Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА М. МОНТЕССОРИ / ДОШКОЛЬНИК / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ВПИТЫВАЮЩИЙ РАЗУМ / СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / M. MONTESSORI’S PEDAGOGICAL SYSTEM / PRESCHOOLER / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / DEVELOPING ENVIRONMENT / MENTAL ACTIVITY / ABSORBENT MIND / SENSITIVE PERIOD / DIDACTIC MATERIAL / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна, Ханина Мария Николаевна

Статья представляет теорию и опыт практической деятельности по апробации элементов педагогической системы М. Монтессори в иноязычном образовании дошкольников, актуальность которого обусловлена изменениями в политической и социально-экономической жизни России. Иноязычное образование рассматривается как процесс развития культуры личности учащегося, его воспитания в ходе овладения знаниями, умениями и навыками общения на иностранном языке. Авторами рассмотрена история возникновения педагогической системы М. Монтессори, раскрыта ее сущность, определены основные принципы (антропоцентризма, ответственной свободы выбора, самостоятельности, социального воспитания и интеграции, обучения в специально подготовленной развивающей среде) и базовые составляющие (ребенок, развивающая среда, обученный взрослый). Совокупность принципов педагогической системы позволяет субъекту обучения стать активным пользователем развивающей среды благодаря возможности свободного выбора, которую обеспечивает педагог. Структура развивающей среды представлена пятью тематическими зонами: практической жизни, сенсорная, математическая, космическая, языковая. Определены требования к дидактическим материалам: реалистичность, экологичность, эстетичность. Целесообразность изучения иностранного языка в дошкольном возрасте объясняется особой восприимчивостью детей к языковым явлениям - сенситивным периодом. Исходя из возрастных особенностей дошкольников, связанных с процессами восприятия, памяти, мышления, речевого развития, обоснован потенциал педагогической системы М. Монтессори в иноязычном образовании. В ходе опытного обучения подтверждена эффективность трехступенчатой структура урока, включающей название предмета, формирование пассивного словаря, формирование активного словаря. В работе над статьей использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, наблюдение, беседы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, опытное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна, Ханина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. MONTESSORI’S PEDAGOGICAL SYSTEM ELEMENTS IN FOREIGN LANGUSGE PRESCHOOL EDUCATION

The article presents the theory and practical experience of testing M. Montessori’s pedagogical system elements in foreign-language preschool education, which is relevant due to changes in the political and socio-economic life of Russia. Foreign language education is considered as a process of developing the culture of the leaner's personality, his education in the course of getting knowledge, abilities and skills in a foreign language. The authors consider the history of M. Montessori’s pedagogical system, its essence is revealed, the basic principles (anthropocentrism, responsible freedom of choice, independence, social education and integration, training in a specially prepared developing environment) and the basic components (child, developing environment and trained adult) are defined. The set of principles of the pedagogical system allows leaners to become an active user of the developing environment due to the possibility of free choice provided by the teacher. The structure of the developing environment is represented by five thematic zones: practical life, sensory, mathematical, cosmic and linguistic. The requirements for didactic materials are defined: realism, environmental friendliness and estheticism. The usefulness of learning a foreign language at preschool age is explained by the special sensitivity of children to language phenomena - the sensitive period. Based on the age characteristics of preschool children associated with the processes of perception, memory, thinking and speech development, the potential of M. Montessori's pedagogical system in foreign language education is substantiated. The effectiveness of three-stage structure of the lesson, including the name of the subject, a passive dictionary formation and an active dictionary formation was confirmed in the course of experimental training. The article uses the following research methods: pedagogical, psychological, linguo-didactic and methodological literature analysis, observation, interview, analysis and generalization of advanced pedagogical experience, experimental training.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Osiyanova Olga Mikhailovna, Khanina Maria Nikolaevna M. MONTESSORI'S PEDAGOGICAL SYSTEM ELEMENTS ..

