УДК 378. 12
Л. И. Миронова
электронное портфолио выпускающей кафедры вуза как инновационный механизм повышения качества образования
Рассматривается структура электронного портфолио выпускающей кафедры вуза как инновационный механизм, способный активизировать профессорско-преподавательский состав кафедр вуза с целью формирования инновационного образа жизни в вузе, направленного на повышение качества оказываемых кафедрой образовательных услуг
Ключевые слова: информатизация образования, инновационные педагогические технологии, электронное портфолио кафедры, качество образования.
Кафедра является подразделением вуза, непосредственно осуществляющим образовательную деятельность через оказание образовательных услуг, и, следовательно, отвечающим за их качество.
В настоящее время, когда инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной политики в нашей стране, одним из основных носителей инновационной способности нации могут и должны выступать вузы в различных сферах жизни общества, и прежде всего образования в целом и высшего профессионального образования в частности. Именно вузы должны выступать в качестве «базальной» структуры инновационных процессов.
Инновационность в образовательном процессе определим как новшество, обеспечивающее качественное, прогрессивное развитие образовательного процесса, имеющее научно-техническое обоснование, опирающееся на предшествующие нововведения, подтвержденное эффективными результатами педагогической практики.
Если процесс информатизации образования рассматривать как новую область педагогического знания, интегрирующую научные направления психо-лого-педагогических, социальных, физиолого-гиги-енических, технико-технологических исследований [1], то тогда условия информатизации современного вуза можно рассматривать как научно-техническое обоснование педагогического новшества, которым является использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза.
Тогда в условиях информатизации образования под инновационной педагогической технологией будем понимать совокупность приемов и процессов, управляемых преподавателем, реализованных средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) через определенную последовательность действий компьютера и направленных на получение заданного результата, а инновационным вузом будем считать вуз, где осуществляется инновационный образовательный процесс, в котором применяются инновационные педагогические технологии.
Однако результаты социологических опросов, связанных с отношением школьных педагогических работников к инновациям, позволили выделить критериальные параметры типологии инновационности как качества профессионально-педагогической культуры [2], представленные в таблице. При этом авторы этого исследования отмечают, что пик инновационной деятельности попадает в диапазон 6-12 лет педагогического стажа.
Отношение школьных учителей к педагогическим инновациям
Типологическая группа Критериальный параметр (профессионально значимая ценность) % опро- шенных
Инноватор Инновация принята как личност-но значимая ценность 8.5
Инновационно- ориентирован- ный Инновация принята как личност-но значимая ценность и рассматривается в качестве механизма развития системы образования 17.5
Индифферен- тный Профессионально значимой ценностью выступает необходимость обновления 48
Консервативно- охранительный Профессионально значимой ценностью выступает стабильность, упорядоченно сть 23
Если посмотреть на возраст профессорско-преподавательского состава (ППС) работников вуза, то сразу станет понятно, что в основной массе их отношение к инновациям сугубо отрицательное и консервативно-охранительная группа составляет около 70 %, а остальные группы меньше в несколько раз. Поэтому основная часть педагогических коллективов вузов, в силу социальной инерции сохраняющей действенность стереотипов и культурных норм, испытывают настороженность, а чаще всего отторжение или прямое сопротивление инновационным изменениям [3]. Молодые люди, желающие заниматься преподавательской деятельностью в вузе, встречаются крайне редко. Причина такого положения дел кроется в отсутствии мотивации к педагогической деятельности из-за низкой зарплаты и отсутствия престижа преподавательской работы в глазах молодых людей.
Несмотря на это, проблема требует решения. Одним из вариантов частичного решения этой проблемы может стать создание «Электронного портфолио выпускающей кафедры вуза». Процесс наполнения портфолио поможет сдвинуть «с мертвой точки» вузовских преподавателей и послужить катализатором в процессе формирования инновационного климата в вузе, который впоследствии сможет трансформироваться в инновационный образ жизни [2].
Кроме этого, анализ руководством вуза содержимого портфолио может осуществляться в процессе переизбрания преподавателей на новые должности, поскольку электронное портфолио преподавателя выполняет роль определенного делового досье, где в систематизированном виде хранятся результаты всех видов деятельности педагога. По содержимому портфолио руководство вуза может судить о достижениях преподавателя. Поэтому в процессе подготовки к конкурсному отбору преподавателя портфолио сможет сыграть неоценимую роль. Весьма целесообразным является фиксирование в электронном портфолио преподавателя педагогических технологий, а также следующих признаков инновационных технологий, которыми владеет преподаватель (согласно А. С. Белкину):
- использование авторских приемов, не зафиксированных в нормативных документах (методики, учебники, пособия);
- использование авторских приемов, нарушающих привычные, т. е. носящие традиционный характер, приемы нормативной технологии;
- использование совокупности авторских и традиционных приемов, позволяющих реализовать авторскую технологическую цель, не имеющую предшествующих официально зафиксированных аналогов;
- разработка оригинальной, не имеющей полных аналогов образовательной идеи, успешно реализуемой в формате традиционной технологии (формат новации);
- разработка оригинальной образовательной идеи, реализованной в оригинальной (авторской) технологии;
- актуализация образовательной идеи и технологии ее реализации в контексте современной социально-экономической, общественно-политической ситуации (формат модернизации);
- разработка нетрадиционных форм организации научной, научно-исследовательской деятельности и технология их реализации;
- разработка нетрадиционных форм организации различных видов образовательной деятельности, не имеющих официально зафиксированных аналогов;
- опровержение существующих традиционных взглядов и путей их реализации в различных видах образовательной деятельности.
