Научная статья на тему 'Исследование состояния конкуренции на рынке услуг строительного дизайна'

Исследование состояния конкуренции на рынке услуг строительного дизайна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РЫНКА / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / : COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITION MONITORING / MONITORING INDICATORS OF THE MARKET OF BUILDING DESIGN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова Е.В

В статье анализируется методы исследования конкурентной среды на примере сферы услуг строительного дизайна. Рассмотрен алгоритм мониторинга конкурентной среды. Представлена группа показателей «Состояние конкуренции на рынке услуг строительного дизайна» мониторинга конкурентной среды данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE STATUS OF COMPETITION IN THE MARKET OF SERVICES OF BUILDING DESIGN

The article analyzes the research methods of the competitive environment on the example of the sphere of services of building design. The algorithm of monitoring the competitive environment. Presents a group of indicators of the "State of competition in the market of services of building design" monitoring the competitive environment of this market.

Текст научной работы на тему «Исследование состояния конкуренции на рынке услуг строительного дизайна»

УДК 338

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ СТРОИТЕЛЬНОГО ДИЗАЙНА

A STUDY OF THE STATUS OF COMPETITION IN THE MARKET OF SERVICES OF BUILDING DESIGN

Терехова Е.В. к.э.н., доцент ААИ ЮФУ

Terehova E.V.

Candidate of Economic Sciences, associate Professor Academy of Architecture and arts of Southern Federal University

В статье анализируется методы исследования конкурентной среды на примере сферы услуг строительного дизайна. Рассмотрен алгоритм мониторинга конкурентной среды. Представлена группа показателей «Состояние конкуренции на рынке услуг строительного дизайна» мониторинга конкурентной среды данного рынка.

Ключевые слова: конкурентная среда, мониторинг конкурентной среды, показатели мониторинга рынка, строительный дизайн.

The article analyzes the research methods of the competitive environment on the example of the sphere of services of building design. The algorithm of monitoring the competitive environment. Presents a group of indicators of the

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 3-4 (июль-декабрь) 2015

"State of competition in the market of services of building design" monitoring the competitive environment of this market.

Key words: competitive environment, competition monitoring, monitoring indicators of the market of building design.

В условиях усиления конкуренции на рынках сферы услуг строительного дизайна, высокой степени изменчивости внешней среды актуальной становится задача мониторинга конкурентной среды. Мониторинг рассматривается в числе основных инструментов получения актуальной и своевременной информации о рыночной конкурентной среде. Результаты мониторинга позволяют предприятиям сферы услуг строительного дизайна прогнозировать и планировать свою деятельность, выявлять критические точки развития и своевременно корректировать соответствующие процессы (процессы проектирования среды, инновационные, рыночные и другие процессы).

Конкурентная среда - это составляющая рыночной среды, представляющая совокупность сложившихся ключевых условий конкуренции субъектов конкретного рынка.

Под ключевыми условиями конкуренции нами понимается силы и факторы внешней среды предприятия, непосредственно затрагивающие конкурентоспособность хозяйствующих субъектов рынка. В связи с этим, нами предложено следующее определение мониторинга конкурентной среды.

Под мониторингом конкурентной среды следует понимать диагностику ключевых условий конкуренции в данной среде, являющуюся результатом специально организованной и постоянно действующей системы наблюдения, анализа и прогноза ее функционирования, на основе сбора статистической и аналитической информации о состоянии конкурентной среды в конкретном периоде [4,109].

Мониторинг отраслевой конкурентной среды А.В. Березкина предлагает выполнять с помощью модели пяти конкурентных сил, предложенной М. Портером в работе, определяющих предельный потенциал прибыли и конкурентную структуру отрасли [1,52].

Гусев Р.Н. в работе «Анализ конкурентной среды регионального рынка услуг строительного дизайна» предлагает выполнять исследование конкурентной среды с использованием модифицированной модели конкурентных сил, построенной им применительно к сфере услуг на основе:

- модели пяти конкурентных сил М. Портера: сила поставщиков (рыночная власть поставщиков); сила потребителей (рыночная власть покупателей); угроза появления новых конкурентов (потенциальные конкуренты); опасность появления субститутов товаров или услуг (угроза субститутов - товаров заменителей); конкуренция между существующими хозяйствующими субъектами (отраслевая конкуренция) [3, 38];

- модели семи конкурентных сил Н.А. Савельевой: сила поставщиков, сила потребителей, сила посредников, характер внутриотраслевой микросреды, характер конкуренции со стороны товаров и услуг-заменителей, угроза появления в отрасли новых конкурентов, макроэкономические факторы) [2].

В модифицированной модели анализа конкурентной структуры отраслей сферы услуг Р.Н. Гусев заменил силу «Конкуренция между существующими хозяйствующими субъектами» силой «Характер конкурентного взаимодействия отраслевых фирм». По мнению автора в данном случае, в процессе исследования анализируется уровень специализации и интеграции фирм в отрасли, сфера взаимодействия предприятий-конкурентов, роль профессиональных отраслевых организаций.

