Научная статья на тему 'Электротехнические элементы комбинированной системы отопления и вентиляции и их математические модели'

Электротехнические элементы комбинированной системы отопления и вентиляции и их математические модели Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
226
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИКА / ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ / ВЕНТИЛЯЦИЯ / ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / КАЛОРИФЕР / AUTOMATION / CENTRAL AIR-CONDITIONING / VENTILATION / ELECTRIC / HEATER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Степанов Владимир Михайлович, Сергеева Татьяна Евгеньевна

Рассмотрены вопросы автоматизации комбинированной системы отопления и вентиляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Степанов Владимир Михайлович, Сергеева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRIC ELEMENTS COMBINED HEATING SYSTEMS AND THEIR MATHEMATICAL MODELS

The problems of automation combined heating and ventilation systemsare considered.

Текст научной работы на тему «Электротехнические элементы комбинированной системы отопления и вентиляции и их математические модели»

УДК 628.88

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ И ИХ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

В.М. Степанов, Т.Е. Сергеева

Рассмотрены вопросы автоматизации комбинированной системы отопления и вентиляции.

Ключевые слова: автоматика, центральное кондиционирование, вентиляция, электродвигатель, калорифер.

Автоматика приточно-вытяжной вентиляции и центрального кондиционирования отличается своей сложностью и многообразием выполняемых функций. Она обеспечивает защиту всех секций от любых возможных поломок, поддержание требуемых параметров подаваемого воздуха, определение схемы обработки воздуха, контроль качества воздуха в обслуживаемом помещении и др.

Как правило, автоматика обеспечивает три режима работы: пуско-вой,основной,остановочный.

Схема и алгоритм работы автоматики приточно-вытяжной вентиляции и центрального кондиционирования определяются количеством технологических секций блока.

В зависимости от конкретной конфигурации системы составляется модель каждой отдельной секции (таблица). В некоторых случаях может быть целесообразно выполнение моделирования всего агрегата как единого целого, без разбиения его на блоки.

Вентилятор

Полная удельная энергия потока

р V2 срТ

е = Нгеод +~ + ^+, кгсм/кгс. (1)

У 2g 8Аэ

Здесь у- удельный вес вещества потока при данных условиях, кгс/м3; ср -удельная теплоемкость вещества, ккалм/(кгсс -°С); Аэ = 1/427 ккал/кгсм - тепловой эквивалент работы; Т - абсолютная температура жидкости или газа.

При работе вентиляторов или воздуходувок, где изменение давления воздуха хотя и имеет место, но незначительно (р2/р1<1,15), также можно считать плотность и температуру воздуха неизменными. Для вентиляторов можно также считать несущественным изменение геодезической высоты

2 2

= Ар + ^. (2)

У 2 ^

Скоростной напор может расходоваться и бесполезно (потери на выброс). Поэтому в ряде случаев стремятся к уменьшению скоростного напора посредством диффузоров у вентиляторов.

Развиваемая турбомеханизмом полезная мощность

рпол = У<2Н , кгсм/с = Рпол = ^02, кВт. (3)

Здесь Q - производительность (расход) турбомеханизма, м /с;

Н - напор, м.

Перечень основных секций, которые могут входить в состав современной системы обработки и транспортировки воздуха для приточно-вытяжной вентиляции и центрального

кондиционирования

№ п/п Секция Описание Наименование потребляющих энергоресурсов

1 Фильтр Внутренний -

Нагреватели

2 Водяной нагреватель Внешний Вода

3 Электрический нагреватель Внешний Электроэнергия

Охладители

4 Водяной охладитель Внешний Вода от чиллера 7/12°С

5 Фреоновый охладитель Внешний Совместно с компрессорноконденсаторным блоком

Рекуператоры

6 Пластинчатый т/о Внешний -

7 Вращающийся т/о Внешний Электроэнергия

Увлажнители

8 Поверхностный увлажнитель Внешний Электроэнергия

9 Фарсуночный увлажнитель Внешний Электроэнергия

10 Паровой увлажнитель Внешний Электроэнергия

Вентилятор

11 Вентилятор Внешний Активный Электроэнергия

Сетевые элементы

12 Фильтр Внутренний -

13 Шумоглушитель Внутренний -

Мощность, развиваемая приводным двигателем турбомеханизма, соответственно

P =

-1- 1П Г\ 77

пол

(4)

102^тм

где ^тм - КПД турбомеханизма при данном режиме его работы. Электродвигатель

Система уравнений для асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, выраженная через потокосцепления:

dy оі ,

, = ^51 — 5к5У 51 + кГ5к&у г1;

dt

dy 5 2 Г Г 7

1. = 2 5к5У 5 2 + кГ5к5У Г 2;

dt

dy Г1 dt г 2 dt

М = Т Рт^ (УГ1У 5 2 - У 51Уг 2 );

