Научная статья на тему 'Элементы мягкой и жёсткой силы в системе формирования имиджа государства'

Элементы мягкой и жёсткой силы в системе формирования имиджа государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6802
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЁСТКАЯ СИЛА / HARD POWER / МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / АСПЕКТЫ ЖЁСТКОЙ И МЯГКОЙ СИЛЫ / ASPECTS OF SOFT POWER AND HARD POWER / КИБЕРСИЛА / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА / STATE IMAGE FORMATION / CYBER POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куприн Дмитрий Сергеевич, Тулюлюк Елена Анатольевна

Внешний и внутренний имиджи государства во многом определяются её культурой, политическими ценностями. В данной статье даются оценки силы, формирование имиджа с помощью жёсткой и мягкой силы, формы жёсткой силы и аспекты обеих сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы мягкой и жёсткой силы в системе формирования имиджа государства»

ЭЛЕМЕНТЫ МЯГКОЙ И ЖЁСТКОЙ СИЛЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА

Авторы: КУПРИН Д.С., ТУЛЮЛЮК Е.А.

КУПРИН Дмитрий Сергеевич, ТУЛЮЛЮК Елена Анатольевна -магистранты кафедры рекламы и связей с общественностью Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (РУДН).

Адрес: 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая д.6.

Аннотация: Внешний и внутренний имиджи государства во многом определяются её культурой, политическими ценностями. В данной статье даются оценки силы, формирование имиджа с помощью жёсткой и мягкой силы, формы жёсткой силы и аспекты обеих сил.

В работе описана сущность мягкой силы, границы её влияния, способы её влияния на имидж государства, недостатки и преимущества.

Ключевые слова: жёсткая сила, мягкая сила, аспекты жёсткой и мягкой силы, киберсила, киберпространство, формирование имиджа государства

Жёсткая сила: формы проявления

Прежде чем описывать формы проявления жёсткой силы и мягкую силу, поговорим о силе в политической коммуникации.

В течение ряда лет аналитики старались вывести формулу, которая бы позволила измерить силу в отношениях между государствами в количественных масштабах. Например, высокопоставленный чиновник ЦРУ Рей Клайн опубликовал в 1977 году формулу, которую использовал для оценки силы:

Оцениваемая сила = (население + территория + экономика + военная мощь) х (стратегия + воля)

Данная формула описывала мощь государства в данный определённый момент, поэтому более поздние попытки вывести новую формулу силы уже основывались на учёте практической деятельности государства (идеология, инфраструктура), её ресурсах (материальные ресурсы, активность предпринимателей, технологическая развитость), боевой подготовки и военных возможностях [1]. Хотя в такой формуле явным лидером является военная сила, которая практически затмевает иные виды силы.

Военная мощь вообще мало говорит о силе страны, например, в области экономики. И наоборот, высокие экономические показатели ничего не говорят о боевой подготовке граждан. Более того, попытки правительства развивать какой-то конкретный вид силы, ту же военную мощь, в конечном итоге

обречены на провал, т.к. сила напрямую подчинена взаимоотношениям между людьми, которые крайне нестабильны и недолговечны [2].

Идея силы/власти является спорной концепцией. Определение силы зависит от того, кто решил назвать это определение и какие ценности отстаивает этот человек. Даже если у определённого лица есть какая-то власть, мы не можем назвать его сильным, не уточнив, для чего его сила предназначена. Необходимо уточнить размер и сферу действия силы. К примеру, Патриарх Всея Руси Кирилл имеет власть над христианами, но только над православными, несмотря на то, что у православных и католиков один бог. Т.е. концепция силы напрямую зависит от уточненного контекста, который говорит нам, кто получает что, как, где и когда [3].

Различают три аспекта (или лица) относительной силы, а именно: приказное изменение, контроль над процессом реализации и установление преференций. Часто эти аспекты действуют воедино.

Первый аспект силы был определён Робертом Далем (американским политологом) в середине прошлого века. Он акцентирует внимание на способности заставить действовать других по плану, противоречащему их собственным убеждениям, намерениям. Примером первой силы является насильственный захват территории.

