Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТНЫЙ ПРОФИЛЬ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЗОБНО-ЭНДЕМИЧНЫХ РАЙОНОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЭЛЕМЕНТНЫЙ ПРОФИЛЬ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЗОБНО-ЭНДЕМИЧНЫХ РАЙОНОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of studying the trace element status in residents from various goiter-endemic areas of the Arkhangelsk Region. It is concluded that endemic goiter in the study areas is determined by not only iodine deficiency, but also by the imbalance of thyroid-specific elements. Goiter endemic is caused by the decreased content of Se, Co, Cr, Fe, and the elevated level of Si. Moreover, an iodine-sufficient area is characterized by the lower levels of Ca, Mg, and Mn. Trace element imbalance is accounted for by the biogeochemical features of the areas under study.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТНЫЙ ПРОФИЛЬ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЗОБНО-ЭНДЕМИЧНЫХ РАЙОНОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008

УДК 613.1:616.441-003.822-036.211-053.2-074(470.11)

Р. В. Кубасов, Е. Д. Кубасова, А. Л. Горбачев

ЭЛЕМЕНТНЫЙ ПРОФИЛЬ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЗОБНО-ЭНДЕМИЧНЫХ РАЙОНОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Институт физиологии природных адаптаций УрО РАН, Архангельск

Архангельская область является зобно-эндемич-ной территорией, где распространенность зоба варьирует от 11% на севере до 98% на юге области [2]. Зобная эндемия в области носит смешанный характер и обусловлена различными природно-климатическими и техногенными факторами экосистемы региона на фоне йодной недостаточности [10]. Эндемический зоб в Архангельской области распространен как в йодобеспеченных, так и в йод-дефицитных районах [7] и может быть обусловлен нарушенным балансом в организме химических элементов [4, 12]. Показано, что биогеохимическая характеристика различных районов области и элементный статус жителей неоднозначны. Данное обстоятельство предполагает влияние некоторых химических элементов на структурно-функциональное состояние щитовидной железы и приводит к проявлению различной степени тяжести зобной эндемии. В связи с этим представилось актуальным провести оценку элементного профиля у детей зоб-но-эндемичных районов Архангельской области с различной йодной обеспеченностью и показать роль определенных макро- и микроэлементов в формировании зобной эндемии.

Исследование проведено на территории северного (пос. Рикасиха, Приморский район) и южного (пос. Климовская, Коношский район) районов Архангельской области, являющихся соответственно йодобеспеченным и йодцефицитным. Объектом исследования явились дети допубертатного возраста (7—11 лет).

Для установления элементного статуса населения проанализирована группа тиреоспецифиче-ских макро- и микроэлементов (МЭ): А1, Са, С<1, Со, Сг, Си, Ре, Нв, I, М§, Мп, РЬ, Бе, Б1, 1п. Материалом для исследования послужили волосы, химический состав которых отражает биогеохимическое окружение и позволяет оценивать элементный статус популяции [8].

Аналитическое исследование проведено в испытательной лаборатории Центра биотической медицины (Москва).

Проведен сравнительный анализ концентраций МЭ в волосах детей относительно пределов биологически допустимых уровней. На этом основании сделан расчет частоты распространения дефицита и избытка тиреоспецифических элементов.

Медианы содержания Со, Сг, I, Бе в волосах детей северного и южного районов Архангельской области оказались ниже пределов биологически допустимых уровней (БДУ). Показатели Бе в волосах у детей соответствуют нижней границе БДУ. Пониженное содержание этих МЭ может быть обусловлено биогеохимическими особенностями региона проживания. Согласно данным литературы, Северо-Западный регион, в состав которого входит и Архангельская область, относится к биогеохимической провинции, дефицитной по Бе, Со и I [3].

Анализ частот распространения пониженного и повышенного содержания МЭ в волосах детей показал, что для обоих районов характерно сниженное содержание Со, I, Бе, Сг и Ре и избыток 81 (см. рисунок). В северном районе недостаток I волосах, несмотря на то что эта территория является йодо-беспеченной, распространен среди 59,1% обследуемых детей. В то же время в южном (йоддефицит-ном районе) сниженное содержание йода в волосах отмечено среди 62,7% детей. При этом в северном районе уровень дефицита I по популяции в целом обеспечивается за счет пониженного содержания этого МЭ среди девочек.

