Научная статья на тему 'Элиминирование теневых экономических отношений: легализация или противодействие?'

Элиминирование теневых экономических отношений: легализация или противодействие? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SHADOW ECONOMIC RELATIONS / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / LEGALIZATION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION / КРИМИНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / CRIMINAL CAPITAL / ЭЛИМИНИРОВАНИЕ / ELIMINATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Н. В.

С одной стороны, теневые экономические отношения принято считать серьезнейшей угрозой экономической безопасности государства. С другой, они очень часто способствуют развитию официальной экономики, являясь носителем инновационных решений социально-экономических проблем. Какую же стратегию следует избрать государству: исключение теневых отношений из экономической жизни или активное их подключение к легальной хозяйственной деятельности?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elimination of Shadow Economic Relations: Legalization or Opposition?

On the one hand, the shadow economic relations are considered to be the most serious threat to economic security of the state. On the other hand, they often contribute to the development of the official economy as they bring in innovative solutions to the social and economic problems. What kind of strategy should be chosen by the state: exclude the shadow relations from the economic life or actively link them up with the legal economy?

Текст научной работы на тему «Элиминирование теневых экономических отношений: легализация или противодействие?»

теневая экономика: как бороться,,

чтобы победить?

элиминирование теневых

экономических отношений:

легализация или противодействие?

Аннотация

С одной стороны, теневые экономические отношения принято считать серьезнейшей угрозой экономической безопасности государства. С другой, они очень часто способствуют развитию официальной экономики, являясь носителем инновационных решений социально-экономических проблем. Какую же стратегию следует избрать государству: исключение теневых отношений из экономической жизни или активное их подключение к легальной хозяйственной деятельности?

Теневые экономические отношения (ТЭО) представляют собой специфическую форму проявления экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, представителями различных государственных структур, гражданами в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Они не подконтрольны государству и часто противоречат общепризнанным морально-этическим нормам и действующему законодательству отношений.

По своему содержанию теневые экономические отношения направлены на минимизацию издержек экономической деятельности и максимизацию дохода. ТЭО проявляются в форме противоправных действий их субъектов, пос-

Морозова Н.В.

соискатель кафедры

политической

экономии и

международных

экономических

отношений

Российского

государственного

социального

университета,

г. Москва

[email protected]

кольку основаны на полном или частичном игнорировании формальных норм хозяйствования.

.теневые

экономические

отношения

принято

считать одной из серьезнейших угроз

_экономической

_безопасности

_государства.

С другой стороны,

_они очень часто

_способствуют

.развитию

официальной _экономики

Трансформация и противоречия

С одной стороны, теневые экономические отношения принято считать одной из серьезнейших угроз экономической безопасности государства. С другой стороны, они очень часто способствуют развитию официальной экономики.

В процессе своего развития теневые экономические отношения постоянно изменяются и трансформируются. Исходным социально-экономическим противоречием, лежащим в основе трансформации ТЭО, является противоречие между характером регулирующего здействия государства на условия ведения знеса и интересами предпринимателей. сли система государственного регулирова-ия экономических отношений соответствует характеру интересов предпринимательства и сложившимся морально-этическим нормам, то она создает необходимые предпосылки для поступательного развития бизнеса и экономики в целом и содействует сокращению масштабов теневой экономики. Когда же система регулирующего воздействия государства осуществляет прессинг и воздвигает все новые барьеры для эффективного развития бизнеса, это создает объективные предпосылки для его перехода в тень.

Исследования показали, что в стране за последние 40 лет существенно возросли масштабы теневой экономики, результатом чего явилось появление новых и обострение старых социально-экономических проблем (см. табл. 1 на с. 35).

Опасные тенденции

Анализ тенденций трансформации теневых экономических отношений в Российской Федерации свидетельствует о том, что за последние четыре десятилетия они имели тенденцию к расширенному самовоспроизвод-

Таблица 1

Этапы трансформации теневых экономических отношений в Российской Федерации

Этапы развития теневой экономики 1 этап. Теневая экономика административно-распределительной системы хозяйствования (1970-1991 гг.) II этап. Теневая экономика переходного периода (1992-2001 гг.) Ill этап. Теневая экономика постпереходного периода (2002 г. - настоящее время)

Масштабы теневой экономики, % от ВВП (экспертные оценки) От 3 до 5% От 10 до 45% от 24 до 75% и более