Но Даль не учитывал параметр создания и установления цепочки действий. Если могут быть задействованы идеи для установления порядка действий так, что идеи других покажутся несущественными, то тогда никого не надо будет заставлять делать что-то в приказном порядке. Иными словами, станет возможным сформировать желания других, показывая им, что реально осуществимо, а что только кажется таковым. Отсюда вытекает второй аспект: формирование цепи шагов помогает не допускать мысли о том, что альтернативные идеи, желания, предпочтения верны. Мысль о втором аспекте сформировали в 1960-х годах политологи Питер Бахрах и Мортон Барац. Примером этого аспекта может быть принятие государством определённых правил при её приёме в какое-нибудь содружество (экономическое, военное).

В 1970-х годах социолог Стивен Льюкс указывал на то, что убеждения и идеи не только способны изменить точку зрения и показать другим, что их прошлые установки были неверными, но и сформировать изначальные установки. Можно не только заставлять делать что-то (первый аспект) или навязывать иную точку зрения (второй аспект), но и формировать изначальные предпочтения, без блокировки начальных устремлений (которых и не было вовсе). Это является третьим аспектом относительной силы. Одним из самых очевидных примеров третьего аспекта может быть сформировавшаяся мода на ту или иную причёску, одежду, гаджеты, музыку.

Сила приказа (первый аспект или первое лицо силы) лежит на поверхности и её легко увидеть и распознать. Она является основой для жёсткой силы. С помощью неё легко получить желаемое посредством принуждения. Кооперация второго и третьего аспектов выглядит менее бросающейся в глаза и является

компонентом мягкой силы - инструмента скрытого управления интернациональными процессами эпохи глобализации, использующего такие средства убеждения, как дипломатия, экономическая помощь, пропаганда. Благодаря ей возникает возможность добиться желаемого с помощью привлечения, убеждения, установок.

Что же такое жёсткая сила?

Жёсткая сила - это форма власти, оперирующая военным и экономическим элементами, как объектами принуждения.

Чаще всего при упоминании военного аспекта жёсткой силы подразумевают ресурсы, применяемые в войне, а именно: вооружение и человеческие ресурсы. Однако военные ресурсы и военное поведение используются не только для ведения войн, но и для оказания помощи и защиты союзникам, что уже является частью мягкой силы.

В настоящее время в роли военного элемента жёсткой силы произошли радикальные изменения. Крупные государства видят, что важной проблемой войны в её классическом понимании является дороговизна. Ресурсы стоят дорого. Их дорого произвести, обучить (солдат), транспортировать. Учитывая это, гораздо дешевле сделать «солдат» из тех, на кого нападаешь, чтобы они были полностью вовлечены в дело и подрывали устои своего государства изнутри.

Сейчас польза от военного элемента жёсткой силы уменьшается [4]. Одной из причин этого является возможность применения ядерного оружия. Несоизмеримость между серьёзными последствиями от применения ядерного оружия и разумными политическими целями заставляет с осторожностью рассматривать его использование.

Вторую причину мы назвали выше - это высокая стоимость военных ресурсов, которая может не оправдать себя. Можно вкладывать миллионы рублей в разработку более современного оружия, в обучение солдат, но один террорист-смертник, начинённый взрывчаткой, произвести которую, не стоит больших затрат, может убить десятки лиц командования противника, находясь на территории своего города, уголки которого он изучал с самого детства.

Третья причина заключается в том, что идеи об использовании военных ресурсов могут столкнуться с протестом народа внутри самой страны, которая собирается применить военную мощь. В демократических странах годами росли антивоенные настроения, а это значит, что применение силы «может дорого обойтись политическим руководителям в демократических государствах» [5].

Джозеф С. Най выделяет четыре главных действия военной мощи: боевые действия, силовая дипломатия (угрозы, показ вооружения, размещение кораблей в близости от границ другого государства), защита и помощь. Если вкратце описать его мысли, то можно сказать, что военные ресурсы оперируют как жёсткой, так и мягкой силами. Важным является то, что мягкая сила может добавлять рычаги к жёсткой силе. Синтез обеих сил Най называет умной силой.

Что касается экономического элемента, то экономические ресурсы способны создавать условия для проявления обеих сил (мягкой и жёсткой). Успешная модель экономики даёт военные ресурсы для проведения жёсткой силы и привлекает других для копирования этой модели. Экономические ресурсы, которые лежат в основе жёсткой и мягкой силы это: размер и качество ВВП, уровень научно-технического развития, юридические и политические институты, природные и человеческие ресурсы.

