УДК330.47(076)
сущность понятия «электронный бизнес» и этапы его развития
вильхивскАя о. в.
Харьков
Двадцать первое столетие ознаменовалось переходом Украины на новый этап развития - информационный. Знания, умения, компетентность ва становятся основной движущей силой и стратегическим инструментом развития экономики государства. Слияние знаний и информационных технологий (ИТ) дают толчок к возникновению инновационных решений, которые способствуют развитию предприятий.
Е. Майминас утверждал, что суть новой экономики состоит в переходе от материальной составляющей к информационной, информация и информационные технологии являются приоритетным направлениям развития общества [1].
М. Кастельс считает, что в современном информационном обществе увеличивается роль взаимодействия между сегментами общества на основе информационных технологий, характеризующихся временной трансформацией в пространстве [2].
Одной из основных составляющих информационной экономики выступает Интернет, который является элементом инфраструктуры информационного общества.
Интернет, обладая большими возможностями работы с информацией в электронной среде, способствует возникновению инновационных технологий, на
основании которых появляются новые отношения между участниками бизнеса. Широкое внедрение ИТ в маркетинг, менеджмент, финансы стали источником появления современных подходов в организации бизнеса, в частности, электронного бизнеса.
Электронный бизнес все больше внедряется на предприятиях и не ограничивается только сбытом продукции, а носит всеобщий характер, являясь элементом стратегии деятельности предприятия. Он предлагает новые возможности в реализации бизнес-процессов предприятия, поддержании его конкурентоспособности, становится источником инновационных преобразований предприятия и существенных стратегических преимуществ. Поэтому возникает потребность обоснования термина «электронный бизнес» и рассмотрения эволюции этапов его развития.
Исследованием вопросов развития электронного бизнеса и его технологий занималось большое количество зарубежных и отечественных ученых [1 - 10]. Однако в работах этих ученых, на мой взгляд, не полностью отражена информация этапов развития электронного бизнеса и его технологий, а также нет единого подхода к трактовке термина «электронный бизнес» и обоснования его как экономической категории.
Поэтому возникает необходимость исследования этих вопросов, которые требуют дальнейшей проработки.
Целью статьи является исследование и выделение этапов развития электронного бизнеса и обоснование термина «электронный бизнес» как экономической категории.
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці
ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці
Интернет-технологии прошли несколько этапов развития, став источником появления новых подходов к ведению бизнеса.
Электронный бизнес развивался постепенно, менялись технологии ведения бизнеса, бизнес-процессы на предприятиях под воздействием этих технологии, происходило стремительное использование организациями электронной среды, формировались новые модели бизнеса.
Электронный бизнес в своей истории прошел большое количество этапов развития от простейшего обмена данными, создания информационных сайтов до применения в своих технологиях систем искусственного интеллекта.
Специалисты компании СагШегСгоир [4] предложили классификацию этапов развития электронного бизнеса, выделив четыре фазы: присутствие, взаимодействие, передача данных (транзакции) и трансформация бизнеса.
Д. Фишер [4] также предложил свою классификацию этапов развития электронного бизнеса и выделил четыре поколения развития, рассматриваемых от простого обмена данными к обеспечению средствами технологий потоков работ и потоков принятия решений.
По моему мнению, для выделения этапов развития электронного бизнеса необходимо рассмотреть его историю: зарождение, развитие, изменение технологий связанных с ним.
Автором предложено выделить пять этапов развития электронного бизнеса, а также связать их с задачами, которые решались на определенном отрезки времени:
I этап - 1960 - 1970 гг.
Основной особенностью этого этапа является зарождение принципов информационного общества, впервые детально разработана концепция компьютерной сети, а также создан стандарт обмена данными.
II этап - 1970 - 1980 гг.
На втором этом этапе создаются основные технологические новшества, которые способствовали быстрому развитию информационных технологий: микропроцессоры, карты памяти, концепции развития сети, идеи создания электронной подписи.
III этап - 1980 - 1990 гг.
Особенностью этого этапа является разработка стандарта современного интернет-пространства, появление первых концепций электронной коммерции и электронного бизнеса, использование на предприятиях систем планирования производственных ресурсов на основе данных от поставщиков и потребителей.