УДК 372.881.111.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0032

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2020

SPIN: 1327-3218 AuthorlD: 401709 ResearcherlD: AAB-9416-2020 ORCID: 0000-0003-1846-5378 ScopusID: 56028265900

Осиянова Ольга Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Английская филология и методика преподавания английского языка» ORCID: 0000-0001-8647-938X

Ханина Мария Николаевна, магистрант кафедры «Английская филология и методика преподавания английского языка» Оренбургский государственный университет (460018,Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья представляет теорию и опыт практической деятельности по апробации элементов педагогической системы М. Монтессори в иноязычном образовании дошкольников, актуальность которого обусловлена изменениями в политической и социально-экономической жизни России. Иноязычное образование рассматривается как процесс развития культуры личности учащегося, его воспитания в ходе овладения знаниями, умениями и навыками общения на иностранном языке. Авторами рассмотрена история возникновения педагогической системы М. Монтессори, раскрыта ее сущность, определены основные принципы (антропоцентризма, ответственной свободы выбора, самостоятельности, социального воспитания и интеграции, обучения в специально подготовленной развивающей среде) и базовые составляющие (ребенок, развивающая среда, обученный взрослый). Совокупность принципов педагогической системы позволяет субъекту обучения стать активным пользователем развивающей среды благодаря возможности свободного выбора, которую обеспечивает педагог. Структура развивающей среды представлена пятью тематическими зонами: практической жизни, сенсорная, математическая, космическая, языковая. Определены требования к дидактическим материалам: реалистичность, экологичность, эстетичность. Целесообразность изучения иностранного языка в дошкольном возрасте объясняется особой восприимчивостью детей к языковым явлениям - сенситивным периодом. Исходя из возрастных особенностей дошкольников, связанных с процессами восприятия, памяти, мышления, речевого развития, обоснован потенциал педагогической системы М. Монтессори в иноязычном образовании. В ходе опытного обучения подтверждена эффективность трехступенчатой структура урока, включающей название предмета, формирование пассивного словаря, формирование активного словаря. В работе над статьей использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, наблюдение, беседы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, опытное обучение.

Ключевые слова: педагогическая система М. Монтессори, дошкольник, иноязычное образование, иноязычная коммуникация, развивающая среда, умственная активность, впитывающий разум, сенситивный период, дидактические материалы, самостоятельность.

M. MONTESSORI'S PEDAGOGICAL SYSTEM ELEMENTS IN FOREIGN LANGUSGE PRESCHOOL EDUCATION

© 2020

Osiyanova Olga Mikhailovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department

"English philology and methods of teaching English" Khanina Maria Nikolaevna, Master's degree student of the department "English philology

and methods of teaching English" Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, avenue Pobeda, 13, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the theory and practical experience of testing M. Montessori's pedagogical system elements in foreign-language preschool education, which is relevant due to changes in the political and socio-economic life of Russia. Foreign language education is considered as a process of developing the culture of the leaner's personality, his education in the course of getting knowledge, abilities and skills in a foreign language. The authors consider the history of M. Montessori's pedagogical system, its essence is revealed, the basic principles (anthropocentrism, responsible freedom of choice, independence, social education and integration, training in a specially prepared developing environment) and the basic components (child, developing environment and trained adult) are defined. The set of principles of the pedagogical system allows leaners to become an active user of the developing environment due to the possibility of free choice provided by the teacher. The structure of the developing environment is represented by five thematic zones: practical life, sensory, mathematical, cosmic and linguistic. The requirements for didactic materials are defined: realism, environmental friendliness and estheticism. The usefulness of learning a foreign language at preschool age is explained by the special sensitivity of children to language phenomena - the sensitive period. Based on the age characteristics of preschool children associated with the processes of perception, memory, thinking and speech development, the potential of M. Montessori's pedagogical system in foreign language education is substantiated. The effectiveness of three-stage structure of the lesson, including the name of the subject, a passive dictionary formation and an active dictionary formation was confirmed in the course of experimental training. The article uses the following research methods: pedagogical, psychological, linguo-didactic and methodological literature analysis, observation, interview, analysis and generalization of advanced pedagogical experience, experimental training.

Keywords: M. Montessori's pedagogical system, preschooler, foreign language education, foreign language communication, developing environment, mental activity, absorbent mind, sensitive period, didactic material, independence.

ВВЕДЕНИЕ годом. Объясняется это глобальными процессами ин-

В современном мире интерес к изучению иностран- тернационализации и глобализации во всех сферах че-ного языка, в частности английского, растет с каждым ловеческой деятельности, а также растущим объёмом

информации, ее постоянным обновлением. Российское общество становится более открытым и мобильным по отношению к мировым процессам, поэтому и в нашей стране потребность в овладении иностранным языком в последние десятилетия заметно возросла. При условии сохранения данного тренда развития российского общества, в последующие годы требования к уровню владения иностранным языком россиян будут только увеличиваться. Закономерно многие родители уже сейчас принимают решение в пользу раннего обучения детей иностранному языку. В настоящее время существуют разные методики в области иноязычного образования дошкольников, которые опираются преимущественно на разработанный Е. И. Пассовым коммуникативный подход (Е. И. Негневицкая, Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина) [1; 2]. Особое внимание обращено к личностно-ориентированному подходу (З. Н. Никитенко), который направлен не только на развитие иноязычной речи, но и на развитие личности ребенка в целом [3]. Анализ научных работ в данном направлении показывает, что в современной практике обучения дошкольников иностранному языку преобладают формы проведения занятий, во время которых иностранный язык используется в учебно-игровых упражнениях и в заданных ситуациях общения. Высоко оценивая достижения методистов и педагогов (современные методические системы), полагаем, что применительно к дошкольникам специфика иноязычного образования в них учитывается недостаточно: личностно-развивающие и воспитательные моменты не всегда учитываются в полной мере.