Сниженное содержание Со в обоих районах обнаружено у 100% детей, что согласуется с данными литературы по биогеохимии исследуемых районов [3].

Известно, что дефицит Со тормозит энзимати-ческие реакции при синтезе тироксина [1, 9]. Следовательно, пониженное содержание Со может быть причиной развития эндемического зоба как на приморской территории, несмотря на достаточную йодную обеспеченность, так и в южных йод-дефицитных районах.

В последнее время в научной литературе много внимания уделяли роли недостатка Бе в развитии тиреоидной дисфункции. Установлено, что дефицит Бе приводит к дисбалансу тиреоидных гормонов, проявляющемуся в нарушении дейодирования Т4 и в соответствующем снижении количества Т3 [15, 16]. В результате нарушается механизм обратной связи, регулирующий продукцию тиреотроп-

„/0 Избыток

40-1

щ 1 щ 1 1 1 1 1 1: ! 1 Р 1 1 I

I Со Бе Сг Ре Са Мд Мп

Дефицит

пос. Климовская, Коношский район (южный) И пос. Рикасиха, Приморский район (северный)

Частота отклонений элементного статуса у детей Архангельской области относительно биологически допустимого уровня.

27

^12008

ного гормона (ТТГ), что становится причиной увеличения щитовидной железы (ЩЖ). Результаты наших исследований показали, что пониженное содержание 5е наблюдалось у 100% детей как северного, так и южного районов. Это предполагает нарушение обмена тиреоидных гормонов и развитие гиперплазии ЩЖ, как одной из основ формирования зобной эндемии.

Недостаточное содержание Сг в волосах детей обоих районов также может нарушать процессы ти-реоидного гормоногенеза [5, 11]. Однако механизм пока еще не выяснен. Пониженное содержание Сг в волосах выявлено среди 93,2% детей северного района и 79,1% — южного. Возможно, что при проживании в условиях йодного дефицита происходит перераспределение Сг в организме. Вероятно, этим и объясняется сниженное содержание Сг в волосах детей.

Данные о роли Ре в генезе эндемичного зоба свидетельствуют о том, что при дефиците этого МЭ снижается активность тиреопероксидазы, участвующей в синтезе йодтиронинов. В результате по механизму обратной отрицательной связи происходит гиперпродукция ТТГ, что приводит впоследствии к увеличению ЩЖ [14, 17].

По нашим данным, у 43% обследуемых детей, проживающих в северном районе, и у 35% — в южном, отмечен сниженный уровень Ре. Следовательно, пониженное содержание Ре в организме детей может быть одной из причин развития зобной эндемии в исследуемых районах.

Кроме гипомикроэлементозов, у детей северного и южного районов области выявлен гипермик-роэлементоз по 81. Частота встречаемости повышенных уровней у детей составила 25%. Попу-ляционный уровень избытка позволяет предполагать принадлежность исследуемых районов Архангельской области к кремниевой биогеохимической провинции.

По данным литературы, в кремниевых провинциях наблюдается нарушение баланса биогенных элементов, что может быть базой для формирования эндемического зоба [1]. Формирующийся под воздействием избытка 51 дисбаланс МЭ может приводить к пролиферации тиреоидной паренхимы и развитию стойкого нарушения функции ЩЖ [6]. На этом основании можно заключить, что повышенное содержание 51 у детей северного и южного районов Архангельской области может являться одним из зобогенных факторов, провоцирующих формирование зоба в регионе.

Отличительной особенностью северного района является сниженное содержание М§ и Мп в волосах детей. Содержание Са соответствовало нижней границе БДУ. Частота распространения пониженного содержания Са у детей составила 41%, М§ — 89%, Мп — 73%. Гипомикроэлементозы по Са, М§ и Мп можно объяснить биогеохимической спецификой северного района. Одной из причин снижения Са и М§ в организме детей может быть употребление чрезвычайно мягкой питьевой воды с низким содержанием солей Са и М§. Согласно данным М. X. Шраги, минеральный состав природной воды Северной Двины не обеспечивает даже минимальной потребности человека в Са и М§ [13]. Имеются сведения, что недостаток или дисбаланс Са и М§ изменяют функциональную активность ЩЖ [11]. Кроме этого, известно, что степень вы-

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

раженности эндемии прямо коррелирует с жесткостью питьевой воды и содержанием Са и Mg [1]. В. В. Ковальским установлено, что недостаток Мп тормозит синтез тиреоидных гормонов [3]. Отмечена прямая связь между соединениями Мп в почве, пищевых продуктах и эндемией зоба.

