■ ■ ■ ЭЛИТИЗМ В ДИЗАЙНЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЭЛИТЫ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ДИЗАЙНА
Автор: ТЕРЕХОВА Е.В.
ТЕРЕХОВА Екатерина Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента в градостроительстве, архитектуре и искусстве Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета. Адрес: 344082, Россия, г Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский, 39. E-mail: [email protected]
Аннотация
В научных работах, посвященных исследованиям в области элитологии, в основном рассматриваются темы функционирования политических элит и институтов власти в различные исторические эпохи. При этом следует отметить возрастание роли отраслевых субэлитных групп в социально-экономических процессах в современной России при общем снижении доверия к политическим элитам. В работе представлена качественная характеристика отдельной отраслевой субэлиты, на примере сферы услуг строительного дизайна. В результате стратегического сегментирования конкурентов на ростовском рынке услуг строительного дизайна из четырех типических групп конкурентов - моно-дизайнеры, дизайн-студия, дизайн-офис и дизайн-фирма, - выявлена отраслевая субэлитная группа «дизайн-фирма», дана ее характеристика, стратегия, рассмотрены процессы взаимодействия с государством, бизнесом и обществом в целом.
DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-165-173
Ключевые слова: элита, субэлита, отраслевая субэлитная группа, дизайн, стратегические группы конкурентов, конкурентоспособность, конкурентное преимущество.
Признавая роль элиты в социально-экономических процессах общества, следует обратить внимание на качественные характеристики отдельных суб-элит, особенности составов и характеристик взаимодействия между собой различных групп элиты.
Под элитой рассматривают часть общества, состоящую из наиболее авторитетных, влиятельных людей, которая занимает ведущие позиции в выработке норм и ценностей, определяющих функционирование и развитие социальной системы. Элита является референтной группой, на ценности которой, считающиеся образцовыми, ориентируется общество [1, с.29].
Сама по себе элита неоднородна, и может подразделяться на верхний элитный слой (топ-элита, суперэлита, верхушечная элита) и субэлиту. В.И. Ильин выделяет субэлиту, как относительно узкий социальный слой, обладающий высокими ресурсным и инновационно-деятельностным
потенциалами, а О.В. Крыштановская расширяет данное понятие, подразделяя формальные субэлитные группы на отраслевые, иерархические и рекрутационные. М. Родин отмечает, что «Субэлита - не только источник рекрутации и конкурентной соревновательности властной элиты, но и эффективный «проводник» трансформационных стратегий».
Рассматривая дизайнерскую сферу, можно говорить о функционировании отраслевой (профессиональной) субэлиты. Под дизайном следует понимать специфическую деятельность сферы услуг, связанную с художественно-техническим проектированием предметно-пространственной среды на основе целесообразности, эстетичности и профессионализма дизайнера, проявляющиеся относительно конкретной среды проектирования [2, с. 272].
Современный дизайн, пройдя путь от создания единичных изделий и условий предметной среды, подошел к решению комплексных социально-экономических и экологических проблем, совершенствованию среды жизнедеятельности человека и общества. Рассматривая дизайн, как эффективную социально-ориентированную технологию, направленную на решение задачи улучшения качества жизни населения, необходимо особое внимание обратить на ведущих представителей данной сферы, то есть профессиональную элиту, обеспечивающих выбор направления развития современного отечественного дизайна. В настоящее время в России успешно развивается рынок услуг строительного дизайна. На примере данного рынка нами предложено рассмотреть отраслевую (профессиональную) субэлиту.
В основе всякой профессиональной элиты лежит ее элитность - некая сумма качеств (конкурентных преимуществ), заметно выделяющих ее от других, не обладающих этими свойствами [3]. Данное определение созвучно с теорией стратегического менеджмента, в частности, стратегическим сегментированием - процессом установления стратегических барьеров, отделяющих одну группу субъектов рынка от другой, на основе конкурентных преимуществ.
В результате стратегического сегментирования предприятий сферы услуг строительного дизайна нами были выявлены типические стратегические группы конкурентов: моно-дизайнеры, дизайн-студия, дизайн-офис и дизайн-фирма. Характеристика данных стратегических групп конкурентов представлена в таблице 1.
