Электронный паспорт
в животноводстве
Тема здоровья людей волнует всех. А оно во многом определяется качеством пищи. Знаем ли мы, что едим? Увы, покупая товар в магазине, мы целиком полагаемся на производителей, которые в конкурентной гонке могут злоупотреблять нашим доверием. При этом возможности проконтролировать состав и качество продуктов питания у нас практически нет. Однако благодаря современным информационным технологиям у контролирующих государственных органов и рядовых потребителей уже появляются инструменты, позволяющие проследить путь пищи от поля до магазина.
Анализ ДНК ингредиентов продуктов не слишком распространен из-за высокой стоимости. Да и общий объем рынка еды таков, что методом взятия проб и наказания провинившихся государство гарантировать потребителю что-либо не может. Это примерно как с помощью контролеров ловить «лихачей» на дорогах - всегда найдутся желающие проехать очень быстро, и их немало. Очевидно, что система контроля должна выстраиваться на основе других принципов.
Отдельно следует остановиться на наиболее неприятной потребителям подмене мясных продуктов. Ведь некоторые люди принципиально не едят те или иные виды мяса. Да и остальным не по душе, когда в продукции вместо, например, говядины или баранины оказывается дешевая утка. Между тем махинации в этой сфере стали уже глобальным феноменом. Пожалуй, нет ни одной страны, которую бы они не затронули.
Система поставок мясных продуктов весьма непроста и значительно отличается в разных компаниях. Животное могут продать на рынке скота или же непосредственно транспортировать с фермы на скотобойню. После нее туши могут быть сразу направлены на фабрику перерабатыва-
ющего предприятия или на отдельный мясоразделочный пункт. Затем куски мяса переправляются производителю пищевых продуктов, который использует их в полуфабрикатах. Естественно, что чем более сложной и длинной является цепочка, тем больше сомнений в подлинности продуктов. Ситуация усугубляется тем, что некоторые полуфабрикаты могут содержать десятки ингредиентов из разных стран.
Неудивительно, что время от времени такая ситуация порождает крупные торговые скандалы. Вспомним хотя бы нашумевшее на всю Европу дело о попадании конины в «говяжью» лазанью фирмы Findus. По имеющимся данным, злополучное мясо прибыло в Великобританию с фабрики в Люксембурге, принадлежащей французскому поставщику продуктов Comigel. Туда оно попало с французского предприятия Spanghero, которое в свою очередь получило его из Румынии. Найти виновных, «превративших» конину в говядину, оказалось непросто.
Чтобы избежать подобных проблем, во многих странах начали вырабатывать механизмы защиты. Они важны еще и с точки зрения прямого обеспечения здоровья населения, ведь в «сером» мясе могут быть инфекции. Развитые государства пошли путем создания информационных систем идентификации и регистрации животных, позволяющих обеспечить полную прослеживаемость их жизни. В частности, сегодня такие системы есть во всех странах Европейского союза. В случае, если в какой-либо пробе мяса обнаружится опасность, будет четко известно, откуда оно прибыло, каким путем и на каких транспортных средствах следовало. И тут же сработает механизм, выстраивающий заградительные барьеры. Кроме того, можно будет проанализировать ветеринарную составляющую, приведшую к данной ситуации, скоординировать действия, позволяющие не допустить подобного в дальнейшем.
Правительство Беларуси также не осталось в стороне от мировых тенденций и приняло решение о создании в республике системы идентификации, регистрации, просле-живаемости животных и продукции животного происхождения. Ее разработчиком стал Центр систем идентификации НАН Беларуси, а эксплуатирующей организацией - Центр информационных систем в животноводстве Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В процессе разработки и развития системы учтены международные и национальные нормы, стандарты и рекомендации, а также нормативные акты Евразийской экономической комиссии.
Реализован следующий функционал:
■ регистрация и ведение данных о субъектах - участниках системы идентификации (владельцах животных, животноводческих объектах, предприятиях переработки и утилизации скота, производителях животноводческой продукции и пр.) с использованием присвоенных им международных глобальных идентификационных кодов месторасположения;
■ учет и накопление данных (электронных паспортов) обо всем поголовье крупного рогатого скота в Республике Беларусь с выделением каждому животному уникальных идентификационных кодов (с учетом национальных и международных требований);
■ возможность получения оперативной информации о происхождении, месте нахождения животного, состоянии здоровья на всех этапах жизненного цикла - рождение, перемещение, транспортировка, убой (утилизация), переработка, производство продуктов.
В итоге создан технологический механизм для организации прослеживаемости животных и продукции животного происхождения. Система представляет собой ^^еЬ-ориенти-рованное приложение, для входа в которое достаточно иметь компьютер или мобильное устройство (смартфон/планшет), подключенное к сети Интернет. Для получения доступа к полнофункциональному меню пользователь должен пройти авторизацию путем ввода своего логина и пароля.
