Научная статья на тему 'Элитарные личностные качества: случай праксиса'

Элитарные личностные качества: случай праксиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
475
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КОНСТЕЛЛЯЦИЯ ЭЛИТ-КАЧЕСТВ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТЫ / PERSON’S POTENTIAL / PERSONALITY / CONSTELLATION OF ELITE CHARACTERISTICS / RECRUITMENT OF ELITE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подолько Елена Олеговна

В статье исследуется иерархия элитарных личностных качеств, преобладающая в сознании российской молодежи. Обосновывается возможность расширения личностного потенциала, формирования тех субъектных и личностных качеств, которые удовлетворяют запросам времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hierarchy of elite personal characteristics prevailing in the Russian youth consciousness is considered in the article. The possibility of expanding the person’s potential, of forming the subjective and personal characteristics which satisfy the needs of modernity is substantiated.

Текст научной работы на тему «Элитарные личностные качества: случай праксиса»

Елена ПОДОЛЬКО

ЭЛИТАРНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: СЛУЧАЙ ПРАКСИСА

В статье исследуется иерархия элитарных личностных качеств, преобладающая в сознании российской молодежи. Обосновывается возможность расширения личностного потенциала, формирования тех субъектных и личностных качеств, которые удовлетворяют запросам времени.

The hierarchy of elite personal characteristics prevailing in the Russian youth consciousness is considered in the article. The possibility of expanding the person’s potential, of forming the subjective and personal characteristics which satisfy the needs of modernity is substantiated.

Ключевые слова:

личность, констелляция элит-качеств, личностный потенциал, рекрутирование элиты, практические экспектации; personality, constellation of elite characteristics, person’s potential, recruitment of elite, practical expectations.

ПОДОЛЬКО

Елена

Олеговна —

к.полит.н.,

доцент кафедры

психологии и

философии Тверского

государственного

технического

университета

pif1997@mail.ru

«Mы не можем отвечать за то, что сверх наших сил и воз -можностей». Эти слова М. Монтеня увязывают импе -ративы и реалии, должные требования и наличные способности. Можно экстраполировать их на актуальнейшую для России проблему рекрутирования элиты, на развитие элитарных качеств, отвечающих вызовам времени, через образовательные практики и технологии. В наше время предельной мобильности разума и здравого смысла, когда утрачивает силу традиционная модель «аристократического сознания», важно удостоверять кон -станты элитарности, выявлять новые ее пласты, грани, модально -сти самосохранения.

Элитный тип личности демонстрирует себя в пространстве морального. В аристократическом самосознании нет расхожде ния должного и сущего. Основными чертами такого типа лично -сти являются: личностное своеобразие (авторство, авторитетность, ответственность); развитая индивидуальность с пассионарной интенцией; высокий личностный потенциал; духовность и высо кая нравственность, представленная как благородство (высшая чуткость к справедливости, верность себе, гордость, связанная с чувством собственного достоинства), аристократическая честь, преданность идеалам и долгу, самообладание. Сегодня дифферен -цируются такие блоки субъектных и личностных элит - качеств, как:

1) духовно - нравственные позиции, просоциальные установки, вле -кущие максимизацию социальной полезности и ответственность;

2) когнитивная сложность мышления (высокая рефлексивность, способность к принятию решений в условиях неопределенности и т.д.); 3) мобильность (высокая вариативность поведения, коммуни -кативный потенциал).

Рефлексивность является определяющим свойством любых чело -веческих действий, показателем становления субъектности и лич -ности человека, одним из индикаторов восхождения к элитарно -сти. Рефлексирующий субъект может иметь образы себя и других субъектов вместе с их внутренними мирами (В. Лефевр). Поэтому развитие рефлексивных способностей является важнейшим ком -понентом «заботы о себе» как условия для развития личностного потенциала, формирования элит - качеств. Рефлексия — процесс критического осмысления текущей деятельности, умение выде лять, анализировать, соотносить и трансформировать свои дей -ствия и поступки с наличной ситуацией. Рефлексия направлена на выяснение оснований собственного способа осуществления актив

ности, на коммуникацию. Рефлексивные коммуникации, конструирование отно шений доверия, диалога субъектов и лич ностей являются условием вхождения в социальные и межличностные отно шения. Рефлексивность — это инстан -ция, контролирующая внутренний опыт. Важная функция рефлексивности состоит в структурировании своих осознаваемых психических свойств, в их произвольном контроле и коррекции1.

Толерантность к неопределенности — важная характеристика личности. Толерантная личность способна продуктивно действовать в новой и неопределен -ной ситуации. Это качество подразумевает сохранение личностью своей автономии, настроенность на паритетный диалог и полилог. В отечественном психологиче -ском дискурсе выделяются несколько подходов к пониманию феномена толе рантности2. Как личностная характери -стика толерантность к неопределенности проявляется в способности переносить ситуации неопределенности, принять их неизбежность, неоднозначность, множе ственность выбора, сохраняя при этом позитивное к ним отношение3.

Горизонт личности, в первую очередь для элит личности, определяется, наряду со свободой (автономией), также и ответ ственностью, понятой как «факт» выбора личности, сознательное самоограниче -ние собственной свободы. Степени сво боды, риск ответственности, единствен ность и исключительность поступка задают масштаб элит качеств личности. Ответственность сопряжена с возможно стями личности соответствовать реалиям, смыслу, долгу и т.д., она сопрягает сущее и должное. Ответственность означает принятие на себя «авторства» сложив шейся или разворачивающейся ситуации,

1 Карпов А.В. Рефлексивность как пси -хическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003, т. 24, № 5, с. 45-57.

