Научная статья на тему 'Благовестие св. Апостола Павла и мистерии'

Благовестие св. Апостола Павла и мистерии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благовестие св. Апостола Павла и мистерии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Благовестие

св. Апостола Павла и мистерии

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 6-7. С. 803-827.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

14 мая 1909 года. Печаіать разрѣшается. Ректоръ С.-Пѳтербургсе духовной академіи епископъ Ѳеофанъ.

Mlh.» —..Jhdlalll — - -HUWIi k -Ha— ....„ЛіПыКъ-, U» ... ■ '<M

Благовѣстіе св. Апостола Павла п мистеріи *).

Предположенія о соотношеніи апостольскаго благовѣстія съ мистерія«».— Разсмотрѣніе вопроса съ принципіальныхъ сторонъ и по частнымъ

пунктамъ.

ВРЕВОСХОДСТВО христіанское бываетъ въ искупленныхъ по отраженію величія Христова, которое въ Богочеловѣкѣ было не просто воспринятымъ посвященіемъ въ тайны Бо-I жіи, а являлось пріобрѣтеніемъ самоличнаго подвига. Есте-] ственно, что это обязательно и для искупленныхъ, почему для нихъ далеко не все заканчивалось таинственнымъ возрожденіемъ. Наоборотъ, мистеріи, не стремясь къ сообщенію высшаго познанія, исчерпывались магически-кѵльтовыми дѣйствіями, когда все личное участіе ограничивалось пассивнымъ выполненіемъ извѣстныхъ культовыхъ актовъ, прямо возводящихъ къ магическому единенію съ божествомъ ,506). При зависимости отъ «истерическихъ созерцаній—сходныя черты должны были бы оказаться и въ апостольской догматикѣ. Но изъ христіанскихъ учрежденій ближе напоминали .«истерическія процедуры собственно крещеніе и евхаристія, которыя и могли стать проводниками для проникновенія мистерическихъ концепцій въ изначальныя христіанскія.возрѣнія На этихъ пунктахъ споръ теперь и сосредоточивается. Полагаютъ, что именно здѣсь было наи- * 1507

*) Окончаніе. См. апрѣль.

«о») См. Prof. JuL Grill, Die persischo Mysterien religion im römischen Reich, S. 26.

1507) См. у Prof. Quit. A n rich, Das antike Mysterienwesen, in seinen) Einfluss auf das Christentum, S. 106.

большее вліяніе мистерій 1508), особенно элевзинскихъ 1509), въ духѣ коихъ св. Павелъ толковалъ данные акты отлично отъ первохристіаискаго ихъ пониманія ,51°). радикально уклоняясь отъ послѣдняго и допуская даже грубыя суевѣрія 1М1). Своимъ сакраментализмомъ преемники Христа скоро измѣнили исконному мессіанизму 1М2) и. уклонившись отъ Евангелія, примкнули къ господствовавшему религіозному синкретизму 15,sir важная роль котораго въ религіозныхъ движеніяхъ очевидна,, напр., по вавилонско-астральнымъ вліяніямъ на раввинизмъ15,за). Такъ, уже у Павла (1 Кор. X) и Іоанна (Еванг. X) является сакраментальный элементъ-514)-по вліянію мистерій 151 в), знакомыхъ первому по митраизму въ Киликіи 1516), хотя тогда вся атмосфера была насыщена мистерическими парами 15,,і), а въ Малой Азіи господствовала оріенталистическая магія вмѣстѣ со всякими тайными ученіями ,51,,а). Отсюда отношеніе христіанства къ культу Митры и другимъ 15|в), а спеціально и въ сферѣ таинствъ 1S19), гдѣ у Апостола языковъ—вопреки Христу—

,1М'8) См. и Prof. ТГ. Bonsset, Der erste Brief an die Korinther въ Die Schriften des Neuen Testaments heraus?;, von Prof. Dr. Johannes W e i s s 11,’ 1 (Göttingen 1907), S. 104.

См. о нихъ и у f проф. И. А. Чисто вина; Древне-греческій міръ и христіанство въ отношеніи къ вопросу о безсмертіи и будущей жизни, человѣка, стрн., 20 сл.

um) і prof. О. Pfleiderer, Das Urchristentum I, S. 45—46.

,M1) Cm. j Prof. Dr. W. Wrede, Paulus (Halle a. Saale 1905). S. 70.

is,r) См. у Rev. John C. Lambert, Professor lloltzmann on N6w Testament Sacraments and Heathen Mysteries въ „The Expository Times“ XV; 5 (February 1905), p. 216a.b.

IMS) Prof. Ernst von Löbschütz, Sacrament und Symbol im Urchristentum въ „Studien uud Kritiken“ 1905, I, S. 1.

,иза) Для сего см. Dr. Erich Bischoff, Babylonisch astrales im Weltbild des Talmud und Midrasch, Lpzg 1907.

1M4) См. у Rev. John C. Lambert въ „The Expository Times“ XV, Ъ (February 1905), p. 2165.

,и*) См. у Bev. John C. Lambert ibid. XV, 5, p. 2)7a.

1іиі) См. у Rev. John C. Lambert ibid. XV, 5, p. 2176.

1:,П) См. у Rev. John C. Lambert ibid. XV, 5, p. 218«.

ія?а) Qp и p)r Eranz X. Pölzt, Der Weltapostel Paulus (Regensburg-

1905), S. 258. •

' ,!>1й) Joseph Blötzer S. J., Das heidnische Mvsterienwesen und die Hel-

leuisierung des Christentums въ „Stimmen aus Maria-Laach“ LXXII, 1' tJanuar 1907), S. 37—52.

1S1») Joseph Blötzer ibid. LXXII, 2 (Februar 1907), S. 182 ff.

оказываются мистерически-магическіе акты І52°), Въ этомъ качествѣ оба таинства—крещеніе, и евхаристія—совсѣмъ не принадлежатъ къ основнымъ элементамъ христіанства 152‘), почему даже мусульманство претендуетъ быть лучшимъ выразителемъ послѣдняго сравнительно съ каѳолическимъ пониманіемъ, обремененнымъ греческою философіей и мистицизмомъ св. Павла *522), какъ «любителя эллинизма» 1522а). Въ частности, крещеніе яко бы рисуется у этого Апостола мистически (Рим. YIj въ качествѣ посредства, вводящаго въ новую жизнь, и тутъ усматривается позаимствованіе изъ элевзинскаго культа 1523) и вообще изъ мистерій 1524).

Не будемъ говорить о мнимыхъ трансформаціяхъ въ христіанствѣ 1525):—онѣ совсѣмъ не доказуемы по новозавѣтнымъ писаніямъ и вполнѣ произвольны въ данномъ вопросѣ 1526), гдѣ о важнѣйшемъ моментѣ сопричастія къ Тріединому Богу заявляется, будто свидѣтельство о немъ (у Мѳ. XXVIII, 19)— позднѣйшаго происхожденія 1521) и такой заповѣди Спаситель не давалъ 1828), а христіанская Тройца символизуетъ три культурныя стихіи древняго міра — іудейство, Грецію и

им) См. у^Кеѵ. Н. II Mackintosh. Christian Theology and Comparative Religion въ „The Expositor“ 1907, IX, p. 229—230.

l5al) Cm. Wilhelm Soltau, Das Fortlebcn des Heidentums in der altehrist-lichen Kirche (Berlin 1900), S. 18—19.

1523) Cm. Ameer Ali, Christianity from the Islamic Standpoint въ „The Hibbert Journal“ IV, 2 (January 1.900), p. 259.

liiasa) Henry Berguer въ „Revue de theologie et de philosophic“ 1908, О (Novembre), р. 470,с но см. ниже на стрн. 822,шв.

lM*) f Prof. О. Вfleide re г, Das Urchristentum, S. l259 Amu. и cp. I, S. »296.

liU) Cp. Lie. Dr. Alfred Jeremias, Babylonisches im Neuen Testament (Lpzg 1905), S. 76,2. D. Paul Kolbing, Die geistige Einwirkung der Persou Jesu auf Paulus (Göttingen 1906), S. 101.

1525) Обзоръ новѣйшихъ теорій относительно крещенія см. у Lie.

М. Rendtorff, Dje Taufe im Urchristentum im Lichte der neueren Forschungen: ein kritischer Bericht, Lpzg 1905.

1526) Cm*. Rev. John C. Lambert въ „The Expository Times“ XV, 5 (FtAruary 1905), p. 218b объ евхаристіи.

1527) Такъ Fred. C. Conybeare, The Eusebian Form of Text Matth. 28, 19 въ „Zeitsehreft für die neutestamentliche Wissenschaft“ II (1901), 4, S. 275—288.

,528) Lie. theol. Privatdoz. Wilhelm Heitmüller, „Im Namen Jesu“: eine sprach- und religionsgeschichtliche Untersuchung zum Neuen Testament, speziell zur altchristlichen Taufe (Göttingen 1903), 8. 270.

Римъ ,5М). Но говорятъ, что въ этой области открывалось больше простора для всякихъ привнесеній, и св. Панель (въ 1 Кор. X наряду съ Ін. VI) былъ въ числѣ первыхъ отравителей христіанства ,53°) инфекціей современнаго язычества, которое, отразившись у него на ученіи о крещеніи ,53‘), потомъ широкою волной вливалось въ ограду Церкви ,58a). Однако самая аналогичность безусловно призрачна даже для центральной идеи и покоится на ложной догадкѣ, яко бы мистерическое освященіе мыслилось новымъ рожденіемъ; въ параллель сему для св. Павла говорятъ о магическомъ значеніи имени Іисусова вообще 1533) и о заклинательной силѣ его при крещеніи 1534), при чемъ послѣднее получаетъ чисто магическое достоинство 1535), какое усвояется и Духу Св. 153в), къ которому благовѣстникъ свелъ все христіанское бытіе, хотя прежде Ему усвоялись лишь одни чрезвычайныя дѣйствія І531). Въ оправданіе этихъ сближеній и интерпретацій ссылаются на то, что іерофантъ послѣ сакраментальнаго омовенія былъ новымъ человѣкомъ, ибо получалъ теперь п новое названіе. Но фактически данное лицо всегда удерживало свое имя и только при священнодѣйствіяхъ, будучи іершѵорос, теряло его, становилось безымяннымъ и обозначалось не имъ ,Б38), а по этой своей должности іерофанта 153#). И*о мистерической возрож-денности тѣмъ менѣе можетъ быть рѣчи, что въ мистеріяхъ не предполагается чрезъ нихъ прощенія грѣховъ для посвящае-

,5**) Такъ Pfarrer Dr. Albert Kalthoff, Das Christus—Problem (Lpzg ’1903), S. 122—123.

i5i°) цг Heitmüller, „Im Namen Jesu“, S. 22.'