В роли элитной группы для сферы услуг строительного дизайна выступила стратегическая группа «дизайн-фирма». Конкурентными преимуществами данной группы являются узкая специализация, цена на уровне базовой, выполнение крупных системных объектов, высокое качество услуг
К представителям элитной стратегической группы были отнесены крупные дизайнерские организации, или «дизайн-фирмы», имеющие
Таблица 1. Характеристика стратегических групп конкурентов предприятий сферы услуг строительного дизайна [4, с.108]
Конкурентные характеристики, факторы Стратегические группы конкурентов
Монодизайнеры Дизайн-студия Дизайн-офис Дизайн-фирма
1 2 3 4 5
Численность персонала 1-2 до 10 5-20 от 10 и выше
Объекты дизайн-проектирования Только жилые здания Жилые дома и приусадебные участки Жилые, общественные, несложные промышленные и спортивные здания и сооружения Крупные системные объекты
Уровень сложности дизайнерских решений Простые, типовые Технически сложные, нестандартные Простые и сложные Сложные, нестандартные
Качество дизайн-услуг (проектов) Требует существенного развития Высокое От удовлетворительного до высокого Высокое
Стоимость дизайн-услуг (проектов) Базовый уровень и ниже Выше среднего Средний уровень Базовый и средний
Потребители дизайн-услуг Физические лица Физические лица Физические лица и частные организации Крупные частные и государственные организации
Доля рынка, % 5,12 9,98 61,4 15,5
Характерные черты Низкая цена, невысокое качество услуг, короткие сроки исполнения, креативность проектов Узкая специализация, глубокие знания специфики деятельности, сплоченный коллектив, высокая цена Имидж, широкая специализация, дифференциация услуг, наличие ценовой линейки, стремление ктипологиза-ции, проблемы в управлении Лидеры рынка, сильная производственная база, устойчивое финансовое положение, большой объем работ
Стартовые барьеры Практически нет стартовых барьеров Существенные (высокий профессиона-лизм,умение работать командой) Достаточно существенные (инвестиционные вложения, членство в профессиональных организациях) Значительно существенные (еще более жесткие, чем в группе «Дизайн-офис»)
большой опыт работы и хорошую репутацию, сильную производственную базу, стабильное финансовое положение. Они работают, в основном, с крупными коммерческими и государственными организациями, предоставляют весь комплекс работ в области строительного дизайна. За счет значительных объемов стоимость работ относительно невысокая. Как правило, это крупные системные объекты (общественные и торговые центры, промышленные объекты, спортивные сооружения). На долю таких предприятий приходится 23,5 % выполненных объектов.
Отличительные особенности группы «дизайн-фирма» заключаются в ориентации на сложные проекты, реализуемые в рамках государственных программ. Это дизайнерские предприятия - лидеры рынка. Они являются показателем состояния и развития дизайнерской сферы вообще. Здесь работают профессионалы и, следовательно, барьеры вхождения в данную группу самые жесткие: репутация, всевозможные регалии, лицензии, самое современное оборудование. Нужно отметить, что данная стратегическая группа занимает доминирующее положение, которое признается и конкурентами. Наиболее крупными предприятиями данной группы являются ООО АМ «Благородова В.В.», ООО «АрхиТектонПрожект», ТО «Новая РАСА», ГК «База», ООО «Дизайн Стиль Групп», АДМ «М1:1» и другие.
Выделение группы стратегических конкурентов «дизайн-фирма» в элитную опиралось не только на измерении ресурсов и статуса. Нами также рассматривались персональные качества (волевые, интеллектуальные, моральные) субъекта элитной группы.
По мнению Карабущенко П.Л. подлинная элита - это активное меньшинство, способное навязать свою волю пассивному большинству. Элитная группа в дизайнерской сфере является «паровым двигателем» для всех субъектов хозяйственной деятельности данной сферы, задает перспективные ориентиры развития не только дизайна, но и обеспечивает функционирование социально-экономических процессов во всех сферах деятельности общества.
