Научная статья на тему 'Благовестие св. Апостола Павла и мистерии'

Благовестие св. Апостола Павла и мистерии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благовестие св. Апостола Павла и мистерии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Благовестие

св. Апостола Павла и мистерии

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 4. С. 475-499.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

23 марта 1909 г. Печатать разрѣшается. Ректоръ С.-ПетербурѴекой духовной академіи епископъ Ѳеофанг,.

Благовѣстіе св. Апостола Павла и мистеріи.

Предположенія о соотношеніи апостольскаго благовѣстія съ мистеріями.— Разсмотрѣніе вопроса съ принципіальныхъ сторонъ и по частнымъ

пунктамъ.

ірТВ. ПАВЕЛЪ опять избавляется отъ философской зави-симости. И свободные авторы соглашаются, что ее нынѣ фЗ. тенденціозно преувеличиваютъ, поелику характерные t случаи согласія касаются ничтожныхъ пунктовъ, въ I родѣ содержанія воиновъ (въ 1 Кор. IX, 7) 1288), почитанія Бога за благо (Рим. VII, 18 идр.), прославленія добродѣтели (Филипп. IV, 8), признанія духовности, душевности и плотяности 1289 *), похвалы «довольству» наличнымъ (Филипп. IV, 11) яко бы постоически, призыва ко вниманію урокамъ природы (1 Кор. XI, 14), а отсюда еще совсѣмъ нельзя заключать о вторженіи и вліяніи греческихъ идей то). И эти послѣднія разнятся не только тѣмъ, что были теоріей 1291);

іа88) Здѣсь Rev. James Moffatt указываетъ (Two Classical Parallels въ „The Expository Times“ XX, 4 [January 1909], p. 1846) параллель у Тита Ливія У, 4.

і2В9) По вопросу о трихотоміи и противъ усвоенія ея Апостолу Павлу •ср. у о. Ѳ. А. Стукова, Замѣтка относительно смысла ученія Священнаго Писанія о трехчастномъ составѣ человѣка въ „Православномъ Собесѣдникѣ“ 1885 г., ч. I, стр. 255—262, а для библейской психологіи ср. у Ив. А. Олеспицкаго, Ученіе Ветхаго Завѣта о безсмертіи души въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., кн. Ill, •стр. 259—298; кн. XI—-XII, стр. 381—447; Ulysses Cf. В. Pierce, The Soul of the Bible, London 1907.

mo) такъ у Rev. Prof. T. K. Cheyne въ Encyclopedia Biblica IV, col. 2012—2013.

iJ9i) gT0 подчеркиваетъ f Prof. Gustav Teichmüller, Aristotelische Untersuchungen III: Geschichte des Begriffs der Parusie (Halle 1873), S. 145.

32*

гораздо важнѣе, что самые теоретическіе взгляды были радикально диспаратны, иногда же и внутренно противны, напр., по вопросу о совѣсти 1291а) или касательно морали, ибо этика была «свидѣтельствомъ упадка, а не обновленія жизни» именно въ стоицизмѣ 1292), который по внутренней слабости былъ неспособенъ произвести духовнаго переворота въ мірѣ І293), какъ это ясно и по контрасту между Павломъ и Сенекой і293а). Христіанство не было ни воспріятіемъ, ни примѣненіемъ чуждыхъ доктринъ, хотя бы и подготовлялось ими 1294). Оно создавало изъ собственныхъ нѣдръ свое особое религіозное бытіе, которое должно быть одинаково оригинальнымъ и несравнимымъ съ языческими образцами.

Тутъ обрисовывается другая сторона въ предметѣ, гдѣ догматическое убѣжденіе переходитъ въ душевную настроенность, неразрывную отъ своего выраженія въ богопочтеніи. Это есть область таинственнаго пониманія религіозныхъ отношеній въ чувствѣ благоговѣйной преданности Высочайшему Существу. Въ язычествѣ эта сфера обнималась мистеріями і294а), и ихъ привлекаютъ для уясненія первен-

1291Н) Зд^еь сближенія съ философскими, стоическими идеями, а равно и объ универсальной гуманитарности допускаетъ еще, напр., Henry Вег-yuer, Le milieu greco-romain a-t-il fourni un des elements constitutifs de la pensöo et du caractere do saint Paul? въ „Revue de theologie et de Philosophie“ 1908, № 6 (Novembre), p. 468—469; 466 suiv.

llM) См. у t проф. //. И. Линицкаго, Идеализмъ и реализмъ въ журналѣ „Вѣра и Разумъ“ 1884 г., № 17, стр. 184. 189, і. 193.

1293) трифонъ Джапаридзе, Вліяніе христіанства на положеніе рабовъ въ римскомъ государствѣ (Ставрополь 1904), стр. 93 сл.

і29за) qm q семъ даже у Prof. Dr. Wilhelm Soltau, Urspüngliches Christentum in seiner Bedeutung für die Gegenwart (Lpzg’1902), S. 127 if.

12M) Такъ Lie. Paul Klüger (Hellenismus und Judentum im neut'esta-mentlichen Zeitalter mit einem Geleitwort von Prof. R u d. Kitte 1, Lpzg 1908, S. 12) говоритъ, что циники и стоицизмъ подготовляли почву для христіанскихъ сѣмянъ, но общее у нихъ явилась не вслѣдствіе заимствованія, а было тогда распространеннымъ духовнымъ достояніемъ. Посему f Prof. D. Otto Pfleiderer (Die Entstihung des Christentums, München 4905, S. 129) думаетъ, что Апостолъ Павелъ и Сенека, во многомъ совпадая между собою, взаимно не звали другъ друга и одинаково почерпали сходные элементы въ тогдашнемъ образованіи, проникнутомъ стоическими стихіями. ч

1294а) О мистеріяхъ въ вѣкъ христіанства см. и у Joseph ВШгег S. J., Das heidnische Mysterienwesen zur Zeit der Entstehung des Christentums въ „Stimmen aus Maria-Laach“ LXXI, 4 (Oktober 1906), S. 388 ff.; 4 (November 1906), ,S. 500 ff.

ствующаго христіанства. Нынѣ эти вліянія столь преувеличиваются 129ä), что нѣкоторые стараются возвести всѣ христіанскія таинства къ языческимъ обрядамъ 129S). Этотъ масштабъ примѣняется и къ Павлову благовѣстію, гдѣ усматриваютъ подобныя соприкосновенія 1297). Конечно, для всѣхъ болѣе вѣроятно, что Апостолъ не' видѣлъ самалично мистерій 1298) и не былъ посвященъ 1299), но этимъ воздѣйствіе ихъ не устраняется. Уже Филонъ пытался мистерически освѣтить іудейскую религію въ своемъ философскомъ истолкованіи ея и употреблялъ для сего серьезныя усилія 180°), какъ онъ, яко бы, пользовался этимъ пособіемъ даже въ. своей несамобытной логологіи 1301). Для собственно іудейства въ равной' мѣрѣ допускается нѣчто подобное, если говорятъ, что «волхвы» были священниками Митры или маздеизма 13Л2). Значитъ, изъ этого * 4

Іі9і) См. о семъ у Prof. Dr. Ernst von Dobsehütz, Das apostolische Zeitalter въ „Religionsgeschichtjiche Volksbücher“ herausg. von Fr. Michael Schiele 1, 9 (Halle a. Saale 1905), S. 28.

im) Kaufmann Kohler, Art. „Saul of Tarsus“ въ The Jewish Encyclopedia XI (New York and London 1905), p. 79ö. 83a—b.

l4*7) См. и Lie. Dr. Alfred Jeremias, Mouoteistieche Strömungen innerhalb der babylonischen Religion (Lpzg 1904), S. 17. Prof. Dr. H. J. Holtz• mann, Sakramentlichcs im Neuen Testament въ „Archiv für Religionwissenschaft“ VII (1904), 1—2, S. 61 ff.

1,M) Prof. Paul Wemle, Paulus als Heidenmiseionar, S. 10,

>M») prof g Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 112.

130t) Dr. phil. Paul Zmgert, Ueber die Ansätze zu einer Mysterienlehre aufgebaut auf den antiken Mysterien bei Philo Judaeus въ „Studien und Kritiken“ 1894, IV, S. 706 ff. 724.

m‘) Dr. Emanuel Marius, Die Persönlichkeit Jesu Christi mit besonderer Rücksicht auf die Mythologien und Mysterien der alten Völker (Lpzg -1881), S. 150. Prof. Dr. Lawrence H. Mills въ первой части своего труда „Zarathushtra, Philo, the Achaemenids, and Israel, beinig a Treatise upon the Antiquity and Influence of the Avesta“ (Parts 1 and 2, Chicago 1906) говоритъ о соотношеніи „амешеепѳптовъ“ маздеизма съ доктриною Логоса, какъ зависимаго отъ парсизма.

шз) Rev. James Moffatt, Zoroastrianism and Primitive Christianity въ „The Hibbert Journal“ I, 4 (July 1904), p. 773. Такъ и Albrecht Dieterich, который во всемъ этомъ эпизодѣ видитъ просто позднѣйшую легенду (Die Weisen aus dem Morgenlando въ ' „Zeitschrift für die neutestament-liche Wissenschaft“ III [1902], 1, 8. 4—5), а f Prof. Hermann Usener утверждаетъ, что исторія рождества и дѣтства Христова во всѣхъ овоикъ частностяхъ покоится на языческой первоосновѣ (Geburt und Kindheit Christi ibid. IV [1903], 1, S. 21 и поанглійски Art. „Nativity [Narratives]“ въ Encyclopaedia Biblica III, col. 3352).

