УДК 334 https://doi.org/10.24412/2617-149X-2020-2-47-55
Электронный бизнес: институциональный, правовой и
трудовой аспект
Е.В. Гуторова3, К.И. Краенковаb Витебский государственный технологический университет E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье определена сущность электронного бизнеса, систематизированы современные подходы к понятию, озвучены его институциональные, правовые и трудовые основы. Представлены факты о необходимости уточнения законодательного аспекта и формализации некоторых понятий в электронном бизнесе, рассмотрены его особенности в социально -трудовых отношениях, которые проявляются в развитии дистанционных форм занятости и виртуальной мобильности рабочей силы.
Ключевые слова: электронный бизнес, субъекты электронного бизнеса, субъекты предпринимательской деятельности, цифровизация рынка труда, виртуальная мобильность рабочей силы, социально незащищённые слои населения.
Electronic Business: Labor, Institutional and Legal Aspects
А. Gutorovaa, K. Krayenkovab Vitebsk State Technological University, Republic of Belarus E-mail: [email protected], [email protected]
Annotation. The article defines the essence of electronic business (e-business), systematizes contemporary concepts, reveals its institutional, legal and labor bases. The facts about the need to clarify the legislative aspect and formalize some concepts in e-business are presented, its features in social and labor relations are considered, which are manifested in the development of remote forms of employment and virtual mobility of the workforce.
Key words: electronic business (e-business), subjects of electronic business, subjects of entrepreneurial activity, digitalization of the labor market, virtual mobility of the workforce, socially vulnerable groups.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровая трансформация оказывает влияние на деятельность экономических субъектов, существенно изменяя как уже существующие, так и формируя новые формы ведения бизнеса посредством их полного или частичного перевода в виртуальную среду, именуемые как электронный бизнес. Современные интернет-технологии способствуют развитию дистанционных форм взаимодействия с потребителями, партнерами, поставщиками, персоналом, а также со сторонними исполнителями различного рода задач и работ. Виртуализация бизнеса предполагает пересмотр существующих
институциональных, правовых и трудовых сторон в деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Цель работы - раскрытие сущности электронного бизнеса и его правовое закрепление, а также определение роли в формировании цифрового рынка труда и повышении деловой активности отдельных категорий населения.
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Впервые термин «электронный бизнес» был употреблен в компании IBM генеральным директором Луи Гёрстнером в 1996 г. Однако история электронного бизнеса уходит далеко корнями в начало революции в сфере информационных технологий 1960-70-х годов.
Стремительное развитие информационных технологий за последние 10 лет привели к развитию электронного бизнеса, появлению новых тенденций и направлений в данной сфере деятельности, что определило необходимость институализации его основ.
Сущность и понятие электронного бизнеса активно обсуждается теоретиками и практиками в мировом сообществе, что вызывает множество дискуссий. Условно подходы различных авторов к определению «электронный бизнес» можно разделить на 3 группы (табл. 1).
Таблица 1 - Классификация подходов к определению сущности электронного бизнеса
Походы к определению Автор
Форма ведения бизнеса, в котором все бизнес-процессы полностью автоматизированы с помощью информационных систем и технологий Вильхивская О. В. [1, с. 262] Стариков, А. И. [2, c. 7] Клейндл Б. [3]
Форма ведения бизнеса, в котором бизнес-процессы частично автоматизированы с помощью информационных систем и технологий Пушкарь А. И., Грабовский Е. Н., Пономаренко Е. В. [4], Катаев А.В. [5], Герстнера Л., Родионов, А. Ю [6]
Форма ведения бизнеса, использующая интернет как главный источник реализации продукции, работ, услуг (полностью или частично) Юрков К. А, Лядова Л. Н., Хлызов А.В., Климов Г. В. [7, c. 6], Pricewaterhouse Coopers [8], Mary K. Pratt. [9], специалисты компании IBM [10], С. Fellenshtein, R. Wood [11], American Marketing Association» [12], Deitel H. M. [13], Дадали А. [14]
Составлено авторами по данным источников [1—14].
