Научная статья на тему 'Автономия как личностная ценность'

Автономия как личностная ценность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
АВТОНОМИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / AUTONOMY / AXIOLOGICAL MEASUREMENT / EDUCATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майкова Элеонора Юрьевна

Исследование посвящено аксиологической интерпретации личностной автономии. Восхождение к личностной автономии видится как начинающийся в образовательных практиках путь разрешения социальных и личностных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is devoted to the axiological interpretation of individual autonomy. Ascent to personal autonomy is seen as a way of solving social and personal problems beginning in educational practices.

Текст научной работы на тему «Автономия как личностная ценность»

Элеонора МАЙКОВА

АВТОНОМИЯ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ

Исследование посвящено аксиологической интерпретации личностной автономии. Восхождение к личностной автономии видится как начинающийся в образовательных практиках путь разрешения социальных и личностных проблем.

The research is devoted to the axiological interpretation of individual autonomy. Ascent to personal autonomy is seen as a way of solving social and personal problems which originates in educational practices.

Ключевые слова:

автономия, аксиологическое измерение, образовательные практики; autonomy, axiological measurement, educational practices.

МАЙКОВА

Элеонора

Юрьевна —

к.и.н., доцент;

заведующий

кафедрой социологии

и социальных

технологий

Тверского

государственного

технического

университета

maikova@tstu.tver.ru

Сохранение демократии и формирование гражданского обще -ства в России предполагает понимание того, что автономия должна являться приоритетной личностной и социокуль -турной ценностью. Как следует из результатов широко известного кросскультурного исследования ценностей различных культур, проведенного Ш. Шварцем, в России ценность автономии не полу -чила широкого распространения (что означает нежелание брать на себя личную ответственность и рисковать), а ценностный профиль России малопригоден для развития демократии, т.к. в нем слабо выражены ценности автономии и равноправия1. Однако, как спра -ведливо замечает М.Т. Степанянц, методология Ш. Шварца носит универсалистский характер, где не «исчисляется» культурная спе -цифика как континуум приоритетных ценностей2.

Кризис в современной России все ярче демонстрирует свой ценностный характер. Переход к обновленной России видится в ценностном повороте к личности, к новым социальным усло -виям ее автономизации, в повороте от державного к личностному. Проведенные в последние годы социально психологические иссле дования, выявляющие динамику структуры базовых ценностей россиян, убедительно демонстрируют тенденцию к усилению лич ностного начала, автономии, самореализации3. Это обнадеживает, поскольку атрофия личностного и индивидуального начал, неса мостоятельность мысли, тлеющий рефлексивный потенциал, без ответственность, прагматизм и низменность в морали, некритич ность, внушаемость, дрессируемость, унифицируемость — характерные черты «массы».

В правовом дискурсе не случайно в последнее время акценти -руется внимание на аксиологической интерпретации частной и публичной автономии. Вектор российского юридического разума, считает В.В. Кочетков, должен быть направлен на актуализацию права на частную автономию как существенный аспект свободы человека в его государственном бытии, что достигается там, где реа лизуются принципы конституционализма, распространяются цен ности частной и публичной автономии, рационализуется понятие человеческого достоинства4.

1 Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008, т. 5, № 2, с. 37-67.

2 Степанянц М.Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопросы философии, 2012, № 1, с. 7.

3 Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Лимарь Д.В. Динамика ценностей русской культуры и их влияние на модернизацию // http:// www.smb.ru/analitics. html?id=meg_lebedeva

4 Кочетков В.В. Конституционализм и свобода: критика юридического разума // Вопросы философии, 2012, № 7, с. 17-26.

Как демонстрируют результаты проведенного нами в 2010—2011 гг. полевого социально - психологического исследова -ния студенческой молодежи (выборка — 616 чел.) Тверского региона, личностная автономия позиционируется как значи мая личностная ценность, наблюдается «восхождение» к ней в процессе профес -сионального становления. По результатам исследования автономность как личност -ная диспозиция самоподтверждается по -средством таких индивидуальных качеств и субъектных предикторов, как самоде -терминация, саморегуляция, самоактуа -лизация, ответственность, воля, рефлек сивность, и влечет корректировку таких явлений, как идентичность, доверие, толерантность. Это обстоятельство важно учитывать в образовательных практиках, поскольку высокая взаимозависимость социальных интеракций, информаци -онная и коммуникативная избыточность влекут необходимость селекции внешнего (среды), социального и развития способ ности конструирования автономного, независимого, аутентичного, суверенного бытия и соответствующих поведенческих паттернов1.