общедоступнаго источника могъ позаимствоваться и Апостолъ Павелъ, а затѣмъ немало соприкосновеній съ мистерическимъ парсизмомъ было у стоиковъ, напр., въ ученіи о Богѣ—огнѣ 1803) и о конечномъ міровомъ пожарѣ ізоз) 1304). Наконецъ, около христіанской эры мистеріи были весьма распространены 1305 ізоб)), и терминологія ихъ усердно усвоилась эллинистическимъ іудействомъ 130в). Тогдашнему религіозному синкретизму вполнѣ, соотвѣтствовала многосоставность въ содержаніи мистерій, поскольку онѣ были не чисто греческими 1307) и носятъ слѣды иноземнаго происхожденія 1308 * * *). Такъ, въ митраизмѣ были наслоенія иранское, вавилонское, малоазіиское, эллинское ), откуда открываютъ опосредствованныя соприкосновенія съ Вавилономъ 131°), издавна вліявшемъ на Малую Азію 131 ‘), даже въ таинствахъ евхаристіи и крещенія, а другіе находятъ у Апостола Павла (въ Рим. XI, 36) формулы египетско-греческаго мистицизма 1312) или сближаютъ Павлову христологію съ ученіемъ браманизма о Кришнѣ, ибо въ обоихъ доминируетъ идея возвращенія отъ возобладавшаго дуализма къ искон-

ізоз) prof. Dr. Julius Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen Reich und das Christentum, S. 9.

■3.4) pr0f. jui grill ibid., S. 18.

»os) Prof. S. Cheethmu, The Mysteries Pagan and Christian, p. 71. 0 самоѳракійскихъ мистеріяхъ см. Prof. W. J. Woodhouse, Art. „Samothrace“ въ Encyclopaedia Biblica IV, col. 4267.

ізоб) prof. c. F. G. Heinrici, Erklärung der Korinthierbriefe II, S. 504,'».

ls#7) f Еп. Хрисанѳъ, Религіи древняго міра II (Спб. 1875), стрн. 556—557.

1308) л Проф. М. А. Олесницкій, Нравственность древняго греческаго народа въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1904 г., № 6, стрн. 235—236.

шв) prof. Hermann Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments, S. 19. Vxoi. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra: ein Beitrag zur Religionsgeschichte der römischen Kaiserzeit; autorisierte deutsche Ausgabe von Georg Gehr ich (Lpzg 1903), S. 22.

131°) Cm. Prof. Heinrich 'Zimmern, Keilinschriften und Bibel nach ihrem religionsgesehichtlichen Zusammenhang: ein Leitfaden zur Orientierung im sog. Babel-Bibel-Streit mit Einbeziehund auch der neutestamentlichen Probleme (Berlin 1903), S. 43—44. S

1311) Cm. Rev. Prof. A. H. Sayce, The Archeology of the Cuneiform Inscriptions (London 1907), p. 160 sqq.

l31i) Cm. Prof. It. Jieisenstein, Poimandres: Studien zur griechisch-aegypti-schen und frühchristlichen Literatur (Lpzg 1904), S. 39,1. Lie. Dr. Willy Staerk, Neutestamentliehe Zeitgeschichte II (Lpzg 1907), S. 133—134.

ному единству 1313). Культъ Митры Ш4) былъ широко разсѣянъ въ римской имперіи 131S), проникъ на западъ 131в), возобладалъ среди солдатовъ ‘“‘’Э и рабовъ тз) и подъ покровительствомъ цезарей 181*) сталъ дозволенною 132°), почти господствующею религіей римскаго государства 132‘); для III вѣка возбуждается даже вопросъ, не больше ли было тогда митраистовъ, чѣмъ христіанъ 1822)? Видными этапами въ этомъ движеніи служили Киликія и Тарсъ 1323). Посему съ мистеріями эллинскому благовѣстнику не трудно было познакомиться хотя бы въ Киликіи 132*) и въ самомъ Тарсѣ 1325),

1313) См. Maud Joynt, Gospel of Krishna and of Christ въ „The Hibbert Journal“ VI, 1 (October 1907), p. 89.

1314) См. о нѳмъ и у Prof. Dr. Julius Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen Reich und das Christentum, S. 21 ff; cp. f проф. Gm. В. Ешевскій, Сочиненія I (Москва 1870), стрн. 237.

1315) Rev. James Moffatt въ „The Hibbert Journal“ I, 4 (July 1904), p. 772—773. Emil Aust, Die Religion der Römer (Münster i. W. 1899),

S. 167. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi IP, S. 556=111', S. 111. Prof. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra,

S. 27 ff. Prof. Johannes Geffcken, Aus der Werdezeit des Christentums: Studien und Charakteristiken (Lpzg 1904), S. 121—122.

Isis) prof. W. M. Ramsay, Travel and Correspondence among the Early Christians въ „The Expositor“ 1903, XII, p. 422 и въ книгѣ: The Letters to the Seven Churches of Asia and their Place in the Plan of the Apocalypse (London -1906), p. 34.

lsl:) См. и у Prof. Jul. Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen Reich, S. 34 ff. 36 ff.

l31') См. у Prof. Dr. Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum въ Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2 (Tübingen 1907), S. 95.

i3i9) prof. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 63 ff.

13ao) Проф. Ив. Г. Турцевичъ, Orbis in urbe (НѢщиеъ 1902), стрн. 64.

із2і) prof. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 111.

m2) prof. Franz Cumont: Art. „Mithras“ въ Ausführlicher Lexicon der griechischen und römischen Mythologie herausg. von W. H. R о s c h e г II, 2 (Epzg 1894—1897), Sp. 3067; Die Mysterien des Mithra, S. 142. См. еще Prof. W. M. Ramsay, The Cities of St. Paul, their Influence on his Life and Thought: The Cities of Eastern Asia Minor (London 1907)^^1"TГ. JSrbErnest Return даже допускалъ (Mare-Auröle et la fin du щ<й^а ^1^в§,~іГаГіВ р. 579), что „еслибы по какой-нибудь смертелі#коРР'‘$ЩгЬзри -христіД'йсКСвЬі пріостановилось въ своемъ ростѣ, то весь мірт/бдѣлался бй "митраие^с/къ“:. р

1323) Prof. Julius Grill, Die "

Reich, S. 33.

1324) John M. Robertson, Pagan Christs (London 1903), p.k 3Jl(l.

1325) j. о p-fleider er, Das Urchristentum I, S. *ii.''/;/ г,, ...

' Ъ, Utv^ -

)ie persische Myeiei^^eli^itouJifc >ітівмар)п‘п

.---- \ " ___________________

гдѣ онъ жилъ съ дѣтства 132в) и потомъ, по обращеніи, около двухъ лѣтъ 13'2'1), такъ что вліяніе этого города сказывается даже на апостольской христологіи ,32s). Мптраизмъ связанъ съ парсизмомъ 132а), но послѣдній издавна былъ въ Малой Азіи 133°), а потому здѣсь прочно утверждался и первый, входя въ тѣсное содружество съ мѣстными религіозно-культовыми вѣрованіями—особенно съ культомъ Цибелы 1331), тоже достигавшимъ до Рима 1332). Въ Киликійской столицѣ были родина 133Я) и центръ ,33’4) марсійскаго мистеризма для мало-азійскихъ областей, въ коихъ онъ пріобрѣлъ большой вѣсъ и широкій просторъ 18Я*).

При отмѣченныхъ условіяхъ считаютъ совершенно естественнымъ, что при своей проповѣди ев. Павелъ испытывалъ * S.

I32S) При этомъ снова повторяется, что родители Павла переселились въ Тарсъ изъ Гискалы въ 4 ч. до р. Хр. во время войны Вара: см. Prof. I). К. F. Nösgen, Paulus der Apostel der Heiden въ изданіи „Für Gottes Wort und Luthers Lehr!“ Bildische Volksbücher heraus,!?, von Lie. theoh Pfarrer Johannes Kump I, 10 (Gütersloh 1908), S. 11.

lM7l См. и Prof. C. Toussaint, Art. „Paul (Saint)“ въ Dictionnaire de la Bible public par F. Vigouroux, vol. IV (Paris 1908), p. 2201.

uj8) prof D. Arnold Meyer, Wer hat das Christentum begründet, Jesus oder Paulus? (Tübingern 1907), S. 39. Вообще, насчетъ образовательнаго вліянія на Павла со стороны Тарса и -особо—Аеинодора см. Henry Beryuer въ „Revue de theologie et de Philosophie“ 1908’, № 6 (Novembre), p. 461 suiv. 471; 475.

lass) Prof. Dr. Rudolf Glaser, Die Religion des Mithras въ „Der Beweis des Glaubens“ 1903, VI, S. 214 ff. L. Preller, Römische Mythologie I (Berlin 31881), S. 410 if.

l33e) Prof, Frans Qumont, Die Mysterien des Mithra, S. IV. 10.

usi) prof. Franz Cumont ibid., S. 15—16 и cp. 64. 135. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi IP, S. 556—IIF,

S. 112.

1M2) Проф. Ив. Г■ Турцевтъ, Orbis in urbe, стрн. 56.

1:ш) prof. Julius Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen Reich und das Christentum, S. 33.

ни) prof. Frant Gunumt въ Ausführliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie herausg. von W. H. Roscher 11, 2, Sp. 3032 и Die Mysterien des Mithra, S. 23, а равно см. L. Preller, Römische Mythologie II (Berlin 31883), S. 412.

«äs) prof. Franz Cumont у W. H. Roscher II, 2, Sp. 3031—3032. Emil Aust, Die Religion der Römer, S. 100. Prof. Dr. Georg Wissowa, Religion und Kultus der Römer въ Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft. herausg. von Prof. Dr. I w а n Müll о г V, 4 (München 1902) S. 307.