Таким образом, существующие подходы отражают главную сущность электронного бизнеса, которая отражается в использовании современных методов и инструментов для реализации бизнес-процессов. Исходя из вышесказанного электронный бизнес можно определить как форму ведения бизнеса, использующую определенные бизнес-модели поведения, в которых бизнес-процессы частично или полностью автоматизированы с помощью информационных систем и технологий.
К основным формам электронного бизнеса относят: электронную коммерцию, электронные аукционы, электронные НИР и ОКР, электронные казино, электронный франчайзинг, электронное обучение, электронный маркетинг, электронные брокерские услуги, электронный менеджмент операционных ресурсов, электронный менеджмент поставок.
Наиболее популярными являются следующие модели электронного бизнеса [8]:
- «В2В = Business-to-Business («компания -компания»). Бизнес для бизнеса (В2В) -предусматривает взаимодействие двух и более компаний посредством проведения бизнес-транзакций с помощью Интернета.
- «B2C = Business-to-Consumer» («компания -потребитель»). Бизнес для потребителя (В2С). Предусматривает прямое взаимодействие с потребителем. Наиболее яркий пример -www.amazon.com.
- «C2C = Consumer-to-ConsumeI•» («потребитель - потребитель»). Потребитель для потребителя (С2С).
- «C2B = Consumer-to-Business» («потребитель - компания»). Потребитель для бизнеса (С2В). Предусматривает самостоятельность потребителя относительно возможности установления стоимости предлагаемых товаров и услуг.
- «B2G = Busmess-to-Government» («компания -государство»). Модель «компания - государство» (B2G).
- «E2E = Exchange-to-Exchange» («биржа -биржа»). Модель «биржа - биржа» (Е2Е). Объясняется широким распространением интернет-бирж.
Реализация большинства моделей электронного бизнеса предполагает использование современных цифровых технологий, в том числе сети Интернет. Появляется возможность более широкого применения дистанционных форм занятости для вовлечения в экономическую активность особых категорий граждан, которые не являются конкурентоспособными на классическом рынке труда.
Несмотря на мировую популярность и актуальность электронного бизнеса, в каждой стране есть свои особенности его функционирования. В Республике Беларусь рассматриваемая форма ведения бизнеса пока сложно поддается как качественной, так и количественной оценке, оставаясь статистически недоступной. Однако, следует отметить, что сложившиеся на мировом уровне тенденции цифровизации, на наш взгляд, не обходят стороной экономику Республики Беларусь. Высоковероятным представляется частичный перевод осуществления деятельности в виртуальную среду. В том числе это касается промышленных организаций, уровень использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) которых уже на данном этапе является довольно высоким (рис. 1).
Так, например, в 2020 году взаимодействие с потребителями посредством использования Глобальной сети достигло 78,6 % от общего количества такого рода коммуникаций, что на 47,8 процентных пунктов больше, чем в 2011 году (рис. 2).
Таким образом, цифровизация экономики и дистанционное взаимодействие со стейкхолдерами влечет за собой необходимость законодательного
закрепления отдельных аспектов их деятельности и пересмотра действующей практики.
Рисунок 1 - Динамика использования ИКТ в промышленных организациях, %
Составлено авторами по данным источника [15].
Рисунок 2 - Динамика использования сети Интернет в промышленных организациях с целью
взаимодействия с потребителями, %
Составлено авторами по данным источника [15].
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Изучение правовых основ электронного бизнеса позволило сделать выводы об отсутствии легального определения понятий «бизнес» и «электронный бизнес» в Республике Беларусь. Однако гражданское законодательство нашей страны содержит определение предпринимательской деятельности, под которой понимается «самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления» (ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [16].
