Научная статья на тему 'Креативная экономика как высшая форма развития постиндустриального общества'

Креативная экономика как высшая форма развития постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / CREATIVE ECONOMY / DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данильченко А.В., Бертош Е.В., Док Хи О

Статья посвящена изучению креативной экономики, как наивысшей формы развития постиндустриального общества. Выявляются характерные особенности формирования креативной экономики на примере Республики Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ECONOMY AS THE HIGHEST FORM OF DEVELOPMENT OF THE POSTINDUSTRIAL SOCIETY

The article is devoted to the study of creative economy, as the highest form of development of postindustrial society. Identified features of the formation of creative economy on the example of the Republic of Korea are revealed.

Текст научной работы на тему «Креативная экономика как высшая форма развития постиндустриального общества»

УДК 339. 9 (519) ББК 65.5

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

А. В. ДАНИЛЬЧЕНКО adanilchenko@bntu.by доктор экономических наук, профессор, декан факультета менеджмента, маркетинга и предпринимательства Белорусский национальный технический университет Минск, Республика Беларусь Е. В. БЕРТОШ EVBertosh@ gmail. com кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Бизнес-администрирование» Белорусский национальный технический университет Минск, Республика Беларусь ДОК ХИ О

соискатель кафедры международных экономических отношений Белорусский государственный университет Минск, Республика Беларусь

Статья посвящена изучению креативной экономики, как наивысшей формы развития постиндустриального общества. Выявляются характерные особенности формирования креативной экономики на примере Республики Корея.

Ключевые слова: креативная экономика, развитие, экономический рост

CREATIVE ECONOMY AS THE HIGHEST FORM OF DEVELOPMENT OF THE

POSTINDUSTRIAL SOCIETY

A. V. DANILCHENKO Doctor of Economics, Full Professor, Dean of the Faculty of Management, Marketing and Entrepreneurship Belarusian National Technical University Minsk, Republic of Belarus E. V. BERTOSH

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department "Business Administration"

Belarusian National Technical University Minsk, Republic of Belarus DOC CHI O

applicant of the Department of International Economic Relations Belarusian State University Minsk, Republic of Belarus

The article is devoted to the study of creative economy, as the highest form of development of postindustrial society. Identified features of the formation of creative economy on the example of the Republic of Korea are revealed.

Keywords: creative economy, development, economic growth.

ВВЕДЕНИЕ

Процессы глобализации и регионализации заметно влияют на развитие национальных экономик и мирового хозяйства. В условиях глобализации меняются принципы взаимодействия государства и частного бизнеса, изменяется роль и возрастает ответственность государственных институтов и крупных ТНК за устойчивое сбалансированное экономическое развитие. «Особенностью нового этапа развития экономических отношений является радикальное изменение механизмов организации обмена между производителями и потребителями. Рыночный сегмент, длительное время господствующий в экономически развитых странах, становится периферийным. Для пострыночной экономики характерно наличие высокоэффективного промышленного производства, значительное увеличение доли сектора услуг в ВВП, дальнейшее увеличение значения знаний для развития экономики, развитие интернет-технологий и новые (пострыночные) формы конкурентной борьбы. Собственно говоря, важнейшим отличием рыночной экономики от пострыночной экономики и выступают новые общественно-функциональные технологии, направленные на нелетальное разрушение социальных субъектов и ориентированные на противодействие этому разрушению» [1, с. 23].

В таких условиях требуются модификация и адаптация существующих механизмов к либеральной экономической системе, создание новых институтов, адекватных современным потребностям и отвечающим требованиям экономики знаний. Экономика знаний, как высшая форма развития постиндустриального общества, в качестве основных факторов производства расценивает нематериальные активы. Однако в начале XXI века, творчество, как высшая форма универсально понимаемой креативности человека, расценивается основной движущей силой экономического развития. Формируется новое в глобальном масштабе явление - креативная экономика.