Если рассматривать имидж государства, то, взяв в пример РФ, можно сказать, что наше правительство часто использует именно жёсткую силу, поддерживая статус сверхдержавы. Парады 9 мая являются проявлением жёсткой силы, ведь именно так мы показываем, что имеем, и что можем применить. Опасное сближение новейшей военной техники с «вражеской» -ещё один пример жёсткой силы. Вообще, в глазах многих народов мы представляем (особенно представляли в эпоху СССР) державу, способную на серьёзные шаги, именно в плане применения жёсткой, военной силы, хотя для защиты национальных интересов государства, это было оправдано.

Способы влияния мягкой силы на имидж государства

Как говорилось ранее, мягкая сила - это инструмент скрытого управления интернациональными процессами эпохи глобализации, а если сравнивать с жёсткой силой, то мягкая сила использует менее агрессивные средства убеждения: дипломатию, экономическую помощь, пропаганду. У такого управления есть особенности: первая заключается в том, что влияние субъекта управления конвертируется в мотивацию действия объекта управления, а вторая в том, что не существует формальных институтов управления [6].

Согласно концепции Джозефа С. Ная, о котором говорилось выше, мягкая сила - сила, основанная на культуре, политической идеологии и внешней политике страны. Можно рассматривать мягкую силу в качестве совокупности внешних и внутренних факторов государства, где к внешним относятся: геополитический статус страны, цивилизационный статус, экономическая и политическая модели развития государства, стратегия развития страны, информационные ресурсы. К внутренним же можно отнести: идеологию, качество и уровень жизни, менталитет, культуру, ценности. Совокупность данных факторов способствует созданию эффективного и привлекательного имиджа государства.

Сущность мягкой силы состоит в способности страны влиять на другие страны на основе привлекательности своего образа. Она (сущность) проявляется как: использование нематериальных ресурсов для реализации своих интересов; способ достижения желаемого результата во внешней политике мирным путём; способ ненасильственного претворения в жизнь национальных интересов в глобальном мире. Возможность реализации мягкой силы основывается на принципах привлекательности, добровольного участия, притягательности, симпатии. Одна из важнейших тактических задач мягкой

силы - именно создание привлекательности, в том числе с помощью проработки эффективного имиджа своего государства и воздействия на объект управления.

Основными инструментами мягкой силы можно считать: информационные потоки, политический пиар, глобальный маркетинг, язык страны и степень его популярности в мире, позиционирование страны, публичную дипломатию, систему образования, туризм, спорт, способность вести информационные войны, миграционную политику, диалог культур. При эффективном использовании инструментов мягкой силы возможно возникновение иллюзии взаимного интереса, уважения, доверия, взаимопонимания и создание на этой основе возможности влияния данного государства на гуманитарные и политические процессы в мире и конкретных странах.

Необходимо подчеркнуть, что существуют принципиальные отличия между мягкой силой и жёсткой силой. Методами влияния мягкой силы являются: добровольное участие другой страны в мероприятиях внешней политики государства, являющегося объектом влияния, принятие общих целей и иллюзия достижения общего результата, интенсивные коммуникативные потоки. Методы жёсткой силы опираются на вооруженное насилие, экономическое давление, шантаж (военный, политический, сырьевой), подкуп политической элиты.

Можно сказать, что мягкая сила - скрытый способ управления процессами на международной арене таким образом, чтобы управляемый объект или объекты принимали власть над ними не в качестве принуждения, но в качестве взаимовыгодного и взаимозависимого сотрудничества.

Воздействие мягкой силы более эффективно в формате диалога, который в этом случае является инструментом преодоления барьера взаимодействия. В диалоге культур взаимодействуют конкретные люди и группы людей, принадлежащие к разным культурам и имеющие разные ценностно-мировоззренческие установки. Условиями продуктивного диалога, являются: наличие культурно-нравственных оснований ведения коммуникации; поиск общих ценностных оснований; взаимодействие открытых к диалогу и взаимному обогащению участников.