Одновременно с этим на основании хранящейся в портфолио кафедры информации можно будет применить механизм стимулирующих надбавок за работу ППС кафедры, тем самым дифференцированно подходить к оплате труда ППС и уйти от «уравниловки» при их начислении, что, несомненно, приведет к экономии средств вуза. Алгоритм применения портфолио для начисления стимулирующих надбавок профессорско-преподавательскому составу вуза описан в [4]. В целом вся информация электронного портфолио кафедры будет максимально оперативно использоваться в подготовительный период перед аккредитацией вуза.
В структуре «Электронного портфолио выпускающей кафедры» целесообразно хранить информацию, относящуюся к формированию аккредитационных показателей и определяющую качество подготовки выпускников.
1. Личные данные преподавателей кафедры.
2. Список научных публикаций каждого преподавателя.
3. Наличие аспирантов, докторантов.
4. Тематика научных семинаров кафедры (докладчики, участники).
5. Научные достижения сотрудников кафедры.
6. Инновационные педагогические технологии, которыми владеют сотрудники кафедры.
7. Участие в разработке новых образовательных программ.
8. Объем финансирования научных исследований из внешних источников.
9. Количество монографий.
10. Количество учебников и учебных пособий с грифами.
11. Процент ППС с учеными степенями и/или с учеными званиям.
12. Процент докторов наук и/или профессоров.
13. Процент ППС, работающих в вузе на штатной основе.
14. Процент ППС, прошедших курсы повышения квалификации.
15. Количество сборников научных трудов и материалов конференций.
16. Количество статей в рецензируемых журналах.
17. Проведение научных исследований, финансируемых в рамках грантов различных фондов.
18. Наличие договоров с хозяйствующими организациями региона о проведении учебно-производственной практики студентов.
19. Положение о выпускной бакалаврской работе.
20. Темы выпускных бакалаврских работ на текущий учебный год.
21. Положение о магистерской диссертации.
22. Темы магистерских диссертаций на текущий учебный год.
23. Перечень учебных дисциплин, для изучения которых разработаны электронные образовательные ресурсы, представленные на образовательном портале вуза.
24. Перечень дополнительных методических материалов для освоения учебных дисциплин кафедры.
Электронное портфолио кафедры целесообразно хранить на сайте кафедры. Администратор сайта с определенной периодичностью (например раз в семестр) должен актуализировать информацию, хранящуюся в портфолио кафедры.
Таким образом, наличие блока «Электронное портфолио кафедры» в структуре вуза будет служить процессу формирования инновационного образа жизни, способствовать повышению качества оказываемых кафедрой образовательных услуг
и, как следствие, явится важным структурным элементом в логической цепочке «информатизация образования - инновационный вуз - инновационный преподаватель - инновационный образ жизни
- выпускник - инновационная, конкурентоспособная личность».
Список литературы
1. Роберт И . В . Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования . М . : ИИО РАО, 2008.
2 . Герасимов Г . И . , Илюхина Л . В . Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы . URL: http://www. i-u . ru/biblio/archive/
gerasimov
3 . Иркутская В .И .ВТО и модернизация высшего образования в России // Вестн .Томского гос .пед .ун-та (Tomsk State Pedagogical University
Bulletin) . 2011. Вып .6 (108) .С .45 .
4 . Миронова Л . И . Инновационный подход при формировании стимулирующих надбавок преподавателей в вузе // Педагогическое образо-
вание в России . 2011. № 1.
Миронова Л. И., кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой.
Уральский государственный экономический университет.
Ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45, Екатеринбург, Россия, 620144.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.07.2011.
L. I. Mironova
E-PORTFOLIO OF THE DEPARTMENT AT HIGHER SCHOOL AS AN INNOVATIVE MECHANISM TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION
The article deals with the structure of an electronic portfolio of the department at a higher school as an innovative mechanism, enabling to encourage academic staff of a higher school aimed at establishing an innovative lifestyle system of higher learning which is to improve the quality of the educational services provided.
Key words: informatization of education, innovative pedagogical technologies, electronic portfolio of a chair, education quality.
Ural State University of Economics.
Ul. 8 Marta/Narodnoy Voly, 62/45, Ekaterinburg, Russia, 620144.
E-mail: [email protected]