,6’1) Для сопоставленій мистерій съ крещеніемъ см. критическій об-норъ у Joseph Blöteer S. J. въ „Stimmen aus Maria-Laach“ LXXIL 2 (Februar 1907), S. 184—193.

15,s) Ad. Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten (Lpzg 1902), S. 171; 2 Auf!., 1 Bd (Lpzg 1906), S. 198—199.

im) W. Heitmüller, „Im Namen Jesu“, S. 237 ff. 263.

ir,S4) W. Heitmüller ibid., S. 3) 1 ff

.г,.:,) w, Heitmüller ibid., S. 276 ff 329.

Is>fl) Cm. Kaufmann Kohler въ The Jewish Encyclopedia XI, p. 83a.

lr’37) Privatdoz. Johannes Leipoldt, Geschichte des neutestamentliehen Kanons I (Lpzg 1907), S. 29, i.

iss») prof pau( Stengel, Die griechischen Kultusaltertümer, S. 159.

15M) Cm. Prof. Gust. Anriclu Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum, S. 111, i. Prof. W. M. Bamsay, Luke the Physician and other Studies in the History of Religion (London 1908), p. 373.

мыхъ 454°). При этомъ исчезаетъ самое соотношеніе,—и поборники мистерическаго комментированія вынуждаются принять, что эллинскій благовѣстникъ усвояетъ крещенію собственную таинственно-мистическую силу ,:і41), какъ и все первохристіанство, не допуская магическихъ стихій, мыслило сакраментально 1ѵ‘* I, 2 *). Крещеніе было не простымъ символомъ ,543), но для такихъ потребностей тѣмъ меньше имѣлось побужденій обращаться къ мистерическому ритуалу, что гораздо ближе было воспользоваться • іудейскою практикой, гдѣ крещенный прозелитъ приравнивался къ младенцу въ первый день своего бытія, т. е. признавался новорожденнымъ или возрожденнымъ духовно 1Ѵ‘4 S.), а такимъ путемъ оріенталистическія черты могли попадать совершенно независимо отъ мистерій ,545). Въ остальномъ апостольская мистика крещенія коренилась въ самомъ существѣ христіанскихъ убѣжденій касательно благодатнаго обновленія при единеніи со Христомъ ,34®) и была противна мистеризму уже потому, что онъ покоился на дуализмѣ предполагаемомъ при мистерическомъ искупленіи ІГ,!8). Въ христіанствѣ безправный рабъ преобразуется въ иолыомощнаго наслѣдника, откуда необходимо вытекаетъ, что имъ достигнуто сыновнее положеніе^ когда въ элевзинскихъ и орѳическихъ мистеріяхъ все разрѣшалось сообщеніемъ особыхъ именъ, открывавшихъ

>s«) prof. Carl Clemen. Religionsgesehichtliche Erklärung des Neuen Testaments, 8. 180.

iMi) Hetmtiller, „Im Namen Jesu“, 8. 319; cp. и выше на стрн.

1161,144».

JMJ) См. Prof. Ernst von Dobschülz въ „Studien und Kritiken“ 1905,

I, 8. 21.

ls43) Prof Ernst t on Dobsvhiitz въ „Studien und Kritiken“ 1905,1, S. 4 ff. l:'44) у Alfred Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah II,

p. 2746. Prof S’. Kranss, Art. „Baptism“ въ The Jewish Encyclopedia 11, p. (499(1—) 500a. Cp. Judaism and Christianity IV: Baptism Jewish and Christian by the Rev. J. E. Hanauer (London 1906), p. 19 sqq.

U45) Въ эхомъ смыслѣ Prof Hermann Gunkel допускаетъ, что чрезъ іудейство въ христіанскую среду проникали отъ оріентанизма сильныя вліянія (Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments,

S. 83—84), которыя потомъ были преобразованы Апостоломъ Павломъ.

1546) См. Prof. Ernst von Dobscküts въ „Studien und Kritiken“ 1905, I, 8. 23—24.

lb4’) Emil Sokohirski,Die Begriffe Geist und Leben bei Paulus, 8.274—275. im») prof. j). (\ f\ (ieory Heinrici, Der litterarische Charakter der neutestamentliehen Schriften (Lpzg 1907), 8. 14.

доступъ къ блаженству другихъ міровъ 17,18). Но христіанское богосыновство является всецѣлою собственностію Сына Божія и всѣми прочими усвояется, очевидно, лишь чрезъ реальное сопричастіе къ нему, когда вѣрующій, дѣлаясь братомъ Его, оказывался чадомъ Небеснаго Отца. Тутъ догматически обязателенъ актъ таинственнаго объединенія со Христомъ при самомъ облагодатствованіи; поелику же оно бываетъ при крещеніи, то естественно, что послѣднему усвояется достоинство таинственности. Съ этой стороны недопустимы теоретически и ошибочны фактически всѣ попытки утвердить апостольскую независимость отъ мистеріи 17,5°) исключительно тѣмъ, будто самъ благовѣстникъ не признавалъ крещенія таинствомъ 157,1) н видѣлъ въ немъ не мистерическій актъ 1552), а собственно лишь церемоніальный обрядъ для засвидѣтельствованія вѣры особымъ исповѣданіемъ 17,7,;і). Но здѣсь таинство несправедливо понимается въ смыслѣ чисто магическомъ, и св. Павлу навязывается вѣра вообще въ магическій сакраментъ 17іЗЛ). Несомнѣнно, что Апостолъ не раздѣлялъ такихъ воззрѣній 155г’) и вооружался противъ практическаго ихъ примѣненія (напр., у Коринѳянъ) 1556), почему гѵ сіѵорат не является у него формулой магическаго экзорцизма 155'). Однако сущность дѣла вовсе не исчерпывается простымъ символизмомъ. Вся-важность заключается въ достиженіи искупленности, а она пріобрѣтена подвигомъ Христовымъ, какъ фактомъ. Пусіь послѣдній, яко бы, освѣщается по библейско-іудейскимъ предпосылкамъ и потому не зависитъ отъ митраизма 1Г,И). Даже при этомъ одностороннемъ толкованіи останется безспорнымъ, что для

ц/ НеШпШег. „Im Namen Jesu“, S. 201, s (по Fonearts. Los Grands Mysteres d’Eleusis, Paris 1900).

,SM) Такъ Prof. Carl Clemen,, Religionsgeschiehtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 178—179.

if.51) prof (■ Clemen ibid., S. 168—169. 173.

15-.2) prof. c. Clemen ibid., S. 167 ff. 174 ff'.

»sä) Prof. C. Clemen ibid., S. 172.

15M) Om. Prof. 1). Adolf Harnaek, Beiträge zur Einleitung in das Neue 'Testament 1: Lukas der Arzt der Verfasser der dritten Evangeliums und der Apostelgeschichte (Lpzg 1906), S. 100.

iss») prof c. Clemen, Religionsgeschiehtliche Erklärung des Neuen Testaments. S. 173.

!55«) prof. c. Clemen ibid... S. 170. 179. 287.

15M) Prof. C. Clemen ibid., S. 181.

1558) prof. c>. Clemen ibid., 8. 265. 269.

благодатно-христіанскаго, дѣйствія необходимо проникновеніе къ искупляюідему .источнику въ Господѣ Избавителѣ, когда, сливаясь съ Нимъ, христіане обязательно раздѣляютъ въ своей жизни и Его страданія 1г,г,и). Для всего этого требуется таинственный актъ мистическаго общенія со Христомъ, при чемъ совоскресеніе непремѣнно предваряется «спогребеніемъ» (Рим. VI, 4. Кол. II, 12), которое, коренясь въ существѣ дѣла, всего менѣе можетъ быть отраженіемъ мистерическихъ концепцій объ атоіЦсоз>- и 1",в0). Это этическое воз7

рожденіе совсѣмъ не тожественно съ физическимъ безсмертіемъ 1561) мистерическихъ упованій и облеченію' во Христа придаетъ всецѣло христіанское значеніе, раскрытое св. Павломъ съ индивидуальною независимостію 1582).

У Апостола исключительно христіанская логика, опирающаяся на историческомъ фактѣ и все извлекающая только изъ него 1563); благовѣстникъ лишь раскрываетъ и примѣняетъкъ конкретнымъ запросамъ то, что содержалось въ ученіи и во всемъ подвигѣ Христовомъ 15в4). Мистика Павлова просто характеризуетъ человѣческую пассивность при облагодѣтельствованіи 1585) и въ атомъ случаѣ, воспроизводитъ подлинное событіе, соотвѣтственно которому формируется свой языкъ у Апостола15вв). Онъ

См. о семъ у Pfarrer Arnold Steubiny, Der pauliuiselte Begriff „Ghristusleideu“, Dannstadt 1905.

ue0) Cm. Prof. Ernst, von Dobschütz, Der gegenwärtige Stand der neute-stamentlichen Exegese in seiner .Bedeutung für die praktische Auslegung въ „Zeitschrift für Theologie und Kirche“ VII (1908), 1. S. 28.

c.ei) prof Carl Clemen, Die Grundgedanken der paulinisehen Theologie mit besonderer Rücksicht auf Kaftan und Wrede untersucht (Tübingen 1907); S. 20.

l.siisj prop Curl Clernen, Religionsgeschichtliche Erklärung des Netten Testaments, S. 180.

l;,‘3) Не потому ли къ христіанскому крещенію, какъ таинству; питаютъ ненрепобѣдимое отвращеніе іудеи, мухаммедане, индусы? См.,у Prof. D. Conrad von Orelli, Die Eigenart der Biblischen Religion въ Biblische Zeit- uhd Streitfragen herausg. von Lie. Pro£ Dr. Kropatscheck И, 12 jGr. Lichterfelde—Berlin 1906); S. 38. А это отвращеніе ясно скааыт вается и у Rabbiner Dr. J. Goldschmidt, Das Wesen des Judentums, S. 207—208.

l5M) См. и Lie. L)r. Alfred Jeremias, Babylonisches im Neuen Testament, S. 79.

lM*) M. Steffen, Das Verhältnis von Geist und Glauben bei Paulus въ „Zeitschrift für die ueutestamentliche Wissenschaft“ II (1901), 3, S. 23ä, •».