МЕТОДОЛОГИЯ

Обращаясь к понятию «иноязычное образование», мы разделяем позицию Е.И. Пассова, который рассматривает иноязычное образование не столько как процесс овладения знаниями, умениями и навыками общения на иностранном языке, а главным образом, как развитие культуры личности учащегося, что, несомненно, имеет особую значимость на этапе дошкольного развития ребенка [4; 5]. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, а также способствует развитию личности ребенка [6; 7].

Трактовка Е.И. Пассовым иноязычного образования как единства, в котором иностранный язык выступает средством мышления, развития, воспитания и общения, оказывает существенное влияние на выбор содержания, методов и средств образования. Методически реализовать данную идеологическую позицию на этапе дошкольного образования способна, на наш взгляд, педагогическая система М. Монтессори. В настоящей статье рассматривается потенциал педагогической системы М. Монтессори, направленной изначально на общее развитие ребенка, и обосновывается ее результативность в иноязычном образовании дошкольников. Для достижения поставленной цели использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, наблюдение, беседы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, опытное обучение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Педагогическая система М. Монтессори известна отечественному образованию достаточно давно. Ее автор всемирно известный педагог-гуманист, первая в истории Италии женщина-врач, создатель методики обучения, за которую она при жизни была номинирована на получение Нобелевской премии мира. В 1900 году М. Монтессори возглавила открывшуюся школу для детей со слабоумием, затем разработала систему упражнений для развития речи на основе тренировки мелкой моторики рук, а также специальные пособия и игры, помогавшие детям понимать объяснения учителей. В итоге эксперимента больные дети освоили навыки чтения и письма быстрее, чем их здоровые сверстники [8; 9].

Такие результаты привели М. Монтессори к мысли о несовершенстве общей системы образования, она начала изучать педагогику развития здорового ребенка и в последующем усовершенствовала разработанную ранее педагогическую систему с учетом потребностей обычного ребенка, применив ее на практике. Со здоровыми детьми данная система также подтвердила свою состоятельность [10, с. 19].

В начале XX века по системе Монтессори в России функционировало много дошкольных учебных заведений, которые были закрыты в конце 20-х годов. В 1929 году М. Монтессори стала основателем Международной Ассоциации Монтессори (AMI - Association Montessori Internationale), которая действует и сейчас. В России создана «Российская ассоциация Монтессори-педагогов».

Наш научный интерес к педагогической системе М. Монтессори основан на методологии, которая позиционирует образование как процесс построения своей личности самим ребенком, а не навязывается ребенку извне [10, с. 20-21]. Ключевая идея разработанной автором системы заключается в том, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее полно раскрыть внутренний потенциал за счет свободной самостоятельной деятельности в специально подготовленной среде. Такой ориентир помогает держать в голове общую картину развития и не теряться в ежедневных частностях [11, с. 17]. Как заметила известный психолог и педагог Д. Макнамара, когда мы берем на себя ответственность за воспитание и образование детей, мы сталкиваемся с необходимостью учитывать, как они развиваются, какие условия нужны для здорового развития [11, с. 26].

По справедливому утверждению М. Монтессори, образовательный процесс требует учета нейрофизиологических и психофизиологических особенностей развития ребенка в разном возрасте и создания условий для раскрытия его личностного потенциала [10, с. 23-25]. К основным нейрофизиологическим и психофизиологическим аспектам относятся процессы развития мозга, памяти, восприятия, внимания, речи и понятие ведущего вида деятельности. Данные аспекты представляются особенно актуальными в иноязычном образовании детей дошкольного возраста.