В результате проведенного Р.Н. Гусевым исследования было установлено, что

- конкурентная сила «Сила поставщиков» практически не оказывает влияния на деятельность самих дизайнерских организаций сферы услуг строительного дизайна;

- конкурентная сила «Сила потребителя» не оказывает существенного давления на предприятия сферы услуг строительного дизайна, но проявляется достаточно благоприятно и способствует в целом развитию данной сферы бизнеса;

- конкурентная сила «Характер конкурентного взаимодействия отраслевых фирм» в сфере услуг строительного дизайна Ростовской области проявляется крайне благоприятное;

- Конкурентная сила «Угроза появления новых конкурентов» -неблагоприятно сказывается на конкурентной структуре данной сферы услуг из-за угрозы появления новых игроков на рынке услуг строительного дизайна. Но в связи с увеличением спроса на дизайн-услуги, приток новых конкурентов не окажет сильного воздействия на действующих игроков данного рынка. Следует отметить, что барьерами стратегического группирования сферы услуг строительного дизайна в настоящее время являются: широта специализации; цена эскиза дизайн-проекта; уровень сложности проекта; качество дизайн-проекта; дифференциация потребителя.

- Конкурентная сила «Угроза появления услуг-заменителей» в сфере услуг строительного дизайна угроза появления услуг-заменителей отсутствует. Следовательно, данная конкурентная сила в сфере услуг строительного дизайна проявляется очень благоприятно.

Исследование конкурентной структуры согласно модели Р.Н. Гусева, дает более полное, системное представление о состоянии в целом рынка услуг строительного дизайна, но при этом предполагает сбор и анализ данных значительного временного периода, требует привлечения отраслевых профессиональных сообществ и административного ресурса, а также

ощутимых финансовых вложений. В отличие от анализа конкурентной структуры, который должен проводиться не чаще 5 лет, мониторинг носит более регулярный характер и предполагает систематическое отслеживание ситуации в конкурентной среде с интервалом 6-12 месяцев.

Мониторинга конкурентной среды, по нашему мнению, должен состоять из семи последовательных этапов: постановки цели и задач мониторинга конкурентной среды; определения набора отслеживаемых параметров (системы показателей); выбора инструмента исследования; сбора информации; обработки и анализа полученной информации; составления прогнозов будущего состояния объекта исследования конкурентной среды; контроля процессов мониторинга.

Представим содержательное наполнение компонентов мониторинга конкурентной среды сферы услуг строительного дизайна:

■ Этап включает определение объекта исследования, установления субъекта и постановку целей и задач исследования. Объектом исследования выступила конкурентная среда Ростовского рынка услуг строительного дизайна. Субъектом стала отраслевая профессиональная организация — Ростовское отделение Союза Дизайнеров России.

Рассматривая конкретно мониторинг конкурентной среды сферы услуг строительного дизайна, можно выделить следующие цели мониторинга:

- для профессиональных объединений: выработка мероприятий по укреплению конкурентных позиций предприятий сферы услуг строительного дизайна;

- для предприятий услуг строительного дизайна: обоснование конкурентного поведения и выработка стратегии конкурентной борьбы на основе полученных результатов.

Задачами мониторинга являются: общий обзор ситуации рынка услуг строительного дизайна; оценка текущего состояния конкурентной среды

сферы услуг строительного дизайна; определение основных ожиданий на ближайший период; анализ движущих сил и сдерживающих факторов развития сферы услуг строительного дизайна, источников конкурентных преимуществ и слабостей сферы услуг строительного дизайна.

2. Этап. Важнейшим структурным компонентом мониторинга конкурентной среды отраслевого рынка является определение набора показателей в соответствии с формируемыми целями и задачами. С целью исследования текущего состояния конкуренции на отраслевом рынке целесообразно рассматривать такие показатели, как степень дифференциации услуг, уровень специализации предприятий, структура предприятий по размеру, структура предприятий по динамике численности сотрудников, используемые техники дизайна, территориальный охват (таблица № 1).

Таблица 1

Показатели мониторинга по группе

«Состояние конкуренции на рынке услуг строительного дизайна» [5]

Наименование показателя Обозначени е Расчетная формула

Доля предприятий с определенным доминирующим видом дизайн-деятельности, % ит. ^ д.= N •100 где N¿>.1 - число предприятий с г-тым доминирующим видом деятельности; N - общее число предприятий на рынке.

Доля предприятий, оказывающих определенные дополнительные виды услуг, % и^ доп. д. UNNд0^дл • 100 где Nоп.дл - число предприятий с г-тым видом дополнительной деятельности.

