Научная статья на тему 'Электронный ресурс по планированию урока как средство совершенствования методической подготовки учителя начальных классов'

Электронный ресурс по планированию урока как средство совершенствования методической подготовки учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСТРУКТОР УРОКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ / LESSON PROJECTION / PRACTICAL COMPETENCES / ELECTRONIC LESSON CONSTRUCTOR / TECHNOLOGICAL LESSON MAP / METHODICAL RECEPTION / DIDACTIC MATERIALS / AUTOMATING THE PLANNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н.В., Янкина Л.А.

В статье описывается электронный ресурс, предназначенный для разработки технологических карт уроков в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения «Электронный конструктор методических пазлов» разработанный авторским коллективом преподавателей кафедры методики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевь-ева. Данный сервис представляет собой программно-реализованную динамично развивающуюся электронную систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования и методического сопровождения урока на основе баз данных методических приемов со сформулированными метапредметными результатами. Данный ресурс содержит более 4500 методических приемов и более 3000 различных дидактических материалов, что позволяет пользователю решать как информационные, так и проектные задачи с получением в результате технологической карты урока. Использование разработанной технологии и научно-методического обеспечения позволяет повысить качество образовательного процесса, активизировать исследовательскую и проектную деятельность студентов и педагогов, сформировать необходимые для современной школы профессиональные компетенции учителя, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивных форм и методов учебного взаимодействия на уроках, актуализированных дидактических материалов и методических приемов сообразно дисциплинам начальной школы, видам урока, его структурным компонентам и особенностям организации деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Н.В., Янкина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic resource for lesson planning as a means of improvement of methodological training of the initial class teacher

This article describes an electronic resource intended for the development of technological lesson maps in accordance with the requirements of federal state educational standards of the second generation «Electronic constructor of methodical puzzles» developed by the author’s team of teachers of the Department of Methods of Preschool and Primary Education of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseyev. This service is a software-implemented dynamically developing electronic system designed to automate the design process and methodical support of the lesson on the basis of methodical reception data bases with formulated meta-subject results. This resource contains more than 4500 methodical techniques and more than 3000 different didactic materials, which allows the user to solve both information and project tasks with the result of a technological map of the lesson. ». The use of the developed technology and scientific and methodological support allows to improve the quality of the educational process, to intensify the research and project activities of students and teachers, to form the teacher’s professional competencies necessary for the modern school, related to the use of information and communication technologies and interactive forms and methods of educational interaction in the lessons, updated didactic materials and teaching methods in accordance with the subjects, types of the lesson, its stages and forms of organization of student activities.

Текст научной работы на тему «Электронный ресурс по планированию урока как средство совершенствования методической подготовки учителя начальных классов»

Кузнецова Н. В., Янкина Л. А.

электронный ресурс по планированию урока как средство совершенствования методической подготовки учителя начальных классов

В условиях реализации приоритетных направлений модернизации образования к современному учителю предъявляются новые требования, связанные с использованием в образовательном процессе инновационных педагогических технологий. Различные аспекты внедрения новых образовательных технологий в педагогический процесс представлены во многих исследованиях [1; 8]. Большое внимание уделяется формированию практических профессиональных компетенций у будущих учителей [5; 12], использованию цифровой образовательной среды, в том числе, при проектировании урока [3; 6]. Одной из значимых трудностей при планировании урока в ходе подготовки к формированию планируемых универсальных учебных действий у детей становится проектирование модели занятия. В качестве такой модели выступает технологическая карта урока (ТКУ), в которой обязательно определены целостная логика урока и методы работы субъектов образовательного процесса с детализацией основных компонентов урока: дисциплин начальной школы, видов (типов) урока, его структурных компонентов и особенностей организации деятельности учащихся. качество разработки технологической карты является важным условием успешного решения поставленных целей и задач урока, методической эффективности педагога и становится предметом последующей рефлексии и организации корректирующих действий. На «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды» и модернизацию «образования всех уровней» нацеливает Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2018 г. [13]. Цель информатизации заключается в оптимизации трудоемких процессов и совершенствовании качества жизни человека, что позволяет повысить производительность и облегчить труд людей. Для реализации данной цели в области образования в настоящее время предлагается ряд разработок,

помогающих учителю в составлении технологической карты урока [2; 4; 9; 10; 11].