Отсутствие четкого определения категории «электронный бизнес» повышает актуальность проблемы, касающейся критериев отнесения той или иной институциональной единицы к субъектам электронного бизнеса. Под институциональной единицей согласно абз. 3 п. 2 Статистического классификатора 00.007-2015 «Институциональные единицы по секторам экономики (КИЕС)» [17], утвержденного Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 219 (с изменениями, утвержденными Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14 июня 2019 г. № 25), следует понимать «организации, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных организаций, физические лица (группы физических лиц), которые владеют товарами и активами, принимают на себя обязательства, участвуют в экономической деятельности и операциях с другими институциональными единицами от собственного имени».
Так, согласно нормам гражданского законодательства Республики Беларусь, субъектами предпринимательской деятельности признаются лица, зарегистрированные в этом статусе в установленном законом порядке. В первую очередь к таким лицам следует отнести юридические лица, или «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную
регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом» [16]. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть также физические лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Однако к предпринимательской будет также относиться деятельность лица, незарегистрированного в установленном порядке. Такая деятельность трактуется в качестве
предпринимательской деятельности.
Законодательством Республики предусмотрен разрешительный
осуществления физическими лицами определенных видов деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Несмотря на то, что такая деятельность направлена на получение дохода, относиться к предпринимательской она не будет (абз. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Поэтому при существующих условиях отождествления понятий «бизнес» и
незаконной
Беларусь характер
«предпринимательская деятельность» правомерно сделать вывод о том, что в соответствии с нормами гражданского права нашей страны к субъектам бизнеса (в том числе электронного) такие физические лица не приравниваются.
Законодательное отсутствие понятия
«электронный бизнес» и сложность в определении субъектов предпринимательской деятельности являются препятствующими барьерами в развитии электронного бизнеса в Республике Беларусь. При этом расширение применения информационных технологий во всех сферах общественной жизни, в том числе экономической, положительно влияет на социально-трудовые отношения в бизнесе и приводит к ее цифровизации.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Современные социально-трудовые отношения в эпоху развития электронного бизнеса проявляются в их частичной виртуализации и формировании цифрового рынка труда, который в широком понимании трактуется как «специфический сегмент глобального рынка труда, на котором формируются дистанционно спрос и предложение на трудовые цифровые услуги, при этом взаимодействие его субъектов происходит исключительно с использованием информационно-компьютерных технологий» [18, с. 39]. Цифровизация рынка труда предполагает появление новых форм занятости, в том числе дистанционной работы и платформенной деятельности. Повышается мобильность рабочей силы, позволяя перемещаться в пространстве рабочие места, не изменяя своего географического месторасположения (рис. 3).
Рисунок 3 - Дистанционные формы занятости
Составлено авторами.
Распространение дистанционных форм занятости, свойственных цифровому рынку труда, способствует повышению деловой активности лиц, относящихся к социально незащищенным слоям населения (СНСН), в числе которых пенсионеры, инвалиды и другие, а
Изучение изменения структуры СНСН в Республике Беларусь за 2010-2020 гг. позволило сделать следующие выводы:
- численность инвалидов в совершеннолетнем возрасте увеличилась в Республике Беларусь в 2020 г. по сравнению с 2010 г. на 37,16 %, ее доля в структуре СНСН составляет 2,30 %;
- численность ВИЧ-инфицированных за исследуемый период увеличилась более чем в 2 раза, ее доля в структуре СНСН составляет 0,09 %;
- численность беженцев увеличилась более чем в 6,17 раза, их доля в структуре СНСН составляет 0,04 %;
- численность лиц пенсионного возраста в стране увеличивается медленными темпами, что связано с увеличением пенсионного возраста. Однако численность данной группы остается самой значительной (94,69 % в структуре СНСН);
- несмотря на снижение почти в 2 раза численности детей-сирот, людей, страдающих разными видами зависимостей, и лиц, совершивших преступления, значения вышеперечисленных показателей остается видимыми, их удельный вес составляет 0,28 %, 0,71 % и 1,90 %, соответственно.
