Научная статья на тему 'Роль элиты в бифуркационных точках общественных изменений'

Роль элиты в бифуркационных точках общественных изменений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭЛИТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ФЕНОМЕН / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ELITE AS A SOCIAL AND PERSONAL PHENOMENON / SOCIAL STABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подолько Елена Олеговна

Автор актуализирует изучение «фактора элиты» в критические периоды социальных изменений. В статье раскрывается значимость и специфика констелляций элитарных качеств личности, востребованных современной социальной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author updates the «elite factor» studying during the critical periods of social changes. The importance and specificity of constellations in personality's elite qualities demanded by the modern social practice is revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Роль элиты в бифуркационных точках общественных изменений»

Елена ПОДОЛЬКО

РОЛЬ ЭЛИТЫ В БИФУРКАЦИОННЫХ ТОЧКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Автор актуализирует изучение «фактора элиты» в критические периоды социальных изменений. В статье раскрывается зна -чимость и специфика констелляций элитарных качеств личности, востребованных современной социальной практикой.

The author updates the «elite factor» studying during the critical periods of social changes. The importance and specificity of constellations in personality's elite qualities demanded by the modern social practice is revealed in the article.

Ключевые слова:

элита как социальный и личностный феномен, социальная стабильность; elite as a social and personal phenomenon, social stability.

Возникшая в последние десятилетия теория элит достаточно убедительно связывается с исследовательской парадигмой синергетики. Ее объяснительные возможности позволяют рассматривать элиту в качестве ядра структуризации социального бытия, его упорядоченности и эволюции.

Эффективные социальные отношения возможны в условиях прочного социального порядка. Если социальная организация, структура социальных институтов, а также социальная среда повседневной жизни оказываются прочными и неизменными, то у людей возникает ощущение экзистенциальной безопасности, кото -рая выражается в доверии к социальным институтам (в т.ч. эконо -мическим и политическим). Стабильность и социальный порядок способствуют формированию единой социальной общности (ассо циации) посредством существования единых норм и ценностей, разделяемых всеми членами. Результатом общих норм и ценностей становится взаимное доверие, на основе которого и реализуется программа позитивных общественных преобразований.

Мы исходим из предположения, что основой стабильности обще -ственной жизни является общественный договор между элитой и обществом. Стабильность общественной жизни представляет собой систему общественных отношений, при которой общество соглашается с руководящей ролью элиты, занимающейся нормо -творчеством, организацией и сохранением общественного порядка, и принимает на себя обязательства по поддержанию общественного договора. При этом институционально оформленные элиты строят отношения между собой таким образом, что соотношение их амби ций, программ базируются на положениях общественного дого -вора и редуцируются к действующему общественному договору. Функциями общественной стабильности являются общественное равновесие, политический консенсус, вотум доверия правящей элите и ее правительству. Для правящей элиты социальный прогресс лишь сопутствует цели достижения социальной стабильности.

В этом плане устанавливаются различные типы стабильности, в т.ч. традиционно - патриархальная, тоталитарная, авторитарная и демократическая. Формы и способы существования общественного договора являются в конечном счете способами реализации проекта социальной стабильности победившей элиты. Эти способы показы вают, в чем совпадают и в чем расходятся интересы элиты с интере сами общества, которое может рассматриваться как «толпа», неорга -низованная масса, бессловесный народ или как гражданское обще ство, которое активно участвует в организации социальной жизни.

Одним из средств возвышения элиты над обществом является всеобщее избирательное право. Зачастую конкретный деятель не

ПОДОЛЬКО

Елена

Олеговна —

к.полит.н., доцент

кафедры психологии

и философии

Тверского

государственного

технического

университета

pif1997@mail.ru

предлагает собственную программу, но отсылает избирателя к программе той пар -тии, от имени которой он выступает. При этом программа избранного кандидата предстает как проект социальной стабиль -ности и как общественный договор между элитой и обществом, на условиях которого общество признает элиту и ее положение.

Элита, стоящая над обществом, неодно -родна и представлена определенными институциональными образованиями. Это политическая, экономическая, воен -ная (силовая), научная, нравственная и др. элиты. Различные институциональные оформления элиты создаются для того, чтобы конкуренция между институтами становилась продуктивной, результа -тивной, позволяла бы победившей части элиты успешно достигать своих целей. При этом остальные институциональ ные оформления стремятся встроиться в систему отношений, задаваемых победив шей группировкой элиты, с обязательным для себя условием — сохранять положение «над обществом».

Идентификация элиты как социальной общности основывается на системе соци альных, культурологических и социально психологических критериев. Перечислим наиболее распространенные определения «элиты», указывающие на необходимые ее представителям качества. Итак, в обще ствознании к «элите» относят: людей с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности (X. Ортега- и - Гассет); чиновников высшего звена, обладающих формальной властью в организациях и институтах, определяющих жизнь в обще стве (Р. Дай); харизматических личностей (М. Вебер); творческое меньшинство обще -ства, противоположное нетворческому большинству (А. Тойнби); меньшинство, имеющее наибольшее влияние в обще стве и/или осуществляющее в нем наибо -лее важные функции (С. Келлер); лидеров или выдающихся представителей любых социальных групп — профессиональных, этнических, локальных («элиты» летчиков, шахматистов и даже воров) (М. Боден); лиц, получивших наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето); наи более активных в политическом отно шении субъектов, ориентированных на власть (Г. Моска); людей с высоким поло жением в обществе и в силу этого оказы вающих влияние на социальный прогресс

(Л. Дюпре); владеющих наибольшими состояниями или имеющих наибольший престиж (Г. Лассуэлл); обладающих власт ными полномочиями (А. Этциони); зани мающих ведущие позиции в политической, экономической и культурной жизни обще ства (В. Геттсмэн), и др.

