1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
С каждым годом информационно-образовательная среда Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина модернизируется, значительно пополняются базы данных, обновляется программное обеспечение и оборудование, оптимизируется деятельность сайтов университета, пополняются информационные ресурсы. По-прежнему богата коллекция периодических изданий, расширяется перечень сетевых ресурсов.
На сегодняшний день Научная библиотека активно занимается продвижением сайта библиотеки, систематически пополняет существующие базы данных и оптимизирует свою деятельность. Также библиотека организует мероприятия, на которых сотрудники представляют презентации научно-информационных изданий, научной периодики, электронных и сетевых ресурсов библиотеки ТГУ, что позволяет преподавателям, студентам и сотрудникам университета легче ориентироваться в информационно-образовательной среде университета. Для совершенствования образовательного процесса необ-
ходимо создать электронные путеводители по образовательным ресурсам сети Интернет. Поскольку информации присущи достаточно быстрые темпы старения и не вся представленная в сети Интернет информация является достоверной, электронные путеводители помогут студентам, аспирантам, преподавателям ориентироваться в мировом информационном пространстве, а также использовать качественные и проверенные источники для пополнения своих знаний. Использование новейших информационных технологий, фондов печатных, электронных документов и сетевых информационных ресурсов в развитии информационно-образовательной среды Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина позволяет увеличить объем предоставляемой информации, изменить ее и качественно расширить перечень информационных услуг, обеспечить пользователям доступ в глобальное информационное пространство и содействовать формированию и подготовке высокопрофессиональных специалистов.
УДК 37.08
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Р.Рахманкулов
В статье рассмотрены механизмы разработки и внедрения модели электронного портфолио как средства повышения качества образования и индивидуальным прогрессом учителя для работы в соответствии с ФГОС в рамках Модернизации общего образования.
Ключевые слова: электронный портфолио, повышение качества образования.
Традиция создавать портфолио учителя появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя - мониторинг эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, оно важно для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.
Разработка и внедрение модели электронного портфолио как средства повышения качества образования и индивидуальным прогрессом учителя необходимо для работы в соответствии с ФГОС в рамках Модернизации общего образования.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать зада-
чи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника [2].
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
Где хранить электронное портфолио? Электронный портфолио можно формировать на сайте школы или едином портале. Размещение школьных электронных портфолио на едином федеральном портале является с одной стороны, альтернативным решением проекту размещения электронных портфолио на школьных сайтах. С другой стороны, при определенных условиях эти оба проекта могут дополнять друг друга.
Деятельность по созданию школьных сайтов и личных сайтов учителей является важной педагогической новацией, позволяющей осваивать новую грамотность -умение читать и писать в Интернете [4].
Как учить? Внедряя форму электронного портфолио, возникает проблема: в сети Интернет отсутствует электронный ресурс, на который учитель мог бы выложить свои достижения, а создание собственного вебсайта требует определенных знаний. Необходимо обучить учителей технологии создания собственного сайта, который будет выполнять функции электронного портфолио.
Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителям в разнообразных видах деятельности -учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Электронный портфолио учителя - это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися,
Рефлексия и т.д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности [5]. Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов [3].
Для успешного обучения педагогов необходимы заинтересованность и мотивированность участников образовательного процесса в создании продукта, техническая и методическая поддержка для качественного исполнения проекта.
Литература
1. Государев И.Б. Веб-портфолио. URL: http://design.gossoudarev.com/
2. Дашковская О.Л. Портфолио: за и против. URL: http://ps.1september.ru
3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. М., 2008.
4. Полилова Т.А. Школа на пути к новой грамотности. М., 2011.
5. Семенов А.Л. Школа живой традиции. Мониторинг результативности инновационной деятельности. М., 2010.
УДК 378.14
КОМБИНИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
И.Н. Сипакова
В работе рассматривается концепция комбинированного обучения иностранным языкам в вузе, сочетающего в себе очный и дистанционный форматы и эффективно обеспечивающего самостоятельную работу студентов.
Ключевые слова: комбинированное обучение, смешанное обучение, дистанционный модуль, иностранные языки, сетевой ресурс, контент, самостоятельная работа студентов.
Подготовка специалиста, способного к профессиональной деятельности научного и прикладного характера на иностранном языке в условиях информационного общества, требует постоянного обновления и совер-
шенствования технологий обучения. Независимо от направления и профиля подготовки бакалавров и/или магистров в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах третьего поколения подчеркивается не-