Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ В СТАНОВЛЕНИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ В СТАНОВЛЕНИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛОГОРИТМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко Ольга Юрьевна, Никитина Елена Александровна, Малыхина Татьяна Сергеевна, Призенко Алина Вячеславовна

Данная работа посвящена использованию различных элементов логоритмики в процессе развития речи дошкольников. В статье описывается процесс работы по указанным разделам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко Ольга Юрьевна, Никитина Елена Александровна, Малыхина Татьяна Сергеевна, Призенко Алина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ В СТАНОВЛЕНИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

DOI 10.21661/r-555403

Иващенко О.Ю., Никитина Е.А., Малыхина Т.С., Призенко А.В.

Элементы логоритмики в становлении речи дошкольников

Аннотация

Данная работа посвящена использованию различных элементов логоритмики в процессе развития речи дошкольников. В статье описывается процесс работы по указанным разделам.

Ключевые слова: речь, дошкольники, коррекция, формирование, логоритмика.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова при объяснении, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный следователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки ... Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения руки есть еще одна речевая зона мозга». Так, на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук, ног, туловища - можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. В первый раз нужно показать упражне-

ния и объяснить, как их делать. Во второй раз выполнить упражнения вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз можно предложить ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Сначала самые простые стихи и движения. Чем дальше, тем сложнее движения рук и пальцев, сложнее и текст стихов. Нужно прочитать стихи несколько раз, сопровождая их соответствующими движениями. Сначала ребенок захочет повторить ваши действия. Помогите ему в этом. Не заставляйте ребенка с первого раза выполнять движения и произносить текст. Рано или поздно ребенок сам попытается произнести последнее слово в каждой строчке. В следующий раз он произнесет два последних слова, а потом - всю строчку. Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, ребенок должен сначала увидеть их в реальной жизни (в кино или по телевизору). Ребенку нужно получить четкое представление о свойствах предмета или явления, обозначаемого тем или иным словом. Только в этом случае можно говорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это - одно из необходимых условий овладения слова.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего психолого-медико-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога,

психоневролога, психолога, воспитателен, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажистов, медицинской сестры физиотерапевтического кабинета) и единства требований, предъявляемых к детям.

Работа организуется поэтапно по следующим разделам:

- коррекционно-логопедическая работа;

- общее моторное развитие;

- логопедическая ритмика;

- художественно-творческая деятельность;

- коррекция эмоционально-личностной сферы.

Планирование занятий с элементами логоритмики:

- создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

- стимуляция появления элементов спонтанной деятельности детей;

- проведение активной работы по организации детского коллектива;

- установление контакта с музыкальным руководителем, согласование с ним программы и этапов совместной работы; распределение задач педагогов с целью осуществления коррекции в стройной системе.

- уточнение целей, задач (логоритмических, коррек-ционно-музыкальных, воспитательных) и принципов построения музыкальных занятий в зависимости от расписания занятий и степени участия в них логопеда.

Осуществление коррекуционной работы по следующим разделам:

а) Ходьба, маршировка, основные движения.

Воспитание координации движений и ориентации

в пространстве при ходьбе, маршировке, при выполнении основных движений. Формирование правильной осанки. Развитие тормозных процессов. Воспитание внимания и реакции на сигнал. Формирование навыков ритмической ходьбы под музыку с движением по ориентирам (по дорожке шириной 30-35 см, обозначенной двумя канатами), держась левой рукой за верёвку и соблюдая заданное направление. Ставить ноги ближе к средней линии, приподнимать их при ходьбе.

б) Слушание (метроритм, темп, характер музыки). Выделение сильной доли (хлопки, ложки).

в) Пение.

- формирование устойчивого слухового внимания;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на песню;

- развитие голоса, дыхания, звукоподражания в песне.

г) Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных музыкально-ритмических упражнениях и играх: на закрепление ощущения отдельного пальца, сжимание и разжимание кисти, растяжение, встряхивание и помахивание кистями, противопоставление большого пальца остальным пальцам руки.

д) Общеразвивающие упражнения (ритмопластика).

- формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие общей моторики в общеразвивающих упражнениях без предмета и с предметом;

- формирование реакции на начало и конец музыки, развитие ориентации в пространстве;

- обучение простейшим упражнениям, выполняемым сначала под бубен, затем под музыку: приседания, движения рук вверх и вниз, подпрыгивание на двух ногах, наклоны головы;

- обучение детей навыкам релаксации.

е) Речь с движением (звукоподражание, мимика, психогимнастика).

- развитие правильного понимания детьми эмоционально выразительных движений рук и адекватного использования жеста в этюдах, что способствует социальной компетенции и адаптации ребёнка.

- развитие звукоподражания в игровых упражнениях.