На каждый животноводческий объект заводится электронная карточка учета, в которой отражаются все необходимые реквизиты: уникальный глобальный идентификатор ОЬЫ, наименование объекта, данные об ответственном лице, адрес и географические координаты.
Идентификация животных построена на основе международных рекомендаций. Используется 14-разрядный номер, в котором есть два символа БУ и 12 цифр, никогда повторно не присваиваемых другим особям. Электронные паспорта на каждое животное включают в себя всю нужную информацию: сведения о владельце и объекте хозяйствования, уникальный идентификационный номер, данные о рождении и происхождении, пол, масть и кличка. Мечение осуществляется специальными бирками, на которые наносится идентификационный номер животного и соответствующий штриховой код. Могут также использоваться БТЮ-метки.
Для получения полной информации о животном, зарегистрированном в системе, достаточно зайти на стартовую страницу в одном из интернет-браузеров и ввести в поле поиска интересующий идентификационный код. Обеспечивается ведение всех реестров и фиксация до 21 различных событий, происходящих со скотом от рождения до убоя, включая идентификацию туши на бойне. Это является основой электронной прослеживаемости жизненного цикла животных, а также базисом для развития данной и иных государственных, отраслевых и корпоративных систем в части планирования, аналитики и прогнозирования, решения различных задач ветеринарной безопасности, построения схем и моделей ограниченного доступа к опасным территориям и пр.
Чтобы двигаться к «паспортизации» животноводства в масштабах страны как можно быстрее, в Беларуси также разработан и принят в первом чтении законопроект «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных, идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», который определяет правовые и организационные основы всего процесса, направлен на создание условий, обеспечивающих получение достоверных сведений, которые заносятся в базу данных.
Рассказать подробнее о принципах, которые закладываются в основу работы единой республиканской системы, мы попросили ряд собеседников.
Радиочастотная идентификация
Геннадий ВОЛНИСТЫЙ,
технический директор Центра систем идентификации НАН Беларуси
- Геннадий Евгеньевич, насколько распространены в мире и, в частности, в Европе системы идентификации животных?
- Все страны ЕС имеют соответствующие информационные системы. У кого-то они более развиты, у кого-то - менее, но абсолютно все поголовье скота посчитано, строго отслеживается история событий с ними, ведутся электронные
и, часто, бумажные паспорта и реестры. Любой важный эпизод из жизни той или иной особи фиксируется. Перед убоем и дальнейшей отправкой на переработку все данные сверяются. В случае если обнаруживается какая-то неясность или неточность, поставщику даются, как правило, сутки на их устранение. Если они в указанный срок не ликвидированы, животное утилизируется. То есть все весьма жестко: есть сомнения - в утиль.
Нормативными актами ЕС обозначен минимум функций подобных систем, но отдельно взятые национальные имеют расширенный функционал в зависимости от конкретных потребностей стран. В частности, большое значение придается их интеграции с другими государственными и региональными системами, ведь накапливаемые данные могут быть полезны для самых различных целей.
- В Беларуси такой подход тоже реализован?
- Конечно. Информация из нашей системы может быть использована для решения широкого круга вопросов. Мы создали специальные механизмы, позволяющие выстраивать различные срезы данных, анализировать их. Центр систем идентификации НАН Беларуси изначально разрабатывал
и далее развивает отечественную систему идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения ИС AITS - Animal Identification Traceability System, которая синхронизирована с уже действующими в животноводстве республики информационными системами.
Нужно понимать масштаб работы. Речь идет о том, чтобы тысячи предприятий, частные подворья, фактически все население, имеющее отношение к сельскохозяйственным животным, были задействованы в новом для страны процессе. Построить его довольно сложно, мы постарались применить удобные технологии, не снижая при этом научную новизну и функциональное наполнение системы. Считаем, что ее удалось сделать одной из самых современных.
- Но любую новацию внедрять всегда тяжело. Вдобавок на селе не хватает кадров, хорошо знакомых с ИТ...
- Этот вопрос волнует всех. В частности, очень подробно он рассматривался в ходе подготовки тематического проекта закона. Мы понимаем, какой контингент работает с нашей системой, что не все умеют пользоваться компьютером и что в стране не везде есть Интернет. Отдаем себе отчет, что вне-
дрение нового идет сложно и по ряду других причин. Людям приходится перестраиваться и дополнительно тратить свое время. Плюс сам факт идентификации животных и внесения их в республиканскую базу данных - это серьезный механизм учета и контроля происходящего в хозяйствах, в чем на местах заинтересованы не все. Но эти препятствия можно преодолеть. Для этого алгоритм внедрения подобных технологий должен быть единым, простым, понятным и прозрачным. В нашей системе предусмотрен обучающий курс, позволяющий любому человеку разобраться, что и как делать. Специальное техническое образование пользователю не требуется, достаточно уровня общеобразовательной школы. Также всю необходимую помощь оказывают специалисты нашего центра и Центра информационных систем в животноводстве, в том числе выезжая в командировки. Чтобы система реально эффективно применялась на практике, к процессу внедрения подключено руководство хозяйств и районных исполнительных комитетов.