В историко - философской ретроспек -тиве усматриваются предпосылки иссле -дования проблемы автономии человека и личностной автономии. Они относятся к исследованию философских понятий сво боды выбора, свободы воли, к представле ниям об «идеальном проекте» человека в этических концепциях. Так, в философии раннего буддизма подчеркивается необ ходимость самостоятельного выбора для себя образа жизни. Этические импера тивы и максимы Конфуция постулируют значимость таких характеристик, как управление собой и сознательная орга -низация всех сфер собственной жизни. В философии Сократа «даймонин» выра -жает внутренний голос совести, которым необходимо руководствоваться и который подсказывает внутренние нормы поведения, в противовес слепому сле -дованию социальным требованиям. В «Никомаховой этике» Аристотеля в связи с проблемой добродетели рассматривался вопрос произвольности поступков, за которые человек несет ответственность. В аксиологической проекции об автономии

1 Майкова Э.Ю. Автономия как личностная диспозиция в образовательном пространстве // Философия образования, 2012, № 2, с. 126—133.

личности рассуждали Б. Спиноза, И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг и др.

Сегодня ключевыми ориентирами для социально философского дискурса темы автономии является ее осмысление в кон стелляциях «самости», «идентичности» и «социальной вовлеченности». Как спра ведливо замечает Ю. Хабермас, современ -ная «эпоха социальной вовлеченности» отличается от «эпохи самости» и «эпохи идентичности»2.

В «эпоху идентичности» меняется роль личностной автономии, поскольку пат терн идентичности предполагает состя -зание универсальных проектов, универ сальное понимание человека оказывается не единственно возможным. Речь идет о балансе личностной и социальной иден тичностей.

Без Мы -идентичности не существует никакой Я - идентичности. Равновесие в этой паре может попеременно нарушаться то в пользу Я, то — Мы. Глобализация, для которой характерно усиление процессов фрагментации, многообразие возможно стей, самоопределение в отсутствие авто ритетов форсируют кризис идентичности. В попытках сохранения баланса, управляя многообразием возможностей внешнего мира, индивид с необходимостью должен дифференцировать личное и обществен ное Я. Социальное (общественное) Я — это специально созданная конструкция, кото рая строится так, чтобы до определенного предела защитить индивида от проблем, вызванных существованием глубоко реля тивистской социальной атмосферы.

Согласно Э. Гидденсу, конструирование Я в современности предстает как реф -лексивный проект. Он полагает, что реф -лексивность проникает в саму структуру современной личности3. В качестве «реф -лексивного проекта» личность самостоя -тельно выбирает личностные формы иден -тичности и жизненного стиля. Разработка траектории собственного Я превращается в одну из важнейших жизненных задач. В позднесовременном обществе, где тра -диция по большей части перестает быть источником ценностных ориентаций и поведенческих установок для индивидов, им самим приходится выбирать себе иден тичность и образ жизни.

2 Хабермас Ю. Вовлечение Другого. Очерки политической теории. — СПб. : Наука, 2008.

3 Гидденс Э. Последствия современности. — М. : Праксис, 2011, с. 153.

В контексте вышесказанного под иден тичностью понимается последователь ность психической жизни человека, его самотождественность с определенным признанным образцом, а также возникаю щая в социальных интеракциях различная проявленность личности. Идентичность рассматривают как интегрированность человека и общества, их способность к осознанию самотождественности и ответу на вопрос: «Кто я такой?».

В эпоху «социальной вовлеченности» приоритет, власть, влияние — за социальным в ущерб личностному «экзистиро ванию». Здесь не может осуществляться самополагание и самоопределение, т.е. реализовываться паттерн самости. Вовлеченность — психологическое состо -яние, переживаемое как зависимость от того значения, которое придается стиму лам, действиям или событиям. Чрезмерная сосредоточенность на внешнем (среде) инициирует большую вовлекаемость в нее, растворение в ней. В модусе соци альной вовлеченности осуществляется интервенция на индивидуальную поли идентичность.

В последние годы мыслителями актуа лизируется проблема «принудительного выбора» для личности, инициированная экспансией социального в личное про странство (в т.ч. через потребительское мышление, информационные механизмы, манипулятивные технологии и т.д.), что требует гетерономного поведения, порож дает избыточную податливость личности потоку непрерывных социальных измене ний. Каждый человек вовлекается в соци альные потоки, где отсутствуют соци альные идеалы, ценностные ориентиры, путеводная нить, где нет авторитетов, дис циплины, но нет и автономии, суверен ности, приватной жизни и где потерялась личная идентичность и самость.