Общей характеристикой СНСН является уязвимость их положения на рынке труда, что связано со сниженной индивидуальной конкурентоспособностью. Это обусловлено разными причинами, но общим является ограниченность их возможностей, наличие специфических требований к организации труда, особенности мотивации в поиске работы, ограничение возможности в передвижении [19, с. 180]. Одним из способов снижения уровня уязвимости СНСН на рынке труда является развитие
также лиц, которые по каким-либо причинам не имеют возможности трудоустройства в своем регионе.
В Республике Беларусь вопросы трудоустройства СНСН стоят особенно актуально (табл. 2).
дистанционных форм занятости. В качестве основных нанимателей могут выступать экономические субъекты, осуществляющие свою деятельность в рамках электронного бизнеса.
Однако следует понимать, что вовлечение в дистанционные формы занятости требует наличия определенного уровня цифровой грамотности у таких категорий граждан, достижение которого представляется возможным посредством включения в существующие государственные программы по содействию занятости направлений, связанных с разработкой и проведением массовых онлайн-курсов, предполагающих обучение базовым цифровым навыкам на безвозмездной основе, то есть получение навыков работы с помощью ИКТ.
О невысоком уровне цифровой грамотности среди населения нашей страны свидетельствуют данные Национального статистического комитета Республики Беларусь (рис. 4).
Формирование цифрового рынка труда, с одной стороны, дает возможность получить работу различным категориям граждан, расширяя границы для особо уязвимой группы, с другой стороны, общество сталкивается с барьерами, которые проявляются в необходимости иметь определенные умения и навыки для работы в виртуальной среде.
Таким образом, только взаимодействие всех участников экономических отношений в эпоху цифровизации позволит обществу выйти на определенный уровень цифровой грамотности и определить границы электронного бизнеса в институциональном, правовом и трудовом аспекте как главных составляющих мировой информатизации.
Таблица 2 - Динамика численности и удельный вес отдельных категорий социально незащищенных слоев населения в Республике Беларусь, в %
Категория СНСН Численность СНСН
2020 г. к 2010 г. 2020 г. к 2019 г. Удельный вес, %
2010 г. 2020 г. п.п.
Инвалиды в возрасте 18 лет и старше 137,16 100,34 1,67 2,30 0,63
Люди с различными видами зависимостей 62,79 103,94 1,13 0,71 -0,42
Люди, совершившие преступления 67,21 106,18 2,82 1,90 -0,92
Беженцы 617,42 100,63 0,01 0,04 0,03
Дети-сироты 59,35 85,63 0,47 0,28 -0,19
ВИЧ-инфицированные 213,19 98,32 0,04 0,09 0,05
Пенсионеры 100,68 98,18 93,86 94,69 0,83
Итого 99,80 98,37 100,00 100,00 -
Составлено авторами по данным источника [15].
Рисунок 4 - Удельный вес населения, обладающего ИКТ навыками, %
Составлено авторами по данным источника [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобализация и информатизация общества привели к развитию электронного бизнеса, что вызвало необходимость определения его институциональных, правовых и трудовых аспектов. В законодательстве Республики Беларусь есть ряд ограничений и «пробелов» в сущности определения электронного бизнеса и конкретизации его субъектов. Данные факты сдерживают развитие электронного бизнеса и вызывают ряд проблем: неточность определения субъектов
предпринимательской деятельности и исключение из него ряда физических лиц, которым предусмотрено осуществление определенных видов деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в Республике
Беларусь, ограничивает легальное осуществление их деятельности в рамках электронного бизнеса; цифровизация рынка труда, характеризующаяся появлением дистанционных форм занятости, позволяет более полно использовать потенциал рабочей силы страны, в том числе за счет социально незащищенных слоев населения, но низкий уровень цифровой грамотности не позволяет вывести его развитие на достойный уровень. Выделенные проблемы, в рамках данной статьи, подчёркивают важность теоретических и практических исследований в данной области, решение которых позволит электронному бизнесу занять лидирующую позицию среди предпринимательской деятельности как в Республике Беларусь, так и в мировом хозяйстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вильхивская, О. В. Сущность понятия «Электронный бизнес и этапы его развития» / О. В. Вильхивская // Бизнесинформ. - 2012. - № 8. - C. 255-262.