На этом основании можно полагать, что дисэ-лементозы по Ca, Mg и Мп на территории северного района могут усиливать дисбаланс других ти-реоспецифических МЭ и способствовать напряжению тиреоидной системы.

Исходя из результатов исследования элементного профиля детей северного и южного районов Архангельской области, можно заключить, что эндемический зоб в исследуемых районах определяется не только дефицитом I, но и дисбалансом тирео-специфических элементов. Эндемия зоба в северном и южном районах области может быть обусловлена пониженным содержанием Se, Со, Cr, Fe и повышенным содержанием Si. Кроме этого, северный район характеризуется сниженным уровнем Ca, Mg и Мп. Дисбаланс МЭ объясняется биогеохимическими особенностями исследуемых районов.

Литература

1. Горбачев А. Д., Велданова М. В., Бульбан А. П. и др. // Микроэлементы в мед. — 2004. — Т. 5, Вып. 4. — С. 36-38.

2. Дедов И. И., Свириденко Н. Ю. // Пробл. эндокри-нол. - 2001. - № 6. - С. 3-12.

3. Ковальский В. В. Геохимическая экология. — М., 1974.

4. Малявская С. И., Шрага М. X., Самодова В. А. и др. // Экол. человека. - 1997. - № 3. - С. 83—87.

5. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология / Авцын А. П., Жаворонков А. А., Риш М. А., Строчкова JI. С. - М., 1991.

6. Семенов В. Д., Сверчкова Л. А., Кумар Я., Кумар Ч. Ц Микроэлементы в мед. — 2001. — Т. 2., Вып. 3. — С. 36-41.

7. Сибилева Е. Н. Медико-экологические особенности зобной эндемии у детей и подростков Архангельской области: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — Архангельск, 2006.

8. Скальный А. В., Рудаков И. А. Биоэлементы в медицине. - М., 2004.

9. Талантов В. В. // Пробл. эндокринол. — 1989. — № 4. - С. 43-46.

10. • Теддер Ю. Р., Гордиенко П. П. // Экол. человека. —

2002. - № 2. - С. 6-8.

11. Тлиашинова А. М., Рустембекова С. А. // Рус. мед. журн. - 2005. - № 28. - С. 1924-1926.

12. Шацова Е. Н., Маркова О. В. // Полимикроэлемен-тоз у подростков с гиперплазией щитовидной железы: Тезисы докладов международной науч.-практ. конф. "Ребенок и качество его жизни". — Архангельск, 1997. — С. 39-40.

13. Шрага М. X. Медико-экологические аспекты жизнеобеспечения в основных промышленных городах Архангельской области: Дис. ... д-ра мед. наук. — Архангельск, 1996.

14. Arthur J., Beckett G. // Br. Med. Bull. - 1999. -Vol. 55, N 3. - P. 658-668.

15. Hmidi N.. Kessabi M., Benard P. et al. // Med. Sei. — 1996. - Vol. 12, N 10. - P. 1142-1144.

16. KralikA., Eder K., Kirhgessner M. // Horm. Metab. Res. - 1996. - Vol. 26, N 5. - P. 223-226.

17. Zimmermann M., Köhrle J. // Thyroid. — 2002. — Vol. 12, N 10. - P. 867-878.

Поступила 04.12.06 28

Summary. The paper presents the results of studying the trace element status in residents from various goiter-endemic areas of the Arkhangelsk Region. It is concluded that endemic goiter in the study areas is determined by not only iodine deficiency, but also by the imbalance of thyroid-specific ele-

ments. Goiter endemic is caused by the decreased content of Se, Co, Cr, Fe, and the elevated level of Si. Moreover, an iodine-sufficient area is characterized by the lower levels of Ca, Mg, and Mn. Trace element imbalance is accounted for by the biogeochemical features of the areas under study.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.1:616.1/.8-008.9-074

А. О. Карелин, В. В. Гедерим, В. В. Соколовский, С. Н. Шаповалов

О ВЛИЯНИИ КОСМОГЕОФИЗИЧЕСКИХ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, Институт аналитического приборостроения РАН, ГНЦ РФ Арктический и Антарктический НИИ, Санкт-Петербург

Воздействие космогеофизических факторов (КГФ) и метеорологических условий (МУ) на состояние здоровья человека-давно привлекало внимание ученых. В последние годы в связи с наметившимися изменениями климата (повышение температуры, учащение смерчей, тайфунов и т. д.) интерес к изучению природных явлений существенно возрос [2]. В рамках этой сложной проблемы большое значение для разработки научных основ системы профилактических мероприятий имеют такие вопросы, как характер и методы выявления ранних изменений функционального состояния организма человека при комплексном воздействии основных природных факторов окружающей среды [3, 5—7].Между тем в современной литературе этим вопросам еще не уделяется необходимое внимание.

