Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РЕГЛАМЕНТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЛОЩАДОК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РЕГЛАМЕНТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЛОЩАДОК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ (ДУАЛЬНОЕ) ОБУЧЕНИЕ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ-РАБОТОДАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягмур Екатерина Анатольевна, Новодевичинская Мария Владимировна

В настоящее время человеческий капитал становится главным источником развития экономики и общества. Основной удельный вес в добавленной стоимости продукта в условиях новой экономики «знаний» занимают не традиционные факторы - материальные составляющие, а вклад в продукт человеческого интеллекта. В этой связи систему профессионального образования следует считать базисным фактором экономического роста. Определение совокупности социально-психологических (такт, рефлексия, эмпатия), психо-физических (быстрота, выносливость, ловкость) и психофизиологических (память, логическое мышление) качеств человека, а также круг его знаний, навыков и умений, профессиональный и личный опыт, имеющие значение для выполнения определенных функциональных обязанностей, должны стать основой для грамотного профессионального ориентирования и определения степени соответствия и пригодности человека как профессионала к конкретному рабочему месту. Идеальным фундаментом карьерной траектории персонала, созданным с помощью практико-ориентированного обучения, будет выявление профессиональных склонностей и уровня социальной адаптации личности на ранней стадии формирования специалиста с необходимой коррекцией возможного образовательного вектора. В статье определена последовательность и содержание процессов по организации и управлению системой наставничества на практико-ориентированных площадках. Разработаны мотивационные инструменты для популяризации выполнения обязанностей наставников, содержащие комплексы материального поощрения и моральные (нематериальные) стимулы. Сформирован порядок осуществления практической подготовки студентов по программам практико-ориентированного обучения. Представлен алгоритм проведения независимой экспертизы по контролю качества обучения на базе практико-ориентированных площадок. Выводы, сформулированные по результатам исследования, послужат основой для формирования механизма реализации практикоориентированного обучения в системе профессионального образования, обеспечивающего устранение образовательных дефицитов, имеющих место в условиях действующей образовательной системы. Перспективами дальнейших исследований могут стать разработка правового фундамента соответствующих процедур и условий проведения профессиональной пробы обучающихся по программам практико-ориентированного обучения, а также алгоритм проведения квалификационного экзамена наставников по профессиональным и личностным навыкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягмур Екатерина Анатольевна, Новодевичинская Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF THE SYSTEM OF REGULATORY SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF PRACTICE-ORIENTED SITES IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION

Human capital is now becoming a major source of economic and social development. The main share in the value added of the product in the new economy of "knowledge" is occupied not by traditional factors - material components, but by the contribution of human intelligence to the product. In this regard, the system of vocational education should be considered a basic factor in economic growth. Determination of the totality of socio-psychological (tact, reflection, empathy), psychophysical (quickness, endurance, dexterity) and psychophysiological (memory, logical thinking) qualities of a person, as well as the range of his knowledge, skills and abilities, professional and personal experience that are important for performing certain functional duties should become the basis for competent professional orientation and determining the degree of compliance and suitability of a person as a professional for a particular workplace. The ideal foundation for the career trajectory of personnel, created with the help of practice-oriented training, will be the identification of professional inclinations and the level of social adaptation of the individual at an early stage of specialist formation with the necessary correction of a possible educational vector. The article defines the sequence and content of the processes for organizing and managing the mentoring system at practice-oriented sites. Motivational tools have been developed to popularize the fulfillment of the duties of mentors, containing complexes of material incentives and moral (non-material) incentives. The procedure for the implementation of practical training of students under the programs of practice-oriented training has been formed. An algorithm for conducting an independent examination to control the quality of education based on practice-oriented sites is presented. The conclusions formulated based on the results of the study will serve as the basis for the formation of a mechanism for the implementation of practice-oriented learning in the system of vocational education, ensuring the elimination of educational deficits that occur in the current educational system. Prospects for further research may be the development of a legal foundation for the relevant procedures and conditions for conducting a professional test of students in practice-oriented training programs, as well as an algorithm for conducting a qualification exam for mentors in professional and personal skills.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РЕГЛАМЕНТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЛОЩАДОК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Обзорная статья

DOI: 10.34130/2070-4992-2022-2-2-248 УДК 371.1:378.1

Элементы системы регламентного обеспечения деятельности практико-ориентированных площадок в сфере профессионального образования

