Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА'

ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Стратегическое планирование / стратегический анализ / коммерческий банк / банковские продукты / инновационные технологии / Strategic planning / strategic analysis / commercial Bank / banking products / innovative technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлик А.В.

В статье рассматриваются пути увеличения конкурентоспособности коммерческого банка, за счет стратегического планирования и внедрения инновационных технологий, обеспечивающих появление новых продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF STRATEGIC PLANNING OF A COMMERCIAL BANK

The article discusses the ways to increase the competitiveness of commercial banks, through strategic planning and the introduction of innovative technologies that ensure the emergence of new products.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»

УДК 336.011

Павлик А.В. студент

2 курс магистратуры, факультет «Экономики и управления»

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет Россия, г. Уфа Pavlik A. V. student

2nd year of master's degree, faculty of Economics and management»

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa

ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ELEMENTS OF STRATEGIC PLANNING OF A COMMERCIAL

BANK

Аннотация. В статье рассматриваются пути увеличения конкурентоспособности коммерческого банка, за счет стратегического планирования и внедрения инновационных технологий, обеспечивающих появление новых продуктов.

Annotation. The article discusses the ways to increase the competitiveness of commercial banks, through strategic planning and the introduction of innovative technologies that ensure the emergence of new products.

Ключевые слова: Стратегическое планирование, стратегический анализ, коммерческий банк, банковские продукты, инновационные технологии

Keywords: Strategic planning, strategic analysis, commercial Bank, banking products, innovative technologies

Стратегическое планирование является основой для принятия важных решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, дохода и профиля рисков для руководителей (специалистов) банка на всех уровнях его деятельности.

Опираясь на результаты стратегического анализа и установки на среднесрочную перспективу, руководство разрабатывает стратегию банка в отношении наиболее преобладающих сфер деятельности, ассортимента и цен на банковские продукты, допустимого уровня рисков и способов защиты от них.

Цель стратегического планирования в коммерческом банке -формирование, введение и развитие новых направлений банковской деятельности и банковских продуктов, которые будут обеспечивать рост доли завоеванного рынка, доходов банка.

Исходной точкой и базой разработки банковской стратегии служит анализ конкуренции, определение позиции банка на рынках по сравнению с конкурентами, обозначение его сильных и слабых сторон.

К задачам стратегического планирования банка относят:

- поддержание единства корпоративной цели банка, гармонизацию целей и задач всех планов продвижения банка в целом и его структурных подразделений;

- формирование базы для построения целостной системы планирования, прогнозирования и анализа;

- моделирование развития банка на основе сочетания факторов внешней и внутренней среды деятельности банка;

- повышение управляемости банка. Способность гибко и эффективно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.

Формирование стратегии осуществляется в процессе стратегического планирования, а тактика определяется бизнес-планом банка, которая позволяет условно разграничить эти оба процесса, хотя они очень тесно связаны между собой. Стратегия определяется, как правило, на длительный срок (5-10 лет), горизонт бизнес-плана более ограничен и составляет 1-5 лет.

Основные этапы процесса стратегического планирования включают в

себя:

1) Стратегический анализ. Он должен коснуться, с одной стороны, вопросов состояния окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ), а с другой стороны, дать определение внутреннему потенциалу организации (внутренний анализ), чтобы разрабатываемые стратегии основывались на реальных потребностях рынков и клиентов банка.

После анализа возможных сценариев развития экономической ситуации происходит выбор ключевых факторов, которые могут значительно повлиять на показатели и результаты деятельности банка (например, на изменение объема привлеченных ресурсов, рентабельность банковских операций и т.д.). Затем эти факторы будут использованы при проведении анализа сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей банка.

Ключевые факторы следует объединить в группы и оставить только самые важные из них (макроэкономические показатели, законодательные и нормативные акты, политические тенденции, региональные экономические условия и т.д.)

При проведении внутреннего анализа дают оценку таким показателям

как:

- финансовое состояние банка;

- качественные и количественные характеристики предоставляемых услуг и предлагаемых продуктов и их сравнение с похожими услугами и продуктами конкурентов;

- существующая клиентская база банка и динамика ее изменения;

- достаточность уровня квалификации специалистов банка.

Основные выводы, сделанные в ходе проведения внутреннего анализа, необходимо отразить в списке сильных и слабых сторон банка для дальнейшего их использования в ходе SWOT-анализа, являющегося последним этапом ситуационного анализа.

2) Определение миссии и стратегических целей банка. Второй этап стратегического планирования определяет главную задачу (миссию банка).

Генеральная идея (миссия) определяет видение, долгосрочные и краткосрочные бизнес-цели.

3) На третьем этапе разработки банковской стратегии, исходя из определенных генеральных задач, необходимо сформулировать стратегические цели на плановый период.

Разработка стратегии развития банка, осуществляющаяся на четвертом этапе планирования, должна обеспечить создание комплекса целевых программ, реализация которых обеспечит банку долгосрочное конкурентное преимущество.

Существует несколько путей достижения конкурентного преимущества:

- лидерство в ценообразовании, предполагающее экономию на затратах и продажу банковских продуктов и услуг по ценам ниже среднерыночных;

- лидерство по качеству предлагаемых продуктов и услуг, основывающееся на предложении таких продуктов и услуг, которые не имеют аналогов на рынке или имеют привлекательные для клиентов особенности;

- фокусирование на определенной «рыночной нише», для завоевания которой банк может использовать перечисленные выше два способа достижения конкурентного преимущества.

Следует отметить, что конкурентное преимущество нарастает постепенно. Поэтапный план достижения конкурентного преимущества должен быть результатом разработки банковских стратегий. Для этого необходимо поэтапно определить основные направления деятельности кредитной организации на рынке банковских продуктов и услуг, то-есть, необходима разработка стратегии маркетинга, стратегии управления активами и пассивами, стратегии развития организационной структуры и управления персоналом.

Использованные источники:

1. Глущенко, Е. Н. Финансовое посредничество коммерческих банков: монография/ Е.Н. Глущенко, Л.П. Дроздовская, Ю.В. Рожков. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2018. - 200 с.

2. Дроздовская, Л.П. Банковская сфера: механизм информационно -финансовой интермедиации: монография / под научной ред. Проф. Ю.В. Рожкова. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2017. - 320 с.

3. Парусимова, Н.И. Трансформация банковских продуктов в разных типах экономических систем: монография. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2016. -389 с.

4. Шарп, У. Ф. Инвестиции = Investments: пер. с англ. / У. Ф. Шарп, Г. Дж. Александер, Дж. В. Бэйли. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 1028 с.

5. Голева О.И. К вопросу об институциональных основах финансового посредничества/О.И. Голева//Вестник финансовой академии.2017 - №24. - С.48 - 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.