Интегрированное обучение
как средство организации современного учебного процесса
Безруких Е. Г.
Безруких Елена Георгиевна / Bezrukih Elena Georgievna - учитель истории и обществознания, Муниципальное казенное образовательное учреждение Тамтачетская средняя общеобразовательная школа, структурное подразделение Полинчетская СОШ, п. Полинчет, Иркутская область
Аннотация: в данной статье рассмотрены принципы интегрированного обучения и представлен опыт работы по внедрению интегрированного обучения.
Abstract: in this article the principles of integrated education and the experience of work on the implementation of integrated education.
Ключевые слова: интеграция, интегративный урок, технологии интегрированного обучения,
интегрированные курсы.
Keywords: integration, integrative lesson, technology integrated education, integrated courses.
Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, науке, производстве, общении людей, предъявляют новые требования к школьному образованию. Предметное обучение создает слишком узкие рамки для изучения наук, а главные научные открытия последнего времени совершаются в области синергетических дисциплин. Планируя преподавание своего предмета, учитель планирует осуществление межпредметных связей: трудно представить себе изучение истории без знаний по литературе, географии, информатике, языков, культуры, естественных наук, но не каждому учителю это по плечу. Необходимо ознакомление с программами всех школьных курсов, а это просто физически невозможно. Построение межпредметных связей должно быть комплексным, основанным на точной методологической основе, но, общаясь с коллегами, я все чаще прихожу к выводу, что интегрированное обучение осуществляется в среднем звене и старшей школе не системно, а чаще всего эпизодически. Речь идет не о простой интеграции: история и обществознание, русский язык и литература, а о глубокой - между предметами разных циклов: гуманитарные, естественные, точные науки, языки. Да и трудно упрекать в этом педагогов. Базисный учебный план жестко регламентирует предметное обучение, программы перегружены, Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования не только к предметным результатам школьного образования, но и к достижению личностных и метапредметных результатов, что, несомненно, увеличивает нагрузку на учителя. Таким образом, недостаточность методических рекомендаций, координации деятельности учителей-предметников, отсутствие координации в государственных программах, неосведомленность в содержании программ по смежным предметам, недостаточность знаний и умений, отсутствие опыта в реализации связей между предметами, нехватка времени - главные трудности учителей в практическом осуществлении межпредметной интеграции. А ведь с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности [1]. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Об интеграции в педагогике говорят и пишут много. Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. В отечественной педагогике это движение представлено ленинградской школой межпредметников и ведущим автором работ на эту тему профессором Максимовой В. Н. [4]. Первым шагом в этом направлении было совершенствование процесса обучения с установлением межпредметных связей для создания единой картины мира природы в сознании учащихся. Следующим уровнем интеграционого процесса в обучении является создание новых педагогических образований, например, интегрированный урок. Идея интегративного урока впервые возникла в практике уральских педагогов системы профтехобразования [3]. В последние десятилетия все настойчивее ведется поиск научной интеграции отраслей знаний и наук, которая рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства. Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели - системность, комплексность, целостность, синтез и гармония. Появились новые типы уроков, в частности, интегративный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло существа дела [1]. Основанием для появления интегративного урока было неудовлетворение фактом отчуждения теоретического обучения от практического. Постепенно интегративный урок совершенствовался, разрабатывалась его теория.
Интегративный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные,
способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины [5]. Прежде чем
решиться на интегративный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков. Организация и проведение интегративных уроков требует большой предварительной подготовки, поэтому чаще всего это открытые уроки, который учитель дает в рамках различных методических мероприятий.
Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом. Данный вид организации учебного процесса способствует целостному восприятию мира, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени интегрированные уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Благодаря нестандартной увлекательной форме проведения урока наблюдается снижение нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока [6]. Подобные занятия также способствуют повышению профессионального мастерства преподавателя, дают возможность для его самореализации, творчества, способствуют раскрытию способностей его учеников.
Польза интегрированных уроков несомненна, но как внедрять данный очень перспективный метод, как преодолеть рутину и начать работать. Некоторые попытки в последние годы предпринимаются. Очень интересным был в этом плане курс обществознания в старших классах, который включал в себя историю, философию, политологию, социологию, культурологию, экономику, право, что позволяло осуществлять внутрипредметную интеграцию. Но введение Единой государственной аттестации изменило программу, так как в Контрольно-измерительных материалах задания, в основном, по праву и экономике, поэтому в последних редакциях учебников обществознания история философии и культурология практически исчезли. Очень интересен курс МХК в старших классах: полностью интегрированный - история и искусство. Но это, скорее, исключения, подтверждающие основное правило: интеграция учебных предметов
трудноосуществима. Хотя следует сделать оговорку - единственное место, где интеграция уже давно внедрена и успешно применяется - это начальная школа. А как быть учителям старших классов?
Основные этапы освоения технологии интегрированного обучения [5]:
1. Конструирование и проведение уроков двумя и более учителями разных предметов. Справится даже начинающий учитель. Тщательно разработать план, скоординировать действия между педагогами и успешно провести урок. Главный секрет успеха на данном этапе - скрупулезная проработка материала урока.
2. Конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. Здесь требуется высокая квалификация педагога, профессиональное владение предметом, умение отбирать материал и правильно рассчитать время урока.
3. Создание интегрированных тем, разделов, проектов и курсов. Здесь необходимы сочетание высокой квалификации, профессионализма с креативным подходом, активной позицией педагога.