IV этап - 1990 - 2000 гг.
Характеризуется созданием новой глобальной информационной среды 'ЭДгогЫ'ЭД'Ые^геЬ, появлением технологии платежных систем для электронных денег, впервые был создан интернет-банк.
V этап - 2000 г. - современный период.
Современный этап характеризуется массовым внедрением интернет-технологий во все сферы бизнеса.
Данные, полученные на основе анализа литературных источников, включающих факты развития электронного бизнеса и его технологий, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Эволюция этапов развития электронного бизнеса
Этап развития Период этапа Задачи, решаемые на этапе развития Описание факта решаемой задачи
1 2 3 4
I этап 1960 - 1970 гг. Создание первой сети (1960 г.) Министерство обороны США создало сеть компьютеров военного ведомства, получившую название ARPANET (Adv ancedResearchProjectsAgencyNetwork)
Создание 4-х индустриальных стандартов (1960 г.) Созданы 4 индустриальных стандарта для обмена данными в системах управления авиа-, железнодорожным и автомобильным транспортом
Создание 1-ой системы электронной коммерции (1960 г.) Компании AmericanAirlines и IBM создали систему автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы - SABRE (Semi-AutomaticBusinessResearchEnvironment. Автоматизировали процесс расчета тарифов при резервировании мест
Разработка теории передачи пакетов данных (1961 г.) Л. Клейнрок (Массачусетский технологический институт) разработал теорию коммутации пакетов для передачи данных
Первое предположение о создании сети Интернет (1962 г.) Дж. Ликлайдер опубликовал работу «GalacticNetwork», в которой предположил возможность появления глобальной компьютерной связи между людьми
Предложена концепция компьютерной сети (1963 г.) Руководитель компьютерной лаборатории ARPA Джон Ликлидер предлагает первую детально разработанную концепцию компьютерной сети
1 2 3 4
I этап 1960 - 1970 гг. Установка первого банкомата (1967 г.) В Лондона Enfield банком BarclaysBank установлен первый в мире банкомат, разработанный компанией Де Ля Рю (DeLaRue)
Создана электронная система переводов и клиринга (1968 г.) В Великобритании для обслуживания коммерческого безналичного оборота создана электронная система переводов и клиринга BACS (от англ. Bankers Automated Clearing Services)
Создание стандарта ANSI Х.12 (host-based) Специалистами специального комитета TDCC (Transportati onDataCoordinationCommittee) на основе 4-х индустриальных стандартов был создан на их основе новый стандарт -EDI (ElectronicDataInterchange)
II этап 1970 - 1980 гг. Появление терминов информационных трансформаций (1970 г.) Первые упоминания терминов информационной революции, информационного общества и информационной экономики
Использование систем EDI и EFT (середина 1970 г.) Впервые начали использовать средства для электронного обмена данными (EDI - ElectronicDataInterchange) и электронного перевода финансовых средств (EFT -ElectronicFundsTransfer)
Сформулирована концепция MRP II (конец 1970 г.) О. Уайт и Д. Плосл сформулировали концепцию MRP II (Планирование производственных ресурсов)
Создание первого микропроцессора (1971 г.) В компании ^^лодым инженером М.Е Хоффом был изобретен первый микропроцессор
Разработана программа для отправки электронной почты (1971 г.) Разработана перваяпрограммадля отправкиэлектрон-ной почтыпо сети, 2 октября 1971 г. отправлено первое электронное письмо. Эта дата считается датой рождения электронной почты как средства связи
Предложена концепция организации труда (1972 г.) Джек Найллс (JackNilles, США) предложил концепцию организации труда - телекоммьютинг (теледоступ)
Создание централизованной электронной сети учета банковских чеков (1972 г. ) В США впервые в мире создана централизованная электронная сеть учета банковских чеков
Создан первый ПК (1975 г.) Разработан первый персональный компьютер «Altair»
Создание электронной карты памяти (1975 г.) Р. Морено изобрел и запатентовал электронную карту памяти
Появление идеи электронной цифровой подписи (1976 г.) Впервые появилась идея создания электронной цифровой подписи, было введено У. Диффи и М. Хеллманом
Создание электронного рынка FOREX (1976 г.) Идея цифровой подписи; создание электронного рынка FOREX
Создание системы механизма локальной сети (1977 г.) Компания Datapoint представила систему ARC, которая стала первой открытой для приобретения локальной сетью (LAN)
Разработка алгоритма для создания цифровых подписей В 1977 г. разработан криптографический алгоритм RSA, который использовался для создания первых цифровых подписей
