Научная статья на тему 'Благовестие св. Апостола Павла и эллинско - философская образованность со стороны возможности их взаимоотношений'

Благовестие св. Апостола Павла и эллинско - философская образованность со стороны возможности их взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благовестие св. Апостола Павла и эллинско - философская образованность со стороны возможности их взаимоотношений»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Благовестие св. Апостола Павла и эллинско - философская образованность со стороны возможности их взаимоотношений

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 8. С. 133-146.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Благовѣстіе св. Апостола Павла и эллинско-философская образованность со стороны возможности ихъ взаимоотношенія,

Необходимость для критики признанія эллинскихъ вліяній при формированіи „христіанской системы“ Апостола Павла и предполагаемая къ сему возможность.—Требованіе - ^для осуществленія послѣдней)—наличности эллинскаго образованія у просвѣтителя язычниковъ.

«ЛАГОВѢСТІЕ св. Апостола Павла многообъемлюще по своему содержанію и всесторонне по примѣненію. Въ силу такого достоинства, оно предполагаетъ особый источникъ, t превышающій наличные рессурсы человѣческой ограни-у ченноети. Съ этой точки зрѣнія естественно и неизбѣжно, что христіанское ученіе апостольское не выводится съ непринужденностію изъ господствовавшихъ тогда религіозно-философскихъ созерцаній. И, дѣйствительно, раввинизмъ не толнко не давалъ, но и не допускалъ апостольскаго универсализма, а александрійская теософія Филона своими эллинскими наслоеніями разрывала бы несомнѣнную связь «павлинизма» съ іудействомъ. Въ свою очередь, книга Премудрости Соломоновой оказывается довольно безцвѣтною и совершенно неоригинальной въ доктринахъ іудейскихъ и эллинскихъ, почему не могла надѣлять Апостола языковъ богатствами христіанскаго вѣдѣнія. При такихъ условіяхъ колеблется самая мысль о «генетическомъ» происхожденіи христіанства изъ совокупности раннѣйшихъ системъ и воззрѣній, натурально порождающихъ новую религіозную концепцію. Однако на этомъ вопросъ не заканчивается. Многопредметность апостольскаго благовѣстія заставляетъ догадываться, что у него было много и производящихъ факторовъ, а потому недостаточность указанныхъ доселѣ ничуть не удиви-

іо

телыіа и только заставляетъ искать новыхъ, которые должны слу жить къ восполненію прежнихъ. Значитъ, теперь нужно рѣшить возможно ли для св. Павла соприкосновеніе съ иными сферами, откуда не трудно было позаимствовать своеобразныя идеи и сдѣлать ихъ ферментомъ для соотвѣтственной трансформаціи готоваго матеріала религіозныхъ преданій и вѣрованій? Здѣсь отвѣтъ получается утвердительный, достаточно обезпечивающій теоретическую состоятельность генетическихъ объясненій. Поборники послѣднихъ и направляютъ къ сему всю свою энергію. По сужденію ихъ, апостольское благовѣстіе, возникши на палестинско-раввинской почвѣ, восприняло въ себя новыя стихіи и именно чрезъ нихъ пріобрѣло свою индивидуальную особенность. Самое появленіе его мотивируется тѣмъ, что іудейскія основы частію преобразуются и частію устраняются съ замѣною другими.

Такимъ способомъ Апостолъ сразу вырывается изъ замкнутаго круга раввинистической схоластики и выходитъ на просторъ, гдѣ господствовали другія вліянія. И мы знаемъ, что благовѣстнику приписывается глубокая зависимость отъ эллинистическаго іудейства, когда чрезъ посредство Филона и псевдо-Соломона онъ знакомился съ новымъ міромъ и обязывался его генію. И если іудейскія передѣлки не удовлетворяли требованіямъ апостольскаго творчества, то тѣмъ сильнѣе должно быть у него стремленіе къ прямому освѣдомленію съ подлиннымъ эллинизмомъ, коль скоро даже косвенныя отраженія были для него полезны. Въ этомъ заключалось неотразимое побужденіе къ собственному ознокомленію съ чистоэллинскими религіозно-философскими концепціями, чтобы привлечь ихъ къ успѣшному завершенію взятой работы.

И къ сему были достаточныя удобства. Всѣми «генетическими» толкователями принимается за точку отправленія для Павловой системы тогдашнее іудейство, и въ этомъ направленіи многіе авторы, — особенно еврейскіе, — доходятъ до крайности. Высказывалось, будто Христосъ и Павелъ сначала только хотѣли обратить язычниковъ подъ условіемъ принятія «Ноевыхъ заповѣдей» *), іудеямъ же оставляли весь законъ Моисеевъ, при чемъ это смѣшеніе сопровождалось неясностями и

') См. о нихъ и Aaron Friedenwald, Art. „Circumcision“ въ The Jewish Encyclopedia IV '(New York and London 1903), p. 181a; Julius H. Greenstone, Art. „Laws Noachian“ ibid. VII (1904), p. 648&—650a.