“*•) M. Steffen ibid. II (1901), 3, S. 254.

не копировалъ мистерій 16в‘), если вопреки имъ не считаетъ (въ

I Кор. I, 17) крещеніе первѣйшею функціей своего служенія 15в8). Терминологическое созвучіе вовсе не равняется объективному совпаденію. И если данное таинство тропически называется запечатлѣніенъ (2 Кор. I, 22. Еф. I, 13. IV, 30),—въ этомъ актѣ нѣтъ 156э) отголоска мистерическихъ обрядовъ ,5™) даже по суду защитниковъ ихъ вліянія ,51‘), поскольку у іудеевъ обрѣзаніе (какъ п^р па’П) провозглашалось печатію избранія и завѣта (ПП2 спіп) съ Богомъ

а иногда это имя ѵсвоялось у нихъ 15’3) даже прозелитскому крещенію (п^’2Ю) ,514), хотя іудейская религіозность не допускала строгой сакраментальности 15,!5), почему послѣднее об- * 1575 1576

1И7) Такъ Prof. Н. J. НоШтапп, Lehrbuch dor neutestamentlichen Theologie II, S. 177 ff.

is««) jf Steffen въ „Zeitschrift für die ueutestameiitliche Wissenschaft“

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II (1901X 3, S. 235, i.

,M*) Cp. у Prof. S. Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 143.

«то) Такъ о терминахъ atppocps и 'fwrtapos по отношенію къ крещенію въ древней церкви Georg Wobbermin, Religionsgechichtliche Studien zur Frage der Beeinflussung des Urchristentums durch das antike Mysterienwesen (Berlin 1896), S. 144 ff.

157‘) W. HeltmüUer, „Im Namen Jesu“, S. 333,«. Нужно замѣтить еще, что въ мистеріяхъ „запечатлѣніе“ совершалось не чрезъ помазаніе, а посредствомъ выжиганія раскаленнымъ желѣзомъ: см. Prof. Franz Си-mont, Die Mysterien des Mitlira, S. 117.

16,a) Prof. Gust. Anrich, Das antike Mysterienwesen in seinen Einfluss auf das Christentum, S. 122—123. Prof. Ed. Norden, Das antike Kunstprosa 11, S. 477. Cp. Georg Wobbermin, Religiongeschichtliche Studien, S. 153. Prof. Alfred Seeberg, Der Katechismus der Urchristenheit, S. 232. Kaufmann Kohler, Art. „Circumcision“ въ The Jewish Encyclopedia IV, p. 93«. Rabbiner Dr. J. Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestamentlichen Zeitalter (Berlin 1908), S. 114.

1575) Cm. Prof. S. Krauss въ The Jewish Encyclopedia И, p. 4996. Prof.

D. Л. Schlatter, Die Kirche Jerusalems von Jahre 70—130 въ „Beiträge zur Förderung christlicher Theologie“ herausg. von Proff. A. Schlatter und H. Cremei 11 (1898), S. 70.

m4) О прозелитскомъ крещеніи см. Prof. D. Emil Schürer. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi III (Lpzg 31898), S. 129—132; Prof. Dr. Wilhelm Bousset, Die Religion des Judentums im neutestament-liclien Zeitalter: 1 Aufl. (Berlin 1903), S. 182—183; 2 Aufl. (Berlin 1906), S. 230—231.

1576) Cm. Prof. 1). Wilhelm Bousset, Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter: 1 Aufl. (Berlin 1903), S. 106. 110. 180. 182.183— 184; 2 Aufl. (Berlin 1906), S. 143. 149. 227. 230. 231—232. Felix Perles, Bous-set’s Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter (Berlin 1903),

стоятельство устраняетъ мысль и объ іудейской зависимости, ибо этотъ актъ не почитается въ іудействѣ сакраментальнымъ ,8,в) и имѣлъ символически-моральный смыслъ по которому онъ, конечно, соприкасается съ христіанскимъ таинствомъ ,5,18), какъ нѣсколько аналогичный ему еще у Іоанна Предтечи 15’19).

Нельзя утверждать и того, что мистерическая ритуальность прокралась въ христіанскую среду апостольскихъ временъ. Въ этихъ интересахъ обыкновенно отмѣчается 161*а), что Коринѳяне—не вопреки св. Павлу—«крестили мертвыхъ ради» (1 Кор. XY, 29), т. е. совершали baptism as vicarms, будто бы, по подражанію мистерическимъ образцамъ І58°). Это крайне темное мѣсто 1581), и въ интерпретаціяхъ его потребна особенная осторожность 1582). Апостольская рѣчь допускаетъ * 1571

S. 118. Rabbiner Dr. J. Goldschmidt.. Das Wesen des Judentums, 8. 154. 181—182. Нѣкоторыя ограниченія къ сему см. у Prof. Dr. Н. J. Holtz-mann въ „Arehiv für Religionswissenschaft“ VII (1004), 1—2, S. 59—60.

me) Cm. Rev. W. О. E. Oesterley, The Jewish Doctrine of Baptism въ „The Church and Synagogue“ VIII, 2 (April, 1906), p. 48—56 и въ книгѣ его и G. Н. Box: The Religion and Worship of the Synagogue (London 1907), p. 260. 263.

1Mrl Cm. Prof. D. Alfred Seeberg, Die Taufe im Neuen Testament въ Biblische Zeit- und Streitfragen herausg. von Dr. В о e h m e r und Prof. Dr. K г о p а t c h e c k 1, 10 (Gr. Liohterfelde—Berlin 1905), S. 8.

use) Prof. D. Alfred Seeberg ibid. I, 10, S. 19.

1571') См. и S. Sch echter, Studies in Judaism: second Series (London 1908), p. 109; Privatdoz. Gustav Hoennicke, Das Judenchristentum im ersten und zweiten Jahrhundert (Berlin 1908), S. 271—272.

шва) prof л j Holtzmann, Lehrbuch der neutestamenliehen Theologie И, S. 181.

iss«) | prof Q pfieiderer, Da« Urchristentum I. S. *297; cp. Prof. H. J. Holtzmann въ „Archiv für Religionswissenschaft“ VII (1904), 1—2, S. 63—64.

ls>1) Cm. kh. I, стрн. 533—534. Обзоръ мнѣній см. и у епископа Георгія (Ярошевскаго), „Крещеніе мертвыхъ ради“ (1 Кор. 15, 29) въ „Таврическихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1901 г., № 10, стрн. 569—577; •V, 12, стрн. 688—694. См. еще Very Rev../. Н. Bernard, St. Paul's Doctrine of the Resurrection: a Study of I Corinthians XV въ „The Expositor“ 1908, V, p. 409—llO; Prof. I). Paul Wernle, Einführung in das theologische Studium (Tiibingen 1908), S. 132.

i58j) Нельзя видѣть ее, напр., у Rev. Joseph Horner, который читаетъ Oiut, (7rj{ dvao-rdoeoij) тшѵ ѵехрші и всю фразу понимаетъ метафорически— по отношенію къ тѣмъ, „которые принимаютъ на себя обязанности и слѣдствія ихъ отожествленія съ христіанскою организаціей, или посвящаютъ себя жизни лишенія, страданія и даже смерти“ (The Gospel of Matthew and Luke... Also a Tentative Theory of the Baptism for the Dead, Pittsburgh 1907, p. 60. 681.

даже толкованіе въ .смыслѣ логическаго arguraenti ad absurdum, что разъ нѣтъ воскресенія, тогда крещеніе будетъ для царства мертвыхъ 1л83-). Впрочемъ, и буквальное пониманіе 15М)—о крещеніи вмѣсто умершаго катехумена 1Г>85}—разрѣшается одинаковымъ результатомъ, ибо намеки на аналогичные языческіе религіозные обычаи до крайности рѣдки и чрезвычайно смутны, а собственно о крещеніи за мертвыхъ и совсѣмъ неизвѣстно въ язычествѣ 13811). Уже по одному атому нельзя такой, идеи усвоять Апостолу |38'). Но пусть даже вѣрно,, что Коринѳяне допускали для своихъ мертвецовъ особое крещеніе въ родѣ средневѣковыхъ «покойницкихъ обѣденъ» 1388) -и ѵсвояліі ему магическое дѣйствіе l5Sa). И въ такомъ случаѣ вовсе не вытекаетъ отсюда, будто Апостолъ Павелъ санкціонируетъ подобное пониманіе и самъ усматривалъ въ крещеніи opus operatum 159°). Это вполнѣ несправедливо, ибо благовѣстникъ, приспособительно пользуясь Коринѳскою практикой, безусловно ее не одобряетъ и отвергаетъ по существу, а вмѣстѣ устраняетъ и всѣ языческія ассоціаціи 15!И).

Не помогаетъ успѣху обратныхъ толкованій и увѣреніе въ сильной мистерической окраскѣ всей ХУ-й главы 1-го посланія къ Коринѳянамъ Іза2). Приводимые примѣры ничуть не * 15

li83j См. Paul Durselen, Die Taufe für ilie Toteu 1 Kor. XV, 29 in> „Studien und Kritiken11 1903, 11, S. 305 ff.