вліяніе мистерій 133в) и митраизма 133,3) и приспособлялся къ мистерическому языку ,338), пользуясь (напр., въ 1 Еор. II, 6 сл. Евр. YI, 4) его вокабуляромъ 1338 *) и часто (Кол. I, 26 и passim. Филипп. IV, 12) давая соотвѣтствующія метафоры1340 *). Конечно, христіанская вѣра водворялась сначала въ низшихъ слояхъ, но именно въ нихъ прежде всего находилъ себѣ пріютъ всякій оріентализмъ 134t).

Съ разныхъ сторонъ для св. Павла открывался просторъ ми-стерйческимъ вліяніямъ на него, и къ устраненію ихъ не было препятствій ни въ немъ самомъ, ни въ существѣ воздѣйствовавшихъ стихій. Конечно, Апостолъ жилъ и мыслилъ въ духѣ христіанства, но послѣднее не было самозаключерюю и единою величиной. Напротивъ, благовѣстникъ является сыномъ синкретическаго періода 1342), и апостольское ученіе, было тоже синкретизмомъ, гдѣ своеобразно обобщались оріенталистически-мистическіе и эллинистичеоки-философскіе элементы 1343) въ видѣ смѣси іудейства, апокалиптики, эллинизма, мистерій, популярной языческой философіи 1344). Правда, говорятъ, что для раввиниста весь Новый Завѣтъ представляется раввиниетиче-скою агадой 1345 *), а все христіанство оказывается одною изъ стадій въ эволюціи іудейства 134в) настолько, что вся Павлова теологія заранѣе преподавалась въ раввинскихъ Іерусалимскихъ школахъ и посланіе къ Римлянамъ покрывается раввинскими источниками во всѣхъ главнѣйшихъ пунктахъ 1347 * *). Пусть это

133‘) См. т Prof. Dr. ■]. М. S. Baljon, Die Frilebte dess Studiums der Religionsgeschieh te für die Behandlung des Neuen Testaments въ „Stadien und Kritiken“ 1906, I, S. 56 ff., хотя этотъ авторъ и протестуетъ (S. 83—85) противъ преувеличеній въ сопоставленіяхъ съ мистеріями.

,337) т Prof. J. М. S. Baljon въ „Studien und Kritiken“ 1906, I, S. 67 ff. 73 ff.

133s) Rev. Augustine S. Carman, The New Testament Use of Greek Mysteries въ „The Bibliotheca Saera“ L, 20 (October, 1893), p. 638.

133») j. Edw. Hatch, Griechentum und Christentum, S. 220.

1340) Rev. Edw. L. Hicks въ Studia Bibliea et eeclesiastiea IY, p. 7.

1,4‘) См. въ „The Expository Times“ XY, 7 (April 1904), p. 3065.

1342) Cm. Prof. Dr. Adolf Hausrath, Jesus und die nentestamentliehen Schriftsteller (Berlin 1908), S. 265.

1343) Adolf Hausrath ibid., S. 266—267.

mi) .j. proj- q pßgiderer, Die Entstellung des Christentums, S. 442.

l34S) S. Schockier, Studies in Judaism, second Series (London 1908), p. 106.

ui«) jjf L’esprit du Christianisme et du Judalsme: a propos de quel-

ques publications recentee въ „Revue des etudes juives“ LI (1906), p. 206 suiv.

134T) Rev. Jt. Heber Newton, The Outcome of Theological Movement of

our Age въ „The Hibbert Journal“ IV, 2 (January 1906), p. 273.

есть преувеличеніе, которое справедливо отвергается 1348). Намъ теперь важно, что даже при тѣсномъ генетическомъ сближеніи павлинизма съ іудействомъ первый вовсе не замыкается окончательно отъ постороннихъ вторженій, ибо для нихъ были опоры во второмъ. Такъ, агада рисуется сходною по этикѣ со стоицизмомъ 1349), который приравнивалъ къ іудейству и Страбонъ 138°), а саддѵкейство прямо сродняется съ эллинизмомъ 1350а). Посредственно отсюда могла проникнуть въ Павлову систему стоически - матеріалистическая метафизика * 1351 *), обнимавшая собою самое божество и подчинявшая его деспотизму неизмѣнной судьбы 1332), почему усвояютъ Павлу мысль о господствѣ вавилонско - астрологическаго рока въ іудействѣ 1353) и даже самого Апостола почитаютъ фаталистомъ 1354). Къ сему привлекаются и другія наблюденія, будто—по сравненію съ ветхозавѣтною демонологіей 135S * * 1358)—у св. Павла тутъ больше оріенталистическихъ наслоеній 135в), когда онъ воздухъ наполняетъ демонами (Ефес. II, 2) 13s,), «стихіи міра» (Гал. IV, 3. 9. Кол. II, 8. 20) почитаетъ за особыя ангелическія существа ,35‘). Наряду съ этимъ, стоицизмъ приводится въ соотношеніе съ Гераклитомъ 1359), будучи связанъ съ послѣднимъ

1М8) См. и S. Monteil, Essai sur Іа Christologie de saint Paul 1 (Paris 1906), p. 21 suiv. 33 suiv.

134#) Rabbiner Dr. J. Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestament-lichen Zeitalter (Berlin 1908), S. 2,i.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

l35°) J. Bergmann ibid., S. 72.

135oa) Cm. Privatdoz. Dr. Gustav Hölscher, Der Sadduzäismus: eine kritische Untersuchung zur späteren jüdischen Religionsgeschichte (Lpzg 1906), S. 33 ff. 107 ff.

I351) Впльг. Виндельбандъ, Исторія древней философіи въ русскомъ переводѣ подъ редакціею проф. А. И. Введенскаго (Спб. 1893), стр. 263.

135U Вильг. Виндельбандъ ibid., стр. 264.

1353) Prof. D. Alfred Bertholet, Das religionsgesehiehtliche Problem des Spätjudentums (Tübingen 1909), S. 11.

iss«) -j. Eduard von Hartmann, Das Christentum des neuen Testaments, zw. Auflage (Sachsa im Harz 1905), S. 181. 233.

1366) Cp. для нея и Rev. W. О. E. Oesterley, The Demonology of the Old Testament въ „The Expositor“ 1907, IV, p. 316—332.

iss«) prof j) August Wünsche, Art. „Teufel“ въ Realencvklopädie von Herzog-Hauck XIXs (Lpzg 1901), S. 569.

iss?) privatdoz. Johannes Leipmdt, Christentum und Stoizismus въ „Zeitschrift für Kirchengeschichte“ XXVII (Gotha 1906), 2, S. 147.

1358) См. и Lie. theol. Paul Fiebig, Die Offenbarung des Johannes und die jüdische Apokalyptik der römischen Kaiserzeit (Gotha 1907), S. 26.

18r,!l) Вильг. Виндельбандъ, Исторія древней философіи, стр. 260 и 263»

нѣкоторыми философскими концепціями, но этотъ философъ соприкасается съ іудействомъ и чрезъ книгу Премудрости Соломоновой, ибо автора ея называютъ псевдо-Гераклитомъ 18в0), усматривая въ ней еще платонизмъ 136‘) и египетскія отраженія 1362). Съ другой стороны подчеркивается, что Апостолъ пользовался этимъ нековоническимъ твореніемъ 1363), и если писателемъ его былъ ученикъ Филона 1зе4), то св. Павлу не трудно было ознакомиться и съ самимъ александрійскимъ теософомъ, который, какъ «мужъ двоедушенъ» (Іак. I, 8), объединялъ въ себѣ два міра—іудейскій и эллинскій 1305)—даже въ понятіи божества 13в6) и имѣлъ свои вліянія въ развитіи религіозно-философскихъ воззрѣній 1зе'г).

Мы видимъ, что іудейскія первоосновы Павлова благовѣстія нимало не устраняюютъ самыхъ разнородныхъ прира-женій. И это вполнѣ естественно, поскольку позднѣйшее іудейство было вовлечено въ синкретическій процессъ 1368) разложенія и смѣшенія древнихъ религій 1369), осложнилось привнесеніемъ многихъ позаимствованій, потерявъ натуральную цѣлостность 13™), и въ эсхатологіи сдѣлалось «сборнымъ пунктомъ чуждыхъ элементовъ» Неудивительно, что іудейскія предпосылки могли вести къ такому христіанскому построенію,

ізв°) pjof d. Alfred Beriholet въ Die Literaturen des Ostens in Einzeldarstellungen VII, 1 (Lpzg 1906,), S. 412.

1301) Alfred Bertholet, Das religionsgeschichtliche Problem des Spätju-dentums, S. .9—10.

1M-j Alfred Bertholet ibid., S. 13. Cp. выше стрн. 478,uu.

l363) Adolf Hausrath, Jesus und die neutestamentliche Schriftsteller, S. 266.

13W) Adolf Hausrath ibid., S. 263.

1366) Lie. th. Paul Krüger, Hellenismus und Judentum im neutestament-lichen Zeitalter mit einem Geleitwort von Prof. D. R u d. K i 11 e 1 (Lpzg 1908), S. 45.

1366). Qp и j)r jj Guyot, L’infinite divine de Phi Ion jusqu’ä Plotin (I-er s. av. J.-C.—Ill-e s. ap. J.-C.), Paris 1906.

13Ы) Cp. и Dr. H. Guyot, Les reminiscences de Philon le Juif chez Plotin, Paris 1906.

1368) Lie. Dr. Willy Staerk, Neutestamentliche Zeitgeschichte II (Lpzg

1907), S. 119 if. .

1369) Privatdoz: Gustav Hoennicke, Das Judenchristentum im ersten und zweiten Jahrhundert (Berlin 1908), S. 34! 36. 38.

um) prof Alfred Bertholet, Das religionsgesehichtliche Problem dr-Spätjudentums, S. 3—4.

ml) Alfred Bertholet ibid., S. 12.