противорѣчіями въ оцѣнкѣ послѣдняго и субботы у новозавѣтныхъ писателей 2). Христіанская традиція рисуется въ качествѣ эманаціи изъ іудейской 3),—только не чистой, а каббалистической 4), но во всякомъ случаѣ въ полной зависимости отъ современной іудейской догматики5). Считается принципіально ложнымъ, что христіанская мораль выше іудейской 6), ибо она яко бы является всецѣло іудейскаго (fundamentally Jewisch) 7) и уклоняется отъ нея не къ лучшему. Уже въ началѣ своей исторіи христіане бросили братьевъ своихъ на произволъ римлянъ, и крушеніе іудейства было первою фактическою жертвой спеціально христіанской этики 8), у которой и послѣ не находилось собственной зиждителыюсти. Напротивъ, базисомъ служила «павлинистическая химера», что вѣрующій умираетъ со Христомъ для закона 9), какъ это положеніе утверждалось путемъ извращенія фарисейскихъ теорій 10 *) и породило религіозную вражду, созданную исключительно христіанствомъ “). Новаторство Павлово, сдѣлавшее это лицо истиннымъ основателемъ христіанской церкви, разрѣшалось тѣмъ, что радикальное измѣненіе іудаизма 12) открывало широкую дверь язычеству13) и повело, напр., къ языческому ободренію Богоматери 14). Здѣсь іудейскія предпосылки

2) См. J. 1). Eisenstein, Art. „Gentile in Relation to Jews“ въ The Jewish Encyclopedia V (New York and London 1903), p. 623a, гдѣ эта мысль усвояется R. Emde n'y, германскому талмудисту ХѴІП в. (род. 4 іюня 1697 г. f 19 апрѣля 1776 г.): см. ibid. V, р. 1466—152а.

3) Такъ Rabbin-Predicateur E(lijah) Benamozegh, Morale juive et morale chretienne; examen comparative suivi de quelques reflexions sur les principes de l’islamisme (Paris 1867), p. 4.

4) E. Benamozegh ibid., p. 3 и 98.

5) E. Benamozegh ibid., p. 7.

6) E. Benamozegh ibid., p. 18.

7) Cm. Emil G. Hirsch, Art. „Attitude of Modern Judaism to the Gentiles“ въ The Jewish Encyclopedia V, p. 6256.

8) E. Benamozegh, Morale juive et morale chretienne, p. 31.

9) E. Benamozegh ibid., p. 71.

10) E. Benamozegh ibid., p. 391. При такомъ толкованіи неудивительно услышать, что нынѣ христіанская мораль считается „als falsch oder ungenügend“: см. Eduard Grimm, Die Ethik Jesu (Hamburg 1903), S. 2.

") E. Benamozegh, Morale juive et morale chretienne, p. 239.

12) Kaufmann Kohler, Art. „Christianity in its Relation to Judaism“ въ The Jewish Encyclopedia IV, p. 52b.

13) K. Kohler ibid., IV, p. 53a. Cp. и'О. M. Дубновъ, Всеобщая исторія евреевъ отъ Вавилонскаго плѣненія до настоящаго времени II, стрн. 24.

14) К. Kohler въ Tlfe Jewish Encycjopedia IV, р. 546.

увѣнчиваются языческими влеченіями. Аналогичный результатъ получается и при нѣсколько иномъ взглядѣ. Допускаютъ, что самъ Искупитель проповѣдывалъ лишь іудейскую вѣру въ простѣйшей и чистѣйшей формѣ 15), когда вся оригинальность была въ одной фразеологіи 16). Дѣйствительнымъ создателемъ христіанской религіи былъ эллинскій миссіонеръ п),—не знавшій Христа грекъ 18). Въ этомъ не содержалось преступности, поелику, расширяя тѣсныя раввинистическія рамки, онъ двигался любовію къ духовному благополучію человѣчества |9), для котораго служилъ вѣстникомъ Божіимъ 20), распространяя въ языческой средѣ іудейскія упованія21) и будучи для нея яркою звѣздой въ своемъ героическомъ подвигѣ повсюднаго внѣдренія прекрасныхъ іудейскихъ чаяній 22). Съ этой стороны въ «павлшшзмѣ» усматривается не подрывъ для іудейства 23), но раскрытіе его—ради привлеченія іі возрожденія язычества 24). Соприкосновеніе съ послѣднимъ происходитъ довольно естественно и обезпечивалось свойствами самого іудаизма, гдѣ господствовало великое религіозное смѣшеніе25). Это не было уже нѣчто цѣлостное и самобытное, но въ «разсѣяніи» много потерпѣло отъ эллинскихъ вліяній, а въ Палестинѣ и далѣе

,5) Такъ Harris Wcinstock, Jesus the Jew and Other Adresses (with Introduction by President David Starr Jordan), New York and London 1902, p. 14—15.

16) H. Weinstock ibid., p. 182. 186. Въ этомъ же духѣ говорится (у Moris Friedländer, Griechische Philosophie im Alten Testament: eine Einleitung in die Psalmen—und Weisheitsliteratur, Berlin 1904, S. XIII), что Новый Завѣтъ лить воспроизводитъ этическую возвышенность талмудизма, хотя о самомъ Талмудѣ авторъ думаетъ, что это есть продуктъ мрачныхъ временъ реакціи (S. IX), считая бѣдствіемъ, если понынѣ продолжаютъ видѣть въ немъ ключъ къ Библіи (S. VIII ff.).

”) Н. Weinstock, Jesus the Jewr, p. 16.

1S) H. Weinstock ibid, p. 20 sqq. Но см. ниже къ прим. 6 въ главѣ І-й.

1Э) Н. Weinstock ibid., р. 23.

20) 11. Wcinstock ibid., р. 27.

21) Н. Weinstock ibid., р. 28—29.

22) Н. Weinstock ibid., р. 63—65.

