О. В. Гаврилова Т. Г. Везиров
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА-ТОВАРОВЕДА НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX AS A MEANS OF BUILDING INNOVATIVE CAPACITY-BUILDING
SPECIALIST-PRESIDENT, BASED ON THE CONTEXT OF TEACHING
Аннотация: в данной статье нами рассматриваются некоторые педагогические аспекты использования электронного учебно-методического комплекса по курсу «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров», который позволяет формировать инновационный потенциал будущих специалистов-товароведов в условиях контекстного обучения.
Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, инновационный потенциал, контекстное обучение, методы и формы активного обучения.
Abstract: in this article we addresses some of the pedagogical aspects of using electronic educational and methodical complex on the course "theoretical bases of commodity research and examination of goods", which allows to form the innovative potential of the future experts-tovarovedov in the context of training.
Keywords: electronic educational and methodical complex, innovative potential, contextual learning, methods and forms of active learning.
Приобщение студентов к опыту социальной практики общества как важнейшая задача профессиональной подготовки ориентирует на усвоение и возможно полное запоминание готового учебного материала. При реализации указанного подхода учебная деятельность предстает как бы вырезанной из пространственно-временного контекста реальной жизни, что закономерно приводит к снижению интереса многих студентов к обучению будущей профессии, а зачастую и к избранной изначально профессиональной подготовке в вузе [1]. Эффективность обучения таких студентов ничтожно мала; когда же выпускники приступают к профессиональной деятельности, они испытывают различного рода трудности, ведь во время обучения был задействован лишь переход от знака (информации) к мысли, тогда как переход от мысли к действию, поступку осуществляется гораздо позже, после получения документа о высшем профессиональном образовании.
Новая концепция развития российского общества предполагает, прежде всего, компетентностный подход в системе оценки человеческого капитала. В этих условиях выпускник вуза предстает как креативный и критически мыслящий, обладающий активной и целенаправленной способностью к будущей профессиональной деятельности, осознанно представляющий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, имеющий устойчивую систему мотивов, создающих вектор развития такой современной инновационной личности, а также установку на образование и самообразование в течение всей жизни. Такой выпускник мотивирован к творчеству и современной инновационной деятельности в разнообразных условиях и коррелятивных разноуровневых связях. Тем самым, инновационный потенциал его личности, начавший своё формирование на уровне среднего общего образования, на следующей ступени - высшего профессионального образования - становится условием и стратегическим ресурсом реализации приобретенных выпускником вуза профессиональных компетенций [1]. Нами под инновационным потенциалом
© О.В. Гаврилова, Т.Г. Везиров, 2012
понимается способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.) [2].
Основное противоречие профессионального образования - обеспечение овладения профессиональными компетенциями в рамках и средствами, не свойственными данной профессиональной деятельности - преодолевается именно в ходе контекстного обучения. Контекстное обучение в целом представляет собой динамически развивающуюся модель: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности [1]. Базовыми формами деятельности студентов - будущих специалистов в контекстном обучении являются собственно учебная, квазипрактическая (включая квазипрофессиональную) и учебно-практическая (включая учебно-профессиональную) деятельности, обусловленные использованием соответствующих обучающих моделей: 1) семиотической, 2) имитационной, 3) социальной. Основной единицей содержания контекстного обучения является не «блок информации», а ситуация в ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Только благодаря контекстному обучению в единстве трех основных моделей - семиотической, имитационной, социальной -возникает и профессиональный, и социальный контекст человеческой деятельности в целом. Закономерно, что особо востребованными становятся новые технологии перехода от учебной деятельности к труду.
Одним из основных источников контекстного обучения является теоретическое обобщение многообразного опыта использования форм и методов активного обучения. Активное обучение - это, по существу, обучение деятельности. Отличительными особенностями активного обучения от обычного (объяснительного) являются:
1) активизация мыследеятельности обучаемого путем формирования специальных условий, способствующих его активизации независимо от его желания;
2) устойчивость и непрерывность активной мыследеятельности участников обучения путем удлинения времени единовременного активного включения, или же спонтанной, но очень глубокой работой мысли, позволяющей сохранять активность в течение некоторого перерыва между активной работой;
3) формирование навыков самостоятельной, творческой выработки управленческих решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности обучаемых;
4) перманентные взаимные коммуникации обучающихся и преподавателей, развивающие обе стороны с рефлексивных позиций.
Профессиональная подготовка специалистов-товароведов закономерно предполагает аспекты формирования инновационного потенциала личности. Особую эффективность при усвоении учебного материала основополагающего для профессиональной подготовки товароведа курса «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» приобретает контекстное обучение при обязательном и постоянном привлечении электронных образовательных технологий. Проектирование технологии формирования инновационного потенциала будущего специалиста-товароведа в рамках контекстного обучения на основе компетентностного подхода в нашем исследовании опирается на нормативные курсы преподавания и документацию товароведения. Комплекс задач курса обусловлен сферой профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у будущих специалистов:
• формирование инновационного потенциала будущих специалистов-товароведов;
• выработка исследовательского стиля мышления;
• развитие профессиональной компетентности;
• научение непрерывно развивающимся корпоративным способам целостной профессиональной деятельности;
• развитие личностных качеств.