Открытие межбанковской сети передачи финансовых сообщений SWIFT (1977 г. ) Состоялось официальное открытие межбанковской сети передачи финансовых сообщений SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication - Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций)
Первая передача данных по электронной сети В. Серф программный директор SATNET, впервые продемонстрировал передачу данных с использованием протокола TCP
III этап 1980 - 1990 гг. Первые концепции электронной коммерции и электронного бизнеса (1980 г.) Появление первых концепций электронной коммерции и электронного бизнеса, основанных на ранее выдвинутых идеях глобальной информационной экономики (Ф. Махлуп)
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці
ЕКОНОМІКА інформаційні технології в економіці
1 2 3 4
III этап 19В0 - 1990 гг. Разработка MRP-II (1980 г.) Планирование производственных ресурсов на основе данных от поставщиков и потребителей. Внедрение прогнозирования, планирования и контроля производства
Создание нового стандарта EDIFACT, ISO 9735 (1980 г.) На базе GTDI международная организация по стандартизации ISO сформировала новый стандарт Electronic Data Interchange for Administration, Commerceand Transport (EDIFACT, ISO 9735).
Создание единого сетевого языка (1982 г.) ARPA создала единый сетевой язык TCP/IP.
Разделение сети ARPANet (1983 г.) ARPANet разделилась на две сети, одна - MILNET стала частью оборонной сети передачи данных США, другая была использована для соединения академических и исследовательских центров
Разработана система доменных имен (1984 г.) Разработана системадоменных имён(англ.Domain Name System, DNS)
Появление новой идеологии Интернета MRP - II+JIT, (1985 г.) Появление идеологии «Точно в срок» и оптимизация узких мест технологи производства и сбытаMRP - II+JIT
Разработка стандарта IS09000 (1987 г.) Разработка и внедрение стандарта ISO9000
Разработан протокол InternetRelayChat (1988 г.) Разработан протокол InternetRelayChat (IRC) - чат
Разработан стандарт WWW (1989 г.) Разработан о стандарт современного интернет пространства - стандарт WorldWideWeb (WWW) - глобальная гипертекстовая система. Созданный на ее основе протокол http стал основным транспортным протоколом Интернета
Появление дилингового центра на рынке ценных бумаг Открылся предшественник диллингового центра - электронный бизнес появился на бирже ценных бумаг
Создание технологий DSL (DigitalSubscriberLine), (1989 г.) Впервые появилась идея использовать аналого-цифровое преобразование на абонентском конце линии, что позволило бы усовершенствовать технологию передачи данных по витой паре медных телефонных проводов. Технология получила название DSL (Digital Subscriber Line)
Созданиетехнологий ADSL (1989 г.) Разработана технологияADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line), которая входит в число технологий высокоскоростной передачи данных, имеющих общее обозначение xDSL
Разработан стандарт WWW (1989 г.) Тим Бернес-Ли разработал стандарт WorlsWideWeb (WWW)
Создана глобальная сеть Интернет (1989 г.) Создана глобальная сеть Интернет на базе сети ARPANet, которую создало подразделение ARPA (Advanced Research Projects Agency)
IV этап 1990 - 2000 гг. Появление новых терминов, связанных с активной коммерциализацией Интернета (1990 г.) Появились новые термины: электронный бизнес (e-business), электронная коммерция (e-commerce) и электронный маркетинг (e-marketing)
Внедрение коммерческих организаций в сеть (1990 г.) К работе в сети были допущены крупные частные корпорации, а управление самой сетью Интернет, находящейся под контролем государства, было передано частным структурам
Сформулирована концепция ERP (1990 г.) Сформулирована концепция ERP аналитиком компании Gartner,^ виденье развития методикMRP НиОМ
Подключение через телефонную линию кинтернет (1990 г.) Зафиксировано первое подключение к Интернету по телефонной линии Сеть ARPANET прекратила своё существование, полностью проиграв конкуренцию NSFNet
IV этап 1990 - 2000 гг. Создание новой глобальной информационной среды WorldWideWeb (1991 г.) Европейская лаборатория физики элементарных частиц (CERN) объявила о создании новой глобальной информационной среды WWW, в основу которой легла технология гипертекста и прикладной протокол HTTP для передачи Web-страниц, Internet. Web-страницы создаются на языке HTML
1 2 3 4
IV этап 1990 - 2000 гг. Создание технологии Wi-Fi (1991 г.) КомпанияNCR Corporation/AT&T(Lucent Technologies and Agere Systems) разработали технологик^^. Создатель Wi-Fi - Вик Хейз (Vic Hayes) находился в команде, участвовавшей в разработке таких стандартов, как IEEE 802.11b, IEEE 802.11a и IEEE 802.11g.
