Элементы соглашения о государственно-частном партнерстве в рамках Федерального закона № 224-ФЗ от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации»
1 2 3
Еремин В. В. , Медников А. А. , Цанава Б. З.
1Еремин Виктор Валерьевич /Eremin Viktor Valer 'evich - студент, кафедра административного и конституционного права, юридический факультет, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы; 2Медников Александр Александрович /Mednikov Aleksandr Aleksandrovich - студент,
гуманитарный факультет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 3Цанава Бачуки Зурабиевич / Tsanava Bachuki Zurabievich - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Высшая школа менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: данная статья посвящена недавно вступившему в силу Федеральному закону № 224-ФЗ от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Главной задачей данной статьи было проанализировать элементы соглашения о государственно-частном партнерстве, в рамках 224-ФЗ и обозначить дальнейшие перспективы применения данных элементов, а также несостыковки с мировой практикой. Данная работа носит ценность, как для представителей научного сообщества, так и для юристов-практиков.
Abstract: this article is devoted recently came into force the Federal Law №224-FZ of 13.07.2015 "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation." The main objective of this paper was to analyze the elements of the public-private partnership arrangements, in the framework of the 224-FZ and indicate the future prospects of application data elements, as well as not interface with the international practice. This work is valuable for both the scientific community and for legal practitioners.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, элементы соглашения, закон о ГЧП.
Keywords: public-private partnership, investment, elements of the agreement, the law on PPP.
Все участники рынка инвестиционных проектов с нетерпением ждали Федеральный закон, который бы установил прозрачные «правила игры» на рынке проектов государственно-частного партнерства. И вот, наконец-то долгожданный Федеральный закон был принят и с 1 января 2016 года вступил в силу - это Федеральный закон № 224 от 13.07.2015 «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Но вместо очевидной радости у частных партнеров возникла грусть и одной из причин стали элементы соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.
Сразу же стоит отметить, что государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство являются жертвой ошибки переводчика, который перевел понятие «public private partnership» как государственно-частное, а законодатель вынужден был добавить еще и муниципально-частное партнерство, что, по сути, только лишь добавляет неудобства.
Возвращаясь к элементам соглашения или, как более принято в мировой практике, моделям государственно-частного партнерства, законодатель предложил инвесторам некий конструктор из обязательных и дополнительный элементов соглашения.
Статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 224 «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» (далее - ФЗ о ГЧП и МЧП) декларирует в качестве обязательных элементов соглашения следующие:
1) строительство и (или) реконструкция (далее также - создание) объекта соглашения частным партнером;
2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;
3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;
4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом [1, ст.6].
Учитывая также «вариативную» часть, которая задекларирована в п.3 ст.6 ФЗ о ГЧП и МЧМ, законодатель определил возможный перечень форм государственно -частного партнерства, а именно следующие:
Строительство, эксплуатация, передача (в англоязычной версии BOT - Build, operate, and transfer);
Проектирование, строительство, эксплуатация, передача (в англоязычной версии DBOT - design, build, operate, transfer);
Строительство, эксплуатация, техническое обслуживание, передача (в англоязычной версии BOMT - build, operate, maintenance,transfer);
Проектирование, строительство, финансирование, техническое обслуживание (в англоязычной версии DBFM - design, build, finance, maintenance);
Проектирование, строительство, финансирование, техническое обслуживание, эксплуатация (в англоязычной версии DBFMO - design, build, finance, maintenance, operate).
Российский правовед, специалист в области государственно-частного партнерства С. В. Маслова пишет по поводу возможных моделей, предложенных ФЗ о ГЧП и МЧП: «Таким образом, в России на основании Закона о ГЧП могут быть реализованы проекты ГЧП в соответствии с большим количеством моделей ГЧП, используемых в мировой практике: BOT, DBOT, BOMT, DBFM, DBFMO и т.п. Исключение составляет, во-первых, модель ВТО, концессия, но данная модель ГЧП урегулирована в Законе о концессиях. Во-вторых, под действие Закона о ГЧП не попадают модели ГЧП, в которых отсутствует строительство или реконструкцию объекта соглашения о ГЧП, например, Finance Only (только финансирование) или Operation & Maintenance Contract (контракт эксплуатации и обслуживания), и др. Это можно оценить как недостаток Закона о ГЧП. Хотя многие эксперты и страны вообще не склонны рассматривать такие модели как ГЧП» [3, c. 294]. Судя по всему, законодатель также решил, что подобные формы не являются государственно-частным партнерством, но рассмотрим суть вопроса более подробно.
Когда речь идет о моделях государственно-частного партнерства стоит учитывать, что используется и подразумевается некий способ структурирования проекта, который доказал свою жизнеспособность в мировой практике. Также, когда речь идет о государственно-частном партнерстве, нельзя не отметить, что предполагается распределение функций, а самое главное, распределение рисков между публичным и частным партнерами, именуемая в мировой практике как «project delivery system»1. Обычно, когда формируют модель государственно-частного партнерства, отталкиваются от функций частного партнера, к которым принято относить следующие:
- проектирование (design);
- строительство (construction);
- реконструкцию (rehabilitation);
1 Примерный перевод: система исполнения проекта
49
- финансирование (financing);
- владение на праве собственности (ownership);
- управление (management);
- эксплуатацию (operation);
- техническое обслуживание (maintenance);
- передачу права владения и пользования (leasing);
- передачу права собственности (transfer) [2, c. 34].
Законодатель при подготовке Федерального закона от 13.07.2015 № 224 «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» стоял перед выбором - перечислять все возможные виды ГЧП, устанавливать юридические рамки их реализации (такой подход применяется в настоящий момент в России, Таджикистане, Молдове, Южной Корее и др.) или отказаться от подобного перечисления и сводить правовые рамки к минимуму (практика Киргизии, Украины и др.). В условиях сложившейся правовой традиции и особенностей российской правовой системы, как и правовых систем большинства других стран СНГ, в частности, когда субъекты РФ и местные органы власти не вправе каким-либо образом вмешиваться в гражданско-правовое регулирование публично-частных партнерств, можно было бы рекомендовать отечественному законодателю установить основные ориентиры, позволяющие использовать, по меньшей мере, общепринятые модели ГЧП, а в лучшем случае и вовсе оставить возможность для использования любых иных договорных механизмов, прямо не противоречащих федеральному закону) [2, c. 42].
Литература
1. Федеральный закон от 13.07.2015 №224 (ред. от 29.12.2015) «О государственно -частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Попондуполо В. Ф. (ред.) Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты С. А. Белов, Е. В. Гриценко, Д. А. Жмулина и др.; М.: Инфотропик Медиа, 2015. 528 с.
3. Maslova S. V. The new Russian law on PPP: breakthrough or throwback? European Procurement & Public Private Partnership Law Review; 2015, Vol. 10 Issue 4, p.292-316.
Изменение и прекращение договора коммерческой концессии
Митрофанова Г. А.
Митрофанова Галина Александровна /Mitrofanova Galina Alexandrovna - студент-бакалавр, кафедра гражданского права, юридический факультет, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
Аннотация: в статье анализируется, как правильно, с точки зрения закона, вносить изменения в договор коммерческой концессии, а также в каких случаях и при каких обстоятельствах данный договор прекращает действовать.
Abstract: in article are analyzed as it is correct to make from the point of view of the law changes to the agreement of commercial concession and also in what cases and under what circumstances this agreement stops to work.
Ключевые слова: юриспруденция, коммерческая концессия, франшиза. Keywords: law, commercial concession, franchize.