1,8‘) Такъ Rev. Arthur Carr, Baptism for the Dead (1 Corinthians XV. 29) въ „The Expositor“ 1901, V, p. 371—378.

1585) E. Prat, La theologie do Saint Paul l (Paris 1908). p. 189.

158‘) Cm. Prof. Gust. Anricli, Das antike Mysterienwesen, S. 119, з. Prof. D. With. Walther, Pauli Christentum—Jesu Evangelium (Lpzg 1908),S.44—-И.

IW) См. Prof. Paul Feine, Art. „Taufe: Schriftlehre“ въ Realeneyklo-pädie von Herzog-Hauck XIX (Lpzg *1907), S. 401. , ■

is»») prof Adolf Hausrath, Jesus und die neutestameutlieheu Schriftsteller 1 (Berlin 1908), S. 409: „Wie die Kirche des Mittelalters Totenmessen las, erteilte man hier Totentaufen“.

,5W) Wilhelm Soltau, Das Fortlebeu des Heidentums in der alticlirist-lichen Kirche, S. 191.

lbw) Rabbiner Dr. J. Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestament-lichen Zeitalter, S. 111.

15*‘) Cp. Prof. C. Clemen, Religionsgesckichtliohe Erklärung des Neuen Testaments, S. 170. 179. 287, а особенно см. Rev. Prof. D. James Denney, The Cup of the Lord and the Cup of Demons въ „The Expositor“ 1908, IV, p. 296 sqq.

1M*) Rev. Augustine 8. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200 (October, 1893), p. 631.

ограждаютъ этого смѣлаго-сужденія. Для поясненія истины воскресенія благовѣстникъ пользуется аналогіею посѣяннаго зерна (1 Кор. ХУ, 36: ср.'Ін'. XII, 24), но, не будучи іудейско-раввинскою 1г,аз), эта иллюстрація не была и мистери-ческою )Г’9'1).' какъ вполнѣ естественная и распространенная 1595). Апостольское употребленіе ея безусловно отлично,59в), поелику въ мистеріяхъ этимъ способомъ символизировалось не оживленіе возстанія, а блаженное пребываніе въ лонѣ земли 15!П). Эсхатологическихъ соприкосновеній и вообще не обрѣтается. Если даже допустить сходство въ эсхатологическомъ возрѣніи на owTTjpta 159в) и на все потустороннее будущее 1И9),— все-таіси незыблемо, что въ оцѣнкѣ грѣха и въ возвеличеніи фактора искупляющей любви Небеснаго Отцй нѣтъ ни малѣйшаго подобія съ мистеріями, и сближенія Но этому пункту напрасны 160Q), почему христіанскія понятія зшф и ошт^ріа не зависимы отъ мистерій, почитанія героевъ и царей и вообще отъ языческаго словоупотребленія, выражая религіозно-этическое ' избавленіе а затѣмъ неизлишне подчеркнуть,

что если въ'римской державѣ повсюду распространился

іт) См. кн. I, отрн. ©17, 4M. 632, я*: ср. и выше стрн. 1127, ш».

,59*) Обратное полагаютъ Prof. С. F. G. Heinrici, Erklärung der Ко-rinthierbriefe I, S. 529—530; Prof. Percy Gardner, The Origin of the Lord’s .Slipper (London 1893), p. 19, а для Ін. ХИ, 24 см. Prof. Н. J. Holtzmann въ Haud-Gominentar .zum. Neuen' Testament IV (Evangelium, Briefe und Offenbarung des Johannes), 2 Aufl. (Freiburg i. B. und Leipzig. 1893), S. 165, равно ProL Oscar Holtzmann, Das Johannesevangelium (Darmstadt 1887), S. 75. 12L 258. ■

n.95) j)r j Bergmann констатируетъ ee (Jüdische Apologetik im: neute-stamentlichen Zeitalter, S. 126) и въ позднѣйшемъ памятникѣ маздеизма,— въ книгѣ Бундегешъ.

’>»«) Prof. Oust. Anrieh, Das aiitike Mysterienwesen, :S. 146, 4. чту ]>rvf Oust. Anrich ibid., S, 11. ’

,s**) Ср. у ProfV Gust. Anrich ibid., S. 47 if.

1588) Prof. Dr. Julius Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen - He ich und das Christentum'(Leipzig und Tübingen 1903), S. 25.

16U") Противъ mистерическихъ вліяній, косвенно допускаемыхъ здѣсь •у Gtorg Wobbermin, Religionsgesehiehtlichb Studien, 8. 105, возражаетъ и Dr. Paul Wendland, ' Stbzijp: eine religionsgeschichtlithe Studie въ. „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft,“ V (1904), 4, S. 352—353, хотя въ христіанскомъ понятіи omrqp’a самъ усматриваетъ эл'линскія ирираженія (S. 335 ff.). ’ ■

ч*?*) См-,' Lie. Wilhelm Wagner,' Ueber edg&v und seine Derivate im Neuen Testament въ „Zeitschrift, für die neutestamentliche Wissenschaft“ VI (1905), 3, S. 229. 231 ff: - ■

культъ цезарей 1601!), то онъ всегда былъ ненавистенъ христіанству |в#3), гдѣ почитаніе святыхъ выросло не на почвѣ языческаго героизма, по изъ мученичества ІвЛ4). Индивидуалистическій эгоизмъ личнаго самосохраненія въ греческой эсхатологіи чуждъ былъ Израилю, исповѣдывавшему торжество частнаго лишь вмѣстѣ съ цѣлымъ ,е°5). Христіанство удерживаетъ оба эти момента въ гармонической нерасторжимости и является прямо несравнимымъ по своей оригинальности. Христіанское развитіе совершается не въ индувидуальной изолированности, а при совокупности всѣхъ членовъ,—и, утверждая эти истины ,в06), св. Павелъ болѣе всѣхъ другихъ работалъ въ пользу этической жизненности церкви |в07), какъ органически-благодатной силы, въ которой достигается и осуществляется спасеніе, почему для него extra ecclesiam nulla salus le08), хотя бы за это обвиняли Апостола въ стѣсияюще-буквалистическомъ ортодоксализмѣ и самомнительной непогрѣшимости 160в), даже въ склонности къ деспотическимъ насиліямъ надъ совѣстію другихъ ietft), не смотря на всю его дипломатичность 1811). Но во всякомъ случаѣ и тутъ удостовѣряется самобытная христіанская независимость св. Павла.

Столь же мало дѣйствительной близости съ мистериче-

lM1) Lie. th. Paul Krüger, Hellenismus und Judentum im neutestamcn-lichen Zeitalter (mit eineu Geleitwort von Prof. D. Rud. Kittel), Lp«« 1908, S. 14. A. Causse, Revolution de Tesperance messianique dans le messia-nisme primitife, p. 146—149. J. Toutain, Les cultes paiens dans l’empire Romain I, 1 (Paris 1907), p. 25 suiv. 43 suiv.

1,M) Cm. Prof. 1). Adolf Deissmann, Licht von Osten (Tübingen 1908), 11 245 ff. Prof. E. Schürer, Die ältesten Christengemeinden im römischen Reiche (Kiel 1894), S. 12. J. Toutain, Lea eultes paiens dans l’empire Romain 1, 1, p. 235 suiv. Rev. Prof. H. A. A. Kermedy, Apostolic Preaching and Emperor Worship въ „The Expositor“ 1904, IV, p. 289 — 307.

l,M) Hippolyte Delehaye, Die hagiographieohen Legenden, S. 149. leos) prof д- jj Charles, The Rise and Development in Israel of the Belief in':» Future Life въ „The Expositor“ 1903, I, j>. 63—64.

1M“) Rev. R. Bren, The Ethics of Saint Paul въ „International Journal of Ethics“ XIII. 4 (July 1903), p. 495. 497.

■и”) Rev. R. Bren ibid. XIII, 4 (July 1903), p. 493.

l,0‘) K. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 3.

ie“’) £ Köhler ibid., S. 7.

iett) f. Eduard von Hartmann, Das Christentum des neuen Testaments, S. *171 Алш.

,,u) f Eduard von Hartmann ibid., S. 186.

скимъ культомъ и касательно евхаристіи 1612), для которой разнообразныя новѣйшія теоріи тз) находятъ паразительныя параллели 1614), констатируя прямую связь ,В15). Отсюда заключаютъ къ энергическому вліянію мистеризма 1*1В);, въ духѣ послѣдняго—прежнее воззрѣніе совершенно трансформировалось и отъ эллинскаго благовѣстника идетъ уже новая сакраментальная конструкція т1), по которой вѣрующіе въ этомъ актѣ соединяются со Христомъ именно такъ, какъ греки чрезъ свои жертвы съ Діонисомъ или Артемидой 1618). Самъ Господь вовсе не установлялъ евхаристіи Ів19), и она взята изъ язычества 162°). Собственно Павелъ ввелъ ее въ качествѣ Христова таинства 162‘) и «мистически матеріализировалъ» ім,а), а между тѣмъ это было

т,і Критическій обзоръ сопоставленій мистерій съ евхаристіею см. у Joseph Blötzer S. J. въ „Stimmen aus Maria-Laach“ LXXII, 2 (Februar 1907), S. 193—198.

1вО) обзоръ »тихъ теорій касательно евхаристіи см. у Prof. 1). Eduard Grafe, Die neueste Forschungen über die altchristliche Abendmalsfeier въ „Zeitschrift für Theologie und Kirche“ V (1895), 2, S. 101-138; V. Ermord, L’Eucaristia nel Nuovo Testamente e la oritica въ „Rivisto storico-critica delle screnze teologicbe“ IV, 11 (Ottobre 1908), p. 813—829.

mi) | Pi-of. o. Pfleiderer, Das Urchristenthum, S. l259, i. Cp. и Lie. Dr. Alfred Jeremias, Babylonisches im Neuen Testament, S. 78.