Особенностью работы мозга дошкольников является недостаточно развитая межполушарная связь, что проявляется в способности уделять внимание лишь одному набору сигналов в определённый момент времени, чтобы сосредоточиться на одном и не обращать внимание на конкурирующие раздражители [11, с. 45-46]. По данным исследований психиатра Д. Сигела, проводящие пути между нейронами у детей растут стремительно, позволяя передавать сигналы все быстрее, эффективнее и сложнее. Вовлеченность в общение с людьми и переживаемый опыт создают, активизируют и укрепляют нейронные пути [12]. Изучение иностранных языков способствует развитию новых нейронных путей, что благоприятно сказывается на развитии мозга ребёнка в целом.

Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет [13, с. 240-247]. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность (импринтинг), дошкольник запоминает зрительный образ в целом, причем способность к анализу в этом возрасте еще не проявляется [2; 13]. Поэтому так важно на занятии по иностранному языку с дошкольниками использовать наглядность. Дидактический принцип наглядности эффективно «работает» при изучении новой лексики, поскольку дети дошкольного возраста связывают слово с

Osiyanova Olga Mikhailovna, Khanina Maria Nikolaevna pedagogical

M. MONTESSORI'S PEDAGOGICAL SYSTEM ELEMENTS ... sciences

конкретным объектом реальности. При этом значимо, чтобы иллюстрации или демонстрации объектов были яркими, красочными и интересными. Соблюдение принципа наглядности необходимо также в условиях, когда устная речь педагога плохо воспринимается на слух, что является естественным физиологическим явлением среди дошкольников, а техника чтения на иностранном языке у них еще не развита. В таком случае устная речь должна быть подкреплена визуальными схемами [14].

Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста, что связано с большим развитием правого полушария мозга по сравнению с левым. Это приводит к тому, что дошкольники еще не в состоянии выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц, напротив, они воспринимают фразу как единый информационный блок, целостный образ. Это происходит потому, что дети дошкольного возраста не умеют анализировать. Они схватывают смысл не отдельных слов, а предложения целиком, могут запомнить и сказать целую фразу [1]. Вместе с тем, дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранных языков, так как связан с сенситивным периодом развития речи. Это период, когда дети особо восприимчивы к языковым явлениям, у них отмечается заметный интерес к осмыслению своего речевого опыта, а усвоение языкового материала в этом возрасте проходит легче и быстрее, чем у детей более старшего возраста [3, с. 26; 1, с. 6]. Языковой материал, приобретенный ребенком в дошкольном возрасте, помогает ему в последующем преодолеть страх к освоению иностранной речи, который является достаточно распространенным явлением среди школьников [6]. Раннее иноязычное образование оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных умений и абстрактного мышления [15].

М. Монтессори справедливо утверждала, что ребенок, кардинально отличается от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания - «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи. «Впитывающий разум» - это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы [16, с. 54].

Сказанное выше объясняет, почему иноязычное образование дошкольников должно строиться с учетом специфики их возрастного развития и может существенно отличаться от образовательного процесса в начальной школе, что актуализирует обращение к педагогической системе М. Монтессори.

В основе педагогической системы М. Монтессори лежат следующие базовые принципы:

- антропоцентризма;

- относительной (ответственной) свободы выбора;

- самостоятельности;

- социального воспитания и интеграции;

- обучения в специально подготовленной развивающей среде [16, с. 41-49].

Принцип антропоцентризма указывает на ведущую роль личности человека, связь его духовного, психического и физического развития, а также определяет учет специфики каждого в построении системы обучения и воспитания [16, с. 27-31].

Принцип относительной (ответственной) свободы выбора предполагает, что у ребенка есть ведущее право выбора, чем и в течение какого времени он будет заниматься в специально подготовленной обучающей среде. Однако «свобода» в данном случае не приравнивается к 130

понятию «вседозволенность», так как желание ребенка к самореализации не должно затрагивать свободу других детей. М. Монтессори была сторонницей четких правил, которые, по ее убеждению, необходимы для дошкольников. Правила способствуют правильному развитию ребенка, помогают детям развить в себе самодисциплину и научиться взаимодействовать в коллективе, не ущемляя права других людей. Между тем способность слушать и слышать другого, понимать и принимать его адекватно ситуации является одним из ключевых умений межкультурного иноязычного взаимодействия.

Принцип самостоятельности отражается в форме обучения, познания мира, осознанного действия. Педагогическая система М. Монтессори построена на стимулировании стремления к действию и познанию. Это и есть важнейшее условие для обретения ребенком независимости от взрослого. Дети, выбирая объект своего познания, изучают его самостоятельно после презентации дидактического материала учителем, а педагог вмешивается в процесс обучения только в том случае, когда ребенку необходима помощь. При этом педагог показывает, как и объясняет, но никогда не выполняет действия за ребенка, так как чтобы научиться чему-либо, ребенок должен сделать это сам. Приобретение новых навыков и умений помогает ребенку обрести чувство независимости и уверенности в себе.