Ягмур Екатерина Анатольевна1, Новодевичинская Мария Владимировна2

Институт экономических исследований, Донецк, Донецкая Народная Республика, yagmurkat@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3677-4492 2Институт экономических исследований, Донецк, Донецкая Народная Республика, sergeevaMV98@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время человеческий капитал становится главным источником развития экономики и общества. Основной удельный вес в добавленной стоимости продукта в условиях новой экономики «знаний» занимают не традиционные факторы — материальные составляющие, а вклад в продукт человеческого интеллекта. В этой связи систему профессионального образования следует считать базисным фактором экономического роста. Определение совокупности социально-психологических (такт, рефлексия, эмпатия), психофизических (быстрота, выносливость, ловкость) и психофизиологических (память, логическое мышление) качеств человека, а также круг его знаний, навыков и умений, профессиональный и личный опыт, имеющие значение для выполнения определенных функциональных обязанностей, должны стать основой для грамотного профессионального ориентирования и определения степени соответствия и пригодности человека как профессионала к конкретному рабочему месту. Идеальным фундаментом карьерной траектории персонала, созданным с помощью практико-ориентированного обучения, будет выявление профессиональных склонностей и уровня социальной адаптации личности на ранней стадии формирования специалиста с необходимой коррекцией возможного образовательного вектора.

В статье определена последовательность и содержание процессов по организации и управлению системой наставничества на практико-ориентированных площадках. Разработаны мотивационные инструменты для популяризации выполнения обязанностей наставников, содержащие комплексы материального поощрения и моральные (нематериальные) стимулы. Сформирован порядок осуществления практической подготовки студентов по программам практико-ориентированного обучения. Представлен алгоритм проведения независимой экспертизы по контролю качества обучения на базе практико-ориентированных площадок. Выводы, сформулированные по результатам исследования, послужат основой для формирования механизма реализации практико-ориентированного обучения в системе профессионального образования, обеспечивающего устранение образовательных дефицитов, имеющих место в условиях действующей образовательной системы. Перспективами дальнейших исследований могут стать разработка правового фундамента соответствующих процедур и условий проведения профессиональной пробы обучающихся по программам практико-ориентированного обучения, а также алгоритм проведения квалификационного экзамена наставников по профессиональным и личностным навыкам.

Ключевые слова: практико-ориентированное (дуальное) обучение, стажировочная площадка, инновационная платформа, учебно-производственное пространство, система образования, профессиональная компетенция, практические навыки, организация-работодатель, образовательное учреждение, социальное партнерство, наставничество

Для цитирования Ягмур Е. А., Новодевичинская М. В. Элементы системы регламентного обеспечения деятельности практико-ориентированных площадок в сфере профессионального образования // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 2. С. 248-255. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-248

Review Article

Elements of the system of regulatory support for the activities of practice-oriented sites

in the field of vocational education

Ekaterina A. Yagmur1, Maria V. Novodevichinskaya2

institute for Economic Research, Donetsk, Donetsk People's Republic, yagmurkat@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-3677-4492 2Institute for Economic Research, Donetsk, Donetsk People's Republic, sergeevaMV98@yandex.ru

Abstract. Human capital is now becoming a major source of economic and social development. The main share in the value added of the product in the new economy of "knowledge" is occupied not by traditional factors — material components, but by the contribution of human intelligence to the product. In this regard, the system of vocational education should be considered a basic factor in economic growth. Determination of the totality of socio-psychological (tact, reflection, empathy), psychophysical (quickness, endurance, dexterity) and psychophysiological (memory, logical thinking) qualities of a person, as well as the range of his knowledge, skills and abilities, professional and personal experience that are important for performing certain functional duties should become the basis for competent professional orientation and determining the degree of compliance and suitability of a person as a professional for a particular workplace. The ideal foundation for the career trajectory of personnel, created with the help of practice-oriented training, will be the identification of professional inclinations and the level of social adaptation of the individual at an early stage of specialist formation with the necessary correction of a possible educational vector.