1,u) f Prof. 0. Pfleiderer, Das Christusbild des urchristlichen Glaubens in religionsgeschichtlicher Beleuchtung (Berlin 1903). S. 87 ft'.

ш*) Prof. yy Gardner, The Origin of the Lord’s Supper, p. 18 sq., прй чемъ у Апостола яко бы говорится (въ 1 Кор: XI, 23 сл.), что всѣ подробности получены имъ по откровенію (р. 5 sq.). Ср. у Prof. N. Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 110, а равно см. Prof. Arnold Meyer, Die moderne Forschung über die Geschichte des Urchristentums (Freiburg i. B. 1898), S. 86.

um) prof. Percy Gardner, A Historical View of the New Testament, p. 235.

l,le) Rev. Prof. Allan Menzies, The Lord’s Supper: St. Mark or St. Paul? въ „The Expositor“ 1899, X. p. 260.

1ІШ) См. Prof. Ad. Harnack, Brot und Wasser: die eucharistischen Elemente bei Justin въ „Texte und Untersuchungen“ VII, 2 (Lpzg 1890), S. 115— 144; Prof. 71 d. Jülicher, Ztir Geschichte des Abendmahlsfeier in der »Resten Kische въ Theologische Abhandlungen C. v. W e i z s ii ok e r... gewidmet (Freiburg i. B. 1892), S. 215—250.

16,0) Такъ Pastor Di'. Albert KaUhoff, Die Entstehung des Christentums (Lpzg 1904), S. 47.

,,5‘) Такъ гр. Л. H. Толстой, Соединеніе и переводъ четырехъ Евангелій; изданіе М. К. Элпидина (Geneve 1894), стрн. 116—122.

Іви*) Pfarrer А іЬгесЫ Thoma, Das Abendmahl im Neuen Testament въ „Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie“ XIX (1875), 3, S. 859.

сгр исключительное новшество 1В22), гдѣ—по вниманію къ мистеріямъ—благовѣстникъ передѣлывалъ историческія данныя о вечери Господней 1В23Ѣ И если другіе отвергаютъ наличность грубо матеріалистическаго пониманія у Апостола 1ВМ), то все-же допускается, что онъ мистически смотрѣлъ на евхаристію 1623) и этимъ способствовалъ превращенію ея въ таинство 1г,2в).

. Здѣсь заранѣе предполагается, что послѣднимъ юна совсѣмъ не была для самого Христа, — и отсюда возникаетъ попытка доказать, что у св. Павла евхаристія тоже не есть таинство 1В2‘). чужда идеи ex opere і operate ABS^) и потому не связана генетически ни съ элевзинскими мистеріями 1В2®), ни съ. культомъ іМитры 1в*°). - Устраняя всѣ іудейско-языческія аналогіи 1И1), совершенно отнимаютъ всякую «таинственность» у евхаристіи ІВ32), которая будетъ для Апостола чисто символическимъ актомъ ,В33), гдѣ воспоминается смерть Христова, кацъ ,въ крещеніи просто свидѣтельствуется особою церемоніей новая христіанская жизнь 1В34). Но едва-ли нужно распространяться, что въ данной интерпретаціи мы имѣемъ 'обратной преувеличеніе въ сторону другой крайности. Апостольскія выраженія — слишкомъ рѣшительны,’ и ихъ можно сгладить лишь насильственнымъ перетолкованіемъ, будто сближеніе чаши съ кровію и , хлѣба съ тѣломъ Христовымъ явилось у * III

*•") См.. о семъ у I). Alfred Besch, Der .Paulinismus ugd die- Logia Je.su in ihrem gegenseitigem Verhältnis въ „Texte und Untersuchungen“ XXVII (N. F. XII), Lpzg. 1.904, 8.

..“**) Такъ Axel Andersen* Das Abendmahl in den zwei ersten Jahrhunderten nach Christus въ „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“

III (1902), 2, S. 140 и по оттиску, Giessen 1904, S. 35. ,

?‘M) Wilhelm Soltau, Das Fortleben des Heidentums in der altchrist-liehen Kirche, S. 183. ■ ;

и«) цг Soltau ibid., S. 182. .

i62«) w. JSoltau ibid., S. 184. 186. ; .

O*’) Prof. Carl Clemen, Religionsgeschichtliche -Erklärung des Neuen Testaments, S. 170л

: i »»*) Prof,. 0. Clemen ibid* S. 193. . ,

i«29) prof q Clemen ibid., S. 188. . ;

Prof. C Clemen ibid., 8. 201 ff- 204—205.

,M1) Prof C. Clemen ibid., S. 198—199.

1639j Prof C. Clemen ibid., S. 190 ff. 198 ff./ . д •»

i6»3) prof. C. Clemen ibid., S. 19Ь,• •

lenj Prof. C. Clemen, Die Entwicklung der christlichen Religio» innerhalb des Neuen Testaments,. S.- 84. ; . i .,

св. Павла по требованіямъ литературной риторики и не заключаетъ собственнаго реальнаго содержанія ,635).

Безспорно, что для евхаристіи утверждается и таинственное общеніе вѣрующихъ со Христомъ и спеціальное дѣйствіе сего на первыхъ. Этимъ открывается мѣсто для теорій, яко бы благовѣстникъ разумѣлъ евхаристическую трапезу въ магически-мистерическомъ смыслѣ1<ізв). Однако здѣсь еще болѣе ошибочности и искаженій. Анализъ всѣхъ подробностей не подтверждаетъ подобнаго взгляда. Если товоря, что въ рѣчи о «передачѣ» воспринятаго отъ Господа насчетъ вечери (1 Кор. XI, 23) Апостолъ пользуется сакрально -мистерическимъ вокабуляромъ ,63Т), то тутъ натяжка:—чрезъ яаріЗооіс обозначаются символическіе акты «преданія» адептамъ мистерическихъ тайнъ 1638), въ частности и врученіе нѣкоторыхъ священныхъ предметовъ 1638), тогда какъ въ апостольскомъ текстѣ рѣчь о наученіи, сообщаемомъ «традиціоннымъ» методомъ, широко практиковавшимся въ іудействѣ. Послѣднее имѣло для прозелитовъ извѣстнаго рода катихизисъ—съ догматическимъ, этическимъ и эсхатологическимъ содержаніемъ, и обращающіеся должны были напередъ усвоятъ этотъ компендій своей новой вѣры 1ві0). Въ общемъ, такая идея несомнѣнна, откуда вполнѣ правдоподобно, что аналогичный символъ христіанскаго характера вскорѣ образовался для тѣхъ же цѣлей въ нѣдрахъ первохристіанства 1М1) и замѣтно отражается у самого св. Павла 1в42). Принципіальная истинность этой теоріи подтверждается путемъ постепеннаго восхожденія отъ позднѣйшихъ свидѣтельствъ: изъ нихъ вытекаетъ, что въ христіанской Церкви оглашаемымъ устно «передавались» основныя христіанскія доктрины, а предъ самымъ крещеніемъ происходило съ ихъ стороны redditio symboli въ тор- 1685

1685) prof, Dr. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentliehen Wissenschaft in der Gegenwart, S. 14—15. .

1636) л. Eduard von Hartmann, Das Christentum des neuen Testaments, S. 2173.

!637) Prof) q e q Eeinrici, Erklärung der Korinthierbriefe I, S. 331.

^ 1638) prof Qust. Anrich, Das antike Mysterienwesen, S. 112, 2. 54, 4.5.

163SI) Rev. Augustine S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200 (October, 1893), p. 621—622.

lM0) Cm. Prof. D. Alfred Seeberg, Die Didache des Judentums und der Urchristenheit, Leipzig 1908.

!64i) prof. и. Alfred Seeberg, Das Evangelium Christi (Lpzg 1905), S. 3.

1642) prof d. Alfred Seeberg, Die beiden Wege und das Aposteldekret (Lpzg 1906), S. 12—13.

54

жественномъ исповѣданіи- 1в43): не менѣе безспорнымъ фактомъ является для ІІ-го вѣка traditio evangeliorum 1644 1645 * * *), но—въ той или иной формѣ—оно было и въ апостольскія времена ів45). Здѣсь заключается фундаментальное отличіе христіанскихъ таинствъ отъ мистерія по самой ихъ природѣ и цѣля, ибо первыя непремѣнно связывались съ открытымъ и точнымъ наученіемъ и служили къ закрѣпленію его въ личной жизни каждаго чрезъ благодатно-таинственное воздѣйствіе, а вторыя подавляли дидактическій элеменъ и все сосредоточивали на церемоніальной созерцательности. Для настоящаго же случая важно, что «преданіе» у Апостола Павла означаетъ чисто христіанскій актъ предварительнаго освѣдомленія въ основныхъ христіанскихъ истинахъ, между тѣмъ въ мистеріяхъ мыслится позднѣйшій моментъ—больше—символическаго свойства.

Евхаристическая вечеря рисуется всецѣло христіанскою. И разъ при этомъ упоминается о (1 Кор. XI, 25),—

дальше прямо слѣдуетъ, что это не было случайною импровизаціей по внѣшнимъ вліяніямъ, но связывалось съ самымъ существомъ жизни апостольской, именно какъ Христовой 1в46), будучи таинственнымъ актомъ единенія съ Господомъ 1в4’). Очевидно, что св. Павелъ предлагалъ установленіе Христово, гдѣ непремѣнно было нѣчто сакраментальное 16413). Благовѣстникъ только раскрываетъ и примѣняетъ его къ конкретнымъ потребностямъ 1в48), а допускать воздѣйствіе мистерій на перво-христіанство едва ли возможно, ибо пришлось бы согласиться, что уже оно внесло стихіи паганизма въ подлинное Евангеліе Христово 1649), напр., касательно сверхъ-естественнаго рожденія

ів«) prof d [)г_ Johannes Кипге, Die Uebergabe der Evangelien beim Taufunterricht: ein Beitrag zur ältesten Geschichte des Kateehumenates, dos Neuen Testamentes und der Glaubensregel (Lpzg 1909), S. 17.

io«) Prof, j0h. Kunze ibid., S. 41.