23) И. Weinsiock ibid., р. 72.

24) Н. Weinstock ibid., р. 97.

2Г) См. (I Bd., 2 Heft въ „Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments“ herausg. von Prof. D. Wilhelm Bousset und D. Herman n Gu n k e 1) у Lie. theol. Privatdoz. Wilhelm Heitmiiller, „In Namen Jesu“. Eine sprach- u. religionsgeschichtliche Untersuchung zum Neuen Testament, speeiell zur altchristlichen Taufe. Göttingen 1903. S. 183 ff. Cp. Felix Perles, Bousset’s Religion des Judentums im neutestamentlichen

па востокѣ—отъ восточныхъ 26). Образовался нѣкоторый синкретическій конгломератъ 2’1), изъ коего и формируется христіанство 28). Неизбѣжно, что при самомъ возникновеніи и распространеніи новая религія воспринимала многоразличные религіозные элементы чрезъ іудейское посредство 2У). Изъ нихъ можно отмѣтить вавилонскія воздѣйствія, которыя были первѣйшими 30) и глубоко проникали въ іудаизмъ 31), откуда выводится, яко бы даже мессіанство Іисуса явилось по приложенію къ нему миоа о Мардукѣ32). Личность Господа принижается до обычнаго человѣческаго уровня, и будто бы именно Онъ больше всѣхъ былъ бы удивленъ усвояемою Ему божественностію 33). При этомъ говорятъ, что принятая дата ошибочна зі), и Христосъ жилъ за сто лѣтъ до нея 35)—во дни Александра Іаннея, будучи ученикомъ Іошуа бен-Псрахіиз0), а другіе

Zeitalter kritisch untersucht (Berlin 1903). S. 2. Prof. I). Paul Feine. Das Christentum Jesu und das Christentum, der Apostel in ihrer Abgrenzung gegen die Religionsgeschichte въ „Christentum und Zeitgeist“: Hefte zu „Glauben und Wissen“ I (Stuttgart 1904), S. 2.

'*) См. у Prof. Hermann Gunkel, Zuin religionsgesehichtlichen Verständnis des Neuen Testaments (въ „Forschungen zur Religion und Literatur des A. und N. Testaments“ 1 Bd, 1 Heft), Göttingen 1903, S. 35.

■') H. Gunkel ibid. 1,1, S. 35. 88. 95. Cp. и Rev. James Moffatt, Zoroastrianism and Primitive Christianity въ „The Hibbert Journal“ II. 2 (January 1904), p. 349: H. И. Сагарда въ „исагогико-экзегетическомъ изслѣдованіи“: Первое соборное посланіе святаго Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова (Полтава 1903), стрн. 103—104. См. и выше на стрн. 434,г>.

28) Н. Gunkel, Zum religionsgesehichtlichen Verständnis des N. T.. S. 69. Дальше тутъ слѣдуетъ, что и само христіанство, будучи тоже синкретическимъ, оказывается для религіозно-историческаго пониманія просто лишь наивысшимъ пунктомъ предшествующаго развитія: см. у Lie. Dr. Alfred Jeremias, Babylonisches im Neuen Testament (Lpzg 1905), S. 1. 2.2.

29) H. Gunkel, Zum religionsgeschichtlisclien Verständnis des N. T., S. 1.

30) Cm. Die Keilinschriften und das Alte Testament von Eberhard Schrader. Dritte Auflage, mit Ausdehnung auf die Apocryphen, Pseudepigraphen und das Neue Testament neu bearbeitet von Prof. Dr. H. Zimmern und Privatdoz. Dr. H. Winkler. Berlin 1903. S. 346.

31) Ibid., S. 350 ff.

3‘-) Ibid., S. 377 ff.

*3) G. R. S. Mead, Did Jesus live Ю0 B. C. ?. Au Enquiry into the Talmud Jesus Stories, the Toldoth Jeshu. and Some Curious Statements of Epiphanius—being a Contribution to the Study of Christian Origins. London and Benares 1903. P. 12.

34) G. R. S. Mead ibid., p. 14 sqq. *

35) G. R. S. Mead ibid., p. 19. 417 sqq.

36) G. R. S. Mead ibid., p. 17. 138 sq. 141—142.

прямо считаютъ Его миѳическимъ типомъ37), относя па долю сагальности важнѣйшіе факты, напр., крестную смертьз8), и все чудесное въ христіанствѣ 39). Но справедливо протестуютъ противъ крайностей «панбабилонизма» 40) вообще и въ частности въ примѣненіи къ Новому Завѣту41). Пусть вавилонское вліяніе было издавна и продолжаетъ обнаруживаться въ Талмудѣ 42),—во всякомъ случаѣ оно проблемматично въ качествѣ преобразующаго фактора43), будто бы наградившаго іудеевъ еще въ плѣну идеей искупленія—съ магическимъ оттѣнкомъ 44). Пункты сходства 45) сильно преѵвеличиваг

37) John М. Robertson, Pagan Christy: Studies in Comparative Hierology (London 1903), p. XIV. 229.

38) J. M. Robertson ibid., p. 114 sqq.

39) Prof. Dr. Samuel Krams, Das Leben Jesu nach jüdischen Quellen herausgegeben und erläutert (Berlin 1902), S. 212 ff.