Активное обсуждение концепции креативной экономики произошло в 1998 г. Министерством по культуре, средствам информации и спорту Великобритании был опубликован доклад «Проектирование креативной индустрии», в котором креативная индустрия определялась как «индустрия, которая своим источником развития имеет личную креативность, умения и таланты, посредством которых возможно достичь благосостояния и создания новых рабочих мест» [2, с. 74-76]. К отраслям креативной экономики были отнесены, отрасли ориентированные на создание и использование объектов интеллектуальной собственности (реклама, архитектура, ремёсла, кинематография, музыка, дизайн, интерактивные развлекательные программы, программное обеспечение, телевидение и радио и др.)

На международном уровне, этот термин стали использовать эксперты Конференции ООН по торговле и развитию, понимая под ним «креативную собственность с потенциалом для роста и развития экономики», а также «основанную на ней индустрию». Подобные определения креативной экономики отражают мнение о том, что не индустрия в целом, а именно креативная индустрия (creative industry) может стать «двигателем, точкой нового роста» (new grow thengine), который может привести к экономическому росту в отдельно взятой стране. В докладе ЮНЕСКО 2013 г. креативная экономика рассматривается как один из наиболее быстро растущих секторов мировой хозяйства не только с точки зрения получения дохода, но и создания новых рабочих мест и увеличения объемов экспортных поступлений [3].

Впервые термин «креативная экономика» был введен в 2001 г. профессором Шанхайской школы креативности и членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН Д. Хоукинсом. Он определяет креативную экономику следующим образом: «любая бизнес-деятельность по производству товаров и услуг, имеющих экономическую

ценность и созданных за счет оригинальной идеи» [2, с. 89; 4]. Впоследствии Р. Флорида более детально по сравнению с Хоукинсом проанализировал типы креативной индустрии, назвав основной производительной силой креативной экономики XXI века профессиональные услуги в технологической и интеллектуальной сферах, а также в сфере искусства.

Креативная экономика базируется на современных информационно-коммуникационных технологиях и инновационных идеях. Широкомасштабное распространение интернета и других информационных систем привело в конце 1990-х гг. к пересмотру перспектив развития индустрии с технологии на человека. В результате возросло значение креативной экономики, основанной на инновационных знаниях и информационных ресурсах сети Интернет.

Таким образом, креативная экономика в отличие от экономики знаний, в качестве главного источника экономического роста рассматривает не технологии и знания, а креативные идеи, содержащие оригинальные технологии и знания, реализуемые в сферах культуры. Как известно, приоритетным направлением развития экономики знаний, является достижение экономического роста инновационного типа, за счет роста эффективности производства. Приоритетной целью креативной экономики является формирование сбалансированного самоподдерживающегося роста для увеличения уровня занятости и благосостояния граждан в рамках благоприятных условий развития экономической экосистемы (таблица 1).

Таблица 1 - Отличительные черты экономики знаний от креативной экономики

Параметры Инновационная экономика Креативная экономика

Уровень Микро (предприятие) Макро (государство)

Главный ресурс Технологии, знания Креативность

Основной результат Производительность (эффективность) Создание рабочих мест и новых рынков

Субъект Отдельная компания Благоприятствующая эко-номическаяэкосистема

Цель Прибыль предприятия Гармония

Стратегические приоритеты Экономический рост инновационного типа Сбалансированный и самоподдерживающий рост, занятость, благосостояние

Роль государства Невмешательство Содействие

Государственное регулирование Контроль Поддержка

Источник: разработка авторов на основе [5, с. 23-24].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В этой связи особый интерес вызывает опыт Республики Корея по формированию и развитию креативной экономики. На протяжении последних 40 лет двигателем экономического роста страны были стратегия имитации и повторения стратегий развитых государств в сфере традиционных отраслей и внедрения экспортноориентирован-ной политики. Однако такая внешнеэкономическая политика исчерпала свой потенциал. Сферы мировой экономики с высокой добавленной стоимостью стали смещаться из сфер труда и капитала (индустриальная экономика), знаний и информации (экономика знаний) в сферу инновационных технологий и креативных идей (креативная экономика). Оригинальные креативные и инновационные идеи по созданию новых видов това-

