Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ ФАКТОРИНГ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ ФАКТОРИНГ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицын М.М.

В статье рассматриваются особенности и преимущества факторинга перед классическим кредитованием, а также возможности применения электронного факторинга в целях повышения эффективности управления дебиторской задолженностью. В последние несколько лет рост факторингового финансирования и увеличение количества клиентов происходит за счет разработки и внедрения инновационных решений, преимущественно в области электронных технологий. Электронный факторинг в настоящее время активно развивается, главная цель его внедрения - упростить и ускорить взаимодействие между факторинговой компанией и клиентом. Внедрение электронного факторинга позволяет наиболее полноценно решать задачи эффективного управления дебиторской задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кислицын М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC FACTORING IN THE PROCESS OF MANAGING ACCOUNTS RECEIVABLE

The article discusses the features and advantages of factoring over classical lending, as well as the possibility of using electronic factoring in order to improve the efficiency of accounts receivable management. In the last few years, the growth of factoring financing and an increase in the number of clients has been due to the development and implementation of innovative solutions, mainly in the field of electronic technologies. Electronic factoring is currently actively developing, the main purpose of its implementation is to simplify and accelerate the interaction between the factoring company and the client. The introduction of electronic factoring makes it possible to fully solve the problems of effective management of accounts receivable.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ ФАКТОРИНГ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ»

ЭЛЕКТРОННЫЙ ФАКТОРИНГ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

М.М. Кислицын, магистрант

Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-2-22-26

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и преимущества факторинга перед классическим кредитованием, а также возможности применения электронного факторинга в целях повышения эффективности управления дебиторской задолженностью. В последние несколько лет рост факторингового финансирования и увеличение количества клиентов происходит за счет разработки и внедрения инновационных решений, преимущественно в области электронных технологий. Электронный факторинг в настоящее время активно развивается, главная цель его внедрения - упростить и ускорить взаимодействие между факторинговой компанией и клиентом. Внедрение электронного факторинга позволяет наиболее полноценно решать задачи эффективного управления дебиторской задолженностью.

Ключевые слова: факторинг, дебиторская задолженность, электронный документооборот, онлайн-платформа.

Экономическая стабильность России невозможна без устойчивого состояния частных и государственных компаний. На финансовое состояние компаний оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Если на внешние факторы - компании не могут влиять, к примеру, на законодательные и нормативные требования, конкуренцию, политические и социальные факторы, то на внутренние, такие как - система управления персоналом, ценообразование, ассортимент товаров, зависимость от кредиторов, в целом эффективность бизнеса, компании могут оказывать прямое воздействие и управление.

Внутренние факторы оказывают наиболее существенное влияние на развитие бизнеса. Среди внутренних факторов значительную долю занимает управление дебиторской задолженностью [4]. Это значимый внутренний фактор, потому что платежеспособность покупателей определяет развитие бизнеса, увеличение объема продаж и привлечение новых клиентов, что возможно за счет правильного управления дебиторской задолженностью.

В настоящее время существуют различные методы управления дебиторской задолженности, среди которых:

- создание резерва по сомнительным долгам;

- использование системы скидок при досрочной оплате;

- использование поручительств и банковских гарантий;

- сотрудничество со страховыми компаниями;

- внедрение системы мотивации для сотрудников отдела продаж за эффективные сделки;

- ориентироваться на увеличения количества покупателей с целью уменьшения риска неуплаты крупным покупателем.

Одной из форм финансирования и управления дебиторской задолженностью является факторинг [2, 4]. Эффективность факторинга достигается за счет финансирования компании сразу после отгрузки товара или оказания услуги на условиях договора об отсрочке платежа. Факторинг регулируется главой 43 ГК РФ. Компания, используя факторинг, может предоставить своим покупателям увеличенную отсрочку, что дает преимущество на рынке по сравнению с конкурентами. В комплекс услуг факторинга также входит мониторинг дебиторской задолженности, работа с дебиторами, которые задерживают оплату и страхование рисков неплатежа [5].

Факторинг может использоваться параллельно с кредитованием. При этом, в отличие от классического кредитования, при факторинге не нужно аккумулировать средства, открывать счета, предоставлять ликвидный залог, а задолженность будет погашена из платежа покупателя. Кредит больше необходим для инвестиционных проектов, для финансирования текущих оборотных средств целесообразнее использовать факторинг. Кроме того, часто компании малого предпринимательства не могут привлечь стандартный кредит в связи с отсутствием минимального оборота, ликвидного залога, непродолжительной истории работы, но все указанные причины не являются препятствием для получения факторинга.

В качестве факторинговой компании могут выступать коммерческие организации и банки, основным требованием является постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу и регистрация деятельности в виде предоставление факторинговых услуг. Не банковские факторинговые компании не подчиняются требованиям и инструкциям Банка России, в результате выигрывают в скорости начала финансирования новых клиентов.