1645) prof. Joh. Kunze ibid., S. 46 ff. 49.

le4e) D. Alfred Resch, Der Paulinismus und die Logia Jesu въ „Texte und Untersuchungen“ XXVII (N. F. XII: 1904), S. 342-343.

164’) prof. Ernst von Dobschütz въ „Studien und Kritiken“ 1905, I, S 9 ff. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i647a) prof. D. A. Schlatter, Die Theologie des Neuen Testaments I: Das Wort Jesu (Calw & Stuttgart 1909), S. 546.

lets) pr0f D Remhold Seeberg, Das Abendmahl im Neuen Testament въ „Biblische Zeit- und Streitfragen“ herausg. von Lie. Dr. Boehmer und Lie. Dr, Kropatcheck I, 2 (Gr. Liehterfelde—-Berlin 1905), S. 29.

««) Cm. Prof. D. Wilhelm Walther, Pauli Christentum—Jesu Evangelium <Lpzg 1908), S. 48—49.

Спасителя ,6і9а). Вечеря христіанская была воспоминаніемъ самой жертвы Господней и отражала ее въ себѣ. Неизбѣжно, что при мистерическомъ колоритѣ первой должны были выступитъ тѣ же черты и въ изображеніи второй, какъ это допускаютъ для апостольскаго изображенія, смерти Господа і65°) и для нѣкоторыхъ подробностей Его воскресенія (напр., въ третій день) 1651). Въ этихъ видахъ указывается, что «совершенство» Христова спасенія усвояется «вкушенію» именно смерти (Евр. VI, 9. 10), и на пути къ «совершенству» христіане именуются «просвѣщенными», «вкусившими» дара небеснаго, благаго глагола Божія и силъ будущаго вѣка, «причастниками» Духа Святаго (VI, 1. 4. 5). Всѣ эти особенности комментируются по мистерической терминологіи, весьма созвучной съ апостольскою 1652 * 654). При всемъ томъ матеріальнаго сходства нѣтъ, ибо въ мистеріяхъ разумѣемыя церемоніи были лишь пре-дуготовительными къ полному посвященію кандидатовъ 1в53), а въ христіанствѣ евхаристія является высшимъ запечатлѣніемъ благодатно-реальной жизни нашей съ Богомъ въ объективнотаинственномъ сопроникновеніи съ Нимъ. Чаша и хлѣбъ не имѣли такой важности въ мистерическомъ ритуалѣ 1в54). Существуетъ даже мнѣніе, что лишь формулы этого рода просто прочитывались и не свидѣтельствуютъ о дѣйствіяхъ выпиванія и вкушенія 1655). Но если это и происходило 1656),—во всякомъ случаѣ тутъ былъ прелиминарный актъ къ откровенію высшаго озаренія, увѣнчивавшагося священнымъ созерцаніемъ (бто-тгіа). Эта разность связывается съ другою, что данное мистерическое дѣйствіе было единичнымъ и не повторялось,

іе49а) См. о семъ и Pastor Е. Petersen, Die wunderbare Geburt des Heilandes въ Religionsgeschichtliche Volksbücher herausg. von D. Fr. Michael Schiele I, 17 (Tübingen 1909).

1850) j. prof о pfleiierer, Die Entstehung des Christentums (München 4905), S. 147—148.

1651) | pr0f q pfleiderer ibid.. S. 461.

1652) Rev. Auf/. S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200 (October,* 1893», p. 636.

166S) Rev. Aug. S. Carman ibid. L, 200 (October, 1893), p. 627.

l654) Сближенія см. у Prof. Percy Gardner, The Origin of the Lord’s Supper, p. 17 и cp. у Prof. S. Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 111—112. 147: 79.

less) prof. Chr. Augustus Lobeck, Aglaophamus sive de theologiae mysticae graecorum causis I (Regiomontii Prussorum 1829), p. 25.

lese) Op Prof. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 118—119.

54*

символизуя предвкушеніе ожидаемой блаженной жизни 1в5'’). Тогда не будутъ мистерическими и древнехристіанскія агапы, какъ самобытные по существу іе58). Аналогичность совсѣмъ исчезаетъ 1651 * 165 * * * * * 1659 * 1661 * * *) по отсутствію идейнаго сходства 1в6°) и тѣсной зависимости въ символикѣ 16М).

Во всѣхъ отношеніяхъ мистеріи далеки отъ христіанскихъ таинствъ, чуждыхъ грубаго реализма1ввз), и не могли имѣть предметнаго вліянія 16вз), хотя бы допустить знаніе ихъ Апостоломъ, несмотря на то, что митраизмъ удостовѣренъ въ Тарсѣ лишь для III вѣка 1вв4) и вобще ближе соприкоснулся съ христіанствомъ только во ІІ-мъ 1665), почему невѣроятно его вліяніе въ іудействѣ или въ пѳрвохристіанскихъ кругахъ 1666). Таинства у св. Павла не только превосходятъ мистеріи 1в<п), но и не сравнимы по всѣмъ основамъ. Всѣ аналогіи случайны 16в8) и всякія

1651) Prof. S. Cheethmn, The Mysteries Pagan and Christian, p. 113—114.

165S) См. о семъ у H. II. Соколова, Агапы или вечери любви въ древпе-христіанскомъ мірѣ (Сергіевъ Посадъ 1906), стрн. 161 сл. Н. Leclerque, Art. „Agape“ въ Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie par le R. P. dom Ferdinand Cabrol I, 1 (Paris 1907), col. 791—792.

165Э) Rev. Edw. L. Hicks въ Studia bibliea et ecclesiastica IV, p. 12, i.

Prof. Gust. Anrich, Das antike Mysterienwesen, S. 111, i. Не видитъ въ

элевзипскихъ мистеріяхъ предваренія христіанскихъ таинствъ и Lewis

R. Farnell, Sacrificial Communion in Greek Religion въ „The Hibbert Jour-

nal“ II, 2 (January 1904), p. 316, хотя въ культѣ Аттиса—Цибелы (о нихъ

см. и у і еп. Хрисанѳа, Религіи древняго міра II, стрн. 309—312) нахо-

дитъ (р. 317) параллели для доктрины предсуществленія.

i860) prof. Lie. Dr. Carl Clenten, Paulus, sein Leben und Wirken II (Giessen 1904), S. 72.

1661) См. и у Prof. Ernst von Dobschütz въ „Studien und Kritiken“ 1905, I, S. 25-30.

1е6г) Cm. Prof. Ernst von Dobschütz въ „Studien und Kritiken“ 1905, I, S. 30 ff.

юбз) prof f) Paul Feine, Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel in ihrer Abgrenzung gegen die Religionsgeschichte (въ Christentum und Zeitgeist: Hefte zu „Glauben und Wissen“, Heit I), Stuttgart 1904,

S. 56 ff. Cp. Prof. C. Clemen, Paulus, sein Leben und Wirken II, S. 71.

i6«4) prof, о ciemen, Paulus, sein Leben und Wirken II, S. 72. іевь) Prof. P. Feine, Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel, S. 56—57.

leco) См. у Prof. Carl Clemen, Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 23.

liui7) Такъ f Prof. 0. Pfleiderer, Das Urchristentum I, S. 2333—334.

16e8j См. и Jean Reville, Die Religion zu Rom unter den Severern (Lpzg 1888), S. 94.

параллели ни мало не говорятъ о соподчиненности 1669). Съ внѣшней стороны мистерическія процедуры были разсчитаны на впечатлѣніе, не давая наученія 1в7°), какъ не содержали онѣ и догматической докрины 1в71). Думаютъ и иначо, будто тамъ была дѣйствительная теологія или догматическая система съ твердыми фундаментальными принципами 1672). Но необходимо согласиться, что это выводится лишь научнымъ истолкованіемъ и не было открытою ясною проповѣдью ,в73). Дидактическій элементъ, конечно, отсутствовалъ въ существѣ и въ практикѣ мистеризма. Во всякомъ случаѣ ему отводилось слишкомъ соподчиненное значеніе 1674), когда символизуемая истина сообщалась безъ малѣйшихъ доказательствъ 1675), ибо не было формальнаго наставленія 1676). Въ результатѣ «языческія мистеріи пробуждали въ сердцахъ жажду избавленія, но мистерическіе обряды не содержали обѣщаемаго» 1в77), въ моральномъ же отношеніи провозглашали н порождали апатію 1678). Ими не требовалось нравственной расположенности,

ібб») prof l'crd. Kattenbusch, Art. „Sacrament“ въ Realencyklopäidie von Herzog-Hauck XVII (Lpzg 31906), S. 351—352.

167°) Гастонъ Буасье, Римская религія отъ Августа до Антониновъ, стрн. 303—304. f ІІроф. И. А. Чистовичъ, Древне-греческій міръ и хри стіанство въ отношеніи къ вопросу о безсмертіи и будущей жизни человѣка, стрн. 41. f Edw. Hatch., Griechentum und Christentum, S. 215.

ien) Cp. Prof. 1Г. M. Ramsay въ „The Expositor“ 1904, III, p. 94, i и ср. въ книгѣ: The Letters to the Seven Churches of Asia and their Place in the Plan of the Apocalypse (London 21906), p. 164—165.

іо?2) prof Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 81. le;s) Такъ, i еи. Хрисанѳъ, признавая въ мистеріяхъ наличность выражаемыхъ ими извѣстныхъ ученій,—напр., о безсмертіи души (Религіи древняго міра II, стрн. 564),—однако соглашается (стрн. 544 сл.), что это не было отчетливою и провозглашаемою доктриной.

