Научная статья на тему 'Елена Ефимова замок и вилла в ренессансной Франции'

Елена Ефимова замок и вилла в ренессансной Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каплан А. Б.

Ефимова Е. Замок и вилла в ренессансной Франции // Искусствознание. М., 2005. № 2. С. 5-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Елена Ефимова замок и вилла в ренессансной Франции»

Елена Ефимова

ЗАМОК И ВИЛЛА В РЕНЕССАНСНОЙ ФРАНЦИИ*

В архитектуре эпохи Возрождения строительство вилл стало отражением роста индивидуализма и фантазии. Во Франции строительство декоративных замков и вилл началось на полтора века позже. В это время рядом с большими замками или небольшими укрепленными домами, предназначенными для обороны, вырастают красивые декоративные замки - дворцы, удобные для жилья, но сохранившие рудименты фортификационных сооружений (с. 7). Причем многие замки подобного рода строят не только короли, но и разбогатевшие чиновники. Особенно интенсивное строительство замков наблюдается в XVI в. Еще в ходе их строительства сохраняется ряд средневековых пережитков. Например, средневековое отношение к природе было еще чисто потребительским, а не эстетическим (с. 9): «...король Франциск I, страстный охотник, выбирая места для своих будущих резиденций, руководствовался исключительно изобилием охотничьих угодий» (с. 9). Автор подчеркивает, что функциональное назначение замка и виллы совершенно различны. Французские строители замков-дворцов почти не пользовались древнеримским наследием в области архитектуры, а пытались заимствовать достижения в строительстве итальянских вилл эпохи Возрождения.

Первые французские замки для отдыха строились королем Прованса Рене. Он был весьма образованным для французского монарха человеком. Его маленькое королевство после его смерти стало принадлежать французской короне. Он первый стал строить замки в

* Ефимова Е. Замок и вилла в ренессансной Франции // Искусствознание. -М., 2005. - № 2. - С. 5-27.

долине Луары еще до Итальянских войн, в 1450-1460-х годах. Это были типично летние резиденции Рене, небольшие, как правило из белого камня, стены их порой украшались картинами итальянских художников (с. 11). После итальянских походов, особенно в 30-е годы XVI в. началось активное строительство Луарских замков. Причем заказчиками строительства выступали не только короли, но и вельможи, а также богатые буржуа, за деньги приобретавшие дворянские звания и даже титулы. Луарские замки этого времени отличались большими размерами и разнообразием. В некоторых фортификационные укрепления сочетались с дворцовой пышностью. Большинство из них являлись охотничьими замками, таковыми были луарские резиденции Франциска I и его сына Генриха II.

Автор отмечает, что отличие итальянских вилл от французских замков заключалось в том, что архитекторы первых стремились в своих проектах максимально учесть особенности окружающего виллу ландшафта. Но уже в конце XV в. летняя резиденция принцессы Анны Бретонской, а также находящиеся рядом капелла и галерея для прогулок были окружены садами, которые были созданы под руководством итальянского садовника. В садах находились купальные беседки, били фонтаны. Здесь наблюдается некий симбиоз французской архитектуры и итальянского ландшафта (с. 18). Замок, построенный кардиналом Жоржем д’Амбуазом, и особенно его летняя резиденция в местечке Лидье, созданы уже по итальянским образцам. И замок, и летний павильон находились в Нормандии. Кардинал неоднократно бывал в Италии и приглашал местных архитекторов и садоводов. Его племянник Шарль д’Амбуаз был французским губернатором Милана во время Итальянских войн, и его виллу под Миланом проектировал сам Леонардо да Винчи. В своем описании летнего дворца губернатора Леонардо упоминает о множестве каналов и ручьев с чистой прозрачной водой, «куда вода подавалась при помощи специальной помпы, приводимой действием водяной мельницы, а также о специально отобранных рыбах, которые не мутят воду» (с. 19). Искусствовед Карло Педретти отмечал, что эти проекты Леонардо навеяны неоплатонической интерпретацией садов Венеры, весьма известной в эпоху Возрождения (с. 19). Таким образом, скромный парковый ансамбль в Нормандии испытал на себе влияние таких великих итальянских мастеров, как Леонардо и Бра-манте. Этот парковый ансамбль был расширен и украшен в середине 176

60-х годов XVI в. В 1566 г. в нем остановились юный король Карл IX и его мать Екатерина Медичи. Здесь было возведено множество статуй по античному образцу, построен новый павильон, который получил название «Белый дом». Ряд ученых считают, что «Мэзон бланш» (Белый дом) - наиболее близкая копия итальянской виллы. К сожалению, это строение уже полностью исчезло в XVII в. (с. 20).

Замок, построенный по приказу герцога Франсуа де Гиза, сохранился, но его проект был более традиционным. Главное строение сохраняло вид средневекового замка, около него находился большой сад, разбитый при участии итальянских садоводов. Резиденция герцога де Гиза была типичной гибридной конструкцией (с. 21). Очень интересным строением был «замок» Шато-Неф (новый замок), его заказал архитектору Делорму король Генрих II. За два года (15571559) на высоком берегу Сены возникло обширное одноэтажное здание созданное по типу итальянских вилл. К зданию примыкал двор, служащий сценой огромного театра под открытым небом. Само здание было копией итальянской загородной виллы эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, многое заимствовала от древнеримских вилл. «Шато-Неф, насыщенный античными и ренессансными аллюзиями и представляющий своим обитателям - королю и избранному кругу его приближенных - прекрасную возможность уединиться и отвлечься от шума и суеты придворной жизни, занимаясь физическими и духовными упражнениями, как никогда более точно соответствовал идеалу виллы» (с. 23). В самом начале XVII в. этот дворец был дополнен обширным парком. Архитектор Дюперак, использовав исключительные особенности участка, расположенного на самой кромке крутого обрывистого берега Сены, создал в Шато-Нефе первый регулярный парк в итальянском стиле. Именно с XVII в. французские архитекторы начинают активно развивать садово-парковую систему, вначале подражая итальянскому садовому искусству, а затем вырабатывая свой собственный стиль. Консервативная типология французского замка перестает существовать в эпоху французского Возрождения, однако определенные черты средневековых строений оставались. Они носили в основном декоративный характер. Архитектура французского Возрождения сумела сохранить свою уникальность.

А.Б. Каплан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.