Речь идет о выделении той социальной категории, той социальной группы, кото рую можно вычленить в любом социаль ном образовании по качественным при знакам (по социальному или имуществен -ному статусу, отношению к власти, про фессиональным навыкам, интеллектуаль ным или творческим способностям и т.д.). Определенный набор этих качественных характеристик является основанием для «разрезания» социума на элиту и массу и определяет тип элиты.

Чтобы понять природу и причины мас -штабных социальных преобразований, происходящих в современном мире, выявить тенденции развития, предупре -дить возможные негативные сценарии, необходимо определить, какую роль играют в этих процессах люди, облечен ные властью — политической, идеоло -гической, духовно нравственной. Речь идет об отдельных личностях, обладаю щих определенными элитарными каче ствами, благодаря которым эта личность становится востребованной обществом. Сегодня актуальны серьезные философ ские, социологические, психологические исследования, посвященные изучению личностных и субъектных качеств элиты, ориентированных на запросы времени, вызовы глобализации, особенности со временной экономики, основанной на знаниях и результатах инноваций, и т.п.

Философский и психологический дис -курсы в наши дни вновь актуализируют фигуру личности как доминанты в соци альных преобразованиях, удостоверяют эмерджентную роль личности в социаль ных интеракциях. Вне личностного начала нет субъекта элиты. В этом контексте оче видным представляется актуальность реф лексии локуса и ресурсов элит личности в социальной траектории, а также особенно стей констелляций ее личностных качеств в условиях неопределенности и риска.

Можно уверенно выделить сущностные признаки элит личности: авторитетность, влиятельность, профессионализм, компе тентность, уровень достижений, успеш -ность самореализации, когнитивную

сложность мышления (социальное мыш ление, коммуникативный потенциал, при нятие решений в условиях риска и неопре -деленности и т.д.), доверие, мобильность (высокая вариативность поведения), про социальные установки, влекущие макси мизацию социальной полезности.

Элитный тип личности во многом сим волизирует личностный аристократизм, что ярко демонстрируется в пространстве морального. В аристократическом само сознании нет расхождения должного и сущего. Основными чертами такого типа личности являются личностное свое образие (авторство, авторитетность, ответственность), развитая индивидуаль -ность с пассионарной интенцией, высо кий личностный потенциал, духовность и высокая нравственность, представлен ная как благородство (высшая чуткость к справедливости, верность себе, гордость, связанная с чувством собственного досто инства), аристократическая честь, пре данность идеалам и долгу, самообладание и умение владеть собой. Горизонт элитар ной личности определяется ее свободой, ответственностью, поступком как «фак том» выбора личности, признанием за нею этого выбора социумом. Степень свободы, риски ответственности, единственность и исключительность поступка задают мас штаб качеств элит личности.

Современность все агрессивнее про воцирует экспансию социального в лич -ное и приватное пространство, что исто щает личность, минимизирует ее выбор. Однако, учитывая, что устремление чело века становится свободным, что личность свободна лишь в духе (понятие «аристо крат духа»), феномен личностного ари -стократизма приобретает сегодня новое звучание. В утонченном переживании и чувствовании социальной справедливо сти, благотворительности распознается «иммортализация» духовно нравственных приоритетов персоны аристократа, его благоразумие, честность, достоинство, сострадание, патриотизм и т.д.

Особое значение для расширения гра -ниц элит -личности имеет такое каче -ство, как доверие, которое, в свою оче -редь, экспонирует уверенность в себе, веру в другого, диалог и полилог с дру гими, толерантность. Сегодня феномен доверия понимается как объективное и субъективное условие вовлечения лич ности в социум. Через доверие проис -

ходит накопление социального капитала. Непрочность социального капитала в рос -сийских реалиях бросает вызов личности, являющейся субъектом индивидуального и персонально усвоенного социального капитала. Неэффективность социального капитала, индикатором которой является «ослабленное доверие», низкая сплочен ность, закрытость групповых границ, свя зывается с обезличенностью российской элиты и ее безразличием к «общему делу». У российской элиты сегодня отмечаются такие симптомы элитарного сознания, как отсутствие национальной ориентиро -ванности, личностной ответственности за результаты деятельности, дистрофия чув -ства социальной справедливости и т.п.

Современность демонстрирует доста -точно аргументов в поддержку заявления К. Лэша о «восстании элит», о принци пиальной смене качества элиты в XXI в., ее восхождении к меритократической «наполняемости» в социальной траекто -рии1. О реконкисте аристократического духа пишет отечественный элитолог П.Л. Карабущенко: «“Восстание элит” понимается нами прежде всего как вос становление истинного облика и смысла элит, очищение ее от неэлитных элемен тов, случайно попавших в номенклатурную обойму лиц, по своим профессиональным кондициям не соответствующих этому высокому статусу. Править действительно должны самые лучшие, а не самые удач ливые, богатые и хитрые. А ведь именно богатство, хитрость и удача и определяют ныне путь человека во власть. Но эти при знаки не являются признаками демокра тической селекции элит, в идеале приво -дящей к меритократической элите (ари -стократии духа)»2. Дефицит личностного и аристократического начала как важнейших составляющих российской элиты налицо. В сложившихся российских практиках рекрутирования элит для субъектов элит критерии личностных качеств занижаются и даже редуцируются, что порождает псев доэлитность субъектов элиты. Это особенно опасно для общества, т.к. сегодня очевидна все возрастающая роль элит-личности в социально историческом процессе.

1 Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. - М., 2002, 1а.

2 Карабущенко П.Л. Элиты, неэлиты и псевдоэлиты современной демократии // Демократия. Власть. Элиты: демократия vs элитократия. — М., 2010, с. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.