The article defines the sequence and content of the processes for organizing and managing the mentoring system at practice-oriented sites. Motivational tools have been developed to popularize the fulfillment of the duties of mentors, containing complexes of material incentives and moral (non-material) incentives. The procedure for the implementation of practical training of students under the programs of practice-oriented training has been formed. An algorithm for conducting an independent examination to control the quality of education based on practice-oriented sites is presented. The conclusions formulated based on the results of the study will serve as the basis for the formation of a mechanism for the implementation of practice-oriented learning in the system of vocational education, ensuring the elimination of educational deficits that occur in the current educational system. Prospects for further research may be the development of a legal foundation for the relevant procedures and conditions for conducting a professional test of students in practice-oriented training programs, as well as an algorithm for conducting a qualification exam for mentors in professional and personal skills.

Keywords: practice-oriented (dual) training, internship site, innovative platform, training and production space, education system, professional competence, practical skills, employer organization, educational institution, social partnership, mentoring

For citation: Yagmur E. A., Novodevichinskaya M. V. Elements of the system of regulatory support for the activities of practice-oriented sites in the field of vocational education. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2, issue 2. Рр. 248-255. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-248

Введение

Общепризнанной претензией современного рынка труда к качеству предлагаемых системой образования специалистов является недостаточность владения практическими навыками (а зачастую их полное отсутствие). В основу модернизации образовательной системы должна быть положена парадигма, предполагающая фокусировку основного времени обучения на отработке практических навыков и погружение обучаемых в реальную хозяйственную среду. Такой подход позволит предотвратить отток трудового потенциала Донецкой Народной Республики (далее — ДНР), поскольку обеспечит производство реально востребованных экономикой кадров.

В докладе по итогам удаленного обучения [1] Министерство науки и высшего образования Российской Федерации констатирует факт того, что более 40 % студентов считают обучение в вузе оторванным от требований рынка труда, а 91 % работодателей считают, что выпускникам не хватает практических знаний. Исследователи Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики РФ Я. Кузьминов и И. Фрумин в своем докладе «Двенадцать решений для нового образования» [2, с. 12] обращают внимание на то, что работодатели из «реальных секторов» экономики предъявляют претензии к уровню профессиональной подготовки и к умению переучиваться и осваивать новые профессии у специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

По данным доклада Global Human Capital 2017, изданного Всемирным экономическим форумом в сентябре 2017 года, Россия занимает очень высокое 4-е место в мире с точки зрения объема человеческого капитала (измеряется в основном через показатели охвата населения разными уровнями формального образования), но лишь 42-е место по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование [2, с. 10].

Граф Л., Пауэлл Дж., Фортвенгель Дж. и Бернхард Н заявляют, что концепция дуального обучения отражает формирующуюся модель приобретения навыков на стыке начальной профессиональной подготовки и высшего образования и считают, что эта инновационная гибридная форма может сыграть решающую роль в развитии компетенций для профессий двадцать первого века [3, с. 27].

Сильвия Нидиек М. А. подчеркивает эффективность дуальной системы обучения в Германии, поскольку компании, нанимающие ее выпускников, могут сразу внедрять своих новых сотрудников непосредственно в рабочий процесс, то есть еще на этапе обучения стажеры обеспечивают возврат инвестиций для своей компании, потому что они уже вносят свой вклад в производство товаров и услуг [4].

Процесс преобразования практической подготовки специалистов в системе профессионального образования на базе практико-ориентированных площадок и этапы их реализации рассматриваются в научных трудах Т. С. Федоровой [5, с. 307-310], В. А. Бурляевой, И. В. Буркиной, К. В. Булах, К. В. Чебанова [6, с. 350-351], М. А. Галаниной, Н. В. Бочановой [7, с. 18-19], К. А. Климова, Л. Л. Мешковой [8, с. 86-132], Г. С. Жуковой, Н. И. Никитиной, Е. В. Комаровой [9, с. 61-125], Б. Р. Менделя [10, с. 302], Т. Н. Бондаренко [11, с. 8-23] и др. Авторы обосновывают значимость внедрения системы практико-ориентированного (дуального) обучения (далее — ПОО) в систему профессионального образования, рассматривают теоретические основы организации [5, с. 307; 8, с. 7-36], аргументируют перспективность данного обучения [7, с. 19; 9, с. 7-24] в контексте реформы образовательного процесса. Авторами представлены основные элементы (этапы) реализации ПОО [5, с. 308-310; 8, с. 127-129] как на региональном, так и на локальном уровне [6, с. 350-351], включающие в себя: создание координационного центра, нормативно-правовое сопровождение, мониторинг потребностей рынка труда края в кадрах, предпрофильную подготовку и профориентацию, проектирование содержания программ ПОО, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на ПОО, оценку профессиональных квалификаций.