пн4) Prof. Р. Stengel, Die griechischen Kultusaltertümer, S. 158 и cp. 167. 1S75) Такъ P. Foucart объ элевзинскихъ мистеріяхъ по отношенію къ вопросу о будущей жизни (Recherches sur Torigine et la nature des mysteres d’fileusis: extrait des Memoiros de l’Academie des inscriptions et belles-lettres XXXV, 2, Paris 1895, p. 63), хотя нужно помнить, что этотъ авторъ ставивъ мистеріи въ связь зависимости съ египетскими религіозными воззрѣніями.

*67e) Prof. IP. М. Ramsay, Religion of Greece and Asia Minor въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings: Extra Volume, p. 125&. Dr. K. H. E. de Jong, Das antike Mysterienwesen (Leiden 1909), S. 70.

is??) prof q Grützm acker, The Secret of the Triumph of Christianity over the Ancient World въ „The Expository Times“ XV, 1 (October 1903), p. 13a.

we) prof. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 120.

а только ритуальная чистота 1<П9), которая напоминала’ скорѣе левитскую, чѣмъ христіанскую практику 1,і8°) и понималась дуалистически 168‘). Жертвы не играли въ нихъ главной роли * 1681 1682), когда моментъ жертвенности преобладаетъ въ апостольско-христіанской концепціи. По всѣмъ этимъ соображеніямъ немыслимо вторженіе преобразующихъ мистерическихъ вліяній въ христіанство, остающееся независимо оригинальнымъ въ эссенціальныхъ пунктахъ теологіи 1683 * *).— и мы лишаемся права видѣть въ христіанскихъ таинствахъ приспособленіе языческихъ мистерій 1С84), чуждыхъ имъ по всему своему смыслу 1в85). При томъ же самъ св. Павелъ и христіане апостольскаго вѣка вообще питали отвращеніе ко всему языческому 1686) и всего менѣе были склонны къ сознательнымъ позаимствованіямъ. а въ мистеріяхъ уже апологетами подмѣчена ихъ языческая конкуррентность христіанству 1687), поскольку они издавна признавались оплотомъ язычества 1688) со всѣми его суевѣріями 1689 *). Не предумышленныя воздѣйствія на св. Павла или Іоанна невѣроятны еще и потому, что они были слишкомъ оригинальны 169°). Въ новозавѣтной письменности могли быть лишь внѣшнія соприкосновенія въ част-

Ш9) См. Prof. Jul. Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen Reich, S. 27.

1680', prof £ Chectham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 121.

1681) См. выше стрн. 807,1547. me.

н.б-', prof £_ Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 117.

leS3) Rev. Edw. L. Hicks, Traces of Greek Philosophy and Roman Law in the New Testament (London 1896). p. 4. 5.

І684) prof Ernst von Dobschülz, Probleme des apostolischen Zeitalters (Lpzg 1904), S. 73.

1,,рд) См. и Prof. R. J. Knoivling, The Testimony of St. Paul to Christ viewed in some of its Aspects (London 1905), p. 468 sqq.

1086) См. и Jean Reville, Die Religion zu Rom unter den Severern, S. 95, но cp. выше на стрн. 805,1522a-

1687) Rev. Thomas Barns видитъ предостереженіе противъ митраизма уже въ Апок. XIII, 18; The Number of the Beast: a Warning against Mithras Worship въ „The Expositor“ 1907, III, p. 220—228.

1688) Cm. Joseph Blutzer S. J. въ „Stimmen aus Maria-Laach“ LXXI, 4 (Oktober 1906), S. 385—387; LXX1I, 1 (Januar 1907), S. 37.

less) Qp_ и pj-of. Paul Wendland, Christentum und Hellenismus in ihren literarischen Beziehungen, S. 4. Prof. D. Adolf Deissmann, Das Urchristentum und die unteren Schichten, S. 24. Prof. Dr. E. v. Dobschütz, Griechentum und Christentum. S. 51.

1600) prof Gustav Anrich, Das antike Mysterienwesen, S. 110—112.

ныхъ пунктахъ 1681), послужившія случайными опорами для позднѣйшихъ мистерическихъ прираженій 1в9г), и ихъ нельзя ,в93) отрицать для disciplina arcana и церковно-языковой формировки 189і); впрочемъ, и гутъ не должно допускать преувеличеній 1895), разъ даже защитники элевзинскихъ воздѣйствій на христіанскій ритуалъ подчеркиваютъ существенное отличіе—въ миетерическомъ пантеизмѣ 1в9е), а въ культѣ Митры, проникнутомъ натуралистическимъ политеизмомъ 169,1), всѣ основы были исключительно языческія * 1692 1693 1694 * * * І698 * * * *) и принципіально враждебныя христіанству 16"). Спеціальное достоинство послѣдняго вовсе не въ позаимствованіяхъ, и не ими новая вѣра побѣдила міръ по°), преклонившійся предъ его внутреннею цѣлостностію и самобытностію 1101). Тутъ всякое сходство лишается генетической убѣдительности, ибо мистеризмъ не имѣлъ и не давалъ искупляющаго Христа ‘™2). Для собственно Но-

1М>1) См. у Prof. Carl Clemen, Religionsgeschichtliehe Erklärung des Neuen Testaments, S. 180—181.

1692) prof q Anrich, Das antike Mysterienwesen, S. 145—146.

1693) у насъ въ эхомъ смыслѣ происходилъ оживленный обмѣнъ мнѣніями между f К. И. Сильченковымъ и проф. И. В. Поповымъ, при чемъ первый больше выдвигалъ христіанскую независимость („Тайноводствен-ное ученіе“ и приготовленіе вѣрующихъ къ принятію въ св. Церковь въ первые вѣки христіанства въ журналѣ „Вѣра и Разумъ“ 1901 г., № 4, стрн. 220—246, № 5, стрн. 291—312, NI 7, стрн. 428—447; Къ вопросу о происхожденіи въ древне-христіанской церкви „Тайноводстр.еннаго ученія“ ibid. 1901 г., N» 20, стрн. 1—8), а второй, не отрицая ея, отмѣчалъ и историческую обусловленность (въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1901 г., № 5, стрн. 194—199; 1902 г., № 11, стрн. 433—440).

1694) prof Nathanael Bonwetsch въ „Zeitschrift für die historische Theologie“ 1873, II, S. 261 ff. 273 ff. Prof. Carl Adolf Gerhard von Zezschwitz, System der christlich-kirchlichen Kathechetik I: Das Katechumenat oder die kirchliche Erziehung nach Theorie und Geschichte (Lpzg 1863), S. 155 ff. 169 ff,

1695) ,Cm. Prof. Alexander V. G, Allen, Christian Institutions (Edinburgh 1898), p. 441-442.

ібвб) faux, у Qomte Goblet d’Alviella, Eleusinia (Bruxelles 1903) по отчету Lewis R. Farnell въ „The Hibhert Journal“ II, 2 (January 1904), p. 400. 403.

lea?) prof jui Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen Reich und das Christentum, 8. 56.

1698) Prof Jul GriU ibids 51

1698) Prof Jul Grül ;bid ; s 30

1,0°) См. и Prof. Julius Grill ibid., S. 57.

1,ul) Prof. Jul. Grill ibid., S. 57.

um) prof Nrans Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 147.

ваго Завѣта всѣ аналогіи безусловно искусственны ”03), и за фонетическимъ созвучіемъ не слѣдуетъ забывать о. матеріальной диспаратности 1 "°4), почему недозволительны гипотезы о соприкосновеніи въ доктринахъ и обрядахъ 1105), хотя это было бы не столь удивительно для ритуальной части,—напр., со стороны сходнаго митраизма і70в)—въ позднѣйшій періодъ исторіи Церкви П07). Мистерическій языкъ получаетъ иное содержаніе ”08), радикально преобразующее вокабуляръ, который въ новозавѣтныхъ книгахъ не заключаетъ матеріальныхъ слѣдовъ мистерической терминологіи 170®).

При такой взаимной обособленности—христіанскимъ глашатаямъ не было надобности даже въ полемическихъ интересахъ затрогивать языческія мистеріи. Для митраизма это заключеніе тѣмъ вѣроятнѣе, что съ нимъ св. Павелъ едва ли соприкасался на своемъ благовѣстническомъ поприщѣ, ибо для даннаго культа были закрыты вся сфера эллинизма (въ Греціи, Македоніи, Фракіи, Виѳиніи, во внутреннихъ малоазій-скихъ провинціяхъ, въ Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ) и онъ самъ 1110). Тутъ были разныя области распространенія * 1704 1705 1706 1707 1708 * * 1711). Однако именно изъ потребностей полемическихъ и стараются аргументировать болѣе тѣсное отношеніе мистерій къ новозавѣтнымъ писаніяхъ 1712), на которыя чрезъ это, яко бы, проливается новый и яркій свѣтъ 1113). Не смотря на всю наружную видимость,—это опыты оказываются неубѣдительными. При-

поз) ,ракъ 0 С а г m а п’овскихъ аналогіяхъ Prof. Gust. Anrich, Das antike Mysterienwesen, S. 143,3.

1704) Такъ и Rev. Prof. Alexander Stewart, Art, „Mystery“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 468c*—469a.

1705) Такъ Augustine S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200 (October, 1893), p. 627.

1706) Prof. Franz Cumont въ Ausführliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie von W. H. Roscher II, 2, Sp. 3066.

1707) Cm. t E'dw. Hatch, Griechentum und Christentum, S. 217 ff.

1708) Prof. S. Chectham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 120—121.

по») prof. jsfath. Bonivetsch въ „Zeitschrift für die historische Theologie“ 1873, II, S. (225—) 227.

m°) prof л,/ Harnad;, Die; Mission und Ausbreitung des Christentums, S. 535; 2 Auf!., II Bd (Lpzgl906), S. 271. Prof. Franz Cumont. Die Mysterien des Mithra,S. 24—25. Dr. K. H. E. de Jong, Das antike Mysterienwesen, S. 55.60.

nu) prof. Franz Cumont, Die Mysterien des Mithra, S. 143.