что нѣкоторые объявляютъ все «христіанство» образцомъ религіознаго синкретизма Во всякомъ случаѣ вѣрно, что іудейство само сближалось и другихъ сближало съ эллинизмомъ, а этотъ въ свою очередь былъ тоже не единымъ. Син-кретизъ сроднилъ воззрѣнія народовъ ІЗТІ) и сообщилъ свою пестроту тогдашнему эллинизму, который воспринялъ многія оріенталистическія стихіи окрасился спиритуалистиче-

скимъ монотеизмомъ 13'г>) и проникся ожиданіями особаго откровенія и пророка Этотъ позднѣйшій эллинизмъ отразилъ въ себѣ синкретическій процессъ «теокразіи» і:т) и ярко сказался на современной философіи, ставшей носительницею религіозно-синкретическихъ и монотеистическихъ идеи ). Безспорно, что монотеистическія черты здѣсь сильно преувеличиваются, когда усвояютъ древнему міру эллинистической эпохи благоволеніе или прямое тяготѣніе къ библейскому монотеизму 13™). но все-же нельзя не согласиться, что религіозно - философская мысль находилась въ таинственномъ броженіи, подготовлявшемъ религіозное обновленіе. Съ этой стороны христіанство изображается натуральнымъ продолженіемъ синкретически-эллинистической религіозности и8°),

шг) См. у Rev. Prof. D. James Denney, The Cup of the Lord and the Cup of Demons въ „The Expositor“' 1908. IV, p. 294.

шз) prof p,mi Wendland, Christentum und Hellenismus in ihren literarischen Beziehungen, S. 5.

UH) Prof. Dr. Ernst von Dobscküts, Griechentum und Christentum въ сборникѣ Das Christentum изъ серіи Wissenschaft und Bildung: Einzeldarstellungen aus allen Gebieten des Wissens, herausg. von Privatdoz. Dr. Paul Herre, Heft (Mr.) 50 (Lpzg 1908), S. 42.

ш* 5) privatdoz. W. Staerh, Judentum und Hellenismus ibid., S. 38. із7в) prof Д’ r. bobschütz, Griechentum und Christentum ibid., S. 43. Prof. D. Ernst Sellin, Die israelitisch-jüdische Heilandserwartung въ Biblische Zeit-und-Streitfragen zur Aufklärung der Gebildeten herausg. von Prof. D. Friedrich Kropatscheck V, 2—3 (Gr. Lichterfelde—Berlin 1908),

S. 79 ff. Henry Berguer въ „Revue de theologie et de psilosophie“ 1908, № 6 (Novembre), p. 478.

lw) Lie. th. Paul Krüger, Hellenismus und Judentum im neutestament-lichen Zeitalter, S. 14. 24.

i*7«) prof Paul Wendland, Christentum und Hellenismus in ihren literarischen Beziehungen, S. 7. $

13,*> См. объ атомъ у f Prof. Ernst Lucius. Die Anfänge des Heiligenkults in der christlichen Kirche, herausg. von Prof. Gustav Anri c h (Tübingen 1904), S. 5 ff.

138°) Rabbiner Dr. Joseph Eschelbacher, Das Judentum im Urteile der modernen protestantischen Theologie (Lpzg 1907), S. 48.

при чемъ лакая «античная религія есть настоящій Ветхій Завѣтъ нашего христіанства» 1381 * * 1384). Вполнѣ естественно, что, ничуть не отрѣшаясь отъ іудейско-библейскихъ предпосылокъ, Апостолъ примкнулъ къ эллинистическому движенію и многое воспринялъ отъ него. Таково, напр., стоическое понятіе о свободѣ вообще 1М1) и отъ закона UN:i) въ частности, или осложненіе іудейской идеи первородно-наслѣдственнаго грѣха эллинистическою доктриной грѣховной плотяности и личнаго вмѣненія 13М), между тѣмъ іудейская концепція насчетъ «йецеръ тара» усматривала первопричину грѣховности въ самомъ Богѣ, какъ создателѣ ея 1385). Въ дальнѣйшемъ не менѣе послѣдовательно находятъ, что если христіанство проповѣдуетъ всеобщее воскресеніе 1386 * * *) и не допускаетъ факультативнаго безсмертія 138’), то это есть уклоненіе отъ раввинизма. гдѣ возобладала идея воскресенія однихъ праведниковъ 138S), а Павлово понятіе воскресенія въ д р у г о м ъ тѣлѣ было уступ-

1.181J Пр0ф_ Q фрш Оклинскій, Характеръ античной религіи въ сравненіи съ христіанствомъ въ „Русской Мысли“ 190S г., X« 2. стр. 95. См. его же предисловіе къ русскому переводу книги: Лльііеръ Ревиль, Іисусъ Назарянинъ, т. 1 (Спб. 1909), стрн. XIII. XIV. Вообще, этотъ авторъ въ своихъ трудахъ констатируетъ „развитіе римской философіи, какъ родоначальницы христіанства“, обращаясь къ „изслѣдованію о томъ времени, когда древній міръ устало и тревожно ищетъ религіозныхъ отвѣтовъ и создаетъ рядъ философскихъ, монотеистическихъ религій; одна изъ нихъ, побѣдившая, шютью и кровью принадлежащая античности,—христіанство“. См. у И. В. Брюлловой въ журналѣ „Гермесъ“. № 3 (29) за 1-е февраля 1909 г., стр. 74.'

138г) Prof. Dr. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in Gegenwart (Göttingen 1908). Я. 50.

Ы8Э) prof Carl Clemen, Die Entwicklung der christlichen Religion innerhalb des Neuen Testaments, S. 105.

1384) prtyf Qari Clemen: ibid., S. 19; Religionsgeschichtliche Erklärung

des Neuen Testaments: Die Abhängigkeit des ältesten Christentums von nieht-jüdischen Religionen und philosophischen Systemen zusammenfassend untersucht (Giessen 1909), S. 285.

138:’) Rev. W. О. E. -Oesterleg und G. U. Box, The Religion and Worship of the Synagogue (London 1907), p. 242. W. О. E. Gesterley, The Evolution of the Messianic Idea (London 1908), p. 185.

,38e) См. для сего и у Серафима Булгакова, Догматъ о воскресеніи человѣческаго тѣла, Курскъ 1904.

1Ш) Ср. о семъ и у князя В. М. Голицына, Новое ученіе объ условномъ безсмертіи, Москва 1900.

ms) Rabbiner Dr. J. Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestament-Hohen Zeitalter, S. 120—121.

кою эллинизму по сравненію съ раввинскими доктринами 1389), гдѣ тѣлесное тожество для каждаго человѣка обезпечивается сохраненіемъ отъ него въ землѣ неистлѣвающей косточки 139°). По связи съ эллинскимъ дуализмомъ—послѣдовательно констатируютъ у Апостола Павла отголоски нѣкотораго міронена-вистничества и аскетизма при унижитѳльномъ взглядѣ на женщинъ и на бракъ 1381). Положимъ, во всѣхъ этихъ сужденіяхъ господствуютъ тенденціозныя неточности или искаженія. Дуалистическаго аскетизма совсѣмъ нѣтъ 1392 * *), ибо касательно плоти блатовѣстникъ учитъ настолько своеобразно, что эту концепцію признаютъ его личною собственностію ,зяа), пріобрѣтенною не заимствованіемъ отъ грековъ, а индивидуальнымъ опытомъ )394). О жизни по воскресеніи утверждается больше всего то, что она будетъ не чисто призрачною и сохранитъ извѣстную связь съ тѣломъ І394а). Свобода для Апостола вовсе не автономія и не произволъ 1395 * * * *), даже не психологическое качество, но свойство христіанской жизни, почему изъ нея именно и объясняется по своему происхожденію и содержанію, столь несравнимымъ въ христіанской морали—особенно по вопросу о любви ко врагамъ 139в). Неправильно и то, будто стоицизмъ, облагородивъ значеніе труда1391), возвысилъ достоин-

1389) j Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestamentliehen Zeitalter, S. 122. K. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, Breslau (1908 '?) S. 10.

lM0) J. Bergmann ibid., S. 127.

l391) J Bergmann ibid., S. 112,i, K. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 12. Prof. C. Clemen, Die Enwicklung der christlichen Religion innerhalb des Neuen Testaments, S. 103.

nos) prof p). pp. Billgert, Freiheitspredigt und Schwarmgeister in Korinth въ „Beiträge zur Förderung christlichen Theologie“ heraiisg. von Proff. A. Schlatter und W. Lütgert XII (Gütersloh 1908), 5, S. 36.

i3*3) prof, Q' Clemen, Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 47.

13M) Rev.. Principal Alfred E. Gurvie, Studies in the Paulih'e Theology въ „The Expositor“ 1909, III, p. 247.

l394a) См. Lewis A. Muirhead, The Terms Life and Death in the Old and New Testament, and Other Papers (London 1908), p. 25. 29.

lass) pr0f pp Lütgert въ „Beiträge zur Förderung christlicher Theologie“ XII (1908), 5, S. 13. 31.

use) Qp къ ceMy и .r/.. Сравненіе античной морали съ христіанской по вопросу о любви къ врагамъ въ журналѣ „Вѣра и Разумъ“

1908 г., № 22, стр. 485—498; № 23, стр. 619—630; № 24, стр. 752—766.

13вІ) Rabbiner Dr. J. Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestamentlichen Zeitalter, S. 2,i.

ство женщины, приравнявъ къ мужчинѣ 139в),—-вопреки іудейско-библейской придавленности. По этому предмету практика у евреевъ всегда была выше права 13"), и ветхозавѣтная религія ничуть не унижала женщинъ ,400), какъ это замѣтно въ позднѣйшемъ іудействѣ ,4<и), христіанство же прямо подняло личность женщины * 1401 1402). Однако все это лишь частныя ошибки, а остается существеннымъ самое главное, что Павелъ, отправляясь отъ іудейскихъ началъ и сохраняя ихъ, приводился въ идейную связь съ синкретически-философскою религіозностію.