В настоящее время в системе профессионального образования ДНР функция освоения навыков и умений возложена на различного рода практики, которые имеют место в структуре учебной нагрузки. Корневой проблемой неэффективности сложившегося подхода является отсутствие мотивации и реально действующих, взаимовыгодных механизмов социального партнерства между коммерческими организациями и образовательными учреждениями. Результатом такого партнерства могут стать практико-ори-ентированные площадки, созданные на базе реально действующих коммерческих организаций Республики, являющимися флагманами в своей отрасли экономики и имеющими возможность предоставить места для приобретения практических навыков обучающимся по мере роста их профессиональных компетенций.

Цель исследования - обоснование содержания структурных элементов регламентного обеспечения деятельности практико-ориентированных площадок, способствующих реновации системы профессионального образования путем формирования специалиста, обладающего конкретными практическими навыками определенного направления подготовки.

Методы исследования: методы традиционной логики (абстрагирование, моделирование, анализ и синтез, сравнительная аналогия и другие), когнитивные методы (гипотез, прогнозирования), эмпирические методы (наблюдение, описание, эксперимент).

Нормативно-правовая основа исследования

Как показывает опыт федеральных инновационных площадок, составляющих определенную инфраструктуру в сфере профессионального образования Российской Федерации [12], главными внутренними нормативными документами взаимодействия образовательного учреждения и организации-работодателя на базе практико-ориентированной площадки являются Договор о создании структурного подразделения на базе организации, Положение о практическом обучении, Положение о наставничестве и т. д.

Региональные и местные органы управления образованием в Норвегии возлагают всю ответственность на период стажировки между профессиональными учебными заведениями и фирмами на отдельных наставников, что не всегда эффективно, поскольку не обеспечивается единый подход в приобретении навыков в разрезе конкретного направления подготовки специалистов [13, с. 4-6; 15-16].

Дуальная система профессионального обучения Германии основана на ряде кодифицированных стандартов, разработанных для обеспечения гарантии качества образовательных услуг: учебные стандарты для обучения по определенной профессии; стандарты, касающиеся процедуры проведения экзаменов; права и обязанности сторон договора на обучение; требования к обучающему персоналу в компаниях; обязанности агентств, ответственных за мониторинг результатов обучения и трудоустройство [14, c. 49].

Организация практико-ориентированного (дуального) обучения в РФ основана на следующих общегосударственных и региональных нормативных правовых документах: Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ [15], Приказ Министерства образования и науки РФ № 780 «О федеральных инновационных площадках» [12].

Изученные нормативные правовые документы стран Европейского союза и РФ послужили основой для разработки рекомендаций по формированию системы регламентного обеспечения для внедрения ПОО на базе созданных ПОП в систему профессионального образования Донецкой Народной Республики.

Внутренние регламенты системы практико-ориентированного обучения

Для обеспечения практической подготовки обучающихся на практико-ориентированных площадках рекомендуется создать Положение о порядке организации и проведении ПОО на базе ПОП (далее — Положение о ПОО на базе ПОП), которое может включать следующие главы.

Глава 1 «Общие положения» должна содержать ключевые моменты самого Положения о ПОО на базе ПОП: методологический и нормативный фундамент, положенный в основу разработки данного Положения; основные понятия, связанные с реализацией ПОО; существенные характеристики, цели, задачи, порядок организации ПОО; перечень коммерческих организаций, образовательных учреждений, органов исполнительной власти, которые осуществляют образовательную деятельность в рамках ПОО на базе ПОП и на которые распространяется данное Положение.

В главе 2 «Принципы реализации ПОО на базе ПОП» следует указать, что ПОО представляет собой форму реализации программ, основанную на взаимодействии организации-работодателя и образовательных учреждений, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой. Обязательно следует обозначить, что организация, реализующая ПОО, является прак-тико-ориентированной площадкой (присвоен статус).

