Научная статья на тему 'Элементы интеграционного обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе'

Элементы интеграционного обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ / THE INTEGRATED TRAINING / SKILLS / ABILITIES / FIXING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая Александра Николаевна

В статье рассмотрены принципы построения учебного занятия посредством интеграции, структура интегрированного урока, а также преимущества и проблемы интегрированного обучения. Учитель-предметник поделитсяопытом проведения интегрированных уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы интеграционного обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе»

все остальные задания выполнив успешно, он получит за экзамен оценку «два». Будем надеяться, что со временем будет пересмотрен и результат обучения, а пока учитель делает невозможное - научить ученика не знаниям, а умению ими пользоваться, но не забывать, что ученик должен много знать, иначе не получит свой первый в жизни документ об образовании.

Литература

1. Кузнецов А. А., Рыжаков М. В., Кондаков А. М.. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Прсвещение, 2010 - 67 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Мордкович А. Г., Александрова Л. А., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений -11-е изд., - М.: Мнемозина, 2014 - 255 с.

3. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

4. Бородина В. П. «Написание Синквейна», [Электронный ресурс]: Социальная сеть

работников образования nsportal.ru URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-

shkola/chtenie/2012/11/27/sinkveyn (дата обращения 18.12.15).

Элементы интеграционного обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе Левицкая А. Н.

Левицкая Александра Николаевна /Levitskaya Aleksandra Nikolaevna - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9, г. Усть-Илимск, Иркутская область

Аннотация: в статье рассмотрены принципы построения учебного занятия посредством интеграции, структура интегрированного урока, а также преимущества и проблемы интегрированного обучения. Учитель-предметник поделится опытом проведения интегрированных уроков.

Abstract: in article the principles of creation of educational occupation by means of integration, structure of the integrated lesson, and also advantage and a problem of the integrated training are considered. The subject teacher will share experience of carrying out the integrated lessons.

Ключевые слова: интегрированное обучение, навыки, умения, закрепление.

Keywords: the integrated training, skills, abilities, fixing.

В школьной практике урок остается едва ли не единственной формой организации обучения, обеспечивающей, если так можно выразиться, «триединую сущность»: знание, навык, умение. Необходимо научить учащихся самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения по предмету в жизненных ситуациях, на полевой практике, в походах, при работе с различными источниками знаний [1].

Этому помогают интегрированные уроки, где видна «универсальность» географии, т. е. ее связь с литературой и математикой, иностранным языком и обществознанием, историей и экономикой, химией и биологией, а также использование местного краеведческого материала.

15

Важным принципом активизации познавательной деятельности и усвоении полученных знаний является их закрепление на практике. Поэтому, например, в 9 классе при изучении темы: «Пищевая и лёгкая промышленность» целесообразно для закрепления материала дать творческую практическую работу: «Платяной шкаф и Мамин холодильник»: обучающиеся получают задание провести «ревизию»

продуктов, содержащихся в домашних холодильниках. на полках кухонных, платяных шкафов. Обращаем внимание на то, где произведены (или упакованы) продукты и товары: конфеты, шоколад, одежда, постельное бельё и т. п. Обучающиеся

самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (анализ этикеток на продуктах питания, текстильных изделиях, карты атласа, дополнительные источники информации), планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей, оформляет свою мысль в форме таблицы, небольшого рассказа, в котором раскрываются факторы размещения отраслей пищевой и лёгкой промышленности.

Таблица 1. ««Платяной шкаф» и «Мамин холодильник»»

Продукт Место производства Отрасль пищевой, лёгкой промышленности

Фасоль красная консервированная «Грядка удачи» Калужская обл. Овощеконсервная

Простыня на резинке г. Иваново Текстильная

Вместе читаем и сравниваем работы. Такая практическая работа позволяет хорошо закрепить в сознании учащихся факторы размещения отраслей пищевой, лёгкой промышленности [3].

При изучении регионального компонента «География Иркутской области» в теме: «Население» целесообразно дать детям творческую практическую работу: нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, провести социологическое исследование, построить столбиковую диаграмму, изучив рождаемость в семьях своих родственников, знакомых, друзей до 3-го колена или нарисовать герб, придумать девиз своего рода в зависимости от профессий своих предков. Это стимулирует ребят и, как правило, дает не только хорошие результаты в обучении и закреплении, а и позволяет проследить связь времен на примере области. Этот элемент практикума используют учителя и на уроках истории, обществознания [2].

Как правило, в 6 классе, в начале учебного года проводятся практические работы на местности. Они позволяют научиться на практике применять топографические приборы, вести наблюдения за изменением состояния природы, за состоянием облачности, высотой солнца над горизонтом. Также организовывается учебная экологическая тропа, где проводятся учебные географические экскурсии. Проходя по маршруту, обязательно обращаем внимание школьников на формы природопользования и следствия воздействия на природный комплекс человека.

Все мы понимаем, что главная задача учителя - дать прочные и глубокие знания каждому ученику, показать школьникам их внутренние ресурсы и привить им желание учиться. На уроках необходимо обеспечить связь теоретической и практической подготовки с использованием наглядных примеров родного края и знаний, полученных на разных уроках.

Эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразования знаний -креативностью (общими творческими способностями).

16

На каком уроке наиболее полно учитель может раскрыть все способности ученика. Конечно же, на уроке изучения нового материала. Потому что именно тогда можно «открывать знание вместе с учениками».

Применяя технологию интегрированного обучения, на уроках можно органично связать теорию и практику любого предмета. И, в результате, практические работы по географии никогда не будут педагогической и методической необходимостью, они просто станут необходимы как воздух, причем во всех проявлениях (от программных до творческих) и позволят ученикам творчески усваивать знания.

На уроке необходимо создать такие условия, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения знаний.

Посредством связи знаний из разных областей творческой учебной деятельности интегрированный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально -творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность. Например, в шестом классе при изучении темы «Ветер» урок можно начать с цитирования отрывка из произведения А. С. Пушкина:

«Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч...»

Затем идет постановка вопроса: Что такое ветер? Получив различные ответы, ученики сравнивают их с определением в учебнике (техникарефлексия знаний).

На вопрос: почему дует ветер? ответ дается с использованием опорного конспекта (техника создания опоры) на примере образования бриза.

Снова вопрос: Какие бывают ветры? (техника вопроса и техника активизации деятельности). Далее следует рассказ учителя о видах ветров. Какие ветры дуют у нас в городе? (подсказка есть в дневниках наблюдений, который учащиеся ведут ежедневно). Отвечают с легкостью: северо-западные, юго-восточные.

А при изучении темы «Атмосферные осадки», рассматривая образование росы, инея, дождя и снега - интересное географическое и физическое явление, которое с каждой точки зрения объясняется по-разному, лучше обратиться к законам и формулам физики. Для того чтобы лучше понять, что происходит в природе при этих явлениях, необходимо «объединиться» с физикой.

А вот практическую часть географии и химии приходится продумывать более тщательно. Например, при проведении внеклассного мероприятия в 6 классе по теме «Горные породы и минералы», совместно с учителем химии необходимо с помощью опытов рассмотреть химические свойства горных пород для того, чтобы сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Вся работа строится таким образом, чтобы за 40 минут урока сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать породы и минералы, делать вывод. Такая интеграция химии и географии способствует экологическому воспитанию, развивает любознательность.

Несмотря на множество достоинств, проведение и подготовка таких уроков имеет и ряд сложностей в применении:

1. Часто изучаемые темы не совпадают по срокам изучения на разных предметах. Например, в географии тема «Географические координаты» изучается в 1 четверти, а в математике «Координатная плоскость» - в третьей.

2. Подготовка урока требует большой работы со стороны двух учителей -предметников. И важно, чтобы они подходили друг другу по темпам работы, по темпераменту, по манере общения с учениками. Хотя, если они и не похожи, следует так работать в паре, чтобы не «затмевать» коллегу.

3. Много времени уделяется разработке модуля урока, инструкциям, изучению новых учебных и методических пособий по изучаемой теме.

17

4. Такие уроки нельзя проводить часто, т. к. они требуют большой и тщательной подготовки со стороны учителей-предметников.

5. Очень важно при организации интегрированных уроков не забывать о практической направленности обучения.

Несмотря на трудности, при желании учителя можно внести корректировки в тематическое планирование и проводить такие уроки совместно с учителями любых предметов. Так как география - универсальная наука, относящаяся к предметам естественно-гуманитарного цикла, то она может интегрироваться с любой наукой: экономикой и историей, с обществознанием и геологией, с астрономией и физикой, с химией и биологией, с музыкой и изобразительным искусством... Все зависит от желания учителя.

Литература

1. Бояркина В. И., Бут И. Б. «Интеграция предметного содержания образования в подростковой школе на основе ТРИЗ» пособие для учителей. - Усть-Илимск, Усть-Илимский экспериментальный лицей, 2002 - 148 с.

2. Савченко Н. Д., Леонтьева А. С. «Рабочая тетрадь по географии Иркутской области для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы» Иркутск, издательский дом «Сарма», 2011 г. - 48 с.

3. Методическая журнал для учителей географии, природоведения, экологии «География», издательский дом «Первое Сентября» № 18 / 2010. - 64 с.

Использование технологии webquest в обучении английскому языку Бушуева Е. Ю.

Бушуева Елена Юрьевна /Bushueva Elena Уипета - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 13, г. Евпатория, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматриваются особенности технологии вебквест в современном образовании и преимущества ее использования в обучении английскому языку. Предлагается пошаговое описание одного из созданных автором вебквестов. Abstract: the article contains the characteristics of webquest technology in modern education system and its role in teaching English. The description of the webquest (process) has been given.

Ключевые слова: образование, вебквест, информационные технологии, интернет. Keywords: education, webquest, information technologies, Internet.

В соответствии с ФГОС, одной из главных задач образования является формирование и развитие самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Компетенция - это «знание в действии».

Развитие новых технологий безусловно повлияло на процесс школьного обучения, в том числе и на дисциплину «иностранный язык». В последние десятилетия в мировой методике обучения данному предмету получили распространение новые педагогические технологии, такие как: технология сотрудничества, технология

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.