Особенности содержания теневой экономики - распространение в сферах производства и распределения хронически дефицитных товаров и услуг; - подпольная экономическая деятельность так называемых «цеховиков»; - специализация на производстве продукции легкой промышленности; - производство подпольной продукции, осуществляемое в основном на государственных предприятиях; - реализация и продажа товаров через так называемые «черные» рынки; - преувеличение результатов хозяйственной деятельности, то есть фиктивная декларация о выполнении планов в целях получения легальных доходов (приписки) - масштабное распространение теневых экономических отношений в отношениях собственности, практически во всех отраслях народного хозяйства; - перемещение акцентов с фиктивных операций по преувеличению достижений хозяйственной деятельности на сокрытие деятельности с целью ухода от налогов и извлечения нелегальных доходов; - институционализация теневой экономики, когда наряду с официальной существенные позиции заняла неформальная, повторяющая институты легальной экономики (теневое налогообложение, инвестирование, защита бизнеса и др.) - проникновение теневых экономических отношений во все неэкономические сферы общества (политика, право, наука, образование, армия, спорт и др.); - формирование рыночного механизма решения ряда политических, экономических, социальных, правовых, кадровых и др. вопросов; - дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых форм к постоянно действующим сетевым формам теневых экономических отношений; - формирование устойчивых властно-хозяйс-твенных структур, работающих под «крышей» представителей органов государственной власти; - криминализация не только теневых, но и всей системы общественных отношений

Ключевые слова:

теневые экономические отношения, легализация, противодействие, криминальный капитал, элиминирование, государственное регулирование

Keywords:

shadow economic relations, legalization, counteraction, criminal capital, elimination, government regulation

ству на основе интеграции и взаимодействия коррупции и теневой экономики. К наиболее важным и общественно опасным тенденциям трансформации ТЭО следует отнести:

- резкое возрастание масштабов теневой экономики;

- усиление антисоциальной и криминальной направленности теневых экономических отношений;

- развитие теневых экономических отношений, заключающее в себе две диаметрально противоположные тенденции прогресса (позитивные эффекты стабилизирующего воздействия) и регресса (негативные эффекты дестабилизирующего воздействия), в основном стало проявляться в деструктивных результатах. Причем регресс явно стал выступать как

еобладающая тенденция; в процессе трансформации теневых экономических отношений предпринимательс-во и представители государственной власти изменили собственную систему ценностей, взаимоотношений, а также механизмы их реализации. Это привело к значительному преобладанию криминально-экономических отношений над неформальными социально ориентированными;

- усложнение теневых экономических отношений привело к формированию так называемых социальных рынков, где объектами купли-продажи стали политические, экономические, социальные, кадровые решения, лоббирование финансовых, экономических и иных интересов, получение различного рода привилегий, льготных условий и т.д.;

- дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых сделок к постоянно действующим сетевым формам ТЭО приводит к формированию устойчивых властно-хозяйственных структур, работающих под «крышей» представителей определенных органов государственной власти. Это наносит существенный ущерб социально-экономическому развитию общества.

Элиминирование

Сложность, неоднородность и противоречивость сложившейся системы теневой экономики в стране требуют выработки нетрадиционных подходов к ее решению. Таким подходом может служить элиминирование1 теневых экономических отношений как процесс, направленный на их максимально возможное устранение и исключение из хозяйственной практики.

В современной отечественной практике в наибольшей степени используются инструменты противодействия теневым экономическим отношениям, которые, как показывает опыт, далеко не всегда позволяют решить проблему. Особенность же элиминирования как раз и состоит в том, что данная проблема решается на основе комплексного подхода в результате сбалансированного использования методов как легализации, так и противодействия теневым экономическим отношениям.

Сбалансированное использование методов легализации и противодействия предполагает, прежде всего, выработку критериальных признаков по определению места и роли (позитивной или негативной) тех или иных видов теневых экономических отношений в социально-экономическом развитии. Такими признаками должны являться, прежде всего:

- причины формирования ТЭО;

- социально-экономические интересы субъектов ТЭО;

- цели субъектов ТЭО;

- характер социальных связей, используемых для развития бизнеса;

- форма задействованного капитала (легальная или криминальная);

исследования показали, что в стране за последние 40 лет существенно возросли масштабы теневой экономики, результатом чего явилось появление новых и обострение старых социально-экономических проблем

1 Элиминирование (от лат. elimino - выношу за порог, изгоняю) - исключение из рассмотрения в процессе анализа, расчета, контроля признаков, факторов, показателей, заведомо не связанных с изучаемым, процессом - прим. ред.