Продолжительность работы на рынке услуг строительного дизайна, лет Р 1 раб. -

Распределение предприятий в зависимости от уровня территориального охвата рынка, % Цтер итер - ^тер■ 100, N N тер. - число предприятий определенной группы территориального охвата рынка (г. Ростов-на-Дону, Ростовская область, Южный федеральный округ).

Доля предприятий, выполняющих дизайн-услуги определенной сложности, % UN сл. пр. иN лпр. - ^^ ■ 100, где Ксл.прл - число предприятий, выполняющих дизайн-услуги с ¿-тым уровнем сложности.

Уровень специализации предприятий в зависимости от выполняемых этапов дизайн- проектирования, % UN этап N . т Т этап.1 7 лл UN этап.- N ' 100 , где N^,1 - число предприятий, выполняющих определенный набор этапов дизайн-проектирования.

Уровень специализации дизайн-предприятий, % и спец. N ■ испец=^Г ^ 100 , где Nспец.i - число предприятий ¿-того уровня специализации.

Уровень качества дизайн-услуг, %

и кач.

^•100.

N

где ^ач.г - число предприятий, выполняющих дизайн-услуги г-того уровня качества.

В состав отслеживаемых параметров также должен был включен набор факторов, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на развитие предприятий сферы услуг строительного дизайна. Перечень сдерживающих факторов и факторов, способствующих развитию сферы услуг строительного дизайна группы «Надежность и безопасность» сведен в таблицу 2.

Таблица 2

Параметры оценки по группе «Безопасность и надежность»

Сдерживающие факторы Балл Факторы, способствующие развитию Балл

1 2 3 4

Не совершенство законодательной базы Активизация деятельности отраслевых профессиональных организаций

Высокий уровень налогов Маркетинговые инновации

Неплатежеспособность потребителя Динамика стилей жизни потребителей

Высокая стоимость сопутствующих товаров и услуг Невысокая стоимость дизайн-услуг

Недостаточный спрос на дизайн-проекты Изменения в социальной сфере

Недостаток оборудования Инновации в технологиях

Недостаток квалифицированного персонала Проведение мероприятий международного уровня в России

Наличие конкурентов Модные тенденции

Недостаток денежных средств для и Глобализация деятельности

Другое Другое

В группе параметров «Надежность и безопасность» оценки предусмотрено ранжирование факторов, способствующих развитию сферы строительного дизайна, и факторов, сдерживающих развитие предприятий. Респондентам предлагается выбрать из представленного перечня те факторы, которые действительно положительно/отрицательно влияют на деятельность данного предприятия. В процессе анализа данных мониторинга вычисляется удельный вес респондентов, выделивших каждый из факторов как негативный или как положительный. По результатам полученных ответов строится многоугольники по двум группам факторов, которые представляют собой графическое соединение оценок, полученных по факторам. При этом факторы изображаются в виде векторов осей с точкой нулевого отсчета в центре. Каждая ось имеет шкалу с min значением «0» (если ни один из респондентов не выделил данный фактор), и с max значением «100%» (при условии, что все респонденты выделили данный фактор). На рисунке 1 представлены сдерживающие факторы.

Не совершенство законодательной базы

Недостаток необходимого оборудована!

Рис. 1. Факторы, сдерживающие развитие субъектов строительного дизайна

В группе «Прибыльность рынка» рассматриваются показатели рентабельности и прибыли рынка и их динамика (таблица № 3). Таблица 3

Показатели мониторинга по группе «Прибыльность рынка» [5]

Наименование показателя Обозначе ние Расчетная формула

Прибыль рынка, руб. Прынка п П рынка I * П р1 1=1 где ПР1 - финансовый результат реализации услуг (прибыль или убыток) 1 -того предприятия.

Рентабельность реализации рынка, % рынка п I К рынка Е 100

Темп роста прибыли рынка, % Тп ТП = Потч■ ■ 100 П П прошл■

Динамика рентабельности реализации рынка, % АВ-урынка ^^v рынка Rv отч. Rv баз .

В группе «Масштаб и динамика рынка» нами рассматриваются показатели объема реализации дизайн-услуг (проектов), емкости рынка и его динамика, динамики средних цен реализации дизайн-проектов; структуры потребителей (таблица № 4). Таблица 4 Показатели мониторинга по группе «Масштаб и динамика рынка» [5]

Наименование показателя Обозначе ние Расчетная формула

Число предприятий, шт. N

Динамика числа предприятий рынка, % Tn N ТN = отч ■ 100 N N прошл.

Емкость рынка в натуральном выражении, м2 Ен n Ен = I Вш i=1 где BHi - объем реализации i-той дизайн-услуги в натуральном выражении, м2; n - число видов дизайн-услуг.

Емкость рынка в стоимостном выражении, руб. Е n Е = IVp¡ i=1 где Ур1 - объем реализации i-той дизайн-услуги в стоимостном выражении, м2.