Задачей субъекта при взаимодействии является «открыть» себя объекту взаимодействия и «принять» его ценности. Но необходимо помнить, что мягкая сила имеет свои границы. Естественным ограничителем воздействия мягкой силы является культурно-историческая традиция объекта влияния. Например, некоторые составляющие мягкой силы не эффективны в странах Востока. В силу особенностей политической культуры Восточного мира некоторые политические ценности либеральной демократии, прав человека и свободы не поддерживаются там, в отличие от идеи благотворительности и социальной поддержки уязвимых слоев населения. Мягкая сила имеет наибольшее влияние, когда обе стороны коммуникации понимают, что только дружественные

отношения способны привести к результату, который бы удовлетворял обе стороны.

Если делать акцент на нашей стране, то можно отметить, что формирование позитивного имиджа России в условиях международной трансформации глобального порядка является одной из ключевых внешнеполитических задач государства.

Имидж РФ за рубежом в последние десятилетия страдал и от воспоминаний со времён «холодной войны» и от новых образов, большая часть которых сложилась под давлением российских и западных СМИ, но в определённой мере отражала действительность. Вместе с тем в имидже России сохранился ряд стереотипов, которые поддерживают политики, сохранившие враждебность по отношению к российскому государству.

Безусловно, Запад - это не весь мир и большинство стран мира не подвержены антироссийским настроениям. Но и за пределами стран Запада имидж нашего государства не самый идеальный.

Поэтому формирование положительного имиджа остаётся актуальной задачей. Позитивное восприятие страны в мире способствует развитию экономической и социальной сферы и помогает «завоевать» место на мировой арене.

В настоящее время мягкая сила является неотъемлемым ресурсом стран, которые рассчитывают на определённый статус в политике. Мягкая сила является неизменным атрибутом любой страны, претендующей на определенный статус в мировой или региональной политике.

Российская Федерация располагает значительными ресурсами мягкой силы, но использует ее не в полной мере. В концепции внешней политики РФ понятие «мягкая сила» появилось только в феврале 2013 г. и было определено как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».

На сегодняшний день в России можно выделить несколько наиболее активных институтов мягкой силы и публичной дипломатии:

- органы государственной власти (МИД и его структуры - Департамент информации и печати и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству);

- неправительственные организации, институты гражданского общества, фонд «Русский мир», фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Общественная палата Российской Федерации и др.;

- глобальные СМИ: телеканалы <^Т» (вещающий на английском, испанском и арабском языках), «Россия-РТР» и др., Международное

информационное агентство «Россия сегодня», проект «Российская газета», Интернет-ресурсы МИД и других правительственных ведомств;

- ведущие университеты страны (МГУ, РУДН и др.);

- РПЦ и другие религиозные институты.

Реализации российской политики мягкой силы в настоящее время сталкивается с рядом внутренних проблем:

- отсутствие комплексной стратегии мягкой силы и позиционирования России за рубежом (нет чётко обозначенных целей, координирующих органов, стабильного финансирования, правдивого освещения успехов России);

- небольшое количество институтов и элементов мягкой силы, которые бы усиливали привлекательность государства;

- дефицит идей для преодоления негативных стереотипов о России (особенно остро эта проблема встала в 2014 г. в связи присоединением Крыма, после введения санкций и контрсанкций);

- отсутствие продуктивного взаимодействия государства с неправительственными организациями;

- низкая роль публичной дипломатии.

Но Россия располагает несколькими ресурсами, за счёт которых можно совершенствовать политический имидж, а именно: культурно-историческое наследие, русскоязычная диаспора, высшее образование, миграция (мигранты должны распространять российские ценности по возвращении на родину), религиозный потенциал и геополитический вес страны в системе международных отношений, а также её позиция по основным международным проблемам, статус глобальной ядерной, энергетической и космической державы.

Концепция мягкой силы подразумевает полное подчинение объекта, но не из страха, а из уверенности в том, что субъект полностью прав и его установки являются либо хорошей альтернативой, либо единственно верными.

Конечно, использование мягкой силы по отношению к дружественным странам является задачей достаточно лёгкой, но применение такой методики к странам с иными ценностями (политическими, духовными) может создать ряд проблем. Например, ношение хиджаба или паранджи может восприниматься европейскими женщинами, как угнетение женского пола в странах Восточного мира. Но, в то же время, неприкрытые части тела на женщинах в европейских странах могут восприниматься мусульманками, как результат излишней раскрепощённости и подстраивания под моду, которую диктуют мужчины.

