Научная статья на тему 'Концептуальные Основы государственной политики обеспечения инновационного прорыва в нефтяном кластере страны-экспортера углеводородов'

Концептуальные Основы государственной политики обеспечения инновационного прорыва в нефтяном кластере страны-экспортера углеводородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесных Ю.Г., Данилова О.В.

статья представляет собой обобщение позиции авторов в отношении основных принципов, подходов к государственному регулированию нефтяной отрасли России в целях обеспечения развития инноваций как в самом топливно-энергетическом комплексе, так и страны в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные Основы государственной политики обеспечения инновационного прорыва в нефтяном кластере страны-экспортера углеводородов»

сионального образования, которое определяется инновационным потенциалом личности, умением специалиста ориентироваться в динамичной, меняющейся, нестандартной социальной ситуации; выполняют задачи формирования у студентов позитивной жизненной позиции, личностного смысла, оптимизма, умения сохранять свою индивидуальность при любых обстоятельствах. Целостность образовательного процесса при применении ЭУМК обеспечивается структурно-иерархической упорядоченностью учебных циклов в корреляции с учебно-познавательной целью и применением диагностического инструментария на промежуточных и итоговом этапах усвоения дисциплины.

Литература

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. - М., 1999.

2. Гаврилова О.В. Инновационный потенциал как стратегический ресурс реализации профессиональных компетенций // Материалы II международной научной конференции «Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: история и современность». - Пятигорск, 2011.

3. Рамазанова П. М., Везиров Т.Г. Электронный учебно-методический комплекс по школьному курсу математики // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Модернизация системы непрерывного образования». -Махачкала,2012.

Ю.Г. Лесных О.В. Данилова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА В НЕФТЯНОМ КЛАСТЕРЕ СТРАНЫ-ЭКСПОРТЕРА УГЛЕВОДОРОДОВ

THE CONCEPT OF THE STATE POLICY OF ENSURING INNOVATIVE BREAK IN OIL CLUSTER STRANY OF HYDROCARBONS EXPORTING COUNTRY

Аннотация: статья представляет собой обобщение позиции авторов в отношении основных принципов, подходов к государственному регулированию нефтяной отрасли России в целях обеспечения развития инноваций как в самом топливно-энергетическом комплексе, так и страны в целом.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, нефтяная отрасль, кластер, государственное регулирование, налоги.

Abstract: article represents generalization of the authors' position concerning the basic principles, approaches to state regulation of oil branch of Russia with a view of ensuring development of innovations as in the fuel and energy complex, and in the country as a whole.

Keywords: innovations, investments, oil branch, cluster, state regulation, taxes.

Поскольку Россия является нетто-экспортером углеводородов с низко диверсифицированной экономикой и на протяжении современной истории доля нефтяного кластера в бюджете колеблется в пределах 40-50%, внимание государства к данному сегменту обосновано и постоянно велико.

Как представляется, целью государственного регулирования нефтяного кластера должно быть:

© Ю.Г. Лесных, О.В. Данилова, 2012

1) поступательное технико-технологическое, финансово-экономическое, инновационное развитие хозяйствующих субъектов и расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы;

2) положительная динамика инновационного развития национальной экономики на базе финансовых, научно-технических и человеческих ресурсов нефтяного кластера в рамках инновационно-сырьевой модели развития России;

3) формирование эффективной системы перераспределения нефтяной ренты в интересах будущих поколений;

4) достижение высокой степени конкурентоспособности отечественного нефтяного кластера на глобальном рынке нефти и нефтепродуктов и обеспечение экономико-политического влияния России на международной арене в рамках ее национальных интересов.

Причем, как нам кажется, приоритетность целей соответствует очередности их появления в выше представленном списке (от базовых ценностей - к стратегическим задачам государственной политики). Для обеспечения экономической и энергетической безопасности страны с 1992 г. идет целенаправленное формирование государственной политики в этой области [3, 4, 5, 7]. Важно отметь, что, хотя проект Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации был представлен уже в 1997 г., до настоящего момента такого документа в России не существует. Однако государством делаются шаги в направлении систематизации своих усилий по формированию единой программы реализации стратегии энергетической и экономической безопасности государства, которое является нетто-экспортером углеводородов. Вопрос о необходимости такого документа предметно был поднят Президентом РФ Д.А. Медведевым на заседании Совета Безопасности РФ 13 декабря 2010 г.

Категория «доктрина» позволяет перенести центр интересов и принятия решений с мезоуровня нефтяного кластера (отрасли как таковой) на макроэкономический уровень и акцентировать на создании новой системы государственных энергетических ценностей, новых руководящих принципов государственной политики в сфере энергетической безопасности. Такой подход соответствует и нашему пониманию роли нефтяного кластера в экономике нефтеэкспортера. Правильность занятой нами позиции подтверждает ее созвучность мнению главного аналитика Московского Международного энергетического форума «ТЭК России в 21 веке» Александра Епишова, который в интервью порталу Еnergyland утверждал, что в условиях стратегического курса на модернизацию невозможно игнорировать мировые тенденции и приоритеты, которыми руководствуются ведущие энергетические державы. «Повышенное внимание к экологическим аспектам развития ТЭК и особенно разработка специальной Программы по добыче углеводородов из нетрадиционных источников - это очень серьёзный поворот российского энергетического вектора» [1].