Однако существуют аргументы и авто ритетные мнения о том, что сегодня рано хоронить идею Я. И это несмотря на то, что распространенные постмодернист ские концепции пытаются доказать, что Я отсутствует или же не имеет власти над создаваемыми нарративами. Постмодерн видит в полифоничности и децентрации распад Я. Об этом говорят и концепции «смерти субъекта» и «смерти автора», утверждающие потерю человеком ответ ственности за «авторство» своей самости, своих поступков и своего опыта, а также

концепция «шизоанализа», представляю щая человека как существо, полностью подчиненное своему бессознательному, своим желаниям и потому обладающее децентрированной самостью, подобной шизофренической.

Таким образом, важно понимать, что в конкретных исторических условиях сле дует искать ответ на вопрос о границах, гранях, балансе личного и социального, личностной и социальной идентичности, автономии и гетерономии, констелляции самости, идентичности, вовлеченности. Автономность как личностная диспо зиция, как сепарация от социальности обладает эволюционным смыслом, она содержательно связана с социогене зом, социальной саморегуляцией, имеет социокультурное предназначение. Это обстоятельство проблематизирует тради ционное видение границ автономии лич ности, поскольку в содержании понятия автономии усматривается феномен дис танцирования личности от социального контекста.

Как личностная диспозиция, автоном ность — это имманентная самоустремлен -ность, способность к самоуправлению (саморегуляции), способность выбирать между альтернативными возможностями, ориентируясь на внутреннюю поддержку (смысл). Автономия — это дистанциро -вание себя, понимаемое как диалектика независимости и когеренции (зависимо сти) действий и мотивов. Автономность самоподтверждается и презентирует себя посредством таких личностных ресурсов и субъектных предикторов, как свобода (самодетерминация, саморегуляция, самоактуализация), ответственность, воля.

Как известно, формирование личности идет через практику самостоятельного поведения, т.е. практику (управление, осмысление), где человек включает себя в собственную деятельность, направляет ее на себя. Самостоятельное поведение направляется «индивидуальным семио зисом» (приватными схемами) и сопрово ждается формированием новых представ лений о своем Я как источнике самоуправ -ления. Понятие автономии личности про -являет свои коннотации в пространстве релевантных понятий (аутентичность, приватность, суверенность), что компен сирует его релятивность.

Поэтому феномен личностной автоно -

мии может быть корректно изучен только в контексте наличных социальных про блем, средствами междисциплинарного знания и философской рефлексии, через свою аксиологическую интерпретацию. Это позволяет преодолеть эвристическую недостаточность и методологическую узость частных дисциплинарных подходов к его толкованию.

Конструкт личностной автономии в психологических исследованиях послед него времени начинает играть все более важную роль. Он претендует на статус одного из главных компонентов лич ностного потенциала, оказывается клю -чевым звеном личностного развития. Одновременно автономия задает его направленность, целевое состояние и выступает как механизм, обеспечиваю щий его реализацию за пределами пси хосоциальной адаптации1. Личностная автономия испытывает культурные влия -ния, поэтому ее ценность различается в культурах, что показывают сравнительно культурные исследования.

В социально-политическом дискурсе ценность личностной автономии опреде ляется траекторией развития граждан ского общества. Новый исторический поворот России к гражданскому обще ству в конце ХХ в. актуализирует зна чение автономии в аспекте личностной

1 Дергачева О.Е., Леонтьев Д.А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2011, с. 237.

проблематики: осмысление тесной вза имосвязи социальных и личностных про цессов; понимание социокультурных механизмов и технологий воздействия на субъектность и личностные качества человека. Человек гражданского обще ства автономен по своему социокуль турному статусу, обладает определенной внутренней свободой и суверенностью внутреннего выбора, ответственность за который ложится на него самого. Включение такого индивида в новую социальную среду трансформирует цен ности, желания, потребности, интересы свободного человека как автономного субъекта. Расширение субъектных и личностных рамок за счет личностного потенциала, включающего когнитивную сложность мышления, высокую рефлек сивность, социальную мобильность (как способность к доверию), ценностные инварианты и нравственные ориентиры, позволяет «менее проблемно» перейти к нелинейной социодинамике совре менной жизни.

Процесс становления гражданской лич ности, возрастание личностной автономии идет, в первую очередь, в образовательном пространстве. Поэтому для достижения личностью «суверенитета», фундирован ного в свою самость, аутентичность, иден тичность и автономию, педагогическое сообщество должно заняться конструи рованием новых программ социализации молодого человека, адекватных не только профессиональным компетенциям, но и новым социальным реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.