Согласно статистическим данным, предоставленным Ассоциацией факторинговых компаний, портфель российского рынка факторинга на 01.01.2023 составил 1 трлн 434 млрд рублей. Объем выплаченного финансирования в 2022 году составил 5 трлн 807 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом объем финансирования, направленного факторами клиентам в 2022 году, вырос на 2,4 млрд рублей. Портфель по сделкам с субъектами МСП на 01.01.2023 составил 130 млрд рублей. По сравнению с 01.01.2022 портфель в сегменте МСП вырос на 22%, повторив динамику 2021 года. Доля активов по сделкам с МСП в портфеле рынка составила 9%. Субъекты МСП получили в 2022 году 482 млрд руб. факторингового финансирования. В 2022 году 7500 субъектов МСП воспользовались факторингом. Это на 17% больше, чем в 2021 году. Доля сегмента в клиентской базе рынка составила 60% [1].

В последние несколько лет рост факторингового финансирования и увеличение количества клиентов происходит за счет разработки и внедрения инновационных решений, преимущественно в области электронных технологий. Цифровизация -тренд, оказывающий существенное влияние на развитие рынка факторинга. Первые попытки внедрения юридически значимого электронного документооборота начались еще 10 лет назад, но не носили масштабного характера. Тогда сетевые магазины, как наиболее операционный бизнес, активно прорабатывали возможности отказа от бумажных документов. Сейчас мы видим распространение подобных технологий во всех отраслях от индивидуального предпринимательства до крупных промышленных холдингов. Факторинговые компании также начали внедрять элементы электронного документооборота в своем бизнесе. Используя электронный документооборот, факторинговая компания уменьшает затраты на проверку подлинности документов и верификацию денежных требований.

Электронный факторинг - это услуги факторинга, оказываемые с помощью системы электронного документооборота при условии выполнения клиентами всех необходимых действий с устройства в он-лайн-режиме. Главная задача электронного факторинга - упростить и ускорить взаимодействие между факторинговой компанией и клиентом, чтобы обмен документами на всех этапах финансового обслуживания происходил в электронном виде, от подачи заявки и заключения договора до отслеживания движения денежных средств между всеми участниками до завершения сделки.

В настоящее время существует несколько путей, как оформить электронный факторинг: одни варианты более привлекательны по стоимости, другие побеждают в оперативности и удобстве [6]. Популярным среди клиентов, но одновременно локальным цифровым сервисом выступает личный кабинет факторинговой компании. Алгоритм работы типовой: клиент заходит непосредственно в личный кабинет, подгружает документы и фактор рассматрива-

ет заявку. По результатам положительного решения, необходимые документы подписываются электронной подписью и денежные средства перечисляются на счет клиента. Данный вариант наиболее привлекательный по цене для клиента, но имеет главный недостаток, это отсутствие вовлеченности в процесс дебитора. Факторинговой компании потребуется верификация от дебитора, который может ее долго не предоставлять, и фактор не сможет до этого момента выплатить финансирование.

Для повышения уровня проникновения факторинга и автоматизации бизнес-процессов на всех этапах финансирования в России начиная с 2014 года создаются финтех и онлайн-платформы. Клиенты заводят на платформе данные о поставках и желаемой процентной ставки за обслуживание. После проверки данных информация попадает факторинговым компаниям. Финансирование происходит в рамках одного дня. В мировой практике данное направление имеет большую историю и накопленный опыт, к примеру, для стран Европы, на которых приходится больше 50 % от мирового объема факторинга [3].

В России первой и на сегодняшний день самой крупной площадкой для электронного факторинга является FactorPlat. 27 декабря 2014 года через платформу FactorPlat прошла первая в России трехсторонняя электронная факторинговая сделка. Инициатором выступала крупнейшая федеральная торговая сеть X5 Retail Group. Поставщики X5 Retail Group уже пользовались факторингом на бумаге, но искали безопасное и инновационное решение. Оставалось решить глобальную задачу - автоматизировать процесс факторинга для трёх сторон. При таком подходе факторинговая компания и покупатель не рискуют. Каждая сделка прозрачна для всех сторон - это основное отличие электронного факторинга от бумажного. Пробный проект закончился в 2015 году, за тестовый период было профинансировано более 9000 поставок с оборотом свыше 500 млн. руб. Было подключено 23 факторинговой компании и 20% поставщиков X5 Retail Group. На сегодня платформа FactorPlat существует 9 лет, через плат-

форму проведено свыше 7,2 млн. сделок на сумму 1 трлн. руб., свыше 50 подключенных факторинговых компаний и банков. Кроме X5 Retail Group на платформе работает несколько других покупателей из сектора FMCG и DIY (АШАН, ВИМОС и другие) [8].