В своем выступлении Д.А. Медведев выделил цели, которые государство принимает как ключевые при формировании своей политики в нефтяном кластере: содействие росту инвестиций, направленных на технологическое обновление отрасли и стимулирование топливных компаний к внедрению новых технологий, корректировка условий доступа зарубежных инвесторов в нефтяную отрасль, повышение прозрачности деятельности субъектов нефтяного кластера, уровня конкуренции, снижение монополизма и уровня государственного присутствия, поддержка научных исследований в области нефтедобычи и нефтепереработки [2]. В стратегическом плане важно также появление документа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», целью которого является формирование государственной политики в области расширения ресурсной базы Арктической зоны РФ, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах [6].

Энергетическая стратегия России как государственный документ, отражающий основную суть энергетической политики, предусматривает формирование среды и условий, направленных на устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями; сохранение энергетической независимости страны в условиях поступательного развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК); повышение эффективности использования углеводородов с необходимостью перехода энергосберегающий путь развития; обеспечение экологической безопасности в рамках нефтяного кластера; поддержание экспортного потенциала и его расширение при поддержании оптимального топливного баланса; обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Основными проблемами среднесрочного и долгосрочного регулирования развития нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний являются: нерациональное недропользование, несоответствие условий и показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы задачам развития отрасли, принципы налогообложения, не обеспечивающие достаточных стимулов углубления переработки сырья, проведения геологоразведочных работ, разработки трудноизвлекаемых и низкокачественных запасов месторождений. Принципиальной особенностью отрасли является её правовой статус и связанный с ним режим взаимоотношений государства (в частности, налоговый режим) и добывающих компаний. Центральная проблема формирования налогового режима нефтяного кластера состоит в том, чтобы установить такое налогообложение, которое соответствует национальным экономическим интересам государства и общества, с одной стороны, и способствует развитию отрасли - с другой. Система налогообложения как природопользования, так и нефтяного кластера в целом должна соблюдать баланс интересов по поводу распределения природной и ценовой ренты. Существующий режим налогообложения характеризуется высокой пороговой ценой и более длительным периодом окупаемости, что чревато высоким риском для инвесторов.

Существует целый ряд проблем российской нефтедобычи, которые в значительной степени провоцируются сложившейся налоговой системой:

• падение добычи на действующих западносибирских и других месторождениях, отсутствие стимулов к внедрению инноваций (в части увеличения нефтеотдачи);

• задержки с принятием инвестиционных решений по разработке новых, но уже разведанных месторождений (например, Восточной Сибири и Крайнего Севера), так как без индивидуальных льгот по экспортной пошлине их разработка неэффективна из-за удаленности от инфраструктуры и сложной геологии;

• существенные сложности с организацией проектов по проведению геологоразведочных работ на арктическом шельфе, больших глубинах Черного моря.

Выделяют две группы методов государственного вмешательства: прямые и косвенные (экономические). В развитых странах государство выполняет свои функции на основе косвенных методов. Однако нефтяной кластер - это та сфера, где административные методы достаточно эффективны и часто единственно возможны в силу (условной) невозобновляемости сырья.

Сформулируем приоритетные направления государственной политики в области регулирования нефтяного кластера в рамках доктрины национальной экономической безопасности:

1) государственный контроль механизма ценообразования на топливо в условиях жестко олигополистической региональной структуры рынка.

2) формирование оптимальной системы налогообложения, балансирующей стремление государства максимизировать налоговые поступления в бюджет и стремление хозяйствующих субъектов к наращиванию воспроизводственных процессов.

3) создание инновационных кластеров в добыче и переработке нефти,

стимулирование модернизации нефтяной отрасли для повышения ее

конкурентоспособности на мировом рынке углеводородов и перехода на инновационно-сырьевое развитие России.

Литература

1. Епишов Александр. Доктрина энергетической безопасности России. [Электронный ресурс] -http://www.energyland.info/interview-expert-265.

2. Медведев Д.А. О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности России. Доклад на заседании Совбеза РФ 13.12.2010 г. [Электронный ресурс] -http://www.scrf.gov.ru/.

3. Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 г.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. № 472.

4. Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и продуктообеспечения: Указ Президента РФ от 17 ноября 1992 г.

5. Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года: Указ Президента России от 07.05.95 г. № 472.

6. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: Указ Президента от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969. Источник: http://www.scrf.gov.ru/

7. Правительство Российской Федерации. Решение. Концепция энергетической политики страны в новых экономических реалиях: решение Правительства РФ № 26 от 10 сентября 1992 г.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2010 г. Основные положения. (Одобрены постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 13.10.95 г.); Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика». - М.: ГУ ИЭС, 2000. - 120c.

П.Д. Макеев

РОЛЬ ВЕНЧУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

THE ROLE OF VENTURE BUSINESSES IN ENHANCING OF INNOVATIVE PROCESSES

Аннотация: в статье выявлены взаимосвязи между венчурным инвестированием, венчурным предпринимательством и различными организациями, которые имеют важное значение для инновационного процесса и действуют в качестве инновационного «сторожа», ускоряя инновационный процесс. Аргументируется, что венчурное предпринимательство является важным компонентом институционального механизма, создания стимулов для «технологических прорывов» в отличие от других типов инноваций.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновации, венчурный капитал, молодые компании, предпринимательство.

© П.Д. Макеев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.