УДК 628.88
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ И ИХ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
В.М. Степанов, Т.Е. Сергеева
Рассмотрены вопросы автоматизации комбинированной системы отопления и вентиляции.
Ключевые слова: автоматика, центральное кондиционирование, вентиляция, электродвигатель, калорифер.
Автоматика приточно-вытяжной вентиляции и центрального кондиционирования отличается своей сложностью и многообразием выполняемых функций. Она обеспечивает защиту всех секций от любых возможных поломок, поддержание требуемых параметров подаваемого воздуха, определение схемы обработки воздуха, контроль качества воздуха в обслуживаемом помещении и др.
Как правило, автоматика обеспечивает три режима работы: пуско-вой,основной,остановочный.
Схема и алгоритм работы автоматики приточно-вытяжной вентиляции и центрального кондиционирования определяются количеством технологических секций блока.
В зависимости от конкретной конфигурации системы составляется модель каждой отдельной секции (таблица). В некоторых случаях может быть целесообразно выполнение моделирования всего агрегата как единого целого, без разбиения его на блоки.
Вентилятор
Полная удельная энергия потока
р V2 срТ
е = Нгеод +~ + ^+, кгсм/кгс. (1)
У 2g 8Аэ
Здесь у- удельный вес вещества потока при данных условиях, кгс/м3; ср -удельная теплоемкость вещества, ккалм/(кгсс -°С); Аэ = 1/427 ккал/кгсм - тепловой эквивалент работы; Т - абсолютная температура жидкости или газа.
При работе вентиляторов или воздуходувок, где изменение давления воздуха хотя и имеет место, но незначительно (р2/р1<1,15), также можно считать плотность и температуру воздуха неизменными. Для вентиляторов можно также считать несущественным изменение геодезической высоты
2 2
= Ар + ^. (2)
У 2 ^
Скоростной напор может расходоваться и бесполезно (потери на выброс). Поэтому в ряде случаев стремятся к уменьшению скоростного напора посредством диффузоров у вентиляторов.
Развиваемая турбомеханизмом полезная мощность
рпол = У<2Н , кгсм/с = Рпол = ^02, кВт. (3)
Здесь Q - производительность (расход) турбомеханизма, м /с;
Н - напор, м.
Перечень основных секций, которые могут входить в состав современной системы обработки и транспортировки воздуха для приточно-вытяжной вентиляции и центрального
кондиционирования
№ п/п Секция Описание Наименование потребляющих энергоресурсов
1 Фильтр Внутренний -
Нагреватели
2 Водяной нагреватель Внешний Вода
3 Электрический нагреватель Внешний Электроэнергия
Охладители
4 Водяной охладитель Внешний Вода от чиллера 7/12°С
5 Фреоновый охладитель Внешний Совместно с компрессорноконденсаторным блоком
Рекуператоры
6 Пластинчатый т/о Внешний -
7 Вращающийся т/о Внешний Электроэнергия
Увлажнители
8 Поверхностный увлажнитель Внешний Электроэнергия
9 Фарсуночный увлажнитель Внешний Электроэнергия
10 Паровой увлажнитель Внешний Электроэнергия
Вентилятор
11 Вентилятор Внешний Активный Электроэнергия
Сетевые элементы
12 Фильтр Внутренний -
13 Шумоглушитель Внутренний -
Мощность, развиваемая приводным двигателем турбомеханизма, соответственно
&Н
P =
-1- 1П Г\ 77
пол
(4)
102^тм
где ^тм - КПД турбомеханизма при данном режиме его работы. Электродвигатель
Система уравнений для асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, выраженная через потокосцепления:
dy оі ,
, = ^51 — 5к5У 51 + кГ5к&у г1;
dt
dy 5 2 Г Г 7
1. = 2 5к5У 5 2 + кГ5к5У Г 2;
dt
dy Г1 dt г 2 dt
М = Т Рт^ (УГ1У 5 2 - У 51Уг 2 );
5кг у г1 + к55кг у .1 юу г 2;
-5кг у г 2 + к55кг у 5 2 + юу г1;
2 и
J dw р dt
■ М - Мс (ю),
и 2 и 2
где к =Т /Т • к =Т /Т • и ' = и т • и ' = и т
АДС ^ -^т'^г? -^5 ^5 т ? -^г Г
и,
и
Rs/Ls ; 8кг К-г/Ъг
^Г 5
Ьт - индуктивность контура намагничивания;Ь3 - индуктивность стато-ра;Ьг - индуктивность ротора;1 - момент инерции, приведенный к валу двигателя;р - число пар полюсов машины.