ров на основе интернета, смартфонов, социальных сетей и др. становятся новой движущей силой экономического роста. Основные направления политики правительства Республики Корея в сфере креативной экономики состоят в создании новой добавленной стоимости и рабочих мест за счет слияния науки и техники с ИКТ, между различными отраслями промышленности, а также сферами промышленности и культуры [6, с. 29-30]. В соответствии с изменением в глобальной экономике правительство Республики Корея разработало новую стратегию для развития креативной экономики, базирующейся на использовании научно-технических разработок, и более тесной интеграции корейской экономики с мировой, которая предполагает:

Создание благоприятной экономической среды для открытия собственного бизнеса и обеспечения гарантий защиты креативной деятельности:

а) изменение концепции финансовой поддержки правительства. Правительство Республики Корея активно поддерживает предпринимательскую деятельность в виде предоставления финансовой помощи для открытия собственного бизнеса на основе креативных идей. Действует система гарантий для венчурного бизнеса, снижающая его финансовые риски в случае банкротства. Созданы научно-производственный комплекс, информационной центр «Технопарк» и специальная зона для венчурных компаний. Разработана политика полной финансовой поддержки, при которой если хотя бы один человек является владельцем венчурной фирмы, то правительство финансирует проведение НИОКР и берет на себя расходы, связанные с оплатой помещения.

б) политика защиты инновационных идей (ужесточение патентного права): посредством патентного права была усилена защита интеллектуальной собственности. Создан фонд информационных технологий, за счет которого стало возможным получить финансовую помощь, зависящую от рыночной оценки интеллектуальной собственности (в соответствии с ее типом).

Реализация политики поддержки венчурного бизнеса (контент культуры) по выходу на международный рынок. Сфера контент-культуры является важной частью экономики Республики Корея, так как в 2014 г. объем ее экспорта составил 5,2 млрд долл. США или 2,7% от ВВП страны [7].С целью оживления индустрии информационных ресурсов был создан фонд цифровых информационных ресурсов (4 млрд долл.США), который активно поддерживает производство музыки (к-рор), драм (телесериалов), кино, онлайн и компьютерных игр, анимации и мюзиклов (цифровой контент) [8, с. 21-23].

Поддержка разработки инновационных технологий :

а) создание новых предприятий в сфере интернета и программного обеспечения. В университетах были открыты новые специальности по подготовке специалистов-инженеров в рамках программ государственной поддержки. Активно реализуется сотрудничество университетов с венчурными институтами, для коммерциализации созданного в университетской среде программного обеспечения. Кроме того, правительством создана система поддержки разработок в сфере финансовой безопасности с целью защиты информации на цифровых и мобильных устройствах.

б) оказание помощи передовым компаниям. Реализуется план по развитию современных технологий в передовых сферах производства, таких как медицинские и биотехнологии, технологии геномного анализа и лечения, устройства из графита, нанотехнологии, технологии возобновляемой энергии и др. Стимулируется сотрудничество венчурного бизнеса с крупными государственными компаниями в стратегически важных отраслях промышленности, таких как экспортноориентированное производство спутников, усовершенствованных ядерных реакторов, беспилотных летательных аппаратов [9, с. 6-10].

Привлечение иностранных специалистов. Разработана система выдачи предпринимательских виз не только для привлечения иностранных специалистов, владеющих уникальными знаниями и инновационными технологиями, но и для либерализации предпринимательской деятельности на основе использования инновационных технологий внутри самой Кореи.