Также элиту отличает мера общественного доверия к их профессиональному роду деятельности, то есть уровню компетентности и ответственности за свои лидерские позиции. Проведенный анализ профессиональных компетенций специалистов-дизайнеров выявил ключевые профессионально-личностные компетенции, к которым были отнесены: знание современных дизайн-технологий, чувство вкуса и стиля, стремление совершенствоваться, изобретательность, а также обучаемость, культура поведения, активность [5, с.93].
Наиболее значимыми личностными качествами для специалиста-дизайнера в области услуг строительного дизайна являются: способность к обучению, общая культура поведения, уверенность в себе. Отдельно хотелось бы выделить - умение работать быстро и качественно, умение аргументировать принятое решение, коммуникабельность.
Субъектами элитной группы «дизайн-фирма» являются члены профессиональных сообществ (Союза Дизайнеров России, Союза Архитекторов, Саморегулируемых проектных и строительных организаций (СРО), Международного Союза дизайнеров, Международной ассоциации интерьерного дизайна (1ЮА)); субъекты данной группы являются организаторами, дипломантам и лауреатами всероссийских и международных конкурсов в сфере дизайна; получившие образование не только в России, но и за рубежом; разработчики отраслевых образовательных стандартов; участники федеральных программ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
В.Н. Огородников в статье «Теоретико-методологические подходы к изучению элит в условиях трансформации российского общества» рассматривает элиту, как определенный слой людей, способных оказывать влияние на принятие значимых для системы решений, либо собственными решениями непосредственно оказывать существенное воздействие на судьбы значительного числа людей, занимающих элитное место в статусной иерархии [6]. При этом автор обращает внимание на соблюдение трех обязательных критериев:
- влияние должно носить долговременный воспроизводимый характер;
- вектор влияния может определяться по личному усмотрению данного элитного слоя;
- возможность создания новых смысловых ориентиров будущего состояния социальных систем.
В сфере услуг строительного дизайна субэлитная стратегическая группа конкурентов отвечает данным критериям:
1. Субъекты субэлитной группы создают различные профессиональные сообщества и центры развития дизайна с целью популяризации и развития отечественного дизайна; совмещая профессиональную и педагогическую деятельность, они воспитали не одно поколение специалистов-дизайнеров; являются признанными экспертами в данной области, их привлекают к разработке образовательных стандартов; они задают отраслевые стандарты качества; в целом, деятельность субэлитной группы «дизайн-фирма» носит долговременный воспроизводимый характер.
2. Субъекты субэлитной группы «дизайн-фирма» по личному усмотрению определяют вектор влияния, определяют направления развития дизайнерской сферы на рынке (не только на локальном), формируют модные тенденции в сфере услуг строительного дизайна.
3. Субъекты субэлитной группы «дизайн-фирма» задают смысловые ориентиры. Так, в настоящее время субэлита в сфере дизайнерских услуг преследует несколько ключевых идей:
- демонстрация представителям власти, промышленности, бизнеса и общества в целом коммерческой ценности инвестиций в дизайн [7, 8];
- использование образцовых методов и стратегий управления при разработке политики корпоративного дизайн-менеджмента [9, 10];
- использование современных инструментов пропаганды дизайна (проведение фестивалей, форумов, презентаций, издание специализированных журналов);
- разработка и внедрение в образовательной сфере новых курсов в области дизайн-менеджмента на уровне преддипломного и последипломного образования;
- использование в государственном секторе дизайна для решения политических и социальных проблем [11].