Циркуляционный насос
Полная удельная энергия потока, приходящаяся на единицу веса перемещаемого вещества, является совокупностью четырех составляющих:
тяН д
1) потенциальной энергии ------= Нгеод, кгсм/кгс, определяе-
тЯ
мой положением данной массы потока тна высоте Нгеод, м, над некоторым уровнем, принятым за нулевой;
2) потенциальной энергии, р/у, кгсм/кгс, которой обладает указанная масса, находящаяся под давлением р, кгс/м2;
2 2
~ „ ту V . .
3) кинетической энергии -----= —, кгс м/кгс, присущей данной
2тя 2я
массе потока, движущегося со скоростью у;
4) тепловой энергии ерТ^Аэ, кгс м/кгс, которой обладает данная масса, имеющая температуру Т.
>
Полная удельная энергия потока
p v2 cpT
e = Hгеод +- + ^+, кгсм/кгс. (5)
g 2 g 8Аэ
Здесь g- удельный вес вещества потока при данных условиях,
3 2
кгс/м ; ср - удельная теплоемкость вещества, ккалм/(кгсс -°С); Аэ = 1/427 ккал/кгсм - тепловой эквивалент работы; Т - абсолютная температура жидкости или газа.
Соотношение между потенциальной и кинетической энергиями потока на участке гидравлической сети, не содержащем источников энергии, определяется уравнением Бернулли
Р v2
—I-----= const. (6)
g 2 g
Так как жидкость практически несжимаема, то при работе насоса не происходит существенного изменения ее термодинамического состояния. Для насосов
л 2 2
Н„ = ЛН ге0д +ЛР + \ V1 м, (7)
g 2 g
гдеЛНгеод - высота, на которую нужно поднять жидкость; Ap/g- высота, на которую частица жидкости может быть поднята под действием давления
2 2 л V2 -V1
Ap; —-----— - приращение кинетической энергии.
2 g
Скоростной напор может расходоваться и бесполезно (потери на выброс). Поэтому в ряде случаев стремятся к уменьшению скоростного напора посредством спиральных кожухов у насосов и других технических средств. В этом случае давление в потоке увеличивается за счет сокращения скорости движения при увеличении площади сечения потока (трубопровода).
Развиваемая турбомеханизмом полезная мощность
Рпол = gQH , кгсм/с = Рпол = ^02, кВт. (8)
Здесь Q - производительность (расход) турбомеханизма, м/с;
Н - напор, м.
Мощность, развиваемая приводным двигателем турбомеханизма
р = gQH (9)
1 пол ’ VV
102Лтм
где Лтм - КПД турбомеханизма при данном режиме его работы. Уравнения наполнения напорного водовода
0 ^2г1Р + ^ ^элу2Р>
М дв _ Рп ^12 (г1рг2р — *1а*2а }
•Г^= М дв- М г- М т;
М
И _ И г + АН + н п + Нин; О-н _ Оак + Оп + Он,
2В
(10)
где и1а, 11а - напряжение и ток обмоток статора в осях а; и1р, - напряже-
ние и ток обмоток статора в осях Р; у - потокосцепление, соответствующее индексам обмоток; Я1- активное сопротивление одной фазы статора; Я2 - приведенное к статору сопротивление роторной цепи; 12а, 12р - приведенные к статору токи роторной цепи; рп- число пар полюсов машины; юэл - электрический угол поворота ротора относительно статора; Ь12- взаимная индуктивность; Нн - полный, манометрический напор насоса; Нг - геометрический напор; АН - приращение напора при изменении наполнения трубопровода; Нп - гидравлические потери в протечном тракте насоса; Рин - инерционный напор массы воды в проточном тракте насосной станции; Qн, Qак, Qп, 0и - соответственно подача насоса, расходы аккумулирования, перелива через затвор и истечение из подзатвора.
Гидравлический переходный процесс, учитывающий упругость воды и стенок напорных водоводов, можно описать в форме, где зависимость между изменением давления и скорости движения воды в трубопроводе определяется формулой
Процесс гидравлического удара имеет волновой характер и описывается дифференциальными уравнениями в частных производных
АН _ - АФ.