Принцип социального воспитания и интеграции проявляется во взаимодействии детей, что обеспечивает эффект социального развития. Важным результатом общения и взаимодействия дошкольников является формирование таких значимых социальных качеств, как умение предложить помощь и попросить о помощи, эмоциональная отзывчивость и сопереживание Другому, учет особенностей другого человека, терпимость и толерантность, адекватная самооценка, уверенность в своих силах, коммуникативные навыки. Причем названные социальные качества могут одинаково эффективно развиваться при взаимодействии дошкольников, как на родном, так и на иностранном языке.

Принцип обучения в специально подготовленной развивающей среде М. Монтессори считала одним из самых важных. Полагаем, что данный принцип может рассматриваться стержневым и в контексте иноязычного образования детей дошкольного возраста. Именно подготовленная среда является обязательным условием для развития и обучения каждого ребенка в своем собственном индивидуальном темпе, что, к сожалению, далеко не всегда соблюдается в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

По справедливому мнению автора, развивающая среда позволяет стимулировать познавательную активность ребенка, его интерес к открытию нового об окружающем мире. Отсюда следует, что разработанные с учетом наблюдения за детьми дидактические материалы, следует упорядочить по степени сложности, расположить их в свободном доступе для ребенка (игрушки, муляжи, картинки и.т.п.). Все они должны быть внешне привлекательны, изготовлены из натуральных и безопасных материалов. Как отмечал известный английский методист М. Уэст, невозможно научить языку, ему можно только научиться [4]. А для этого должна быть мотивация, которую для дошкольников может составлять именно развивающая среда. Систематизация в соответствии с зонами развития выступает одним из главных требований к дидактическим материалам для дошкольников.

Согласно педагогической системе М. Монтессори, все обучающее пространство в учебном классе должно быть поделено на 5 зон [17]:

- зона практической жизни (связана с обращением со своими вещами, с тем, как следить за собой, здесь дети учатся манипулировать с сыпучими предметами, водой, застегивать/расстегивать элементы одежды, резать овощи и фрукты, убирать за собой разлитую воду

или просыпанную крупу и т.д.);_

- сенсорная зона (оказывает существенное влияние на развитие органов чувств, обеспечивает возможность изучения формы, цвета, размера, температуры, веса, звуков и т.д.);

- математическая зона (учит пониманию цифр, порядка при счете, основным математическим действиям, дает понятие о целом/дробном, числах);

- космическая зона (знакомит с окружающим миром - с основами географии, ботаники, анатомии, физики, с устройством солнечной системы, основами знаний о животном и растительном мире, строении человека и т.д.);

- языковая зона (расширяет словарный запас, знакомит с буквами, фонетикой, помогает понять состав и структуру слов, овладеть речевой деятельностью, подготовиться к письму, чтению, потренировать правильную постановку руки во время письма и т.д.); именно языковая зона может, по нашему мнению, служить основой реализации содержания иноязычного образования дошкольников.

Педагогическая система М. Монтессори включает в себя три базовых элемента [16, с. 46]: ребенок, развивающая среда, обученный взрослый. Ребенок выступает главным субъектом познания и обучения. Развивающая среда представляет собой специально организованное пространство, которое обеспечивает ребенка дидактическими материалами для его разностороннего развития, а обученный взрослый является проводником между ребенком и обучающей средой. Однако это не означает, что педагог - пассивный наблюдатель. В системе М. Монтессори педагог обеспечивает безопасность ребенка, помогая ему в случае необходимости, но при этом максимально позволяет ребенку выполнять самому все действия в процессе обучения. Как видно, педагогическая система ориентирована на всестороннее стимулирование стремления дошкольника к действию и познанию, что выступает важнейшим условием для обретения ребенком независимости от взрослого. В данной связи актуальна мысль американского психолога Дж. Гибсона, который отмечал, что между субъектом действия и окружающей его средой существует «мостик», под которым он понимал возможности [18]. Совокупность принципов системы М. Монтессори позволяет субъекту обучения, т.е. ребенку, стать активным пользователем развивающей среды благодаря возможности свободного выбора, которую обеспечивает педагог.