Укрепление международного сотрудничества посредством научно-технических разработок и информационно-коммуникационных технологий. В рамках правительственной программы поддержки было открыто более 13 центров сотрудничества в сфере науки и технологии в странах СНГ и ЮВА [9, с. 20-27]. Центрами осуществляется международное сотрудничество и проводится политика по поддержке стран третьего мира в лечении различных заболеваний, борьбе с бедностью, исследованиям новых лекарственных средств, разработке лесопосадочных, сельскохозяйственных и рыболовных технологий и др.

Политика поддержки малого и среднего бизнеса, через развитие венчурного бизнеса. На ранних этапах государственная поддержка венчурных компаний была сконцентрирована главным образом на количественном росте, в результате возникло явление «венчурного пузыря», что вызвало множество побочных негативных эффектов в обществе. Однако на сегодняшний день данная сфера бизнеса играет важную роль и активно участвует в развитии экономики Республики Корея. Государственные программы поддержки венчурных компаний реализуют систему мер, которая помогает конкретному предпринимателю получить : а) ссуды и дотации; б) консультации и важную координирующую информацию, для реализации инновационных проектов не только на начальной стадии, но и на последующих этапах развития (таблица 2).

Таблица 2 - Программа поэтапной политики поддержки венчурного бизнеса

Показатели 1997-2001 гг. (период роста) 2002-2007 гг. (период созревания) С 2008 г. (период второго скачка)

Цель политики Преодоление валют-но-финансового кризиса посредством стимулирования венчурного бизнеса Продвижение инновационного бизнеса и поддержка венчурных предприятий Стимулирование создания новых рабочих мест и поддержка венчурного бизнеса

Объект поддержки Венчурные компании (ИКТ-компании и компании по производству полупроводников) Инновационные венчурные компании (биотехнологии, медицинская промышленность, новые материалы) Предприятия, разрабатывающие возобновляемые источники энергии GreenEnergy, мобильное ПО, игры и контент

Степень участия правительства Прямая государственная поддержка Снижение степени вмешательства правительства и передача функций регулирования частному бизнесу Совместная деятельность с частным бизнесом

Тип поддержки - финансовая помощь; - налоговые льготы; - упрощение открытия собственного бизнеса (прямая поддержка для венчурных компаний) Инвестиции в инновационный бизнес посредством создания частных инвестиционных фондов (частный капитал) Прямая государственная поддержка открытия компаний в сфере мобильного ПО и контента, а также возобновляемых источников энергии GreenEnergy и технологий

Источники: разработка авторов на основе [10, с. 69].

В 2013 г. в венчурном бизнесе было занято 4,7% от общего числа занятых в стране. В результате чего венчурными компаниями было создано в 5 раз больше новых рабочих мест, чем в малом и среднем бизнесе, и в 12 раз больше, чем в крупном [10, с. 57].

Это доказывает, что развитие венчурного бизнеса играет важную роль не только в увеличении вклада добавленной стоимости в экономический рост Республики Корея, но и в повышении уровня занятости в стране. Помимо этого, эффективность управления на венчурных предприятиях значительно выше, чем на предприятиях малого, среднего и крупного бизнеса. Также для венчурных компаний характерен более высокий темп роста товарооборота (22,4%) в сравнении с другими сферами бизнеса. Совокупный объем производства 453 венчурных компаний составил более 900 млрд долл. США*, тем самым их доля в экономике страны постепенно увеличивается [10, с. 7-9].

Для поддержки развития венчурного бизнеса в Республике Корея принят «Специальный закон о поддержке венчурных предприятий», а также организована Корейская венчурная ассоциация. Организация занимается вопросами развития и мониторинга деятельности венчурных компаний, маркетингом венчурной экосистемы, а также осуществляет просветительскую, образовательную и координационную работу.

На данный момент корейские венчурные предприятия организуют свою деятельность в двух сферах: инновационной и рыночной (рисунок 1). С одной стороны, они активно реагируют на требования рынка, производя высокотехнологичные товары и услуги а, с другой - вовлечены в наукоемкую деятельность (разработка технологий, аккумуляция новых идей). Таким образом, корейский венчурный бизнес представляет собой синтез малого бизнеса и высокотехнологичного предприятия и принципиально отличается от традиционных предприятий нацеленностью на развитие креативных идей и исследовательской деятельности.