В главе 3 «Основные права и обязанности учреждения профессионального образования и организации-работодателя, участников реализации проекта по внедрению ПОО на базе ПОП» следует представить полный перечень прав и обязанностей участников ПОО, который составляется и прописывается самими участниками.

Главу 4 «Управление процессом наставничества на практико-ориентированных площадках и обеспечение мотивационных инструментов для его реализации» следует разделить на следующие структурные элементы: общие положения наставничества (цель создания и функционирования системы по передаче опыта, перечень нормативных правовых документов и внутренних локальных нормативных актов, которыми регламентируется деятельность коммерческой организации определенной сферы экономики, на базе которой создана ПОП); перечень прав и обязанностей наставника и обучающегося (наставляемого); требования к наставнику и порядок его назначения с указанием сроков действия наставничества, задачи наставничества и функциональные обязанности наставников; управление процессом наставничества, которое включает в себя процесс организации работы наставников и контроль их деятельности директором организации или иными утвержденными лицами, с указанием их функциональных обязанностей; моти-вационные инструменты для популяризации выполнения обязанностей наставников должны включать в себя как материальные, так и моральные (нематериальные) стимулы (таблица 1).

Таблица 1

Мотивационные инструменты для популяризации выполнения обязанностей наставников

Table 1

Motivational tools to promote the fulfillment of the duties of mentors

Материальная мотивация наставничества Моральная (нематериальная) мотивация наставничества Меры популяризации роли наставничества

1 2 3

Единовременная выплата материального вознаграждения в размере 10-15 % к должностному окладу за каждого наставляемого после прохождения им аттестации Публичное признание руководством организации Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. № 2

Окончание табл. 1 End of Table 1

Регулярные доплаты в течение всего периода наставничества в размере 5 % к должностному окладу Включение лучших наставников в кадровый резерв на замещение критически важных должностей Образовательное стимулирование (привлечение к участию в образовательных программах, курсах повышения квалификации и т.д.).

Ежеквартальные и годовые премии, в случае достижения наставляемым заданных показателей Выдвижение лучших наставников на региональные конкурсы лучших наставников Создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия

Выдача льготных кредитов лучшим наставникам Публикация историй успеха и производственного пути лучших наставников в корпоративных и региональных СМИ Распространение положительного опыта реализации наставничества (издание сборников)

Расширенный социальный пакет. Награждение корпоративными знаками отличия Организация сообщества наставников

Повышение по должности, присвоение новой категории.

Возможность принятия участия в разработках, направленных на развитие деятельности организации

Вручение памятных подарков.

Основа для разработки Положения о мотивационных инструментах поощрения наставников

Источник: составлено по [16].

Source: compiled according to [16].

В главе 5 «Базовая организация-работодатель для создания ПОП» следует указать все основные требования к организации, реализующей ПОО на базе ПОП (сфера деятельности, штатная численность, кадровая потребность, собственная материально-техническая база и т. д.).

Глава 6 «Порядок осуществления практической подготовки по программам ПОО на базе ПОП» определяет порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего/высшего профессионального образования в рамках ПОО:

- задачи практической подготовки с указанием конкретных профессиональных навыков, которыми должен овладеть обучающийся по программе ПОО на базе ПОП;

- этапы практического обучения с расшифровкой конкретного содержания и сроков прохождения. Этапы включают в себя набор последовательных проектов, после освоения одного ситуационного производственного задания переходят к следующему, получая навыки на всех стадиях производственного процесса. Овладение профессиональными и социальными навыками при разработке проектов положено в основу немецкой дуальной системы обучения на производстве, описанной в исследованиях Гесслера М. и Хоу Ф. [17, с. 229-230];

- анализ результатов освоения практических навыков обучающимися путем составления дневников наблюдений наставниками по каждому полученному навыку на всех стадиях производства.

Также следует обратить внимание на особенности организации практической подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья и наличием ресурсов для такого обучения на созданных ПОП.

Глава 7 «Профессиональная проба обучающихся по программам ПОО на базе ПОП» определяет порядок ее проведения по результатам ПОО, который является неотъемлемой частью практической подготовки такого рода. Основной целью проведения производственной пробы (далее — ПП) по результатам ПОО является оценка уровня приобретенных навыков и практического опыта, а также профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности [18, с. 82].