Наконецъ, доступность этого источника Апостолу тоже безспорна. Иногда принимаютъ, что онъ имѣлъ хорошее греческое образованіе 1403) и по иллюстраціямъ изъ картинъ ристалищъ и борьбы заключаютъ къ эллинской его освѣдомленности 1404), подчеркивая всю вѣроятность, что Савлъ воспользовался удобствами и благами Тарсійскаго университета 1405). При этомъ находятъ у него, какъ грека, писавшаго погре-чески 1406), литературный языкъ 140'), хорошій стиль 1408) и искусство рѣчи 1409). Тогда оказываются всѣ средства къ проникновенію въ сокровища философіи, но не устраняютъ ея и

1398) prof q ciemen, Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 285.

u89) Cm. Prof. D. Dr. Max Löhr, Die Stellung des Weibes zu Jahve-Religion und- Kult (Lpzg 1908), S. 33.

шо) Max Löhr ibid., S. 40 ff. 42 ff. 49 ff.

1401) Max Löhr ibid., S. 52 ff. 54.

H02j Cp. и Трифонъ Джапаридзе, Вліяніе христіанства на положеніе рабовъ въ римскомъ государствѣ, стр. 111.

иоз) prof цг Jі. Ramsay, Dr. Milligan’s Edition of the Epistles to the Thessalonians въ „The Expositor“ 1909, I, p. 288—291. Для сего Prof. Caspar Rene Gregory отмѣчаетъ (The Reading of Scripture in the Church in the Second Century въ „The American Journal of Theology“ XIII, 1 [January, 1909], p. 87), что Апостолъ Павелъ, рекомендуясь по 2 Кор. XI, б iSioj-rj? Tw Xrjyw, однако же не называетъ себя йурар-рато;.

um) prof цг Ж. Ramsay, Luke the Physician and other Studies in the History of Religion (London 1908), p. 5.

uu5) prof Dr. Caspar Rene Gregory, Einleitung in das Neue Testament (Lpzg 1909), S. 651. При этомъ Henry Berguer подчеркиваетъ въ „Revue de theologie et de psilosophie“ 1908, As 6 (Novembre), p. 462.475, что Павелъ происходилъ изъ знатной фамиліи.

woe) prof Dr. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in der Gegenwart, S. 117.

uo7) prof Dr. Johannes Weiss ibid., S. 10—11.

«о») prof Dr. Johannes Weiss ibid., S. 12 ff.

i4o»)- prof Dr. Johannes Weiss ibid., S. 19.

противоположныя воззрѣнія. Говорятъ, будто Павелъ былъ изъ необезпеченной семьи 14І°), не получилъ систематическаго школьного образованія греческаго 14И) и послѣ, цитѵя ходячія пословицы, не готовился къ миссіонерскому служенію изученіемъ ІІлатона и Аристотеля 1412) или чтеніемъ поэтовъ и философовъ, а только использовалъ рѣчь и мудрость грековъ въ своихъ благовѣстническихъ интересахъ 1413), при которыхъ у него мы видимъ развѣ слабый философскій налетъ 1414). безъ выдержанной системы 14ІГ>). Апостольскій языкъ греческій вовсе не искусственно-литературный, а больше популярный 141(і), хотя и не прямо вульгарный 141'3 * * *)—при значительной родственности переводу LXX-ти, который здѣсь особо важенъ 141*), ибо безъ него Павелъ будетъ непонятенъ ни въ теологіи, ни въ дѣятельности 1419). При слабости въ греческомъ языкѣ Апостолъ вынужденъ былъ прибѣгать къ услугамъ помощниковъ и толмачей 142°), изъ коихъ иногда выдѣляется Лука, отожествляе-

moj prof. Constantin Toussaint въ Dictionnaire tie ia Bible par F. V i-g о u г о u x IV (Paris 1908), col. 2191. Въ пользу сего Ad. Harnack ссылался на враждебность Порфирія къ Павлу (Mission und Ausbreitung des Christentums in der ersten drei Jahrhunderten, zw. Aufl., Bd I, Lpzg 1906, S. 415: см. и выше стрн. 906, sso), но такое заключеніе по данному случаю признается неосновательнымъ у Privatdoz. Johannes Leipoldt, Christentum und Stoizismus въ „Zeitschrift für Kirchengeschichte“ XXVII (1906), 2, S. 146 Anm.

14U) F. Trat, La theologie de Saint Paul J, p. 20—21.

hu) prof Paul Wendland, Christentum und Hellenismus in ihren literarischen Beziehungen. S. 5—6.

ut3) prof i). j{ p Nösgen, Paulus der Apostel der Heiden въ изданіи „Für Gottes Wort und Luthers Lehr!“ Biblische Volksbücher herausg. von Lie. theol. Pfarrer Johannes Rump I, 10 (Gütersloh 1908), S. 13.

““) Prof. D. Adolf Deissmann, Das Christentum und die unteren Schichten. S. 35.

i415) K. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 9.

me) prof D, Adolf Deissmann, Das Urchristentum und die unteren Schichten, S. 20—22.

ни) Prof. D. Adolf Deissmann, Licht von Osten, S. 41. Lie. Dr. W. Staerk, Neutestamentliehe Zeitgeschichte I,.jfc>. 114 ff.

ui8) prof. и. Adolf Deissmann. Evangelium und Urchristentum (München 1907), S. 117.

14ls>) Rev. Prof. H. B. Swete, The Old Testament in Gz-eek въ „The Interpreter“ V, 2 (January 1909), p. 130.

14a0) Prof. Adolf Hausrath, Jesus und die neutestamenlichen Schriftsteller, S. 381.

мый съ Титомъ 1,21). Эти сотрудники и писцы, яко бы, активно соучаствовали въ писаніяхъ Павловыхъ и способствовали ихъ успѣху въ литературномъ и предметномъ отношеніяхъ 1422), но все-же это суть простыя письма ,423). Въ данныхъ толкованіяхъ и гаданіяхъ опять много субъективнаго и произвольнаго. Напр., вліяніе переписчиковъ никакъ не могло быть значительнымъ для идейнаго содержанія 1424), а посланія апостольскія напоминаютъ собою частныя письма только по вступленіямъ и окончаніямъ, но ничуть не въ центральныхъ своихъ частяхъ 142S). При всемъ томъ нельзя забывать, что носительницею религіозно-интеллектуальнаго синкретизма была въ эллинистическую эпоху не школьная, а популярная философія, и изъ нея вполнѣ могъ заимствовать Павелъ и2,і), даже не обладая особою эллинскою культурностію.

Въ итогѣ формулируется, что христіанскій павлинизмъ генетически сближается съ современнымъ ему религіозно-философскимъ наслѣдіемъ и обогащается изъ него. Но тамъ — при сильномъ распространеніи тайныхъ культовъ —доминиро-

вали мистерическія вліянія и теченія, которыя должны были оставить свой слѣдъ и въ апостольскихъ воззрѣніяхъ. Отсюда констатируютъ, будто — положительно либо отрицательно — христіанство представляется (Кол. I, 13 сл. II, 15) подъ, образами мистерій 1428) и незамѣтно начинаетъ комментироваться по типу ихъ въ силу близкаго сходства ,42і>). Изъ употребленія этой мистерической тропологіи съ убѣжденностію

ml) Rev. Е. Р. Boys-Smith, Titus and Luke in, „The Expository Times-* XVIII, 8 (May 1907), p. 380—381. Prof. W. M. Ramsay, Luke the Physician and Other Studies iu the History of Religion, p. 18.

1422) prof Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in der Gegenwart, S. 34.

U23) prof Paul Wendland, Christentum und Hellenismus in ihren literarischen Beziehungen. S. 3.

1424) prof pp. pp Ramsay въ „The Expositor“ 1909, I, p. 7.

1425) prop Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissen-

schaft in der Gegenwart, S. 35. Для сравненія см. Gustav Adolf Gerhard. Untersuchungen zur Geschichte des griechischen Briefes I: Die Anfangsformel, Tübingen 1903. i

и«) Prof, Carl Clemcn, Rcligionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 23.

u") См. и Erich Ziebart, Das griechische Vereinwesen (Lpzg 1896), S. 205.

141S) t 0. Pfleiderer, Der Paulinismus, S. 2385—386.

i4!9) pr0f Franz Cnmont, Die Mysterien des Mithra, S. 144 ff.

выводятъ 143°), что и въ христіанской догматикѣ отражаются концепціи, почерпнутыя изъ орфическихъ посвященій * *431). Христіанство, поглотившее и приспособившее себѣ мит-раизмъ 1432), получаетъ мистерическое пониманіе 1ИЗ), которое, простираясь на крещеніе и евхаристію 1434), переноситъ его въ кругъ мистерически-теургической религіозности 1435), при чемъ греческая культура доставляетъ существенное содѣйствіе христіанскому развитію 1436). Водворяется эллинскій мистицизмъ, и при немъ христіанское ученіе оказывается глубокимъ измѣненіемъ по сравненію съ исконными воззрѣніями 1431). Даже центральная идея Логоса-посредника является нѣкоторымъ отраженіемъ доктринъ относительно Митры 143в). Этимъ подкрѣпляется дерзкая мысль, будто все въ христіанствѣ, что сверхъ іудейства, обязано прямо миѳу 1439). Подлинный фактъ заслоняется миѳическимъ туманомъ и становится сомнительнымъ по своему существованію въ самыхъ кардинальныхъ пунктахъ. Такъ, евангельская исторія тайной вечери, Геѳсиманскаго боренія, предательства, бичеванія, распятія и воскресенія имѣетъ, яко бы, драматическое происхожденіе 144°), будучи собственно не разсказомъ, а воспроизведеніемъ мистерической драмы, а въ послѣдней запечатлѣвалась древнѣйшая религіозная практика человѣческихъ жертвопри-

luo) Dr. Emanuel Marius, Die Persönlichkeit- Jesu Christi mit besonderer Rücksicht auf die Mythologien und Mysterien der alten Völker (Lpzg

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*1881), S. 166.