2. Стариков, А. И. Электронный бизнес : конспект лекций проведения занятий по дисциплине «Электронный бизнес» / А. И. Стариков. - Киров : ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014. - 170 с.
3. Kleindl, B. A. Strategie Electronic Marketing : Managing E-Business / В. А. Kleindl. - Mason : Thomson, 2002. - 428 с.
4. Пушкарь, А. И. Стратегическое управление развитием электронного бизнеса и информационных ресурсов предприятия (модели, стратегии, механизмы) / А. И. Пушкарь, Е. Н. Грабовский, Е. В. Пономаренко. -Харьков : ХНЭУ, 2005. - 487 с.
5. Катаев, А. В. Электронный бизнес и электронная коммерция: основные понятия / А. В. Катаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kataev.ru//. - Дата доступа: 10.10.2020.
6. Родионов, А. Ю. Содержание электронного бизнеса в рамках понятий информационной экономики / А. Ю. Родионов // Материалы международной научно-практической конференции «Бизнес и Интернет» : сборник научных трудов. - Алматы : ITECA. - 2001. - С. 23.
7. Юрков, К. А. Технологии создания систем электронной коммерции : учебно-методическое пособие / К. А. Юрков [и др.]. - Пермь, 2007. - 80 с.
8. Pricewaterhouse Coopers. E-Business made in Switzerland, Zürich, p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwcglobal. com/ch/ger/inssol/ publ/ ebiz/ ebizmadeinch.pdf. - Дата доступа: 20.10.2021.
9. Pratt, Mary K. E-business (electronic business) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: searchcio.techtarget.com/definition/e-business/. - Дата доступа: 20.10.2020.
10. Электронный бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ibm.com/ru-ru/. - Дата доступа: 20.10.2020.
11. Fellenshtein, C. Exploring E-commerce, Global E-business and E-societies / С. Fellenshtein, R. Wood. - Upper Saddle River : Prentice-Hall, 2000. - 269 с.
12. American Marketing Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ama.org/. - Дата доступа: 11.11.2020.
13. Deitel, H. M. e-Business and e-Commerce for Managers / H. M. Deitel, P. J. Deitel, K. Steinbuhler. - Upper Saddle River : Prentice-Hall, 2001. - 794 с.
14. Дадали, А. Бизнес в Сети. Компьютер пресс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: compress.ru/article.aspx?id=11519#0/. - Дата доступа: 11.11.2020.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 20.11.2020.
16. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998г. : одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. : в ред. от 05 января 2021 г. № 95-З // Эталон: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2021.
17. Статистический классификатор 00.007-2015 «Институциональные единицы по секторам экономики (КИЕС)» [Электронный ресурс] : постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 219 (с изменениями, утвержденными Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14 июня 2019 г. № 25) // Эталон: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2021.
18. Азьмук, Н. Сущность, особенности и функции цифрового рынка труда / Н. Азьмук // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Экономика. - 2015. - № 170. - С. 38-43.
19. Ванкевич, Е. В. Оценка эффективности активных программ содействия занятости в регионе / Е. В. Ванкевич, Е. Н. Коробова // Вестник Витебского государственного технологического университета. -2015. - Вып. 28. - С. 174-185.
REFERENCES
1. Vilkhivskaya, O.V. The essence of the concept of "Electronic business and stages of its development" / O.V. Vilkhivskaya // Businessinform. - 2012. - № 8. - C. 255-262.
2. Starikov, A. I. Electronic business: lecture notes for conducting classes in the discipline "Electronic business" / A. I. Starikov. - Kirov : PRIP FGBOU VPO "VyatGU", 2014. - 170 p.
3. Kleindl, B. A. Strategic Electronic Marketing: Managing E-Business / V. A. Kleindl. - Mason : Thomson, 2002. - 428 p.
4. Pushkar, A. I. Strategic management of the development of electronic business and enterprise information resources (models, strategies, mechanisms) / A. I. Pushkar, E. N. Grabovsky, E. V. Ponomarenko. - Kharkov : KhNEU, 2005. -487 p.