Глава 8 «Независимая экспертиза по контролю качества ПОО на базе ПОП» должна определять порядок формирования и работы Экспертного Совета — общественного экспертно-консультативного органа управления, осуществляющего контроль качества ПОО.

Главу 9 «Моральное и материальное поощрение обучающихся по программам ПОО на базе ПОП» следует посвятить мероприятиям, направленным на усиление заинтересованности обучающихся (наставляемых) к получению навыков, практического опыта и развитию творческого потенциала в результате прохождения практического обучения в рамках ПОО.

Заключение

Процессу формирования системы регламентного обеспечения деятельности ПОП будет способствовать решение следующих приоритетных заданий:

- разработка алгоритма присвоения организациям-работодателям Республики, реализующим ПОО, статуса инновационной практико-ориентированной площадки;

- определение основных прав и обязанностей учреждений профессионального образования и организаций-работодателей в рамках ПОО на базе ПОП;

- пересмотр образовательных программ в части увеличения часов для практической подготовки на базе ПОП и обеспечение ее качества путем независимой экспертизы профессиональных проб обучающихся;

- формирование регламентного обеспечения наставничества и учебно-методических силлабусов для реализации профессиональных проб обучающихся;

- внедрение мотивационных инструментов материального и морального (нематериального) поощрения всех участников ПОО на базе ПОП.

Список литературы

1. Уроки «Стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: file:///C:/Documents%20and%20Settmgs/Admm/Мои%20доку-менты/Уроки%20стресс-теста^Г (дата обращения: 29.03.2022).

2. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. Москва, 2018. 105 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad obrazovanie Web.pdf (дата обращения: 23.03.2022).

3. Graf L., Powell J. J. W., Fortwengel J., Bernhard N. Duale Studiengange im globalen Kontext: Intemationalisierung in Deutschland und Transfer nach Brasilien, Frankreich, Katar, Mexiko und in die USA. Bonn: DAAD. 2014. 129 p. URL: https://www.pedocs.de/volltexte/2015/10295/pdf/Graf et al 2014 DualStudyProgrammesInGlobalContext.pdf (дата обращения: 26.04.2022).

4. Silvia Niediek M. A. The German Dual System and its relevance in different economies // National Skills Network (NSN). 2015. URL: https://www.nationalskillsnetwork.in/german-dual-system/ (дата обращения: 26.04.2022).

5. Федорова Т. С. Возможности дуального обучения при подготовке бакалавров по программам прикладного бакалавриата // Ползуновский альманах. 2017. Т. 4, № 4. С. 307-310.

6. Бурляева В. А., Буркина И. В., Булах К. В., Чебанов К. В. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6(73). С. 349-351.

7. Галанина М. А., Бочанова Н. В. Элементы дуального обучения в образовательном процессе как одна из форм государственно-частного партнерства // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 7. С. 18-19.

8. Климов К. А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования» : монография / К. А. Климов, Л. Л. Мешкова, В. В. Смирнов и др. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 144 с. URL: http://www.tambov-rosnou.ru/download/docs/dot/Монография%20Мешкова%20Смирнов%20Топильский%20Климов..pdf (дата обращения: 10.03.2022).

9. Жукова Г. С., Никитина Н. И., Комарова Е. В. Технологии профессионально-ориентированного обучения : учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 189 с. URL: https://obuchalka.org/20210530132997/tehnologii-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-jukova-g-s-nikitina-n-i-komarova-e-v-2012.html (дата обращения: 26.04.2022).

10. Мандель Б. Р. Профессионально-ориентированное обучение в современном вузе: учебное пособие. Изд. 2-е, стер. М.: Директ-Медиа, 2019. 342 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book red&id=436766 (дата обращения: 26.04.2022). DOI: 10.23681/436766

11. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика: колл. монография / Т. Н. Бондаренко и др.; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. 188 с.

12. О федеральных инновационных площадках : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2014 г. № 780. URL: https://www.zutt.su/DswMedia/prikazminobrnaukirossiiot23iyulya2014g-780ofederal-nyixinnovacionnyixploshaadkax.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

13. Hiim H. Ensuring curriculum relevance in vocational education and training: Epistemological perspectives in a curriculum research project // International Journal for Research in Vocational Education and Training. 2017. 4(1). S. 1-19. URL: https://iournals.sub.uni-hamburg.de/hup2/iirvet/article/view/232 (дата обращения: 26.04.2022). DOI: https://doi.org/10.13152/IIRVET.4.1.1

14. Euler D. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? Gütersloh: Bertelsmann Stiftung. 2013. 78 p. URL: http://aei.pitt.edu/74021/ (дата обращения: 26.04.2022).