Поскольку, как уже было замечено выше, дошкольный возраст - это время активного формирования нейронных связей, время интенсивного развития умственных способностей ребенка, а также период стремительного расширения его кругозора, мы считаем возможным использование системы М. Монтессори в иноязычном образовании посредством участия дошкольников в различных сферах деятельности и познания с использованием иностранного языка. Как отмечает М.А. Груздева, одна из важнейших задач дошкольного образования в современном мире - это учить детей работать на стыке различных сфер знаний [19, с. 66]. Данная система позволит, с одной стороны, удовлетворить интерес дошкольников в разных областях знаний, а с другой - выявить склонность ребенка к той или иной сфере познания. Поскольку включение детей в познавательную деятельность происходит с использованием иностранного языка, его изучение не воспринимается как отдельная дисциплина, что повышает эффективность обучения. Включаясь в интерактивное взаимодействие на иностранном языке в дошкольном возрасте, у детей развивается способность более гибко мыслить, уменьшается страх говорить на иностранном языке в последующем [20].

Итак, какие именно элементы педагогической системы Монтессори будут наиболее эффективны в иноязычном образовании дошкольников? В первую очередь, важна специально подготовленная позиция педагога (взрослого). Педагог выступает в роли активного наблю-

дателя, наставника, помощника. Педагог должен предоставить в распоряжение ребенка специальные средства саморазвития и показать, как с ними обращаться [21].

В нашем опытном обучении педагог сначала представляет ребенку знания по изучаемой теме. К примеру, при изучении темы «Цвета» это могут быть названия различных цветов игрушек или фразы для игровой коммуникации с другими детьми на английском языке (при этом название цветов обязательно): «I want red/blue/yellow. Give me а red/blue/yellow cube». Затем мы предлагаем ребенку самому поиграть с какой-либо игрушкой, называя при этом ее цвет, или поиграть вместе с другими детьми, обучаясь договариваться с ними. Задача педагога - помочь ребёнку создать картину окружающего его мира, описанную на иностранном языке, а также помочь ему понять основные нормы и принципы поведения в обществе, пресекая все поступки, являющиеся невежливыми, оскорбительными, задевающими достоинство других. Также важно отметить, что по мнению М. Монтессори, поощрение, как и наказание вредны для мотивации ребенка, т.к. формируют зависимость от похвалы, поэтому педагог должен хвалить не в общих фразах, а за конкретные успехи в обучении [10, с. 55]. Таким образом, роль педагога в педагогической системе М. Монтессори основывается на наблюдении за ребенком и направлении его познавательного интереса в нужное русло.

Второй важный элемент системы Монтессори, который, безусловно, обладает дидактическим потенциалом в иноязычном образовании дошкольников - это специально подготовленная развивающая среда. Как отмечает Д. Макнамара, мозг ребенка - система, открытая для формирования средой, его развитие зависит от того, чем наполнена окружающая среда [11, с. 44]. Именно поэтому так важно при обучении ребенка, в нашем случае, иностранному языку, уделять особое внимание развивающей среде, материалам, с которыми будет работать дошкольник. Развивающая среда даёт детям возможность проявлять самостоятельность в процессе свободного выбора [22-24]. Для обучения дошкольников иностранному языку по системе М. Монтессори рекомендуем использовать «золотые материалы Монтессори», многие из которых ученый отбирала сама, исходя из практики. Такими материалами могут служить разноцветные цилиндры, рамки-вкладыши, конструкторы, сыпучие продукты и емкости для их хранения, фигурки животных, музыкальные колокольчики с разной высотой звука. В практике иноязычного образования могут также пригодиться предметы с различными видами застежек (липучки, пуговицы, замки), пазлы, часы, цифры, лабиринты, буквы английского алфавита. На практике нами были задействованы в работе часы, рамки-вкладыши, буквы, фигурки животных и фруктов, все эти средства вызывали большой интерес у детей и, будучи использованы в игре, способствовали запоминанию новых слов и фраз. Мы разделяем мнение педагогов-практиков, что в процессе обучения иностранному языку с применением методов системы М. Монтессори дети много работают руками: занимаются аппликацией, лепят и рисуют. Это объясняется тем, что до 80% процентов информации в раннем возрасте усваивается через тактильные ощущения.