U31) Dr. Emanuel Marius ibid., S. *167—168.

14is) John M. Robertson, Pagan Christs, p. 331 sqq. 346 sqq.

i«3) Prof f{ j Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie II, S. 174—175.

um) prof ])r Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum въ Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2 (Tübingen 1907), S. 127.

US6) Prof. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutest. Theologie II, S. 186.

u»6) prof. H. J. Holtzmann ibid. II, S. 209.

и«) Prof. p. Wernte (« A. T i t i u s'a Die neutestamentl. Lehre von der Seligkeit) въ „Theologische Rundschau“ IV, 2 (Februar 1901), S. 51.

UJ*) См. и Prof. Franz Gumpnt, Die Mysterien des Mithra, S. 95. 101. 145, а равно и выше на стрн. 477,im.

из») Такъ Hermann Cohen, Religion und Sittlichkeit: eine Betrachtung zur Grundlegung der Religionsphilosophie (Berlin 1907), S. 37 ff. 43 ff.; но см. противъ сего у Prof. C. F. G. Heinrici, Der literarische Charakter der neutestamentlichen Schriften (Lpzg 1908), S. 14,i.

1**°) John M. Robertson, Pagan Christs, p. 189.

ношеній, отголоски чего слышны и нынѣ utl). Другіе находятъ, что крещеніе и евхаристія зиждутся на примитивномъ анимистически-спиритуалистическомъ представленіи 1442), которое въ иныхъ, натуралистическихъ, религіяхъ воплощалось искаженно 1443). Отсюда понятно, что корни такого ученія будутъ совсѣмъ не во Христѣ 144‘) и не въ Евангеліи ,445). Генезисъ евхаристическихъ воззрѣній получается совершенно особенный:—сначала это лишь ессейски-персидскій обрядъ и ѵже потомъ образовалось таинство подъ вліяніемъ культа Митры 14і6), гдѣ столько параллелей касательно чаши и хлѣба 144,1). Правильно данное толкованіе и для крещенія, прі-обрѣвшаго сакраментальное значеніе )448) въ виду того, что всѣ христіанскія таинства возникли йодъ воздѣйствіемъ мистерій 1449), знакомыхъ св. Павлу по Киликіи 145°). Тутъ есте-стенно возникаетъ дальше вопросъ о состоятельности подобнаго библейскаго воззрѣнія, и намъ говорятъ 145t), что апостольская исторія евхаристіи абсолютно чужда міросозерцанію Господа 1452), который не устанавливалъ ни этого таинства, ни крещенія 1452а), а разъ оба они были превращены въ __«

1441) John М. Robertson, Pagan Christs, р. XI.

144J) Lie- theol. Privatdoz. W. Heitmttller, Taufe und Abendmahl bei Paulus: Darstellung und religionsgesehiehtliche Beleuchtung (Göttingen 1903), S. 36. 47. 49. Даже Prof. Dr. Johannes Weiss утверждаетъ (Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in der Gegenwart, S. 51), что—вообще— идея мистически-сакраментальпаго единенія есть отголосокъ и остатокъ анимистическаго культа.

1443) W. Heitmüller, Taufe und Abendmahl bei Paulus, S. (40—) 42 ff. 50—51. 51—52.

U44) цг Heitmüller jbid-, S. 38 ff.

i<«) pp Heitmüller ibid., S. 54.

l44e) Kaufmann Kohler, Art. „Lord's Supper“ въ The Jewish Encyclopedia VIII (New York and London 1904), p. 184«.

1447) W. Heitmüller, Taufe und Abendmahl bei Paulus, S. 46.

144*) W. Heitmüller ibid., S. 14.

i«9) prof, цг Bousset, Die Religionsgeschichte und das Neue Testament въ „Theologische Rundschau“ VII (1904), 8 (August), S. 315; 9 (September) S. 355.

14,°) См. относительно крещенія и евхаристіи у + Prof. D. Otto Pfleide-rer, Die Entstehung des Christentums (München 4905), S. 129—131. 154—155.

U51) W. Heimüller, Taufe und Abendmahl bei Paulus, S. 7.

U52) prof Oscar Hollsmann, Das Abendmahl im Urchristentum въ »Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“ V (1904), 2, S. 106.

usaaj Prof Arthur Cushman McQiffert, Was Jesus or Paul the Founder of Christianity? въ „The American Journal of Theology“ XIII, 1 (January, 1909), p. 10; его же History of Christianity in the Apostolic Age (New York 1897), p. 61 sqq. 69. 33*

оеобые сокраменты 1ИЗ),—этимъ въ кругъ христіанскихъ воззрѣній вносилась частица чистѣйшаго язычества ,453а). И вина сего падаетъ на Апостола Павла: онъ былъ первымъ христіанскимъ теологомъ 1454). однако проповѣдывалъ энтузіастическую мистику, которая держится «внѣ сферы интеллекта» 1455), и принималъ неисторическія традиціи о Христѣ 1455а). При этомъ настроеніи неудивительно, что эллинскій благовѣстникъ, знакомый съ митраизмомъ въ Тарсѣ 14'6 *), заразился бациллами мистерій, насыщавшими тогда весь воздухъ 14И), гдѣ вся атмосфера была пропитана орфическимъ и митраическимъ мистериз-момъ 1458). Въ результатѣ вся его христіанская система пропитывается миѳологическими стихіями 1459 * * * *) чисто языческаго происхожденія 14в0), при чемъ христіанской религіи грозила опасность выродится въ чудодѣйственныя мистеріи 14в0а).

Эти радикальныя сужденія не находятъ солиднаго оправданія ни въ принципіальныхъ пунктахъ, ни относительно деталей. Мистеріи во многомъ остаются загадочными доселѣ ,4,і1). Есть

us.!) prof (j McUiffert въ „The American Journal of Theology“ XIII, 1 (January, 1909), p. 11. 12.

і45эа) prof q Holtzmann въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“ V (1904), 2, S. 107.

’“*) Lie. Alfred Juncker, Die Ethik des Apostels Paulus, S. 5.

145S) Alfred Jancker ibid., S. 4—5.

1455a) Brückner, Zum Thema Jesus und Paulus въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“ VII (1906), 2, S. 165.

145«) Heitmüller, Taufe und Abendmahl bei Paulus, S. 52.

1457) iy Heitmüller ibid., S. 52.

i4,r'®) f Eduard von Hartmann, Das Christentum des neuen Testaments, S. al72.

use) iy Heitmüller, Taufe und Abendmahl bei Paulus, S. 12—13.

l4eo) Cm. t Prof. Otto Pfteiderer, Die Entwicklung des Christentums (München 4907), S. 24—25.

ucwa) Qp prof (i0if Harnack, Der erste Klemensbrief: eine Studie zur Bestimmung des Charakters des ältesten Heidenchristentums (Berlin 1909), S. 41,i.

*461) См. о нихъ f en. Хрисанѳъ, Религіи древняго міра II, стрн. 529. Вообще же о мистеріяхъ ср. і'^роф. И. А. Чистовичъ, Древне-греческій міръ и христіанство въ отношеніи къ вопросу о безсмертіи и будущей жизни человѣка (Спб. 1871), стрн. 15 сл.; академикъ В. В. Латышевъ, Очеркъ греческихъ древностей, ч. II (Спб. М899), стрн. 208 сл; Н. II., Древнегреческія мистеріи въ журналѣ „Вѣра и Разумъ“ 1900 г.,№ 11, стри. 493— 524; Jean lleville, Die Religion zu Rom unter den Scverern übers, von Dr. Gustav Krüger (Lpzg 1888), S. 179—182, а объ элевзинскихъ кратко и у Prof. Dr. Paul Stengel, Die griechischen Kultusaltertüme.i (въ Hand-

благожелательныя интерпретаціи, будто въ нихъ хранились чистыя первобытныя религіозныя вѣрованія, которыя въ ми-стерической таинственности спасались отъ языческаго омраченія 1462). Такія благонамѣренно-апологетическія утопіи во всякомъ случаѣ не подтверждаются для мистерій живыми фактами исторической дѣйствительности. Послѣдняя держалась совсѣмъ не библейскими тенденціями. Объективно-спокойное изысканіе обнаруживаетъ, что—по своему существу—мистеріи всецѣло и систематически созидались на онтологическомъ дуализмѣ 14<і:і), тщетно усиливаясь достигнуть примиренія между Богомъ и міромъ, добромъ и зломъ, свѣтомъ и тьмою; онѣ проникались и питались этими контрастами, не умѣя объединить или уиичтолшть ихъ 14в4). Едва ли можно съ успѣхомъ спорить, что христіанскія основы совершенно антидуалистическія, разъ все здѣсь покоится на боговоплощеніи и направляется къ учрежденію тѣснѣйшаго союза неба съ землею. Намеки обратнаго свойства напрасно и ошибочно преувеличиваются. Говорятъ, что апостольская доктрина грѣховной плоти заимствована изъ мистерическихъ созерцаній * 1465), между тѣмъ для нихъ эта грѣховность была натуралистическою, когда св. Павелъ мотивировалъ ее не плотяностію, а понималъ и толковалъ этически 146в), приближаясь къ общебиблейскому взгляду, который у него пріобрѣтаетъ наиболѣе отчетливое раскрытіе.