40) Cm. Prof. Dr. Emil Kautzsch, Art. „Religion of Israel“ въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings: Extra-Volume (Edinburgh 1904), p. 670—671. Проф. H. Ѳ. Мухинъ, Магія и колдовство у ассиро-вавило-нянъ въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1905 г., № 3 (мартъ), стрн. 492 сл. Rev. С. Н. W. Johns говоритъ даже о „the new school of Babylonianisers“ (Assiriology and Inspiration въ „The Interpeter“ I, 1 [January, 1905], p. 41), которая, опираясь на то, что уже „Canaan was а province1 of Babylonian culture, permeated by Babylonian ideas, using Babylonian writing and Babylonian language“, бывшій „the medium of intercommunication between neighbours in Palestine“ (p. 43), утверждаетъ, будто „the Bible is merely a Jewish recension ot old [Egyptian and] Babylonian myths and legends“ (p. 50), при чемъ и происхожденіе христіанства возводится—частію—къ вавилонскимъ вліяніямъ (р. 42).

41) Prof. Dr. Frederic Blass, Science and Sophistry въ „The Expository Times“ XVI, 1 (October 1904), p. 12 sqq. См. еще Prof. Dr. Paul Feine (Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel, S. 45 ff.), который въ частности отмѣчаетъ (S. 46 ff.), для иллюстраціи, коренную разницу въ ученіи о страданіи и смерти Мессіи и о его воскресеніи.

42) Dr. Hermann Pick, Assyrisches und Talmudisches: kulturgeschichtliche und lexikalische Notizen (Berlin 1903), S. 11 f.

43) Prof. Dr. Frants Buhl, Art. „New Testament Times“ въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 546,г.

44) Такъ Mr. R. Campbell Thompson no „The Expository Times“ XVI, 1 (October 1904), p. 1—2.

45) Они отмѣчаются и у В, Lindner, Art. „Parsismus“ въ Realencyclo-pädie von Herzog-Hauck XIV3 (Lpzg 1904), S. 700. Даже Dr. Alfred Jeremias, находя, что іудейская цивилизація въ основѣ своей есть вавилонская (Babylonische.s im Neuen Testament, S. 2), допускаетъ вавилонскія вліянія—въ восточныхъ формахъ представленій въ павлинизмѣ (S. 5), въ исторіи осмѣяній Христа предъ крестными страданіями (S. 21ff.), касательно аналогій съ посѣяннымъ зерномъ (S. 23—24), о явленіи Мессіи

ются 1в) вопреки подлиннымъ даннымъ 4,:), ибо Израиль глубоко разнится отъ Вавилона и независимъ отъ него въ спеціальныхъ ученіяхъ и учрежденіяхъ 48). Это вѣрно въ вопросѣ о потопѣ 4а), о твореніи 50), о субботѣ 51) и даже насчетъ Ангеловъ сомнительно, чтобы самая вѣра въ нихъ была вавилонскаго происхожденія 52), а въ эсхатологическихъ совпаденіяхъ усматри-

Избавителя (S. 27ff.), для Кол. II, 15. Еф. VI, 11 сл. (8. 42), въ разсказахъ о рождествѣ Христовомъ (S. 4öff.), частію для 1 Кор. XI. 10, поскольку заповѣдь женщинамъ о покрытіи головъ въ богослужебныхъ собраніяхъ возводится къ миѳологическимъ идеямъ (S. 114—115). Въ виду изложеннаго тѣмъ знаменательнѣе, что воскресеніе Христово авторъ находитъ безпримѣрнымъ, лишеннымъ всякихъ параллелей (S. 43).

4е) См. у проф. Вл. II. Рыбинскаго, Вавилонъ и Библія въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1903 г., № 5 (и по отдѣльному оттиску, Кіевъ 1903), стрн. 113—144. Rev. С. И. W. Johns въ „The Interpreter“ I, 1 (January, 1905), p. 45. Проф. H. Ѳ. Мухинъ въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1905 г., № 3 (мартъ), стрн. 489 сл.

47) См. у Prof. Н. Gunkel, Israel und Babylonien: Der Einfluss des Babyloniens auf die israelitische Religion (Göttingen 1903), S. 14 ff.

48) Cm. Morris Jastrow junr., Art. „Religion of Babylonia and Assyria“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 5816.

49) H. Gunkel, Israel und Babylonien, S. 22 f.

5U) H. Gunkel4ibid., S. 23 ff. См. и у проф. Вл. П. Рыбинскаго: Древнееврейская суббота (Кіевъ 1892), стрн. (37—48 сл.); Библія и Вавилонъ (Спб. 1904). стр. 36 сл., а для 1-й гл. кн. Бытія ср. и Rev. S. L. Brown, The Biblical Story of Creation въ „The Interpreter“ I, 2 (February, 1905),

p. 160—161.

51) H. Gunkel, Israel und Babylonien, S. 28; ср. и Prof. Dr. C. Besold no указанію въ „The Critical Review“ XIV, 3 (May, 1904), p. 219. Prof. A. H. Sayce, полагая, что у вавилонянъ седьмой день связывался съ богиней солица, выводилъ, будто скорѣе можно находить въ вавилонской субботѣ аналогію съ христіанскимъ воскресеньемъ, какъ „днемъ солнца“, чѣмъ съ еврейскою субботой (The Babylonian Sabbat въ „The Expository Times“ XVI, 3 [December 1904], p. 140Ь), но эти заключенія совершенно опровергнуты у Prof. Dr. Fritz НоттеѴя: The Assyro-Chal-daean Sabbath ibid. XVI, 4 (January 1905). p. 184—185; Grundriss des Geographie und Geschichte des Alten Orients I, 1 (München 1900), S. 95—96. 122. 233.

