Научная статья на тему 'Особенности конструирования форм соглашений о государственно-частном партнерстве'

Особенности конструирования форм соглашений о государственно-частном партнерстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗАКОН О ГЧП / ФОРМА СОГЛАШЕНИЯ / МОДЕЛИ ПРОЕКТА / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ОГРАНИЧЕННОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терещенко С.В.

В статье рассматриваются правовые возможности разработки различных форм соглашений о государственно-частном партнерстве на основе Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ. Проводится анализ возможности применения отдельных элементов соглашений, а также рассматривается актуальность расширения сферы применения Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Терещенко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования форм соглашений о государственно-частном партнерстве»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Антонян, Ю.М. Криминология: Учебник / Ю.М. Антонян. - М.: Норма, 2015. - 425 с.

2. Бузько, Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: дисс...канд. юрид. наук / Н.М. Бузько. - Москва, 2002. - 223 с.

3. Малков, В.Д. Криминология: Учебник / В.Д. Малков. - М.: Проспект, 2015. - 526 с.

4. Старков, О.В. Криминология: Учебник / О.В. Старков. - М.: Юрист, 2014. - 397 с.

5. Усольцева, В.С. Влияние семьи на формирование девиантности подростка / В.С. Усольцева // Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 7. - С. 52 - 57.

6. Штефан, А.В. Состояние преступности несовершеннолетних в современной России / А.В. Штефан // Проблемы развития территорий. - 2017. - № 2. - С. 62 - 66.

7. Щеголева, А.Н. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения / А.Н. Щеголева // Наука. Практика. Право. - 2015. - № 8. - С. 21 - 27.

8. Официальный сайт ГУ МВД России по Челябинской области. - https://74.xn--b1aew.xn--p1ai/

© Рыженкова Е.В., 2017

УДК 347

С.В. Терещенко

магистрант РГЭУ («РИНХ») г. Ростов-на-Дону, РФ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ФОРМ СОГЛАШЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются правовые возможности разработки различных форм соглашений о государственно-частном партнерстве на основе Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ. Проводится анализ возможности применения отдельных элементов соглашений, а также рассматривается актуальность расширения сферы применения Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство, Закон о ГЧП, форма соглашения, модели проекта, право

собственности, ограниченное право.

Правовые формы государственно-частного партнерства (далее по тексту - ГЧП) требуют особого внимания при изучении особенностей содержания соглашений о ГЧП.

В научной литературе имеются различные понимания понятия формы ГЧП, также нет единой позиции о том, какие формы взаимодействия публичной власти и частных лиц стоит классифицировать как ГЧП. Например, Варнавский В.Г. дает понятие формам ГЧП как различным контрактам, которые государство заключает с частными компаниями [4]. Другие ученые определяют формы ГЧП более сложно, выделяя основные модели ГЧП, основанные на принципах распределения собственности, способов финансирования, управления и контроля проектом, например, выделяя модели оператора, кооперации, концессии, договорную и лизинга [5, с. 9]. Существует множество моделей и форм ГЧП. Ефремов А.А. в своей работе выделяет 22 основных модели ГЧП [6].

В современной России самой распространенной формой ГЧП является концессия. Однако, с принятием Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] (далее по тексту - Закон о ГЧП) такая ситуация должна измениться, поскольку

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

указанный закон предоставляет сторонам соглашения широкие возможности согласования формы совместного сотрудничества.

Как указанно в ст. 6 Закона о ГЧП при принятии решения о реализации проекта ГЧП органом государственной власти или органом местного самоуправления определяется его форма. Само понятие «формы ГЧП» в законе не содержится, однако, согласно указанной статье, форма определяется путем включения в соглашение обязательных элементов и определения их последовательности. Тем самым, мы можем сделать вывод о том, что при выборе формы проекта сторонам соглашения ГЧП необходимо провести не только анализ самого проекта, но и согласовать оптимальную модель взаимодействия.

При разработке формы ГЧП необходимо учитывать совокупность определенных прав и обязанностей сторон соглашения, которыми сформирована система функций партнеров. Как правило, функции определяются совокупностью прав частного партнера, к которым относятся: проектирование (Design); строительство (Build); реконструкция (Rehabilitation); финансирование (Financing); владение на праве собственности (Ownership); управление (Management); эксплуатация (Operate); техническое обслуживание (Maintenance); передача права владения и пользования (Leasing); передача права собственности (Transfer). Например, в мировой практике ГЧП применяются следующие формы: BOOT (Build, Ownership, Operate, Transfer - строительство, владение, эксплуатация, передача), соответственно BOO, BOMT, DBOOT и другие.