Разработка технологий для электронных денег (1993 г.) Изобретены технологии для будущих электронных денег.
Создан первый интернет-браузер Mosaic (1993 г.) М. Андреесен в Университете штата Иллинойс создал первый интернет-браузер
Появление платежных систем (1994 г.) Появилась первая электронная платежная система
Появление концепций реинжиниринга (1994 г.) Появление концепций реинжиниринга бизнес-процессов, унификация понятия «жизненный цикл продукции», переход к принципам совершенствования деятельности предприятия
Начал работу первый интернет-банк (1995 г.) Начал действовать первый интернет-банк
Активное противостояние владельцев браузеров Netscape и InternetExplorer (1996 г.) Активная конкуренция между владельцами браузеров Netscape (М. Андреесен) и Internet Explorer (Microsoft), разработанным компанией. В мире существует 12.8 млн хостов и 500 млн сайтов
Появление стандарта SET Visa International и Master Card International совместно с рядом технологических компаний разработали единый открытый стандарт защищенных расчетов через Интернет с использованием пластиковых карт
Продвижение концепции электронного бизнеса (1999 г.) Корпорация IBM начала активно продвигать концепцию электронного бизнеса, определяя его как использование Интернет-технологий для усовершенствования бизнес-процессов предприятия
Цензура Интернет (1999 г.) Впервые предпринята попытка цензуры Интернета.
V этап 2000 г. -современный этап Создание организации Business Internet Consortium (2000 г.) Некоммерческая организация, занимающаяся развитием технологии ЭБ. Направления работы консорциума включают: использование XML-технологий для преобразования традиционных форм ведения бизнеса в онлайновые; интеграцию существующих бизнес-систем с системами ЭБ; латентность / одновременность в интрасетях; установка защищенных систем, не требующих постоянной авторизации пользователей
Создан консорциум по разработке основанного на XML стандарта UDDI. Создание стандарта Universal Dynamic Discovery and Integration (UDDI) электронных желтых страниц, содержащих информацию о корпорациях всего мира и классифицирующих их
Создание программы онлайн голосования (2000 г.) Создана Программы содействия выборам (Federal Voting Assistance Program), когда онлайн проголосовали 84 избирателя
Создание проекта «Электронное правительство» (2000 г.) В США стартовал проект «FirstGov» (http://www.firstgov.gov). В процессе реализации проекта был создан Интернет-портал, обеспечивающий доступ к правительственным и другим сайтам
Внедрение директивы правовых аспектов услуг информационного общества (2000 г.) Вступила в силу Директива ЕС № 2000/31/EC о правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции, на внутреннем рынке (проект Директивы был одобрен 28 февраля 2000 г. Европейским Советом, а 4 мая 2000 г.- Европейским Парламентом)
Создание требований для стандарта широкополосной связи 4G (2008 г.) Международный союз электросвязи (ITU-R) определил ряд требований для стандарта международной подвижной беспроводной широкополосной связи 4G, название спецификаций International Mobile Telecommunications Advanced
Внедрение стандарта IEEE 802.11n (2009 г. Утверждён Стандарт IEEE 802.11n, его применение позволило повысить скорость передачи данных в четыре раза по сравнению с устройствами стандартов802.11g
Принятие резолюции ООН об обеспечении прав человека по использованию Интернет Принята резолюция ООН, признающая доступ в Интернет базовым правом человека. Отключение регионов от Интернета считается нарушением прав человека
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці
ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці
В Украине также проходит этап становления электронного бизнеса. Для нашей страны являются актуальными вопросы по принятию законов, нормативных актов, инструкций по внедрению технологий электронного бизнеса; финансирование научных исследований и разработок по криптографической защите информации в электронной среде; организация использования цифровой подписи и платежных систем в Интернет; создание подразделений по борьбе с онлайн преступлениями.