Для решения проблемы оптимизации деятельности учителя по проектированию урока коллективом преподавателей ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» был создан web-сайт «Электронный конструктор методических пазлов», расположенный по адресу http://tkumgpi.ru. Данный ресурс, по мнению его авторов, представляет собой электронную программную динамично развивающуюся систему, обеспечивающую:

- процесс проектирования урока, осуществляющийся на базе методических приемов со сформулированными метапредметными результатами, распределенными по дисциплинам начальной школы, видам (типам) урока, его структурным компонентам и особенностям организации деятельности учащихся;

- процесс методического сопровождения урока, реализуемый на основе баз данных дидактических материалов, структурированных по предметной области;

- автоматизацию наполнения содержательных контентов методических компонентов [7].

Сайт позволяет пользователю (учителю, преподавателю, студенту) решать как информационные, так и проектные задачи. В первом случае на сайте представлены две базы (библиотеки): методических приемов (с краткой характеристикой каждого приема и примера его использования на уроке) и дидактических материалов (графическая наглядность, аудио-, видео-материалы и др.), а также нормативно-справочная информация, новости в системе образования, разработки пользователей сайта. Но главная цель данного сервиса - помощь в решении задачи проектирования урока с получением в результате технологической карты урока.

Технологическая карта урока, удовлетворяющая требованиям ФГОС, заменившая традиционный конспект урока, составляется из так называемых методических пазлов (дисциплины начальной школы, виды (типы) урока, его структурные компоненты и особенности организации деятельности учащихся) [5]. Для конструирования технологической карты урока посредством «Электронного конструктора методических пазлов» разработаны четыре базы данных методических приемов, структурированные по следующим основаниям: предметная область (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир); тип урока (урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации, урок совершенствования знаний, умений и навыков); этап урока (актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, изучение нового материала, контроль усвоения знаний, мотивация учебной деятельности учащихся, обобщение и систематизация знаний, первичное закрепление нового, применение полученных знаний в практической деятельности, применение умений и знаний в новой ситуации, рефлексия); формы организации субъектов образовательной деятельности на уроке. В электронном конструкторе

представлено более 4500 методических приемов. К каждому приему подобраны универсальные учебные действия, формируемые при его использовании. кроме того, ресурс объединяет более 3000 различных дидактических материалов. Все это поможет учителю сократить временные затраты на разработку индивидуального макета технологической карты урока.

Расположение сайта в электронном пространстве позволяет представителям педагогического сообщества из любой географической точки использовать его потенциал. «Методические пазлы», то есть элементы конструктора, не являются постоянным набором двух баз данных: и библиотека методических приемов, и библиотека дидактических материалов содержательно и количественно дополняются создателями ресурса. Функционал электронного помощника по планированию урока позволяет перед началом составления модели технологической карты урока актуализировать имеющиеся дидактические материалы, описанные приемы через функцию просмотра, а также проанализировать необходимость использования конкретной методической составляющей в процессе развития универсальных учебных действий на уроке русского языка, литературного чтения, математики или окружающего мира. Развитию творческого потенциала у педагогов и мотивации к дидактическим экспериментам способствует контент портала форума, на котором учителя делятся друг с другом креативными идеями и оценивают деятельность учителей, представивших технологические карты урока. Каждый пользователь электронного ресурса имеет личный кабинет, в котором содержатся, как в педагогической копилке, все разработанные им технологические карты урока, а также копии понравившихся разработок коллег.

Инновационность предлагаемого продукта заключается в предъявлении учителю инструментария для разработки проекта дидактической единицы и сопровождения образовательной деятельности на уроке любого типа и структуры с использованием систематизированной библиотеки дидактических материалов.

Электронный ресурс по планированию урока позволяет использовать технологию со встроенными программными библиотеками методических приемов и дидактических материалов для составления технологических карт урока в любой географической точке при наличии интернета, внедрять методику частично автоматизированного проектирования в образовательный процесс подготовки будущих учителей, организовывать сотрудничество между образовательными организациями разных уровней по обмену педагогическим опытом (вуз - ссуз - школа).

В случае ограниченного доступа к сети Интернет возможно использование программы для персонального компьютера с одноименным названием «Электронный конструктор методических пазлов».