Также стоит отметить, что существует два пути продвижения имиджа государства за рубежом: естественный и искусственный [8]. При естественном государство «автоматически» улучшает свой имидж на международной арене благодаря успехам в экономике, развитии культуры, легитимности политики, проводимой внутри государства и вне его, а также благодаря развитию науки. При искусственном продвижении имиджа страны предполагается проведение различных мер пропагандистского, рекламного, информационного характера,

которые направлены на улучшение международного имиджа государства, т.е. целенаправленная и продуманная политика «мягкой силы».

Три аспекта мягкой и жёсткой силы в киберпространстве

Киберсила - сила, основанная на информационных ресурсах, а киберпространство - синтез двух уровней инфраструктуры: физической и виртуальной собственности.

Уникально киберпространство тем, что подвержено достаточно быстрым технологическим изменениям и новациям. Если сравнивать с другими сферами политической жизни, то гораздо быстрее и значительно дешевле доставить важную информацию в любую точку Земли, чем совершить авиаудар, пересечь океан, запустить ракету, т.к. стоимость и немедленные ответные действия в результате таких мероприятий не позволяют их осуществить.

Ранее упоминались три аспекта (лица) относительной силы. Как говорилось ранее, все три аспекта могут рассматриваться и с позиции мягкой силы, и с позиции жёсткой силы, при объединении их в умную силу. Эти аспекты можно применить и для рассмотрения киберсилы в качестве мягкой и жёсткой силы в виртуальном пространстве.

Первым аспектом обеих сил в киберпространстве является способность заставить других делать вещи, противоречащие их первоначальным установкам. В пример жёсткой силы можно привести арест Лю Сяобо. В декабре 2009 года этого активиста с большим опытом в области прав человека приговорили к 11 годам тюрьмы за подстрекательство к подрыву государственного строя. Данное решение было осуждено Верховным комиссаром ООН по правам человека. 8 октября 2010 года Сяобо была присвоена Нобелевская премия мира за длительную и ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае [9].

Что касается мягкой силы, то здесь отдельные лица/организации/правительства стараются убедить принимающую от них информацию сторону изменить своё поведение. Например, размещение террористическими организациями видеоматериалов, которые способны изменить сознание людей и встать их на сторону террористов.

Вторым аспектом обеих сил является установка или формирование программы действий, в которой сторона влияния пытается не допустить осуществления планов со стороны других лиц. Если эта установка программы действий совершается против воли, то это является проявлением жёсткой силы, а если воспринимается как законная, то это пример проявления мягкой силы.

Блокировка интернет-ресурсов правительством является примером проявления жёсткой силы второго аспекта, т.к. пользователям ограничивают доступ к информации. Примером действия мягкой силы в киберпространстве можно назвать работу Apple Inc: компания не даёт согласия на установку нелегальных дополнений на свои устройства, а предлагает всего за несколько центов скачать легальный контент и тем самым избежать возможного ареста.

Третий аспект обеих сил - это формирование предпочтений людей так, чтобы определённые планы действий никогда не рассматривались. Со стороны жёсткой силы - очевидный запрет (очевидный для России, Франции, Германии) на распространение нацистской атрибутики, литературы и угрозы наказания за пропаганду подобного. Со стороны мягкой силы - распространение информации, которая предназначена для создания определённых предпочтений у людей (статьи, материалы про любовь к своей стране и патриотизм).

Преимущества и недостатки мягкой силы при формировании имиджа государства

Как говорилось ранее, основными источниками мягкой силы страны являются: её культура (там, где она привлекательна для других стран), её политические ценности (если страна сама живёт согласно этим ценностям и руководствуется ими в отношениях с другими государствами) и её внешняя политика (когда она воспринимается в качестве законной). Также сюда можно подставить потребительские предпочтения, которые очень тесно связаны с культурой.

Самое очевидное преимущество мягкой силы перед жёсткой -ненасильственный метод навязывания своего мнения объекту.