52) H. Gunkel, Israel und Babylonien, S. 27. См. и выше прим. 1167. Даже Rev. Prof. T. K. Cheyne отвергаетъ отожествленіе Мардука и Архангела Михаила, яко бы представляющаго Мессію, но отрицаніе это не исключаетъ у него взаимной генетической зависимости данныхъ понятій—второго отъ перваго: см. въ „The Expository Times“ XVI, 4 (January 1905), p. 147—148; XVI, 5 (February 1905), p. 193—194; напротивъ, ibid. XVI, 6 (March 1905), p. 687 (въ статьѣ „Michael the Messiah“) Rev. A. Smythe Palmer категорически допускаетъ прямое соотношеніе равенства концепцій Архангела Михаила, Ангела Іеговы и Христа (Мессіи), принимая воздѣй-

вается общій корень53) при самостоятельномъ откровенномъ развитіи Израиля г’4). Его религія была чистымъ чудомъ среди религіозныхъ вѣрованій Востокал5), безусловно «автохтонна» въ своемъ монотеизмѣ, здѣсь скорѣе сама воздѣйствовала на вавилонскую56) и по сравненію съ нею была самостоятельной въ классическую пору &1). При всемъ томъ іудейское ученіе о воскресеніи объясняется изъ вавилонскаго г’8), почему вавилонскіе отзвуки предполагаются и у Христа Спасителя 59), хотя констатируется, что въ древнѣйшей вавилонской религіи не имѣлось собственно вѣры такого рода fi0). Не меньшая связь утверждается для парсизма 61), —но опять же она была только позднѣйшая 62), весьма относительная б:!) и не затрогивала

ствіе на нихъ сказаній о Мардукѣ, какъ и Dr. Alfred Jeremias констати-, руетъ (Babylonisches іш Neuen Testament, 8. 43) въ іудейской апокалип-тикѣ родственность созерцаній касательно Архангела Михаила и Мессіи (ср. и ниже гірим. 91).—О сложной ассиро-вавилонской демонологіи см. и у Н. Ѳ. Мухина въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1905 г., № 3 (мартъ), стрн. 409 сл.

53) Здѣсь предполагаетъ вліяніе парсизма на Вавилонъ также Dr. August Wünsche, Die Vorstellungen von Zustande nach dem Tode nach Apokryphen. Talmud und Kirchenvätern въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ VI (Lpzg 1880), 2, S. 356.

54) Cm. Dr. Alfred Jeremias: Die babylonisch-assyrische Vorstellungen vom Leben nach dem Tode—nach Quellen mit Berücksichtigung der allte-stamentlichen Parallelen (Lpzg 1887), 8. 106; Babylonisches im Neuen Testament (Lpzg 1904).

55) H. Gunkel, Israel und Babylonien, S. 37.

5‘) H. Gunkel ibid., S. 29.

57) H. Gunkel ibid.. S. 31.

58) H. Gunkel, Zum religionsgescbichtlichen Verständnis des N. T., 8. 31.

59) H. Gunkel ibid., S. 34.

60) II. Gunkel ibid., S. 34,i.

ei) Rev. James Moffatt въ „The Ilibbert Journal“ II, 2 (January 1904), p. 353—355. Cp. Prof. Frants Buhl въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings. Extra-Volume, p. 456. f Dr. Alexander Kohut рѣшительно утверждаетъ зависимость ангелологіи и демонологіи іудейской отъ парсизма (Ueber die jüdische Angelologie und Daemonologie in ihrer Abhängigkeit vom Parsismus въ „Abhandlungen für die Kunde des Morgenlandes“, herausgegeben von der Deutschen Morgenländischen Gesellshaft unter der verantwortlichen Redaction von Prof. Dr. Hermann Brock haus IV, 3 (Lpzg 1866, 7ff. 14ff. 24ff. 48ff.), категорически допуская, что Архангелъ Михаилъ есть собственно персидскій Vohumauo (8. 24ff.).

62) См. Rev. W. Fainveather, Art. „Development of Doctrine in the Apoci-yphal Period“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 274«.

eä) См. etude d'eschatologie comparee par Nathan Söderblom, La vie

израильской самобытности 6*), если, напр.. для эсхатологіи она выдвигается г>5) при отсутствіи рѣшительныхъ данныхъ въ пользу прямого вліянія66).

При подобныхъ условіяхъ не будетъ причинъ устранять и эллинскія стихіи даже въ наиболѣе важныхъ вопросахъ. И намъ говорятъ, что главнѣйшія христологическія созерцанія идутъ не отъ Христа, а взяты отъинуду 61) и преимущественно обязаны св. Павлу 68), у котораго рисуется миѳическій образъ Искупителя 6і)), — впрочемъ, выше языческихъ миѳовъ Но эта работа этнизированія подлинной христіанской реальности начата была іудеохристіанствомъ ’1), перенесшимъ характерныя языческія доктрины (напр., о безсѣменномъ зачатіи) на Избавителя '72), къ коему относили всѣ порывы сердца '73), почерпая

future d'apres le mazdcisme a la hindere de croyance paralleles daus les autres religions въ „Annalcs du Museo du G ui met: Bibliotheque d’etudes“ IX (Paris 1901), p. 150 suiv. 280—321. 330. Cp. у ііроф. И. Г. Троицкаго. Талмудическое ученіе о посмертномъ состояніи и конечной участи людей, его происхожденіе и значеніе въ иеторіи эсхатологическихъ представленій (Спб. 1904), стр. 161 прим., а равно въ „The Hibbert Journal“ И, 3 (April 1904), р. 645b.