Определяющим фактором для развития различных форм ГЧП является предоставленная Законом о ГЧП возможность возникновения права собственности частного партнера на объект соглашения. Вместе с тем, право собственности в понимании указанного закона и Гражданского кодекса России различно по своему содержанию, поскольку право собственности по Закону о ГЧП изначально ограничено обязательствами частного партнера по соглашению, о чем свидетельствует ч.12 ст. 12 Закона о ГЧП.

Об особенном значении права собственности при конструировании формы ГЧП также указывает п.6 ч.2 ст.12 Законна о ГЧП, согласно которого соглашение должно включать условия о возникновении права частной собственности на объект соглашения, а также ч. 4 - 4.1 ст. 12 Закона о ГЧП, согласно которым, если у публичного партнера возникает право собственности на объект соглашения, то соглашение должно содержать порядок, условия и сроки передачи объекта соглашения. Если публичный партнер должен обеспечивать эксплуатацию объекта, а частный партнер техническое обслуживание, то соглашение также должно регламентировать передачу прав владения объектом публичному партнеру.

Следует отметить, что возникновение права собственности на объект соглашения у частного партнера определяет главное отличие между концессионным соглашением и соглашением о ГЧП, поскольку при концессионном соглашении право собственности на объект всегда будет принадлежать публичному партнеру (концеденту). Таким образом, Закон о ГЧП позволяет реализовывать такие формы соглашений, как BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство, владение, управление, передача) и BOO (Build, Own, Operate - строительство, владение, управление).

Однако, для реализации таких форм необходимо внесение в соглашение о ГЧП соответствующих положений, поскольку круг третьих лиц, например, которым может быть передан объект соглашение на эксплуатацию или управление, серьезно ограничен Законом о ГЧП (ч.6, 7 ст. 5 Закона о ГЧП определен принцип личного исполнения частным партнером обязательств по соглашению).

Вместе с тем, не всякий объект соглашения, указанный в ст. 7 Закона о ГЧП, частный партнер может получить в собственность, о чем также говориться в ч.2 ст. 7 Закона о ГЧП - в частную собственность возможна передача только такого имущества, в отношении которого не установлена принадлежность исключительно к публичной собственности.

Например, в п.5 ч.1 ст. 7 Закона о ГЧП указан такой объект соглашения, как «морской порт». Однако, согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] не подлежат отчуждению в частную собственность некоторые объекты инфраструктуры морского порта.

Для решения возникшей неопределенности был принят Федеральный закон от 03.07.2016 г. № З60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Указанным законом изменилась редакция ч.3 ст. 12 Закона о ГЧП, согласно которой соглашением может предусматриваться

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

предоставление частному партнеру во владение и в пользование имущества, принадлежащего публичному партнеру на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения.

Указанная поправка является крайне важной как для теоретического исследования Закона о ГЧП, так и для его успешного применения, поскольку нахождение объекта соглашения в государственной собственности делало невозможным реализовать соглашение в полном соответствии с Законом о ГЧП. В то время как передача прав владения отдельных элементов объекта частному партнеру позволяет решить такую проблему, тем самым расширив возможности применения Закона о ГЧП, легализовав такие права частного партнера, как управление (management); эксплуатация (operation), и передача права владения и пользования (leasing).

Путем предоставленных правовых инструментов, стороны ГЧП имеют достаточно широкие возможности конструирования формы соглашения, что безусловно скажется положительно, когда необходима реконструкция или модернизация объекта соглашения, в процессе которой публичный партнер получит современный конкурентоспособный объект, а частный партнер сможет получать прибыль.

Таким образом, исходя из системного понимания ч.2 ст.7, ч.3, ч.4 - 4.1 ст. 12 Закона о ГЧП следует, что одной из основных идей Закона о ГЧП, наряду с предоставленной возможностью приобретения частным партнером объекта соглашения в собственность, является широкая возможность разработки эффективной формы ГЧП, которая необходима для получения положительного экономического результата, и удовлетворения интересов сторон соглашения.

Список использованной литературы:

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4293.

3. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 08.11.2007] // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.

4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления //Отечественные записки. 2004. №6. URL: magazines.russ.ru/oz/2004/6/2004_6_19.html (дата обращения: 12.10.2017).

5. Ширингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора //Мир перемен. 2004. №2. С. 8-22.

6. Ефремов А.А. Оценка эффективности публично-правового регулирования государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации //Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2013. № 2. URL: http://www.publaws.ru/ru/subscription/2013-2/ (дата обращения 12.10.2017).

© Терещенко С.В., 2017

УДК 349

Фролов С. А.

к.ю.н., доцент, ВолГУ, Волгоград, РФ E-mail: kmp@volsu.ru

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ

Аннотация

В статье разграничиваются категории «земельный спор» и «спор о правах на земельный участок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.