5кг у г1 + к55кг у .1 юу г 2;

-5кг у г 2 + к55кг у 5 2 + юу г1;

2 и

J dw р dt

■ М - Мс (ю),

и 2 и 2

где к =Т /Т • к =Т /Т • и ' = и т • и ' = и т

АДС ^ -^т'^г? -^5 ^5 т ? -^г Г

и,

и

Rs/Ls ; 8кг К-г/Ъг

^Г 5

Ьт - индуктивность контура намагничивания;Ь3 - индуктивность стато-ра;Ьг - индуктивность ротора;1 - момент инерции, приведенный к валу двигателя;р - число пар полюсов машины.

Циркуляционный насос

Полная удельная энергия потока, приходящаяся на единицу веса перемещаемого вещества, является совокупностью четырех составляющих:

тяН д

1) потенциальной энергии ------= Нгеод, кгсм/кгс, определяе-

тЯ

мой положением данной массы потока тна высоте Нгеод, м, над некоторым уровнем, принятым за нулевой;

2) потенциальной энергии, р/у, кгсм/кгс, которой обладает указанная масса, находящаяся под давлением р, кгс/м2;

2 2

~ „ ту V . .

3) кинетической энергии -----= —, кгс м/кгс, присущей данной

2тя 2я

массе потока, движущегося со скоростью у;

4) тепловой энергии ерТ^Аэ, кгс м/кгс, которой обладает данная масса, имеющая температуру Т.

>

Полная удельная энергия потока

p v2 cpT

e = Hгеод +- + ^+, кгсм/кгс. (5)

g 2 g 8Аэ

Здесь g- удельный вес вещества потока при данных условиях,

3 2

кгс/м ; ср - удельная теплоемкость вещества, ккалм/(кгсс -°С); Аэ = 1/427 ккал/кгсм - тепловой эквивалент работы; Т - абсолютная температура жидкости или газа.

Соотношение между потенциальной и кинетической энергиями потока на участке гидравлической сети, не содержащем источников энергии, определяется уравнением Бернулли

Р v2

—I-----= const. (6)

g 2 g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как жидкость практически несжимаема, то при работе насоса не происходит существенного изменения ее термодинамического состояния. Для насосов

л 2 2

Н„ = ЛН ге0д +ЛР + \ V1 м, (7)

g 2 g

гдеЛНгеод - высота, на которую нужно поднять жидкость; Ap/g- высота, на которую частица жидкости может быть поднята под действием давления

2 2 л V2 -V1

Ap; —-----— - приращение кинетической энергии.

2 g

Скоростной напор может расходоваться и бесполезно (потери на выброс). Поэтому в ряде случаев стремятся к уменьшению скоростного напора посредством спиральных кожухов у насосов и других технических средств. В этом случае давление в потоке увеличивается за счет сокращения скорости движения при увеличении площади сечения потока (трубопровода).

Развиваемая турбомеханизмом полезная мощность

Рпол = gQH , кгсм/с = Рпол = ^02, кВт. (8)

Здесь Q - производительность (расход) турбомеханизма, м/с;

Н - напор, м.

Мощность, развиваемая приводным двигателем турбомеханизма

р = gQH (9)

1 пол ’ VV

102Лтм

где Лтм - КПД турбомеханизма при данном режиме его работы. Уравнения наполнения напорного водовода

0 ^2г1Р + ^ ^элу2Р>

М дв _ Рп ^12 (г1рг2р — *1а*2а }

•Г^= М дв- М г- М т;

М

И _ И г + АН + н п + Нин; О-н _ Оак + Оп + Он,

(10)

где и1а, 11а - напряжение и ток обмоток статора в осях а; и1р, - напряже-

ние и ток обмоток статора в осях Р; у - потокосцепление, соответствующее индексам обмоток; Я1- активное сопротивление одной фазы статора; Я2 - приведенное к статору сопротивление роторной цепи; 12а, 12р - приведенные к статору токи роторной цепи; рп- число пар полюсов машины; юэл - электрический угол поворота ротора относительно статора; Ь12- взаимная индуктивность; Нн - полный, манометрический напор насоса; Нг - геометрический напор; АН - приращение напора при изменении наполнения трубопровода; Нп - гидравлические потери в протечном тракте насоса; Рин - инерционный напор массы воды в проточном тракте насосной станции; Qн, Qак, Qп, 0и - соответственно подача насоса, расходы аккумулирования, перелива через затвор и истечение из подзатвора.