64) См. R. Р. Fr. M.-J. Lagrange, La religion de Perses: la reforme de Zoroastre et le judaisme въ „Revue bibliquo internationale“ avril 1904 (nou veile Serie I, 2), p. £03 suiv. 206 suiv. Въ этомъ отношеніи особенно тенденціозны и не менѣе того тщетны усилія Basiamji Edalji Dastur Pe-shotun Sanjana (въ „The Expository Times“ XVI, 4 [January 19051, p. 183—184: Ahura-Mazda in the Avesta) доказать, будто въ парсизмѣ нѣтъ дуализма и онъ проповѣдуетъ именно монотеизмъ.

,і5) ѵ Dr. А. Kohut, Was hat die talmudische Eschatologie aus dem Parsismus aufgenommen въ „Zeitschrift für deutschen morgenländischen Gesellschaft“ XXI (Lpzg 1867), S. 553 ff. Dr. Kaufmann Kohler даже утверждаетъ, что яко бы и самая мысль о безсмертіи души, въ отрѣшеніи отъ тѣла, возникла въ Израилѣ подъ вліяніемъ персидскихъ идей: Art. „Immortality of the Soul“ въ The Jewish Encyclopedia IV (New York and London 1904). p. 5646.

ee) Rev. W. Fai r weather въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 307.

67) H. Gunkel. Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des X. T., S. 64.

e8) H. Gunkel ibid., S. 89.

69) H. Gunkel ibid., S. 92—93. Prof. Paul Wernle, Die Anfänge unserer Religion (Tübingen und Leipzig 4901), S. 329. Cp. о семъ у Prof. D. Paul Feine, Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel, S. 40 ff.

70) H. Gunkel, Zum religionsgesehichtlichen Verständnis des N. T., S. 94.

71) H. Gunkel ibid., S. 63 -69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7J) H. Gunkel ibid., S. 68. Такъ и Prof. T. К. Cheyne, который и

матеріалъ въ іудейскомъ сектантствѣ, хотя бы у «минеевъ», гдѣ было своего рода двубожіе Ті), воспринятое христіанствомъ— особенно въ павлиннзмѣ * 73 74 75). Для него былъ обильный матеріалъ въ сектантско-іудейскомъ гностицизмѣ 76 77), александри-низмъ же прямо обогатилъ христіанство 71), взявши оттуда и примѣнивши къ Искупителю идею премудрости или слова ’78 *), которая—въ смыслѣ ипостазированія—являлась sacrilegium для іудейства и возникла въ немъ по внѣшнимъ вліяніямъ 1Э), но Филонъ, отожествлявшій Логоса и Софію 80), настолько предуготовилъ все, что данному понятію оставалось лишь воплотиться н|), а это опять же было предрѣшено всѣмъ ходомъ развитія въ эллинскомъ разсѣяніи 82). Христіанство оказывается плодомъ общенія іудейскаго и эллинскаго міровъ 83), будучи продуктомъ этого всемірнаго іудейства («das Christentum, es ist die Schöpfung dieses Allerweltjudcntums») 84). Получается различіе между Христомъ историческимъ и религіозно-догматическимъ 85), при чемъ во второмъ изъ нихъ кристаллизировались многія преданія 8б 87). Онъ изначально почитался «сыномъ Божіимъ»81), однако въ смыслѣ Богочеловѣка понимался лишь въ позднѣйшемъ церковномъ толкованіи 88), а у первохристіанъ разумѣлся адоптивно 89), для Апостола языковъ былъ «образомъ Божіимъ» въ достоинствѣ «небеснаго человѣка» 90), ка-

здѣсь усвояетъ преимущественное значеніе вавилонскимъ вліяніямъ: см. въ „The Expository Times" XVI, 5 (February 1905), p. 194—195.

73) H. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des N. T., S. 94.

74) Moriz Friedländer, Geschichte der jüdischen Apologetik als Vorgeschichte des Christenthums (Zürich 1903), S. 482.

7r>) M. Friedländer ibid., S. 498.

76) M. Friedländer ibid., S. 10.

77) M. Friedländer ibid., S. 60. 268.

78) M. Friedländer ibid., S. 68,з. 72—73.

7ö) Moriz Friedländer, Griechische Philosophie im Alten Testament, S. 13.

80) M. Friedländer ibid., 8. 196.

81) M. Friedländer ibid., 8. 201.

82) M. Friedländer ibid., S. 202.

83) M. Friedländer ibid., 8. 205.

84) M. Friedländcr ibid., S. 208.

85) Cm. Prof. Otto Pfleiderer, Das Christusbild des urchristlichen Glaubens in religionsgeschichtlicher Beleuchtung (Berlin 1903), S. 3.

86) 0. Pfleiderer ibid., 8. 2. 4.

87) 0. Pfleiderer ibid., 8. 10.

88) 0. Pfleiderer ibid., S. 13.

8U) 0. Pfleiderer ibid., 8. 10.

яо) Ö. Pfleiderer ibid., 8. 11.