технология проектирования урока «Электронный конструктор методических пазлов» позволит: улучшить качество организации образовательного процесса и повысить коэффициент полезного действия труда как молодых специалистов, так и педагогов-мастеров; сократить

время, затрачиваемое педагогом на подготовку к уроку; использовать сервис образовательным организациям, имеющим непостоянный доступ к сети Интернет.

Апробация и внедрение разработанной технологии проектирования урока «Электронный конструктор методических пазлов» в профессиональную деятельность педагогов образовательных организаций осуществлялись по следующим направлениям.

1. Внедрение в образовательный процесс Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

2. Внедрение в педагогическую практику общеобразовательных организаций. Организация и проведение мероприятий:

2.1 Всероссийская конференция по обмену опытом среди педагогических работников «Инновационные педагогические технологии в условиях внедрения новых стандартов» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 14 октября 2016 г.).

2.2. Всероссийская студенческая научная конференция «Педагогические технологии в современном образовательном процессе» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 28 октября 2016 г.).

2.3. Обучающие семинары, вебинары, мастер-классы, презентационные площадки для педагогических работников

2.4. Курсы повышения квалификации для педагогических работников «Современные образовательные технологии и инновации в условиях реализации ФГОС НОО» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, июнь - июль 2017 г.)

2.5. Сотрудничество с образовательными организациями за пределами Республики Мордовия.

по результатам выполненных работ опубликованы: базы данных методических приемов и дидактических материалов по дисциплинам начальной школы (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), зарегистрированные в роспатенте; программы для персонального компьютера и Web-сервис «Электронный конструктор методических пазлов», зарегистрированные в роспатенте; монографии, учебно-методические пособия; сборники трудов; статьи, опубликованные в научной периодике, индексируемой иностранными организациями (Web of Science, Scopus), а также статьи в журналах из перечня ВАК.

Таким образом, использование разработанной технологии и научно-методического обеспечения позволяет повысить качество образовательного процесса, активизировать учебно-исследовательскую и проектную деятельность

как студентов, так и педагогов, сформировать необходимые для современной школы профессиональные компетенции учителя, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивных форм и методов учебного взаимодействия на уроках, актуализированных дидактических материалов и методических приемов сообразно дисциплинам начальной школы, видам (типам) урока, его структурным компонентам и особенностям организации деятельности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Babushkina L. Е., Kuznetsova N. v., Kadakin V. v., Shukshina T. I., Falileev А. Е. The electronic designer of methodical puzzles as means of the educational process organization at school. Ponte, 2017. vol. 73. no. 6. DOI: 10.21506/j. ponte.2017.6.7. URL: http://http://www.pontejournal.net/mainpanel/ abstract. php?TOKEN=gRkgF5411G&PID=PJ-D516Y (дата обращения: 03.10.2019)

2. Генератор технологических карт [Электронный ресурс]. URL: http:// www.teasoft.ru/generator-tehnologicheskih-kart/ (дата обращения: 09.10.2019).

3. Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Электронные средства конструирования методического обеспечения современного урока // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 32-35.

4. Конструктор урока [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/ site/ konstruktoruroka/home (дата обращения: 05.09.2019).

5. Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Практико-ориентированный подход к подготовке современного учителя начальных классов // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 77-83.

6. Кузнецова, Н. В., Чиранова О. А. Методическое сопровождение процесса планирования урока с учетом требований ФГОС НОО // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: монография / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. С. 77-95.

7. Кузнецова Н. В., Люгзаева С. И., Маслова С. В. , Чиранова О. И., Янкина Л. А. Технология проектирования урока «Электронный конструктор методических пазлов» : методическая разработка. Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - 73 с.

8. Кулебякина М. Ю. Технология проектирования урока в логике системно-деятельностного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29).

С. 36-39.

9. От цели до результата. Электронный конструктор урока. - СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2015. 32 с.

10. Программа для составления технологических карт уроков «Мастер технологических карт» [Электронный ресурс]. URL: http://mastertk.ru/ (дата обращения: 02.10.2019).

11. СОНАТА-МИКС: Конструктор уроков. Основная школа [Электронный ресурс]. URL: http://www.protema.ru/multimedia/sonata-mix/item/349-c1 (дата обращения: 05.10.2019).

12. Токтарова В. И. Управление электронным обучением в условиях адаптивной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 96-101.

13. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027 (дата обращения: 25.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.