При оценке субэлитной группы особый интерес может вызывать социально-демографическая характеристика элитной группы. Н.В. Колесник в статье «Исследование региональной элиты в России: история вопроса и эмпирические опыт» приводит социально-демографическую характеристику региональной элиты, в том числе и Ростовской области. Автор обращает внимание на то, что 52% региональной элиты составляют лица в возрасте от 41 до 55 лет [12, с. 65]. В субэлитной группе «дизайн-фирма» наибольший удельный вес составляют лица моложе 30 лет (40%), далее следует возрастная группа от 50 лет и старше (33%). Согласно полученным данным Н.В. Колесника, ни в одном регионе группа женщин не является преобладающей в составе элиты, при этом, больше всего в сегменте региональной общности женщины представлены в элите Калининградской и Ростовской областей (19% и 15%). В рассматриваемой отраслевой субэлитной группе «дизайн-фирма» ростовского рынка дизайнерских услуг, соотношение примерно равное (51% женщин, 49 % мужчин). Важной характеристикой при создании портрета элиты является тип образования. Подавляющее большинство субъектов субэлитной группы «дизайн-фирма» имеют высшее образование (95,6 %) - из которых 40,9% - архитектурное, 20,4 % - художественное, 20,4 % - техническое, 9,1 % - управленческое и 9,1% другое. Среди представителей данной субэлитной группы определенное распространение имеют такие формы приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, как «перемена профессии с целью освоения новой» (архитектор-дизайнер-проектировщик-конструктор) (33%), дополнительное обучение, краткосрочные курсы и стажировки в Международных дизайн-центрах или архитектурно-дизайнерских мастерских (Италия, Франция, Англия, США).
В заключение стоит отметить, что с табильное развитие общества во многом зависит не только от качества политических элит, но также деятельности и поведения отраслевых субэлитных групп. Дизайнерские организации, составляющие отраслевую субэлиту, имеют представления
о ключевых направлениях деловой политики своего бизнеса, формулируют стратегические цели, средства и действия, которые необходимы для достижения поставленных целей и которые в дальнейшем обеспечивают не только конкурентоспособность сферы строительного дизайна, но и стабильное функционирование отечественной экономики в целом.
Список литературы
1. Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук // Научные школы МГИ-МО. - 2009. №3 - С.27-37. [Электронный ресурс] Режим доступа http://mgimo.ru/ files/138689/vestnik_09-03_ashin.pdf
2. Терехова Е.В. Проблемы обеспечения конкурентоспособного специалиста-дизайнера интерьера // Архитектурно-художественное образовательное пространство будущего: материалы международной научно-методической конференции. -Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015. - С. 272-274.
3. Карабущенко П.Л. Кадровая элита: «уход-и-возврат» профессионального меньшинства // «Советская номенклатура и современная элита в России и на постсоветском пространстве (1945-2014): материалы интернет-конференции Центра элитологических исследований (ЭлИс-Центр) - 15 октября - 20 декабря 2014г [Электронный ресурс] Режим доступа http://elis.pstu.ru/index.php?a=32&pod_id=83
4. Савельева Н.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг строительного дизайна [текст]: монография/ Н.А. Савельева, Е.В. Терехова. - Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусств, 2010. -184с.
5. Терехова Е.В. Требования, предъявляемые работодателями, к подготовке молодых специалистов-дизайнеров в г Ростове-на-Дону // Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов Южного федерального округа: материалы: II межвузовской научно-практической конференции. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - С. 92-97.
6. Огородников В.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению элит в условиях трансформации российского общества // Армия и общество. - 2012. № 4 (32). [Электронный ресурс] Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/nAeoretiko-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-elit-v-usloviyah-transformatsii-rossiyskogo-obschestva
7. Gorb, P. Design Menagement: papers from the London Business School.- London: Architecture, Design & Technology Press, 1990.
8. Service, L.M. Profit by design / L.M. Service, S. J. Hart, M. J. Baker. - Scotland: The Design Council, 1989.
9. Roy, R. The commercial impacts of investment in design / R. Roy, S. Potter // Design Studies. - 1993. - 14(2). - April. - P. 171-195.
10. Cooper, R. The Design Agenda: a guide to successful design management / R. Cooper, M. Press. - Chichester: J. Wiley & Sons, 1995.
11. Пресс М. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя / М. Пресс, Р. Купер. Пер. с англ. Поплавская А.Н., науч. ред. Буландо Б.П. - Минск: Гревцов Паблишер, 2008. - 352с.
12. КолесникН.В. Исследование региональной элиты в России: история вопроса и эмпирические опыты // Управленческое консультирование. - 2012. № 3 - С. 56-73.