ковая идея двухъ Адамовъ усвоена изъ іудейскихъ источниковъ 91), но уже сочетавается съ буддійскими концепціями 92), которыя открываются н въ евангельской исторіи 93) и въ пав-линизмѣ (Рим. XII, 2) 94). Мы видимъ теперь, сколь легко и просто совершается переходъ отъ іудейства къ язычеству, такъ что л «Новый Завѣтъ», выросши на іудейской почвѣ, оказывается яко бы дѣйствительно греческою книгой по формѣ и содержанію 95J. Не менѣе естественно, что и Павелъ, не потерявъ въ христіанствѣ облика іудея—талмудиста96 *), несомнѣннаго, напр., по его аггадическому экзегису9Г) и палестинско-раввинской типологіи 98 99), безъ труда могъ усвоять и приспособлять эллинскія воззрѣнія настолько, что иногда изображается въ качествѣ продукта эллинской философіи ").

По сказанному неудивительно, если защитники генетическаго истолкованія павлинизма открываютъ себѣ опоры даже въ историческомъ процессѣ формированія христіанства, Будучи обобщеніемъ различныхъ матерій религіознаго наслѣдія 10°), оно дозволяло всяческія воздѣйствія. Правда, гово-

91) Cp. Prof. Louis Ginzberg, Art. „Adam Kadmon“ въ „The Jewish Encyclopedia“ I (New York and London 1901), p. 181—182. Частію въ связи съ этими іудейскими концепціями стоятъ и соотвѣтствующія сужденія о созданіи человѣка по образу Ангеловъ, о чемъ см. и у F. Л. Tennant, The Sources of the Doctrine of the Fall and Original Sin (Cambridge 1903), p. 149; о. А. А. Глаголевъ, Ветхозавѣтное библейское ученіе объ ангелахъ (Кіевъ 1900), стр. 186. 197, а у насъ ср. кн. I, стрн. 668,«з. Согласно сему Rev. Prof. Т. К. öheyne и для Быт. I, 26 утверждаетъ (Bible Problems and the New Materials for their Solution, London 1904), что человѣкъ сотворенъ по образу Бога и {Архангела—Мессіи) Михаила. см. „The Expository Times“ ХУІ, 4 (January 1905), р. 147—148.

92) О. Pfleiderer, Das Christusbild des urchristlichen Glaubens in religionsgeschichtlicher Beleuchtung, S. 24.

93) 0. Pfleiderer ibid., S. 105. Heinrich Weinei, Jesus im neuzehnten Jahrhundert (Tübingen und Leipzig 4903), S. 204 ff.

94) H. Weinei ibid., S. ’217.

95) B. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des N. T., S. 6.

96) Lie. theol. Paul Fiebig, Talmud und Theologie (Tübingen und Leipzig 1903), S. 19.

Э7) Cm. Felix Perles, Bousset’s Religion des Judentums, S. 46.

98) См. и J. H. A. Hart, Philo of Alexandria въ „The Jewish Quarterly Review“ XVII, 65 (October, 1904), p. 80.

99) См. у Prof. Ernst von Bobschütz, Probleme des apostolischen Zeitalters (Lpzg 1904), S. 8.

10°) Касательно этой .мысли—о синкретическомъ характерѣ и происхожденіи христіанства—ср. замѣчанія у Prof. D. С. F. Georg Неіпгіеі, st die Lebenslehre Jesu zeitgemüss? Lpzg 1904. S. 14 ff.

рится, что по возникновенію это была лишь іудейская секта ,01) и корней христіанства нужно искать въ палестинской почвѣ 102), но этимъ вовсе не исповѣдуется безусловной раввинистиче-ской цѣлостности. Достаточно напомнить, что иногда принимается большое участіе ессейства въ первоначальной судьбѣ новой религіи ,о3). Равно подчеркивается, что Апостолъ языковъ для своей христологіи многое почерпнулъ въ оріентали-стически-эссейскомъ ученіи объ Ангелѣ-Мессіи, перенесши его на личность Спасителя 10і). А извѣстно, что эссейскія понятія

1иІ) См. и Prof. Dr. Hermann Cohen. Die Nächstenliebe im Talmud. Kin Gutachten dem Königlichen Landgerichte zu Marburg erstattet. Marburg 1888. 8. 22.

i°2) ргок Edmond Stapfer, Les origines de l'essenisme въ „Revue de theologie et de Philosophie“ 1902, No. 5—6, p. 387.