Темп роста рынка в натуральном выражении, % ТЕН Е Т = хошч. _ 100 , ен Е нпрошл. где Ен отч - емкость рынка в отчетном году, м2; Ен прошл. - емкость рынка в прошлом году, м2.

Темп роста рынка в стоимостном выражении, % Те Е ТЕ = отч■ ■ 100, Е Е прошл. где Еотч.- емкость рынка в отчетном году, руб.; Епрошл. - емкость рынка в прошлом году, руб.

Темп роста средней стоимости дизайн-услуг, % Тц ТЦ = Цотч ■ 100 Ц Ц ^ прошл.

Доля отдельных сегментов на рынке по характеру потребителей, % Uс.п. Е j j iсегм.потреб. р.^. Ui с.п. г ' 100 Е Е1сж - емкость i-того сегмента в зависимости от характера потребителей, руб.

Доля отдельных сегментов на рынке в зависимости от видов дизайн-услуг, % Uв.п. Е j J Eiвидыусл. лл Ui в .п. = г ■ 100 Е Е1вж - емкость i-того сегмента в зависимости от видов дизайн-услуг, руб.

Разработанная система показателей мониторинга конкурентной среды включает набор параметров оценки, позволяющих судить о характере и интенсивности конкуренции на отраслевом рынке, степени привлекательности

конкурентной среды для развития бизнеса, а также отражающих специфику отраслевого рынка услуг строительного дизайна.

3. Этап выбора инструментов исследования. Данный этап предполагает определение метода сбора и обработки данных, выбор и подготовку инструмента исследования. Проводятся пилотажные исследования с целью проверки и корректировки формы для заполнения данных и проверка выбранных методов.

Для исследования рынка услуг строительного дизайна была разработана анкета, включающая набор отслеживаемых параметров, отраженных на предыдущем этапе. При обработке данных использовались экспертные методы, статистического анализа данных, а также методы качественного и количественного измерений (описательный метод и корреляционный анализ). В качестве обработки данных может применяться программа анализа и визуализации данных 8ТЛТ18Т1СЛ, которая предоставляет возможности поиска закономерностей, прогнозирования, классификации, визуализации и добычи данных, а также разработок приложений в области экономики, управления, промышленности, Интернета и е-бизнеса.

4. Этап сбора информации. На данном этапе производится сбор всей необходимой для мониторинга информации.

5. Этап анализа полученной информации. Конечный результат анализа собранной информации может быть представлен в форме статистической и/или аналитической отчетности. Результатом могут быть: обзор конкурентной среды конкретного рынка, ранговая оценка конкурентоспособности основных игроков рынка, степень интенсивности конкуренции рынка, состояние спроса и предложения в отчетный период и другое.

6. Этап прогнозирования будущего состояния исследуемого объекта и внешней среды. В соответствии с заявленными задачами и полученными

результатами, на данном этапе дается прогнозная оценка конкурентной среды субъекта конкретного рынка; разрабатываются рекомендации по достижению поставленных целей.

В качестве прогноза могут быть: ожидания спроса и предложения, возможности появления новых факторов успеха, ожидаемая интенсивность конкуренции и монополизации рынка, направление движения конкурентных сил и степень влияния конкурентных факторов, степень вероятности проявления угроз и другое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации могут быть представлены в следующем виде: мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятий; методов преодоления негативного воздействия факторов конкурентной среды; конкурентных стратегий для стратегических групп конкурентов и т.п.

7. Этап контроля процессов мониторинга. Этот этап носит сквозной характер. Он предполагает постоянный контроль на всех этапах мониторинга: при необходимости корректировка исходных установок, обеспечение достоверности и полноты собранных данных, репрезентативности результатов анализа полученной информации, отслеживание эффективности (результативности) предложенных решений.

Систематическое отслеживание конкурентной среды, выявления благоприятных факторов развития организации, оценка сил, способных отрицательно воздействовать на функционирование предприятия позволит принимать адекватные решения руководству организации, создавать условия для более рационального использования имеющихся ресурсов, вырабатывать стратегию развития, формировать тенденцию устойчивого роста конкурентных позиций организации.

Список литературы .

2. Березкина А.В. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды //Маркетинг. - 2005. - № 1 (80). - С.51-59.

3. Гусев Р.Н. Анализ конкурентной среды регионального рынка услуг строительного дизайна / Р.Н Гусев. [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011, № 3. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/471.

4. Портер М.. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов /М. Портер // Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.

5. Терехова Е.В. Программа мониторинга конкурентной среды //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 9. -Москва, 2009. - С.108-115.

6. Терехова Е.В., Савельева Н.А Система показателей мониторинга конкурентной среды сферы строительного дизайна /Н.А. Савельева, Е.В. Терехова [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013, № 1. -Режим доступа: http: www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1570.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.