теневая экономика

Таблица 2

Признаки криминальных и неформальных теневых экономических отношений

№ п/п Теневые экономические отношения

Криминальные экономические отношения Неформальные экономические отношения

1 Причины формирования теневых экономических отношений Определяемые представителями теневого бизнеса сферы незаконной предпринимательской деятельности по производству товаров и услуг, наносящих вред и ущерб здоровью людей и обществу и противоречащих морально-этическим нормам Возводимые государством административные барьеры на пути эффективного развития легального бизнеса, не наносящего вред и ущерб здоровью людей и обществу и не противоречащего морально-этичес-ким нормам

2 Интересы субъектов теневых экономических отношений Дальнейшее пребывание в тени и развитие крими-нально-экономической деятельности Легализация доходов и осуществление своей деятельности законными способами

3 Цели субъектов теневых экономических отношений Функционирование криминалитета существующих условий и его дальнейшее развитие Выход на открытый рынок, легализация и эффективное развитие бизнеса

4 Социальные связи, используемые для развития бизнеса Мафиозно-клановые связи, характеризующиеся полной закрытостью и непрозрачностью Деловые организационные, экономические, социальные, финансовые и другие связи, характеризующиеся открытостью и прозрачностью

5 Форма капитала Теневой (криминальный) капитал, сделка по смене собственника которого возможна лишь с субъектом криминального бизнеса Легальный капитал, сделка по смене собственника которого возможна с любым субъектом легального бизнеса

6 Способ присвоения Криминальные, внеэкономические способы, связанные с насилием Общественно признанные легальные экономические способы ненасильственного характера

- используемый субъектами ТЭО способ присвоения (см. табл. 2 на с. 38).

Легализация и противодействие

С учетом дифференциации теневых экономических отношений на неформальные и криминальные должна разрабатываться соответствующая стратегия государственной политики. Причем такая стратегия должна включать в себя два основных направления. Первое направление - радикально-либеральное - предполагает легализацию теневых экономических отношений. Легализация должна включать в себя систему мер, обеспечивающих все необходимые предпосылки и факторы для выхода теневого бизнеса из тени и активного его подключения к легальной хозяйственной деятельности. Второе направление - репрессивное, предполагающее расширение и усиление взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в борьбе против теневой экономики. Данные мероприятия должны быть направлены, прежде всего, на противодействие и ликвидацию теневых экономических отношений в сферах производства, распределения, обмена и потребления продуктов и услуг, неприемлемых для общества в силу сложившихся морально-этических норм и наносящих ущерб жизни и здоровью людей. Применение данного методологического подхода к разработке и реализации стратегии государственной политики в решении проблемы теневых экономических отношений позволит обеспечить максимизацию решения стоящих перед обществом задач.

Литература

1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2. - М.: Научный эксперт, 2009.

2. Есипов В.М. Теневая экономика: учебное пособие. - М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997. - 110 с.

...усложнение

теневых

экономических

отношений привело

к формированию

социальных

рынков,

где объектами

купли-

продажи стали политические, экономические, социальные, кадровые решения

теневая экономика

X

сложность,

_неоднородность и

противоречивость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_сложившейся

_системы теневой

_экономики в

выработки

нетрадиционных

подходов к ее

.решению

3. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учебное пособие для вузов. - М.: Норма, 2006.

4. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России. // Вопросы экономики. - 1998. - № 3. - С. 46-59.

5. Морозова Н.В. Национальная экономическая безопасность и теневые экономические отношения. / Проблемы формирования главной производительной силы постиндустриального общества (теория и практика). - М.: Старая Басманная, 2008.

6. Ореховский П. «Теневые» параметры реформируемой экономики (по материалам научной конференции). // Российский экономический журнал. - 1996. - № 8-9.

Morozova N.V.

Applicant, Chair of Political Economy and International Economic Relations, Russian State Social University, Moscow

Elimination of Shadow Economic Relations: Legalization or Opposition?

_Abstract

On the one hand, the shadow economic relations are considered to be the most serious threat to economic security of the state. On the other hand, they often contribute to the development of the official economy as they bring in innovative solutions to the social and economic problems. What kind of strategy should be chosen by the state: exclude the shadow relations from the economic life or actively link them up with the legal economy?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.