Практика работы в условиях сельской школы дает бесценный опыт в применении технологии интегративных уроков. Получилось так, что в 10 и 11 классах я преподавала сразу несколько предметов: история, обществознание, МХК, история Иркутской области, курс «Психология успеха» и по два часа факультативов. Эффект, прямо скажу, поразительный - 8 недельных часов дали простор для осуществления многих идей, а самое главное, позволили запланировать и провести множество интегрированных занятий.
Пример: проведение интегрированного занятия в 11 классе. При изучении темы «Великая отечественная война» можно провести необычный семинар.
Программа:
1 модуль. История
«Источники победы советского народа в Великой отечественной войне»
«Главные сражения Великой отечественной войны».
2 модуль. Обществознание
«Война как глобальная проблема человечества»
«Опасность войны как главный вызов ХХ века».
3 модуль. МХК
«Советская музыка и кинематограф в годы войны».
4 модуль. История Иркутской области
«Иркутяне-герои Великой отечественной войны».
5 модуль. Факультатив «Миф и культура»
«Солдатский фольклор и юмор на войне».
Примечание. Возможно, более логично будет начать семинар с модуля «Обществознание».
Такое занятие вызывает интерес у учащихся, связывает разные отрасли знаний, создает целостную картину того, как жили и что чувствовали люди во время войны. Можно в качестве гостей пригласить библиотекаря и учителя литературы, организовав выставку литературы военных лет, учителя ОБЖ с рассказом о военной технике. Интегрированные уроки тем и хороши, что вариантов планирования содержания много.
Освоив первый и второй этап овладения технологией интегрированного обучения, можно переходить к третьему, самому интересному, творческому этапу планирования курсов и осуществления проектов. Интегрированные курсы могут быть двух типов: курсы, которые интегрируются с каким-либо предметом и преподаются параллельно, и курсы, которые имеют внутреннюю интеграцию [2].
Параллельно истории в 11 классе я преподаю курс «История ХХ века в лицах», который является авторской адаптированной педагогической разработкой программы факультатива (http://kopilkaurokov.ru/istoriya/planirovanie/223542). В рамках курса выпускники знакомятся с 32 знаменитыми людьми, гордостью России. Каждый урок - это близкое знакомство с политиком, ученым, писателем, героем войны, спортсменом или деятелем культуры. Самое активное участие в преподавании этого курса принимают учителя литературы, физики, химии, физкультуры, музыки. Факультатив «Культурные традиции Отечества» в 10 классе, составленный на основе программы элективного курса для общеобразовательных учреждений, разработанный научным сотрудником Института художественного образования РАО автором-составителем И. Э. Кашековой
(http://kopilkaurokov.ru/istoriya/planirovanie/223541), параллельно с курсом истории расширяет кругозор учащихся в вопросах изучения религий, обрядов, традиций, ритуалов, быта.
Курсы с внутренней интеграцией интересны и учителю, и ученикам. Например, факультатив «Миф и культура», составленный мной на основе программы элективного курса для общеобразовательных учреждений, разработанный научным сотрудником Института художественного образования РАО автором-составителем Е. С. Медковой (http://kopilkaurokov.ru/istoriya/planirovanie/223540). Он соединяет в себе историю, русскую и зарубежную литературу, фольклор, знакомит с экзотичными областями знаний: нумерология, эзотерика, астрология и другие. Курс по психологии успеха «Залог успеха. Управление собственными ресурсами», разработанный на основании авторской программы Е. Г. Баранюк, Н. В. Воронова (http://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/planirovanie/223537), органично переплетая обществознание, право, экономику, профориентацию, здоровьесберегающие технологии, позволяет ученикам обратиться к самопознанию, самосовершенствованию. Содержание курса направлено на успешную социализацию старшеклассников.
Но самым интересным, на мой взгляд, является организация проектов: «Целебные клады Сибири» - о лекарственных травах нашей местности, «Поваренная книга наших бабушек», «Почему это так называется» - о географических названиях. При осуществлении этих проектов в тесном сотрудничестве работают ученики и учителя истории, русского языка, биологии, географии. Очень интересно было работать над масштабным проектом «70 лет Победе», в котором были задействованы практически все ученики и учителя школы.
Итак, интегрированное обучение метод далеко не новый, педагоги неоднократно осуществляли попытки внедрения интегративных технологий в процесс обучения [7]. Но целый ряд объективных и субъективных причин препятствовал этому. На сегодняшний день ситуация изменилась. С введением новых государственных образовательных стандартов уходят в прошлое традиционные методы преподавания. И идея интегративного образования становится одной из концептуальных идей современной школы. Интегративное образование реализует целостность образовательного процесса, системность в формировании мировоззрения. Интегрированные уроки способствуют развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинно-следственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый [3]. А также позволяют достичь метапредметных результатов - усвоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, перехода школы на новый качественный уровень образования.
Литература
1. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
2. Глинская Е. А. Межпредметные связи в обучении. / Е. А. Глинская, С. В. Титова. - 3-е изд. - Тула: Инфо,
2007. - 44 с.
3. Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов. / Ю. И. Дик. // Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 4247.
4. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. 2-е изд. - М.:
Педагогика. - 2006. - 195 с.
5. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 128 с.
6. Фоменко В. Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994. - 270 с.
7. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. // Народное образование. - 1979, - № 5. - С.
35.