое было ранѣе въ обычной практикѣ 59), какъ дозволенное60). И если теперь это возбраняется, то лишь для совершеннаго разрыва съ притѣснителями, чтобы не соприкасаться даже съ самою ихъ рѣчью. Этимъ выражалось національное горе, и ради него узаконили подобное ограниченіе. Здѣсь было нѣкоторое лишеніе—въ родѣ

55) И. А. Переферковичъ, Талмудъ: Мишна и Тосефта III (Сцб. 1902), стрн. 332. Äug. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 1, S. 350. Mo'ise Schwab, Talmud de Jerusalem УІІ (Paris 1885), p. 340.

бв) У J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 315; Fred. C. Conybeare, Art. „Greece, Hellenism“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings II (Edinburg 1899), p. 262—263.

57) H. А. Переферковичъ, Талмудъ, его исторія и содержаніе I: Мишна (Спб. 1897), стрн. 99. Prof. Е. Schürer, Geschichte des jüdischen Yolkes im Zeitalter Jesu Christi I2, 561,56 = I3, S. 667ff., 59. Th. Zahn, Einleitung in das N. T. I, S. ‘43,9. Dr. M. Joel, Blicke in die Religionsgeschichte zu Anfang des zweiten christlichen Jahrhunderts I, S. 10—11. Prof. Samuel Krauss, Art. „Quietus, Lusius“ въ The Jewish Encyclopedia X (New York and London 1905), p. 287.

s") Cm. Prof. Dr. A. Hausrath, Neutestamentliche Zeitgeschichte IV (Heidelberg 1877), S. 183 ff.’f J. Derenbourg, Essai sur I’histoire et la geo-graphie de la Palestine, d’apres les Thalmuds et les autres sources rabbini-ques I: Histoire de la Palestine depuis Cyrus jusqu’ä Adrien (Paris 1867), p. 404..Prof. S. Krauss, Art. „Bar Kokba and Bar Kokba War“ въ The Jewish Encyclopedia II, p. 5055. С. M. Дубновъ, Всеобщая исторія евреевъ II, стрн. 40 сл.

59) Fred (j Conybeare въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings II, p. 263a. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi II2, S. 45 =. II3, S. 66.

•“) См. еще Prof. Frants Buhl въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra Volume, p. 475; Prof. Ernst von Dobschütz, Probleme des apostolischen Zeitalters (Lpzg 1904), S. 24.

воздержанія отъ радости даже при свѣтлыхъ семейныхъ торжествахъ. Это была временная и случайная мѣра, возобладавшая уже послѣ разрушенія второго храма в1), какъ въ скорби объ этой святынѣ суровые націоналисты чуть не отказались навсегда отъ употребленія мася и вина, хотя такая крайность не получила общаго примѣненія 61 62 63 *). Запрещеніе имѣло силу единственно при отмѣченныхъ обстоятельствахъ и служило отголоскомъ скорѣе преходящаго настроенія, чѣмъ принципіальной враждебности. Оно принималось собственно ради самоогражденія и въ соотвѣтствіе съ дѣйствительною опасностію, при отсутствіи или устраненіи которой опадало само собою, почему въ семействѣ Гамаліила ІІ-го (I—II в.) неизмѣнно царило пристрастіе къ греческой наукѣ и языку вз).

Такъ было и на протяженіи всей позднѣйшей іудейской исторіи. И если постановленіемъ барселонской еврейской общины отъ 1305 г. запрещено сынамъ Израиля чтеніе всякихъ книгъ научнаго содержанія, то единственно для того, чтобы положить конецъ вредному вліянію греческой мудрости, заражавшей юношество скептицизмомъ м). Опять имѣемъ опредѣленіе приспособительное, разсчитанное только на подавленіе зла, чтобы получалось истинно полезное употребленіе. Соотвѣтственно сему и прежніе грозные интердикты никогда фактически не осуществлялись на практикѣ 65) и не мѣшали нормальному удовлетворенію просвѣтительныхъ стремленій. Напротивъ, послѣднія признавались въ такой степени, что раввины не затруднялись формально разрѣшать женщинамъ усвоеніе грече-

61) См. М. GMemann, Art. „Education“ въ The Jewish Encyclopedia V, p. 44a.

вз) Тосефта къ Сота 15, 10. 11 у Н. А. Переферковича, Талмудъ III, стрп. 332—333. См. и у Dr. Joseph Klausner, Die messianische Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten (Berlin 1904), S. 44. Rabbiner Dr. Joseph Eschelbacher, Das Judentum und das Wesen des Christentums (Berlin 1905), S. 79—80.

63) См. у W. Bousset: Die Religion des Judentums im neutestamentli-chen Zeitalter, S. 194; Volksfrömmigkeit und Schriftgelehrtentum: Antwort auf Herrn Perles’ Kritik (Berlin 1903), S. 43.

6t) См. у проф. П. K. Коковцова, Толкованіе Танхума изъ Іерусалима на книгу пророка Іоны [съ приложеніемъ изъ введенія къ комментарію на Пѣснь Пѣсней] изъ „Сборника статей учениковъ профессора барона В. Р. Розена“, Спб. 1897, стрн. 99.