1712) Prof. Edm. Pfleiderer въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ XIII (1887), 2, S. 184.

mä) Prof. Edm. Pfleiderer, Die Philosophie des Heraklit von Ephesus im Lichte der Mysterienidee, S. 350.

влекается посланіе къ Ефесянамъ по тому соображенію, что переселившіеся въ Малую Азію іонійцы сохраняли связи съ родными мистерическими культами * 1 *'11*), и ихъ касался уже Гераклитъ ефесскій 1115). Создавалась особая атмосфера мисте-рическаго очарованія, и противъ него св. Павелъ ведетъ энергическую письменную борьбу, поражая всѣ мистерическія обольщенія спекулятивной фантастичности и практической пагубности і116). Онъ категорически предостерегаетъ отъ увлеченій этимъ коварнымъ искусствомъ (Еф. ІУ, 14) и безпощадно обличаетъ всѣ- темныя стороны (У, 1 —14. Рим. I, 21 сл. 1 Кор. УІ, 9 — 20. 2 Кор. УІ, 14—УІІ, 1) 1’111), приглашая (въ Еф. УІ, 11 сл.) христіанъ сплотиться въ militia Christi по подобію мистовъ Изиды 1118). Разумѣется, мистеріи были не чужды моральныхъ недостатковъ и постепенно осложнялись многими тяжкими ненормальностями 1119), но вѣдь—и помимо ихъ—въ языческихъ обществахъ было достаточно всякихъ пороковъ, а потому потребны спеціальныя характерныя данныя мистерическаго свойства. Ихъ и находятъ въ двухъ признакахъ, что эта порочность 1) связывается съ религіозною практикой и 2) освящается либо прикрывается ею. Въ этомъ видѣ мистерическія моральныя уклоненія получаютъ типическій обликъ Гераклитовскаго оправданія, гдѣ философъ, бичуя abusus pessiraus optimi, будто бы не стѣснялся

1ПІ) Rev. Aug. S. Carman въ „The Bibliotheca Sacra“ L, 200 (October, 1893), p. 633.

ms) Cm. Prof. Edm. Pfleiderer, Die Philosophie des Heraklit von.Ephesus, S. 27 ff. 32 ff. и—частію—f проф. И. А. Чистовичъ, Древне-греческій міръ и христіанство, стрн. 87 сл. о значеніи мистерій для Гераклита, каковое преувеличивается, о чемъ см. f Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen

I, 2, S. 3 * S.741 ff.; впрочемъ, cp. у II. Таннеры, Первые шаги древне-греческой науки, стрн. 170.

me) prof Edm, Pfleiderer въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ XIII (1887), 2, S. 192—198. 200-201.

i7‘7) proft Edm. Pfleiderer-, ibid. XIII (1887), 2, S. 207—211; Die Philosophie des Heraklit von Ephesus, S. 311—312. 314. 315. 317.

,718) Отмѣчая такое сближеніе, допускаемое нѣкоторыми, Prof. Carl Clemen справедливо указываетъ, что, ужъ если нужны аналогіи для столь естествѳянаго уподобленія у Апостола, то ихъ могли давать, напр., Прем. Соломон. V, 19. Иса. LIX, 17, почему нѣтъ надобности въ язычески-мистери-ческихъ образцахъ (Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments.

S. 266). О соотношеніи sacramentum и militia см. и у С. П. Знаменскій въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1909 г., № 4, стр. 550. 562 сл., хотя этотъ авторъ думаетъ, что для sacramentum не эквивалентно (іиатг(рѵоѵ (таинство), для котораго скорѣе бы подходило латинское реченіе arcana disciplina (стр. 572).

ms) См. и Prof. S. Cheetham, The Mysteries Pagan and Christian, p. 122 sqq.

извинять всю циническую безнравственность ихъ глубиною и серьезностію символизируемой идеи 1,2°), не останавливаясь предъ абсурднѣйшимъ парадоксомъ, что «доброе (благо) п дурное (зло)—ато ©дно и то же» ”21). если равны между собою небесное (о.»<о) и земное (хатш) П22). Апостолъ, конечно, былъ знакомъ съ національнымъ ефесскимъ мыслителемъ, и у него естественно желаніе уничтожить столь вредныя и опасныя ухищренія 1'12®). Вопреки имъ онъ и твердитъ (въ 1 Кор. VI, 6—20), что если въ своемъ грубо-натуралистическомъ служеніи мистерій язычники впадали въ отвратительныя плотскія неистовства, то христіане—напротивъ—ради воскресшаго «Начальника жизни» должны сохранять въ чистотѣ и тѣла свои для будущаго воскресенія 1'’24).

У благовѣстника, дѣйствительно, выдвигаются «.премуще-ственно плотскіе грѣхи, и въ такой комбинаціи теоретически позволительна (для Еф. IV, 19) даже корректура г-трлуі-а.^ ёа(UTOUC для плотскихъ извращеній вмѣсто рѣдкаго и неяснаго äiiTjXyYjxÖTcc П25). Несомнѣнна и религіозная мотивировка. При всемъ томъ предполагаемыхъ предикатовъ не находится. Веѣ упоминаемыя аномаліи рисуются общераспространенными, а не исключительными, обусловленными лишь извѣстными культовыми отношеніями. Въ религіозной окраскѣ проглядываютъ другіе тоны, ибо описываемыя непотребства объявляются наказаніемъ религіознаго омраченія и ничуть не оправдываются имъ, но сами клеймятъ его своимъ позоромъ. Посему не ока- * 1721 * * * 1725

mo) Prof. Edm. Pfleiderer, Oie Philosophie des Heraklit von Ephesus, S. 315 и 281, и въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ XIII (1887), 2, S. 208. II. Таннеры, Первые шаги древне-греческой науки, стрн. 174 сл.

1721) prof Edm. Pfleiderer въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ XIII (1887), 2, S. 215. Karl Weiss, Die Erziehungslehre der drei Kappa-dozier въ „Strassburger Theologische Studien“ herausg. von Proff. A. Ehr-hard u. E. Müller V, 3 u. 4 (Freiburg im Breisgau 1903), S. 22, къ чему см. Prof. Theodor Gomperz, Griechische Denker: eine Geschichte der antiken Philosophie I (Epzg 1896), S. 57 и cp. 63, а изреченіе см. у Edm. Pfleiderer, Die Philosophie des Heraklit von Ephesus, S. 235 ff.; П. Таннеры, Первые шаги древне-греческой науки, стрн. 62 въ приложеніи.

m2) і ррі Zeller, Die Philosophie der Griechen I, 2, S. 3639, з. См. и выше на стрн. 1142—1143.

П23) prof. Edm. Pfleiderer въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ XIII (1887), 2, S. 209.

i7»4) prof_ Edm. Pfleiderer, Die Philosophie des Heraklit von Ephesus, S. 312, i.

1725) prof Edm. Pfleiderer въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ XIII (1887), 2, S. 209.

зывается мѣста для Гераклитовской апологіи, самая дѣйствительность которой весьма сомнительна 1’2G), какъ нѣтъ намека и на то. чтобы всѣ эти студодѣянія хоть считались заслуживающими нѣкотораго оправданія. По всему представляется болѣе вѣроятнымъ, что берутся извѣстныя печальныя явленія, которыя тѣмъ легче могли удерживаться, практиковаться и развиваться съ извѣстною религіозною благовидностію, что стоицизмъ часто оправдывалъ народныя религіозныя вѣрованія со всѣми догматически-моральными дефектами ихъ 1'і21). Нѣсколько знаменательнѣе, что они подводятся (въ Еф. V, 8 сл.) подъ антитезу тьмы и свѣта, игравшихъ такую важность въ мистерической процессуальности и символикѣ * 1727 1728 1729). Но эти образы были слишкомъ обычны и давно приняты въ библейскомъ употребленіи, мистерическая же порочность далеко не всегда окутывалась мракомъ и выставлялась съ наилучшей стороны въ качествѣ подражанія производительности созидательныхъ божественныхъ силъ. Детальное сопоставленіе неизбѣжно отличается утонченною смѣлостію и не носитъ желательной убѣдительности 112в), безъ чего вся интерпретація рушится сама собою, какъ плодъ чистой искусственности, поскольку и вообще языческія вліянія могли сказываться развѣ лишь на периферіи христіанства то).

____________Н. Глубоковскій.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1:м) Нужно замѣтить, что изреченіе (см. у II. Таннери, Первые шаги древне-греческой науки, стрн. 174 и—въ приложеніи—66:127) о тожествѣ ада съ Діонисомъ (ш5т6; о! Atoyj? хзі Діотоао?) разумѣютъ такъ, что они равны, поскольку происхожденіе утверждается на уничтоженіи, жизнь—на смерти (у Ed. Zeller, Die Philosophic der Griechen I, 2, S. 3728,1; cp. П. Таннери ibid, въ приложеніи, стрн. 63:78 и Prof. Edm. Pfleiderer, Die Philosophie des Heraklit von Ephesus, S. 78 ff.), почему примѣненіе этой сентенціи къ оргіямъ понимается (т Ed. Zeller ibid. I, 2, S. 3730—731, i) въ смыслѣ ихъ порицанія, а не оправданія.

1727) См. еще ALttestaraentliche Abhandlungen herausg. von Prof. Dr.

J. N ikel, Heft 1/2: Der Einfluss Philos auf die älteste christliche Exegese (Barnabas, Justin und Clemens von Alexandria); ein Beitrag zur Geschichte der allegorisch-mystischen Schriftauslegung im christlichen Altertum von Priester Dr. Paul Heinisch (Münster i. W. 1908), S. 5.

n») prof, Edm. Pfleiderer въ „Jahrbücher für protestantische Theologie“ XIII (1887), 2, S. 211—217.

1729) Cp. Prof. Ed. Grafe, Das Verhältniss der paulinischen Schriften zur Sapientia Salomonis въ Theologische Abhandlungen C. v. Weizsäcker gewidmet (Freiburg i. B. 1892), S. 284,2.

173°) Prof. Dr. Carl Vlemen. Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 289.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.