Инновационное поле

С Крупные ^-

компании J X, fa

Венчурный бизнес < г

/ -- \

Отдача на ^ f ^Венчурный

ч инвестиции Ф капитал /

Рыночное поле

Правительство Республика Корея (формирование политики, финансовой поддержки, помощь при выходе на рынок, консультирование, внедрение передовых технологий)

Рисунок 1- Структура венчурной экосистемы Республики Корея Источник: разработка авторов на основе [11, с 150-157].

* Объем производства венчурного бизнеса занимает пятое место после чеболей: Samsung (2,480 млрд долл. США.), SK (1,650 млрд долл. США), Hyundai (1,580 млрд долл. США), LG (1,160 млрд долл. США).

Содействие глобальной внешнеэкономической политике через заключение соглашений о свободной торговле. Республика Корея активно участвует в создании зон свободной торговли и осуществляет политику интернационализации, направленную на увеличение доли страны в мировой торговле (в 2010 г. доля внешней торговли в ВВП составила 87,9%, в 2012 г. - 94,6%) [12, с. 20-28]. Крайне важным в этом вопросе является подписание соглашений о свободной торговле с передовыми странами для получения доступа к иностранным рынкам факторов производства. Так после подписания соглашения о свободной торговле с США, ЕС, АСЕАН, а также соглашения о всестороннем экономическом партнерстве с Индией (СЕРА) торговые связи Республики Корея сформировали своеобразный мировой рынок, объединяющий Азию, Европу и Америку. Объем экономики этих стран составляет 61% от мировой экономики [13, с. 8-10].

Анализ корейского опыта дает возможность определить ряд особенностей формирования креативной экономики:

Макроэкономическая политика, направленная на создание новых рабочих мест, рынков и драйверов экономического роста, основывающихся на воображении и креативности, наукоёмких технологиях и ИКТ.

Культурное процветание посредством стимулирования развития культурного контента (фильмы, сериалы, музыка, компьютерные игры, персонажи), компьютерного обеспечения, мобильного контента.

Создание благоприятствующей экономической экосистемы для определения новых источников экономического роста, рынков и рабочих мест

Государственная поддержка и рост числа венчурных организаций, компаний малого и среднего бизнеса, способных создавать новые рабочие места и использовать человеческий капитал (интеллектуальную собственность), наукоемкие технологии, культуру и искусство.

Из вышесказанного следует, что развитие креативной экономики по указанным направлениям нацелено в первую очередь на обеспечение сбалансированного экономического роста инновационного типа и создание новых рабочих мест. Об эффективности данной стратегии свидетельствует индекс потенциала креативной экономики Республики Корея среди стран-членов ОЭСР, который в 2013 г. составил 6,9 по десятибалльной системе (15 место).

ВЫВОДЫ

Анализируя опыт Республики Корея, можно сделать вывод, что формирование креативной экономики предполагает изменение всей структуры взаимодействия общества и бизнеса, так как в ней создается высокая добавленная стоимость за счет креативных идей во взаимодействии с инновационными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями в различных сферах экономики, культуры, искусства, науки, образования. В отличие от секторально-отраслевого подхода к креативной экономике (искусство, культура) она трактуется как макроконцепция, особенностью которой является комплексное воздействие ИКТ на скорость и механизм распространения инновационных креативных знаний в современной открытой экономике и служит основой достижения сбалансированного роста и включает:

а) стратегические цели: создание благоприятствующей экономической экосистемы для сбалансированного и устойчивого роста экономики и повышения ее конкурентоспособности; рост благосостояния посредством создания новых источников экономического роста, рынков и рабочих мест; процветание нации путем стимулирования

развития культурного контента (фильмы, сериалы, музыка, компьютерные игры, персонажи) на основе компьютерного обеспечения и мобильного контента;