- Насколько велики трудозатраты пользователей на регистрацию событий с животными?
- Согласно мониторингу, у зоотехника на работу в нашей системе уходит в среднем один час в день. Здесь следует отметить, что все племенные животные в Беларуси уже были учтены в другой информационной системе. И мы организовали импорт соответствующих данных. Как только такая особь идентифицируется, сведения о ней автоматически переносятся к нам. Тем самым значительно снижается нагрузка на пользователей.
- Как белорусская система идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения выглядит на фоне западных аналогов?
- В начале 2011 г. в ходе подготовки к ее проектированию Беларусь по договоренности с ФАО посетила миссия экспертов Евросоюза. При переходе к фазе активного внедрения
в регионах в конце 2013 г. мы пригласили этих же экспертов посмотреть, что в итоге получилось. И, конечно, нас порадовал результат, который они представили после тщательной экспертизы. Полный текст заключения занимает 19 страниц, но основные тезисы следующие: наша разработка соответствует требованиям европейских нормативных актов, предъявляемых к подобным системам; при ее реализации применены самые современные международные и национальные стандарты по идентификации, прослеживаемости и электронному обмену коммерческими данными; она имеет гибкие алгоритмы настройки, что позволяет быстро адаптировать ее как для идентификации других типов животных, так и при изменениях законодательства; нашу систему можно рекомендовать для применения в других странах.
- Хотя общие подходы к идентификации различных категорий животных едины, все же здесь есть и своя специфика. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Крупный рогатый скот, лошади, овцы и козы идентифицируются индивидуально, то есть каждая голова имеет уникальный номер. Свиньи же, кроме племенных, учитыва-
ются постадно. Мы в Беларуси ушли от бумажных паспортов и согласились только на электронные, но при этом, если животное будет перемещаться за пределы страны, а также в других необходимых случаях, будет выдаваться и бумажный вариант документа.
Согласно утвержденному графику мероприятий мы создали систему для крупного рогатого скота, в 2014 г. спроектировали и передали на внедрение ее очередной сегмент в отношении лошадей, в 2015 г. планируем охватить свиней, овец и коз, а в 2016 г. - реализовать необходимый функционал в отношении продуктов животного происхождения. Тогда будут созданы технологические механизмы обеспечения прослеживаемости продукции животного происхождения вплоть до прилавков магазинов. Нужно отметить, что последняя задача весьма непроста. Мы видим это на примере попыток стран Евросоюза, где национальные системы ограничивают круг онлайн-контроля только на уровне животных до момента их убоя. В этой части Беларусь приняла решение добиваться конечной цели - онлайн-прослеживаемости «от фермы до стола» и, при необходимости, обратно. Это потребует выработки: единых правил и стандартов маркировки мясной продукции, предусматривающих обязательность нанесения на этикетку туши, полутуши или конкретного отруба идентификатора животного или партии переработанной продукции - фарша, колбас, полуфабрикатов и пр.; стандартизованных требований к информационным системам переработчиков для обеспечения хранения данных об отгруженных партиях мясных изделий и предоставления их по запросам пользователей ИС AITS; широкого использования участниками действующего в стране механизма электронных накладных, сопровождающего товарные потоки; разработки гаммы мобильных сервисов для автоматического считывания данных с этикеток, документов для получения исчерпывающих сведений о происхождении продукции, качестве сырья и др. Эти инновации в соединении с технологиями электронного коммерческого документооборота в цепях поставок позволят вывести нашу национальную систему на качественно более высокий уровень, чем многие сегодняшние европейские аналоги, большинство из которых создавались 10 и более лет назад.
- Как эти достижения Беларуси координируются с действиями основных торговых партнеров?