15. О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71075428/ (дата обращения: 10.03.2022).

16. Локальные акты по ДО. URL: https://битт.рф/index.php/svedeniya-o-poo/obrazovanie/dualnoe-obrazovanie (дата обращения: 10.01.2022).

17. Gessler M., Howe F. From the reality of work to grounded work-based learning in German vocational education and training: Background, concept and tools // International Journal for Research in Vocational Education and Trainin. 2015. Vol. 2, iss. 3. Pp. 214-238. URL: https://journals.sub.uni-hamburg.de/hup2/iirvet/article/view/113/36/ (дата обращения: 26.04.2022).

18. Ягмур Е.А. Практико-ориентированные площадки как инструмент реновации системы профессионального образования Донецкой Народной Республики // Вестник Института экономических исследований. 2022. № 1(25). С. 75-84.

References

1. Uroki «Stress-testa». Vuzy v usloviyakh pandemii i posle nee. Analiticheskii daklad Ministerstva nauki i vysshego obra-zovaniya Rosiiskoi Federatsii [Lessons from the stress test. Universities during and after the pandemic. Analytical report of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. Available at: file:///C:/Documents%20and%20Set-tings/Admin/Мои%20документы/Уроки%20стресс-теста.pdf (accessed 29.03.2022). (In Russ.)

2. Dvenadtsat' reshenii dlya novogo obrazovaniya. Doklad tsentra strategicheskikh razrabotok i vysshei shkoly economiki [Twelve Solutions for New Education. Report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics]. Moscow, 2018. 105 p. Available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad obrazovanie Web.pdf (accessed 23.03.2022). (In Russ.)

3. Graf L., Powell J. J. W., Fortwengel J., Bernhard N., 2014. Duale Studiengange im globalen Kontext: Internationalisierung in Deutschland und Transfer nach Brasilien, Frankreich, Katar, Mexiko und in die USA. Bonn: DAAD. 129 p. Available at: https://www.pedocs.de/volltexte/2015/10295/pdf/Graf et al 2014 DualStudyProgrammesInGlobalContext.pdf (accessed 26.04.2022).

4. Silvia Niediek M. A., 2015. The German Dual System and its relevance in different economies. National Skills Network (NSN). Available at: https://www.nationalskillsnetwork.in/german-dual-system/ (accessed 26.04.2022).

5. Fedorova T. S. Opportunities for dual education in the preparation of bachelors in applied bachelor's programs. Polzunovskii al'manakh [Polzunovskiy almanac]. 2017. Vol. 4, no 4. Pp. 307-310. (In Russ.)

6. Burlyaeva V. A., Burkina I. V., Bulakh K. V., Chebanov K. V. Features of building models for the implementation of dual education (training) at the regional level. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniea [The world of science, culture, education]. 2018, no 6(73). Pp. 349-351. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Galanina M. A., Bochanova N. V. Elements of dual education in the educational process as one of the forms of public-private partnership. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and the labor market]. 2014, no 7. Pp. 18-19. (In Russ.)

8. Praktico-orientirovannoe obuchenie v sisteme vysshego obrazovaniya: monografiya [Practice-Oriented Learning in Higher Education: Monograph] / K. A. Klimov, L. L. Meshkova, V. V. Smirnov i dr. Tambov: R.V. Pershina Publishing House, 2016. 144 p. Available at: http://www.tambov-rosnou.ru/download/docs/dot/Монография%20Мешкова%20Смирнов%20 Топильский%20Климов..pdf (accessed 10.03.2022). (In Russ.)

9. Zhukova G. S., Nikitina N. I., Komarovac E. V. Tekhnologii profesional'no-orientirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie [Technologies of professionally oriented education: textbook.]. Moscow: Publishing Center "Academy", 2012. 189 p. Available at: https://obuchalka.org/20210530132997/tehnologii-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-iukova-g-s-nikitina-n-i-komarova-e-v-2012.html (accessed 26.04.2022). (In Russ.)