б) направления: формирование новых драйверов экономического роста, основывающихся на воображении и креативности, наукоёмких технологиях и ИКТ; поиск эффективных форм партнерства между государством, ведущими ТНК, университетами и мелким бизнесом; активизация создания новых фирм, способных использовать человеческий капитал (интеллектуальную собственность), наукоемкие технологии, культуру и искусство;

в) приоритеты: государственная поддержка создания благоприятной институциональной среды для открытия и ведения бизнеса, обеспечения гарантий защиты прав креативной деятельности, финансовая поддержка венчурного бизнеса в сфере контента культуры, ИКТ и восстановления бизнеса после непреднамеренного банкротства;

г) внешнеэкономическую стратегию: развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами в области креативной экономики для генерирования новых международных конкурентных преимуществ за счет компетенций партнеров и заключение соглашений о свободной торговле.

Следовательно, опыт Республики Корея может представлять конкретную ценность для стран, осуществляющих всестороннюю системную модернизацию и интеграцию в мировое сообщество, показывая основные пути и механизмы реформирования национальной экономики, а также демонстрирует эффективность тех или иных мер по активизации инновационной деятельности при разработке собственной национальной экономической стратегии в условиях глобализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Солодовников, С. Ю. Феноменологическая природа взаимообусловленности экономической конкурентоспособности и социального капитала Беларуси и Украины // Экономическая наука сегодня: сборник научных статей. - 2015 - № 3. - С. 23-34.

2. Ли Сокдже. Общая теория креативной экономики / Ли Сокдже. - Сеул Дунам, 2010. - 109 с.

3. CreativeEconomyReport 2013 by UNESCO - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf. - Дата доступа: 28.09.2017.

4. Whatis creative economy? // TheCreativeEconomy - [Электронный ресурс] -Режим доступа - Режим доступа: http://www.johnhowkins.com/wordpress/. - Дата доступа: 28.09.2017.

5. Янг Сунчал. Стратегия креативной экономики правительства Республики Корея / Янг Сунчал // Ин-т развития Кореи. - 2014. - № 2. - С. 10-41.

6. Мин Кунсик. Направление политики ИТК при креативной экономике / Мин Кунсик // Нац. агентство для поддержки в сфере Интернета. - 2013. - № 1. - С. 22-55. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kocca.kr/knowledge/publication/ focus/_icsFiles/afieldfile/2012/06/11/S30pWYBvgvsl.pdf. - Дата доступа: 11.03.2013.

7. Зу Жеукг. Развитие и перспектива сферы ИКТ Республики Корея / ЗуЖеукг // Ин-т информатизации и связи. - 2012. - № 5. - С. 14-46.

8. Пак Гунхе. Планирование и реализация креативной экономики [Электронный ресурс] / Гунхе Пак // Креатив.наука. - 2013. - № 13. - Режим доступа: http://koreaict. or.kr/kicta/html/news_view.asp?idx=34. - Дата доступа: 10.02.2013.

9. Пак Юнгил. Исследование региональных тенденций экспорта корейского контента / Пак Юнгил // Агентство поддержки и развития контента. - 2013. - № 2. - С.

6-27. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kocca.kr/knowledge/publication/ focus/_icsFiles/afieldfile/2012/06/11/S30pWYBvgvsl.pdf. - Дата доступа: 01.02.2014.

10. Век Хунг. Сравнительное исследование политики в сфере развития корейских венчурных предприятий / Век Хунг. - Сеул : Ин-т малого и сред.бизнеса, 2010. -143 с.

11. Ли Сунчал. 10 лет успеху венчурных предприятий Республики Корея / Ли Сунчал. - Сеул :Пакюнса, 2010. - 357 с.

12. Малашенкова, О. Ф. Венчурные организации в инновационной инфраструктуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] / О. Ф. Малашенкова // Междунар. право и междунар. отношения. - 2011. - № 3. - Режим доступа: http://www.elib.bsu.by/ bitstream/123456789/17146/1/2011_3_JILIR_malashenkova_khovansky.pdf. - Дата доступа: 21.11.2013.