ж) Танцевальные элементы, танцы.

- формирование навыков выразительных и ритмичных движений, разучивание танцевальных элементов: пружинящего покачивания на двух ногах, вращение кистями рук, хлопков в ладоши.

з) Игровые образы, игры.

- воспитание умения вслушиваться в речь и получать ответные двигательные или звуковые реакции ребёнка;

- формирование у детей подражательности движениям взрослого.

Упражнения на развитие мимики:

1. Предлагается мимикой показать веселого и грустного человека; человека, пробующего кислый лимон и сладкое яблоко.

2. Предлагается показать боль, гнев, радость, ликование, горе, равнодушие, брезгливость под соответствующую музыку.

Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций, таких как: «Мы удивляемся», «Мы веселимся», «Развилась кукла», «Мама огорчилась». Эти ситуации готовятся с детьми постепенно: тренируются движения отдельных лицевых мышц, а затем элементы движений объединяются в комплексы. Вот как можно объяснить детям приемы выражения разных чувств:

Удивление - брови подняты вверх, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, губы слега вытянуты вперед.

Печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опущены, губы сжаты.

Ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза раскрываются максимально, рот приоткрыт.

Радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены.

Сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, уголки рта опущены.

Подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Упражнения следует выполнять перед зеркалом. Полезно использовать наглядный материал - картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства. Логопед помогает как пассивными движениями (раздвигает губы ребенка в улыбку или сдвигает к переносице брови), так и словесными объяснениями, вызывая у детей необходимые представления.

Дети изображают, как врач осматривает горло больного, певец поет, клоун смеется, ученый думает.

«Осеннее настроение».

Осень бывает разная - грустная и веселая. Дети изображают удивление - днем на деревьях были листья, а теперь оно голое. Печаль - пошел дождь и нельзя гулять. Радость - выглянуло солнышко, дети ловят его лучи над головой, спереди, сбоку, сзади - хлопают в ладоши.

«Худышки - толстушки».

- ты будешь толстяком-помидором, а ты худышкой-петрушкой. встретились толстушки и худышки. удивились худышки: «ах! какие вы толстые!» рассердились толстяки: «не такие мы уж толстые!» еще больше удивились худышки: «о! да вы еще и сердитые!» сморщили нос худышки: «фу! не хотим с вами в одном огороде расти!» скривили губы толстяки: «пф! ну и не надо»!

- дети двигаются под музыку, ищут, собирают грибы. вдруг испугались какого-то шороха, потом залюбовались красивым пейзажем, обрадовались большому грибу (дети изображают).

Упражнения, активизирующие внимание

1. Дети стоят в две шеренги. Дети одной шеренги приседают, другой встают на носки с поднятыми руками.

2. Игра «Будь ловким».

Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре. Ребенок приседает, все стоят. Ребенок встает, все приседают.

3. Дети выполняют движения, кроме одного, запретного.

4. Игра «Поезд».

Дети становятся друг за другом. Это поезд. Ведущий придумывает путь. Дети выполняют на музыкальный сигнал.

5. Ведущий проходит путь, остальные дети запоминают его и повторяют.

6. С обручем. Два человека держатся руками за обруч.

Со словами: Поскорее пролезай

И скорее передай.

Дети пролезают в обруч и передают его следующей паре.

7. Переключаемость движений.

Дети стоят в две шеренги или в два круга. Одновременно под музыку («Клоун» Д. Кабалевского) на начало каждого такта исполняются два противоположных движения.

8. Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный музыкальный акцент ведущий опускается на одно колено. Другие идут. И так до тех пор, пока все не встанут на одно колено.

9. «Поспеши и попляши». Музыка Ломовой «Игра с куклой».

Дети стоят по кругу, у одного ребенка кукла.

Первая часть музыки.

На затакт каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу справа. И так до

конца музыки, которая заканчивается в миноре - «кукла засыпает». Ребенок держи ее на руках.

Вторая часть музыки.

На затакте ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. После окончания музыки он занимает свое место в кругу.

Третья часть музыки.

«Спящая кукла» передается по кругу. Музыка заканчивается в мажоре, кукла «просыпается». Ребенок ставит ее вертикально.

Четвертая часть музыки.

«Плясовая».

Тот, кто последним получает куклу, пляшет с ней внутри круга, остальные хлопают в ладоши.

10. «Жуки».

Дети стоят по всей площадке. По сигналу «жуки летают» - разбегаются. Затем по сигналу «жуки упали» - ложатся на спину и болтают в воздухе ногми. По сигналу быстро встают.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус

1. Встряхивание кисти правой руки, левой руки («Ручка мягкая»).

2. Руку вверх, в кулачек (рука напряжена), бросили (расслабили).

Упражнение выполняется попеременно правой и левой рукой.