Сложно поспорить с тем, что сохранение мира на нашей планете является основной и крайне сложной задачей. Сверхдержавы способны уничтожить Землю в считанные минуты, обладая ядерным оружием. Именно этот факт можно рассматривать в качестве одного из основных, послуживших развитию мягкой силы в последние десятилетия. Крупный конфликт невозможен, т.к. поставит под удар всё человечество. Войны, сравнимые со Второй мировой, сейчас крайне опасное занятие, потому что итогом Третьей мировой войны в наше время может стать, что «в Четвёртой будут использоваться камни1.

Поэтому навязать определённое мнение по вопросу, не используя шантаж или угрозы - мера, показывающая сегодня, насколько сильно государство. По сути, такой способ ненасильственного воздействия можно назвать уловкой или хитростью в глобальных масштабах.

Но важно то, что эта хитрость не всегда воспринимается в качестве таковой. Сложно назвать хитростью попытки проведения демократических выборов в авторитарном государстве. Сложно назвать хитростью донесение до ума граждан государства, где преобладает тирания, что слово «демократия» не является пустым звуком. Вопрос стоит в том, готовы ли люди, всю жизнь прожившие без прав стать свободными и как эту свободу они воспримут.

Возьмём в пример США. Не будем рассматривать то, как американцы доносят идеи демократии до стран Ближнего Востока, поскольку идеи мягкой силы слишком близко здесь «идут» с солдатами на чужой земле. В нашей стране отношение к США спорное: многие их ругают, но ходят в кроссовках

1 Из письма Альберта Эйнштейна Гарри Трумену (1945 год): «Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но в Четвёртой будут использоваться камни!».

Nike, покупают Айфоны и едят Сникерсы. Почему так? Потому что продукция США вызывает доверие и уважение.

Террористы могут выступать против США, но ходить в американских кроссовках, закачивать свои видео на ЮТьюб, используя программное обеспечение Америки и донося до нас свои угрозы на английском языке.

В 90-е годы наши прилавки наводнились продукцией США, а российские производители не могли предоставить аналоги. Только в последние годы стали появляться российские товары, которые можно по качеству сравнить с американскими, но их крайне мало, а мнение о том, что «сделано в США» - это знак качества, внедрялось на протяжении двадцати лет. Так что «импортозамещение» - процесс крайне сложный.

Мягкая сила США сработала хорошо на потребительских предпочтениях российского народа.

Ещё одним преимуществом использования мягкой силы при формировании внешнеполитического имиджа государства является её относительная дешевизна. В самом упрощённом понимании это значит, что совершить удар по чужой территории стоит дороже и бесполезнее (как было сказано ранее), чем «совершить удар» по сердцам и умам другого народа, пытаясь принести ему новую культуру, политические ценности.

Другим преимуществом мягкой силы является то, что посредством её инструментов можно заручиться настоящими сторонниками, а не теми, кто принял вашу позицию из-за боязни за свою жизнь.

Но нельзя забывать и о недостатках мягкой силы при формировании имиджа страны.

Наиболее очевидным недостатком мягкой силы является долгая работа в плане построения положительного имиджа государства. Но этот недостаток не кажется существенным, если учитывать, что жёсткая сила создаёт имидж не всегда сильного, но часто агрессивного государства.

Трудно поспорить с тем, что мягкая сила важна, но нельзя не замечать того, что в нашей стране для её работы необходимо сделать достаточно серьёзный рывок.

Но суть даже не в том, что нам сложно создать положительный внешнеполитический имидж, а в том, что в России слишком много внутренних проблем. У нас внутренний имидж страны далёк от идеала, а это не позволяет создать положительный имидж за рубежом.

Другим недостатком является вероятность использования мягкой силы некоторыми странами или организациями, которые, возможно, хотят мирового господства и установления диктатуры. В таком случае применение концепции мягкой силы может быть «пусканием пыли в глаза».

Вывод

Грань между силой мягкой и силой жёсткой очень тонка. Мягкая сила не является решением всех проблем мира; у неё есть и преимущества, и недостатки (например, сама идеология мягкой силы и её возможное использование могут являться не более чем отвлекающим манёвром для проведения в жизнь политики жёсткой силы со стороны определённых государств). Она не прекращает войн и конфликтов между народами так быстро, как нам хотелось бы и не способна улучшить имидж страны за несколько дней. Более того, разделение сил не всегда можно назвать эффективным, ведь в мировой политике есть место умной силе, сочетающей элементы обеих сил. Очевидным достоинством мягкой силы является то, что объекты подчиняются не из-за боязни за свою жизнь, а в результате грамотно проводимой политики субъекта, которая исключает всевозможные угрозы и шантаж. При этом создаётся иллюзия диалога. Что касается России, то баланс между жёсткой и мягкой силой (умная сила) - это оптимальный вариант для нашего государства [10].