13. Бэ Чангун. Анализ экономических последствий ССТ для Республики Корея / Бэ Чангун. - Сеул : Ин-т внешнеэкон. политики, 2012. - 110 с.

REFERENCES

1. Solodovnikov, S. Ju. Fenomenologicheskaja priroda vzaimoobuslovlennosti jekonomicheskoj konkurentosposobnosti i social'nogo kapitala Belarusi i Ukrainy // Jekonomicheskaja nauka segodnja, 2015 - Vyp. 3. - P. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Li Sokdzhe. Obshhaja teorija kreativnoj jekonomiki / Li Sokdzhe. - Seul :Dunam, 2010. - 109 p.

3. CreativeEconomyReport 2013 by UNESCO - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf. - Data dostu-pa: 28.09.2017.

4. Whatis creative economy? // TheCreativeEconomy - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - Rezhim dostupa: http://www.johnhowkins.com/wordpress/. - Data dostupa: 28.09.2017.

5. Jang Sunchal. Strategija kreativnoj jekonomiki pravitel'stva Respubliki Koreja / Jang Sunchal // In-t razvitija Korei. - 2014. - № 2. - S. 10-41.

6. Min Kunsik. Napravlenie politiki ITK pri kreativnoj jekonomike / Min Kunsik // Nac. agentstvo dlja podderzhki v sfere Interneta. - 2013. - № 1. - S. 22-55.) [Jelektronnyj

resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kocca.kr/knowledge/publication/focus/_icsFiles/

afieldfile/ 2012/06/11/S30pWYBvgvsl.pdf. - Data dostupa: 11.03.2013.

7. Zu Zheukg. Razvitie i perspektiva sfery IKT Respubliki Koreja / ZuZheukg // In-t informatizacii i svjazi. - 2012. - № 5. - S. 14-46.

8. Pak Gunhe. Planirovanie i realizacija kreativnoj jekonomiki [Jelektron-nyj resurs] / Gunhe Pak // Kreativ.nauka. - 2013. - № 13. - Rezhim dostupa: http://koreaict.or.kr/ kicta/html/news_view.asp?idx=34. - Data dostupa: 10.02.2013.

9. Pak Jungil. Issledovanie regional'nyh tendencij jeksporta korejskogo kontenta / Pak Jungil // Agentstvo podderzhki i razvitija kontenta. - 2013. - N 2. - S. 6-27. [Jelektronnyj

resurs] - Rezhim dostu-pa:http://www.kocca.kr/knowledge/publication/focus/_icsFiles/

afieldfile/2012/06/11/S30pWYBvgvsl.pdf. - Data dostupa: 01.02.2014.

10. Vek Hung. Sravnitel'noe issledovanie politiki v sfere razvitijakorej-skihvenchurnyhpredprijatij / Vek Hung. - Seul : In-t malogo i sred.biznesa, 2010. - 143 s.

11. Li Sunchal. 10 let uspehu venchurnyh predprijatij Respubliki Koreja / Li Sunchal. - Seul :Pakjunsa, 2010. - 357 s.

12. Malashenkova, O. F. Venchurnye organizacii v innovacionnoj infra-strukture Respubliki Belarus' [Jelektronnyj resurs] / O. F. Malashenkova // Mezhdu-nar. pravo i

mezhdunar. otnoshenija. - 2011. - № 3. - Rezhim dostupa: http://www.elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/17146/1/2011_3_JILIR_malashenkova_khovansky.pdf. - Data dostupa: 21.11.2013.

13. Bje Changun. Analiz jekonomicheskih posledstvij SST dlja Respubliki Koreja / Bje Changun. - Seul : In-t vneshnejekon. politiki, 2012. - 110 s.

Статья поступила в редакцию 2 октября 2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.