- Казахстан уже внедрил в полном объеме систему идентификации крупного рогатого скота. К слову, после этого оказалось, что в реальности в стране на 1,2 млн меньше голов, чем числилось по документам. Важно отметить, что построенная ими система отличается от европейских образцов. Россия пока на национальном уровне не приступила к этому процессу. Там есть только локальные системы, решающие узкокорпоративные задачи. Армения проявляет активный интерес к построению подобной системы, но пока что ее не имеет. В этой связи достаточно остро стоит вопрос о совместных действиях в рамках ЕАЭС. Мы готовы отработать с Казахстаном тему информационного взаимодействия наших национальных систем. Кстати, подобный автомати-
зированный обмен данными пока не реализован даже между странами Евросоюза. Там используются бумажные паспорта, и при перемещении животных через границу все сведения в электронный вид приходится переводить заново. Со своей стороны мы ведем переговоры с коллегами из Латвии, Эстонии и Молдовы с целью создания информационной среды, с помощью которой можно было бы автоматизировать обмен данными. В ходе этого обсуждения в качестве базовой была выбрана белорусская система.
В завершение отмечу, что в Таможенном союзе создана рабочая группа по направлению идентификации сельскохозяйственных животных, и от нашей страны в ней участвуют три эксперта. Совместными усилиями выработан проект положения о согласованных подходах в этой области, который находится на сайте ЕЭК для публичного обсуждения.
Виталий СТАНКУТЬ,
директор Центра информационных систем в животноводстве Министерства сельского хозяйства и продовольствия
- Виталий Эдвардович, какие краеугольные проблемы выявились при внедрении системы идентификации, регистрации, прослеживаемости животных?
- Любая деятельность должна иметь под собой законодательную основу. У нас есть комплекс мер, согласно которому мы внедряем систему в сельскохозяйственных организациях. Но этого недостаточно. Первостепенная задача - принятие соответствующего закона. Необходимо чтобы каждый владелец животного четко понимал, какие у него права и обязанности. Есть хозяйства, которые и без закона следуют всем нашим принципам работы и соблюдают требования, но есть и такие, которые не придерживаются их. Сейчас потребовать от них неукоснительного исполнения мы не можем.
- Чего уже удалось добиться при внедрении системы?
- Сначала был выполнен пилотный проект. Учитывая полученные замечания и предложения, система была доработана, и сегодня в ней зарегистрировано свыше 500 тыс. голов крупного рогатого скота. До конца года ожидается, что число идентифицированных и зарегистрированных животных вырастет до 25-30% от общей численности поголовья страны. К сожалению, быстро пройти все этапы внедрения невозможно. На данный момент мы можем обеспечить просле-живаемость только до момента убоя животного. Далее будет разработано программное обеспечение для перерабатывающих предприятий, и мы сможем выйти на уровень контроля отдельных партий продукции животного происхождения.
- Насколько дорого для хозяйств использовать такую систему?
- В большинстве стран первичная идентификация скота производилась при финансовой поддержке государства.
В том числе и в Беларуси создание системы оплачено из республиканского бюджета. Для идентификации крупного рогатого скота применяют бирки. Принято решение, согласно
Радиочастотная идентификация ЩЩ
которому для проведения первичной идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных средства идентификации предоставляются владельцам животных бесплатно.
Владислав ЦЫДИК,
заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрной политике
- Владислав Станиславович, расскажите, пожалуйста, о проекте закона, которым вы занимаетесь.
- Этот законопроект весьма важен для нашей страны. Он касается конкретной сферы - идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продуктов животного происхождения. В то же время он создает плацдарм для решения целого ряда общегосударственных задач. Здесь и вопросы обеспечения здоровья населения, повышения продолжительности жизни, рождаемости, и вопросы экономики, и обеспечения продовольственной безопасности. Работа над документом началась около двух лет назад, и сегодня он уже рассмотрен депутатами Палаты представителей в первом чтении. Ожидается, что в течение ближайших месяцев пройдет и второе.
Применение на практике принципов, заложенных в законопроект, позволит сформировать прозрачную среду на рынке мяса и молочных продуктов. Сельскохозяйственные предприятия получат стимул производить качественную продукцию, полностью соответствующую всем требованиям и необходимым технологиям. При этом покупатель сможет делать выбор, опираясь на широкий спектр данных. Дополнительно на уровне страны повысится достоверность имеющихся сведений о состоянии сельского хозяйства, без чего невозможно принимать эффективные управленческие решения. В конечном счете выиграют все.
- На какие товары будет распространяться действие данного закона?
- На продукты животного происхождения, в частности мясо, колбасные изделия, молоко, кефир, масло, творог и др. Правда, здесь необходимо отметить, что по многим продуктам невозможно будет отследить сырье конкретного животного. К примеру, на молокозаводы поставки производятся тоннами, а не литрами с персональной фасовкой от каждой коровы. Но можно будет узнать, с какой конкретно фермы поступила та или иная продукция.
- То есть в перспективе потребитель, опираясь на общедоступные данные, сможет выбирать себе предпочтительные цепочки питания?
- Вероятно, в будущем все к этому и придет. Люди будут стремиться покупать продукты предприятий с высокой культурой производства. СИ
Геннадий ВОЛНИСТЫЙ, Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