В процессе преподавания учебных дисциплин профессионального цикла нами выявлена настоятельная необходимость применения электронных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество образования и успешно адаптировать будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества. Одним из видов электронных образовательных технологий является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), под которым нами понимается совокупность взаимосвязанных элементов (электронных информационных продуктов), обладающий структурой, организацией и относительно устойчивым способом связи всех компонентов [3].
Предложенный нами ЭУМК по курсу «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» выполняет функцию управления самостоятельной работой студента, поэтому каждое занятие имеет унифицированную структуру, включающую определение его целей, подготовительную работу, а также задания и итоговые контрольные вопросы. Благодаря такой структуре занятий студент обучается оформлению результатов исследований, составлению таблиц, анализу и обобщению данных, обоснованию заключений, что, несомненно, служит подготовительным этапом для выполнения исследовательских работ более высокого уровня (курсовых, дипломных), в которых с необходимостью реализуется инновационный потенциал личности. Индивидуализация обучения достигается также за счет обсуждения результатов выполнения заданий каждым студентом.
Разработанный нами ЭУМК является одним из способов повышения качества образования, заинтересованности обучаемых, «погружения» в изучаемую дисциплину в форме мультимедийной, интерактивной и контекстной среды. Указанные условия позволяют осуществлять профессиональную подготовку студентов через призму информационно-дидактического потенциала ЭУМК. ЭУМК «Теоретические основы товароведения и экспертизы» позволяет дать будущему специалисту в данной сфере тот объем знаний, который позволит наилучшим образом решать профессиональные задачи в инновационном ключе как в начале профессиональной деятельности, так и на всём протяжении профессиональной и физической жизни человека, обеспечивая их последующее совершенствование в зависимости от возникшей необходимости.
ЭУМК нацелен на оптимизацию изучения данной дисциплины, создание условий для достижения необходимого уровня современного образования и разностороннего развития личности обучающихся. Использование ЭУМК предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого студента и осуществления перехода от простого усвоения совокупности знаний к деятельностному, контекстному обучению, а в результате - формированию профессиональной компетентности, и частности, инновационного потенциала личности в условиях современной информационно-образовательной среды. Нами разработана и апробирована технология творческого сотрудничества с использованием ЭУМК, включающая научно-практическую работу студентов по изучению и применению инновационных технологий обучения, методически обосновано индивидуальное консультирование студентов преподавателями.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена апробация ЭУМК, которая показала его эффективность, о чем свидетельствуют высокие показатели уровня усвоения материала студентами экспериментальной группы. Предложенные нами методы активного обучения эффективно влияют на процесс формирования инновационного потенциала будущего специалиста-товароведа; соответствуют требованиям информационного общества, сосредоточенным на модернизации российского образования; содействуют эффективности современного профес-
сионального образования, которое определяется инновационным потенциалом личности, умением специалиста ориентироваться в динамичной, меняющейся, нестандартной социальной ситуации; выполняют задачи формирования у студентов позитивной жизненной позиции, личностного смысла, оптимизма, умения сохранять свою индивидуальность при любых обстоятельствах. Целостность образовательного процесса при применении ЭУМК обеспечивается структурно-иерархической упорядоченностью учебных циклов в корреляции с учебно-познавательной целью и применением диагностического инструментария на промежуточных и итоговом этапах усвоения дисциплины.
Литература
1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. - М., 1999.
2. Гаврилова О.В. Инновационный потенциал как стратегический ресурс реализации профессиональных компетенций // Материалы II международной научной конференции «Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: история и современность». - Пятигорск, 2011.
3. Рамазанова П. М., Везиров Т.Г. Электронный учебно-методический комплекс по школьному курсу математики // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Модернизация системы непрерывного образования». -Махачкала,2012.
Ю.Г. Лесных О.В. Данилова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА В НЕФТЯНОМ КЛАСТЕРЕ СТРАНЫ-ЭКСПОРТЕРА УГЛЕВОДОРОДОВ
THE CONCEPT OF THE STATE POLICY OF ENSURING INNOVATIVE BREAK IN OIL CLUSTER STRANY OF HYDROCARBONS EXPORTING COUNTRY
Аннотация: статья представляет собой обобщение позиции авторов в отношении основных принципов, подходов к государственному регулированию нефтяной отрасли России в целях обеспечения развития инноваций как в самом топливно-энергетическом комплексе, так и страны в целом.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, нефтяная отрасль, кластер, государственное регулирование, налоги.
Abstract: article represents generalization of the authors' position concerning the basic principles, approaches to state regulation of oil branch of Russia with a view of ensuring development of innovations as in the fuel and energy complex, and in the country as a whole.
Keywords: innovations, investments, oil branch, cluster, state regulation, taxes.
Поскольку Россия является нетто-экспортером углеводородов с низко диверсифицированной экономикой и на протяжении современной истории доля нефтяного кластера в бюджете колеблется в пределах 40-50%, внимание государства к данному сегменту обосновано и постоянно велико.
Как представляется, целью государственного регулирования нефтяного кластера должно быть:
© Ю.Г. Лесных, О.В. Данилова, 2012