Научная статья на тему 'Электронный портфолио педагога как средство повышения качества образования'

Электронный портфолио педагога как средство повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманкулов Р. Р.

В статье рассмотрены механизмы разработки и внедрения модели электронного портфолио как средства повышения качества образования и индивидуальным прогрессом учителя для работы в соответствии с ФГОС в рамках Модернизации общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный портфолио педагога как средство повышения качества образования»

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

С каждым годом информационно-образовательная среда Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина модернизируется, значительно пополняются базы данных, обновляется программное обеспечение и оборудование, оптимизируется деятельность сайтов университета, пополняются информационные ресурсы. По-прежнему богата коллекция периодических изданий, расширяется перечень сетевых ресурсов.

На сегодняшний день Научная библиотека активно занимается продвижением сайта библиотеки, систематически пополняет существующие базы данных и оптимизирует свою деятельность. Также библиотека организует мероприятия, на которых сотрудники представляют презентации научно-информационных изданий, научной периодики, электронных и сетевых ресурсов библиотеки ТГУ, что позволяет преподавателям, студентам и сотрудникам университета легче ориентироваться в информационно-образовательной среде университета. Для совершенствования образовательного процесса необ-

ходимо создать электронные путеводители по образовательным ресурсам сети Интернет. Поскольку информации присущи достаточно быстрые темпы старения и не вся представленная в сети Интернет информация является достоверной, электронные путеводители помогут студентам, аспирантам, преподавателям ориентироваться в мировом информационном пространстве, а также использовать качественные и проверенные источники для пополнения своих знаний. Использование новейших информационных технологий, фондов печатных, электронных документов и сетевых информационных ресурсов в развитии информационно-образовательной среды Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина позволяет увеличить объем предоставляемой информации, изменить ее и качественно расширить перечень информационных услуг, обеспечить пользователям доступ в глобальное информационное пространство и содействовать формированию и подготовке высокопрофессиональных специалистов.

УДК 37.08

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Р.Р.Рахманкулов

В статье рассмотрены механизмы разработки и внедрения модели электронного портфолио как средства повышения качества образования и индивидуальным прогрессом учителя для работы в соответствии с ФГОС в рамках Модернизации общего образования.

Ключевые слова: электронный портфолио, повышение качества образования.

Традиция создавать портфолио учителя появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя - мониторинг эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, оно важно для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Разработка и внедрение модели электронного портфолио как средства повышения качества образования и индивидуальным прогрессом учителя необходимо для работы в соответствии с ФГОС в рамках Модернизации общего образования.

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать зада-

чи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника [2].

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

Где хранить электронное портфолио? Электронный портфолио можно формировать на сайте школы или едином портале. Размещение школьных электронных портфолио на едином федеральном портале является с одной стороны, альтернативным решением проекту размещения электронных портфолио на школьных сайтах. С другой стороны, при определенных условиях эти оба проекта могут дополнять друг друга.

Деятельность по созданию школьных сайтов и личных сайтов учителей является важной педагогической новацией, позволяющей осваивать новую грамотность -умение читать и писать в Интернете [4].

Как учить? Внедряя форму электронного портфолио, возникает проблема: в сети Интернет отсутствует электронный ресурс, на который учитель мог бы выложить свои достижения, а создание собственного вебсайта требует определенных знаний. Необходимо обучить учителей технологии создания собственного сайта, который будет выполнять функции электронного портфолио.

Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителям в разнообразных видах деятельности -учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Электронный портфолио учителя - это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися,

Рефлексия и т.д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности [5]. Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов [3].

Для успешного обучения педагогов необходимы заинтересованность и мотивированность участников образовательного процесса в создании продукта, техническая и методическая поддержка для качественного исполнения проекта.

Литература

1. Государев И.Б. Веб-портфолио. URL: http://design.gossoudarev.com/

2. Дашковская О.Л. Портфолио: за и против. URL: http://ps.1september.ru

3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. М., 2008.

4. Полилова Т.А. Школа на пути к новой грамотности. М., 2011.

5. Семенов А.Л. Школа живой традиции. Мониторинг результативности инновационной деятельности. М., 2010.

УДК 378.14

КОМБИНИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

И.Н. Сипакова

В работе рассматривается концепция комбинированного обучения иностранным языкам в вузе, сочетающего в себе очный и дистанционный форматы и эффективно обеспечивающего самостоятельную работу студентов.

Ключевые слова: комбинированное обучение, смешанное обучение, дистанционный модуль, иностранные языки, сетевой ресурс, контент, самостоятельная работа студентов.

Подготовка специалиста, способного к профессиональной деятельности научного и прикладного характера на иностранном языке в условиях информационного общества, требует постоянного обновления и совер-

шенствования технологий обучения. Независимо от направления и профиля подготовки бакалавров и/или магистров в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах третьего поколения подчеркивается не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.