Теперь очевидно, что въ апостольской концепціи не было даже точки опоры для приложенія мистерическихъ категорій. Естественно, что таковыхъ и не оказывается по тщательномъ анализѣ самыхъ фактовъ. Вопреки сему отмѣчаютъ, какъ безспорное явленіе, что все христіанское домостроительство описы-

biich der klassischen Altertumswissenschaft herausg. von Prof. Iwan M ü 1-1 e г V, 4, München 1898), S. 153.

14ea) Такъ и H П., Древне-греческія мистеріи въ журналѣ „Вѣра и Разумъ“ 1900 г., .>6 11, стрн. 495 сл.

ивз) prof Franz Cwmont, Die Mysterien des Mithra, S. 103. Cp. и у І ироф. М. А. Олесницкаго въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1904 г., № 6, стрн. 240. См. и ниже стрн.

Hei) prof. q Nathanael Bonwetsch, Wesen, Entstehung und Fortgang der Arcaudiseiplin въ „Zeitschrift für historische Theologie“ 1873, II, S. 222. Cp. и у f проф. И. А. Чистовича, Древне-греческій міръ и христіанство въ отношеніи къ вопросу о безсмертіи и будущей жизни человѣка, стрн. 43.

1465) prof. Percy Gardner, А Historical View of the Hew Testament (London 1901), p. 224—225.

14И) Cp. и Prof. Justus Köberts, Sünde und Gnade im religiösen Leben des Volkes Israel bis auf Christum, S. 513.

вается въ качествѣ «тайны» или «мистеріи» І4<”), и этимъ послѣднимъ именемъ у Апостола характеризуется сущность христіанства и христіанскихъ учрежденій (Рим. XI, 25. XVI, 25.

1 Кор. II, 1 [съ варіантомъ то рартирюѵ]. 7. IY, 1. ХШ, 2. XIY, 2. XV, 51. Еф. I. 9. ІИ, В сл. Y, 32. Кол. I, 26. 27.

2 Ѳессал. II, 7. 1 Тим. Ш, 9. 16 и cp. VI, 14—16; 2 Тим. I, 9—11) ues). Христіанство, конечно, усвоило себѣ внѣшнія формы языческаго богопочитанія 14в9), но преобразовало и наполняло ихъ своимъ содержаніемъ, какъ это мы видимъ и въ доктринальной терминологіи. Возможно, что въ частностяхъ заимствуются готовыя фразы и реченія, напр., cpamCetv или выраженіе Павлово (къ Рим. XIV, 26) о вѣчномъ Богѣ *410), однако этимъ вовсе не предрѣшаются ни зависимость по происхожденію, ни совпаденіе по смыслу. Посему и касательно [xuaxijptov не нужно обманываться внѣшнимъ созвучіемъ. Самое слово съ аналогичнымъ содержаніемъ уже встрѣчалось въ библейскихъ неканоническихъ книгахъ 14,‘) и въ іудейскихъ апокрифахъ, далеко отступая отъ мистери ческой точности и имѣя свои особенности въ апостольскомъ примѣненіи 14'72), гдѣ имъ,обозначалась собственно таинственность недовѣдомыхъ плановъ Божіихъ касательно искупленія (Кол. I, 26. Еф. I, 9. Ш,

3. 4. 9), но во Христѣ они стали живою дѣйствительностію, всѣми усвояются И ДЛЯ всѣхъ ЯСНЫ І413). Понятія гиа-flihov И (loa-cijpioy у Апостола почти сливаются 1414), почему второе становится дис- * 1472

14в7) См. и у Rev. Prof. Alexander Stewart, Art. „Mystery“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 469b.

146e) Cm. Rev. Augustine S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200 (October, 1893), p. 630. 631. 632. 634. 635.

I4C!)) См. и Hippolyte Delehaye S. J., Die hagiographischen Legenden, übersetzt von E. А. Stückclberg (Kempten und München 1907), S. 149.

i«u) i'j/of. Cart Clemen, Die religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments: Die Abhängigkeit des ältesten Christentums von nichtjüdischen Religionen und philopbischen Systemen zusammenl'assend untersucht (Giessen 1909), S. 268.

,471) Cm. f Edw. Hatch, Essays in biblical Greek (Oxford 1889), p. 57—58.

1472) См. подробное изслѣдованіе у Dean of Westminster J. Armitagc Robinson, St. Paul’s Epistle to the Ephesians (London J1904), p. 31. 234— 240, и cp. f Prof. St. D. F. Salmond въ „The Critical Review“ XIV, 2 (March, 1904), p. 171.

1473) pr0f. Gustav Anrich, Die antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum (Göttingen 1894), S. 143—145.

l4’4) Cm. Prof. D. Alfred Seeberg, Das Evangelium Christi (Lpzg 1905), S. 49 ff.

паратнымъ по сравненію съ тогдашними мистерическими концепціями 1475). Тутъ обнаруживается коренная разница, ибо христіанство теперь есть не примрачность, а откровеніе (Рим. XYI, 25. 26) въ осязательной реальности 147в) для всѣхъ, когда мистеризмъ былъ доступенъ въ своихъ тайнахъ даже не всѣмъ адептамъ 1477) и совершенно устранялъ женщинъ 147*); митраизмъ отличался темною замкнутостію и былъ своего рода франкмасонствомъ 1479). Въ христіанствѣ устранялся, этотъ главнѣйшій моментъ языческо-мистерической таинственности, такъ что апостольскій языкъ оказывался парадоксальнымъ, поскольку въ немъ разумѣлся не строгій секретъ тѣснаго кружка, но яркая истина, явно сообщаемая и свободно воспринимаемая 148°). Отсюда должно быть несомнѣнно, что св. Навелъ не могъ приравнивать себя къ іерофанту элевзинскихъ. мистерій въ достоинствѣ носителя божественныхъ тащгъ 1491), если благовѣстникъ больше передавалъ, чѣмъ открывалъ ихъ, поелику онѣ были уже открытыми въ исполненіи подвига Христова и въ животворящемъ бытіи Церкви Христовой. Ухищренныя сближенія Апостола съ мистагогомъ крайне неудачны. Для нихъ привлекаютъ посланіе къ христіанамъ Филиппъ (ГѴ, і 2: pepoTjuai) 1І8-). гдѣ, яко бы, всякій штрихъ этого рода весьма внушителенъ, потому что этотъ македонскій городъ, построеннный на оракійской границѣ, лежалъ на пути первоначальнаго движенія въ Грецію мистерій Діонисовыхъ и, можетъ быть, Деметры; въ ближайшихъ къ нему горахъ было капище Діониса, имя котораго носилъ и одинъ холмъ 148Ä);

Ш5) См. Prof. D. Alfred Seeberg, Das Evangelium Christi, S. 54—55.

«7«) prof $ Ckeetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 136. Prof. 1. K. Abbott, Essays chiefly on the Original Texts of the Old andXew Testaments (London 1891), p. 89 sqq.

,4,:) См. и еп. Хрисанѳъ, Религіи древняго міра II, стрн. 537.

14!8) См. у Prof. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 130—131.

l4rs) Такъ f Ernest Renan, Marc-Aurele et la fin du monde antique (Paris 41882), p. 577.

нео) | Bishop J. B. Lighfoot, Saint Paul’s Epistle to the Colossians and to Philemon (London 91899), p. 166.

1481) Такъ t E. Kurtius въ Gesammelte Abhandlungen II, S. 537 и по переводу f проф. А. П. Лопухина въ „Христ. Чтеніи“ 1894 г., IV, стрн. 18 и по оттиску, стрн. 16.

1482) у Е. Kurtius 1. fit. Rev. Aug. S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L. 200 (October, 1893), p. 633.

1483) Rev. Aug. S. Carman ibid. L. 200 (October, 1893), p. 634.

иные даже догадываются, будто филиппійская служанка, одержимая духомъ прорицанія (Дѣян. XVI, 16 сл.), была іероду-лой или жрицей храма Діонисова 1484). Вся эта аргументація легко разрушается простою ссылкой, что интересующій терминъ лишается спеціально - мистерическихъ оттѣнковъ и обезличивается до ходячихъ понятій наученія (см. Филипн. IV, 11: spa&ov) и знанія (IV, 12: о!8а). Для св. Павла христіанство не было культовою тайной, непроницаемою для обычнаго взора; оно не аналогично, напр., культу Митры 1485),— и даже самыя посвященія совершенно различны, разъ у христіанъ предваряются нрямѢіми наставленіями въ догматахъ 1486). Категорически упоминается (1 Кор. XIV, 16. 23) о присутствіи въ христіанскихъ церквахъ ■«невѣждъ» (йіштаі), неспособныхъ постигать вдохновленныя глоссолалическія вѣщанія, и для нихъ даже отводилось свое мѣсто. Приспособительно къ языческой религіозно-культовой организаціи пытались разумѣть подъ этимъ классомъ не принадлежащую къ союзу группу «чуждыхъ» людей, но рѣшительное отличіе отъ «невѣрныхъ» (1 Кор. XIV, 23: ІЗійтзе. ij «шоки) внушаетъ, что это были не невѣрующіе 148,3), а лица, уже способныя и готовыя отвѣчать сердечнымъ согласіемъ на христіанскія призванія. По этимъ свойствамъ они значительно походятъ на извѣстныхъ въ раввинской теологіи «простецовъ» (am-haarez), недостаточно свѣдущихъ въ высшей законнически-ритуальной 1444

1444) См. Rev. -Joseph Williams Blakesley, Art. „Philippi“ въ A Dictionary of the Bible ed. by William Smith И (London 1863), p. 837ft.