В настоящей статье приведены данные, полученные при попытке оценки комплексного влияния КГФ и МУ на некоторые биохимические и гематологические показатели у жителей Санкт-Пе-тербурга, позволяющие, по мнению ряда авторов, оценить состояние окислительного стресса и неспецифической резистентности организма (НРО) [9, 10, 12-15].

В ходе работы за период одного календарного года были проанализированы ежедневные данные по следующим показателям.

КГФ. Уровень солнечной активности оценивали по интенсивности радиоизлучения в диапазоне 2800 MHz (10, 7 см) и числам Вольфа; геомагнитную возмущенность характеризовали величинами межпланетного магнитного поля (ММП) и межпланетного электрического поля (МЭП); для характеристики гравитационного поля использовали сумму основных гравитационных возмущений от Солнца (эвекция, вариация, годичное неравенство) из теории движения Луны. Материалом для оценки КГФ служили табличные данные астрономического ежегодника, часть 1 (СПб.: ИТА РАН); астрономический календарь (постоянная часть); данные ионосферно-магнитной станции "Горьковская" ГНЦ РФ Арктический и Антарктический НИИ; база цифровых данных магнитных обсерваторий России; табличные данные Института космических исследований РАН, ГНЦ РФ Арктический и Антарктический НИИ; табличные данные: National Geophysical Data Center // Solar-Geophysical Data prompt reports; Солнечное обозрение. Было проанализировано около 15 000 единиц наблюдения КГФ-параметров.

Метеорологические и биометеорологические показатели.

Анализировали скорость, направление движения, температуру и относительную влажность воздуха, атмосферное давление, осадки, облачность, эквивалентно-эффективную и условную температуру, температуру точки росы, индекс патогенно-сти погоды, сальдо теплового баланса. Материалом для оценки метеорологических факторов послужили срочные данные метеорологических станций сети Северо-Западного Управления гидрометслужбы. Было проанализировано более 12 000 единиц наблюдения метеорологических параметров.

Для оценки состояния НРО использовали: биохимические критерии — определяли концентрации в периферической крови тиоловых соединений, дисульфидных групп и тиолдисульфидное отношение (ТДО), концентрацию билирубина, активность тиолзависимых аминотрансфераз; гематологические критерии — определяли концентрации лимфоцитов и сегментоядерных нейтрофилов, а также их соотношение — лейкоцитарный коэффициент (ЛК) адаптации и величину скорости оседания эритроцитов (СОЭ). В качестве объектов исследования привлекались пациенты с хроническими неспецифическими заболеваниями органов пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем, находившиеся на лечении в 442 Окружном военном клиническом госпитале им. 3. П. Соловьева и клинической больнице им. Петра Великого (СПб.). Кровь брали на анализ в момент поступления до начала проведения лечебных процедур. Всего было обследовано 2811 человек. Проанализировано свыше 25 тыс. единиц наблюдения лабораторных показателей крови.

Все среднесуточные и среднемесячные значения изучаемых показателей группировали в электронных таблицах Excel (версия 7.0 Windows 98). Для выявления зависимостей использовали методы аналитической эпидемиологии. Применяли сопряженный анализ временных рядов указанных выше КГФ, метеорологических, гематологических и биохимических показателей. Для выявления периодов флюктуаций изучаемых показателей использовали спектральный анализ Фурье, метод фильтрации с подбором вариантов аппроксимирующих кривых и усреднением по 11 точкам. Для выявления долгопериодного тренда использовали метод полиномиального сглаживания 6-й степени. Наличие эффекта запаздывания реакции показателей периферической крови относительно возмущающих КГФ оценивали с помощью автокорреляционного анализа и корреляционного анализа с выявлением лагов. Статистическую обработку полученных результа-

29

№12008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.