Важным условием реализации педагогической системы М. Монтессори в иноязычном образовании дошкольников является зонирование территории. Это значит, что все вышеперечисленные материалы должны быть сгруппированы по пяти тематическим зонам. Если речь идет об обучении иностранному языку в отдельной комнате, то группировку материалов лучше производить территориально в разных местах этой комнаты. Однако, если у педагога нет специально отведенной комнаты для изучения иностранного языка, группировку дидактических материалов можно произвести просто расставив материалы на разных полках в шкафу. Важно

Osiyanova Olga Mikhailovna, Khanina Maria Nikolaevna pedagogical

M. MONTESSORI'S PEDAGOGICAL SYSTEM ELEMENTS ... sciences

учитывать тот факт, что все дидактические материалы должны быть в одном экземпляре. Это необходимо для того, чтобы дети учились договариваться между собой, если хотят одновременно использовать один и тот же материал. Еще одно важное условие к дидактическим материалам - они должны быть выполнены так, чтобы при неправильном их использовании, ребенок сам понял свою ошибку и имел возможность ее исправить. Например, составить предложение из слов, написанных на модулях-пазлах, в неправильном порядке не получится, т.к. каждый элемент пазла имеет разное соединение. Можно соединить три пазла "I want apple", но последовательность "Apple I want" уже не соединится.

К дидактическим материалам, актуальным в иноязычном образовании дошкольников, предъявляются следующие требования:

- реалистичность;

- экологичость;

- эстетичность [10].

Реалистичность предполагает, что изображения/ макеты изучаемых явлений должны быть максимально похожи на реальные объекты окружающего мира (например, изображение яблока должно выглядеть как фото фрукта, а не сказочный герой с руками и ногами). Экологичность подразумевает безопасность и натуральность материалов, из которых созданы дидактические материалы. Под эстетичностью понимается привлекательный внешний вид материалов.

Дидактические материалы педагогической системы М. Монтессори могут использоваться в иноязычном образовании дошкольников при проведении занятий как индивидуально, так и в групповой форме. При индивидуальных занятиях следует отталкиваться от интересов ребенка, т.е. он сам выбирает материал, который ему интересен, а педагог строит работу на основе этого материала - просит назвать цвета, посчитать, нарисовать. Так усваивается лексика, обозначающая свойства предмета (прилагательные) и глаголы действия, манипуляций с ним.

В случае группового занятия, задача педагога заключается в том, чтобы проработать определенную тему через разные каналы восприятия. Такой подход обеспечивает максимальное усвоение иноязычного материала, поскольку учитывает особенности группы с точки зрения канала восприятия и переработки информации (в группе могут быть аудиалы, визуалы и кинестетики). Например, если изучается тема «Фрукты», то необходимо показать их внешний вид (для визуалов), прослушать видеозапись/спеть песню (для аудиалов) и сделать поделку, нарисовать, разукрасить, слепить эти фрукты (для кинестетиков), а также по возможности дать попробовать на вкус и обеспечить тактильные ощущения (дать подержать в руках макет фрукта или свежий фрукт). Восприятие дошкольниками информации через различные каналы восприятия - необходимый инструмент системы М. Монтессори для изучения иностранного языка дошкольниками. При этом следует учитывать и характер получаемой дошкольниками информации. Это касается выбора тем, соответствующих данному сенситивному периоду их развития.

Согласно педагогической системе М. Монтессори урок иностранного языка должен иметь трехступенчатую структуру [25, с. 48]. Покажем это на следующем примере:

1 ступень: педагог устанавливает связь между предметом и его названием на английском языке, он указывает на предмет и при этом четко и ясно произносит его иноязычный аналог: This is a «...».

2 ступень: фаза закрепления представления о предмете, формирование пассивного словаря. Она может занять разное время у разных детей. Учитель называет предмет и дает ребенку поручения: «Give me, please ...», «Take, please ...», «Show, please ...» и т.п.

3 ступень: педагог указывает на предмет и предлага-

ет ребенку назвать его: «What is this?». Теперь название предмета на английском языке становится частью его активного словаря.

При этом важно отметить, что занятия проводятся на полу, ученики садятся в круг вместе с педагогом, в специально отведенном для этого месте.

С целью развития сообразительности и внимания возможно использование поисково-игровых заданий. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы [26, с. 87]. Например, такая задача. Педагог показывает детям информационно насыщенную картинку в стиле Виммельбух с узнаваемыми героями, при этом на картинке спрятаны несколько объектов с одинаковым признаком (домашние животные, красные фрукты, зайцы и т.д.). Задача детей - найти спрятанных героев и озвучить, кто и где прячется. Например, "A cat is behind the tree". Включение поисково-игровых задач в контекст уроков английского языка позволяет, активизировать процессы мышления, восприятия, а также автоматизировать речевые навыки.