U85) Такую аналогичность утверждалъ, напр., и JE. Havet по Prof. С. F. О. Heinrici, Forschungen über die paulmischen Briefe: ihr gegenwärtiger Stand und ihre Aufgaben (Giessen 1887), S. lie.

14S6) Prof. S. Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 93. и87) См. Prof. С. V. G. Heinrici, Die Christengemeinde Korinths und die religiösen Genossenschaften der Griechen въ „Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie“ XIX (1876), 4, S. 496. 512 и cp. его же Der erste Brief an die Korinther у H. Aug. W. Meyer V, S.8422. Ad. Hausrath, Neutestamentliche Zeitgeschichte II, S. 119. Prof. F. W. Schmiedel въ Hand-Commentar zu Neuen Testament II (Freiburg i. B. 1892), 1, S. 177. Prof. Alfred Bertholet, Die Stellung der Israelitea und der Juden zu den Fremden (Freiburg i. B. und Leipzig 1896), S. 296. Dr. Ignaz Rohr, Paulus und die Gemeinde von Korinth auf Grund der beiden Korinthierbriefe въ „Biblische Studien“ herausg. von Prof. O. Bardenhewer IV, 4 (Freiburg im Breisgau 1899), S. 30 (=394), l. Prof. Carl Clemen, Religiousgeschichtliche Krkläruug des Neuen Testaments, S. 165.

премудрости 1488), однако трудно (ср. 2 Кор. XI, 6) апостольское свидѣтельство относитъ къ малообразованнымъ христіанамъ изъ «темной» толпы, ибо эти iStürat не сопричисляются прямо къ составу христіанской общины, являясь нѣсколько внѣшними для нея—подобно язычникамъ (см. 1 Кор. XIV, 23). Поэтому гораздо резоннѣе предполагать здѣсь «оглашенныхъ», хотя бы и послѣ крещенія, ибо въ первохристіанское время оно не только предварялось 1489), а иногда лишь сопровождалось оглашеніемъ 149°), но оба эти момента были тѣсно связаны между собою, и христіанскій катехуменатъ всегда былъ серьезнымъ наученіемъ 1491 * 1493).

Христіанское избавленіе было чуждо мистерической исключительности и потому не носило характера замкнутой акко-модативности къ избранникамъ. Въ этомъ пунктѣ вопросъ касается самаго спасительнаго^ дѣйствія и соотвѣтствующихъ учрежденій христіанскихъ. Въ первомъ отношеніи особенно выдвигаютъ терминъ таХеюі, какъ магически-мистерическій 149а); считая его взятымъ изъ мистерическаго вокабуляра 149а), связываютъ 1494) ЭТО СЛОВО СЪ МИСТерическими тгХт| (тгХа-аі) 1495),

U88) Въ этомъ смыслѣ замѣчаетъ и Louis Gimberg, Art. „Amen“ въ The Jewish Encyclopedia I, p. 492a tin. Ср. выше на стрн. 961, 9ie.

1489) См. Th. Zahn, Einleitung in das Neue Testament II (Lpzg 4899), S. 360 = 11 (Lpzg 31907), S. 366; Dr. Anton Beck, Der Prolog des Lukas-Evangeliums (Amberg 1900), S. 14—15, хотя второй опровергаетъ (S. 13) мысль Ц а н а (ср. и Paul Ewald, Art. „Lukas der Evangelist“ въ Realeney-klopädie von Herzog-Hauck XI, S. 3695), что при написаніи третьяго Евангелія Ѳеофилъ былъ и неоглашеннымъ и некрещеннымъ.

14Э0) Такъ f Prof. Dr. Paul Schanz, Commentar über das Evangelium des heiligen Lucas (Tübingen 1883), S. 57.

1491) Это въ особенности ясно раскрыто у Prof. D. Alfred Seeberg, Der Katechismus der Urchrlstenheit (Lpzg 1903), S. 50. 168 ft'., а о связи съ крещеніемъ см. S. 43. 111. 143. 144—145. 174. 176 ff. 184. 211—213. 247. 260. 265. 268.

lm) Kaufmann Kohler въ The Jewish Encyclopedia XI, p. 85a.

1493) Такъ и Rev. Prof. Alexander Stewart, Art. „Mystery“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings 111, p. 469Ö. f J. B. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Colossians and to Philemon, p. *168—169.

1494) f E. Kurtius въ Gesammelte Abhandlungen II, S. 437 и у f проф. А. П. Лопухина въ „Христ. Чтеніи“ 1894 г., IV', стрн. 18—19 и по оттиску, стрн. 16—17.

1495) Мистерическая терминологія раскрывается и у Prof. S. Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 135—138. См. и f Prof. K. Fr. Hermann, Lehrbuch der griechischen Antiquitäten II: Die gottesdienstlichen Alter-thümer (Heidelberg 4846), S. 151,i.

иливысшими актами окончательнаго очищенія кандидатовъ (въ восьмой день) къ мистерическому созерцанію (девятаго дня)* 149*), и • апостольскія выраженія (1 Кор. II, 6. Филипп. III, 12. 15. Кол. I, 29. Евр. II, 10. VI, 1) коментируютъ въ такомъ именно смыслѣ Вѣрующіе являются какъ бы кастою «совершенныхъ» по подобію съ тѣми, кто взошелъ на мистерическую высоту и отдѣлился отъ темной толпы. Эти отзвуки и подчеркиваются въ апостольской терминологіи, по которой христіане будутъ «посвященными», при чемъ теХею? отожествляется съ церотгіріѵос ,498). Облагодатствованные рисуются сплошною массой обладателей тайны, сокровеннной отъ другихъ, какъ простецовъ, не проникшихъ въ мистерическое святилище.

Но этотъ контрастъ (съ ателгатос) фразеологически не выдерживается и требовалъ бы нѣсколько другого оборота (тетеХео-'j-evoc) 1499). Вся интерпретація зиждется на ложномъ основаніи, будто въ своемъ экстатическомъ увлеченіи благовѣстникъ полагалъ, что сразу воспринимается вся полнота христіанской благодати, когда всѣ вѣрующіе бываютъ одинаково преизобильными и не имѣютъ градацій по степени нравственнаго возрастанія; св. Павелъ, яко бы, забывалъ дѣйствительность и видѣлъ лишь свою утопію, при которой и на практикѣ не усматривалось моральныхъ классификацій. Все это частію утрировано и частію фактически несправедливо 150 * * * * * * *°). Благодать рѣшительно извлекаетъ изъ прежней грѣховности и цѣликомъ доставляетъ всѣ свои привилегіи реальнаго богосынства. Съ этой точки зрѣнія избавленные бываютъ принципіально всесовершенны м образуютъ священное царство избранниковъ. Тѣмъ не менѣе это реаль-

149в) Сжатое описаніе мистерій и мистерическихъ дѣйствій см. и у Rev. Augustine S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200 (October, 1893), p. 614—623, а объ эдевзинскнхъ—f Ediv. Hatch, Griechentum und Christentum, S. 211 ff.; Prof. Paul Stengel, Die griechischen Kultusaltertiimer, S. 162 ff.

149’) Rev. Augustine S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200

(October, 1893), p. 630—631. 633. 634. 636 и cp. 623.

woe) prof c. F. G. Heinrici, Erklärung der Korinthierbriefe II, S. 40—

41. 108, i; cp. его же и Der erste Brief an die Korinther у H. A u g. W.

Meyer V, S. 893.

1499) prof Gust. Anrich, Die antike Mysterienwesen in seinem Einfluss

auf das Christentum, S. 146, i.

1S0(I) Cm. Walter Bauer, Mündige und Unmündige bei dem Apostel Pau-

lus (Marburg 1902), S. 18 ff.

ное право требуетъ собственнаго этическаго осуществленія, и въ немъ даже неизбѣжны многія варіаціи, какъ плотскія дѣти 'различно пользуются своими прерогативами неоспоримыхъ и неограннченнныхъ наслѣдниковъ. Если Апостолъ не всегда говорилъ энергично объ этой сторонѣ, то вовсе не по отрицанію ея, а по непрестанной заботливости о ней, для чего и выдвигалъ напередъ обязательный идеалъ. Моральныя различія у него категорически предполагаются и утверждаются, поелику всюду свидѣтельствуется о разномъ усвоеніи христіанскихъ благъ. Соотвѣтственно этому онъ допускаетъ въ христіанахъ и погрѣшительность и усовершенствованія 15<и), не считая возрожденіе законченнымъ субъективно по энтузіастическому увлеченію. Тутъ те^еюс, противополагаясь ѵтр.ог;, будетъ не воспроизведеніемъ еврейскаго tham (thamira, schalem), а употребляется именно и собственно погречески въ смыслѣ латинскаго adultus 1501 1502), ре имѣя касательства къ мистёріямъ, гдѣ господствуетъ контрастъ посвященности и полнаго отчужденія 1Г’03 *). Значитъ, теХеюс указываетъ у Апостола лишь на болѣе преуспѣвшихъ марально въ благодати Христовой, объективно совершенной для всѣхъ во вѣки, и теряетъ всякую мистерическую окраску і50і), всецѣло принадлежа къ христіанскому мессіанизму 1505) *).

Н. Глубоковскій.

1501) Lie. Alfred Juncker, Die Ethik des Apostels Paulus, S. 205 -222.

1502) Alfred Juncker ibid., S. 203. 205.

isos) Alfred Juncker ibid,, S. 203,i.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

l’M) Cm. Walter Bauer, Mündige und Unmündige bei dem Apostel Paulus, S. 5 ff.

1Ж) См. Prof. Dr. A. Schlatter, Jesu Demut, ihre Missdeutungen, ihr Grund въ „Beitrage zur Förderung christlicher Theologie“ herausg. von Proff. A. Schlatter und W. Lütgert AIII (Gütersloh 1904), 1,S. 53,:. *) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.