2 Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2011, с. 300—329.

3 Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности интолерантности к неопределен ности // Психологический журнал, 2010, т. 31,

№ 1, с. 74—86.

поступка, поступания4. Вызовы современ -ности демонстрируют все возрастающую значимость личностной ответственности в социальном бытии. Ответы на эти вызовы, в первую очередь, за элитой.

Особое значение для расширения гра ниц личности и проявления ее элит -качеств имеет доверие, экспонирующее уверенность в себе, веру в Другого, диалог и полилог с Другими. Сегодня феномен доверия понимается как объективное и субъективное условия вовлечения лично сти в социум, в коммуникации, в «мобиль -ность», которые охватывают всю сеть меж личностных и социальных контактов.

Нами были собраны эмпирические дан -ные в ходе проведенного в 2011—2012 гг. социально психологического исследова ния, которые подтверждают возможность применения методического аппарата, раз работанного для диагностики субъектных и личностных предикторов, потенцирую щих элит - качества. Цель исследования — идентифицировать элитарные качества личности и выявить особенности их кон стелляции. Мы сформировали следующие группы из выборки испытуемых: 1) яркие представители российской элиты (поли тической, научной, медицинской, религи -озной), N=42 чел., средний возраст при -нявших участие в исследовании составил 55,08±12,7 года; 2) аспиранты Тверской государственной медицинской академии, Тверского государственного университета и Тверского государственного техниче ского университета (N=37 чел., из них 18 мужчин и 19 женщин в возрасте от 24 до 38 лет, средний возраст принявших участие в исследовании — 26,52±3,09 года); 3) студенты ТГМА, ТвГУ, ТвГТУ (N=350 чел., из них 155 юношей и 195 девушек в воз -расте от 17 до 25 лет, средний возраст при нявших участие в исследовании составил 18,02±5,25 года).

Диагностический инструментарий исследования составили разработанная нами анкета социально психологического опроса и следующие психодиагностиче ские методики: методика А.В. Карпова «Уровень рефлексивности», опросник уровня субъективного контроля Дж. Роттера, шкала толерантности к неопре деленности Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой, опросник «Личностные

4 Подолько Е.О. Личность и элита в социальной траектории : монография. — Тверь : Научная книга, 2011, ч. 1, с. 119—145.

факторы принятия решений» ЛФР - 25 Т.В. Корниловой, Для выявления значи -мых различий нами использован крите -рий Манна -Уитни (V).

По результатам ответов на вопросы анкеты оказалось, что большинство испытуемых 1- й группы — представи -тели российской элиты (26 чел., или 62% всей выборки) — на вершину пира -миды элит качеств личности поставили духовно - нравственные позиции и уста -новки (чувство социальной справедли вости, достоинство, честность). Далее по убывающей располагаются: когнитивная сложность мышления (высокий интел -лект, профессиональная компетентность, социальное мышление), а также субъект -ные и личностные предикторы (разви -тая индивидуальность, ответственность, рефлексивность). Их выбрали в качестве главного элитарного качества 10 опро -шенных (24%). На 3 - м месте, по мнению 6 опрошенных (14%), оказалась мобиль -ность (высокая вариативность поведения, коммуникативные навыки, доверие, толе рантность).

Другая картина наблюдается в резуль татах анкетирования 2 й группы испы туемых (аспиранты). По результатам анке тирования оказалось, что большинство аспирантов (19 чел., или 51,4% выборки) в качестве самого важного элитарного качества личности на 1 е место выдви гают когнитивную сложность мышле ния, а также развитую индивидуальность, ответственность, рефлексивность. На 2 м месте располагается наличие духовно нравственных качеств — их выбрали в качестве главного элитарного качества 10 опрошенных (27%). На 3 - м месте, по мнению 8 опрошенных (21,6%), оказалась мобильность.

И наконец, совершенно иная картина наблюдается в результатах анкетирования 3 й группы испытуемых (студенты твер ских вузов). Оказалось, что большинство

студентов (200 чел., или 57% выборки) в качестве самого важного элитарного каче ства личности на 1 е место выдвигают мобильность, на 2 м месте располагается когнитивная сложность мышления — их выбрали в качестве главного элитарного качества 90 опрошенных (25,7%). На 3 - м месте, по мнению 60 опрошенных (17,13%), оказалось наличие духовнонравственных качеств.

Таким образом, изучение элитарного сознания, субъектных и личностных качеств дает возможность прояснить самоидентификацию российской элиты и ее потенциальных «сменщиков», выя -вить ориентиры, приоритеты, границы эволюции элитарного сознания, осо бенности констелляций элит качеств, выявить возможности усиления развития элитарных способностей в образователь ных практиках. Согласно нашим выво дам, у действующей элиты на вершине пирамиды личностных качеств оказа лись традиционные для элиты духовно нравственные и просоциальные позиции и установки. Потенциальная элита — студенты и аспиранты — приоритет отдают другой конфигурации элитарных качеств. Это обстоятельство позволяет надеяться и верить в личностное начало, в тради ционные символы аристократического духа, в такие ценности, как благородство, достоинство, честь. Формирование и ини -циирование вышеуказанных личностных качеств выступает условием разработки образовательных стратегий, адекватных современным российским реалиям выс -шего профессионального образования. Последние должны быть ориентированы на формирование личности, расширение личностного потенциала и рефлексивного сознания, влекущего толерантность к нео -пределенности в принятии решений, ког нитивную и профессиональную гибкость, атрибуцию ответственности, доверитель -ности и мобильности в коммуникациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.