5. Kataev, A. V. Electronic business and e-commerce : basic concepts / A. V. Kataev [Electronic resource]. - Access mode: http://kataev.ru//. - Access date: 10.10.2020.
6. Rodionov, A. Yu. The content of electronic business within the framework of the concepts of information economy / A. Yu. Rodionov // Materials of the international scientific-practical conference "Business and the Internet" : a collection of scientific papers. - Almaty : ITECA. - 2001. - P. 23.
7. Yurkov, K. A. Technologies for creating e-commerce systems: a teaching aid / K. A. Yurkov [at al]. - Perm, 2007. - 80 p.
8 PricewaterhouseCoopers. E-Business made in Switzerland, Zürich, p. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.pwcglobal. com/ch/ger/inssol/publ/ebiz/ebizmadeinch.pdf. - Access date: 20.10.2020.
9. Pratt, Mary K. E-business (electronic business) [Electronic resource]. - Access Mode: searchcio.techtarget.com/definition/e-business/. - Access date: 20.10.2020.
10. Electronic business [Electronic resource]. - Access Mode: www.ibm.com/en-us/. - Access date: 20.10.2020.
11. Fellenshtein, C. Exploring E-commerce, Global E-business and E-societies / C. Fellenshtein, R. Wood. - Upper Saddle River: Prentice-Hall, 2000. - 269 p.
12. American Marketing Association [Electronic resource]. - Access mode: www.ama.org/. - Access date: 11.11.2020.
13. Deitel, H. M. e-Business and e-Commerce for Managers / H. M. Deitel, P. J. Deitel, K. Steinbuhler. - Upper Saddle River: Prentice-Hall, 2001. - 794 p.
14. Dadali, A. Business on the Web. Computer press [Electronic resource]. - Access mode: compress.ru/article.aspx?id=11519#0/. - Access date: 11.11.2020.
15. National Statistical Committee of the Republic of Belarus [Electronic resource]. - Access mode: www.belstat.gov.by. - Access date: 20.11.2020.
16. Civil Code of the Republic of Belarus [Electronic resource]: December 7, 1998, No 218-Z: adopted by the House of Representatives on October 28, 1998. : approved by the Council of the Republic on November 19, 1998 : as amended. dated January 05, 2021 No. 95-3 // Standard: Belarus. Technology 3000 / YurSpektr LLC. - Minsk, 2021.
17. Statistical classifier 00.007-2015 "Institutional units by sectors of the economy (KIES)" [Electronic resource] : Decree of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus of December 30, 2015 No. 219 (as amended by the Decree of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus of June 14 2019 No. 25) // Standard: Belarus. Technology 3000 / YurSpektr LLC. - Minsk, 2021.
18. Azmuk, N. Essence, features and functions of the digital labor market / N. Azmuk // Bulletin of the Taras Shevchenko National University of Kyiv. Economy. - 2015. - No 170. - P. 38-43.
19. Vankevich, E. V. Evaluation of the effectiveness of active employment promotion programs in the region / E. V. Vankevich, E. N. Korobova // Bulletin of the Vitebsk State Technological University. - 2015. - Issue. 28. -P. 174-185.
SPISOK LITERATURY
1. Vil'hivskaja, O. V. Sushhnost' ponjatija «Jelektronnyj biznes i jetapy ego razvitija» / O. V. Vil'hivskaja // Biznesinform. - 2012. - № 8. - C. 255-262.
2. Starikov, A. I. Jelektronnyj biznes : konspekt lekcij provedenija zanjatij po discipline «Jelektronnyj biznes» / A. I. Starikov. - Kirov : PRIP FGBOU VPO «VjatGU», 2014. - 170 s.
3. Kleindl, B. A. Strategic Electronic Marketing : Managing E-Business / V. A. Kleindl. - Mason : Thomson, 2002. - 428 s.