ВЫВОДЫ

Использование элементов педагогической системы М. Монтессори в нашей опытной работе подтверждает идею автора о том, что, ребенок обладает огромной творческой силой и потенциалом к обучению, так как в нем осуществляется бессознательное духовное развитие. Ребенок созидает не при помощи волевого усилия, как у взрослых, а естественным путем [27, с. 46]. Образовательная ситуация настоящего времени показывает, что время не властно над теми идеями, которые в своей основе имеют реальные потребности реального ребенка. В этом одна из главных причин эффективности педагогической системы М. Монтессори [28, с. 75]. Таким образом, педагогическая система М. Монтессори, направленная на общее развитие ребенка, проявляет свой созидательный потенциал и в иноязычном образовании дошкольников. Это раскрывается в способности дошкольников усваивать лексику, элементарные основы грамматики, артикулировать новые звуки, совершенствовать коммуникативные умения и на их основе строить иноязычное общение. Внедрение элементов системы Монтессори в работу с дошкольниками способно удовлетворить потребность современного общества в раннем обучении иностранному языку, с одной стороны, и стимулировать общее развитие ребенка посредством иностранного языка, с другой. Перспективным видится исследование потенциала педагогической системы М. Монтессори применительно к иноязычному образованию младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Никитенко З. Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика. М.: ФЛИНТА, 2018. 328 с.

2. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. М.: ВЛАДОС, 2010. 210 с.

3. Никитенко З.Н. Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе: Монография. М.: Прометей, 2018. 365 с.

4. Пассов Е.И. О функциональной направленности организации речевого материала при обучении говорению //Иностранные языки в школе. 2014. № 2. С. 75 — 82.

5. Дунаева А.С., Ветчинова М.Н. Культурологическая идея концепции коммуникативного иноязычного образования //Язык и культура. 2014. №3. С. 138 — 145.

6. Копенина О.В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками //Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1459 — 1462.

7. Быстрай Е.Б. Факторы повышения положительной мотивации дошкольников к изучению иностранных языков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 22 — 25.

8. Хуторской А.В. Система Монтессори [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. №1. URL: https:// eidos-institute.ru/journal/2016/100/Eidos-Vestnik2016-118-Khutorskoy. pdf (21.05.2020).

9. Липатова Л. Г. Развитие интеллекта и самостоятельности ребенка по системе Марии Монтессори // Провинциальные научные записки. 2017. № 1 (5). С. 85 — 87.

10. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. М.: Эксмо, 2018. 224 с.

11. Макнамара Д. Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых. М.: Ресурс, 2019. 320 с.

12. Siegel, D.J. The developing Mind: How relationships and the Brain interact to Shape who we are. New York: Guilford press, 1999. 394 p.

13. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2019. 655 с.

14. Гиниятуллина Э. Х. Теоретико-методическая основа формирования поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4. С. 13 — 15.

15. Волынкина Н.В., Груздева М.А. Роль раннего иноязычного образования в интеллектуально-творческом развитии старших дошкольников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 41. С. 51 - 55.

16. Лиллард П. П. Монтессори сегодня: комплексный подход к воспитанию от рождения до взрослой жизни [пер. с англ. Т. О. Новиковой]. Москва: Эксмо, 2018. 256 с.

17. Василискин Т.П. Педагогическая система Марии Монтессори: сущность и особенности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 8. С. 117 - 123.

18. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию (The Ecological Approach to Visual Perception). М.: Прогресс, 1988. 464 с.

19. Груздева М.А. Формирование компонентов интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе иноязычного обучения // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 41. С. 65 - 74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Осиянова О.М., Ханина М.Н. Потенциал методики М. Монтессори в современном языковом образовании // Образование: традиции и инновации: материалы XXМеждунар. науч.-практ. конф. (29 апр. 2019 г.). Отв. ред. Уварина Н.В. Прага, Чешская республика: World Press s r.o., 2019. 192 с.

21. Борюссо Л. Играем с Монтессори. Мой первый английский. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018. 98 с.

22. Голодникова К.А., Волкодав Т.В. Монтессори класс: в поисках аутентичности // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 3 (10). С. 98 — 101.

23. Чиркова В.М. Метод свободного воспитания М.Монтессори // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 71-73.

24. Борисова С.П. Влияние педагогической системы М. Монтессори на развитие акмеологической сферы дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 26-29.

25. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал: Школа для малышей. М.: Мастер, 1992. 80 с.

26. Курбанова Д. Б., Турдимуратова Н. А. Обучение иностранному языку дошкольников // Вестник современной науки. 2016. № 4-2 (16). С. 86-88.

27. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). М.: ИД «Карапуз», 2000. 272 с.

28. Каргапольцева Н.А. Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности. Монография. М.: «Педагогический вестник», 1999. 184 с.

Статья поступила в редакцию 25.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.