Как только запросы по факторингу стали прозрачными с участием трех сторон, факторинговые компании стали одобрять до 100% заявок. Ранее получить финансирование могли только компании с положительной историей работы или с годовым доходом от 120 млн. руб., сейчас факторинг доступен компаниям малого и даже микропредпринимательства.

С 2017 года начали появляться аналоги платформы FactorPlat, среди наиболее известных можно выделить Factorin, LightVersion и GetFinance [7]. В зависимости от задач, каждая платформа имеет свои особенности и преимущества:

- Factorin - открытая платформа с инновационной распределенной архитектурой на технологии DLT (блокчейн). Платформа автоматизирует проверку и скоринг контрагентов, финансирование поставок, значительно снижает затраты на обслуживание всех процессов и минимизирует риски, связанные с человеческими ошибками и мошенничеством.

- Light-Version - облачная мультифак-торная платформа для поставщиков, покупателей и факторинговых компаний.

- GetFinance - факторинговый маркет-плейс нового биржевого типа, который дополнен функционалом оператора обмена цифровых финансовых активов (ЦФА).

Онлайн платформы получают большие объемы информации о заемщиках. В дальнейшем платформы могут разрабатывать рекомендации и предоставлять финансовые заключения для финансовых организаций и в целом для субъектов предпринимательства. Клиент при обращении к платформе может сравнивать условия финансирования и выбирать наиболее оптимальные, сокращая издержки.

Дефицит денежных средств и требования крупных дебиторов сделали вопросы работы с покупателями одними из главных в управлении компании. Проблема управ-

ления дебиторской задолженностью в зна- решением. Для увеличения аудитории тре-чительной степени осложняется еще и не- буется проводить больше мероприятий, совершенством нормативной и законода- направленных на освещение преимуществ тельной базы в части востребования за- и пользы электронного факторинга. Важно долженности. Поэтому вопрос управления также отметить необходимость поддержки дебиторской задолженностью, направлен- государством этого сегмента. Государ-ный на увеличение объема продаж за счет ственная поддержка позволит создать предоставления отсрочки платежа имеет электронному факторингу репутацию до-большую актуальность и является важной ступного и надежного источника финан-задачей. сирования.

Электронный факторинг, это новый фи- Внедрение электронного факторинга,

нансовый инструмент для управления де- как одного из видов управления дебитор-биторской задолженности. В настоящее ской задолженностью, позволяет наиболее время электронный факторинг активно полноценно решать задачи эффективного развивается, вместе с тем пока немногие управления дебиторской задолженностью. компании нашей страны знакомы с этим

Библиографический список

1. Информационный обзор рынка факторинга по итогам 2022 года. Ассоциация факторинговых компаний. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asfact.ru/faktoring-rossii-po-itogam-2022-goda/ (дата обращения 04.05.2023).

2. Косов М.Е. Факторинг как инструмент финансирования малого и среднего бизнеса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2019. - Т. 12. № 1 (347). - С. 57-71. DOI: https://doi.Org/10.24891/fa.12.1.57

3. Annual Review 2021 / FCI. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fci.nl/en/annual -review.

4. Медведева О.Е., Слукина В.В., Трофимов Н.И. Управление дебиторской задолженностью в условиях нестабильности экономики // Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 2. - С. 170-181.

5. Покаместов И.Е., Ледннев М.В., Факторинг. Учебное пособие. - М: Изд-во ИНФРА-М, 2021. - 132 с.

6. Панова Е.А. Применение факторинга малыми и средними предприятиями и влияние на него развития информационных технологий // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 80. - С. 129-150.

7. Перечень мультифакторных платформ на 01.07.2021 года. Ассоциация факторинговых компаний. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asfact.ru/ab_factoring/users/faktoringovyie-platformyi/perechen-multifaktornyih-platform/ (дата обращения 04.05.2023)

8. Электронная факторинговая платформа FactorPlat. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://factorplat.ru/about (дата обращения 04.05.2023).

ELECTRONIC FACTORING IN THE PROCESS OF MANAGING ACCOUNTS

RECEIVABLE

M.M. Kislitsyn, Graduate Student

Russian Biotechnological University (ROSBIOTECH)

(Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the features and advantages of factoring over classical lending, as well as the possibility of using electronic factoring in order to improve the efficiency of accounts receivable management. In the last few years, the growth offactoring financing and an increase in the number of clients has been due to the development and implementation of innovative solutions, mainly in the field of electronic technologies. Electronic factoring is currently actively developing, the main purpose of its implementation is to simplify and accelerate the interaction between the factoring company and the client. The introduction of electronic factoring makes it possible to fully solve the problems of effective management of accounts receivable.

Keywords: factoring, accounts receivable, electronic document management, online platform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.