10. Mandel' B. R. Profesional'no-orientirovannoe obuchenie v sovremennom vuze: uchebnoe posobie [Vocational-oriented education in a modern university: textbook]. Moscow: Direct-Media, 2019. Ed. 2nd, sr. 342 p. Available at: https://biblio-club.ru/index.php?page=book red&id=436766 (accessed 26.04.2022). DOI: 10.23681/436766 (In Russ.)

11. Efektivnost' vzaimodeistviya obrazovatel'nykh uchrezhdenii i biznes-sredy: teoriya, metodologiya, praktika: koll. monografiya [The effectiveness of the interaction between educational institutions and the business environment: theory, methodology, practice: call. monograph]. T. N. Bondarenko et al.; under the scientific editorship of Dr. of Economics, prof. A. P. Latkin. Vladivostok: Publishing House of VGUES, 2015. 188 p. (In Russ.)

12. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 780 of July 23, 2014 "On Federal Innovation Sites". Available at: https://www.zutt.su/DswMedia/prikazminobrnaukirossiiot23iyulya2014g-780ofederal-nyixinno-vacionnyixploshaadkax.pdf (accessed 10.03.2022). (In Russ.)

13. Hiim H., 2017. Ensuring curriculum relevance in vocational education and training: Epistemological perspectives in a curriculum research project. International Journal for Research in Vocational Education and Training. 4(1). Pp. 1-19. Available at: https://journals.sub.uni-hamburg.de/hup2/ijrvet/article/view/232 (accessed 26.04.2022). DOI: https://doi.org/ 10.13152/IIRVET.4.1.1

14. Euler D., 2013. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? Gütersloh: Bertelsmann Stiftung. 78 p. Available at: http://aei.pitt.edu/74021/ (accessed 26.04.2022).

15. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federacii ot 28 avgusta 2015g. № AK-2563/05 «O metodicheskikh rekomendatsiyakh po organizatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti s ispol'zovaniem setevykh form realizatsii obrazovatel'nykh programm» [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. AK-2563/05 of August 28, 2015 "On guidelines for organizing educational activities using network forms for the implementation of educational programs"]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71075428/ (accessed 10.03.2022). (In Russ.)

16. Lokal'nye akty po DO [Local acts on DE]. Available at: https://6HTT.p$/index.php/svedeniya-o-poo/obra-zovanie/dualnoe-obrazovanie (accessed 10.01.2022). (In Russ.)

17. Gessler M., Howe F., 2015. From the reality of work to grounded work-based learning in German vocational education and training: Background, concept and tools // International Journal for Research in Vocational Education and Trainin. Vol. 2, iss. 3. Pp. 214-238. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/From-the-reality-of-work-to-grounded-work-based-in-Gessler-Howe/75df9f4eecf21bb08f404e7354c08652fe592073 (accessed 26.04.2022).

18. Yagmur E. A. Praktiko-orientirovannye ploshadki renovacii sistemy professional'nogo obrazovaniya Donettskoi Narodnoi Respubliki. VestnikInstituta economicheskikh issledovzanii [Bulletin of the Institute for Economic Research]. 2022, no 1(25). Pp. 75-84. (In Russ.)

Информация об авторах

Ягмур Екатерина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, DipIFR-rus ACCA, старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований, Институт экономических исследований, (Донецкая Народная Республика, 283048, г. Донецк, ул. Университетская, д.77).

Новодевичинская Мария Владимировна — главный экономист отдела социально-экономических исследований, Институт экономических исследований, (Донецкая Народная Республика, 283048, г. Донецк, ул. Университетская, д.77).

Information about the authors

Ekaterina A. Yagmur — Candidate in Economics, Associate Professor, DipIFR-rus ACCA, Senior Research assistant of the Department of Socio-Economic Research, Institute of Economic Research (77, Universitetskaya St., Donetsk, 283048, Donetsk People's Republic).

Maria V. Novodevichinskaya — Head economist of the Department of Socio-Economic Research, Institute of Economic Research (77, Universitetskaya St., Donetsk, 283048, Donetsk People's Republic).

Статья поступила в редакцию: 20.04.2022 Одобрена после рецензирования: 23.05.2022 Принята к публикации:26.05.2022

The article was submitted: 20.04.2022 Approved after reviewing: 23.05.2022 Accepted for publication: 26.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.