Гидравлический переходный процесс, учитывающий упругость воды и стенок напорных водоводов, можно описать в форме, где зависимость между изменением давления и скорости движения воды в трубопроводе определяется формулой

Процесс гидравлического удара имеет волновой характер и описывается дифференциальными уравнениями в частных производных

АН _ - АФ.

8

(11)

дї Эх

ЭФ _ 8 дН

дх а 2 ді

Общее решение системы имеет вид

Н = Но + ф-у;

«=«о -1 (ф-у), (13)

а

где Н - напор; б - скорость движения воды в трубопроводе; 1 - время с момента возникновения гидравлического удара; а - скорость распространения ударных волн; g - ускорение силы тяжести; х - расстояние от начала координат; ф - эквивалентные волны повышения давления; у - эквивалентные волны понижения давления,

Н = Нг + Нм + + Ии, (14)

где Н - напор насоса; Нг - геометрический напор; Ии - инерционный напор;

Им+Иь - потери напора.

Уравнение механического переходного процесса описывается уравнением движения агрегата при неустановившемся режиме

,, ,, _ ОБ1 dh

Мэл Мг Мт = п. , (15)

375 dt

где Мэл - вращающий момент двигателя, определяется по пусковой характеристике двигателя; Мг - гидравлический момент насоса; Мт - момент, затрачиваемый на трение в сальниках и подшипниках агрегата.

Вращающий момент асинхронного двигателя определяется известным выражением

з(/ 2 Чк2

Мэл = ' 2. (16)

Юо^

где 12 - приведенный ток ротора; Я2 - приведенное активное сопротивление ротора; ю0 - синхронная угловая скорость двигателя; Б - скольжение двигателя.

Для определения гидравлического момента Мг используется четырёхквадратная характеристика насоса в виде зависимостей между приведенными расходом 0, частотой вращения п, гидравлического момента М

П = / (0) М = / 0). (17)

Самозапуск будет успешным в том случае, если двигатель разгоняется после восстановления напряжения до номинальной скорости и при этом соблюдаются следующие условия:

1) нормальное напряжение в рабочем колесе насоса;

2) нагрев обмоток электродвигателя в нормальном уровне;

3) вращающий момент двигателя обеспечивает разгон двигателя до номинальной скорости;

4) допустимое значение давления в трубопроводах.

На каждом этапе изменения напора, расхода и частоты вращения насоса во времени определяются подбором параметров.

159

Водяной клапан с исполнительным механизмом - входное напряжение, величина управления (0...10 В, 4...20 мА), выходной расход жидкости.

Электрический калорифер - входное напряжение, выходная тепловая энергия, мощность электрического калорифера.

Р=^3Ш, ЯД2! = ат8©р, (18)

где ©р = ©э-©ср;©р - Разность температур элемента ©э и окружающей среды ©ср;8 - площадь поверхности нагревательного элемента;ат - коэффициент теплопередачи.

Регулятор мощности электрического калорифера - входное напряжение, величина управления (0..10 В) ступенчатого регулятора, выходное модифицированное напряжение и рабочая ступень.

Моделирование проводилось при помощи ЭВМ с использованием математических пакетов МаШСаё, МайаЬ и среды программирования Бе1рЫ.

Для исследования электротехнической системы КСОВ разработана расчетная схема динамической модели здания и представлена на рисунке, модель работает в реальном масштабе времени [1, 2].

Расчетная схема динамической модели здания с комбинированной системой отопления и вентиляции

Эксперименты позволяют сделать вывод о том, что переходные процессы при пуске, регулировании и остановке основных элементов комбинированной системы вентиляции и отопления имеют постоянную вре-

160

мени, много меньшую, чем переходные процессы в тепломассообмене здания.

Список литературы

1. Алешин Е. А. Энергосберегающая автома-тизированная система управления тепловыми режимами в закрытых тепловых сетях зданий в условиях неопределенности: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Челябинск, 2003.

2. Вялкова Н. С. Совершенствование работы комбинированной системы водяного и воздушного отопления общественных зданий: авто-реф. дис ... канд.техн.наук. Пенза, 2011.

Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сергеева Татьяна Евгеньевна, инженер, [email protected]. Россия, Тула, Тульский государственный университет,

ELECTRIC ELEMENTS COMBINED HEATING SYSTEMS AND THEIR MA THEMA TICAL MODELS

V.M. Stepanov, T.E. Sergeeva

The problems of automation combined heating and ventilation systemsare considered.

Key words: automation, central air-conditioning, ventilation, electric, heater.

Stepanov Vladimir Michailovich, doctor of technical sciences, professor, eists@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sergeeva Tatiana Evgenyevna, engineer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.