Iü3) См. выше, стрн. 799,me. Kaufmann Kohler, Art. „New Testament“ въ The Jewish Encyclopedia IX (New York and London 1905), p. 252a, a также у M. Я. Мибихова, Исторія еврейскаго народа—©тъ Вавилонскаго плѣненія до первой эпохи танаевъ (Спб. 1901), гдѣ говорится, что „Эссеяне были истинными основателями христіанства“ (стрн. 145), ибо „они положили основаніе христіанства“ (стрн. 147); другіе отыскиваютъ сходство у самого Господа Спасителя (Joseph, Jacobs, Art. „Jesus of Nazareth“ въ The Jewish Encyclopedia VII, p. 1616. 163a, Rabbiner Dr. Joseph Eschelba-cher, Das Judentum und das Wesea des Christentums (Berlin 1905), S. 87. 90; но cp. Kaufmann Kollier ibid., p. 168.169a) и въ посланіи Іакова (К. Kohler, Art. „James, General Epistle“ ibid. VII, p. 69a. 706; Prof. Dr. Orello Cone, Art. „James-Epistle“ въ Encyclopaedia Biblica II, col. 2325), а Іосифа арпмаѳей-скаго причисляютъ къ ессеямъ (К. Kolher, Art. „Joseph of Arimathaea“ въ The Jewish Encyclopedia VII, p. 2566); иногда же высказываютъ, что соборное Іаковлево посланіе вышло въ Римѣ изъ ессейско-христіанскихъ кружковъ не ранѣе 150 г. по р. Хр. (см. Wilhelm Brückner, Die chronologische Reihenfolge, in welcher die Briefe des Neuen Testaments verfasst sind, insofern diese abzuleiten ist sowohl aus ihrer gegenseitigen üeberein-stimmung und gegenseitigen Verschiedenheit, als aus dem in den späteren Briefen gemachten Gebrauch von Worten und Citaten, die in den früheren Vorkommen, Haarleu 1890, 8 295). См. противъ сего по этому предмету еще и у Dr. Fr. Hoffmann, Das messianische Gericht im Neuen Testament (Königsberg Pr. 1902), 8. 11, а также cp. Prof. Ernst von Dobschütz, Das apostolische Zeitalter (Rallea, 8aale 1905), S. 6.

10t) Ernst von Bunsen, Die Ueberlieferung. Ihre Entstehung und Entwickelung. II Bd (Lpzg 1889), 8. 106 If. Въ этомъ же смыслѣ иногда комментируется идея Логоса, яко бы она вообще имѣетъ свой корень въ маздеизмѣ {John Robertson, Pagan Christs, p. 214. 329—330), христіанствомъ же воспринята чрезъ александрійскихъ платоническихъ іудеевъ (р. 329). Въ частности — такимъ посредникомъ былъ Филонъ, „Слово“ коего многими не считается личностію (Rev. Principal James Drummond.

то комментируются изъ іудейскихъ началъ 1о5), то сближаются съ философскими, каковы система неопиѳагорейская І06) или стоицизмъ І0>7). Отсюда ясно, что и отношенія къ іудейству и интересы самаго христіанства одинаково обращали св. Павла къ эллинскимъ запасамъ. Въ нихъ сторонники генетическихъ интерпретацій находятъ все, что желательно для восполненія остававшихся пробѣловъ въ историческомъ истолкованіи апостольскаго благовѣстія, въ которомъ отнынѣ выдвигается эллинская стихія въ качествѣ существеннаго фактора.

Нельзя не согласиться, что при генетической логикѣ этотъ выводъ является вполнѣ законнымъ. Дальше необходимо провѣрить его фактическую прочность и опредѣлить, насколько осуществилась эта теоретическая возможность. Само собою понятно, что тутъ нужны средства и способности къ овладѣнію эллинскими концепціями, а это требуетъ соотвѣтствующей подготовки. Была ли она въ достаточной степени у Апостола Павла и имѣлъ ли онъ удовлетворительное эллинское образо- * 106 107

Art. „Philo“ въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings: Extra-Volume, Edinburgh 1904, p. 206b), во полагаютъ, что оно сформировалось изъ таргумической Мемры и послужило основой для христіанскихъ ученій о воплощеніи и троичности, почему въ раввинской литературѣ—кромѣ таргумовъ—Мемра потомъ совсѣмъ не упоминается (Kaufmann Kohler, Art. „Memra“ въ The Jewish Encyclopedia VIII, New York and London 1904, p. 465b), a—въ виду примѣненія логологіи къ доктринѣ умилостивительнаго примиренія во Христѣ—Акиба протестовалъ противъ подобныхъ концепцій (К. Kohler, Art. „Mediator“ ibid. VIII, p. 409a).

,05) Иногда считаютъ чисто іудейскимъ преобразованіемъ все ессей-ство (Prof. Е. ѵ. DobschiUz, Probleme des apostolischen Zeitalters. 8. 41). какъ—въ частности—въ ессейской эсхатологіи усматриваютъ лишь іудейскую разновидность (Аиу. Wünsche въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ VI [1880], 2, S. 512).

106) См. въ kh. І-й, стрн. 880,5с«.5св, а равно Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen 111, 2 (Lpzg *1902), 8. 288—384 (и по 3-му изданію ibid. 1881, 8. 277—338). Противъ преувеличеній въ этихъ сближеніяхъ см. и Edm. Stapfet-, который больше склоняется къ мысли о фарисейско-палестинскомъ происхожденіи эссенизма (въ „Revue de theologie et de philosophic“ 1902, 5—6, p. 387 suiv.); Ad. Hilgenfeld высказывается въ пользу неноваго предположенія о генетической связи его съ побочною семитическою вѣтвію Израиля и именно съ рехавитами: Die Essäer ein Volkstam въ „Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie“ XLV1 (N. F. XI), 2 (1903), 8. 294 ff.: cp. его же Die Ketzergeschichte des ürehristenthums (Lpzg 1884), 8. 98 ff. 110 ff. 138 ff. См. и выше на стрн. 800,122«.

107) См. у Amedde de Murqerie, Stoi'cisme et ehristianisme въ „Annales de Philosophie chretionne“ LXIX (Avril 1899), p. 13.

ваніе. открывавшее ему доступъ къ «свѣтской» премудрости эллинскаго міра? Если «да»,—лишь тогда и не иначе позволительно будетъ трактовать о чисто эллинскихъ позаимствова-ніяхъ.

Какъ же стоитъ дѣло но этому предмету?

Н. Глубоковскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.