4. Pushkar', A. I. Strategicheskoe upravlenie razvitiem jelektronnogo biznesa i informacionnyh resursov predprijatija (modeli, strategii, mehanizmy) / A. I. Pushkar', E. N. Grabovskij, E. V. Ponomarenko. - Har'kov : HNJeU, 2005. - 487 s.
5. Kataev, A. V. Jelektronnyj biznes i jelektronnaja kommercija: osnovnye ponjatija / A. V. Kataev [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://kataev.ru//. - Data dostupa: 10.10.2020.
6. Rodionov, A. Ju. Soderzhanie jelektronnogo biznesa v ramkah ponjatij informacionnoj jekonomiki / A. Ju. Rodionov // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Biznes i Internet» : sbornik nauchnyh trudov. - Almaty : ITECA. - 2001. - S. 23.
7. Jurkov, K. A. Tehnologii sozdanija sistem jelektronnoj kommercii : uchebno-metodicheskoe posobie / K. A. Jurkov [i dr.]. - Perm', 2007. - 80 s.
8. Pricewaterhouse Coopers. E-Business made in Switzerland, Zürich, p. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.pwcglobal. com/ch/ger/inssol/ publ/ ebiz/ ebizmadeinch.pdf. - Data dostupa: 20.10.2020.
9. Pratt, Mary K. E-business (electronic business) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: searchcio.techtarget.com/definition/e-business/. - Data dostupa: 20.10.2020.
10. Jelektronnyj biznes [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.ibm.com/ru-ru/. - Data dostupa: 20.10.2021.
11. Fellenshtein, C. Exploring E-commerce, Global E-business and E-societies / S. Fellenshtein, R. Wood. - Upper Saddle River : Prentice-Hall, 2000. - 269 s.
12. American Marketing Association [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.ama.org/. - Data dostupa: 11.11.2020.
13. Deitel, H. M. e-Business and e-Commerce for Managers / H. M. Deitel, P. J. Deitel, K. Steinbuhler. - Upper Saddle River : Prentice-Hall, 2001. - 794 s.
14. Dadali, A. Biznes v Seti. Komp'juter press [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: compress.ru/article.aspx?id=11519#0/. - Data dostupa: 11.11.2020.
15. Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus' [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.belstat.gov.by. - Data dostupa: 20.11.2020.
16. Grazhdanskij kodeks Respubliki Belarus' [Jelektronnyj resurs] : 7 dekabrja 1998 g., №218-Z: prinjat Palatoj predstavitelej 28 oktjabrja 1998g. : odobren Sovetom Respubliki 19 nojabrja 1998 g. : v red. ot 05 janvarja 2021 g. № 95-Z // Jetalon: Belarus'. Tehnologija 3000 / OOO «JurSpektr». - Minsk, 2021.
17. Statisticheskij klassifikator 00.007-2015 «Institucional'nye edinicy po sektoram jekonomiki (KIES)» [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie Nacional'nogo statisticheskogo komiteta Respubliki Belarus' ot 30 dekabrja 2015 g.
№ 219 ^ izmenenijami, и^егеМеппут1 Postanovleniem Nacional'nogo statisticheskogo komiteta Respubliki Belarus' ot 14 г|ип|а 2019 g. № 25) // Jetalon: Belarus'. Tehnologija 3000 / ООО <«1иЙреЙт». - М^к, 2021.
18. Л7'шик, N. 8и8ЬЬпо81', 080Ъепп0811 1 Шпксп cifrovogo гупка truda / N. Л7'шик // Уе81п1к Kievskogo nacional'nogo universiteta 1шеп1 Tarasa Shevchenko. Jekonoшika. - 2015. - № 170. - 8. 38-43.
19. Vankevich, Е. V. Ocenka jeffektivnosti aktivnyh prograшш sodejstvija zanjatosti v regione / Е. V. Vankevich, Е. N. Korobova // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. - 2015. - Vyp. 28. -8. 174-185.
Статья поступила в редакцию 06.12.2020