Список литературы

1. Tellis A., Bially J., Layne C., McPherson M., and Solinger J. Measuring National Power in the Postindustrial Age: Analyst's Handbook. - Santa Monica, CA: RAND, 2000. 58 p.

2. Guzzini S. Structural Power: The Limits of Neolist Power Analysis // International Organisation. 1993. Vol.47. №3. 446 p.

3. Lasswell H. and Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. - New Haven, CT: Yale University Press, 1950.

4. National Intelligence Council. Global Trends 2025: A Transformed World. Washington, DC: GPO, November 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Джозеф С. Най-младший. Будущее власти.: пер. с англ. В.Н. Верченко. Москва: ЛСТ, 2014. 444, [4] с. (Политика). С. 71

6. Информационно-аналитический портал «Материк»: Adobe Acrobat Reader/ URL : http : //www. observer.materik. ru/observer/N4_2013/027_040. pdf.

7. Шадже Л.Ю. Диалог как условие сохранения разнообразия в глобализирующемся мире // Материалы II Международного научного конгресса «Глобалистика - 2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления». - М.: МЛКС- Пресс, 2011. Т. 2. С. 102.

8. Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы : http : //www. perspektivy.info/rus/gos/magkaj a_sila_i_ vneshnepoliticheskij_imidzh_rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm.

9. Информационное издание «РИЛ Новости»: http://ria.ru/trend/nobel_world_liu_08102010/.

10. Глинская И.Ю. Политические механизмы формирования позитивного имиджа России. Монография. Германия, 2011.

THE ELEMENTS OF SOFT AND HARD POWER IN THE SYSTEM OF A STATE IMAGE FORMATION

Authors: KUPRIN D., TULYULYUK Е.

KUPRIN Dmitry, TULYULYUK Elena - students of advertising and public relations department of the World economy and business Institute of RUDN University (117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya st. 6).

Abstract: Internal and external images of a state are largely determined by its culture, political values. This article dwells upon the attempts to assess the power, image formation with the help of hard power and soft power, forms of hard power and aspects of both powers. The article describes the essence of soft power, limits of its influence, methods of its impact on a state image, advantages and disadvantages of soft power.

Keywords: hard power, soft power, aspects of soft power and hard power, cyber power, cyberspace, state image formation

References

1. Tellis A., Bially J., Layne C., McPherson M., and Solinger J. Measuring National Power in the Postindustrial Age: Analyst's Handbook. Santa Monica, CA: RAND, 2000. 58 p.

2. Guzzini S. Structural Power: The Limits of Neolist Power Analysis // International Organisation. 1993. Vol.47. №3. 446 p.

3. Lasswell H. and Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven, CT: Yale University Press, 1950.

4. National Intelligence Council. Global Trends 2025: A Transformed World. -Washington, DC: GPO, November 2008.

5. Dzhozef S. Naj-mladshij. Budushchee vlasti.: per. s angl. V.N. Verchenko. Moskva: AST, 2014. 444, [4] s. (Politika). P. 71.

6. The information-analytical web portal "Materik": http: //www.observer.materik.ru/observer/N4_2013/027_040.pdf.

7. Shadzhe A.YU. Dialog kak uslovie sohraneniya raznoobraziya v globaliziruyushchemsya mire // Materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Globalistika - 2011: puti k strategicheskoj stabil'nosti i problema global'nogo upravleniya». M.: MAKS- Press, 2011. T. 2. S. 102

8. The online newspaper of the Center for research and analysis of Fund of historical prospect: http: //www.perspektivy.info/rus/gos/magkaj a_sila_i_ vneshnepoliticheskij_imidzh_rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm.

9. The informational edition "RIA Novosti": http://ria.ru/trend/nobel_world_liu_08102010/.

10. Glinskaya I.YU. Politicheskie mekhanizmy formirovaniya pozitivnogo imidzha Rossii: monografia,Germania, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.