8
(11)
дї Эх
ЭФ _ 8 дН
дх а 2 ді
Общее решение системы имеет вид
Н = Но + ф-у;
«=«о -1 (ф-у), (13)
а
где Н - напор; б - скорость движения воды в трубопроводе; 1 - время с момента возникновения гидравлического удара; а - скорость распространения ударных волн; g - ускорение силы тяжести; х - расстояние от начала координат; ф - эквивалентные волны повышения давления; у - эквивалентные волны понижения давления,
Н = Нг + Нм + + Ии, (14)
где Н - напор насоса; Нг - геометрический напор; Ии - инерционный напор;
Им+Иь - потери напора.
Уравнение механического переходного процесса описывается уравнением движения агрегата при неустановившемся режиме
,, ,, _ ОБ1 dh
Мэл Мг Мт = п. , (15)
375 dt
где Мэл - вращающий момент двигателя, определяется по пусковой характеристике двигателя; Мг - гидравлический момент насоса; Мт - момент, затрачиваемый на трение в сальниках и подшипниках агрегата.
Вращающий момент асинхронного двигателя определяется известным выражением
з(/ 2 Чк2
Мэл = ' 2. (16)
Юо^
где 12 - приведенный ток ротора; Я2 - приведенное активное сопротивление ротора; ю0 - синхронная угловая скорость двигателя; Б - скольжение двигателя.
Для определения гидравлического момента Мг используется четырёхквадратная характеристика насоса в виде зависимостей между приведенными расходом 0, частотой вращения п, гидравлического момента М
П = / (0) М = / 0). (17)
Самозапуск будет успешным в том случае, если двигатель разгоняется после восстановления напряжения до номинальной скорости и при этом соблюдаются следующие условия:
1) нормальное напряжение в рабочем колесе насоса;
2) нагрев обмоток электродвигателя в нормальном уровне;
3) вращающий момент двигателя обеспечивает разгон двигателя до номинальной скорости;
4) допустимое значение давления в трубопроводах.
На каждом этапе изменения напора, расхода и частоты вращения насоса во времени определяются подбором параметров.
159
Водяной клапан с исполнительным механизмом - входное напряжение, величина управления (0...10 В, 4...20 мА), выходной расход жидкости.
Электрический калорифер - входное напряжение, выходная тепловая энергия, мощность электрического калорифера.
Р=^3Ш, ЯД2! = ат8©р, (18)
где ©р = ©э-©ср;©р - Разность температур элемента ©э и окружающей среды ©ср;8 - площадь поверхности нагревательного элемента;ат - коэффициент теплопередачи.
Регулятор мощности электрического калорифера - входное напряжение, величина управления (0..10 В) ступенчатого регулятора, выходное модифицированное напряжение и рабочая ступень.
Моделирование проводилось при помощи ЭВМ с использованием математических пакетов МаШСаё, МайаЬ и среды программирования Бе1рЫ.
Для исследования электротехнической системы КСОВ разработана расчетная схема динамической модели здания и представлена на рисунке, модель работает в реальном масштабе времени [1, 2].
Расчетная схема динамической модели здания с комбинированной системой отопления и вентиляции
Эксперименты позволяют сделать вывод о том, что переходные процессы при пуске, регулировании и остановке основных элементов комбинированной системы вентиляции и отопления имеют постоянную вре-
160
мени, много меньшую, чем переходные процессы в тепломассообмене здания.
Список литературы
1. Алешин Е. А. Энергосберегающая автома-тизированная система управления тепловыми режимами в закрытых тепловых сетях зданий в условиях неопределенности: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Челябинск, 2003.
2. Вялкова Н. С. Совершенствование работы комбинированной системы водяного и воздушного отопления общественных зданий: авто-реф. дис ... канд.техн.наук. Пенза, 2011.
Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сергеева Татьяна Евгеньевна, инженер, [email protected]. Россия, Тула, Тульский государственный университет,
ELECTRIC ELEMENTS COMBINED HEATING SYSTEMS AND THEIR MA THEMA TICAL MODELS
V.M. Stepanov, T.E. Sergeeva
The problems of automation combined heating and ventilation systemsare considered.
Key words: automation, central air-conditioning, ventilation, electric, heater.
Stepanov Vladimir Michailovich, doctor of technical sciences, professor, eists@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Sergeeva Tatiana Evgenyevna, engineer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University