3. «Жуки летают» - «крылья» напряжены.

«Жуки упали» - расслабились, жужжат.

4. Руки в стороны - напряжены, опустили - расслабились.

5. «Руки в стороны в кулачок, напрягли, расслабили.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проговаривают во время маршировки.

6. Стулья по кругу, дети на стульях.

На первую часть музыки - дети сели на стулья, встали, сели, встали.

На вторую часть музыки - присели за стульями, встали.

На третью часть музыки - подходят к стулу правого соседа.

7. Под музыку «Игра в футбол» нога напряжена, затем - мягкая.

8. Проговаривание слов:

Море, я к тебе бегу (бег на месте)

Я уже на берегу

Ох! Устал я, фу-у-у. (расслабляются)

9. «Звонок» - рука мягкая: 1, 2, 3, 4.

«Стук» - резко: тук-тук-тук (кулаком).

10. Я рисую солнышко - 2раза

Я рисую молнию - 2 раза.

11. С флажками.

Тихая музыка - мягкие движения флажком, громкая - сильные взмахи над головой. Можно использовать бубен, барабан, ленту.

12. На громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками.

На тихую останавливаются, прячут флажки за спину.

13. На громкую музыку идут на всей ступне, на тихую - на носках.

14. Дети сидят в кругу по - турецки. На громкую музыку ударяют ладонями об пол, на тихую - легкие хлопки перед собой.

15. Стоя в кругу с бубном.

На громкую музыку - ударяют в бубен, на тихую -легко встряхивают.

16. На громкую музыку идут по кругу, на тихую -кружатся на месте.

17.Вращения кистями рук:

- вверху - напряжение мышц (5-8 сек.);

- руки опущены - расслабились.

18. «Игра с водой» (любая подвижная мелодия на 6/8)

Дети сидят на полу, будто на берегу реки, руки опущены:

- плавно развести руки в стороны и назад, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус вперед (как при плавании);

будто захватывают воду руками.

i

Литература

1. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова [и др.]. - СПб, 2002.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - с. 234.

3. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства. - М., 1916.

УДК 37

DOI 10.21661/r-555559

Климовская Т.И., Мандрикова О.В. Коваль А.В.

Игровое пособие «Волшебные счетные палочки»

Аннотация

В статье обсуждается такое игровое пособие как «волшебные счетные палочки». Поднимается вопрос об их функции, задачи и практическом применении с детьми в ДОУ

Ключевые слова: мышление, дошкольный возраст, счетные палочки, математический счет.

В настоящее время очень важно развивать у детей логическое мышление, умение нестандартно подходить к решению проблемы, умение находить несколько путей решения задачи, ведь в повседневной жизни нам зачастую приходится применять всё это на практике. Работая с детьми, мы столкнулись с проблемой ориентирования в пространстве, стали думать, как решить эту проблему: с помощью каких интересных, неизвестных и не надоевших моим детям игр. Ранее мы побывали на семинаре по знакомству с методикой Вячеслава Вадимовича Воскобовича, знакомы с его играми и развивающими пособиями. Все его игры решают множество задач, но самой важной, что нас и привлекло в его методике, по нашему мнению, является: способствовать развитию у ребенка стремления к познанию нового. Особенно понравилась его игра «Волшебная восьмерка» (разворачиваю лицевой стороной к экрану восьмерку). Эта игра одновременно решает следующие задачи: развитие памяти, мышления, внимания, речи, развитие мелкой моторики, умение ориентироваться в пространстве, как раз то, что мне нужно. Она, как и все игры В.В. Воскобовича полифункциональна (подходит для решения сразу нескольких задач); подходит для детей, как младшего, так и старшего возраста.

При работе с детьми младшего возраста мы можем выучить с ними все цвета и их последовательность с помощью простой считалочки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан (предлагаю жюри перевернуть каждую палочку цветной стороной вверх). Манипулируя палочками, мы развиваем мелкую моторику руки, проговаривая считалочку, развиваем речь и память, давая свободу в игре с восьмеркой, развиваем воображение, а когда дети делятся своими задумками и новыми идеями с товарищами, то развиваем их социально-коммуникативные качества.

Для детей старшего возраста восьмерку можно использовать в обозначении и соотнесении понятия (число-цифра), в обучении пространственному ориентированию.

Задание 1. Начинаем с определения нахождения каждой палочки: красная палочка - верхняя левая, оранжевая палочка - верхняя, желтая - верхняя правая, зеленая - средняя, голубая - левая нижняя, синяя - нижняя, фиолетовая - правая нижняя. Теперь, когда каждая палочка на своем месте приступаем к заданию.

Задание 2. Какая палочка находится слева вверху? -красная, справа внизу - фиолетовая, назовите среднюю палочку и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.