65) Cp. W. Bousset, Die Religion des Judentums im neutestamentlichne Zeitalter, S. 194.

скаго языка 6в), возбраняя имъ изученіе Торы 66 67). Равно и понынѣ старинные запреты остаются неотмѣненными, а евреи вовсе не лишаются научнаго «свѣтскаго» образованія 68). Это наглядно удостовѣряетъ, что разсматриваемыя правила не исключаютъ безусловно «внѣшнюю» науку въ самомъ принципѣ. Разумѣется, будетъ преувеличеніемъ окружать Талмудъ ореоломъ просвѣтительнаго источника и двигателя ®9), но не слѣдуетъ допускать и обратныхъ преувеличеній. Вѣрно не болѣе того, что раввинизмъ старался парализовать вредныя послѣдствія постороннихъ вліяній и тѣмъ косвенно одобрялъ всякое полезное примѣненіе, согласное съ интересами религіозной чистоты и національной самобытности. Поэтому неудивительно, если выводится, что послѣ пріобрѣтенія раввинской мудрости лицамъ зрѣлаго возраста и окрѣпшихъ религіозныхъ убѣжденій свободно разрѣшались свѣтскія знанія ,0),' которыя и вообще б.ыли возмоясны въ воспитаніи при наличности подобныхъ га-

66) См. у Th. Zahn, Einleitung in das N. T. I, S. 43—44:9. Rev. B. Spiers (Dayanl, The School System of Talmud, with а Sketch of the Talmudical Treatise „Baba Kama“ (London 1898), p. 8. См. и на стрн. 358,se.

e7) M. Güdemann въ The Jewish Encyclopedia V, p. 436 fin.; S. Men-delson, Art. „Eliezer (Liezer) ben Hyrcanus“ ibid. V, p. 1145. Cm. jer. Pea I, 1 у Mö'lse Schwab, Le Talmud de Jerusalem II, p. 8.

e8) Prof. T. K. Abbott, Essays chiefly on the Original Texts of the Old and New Testaments (London 1891), p. 172,i.

e9) Такъ и Ал. Брагинъ, Къ вопросу о реформѣ въ области еврейской религіи въ журналѣ „Восходъ“ 1896 г., ѴТІІ, стрн. 28, а равно см. Dr. М. Duschak, Die Moral der Evangelien und des Talmud (Brünn 1877), S. V. Въ этомъ же смыслѣ превозносятся и фарисеи, которые продолжаются въ позднѣйшемъ раввинизмѣ (Prof. Friedr. Sieffert въ Realency-klopädie von Herzog-Hauck XVs, S. 287) и оживотворяютъ своими принципами все іудейство (Г. Стрданицкій, Фарисеи и саддукеи, Кіевъ 1905, стрн. 46. 67. Kaufmann Kohler, Art. „Pharisees“ въ The Jewish Encyclopedia IX, New York and London 1905, p. 666), поскольку о нихъ утверждается, что это были истинные демократы (К. Kohler 1. eit. IX, р. 6616) и составляли партію прогресса (р. 6626). Но для истиннаго сужденія о дѣлѣ см. у Г. Скарданицкаго, что фарисеи были собственно „представители ортодоксальнаго іудейства, ревновавшаго о соблюденіи закона и всю жизнь свою построявшіе на его требованіяхъ“ (Фарисеи и саддукеи, стрн. 42 сл. 46,,. 57). См. также самые рѣзкіе отзывы у Moriz Friedländer’& о фарисеяхъ (Die religiösen Bewegungen innerhalb des Judentums im Zeitalter Jesu, S. V. VI. VII. X. XI. XIV. XIX—XXI. 27. 28. 31— 32), какъ шовинистахъ (S. 8 ff.) и ретроградахъ (S. 13), проникнутыхъ матеріализмомъ и лицемѣріемъ (S. 89 ff.).

,0) См. у Charles Taylor, Sayings of the Jewish Fathers, p. .40.

рантій. Конечно, охранительныя тенденціи иногда отливались въ слишкомъ рѣзкія формы, но эти крайности были случайными наслоеніями, исторически вполнѣ естественными. Тутъ закрѣплялось только чувство озлобленія къ притѣснителямъ, когда у человѣка невольно возникаетъ отвращеніе ко всему, что напоминаетъ врага. Объ этомъ ясно говорятъ всѣ приведенныя данныя, гдѣ обсуждаемыя репрессіи всегда связываются съ политическими невзгодами и бѣдствіями. Затѣмъ присоединилось и новое побужденіе. Справедливо подчеркивается, что запретительныя мѣропріятія противъ греческаго просвѣщенія особенно утверждаются въ I вѣкѣ по р. Хр. ,1). А тогда христіанство начало преуспѣвать въ греко-римскомъ мірѣ не безъ посредства распространеннаго греческаго языка. Въ этомъ былъ поводъ, что и послѣдній подпалъ раввинской опалѣ.

Здѣсь мы переходимъ отъ общаго къ частному и разсмотритъ отношеніе іудейства къ греческой рѣчи и ея священному памятнику въ переводѣ LXX-ти * *).

* Н. Глубоковскій.

р-

71 См. W. В. Morrisöq, The Jews under lloman Rule (j.ondon 1895), 287—288.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.