1998 г.- указ Президента Украины «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети интернет и обеспечения широкого доступа к этой сети в Украине».
2000 г.- Закон «Об электронных документах и электронном документообороте».
2001 г.- Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине».
2003 г.- Закон «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007 - 2015 гг.».
2003 г.- Закон Украины «Об электронной цифровой подписи».
2003 г.- Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».
2005 г .- начал работу технологический центр Центрального удостоверяющего органа, который является техническим организатором всей системы электронной цифровой подписи в стране.
2008 г.- создана общественная организация «Ассоциация участников электронного бизнеса в Украине» - негосударственная некоммерческая организация субъектов предпринимательской деятельности и других юридических лиц, которая занимается вопросами развития электронного бизнеса в Украине и способствует развитию и совершенствованию украинского сегмента информационной сети Интернет.
2009 г.- Постановление «Об утверждении порядка привлечения граждан к формированию и реализации государственной политики».
2011 г.- вступил в силу приказ Министерства юстиции от 19.08.2010 № 2010/5 «Об утверждении Порядка представления и оборота электронных документов государственному регистратору».
Правительством Украины принята концепция развития электронного правительства на период до 2015 г.
Анализируя хронологию принятия указов и законопроектов, можно сказать, что развитие электронного бизнеса для нашей страны имеет положительную тенденцию и способствует формированию информационного общества в нашей стране.
В табл. 1 представлены этапы эволюции развития электронного бизнеса и информационных технологий. Эта таблица не является стандартом и может быть дополнена. Эволюция этапов развития электронного бизнеса в каждой стране имеет свои особенности и отличия, тем не менее, опыт зарождения, становления, распространения и массового внедрения этих технологий в бизнес показывает общую тенденцию развития технологий электронного бизнеса и может использоваться как ориентир при формировании рыночных отношений
при организации предпринимательской деятельности в Интернет-среде между субъектами бизнеса в каждом отдельным государстве.
Эволюция этапов электронного бизнеса неразрывно связана с трактовкой термина «электронный бизнес», так как на протяжении определенного периода создавались концепции развития в электронной среде, менялись подходы к пониманию нового вида бизнеса, создавались новые модели электронного бизнеса, уточнялись особенности его развития.
Определение термина «электронный бизнес» в своей истории прошло большое количество изменений, авторы трактуют этот термин в зависимости от модели развития организаций. Причем на своем раннем этапе электронный бизнес отождествлялся с электронной коммерцией, и его суть сводилась к понятию электронных продаж. Поэтому необходимо рассмотреть и проанализировать этот термин.
Основные подходы к определению термина «электронный бизнес» различными авторами изложены в табл. 2.
Появление концепций электронного бизнеса и электронной коммерции датируется началом 1980 г., которые, в своей основе опирались на знаниях и идеях глобальной информационной экономики Ф. Махлупа. Сутьконцепциисостоялавраспространении технологических инноваций и достижений, а также усвоении новых информации и знаний [14].
На странице свободной энциклопедии «Википедия» представлено такое определение понятия «электронный бизнес»: бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес-информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем [6].
Грабовский Е. Н. определяет электронный бизнес как коммерческую деятельность, которая реализуется с помощью внедрения информационных технологий с целью создания интегрированной цепочки добавленной стоимости [7].
Price Waterhouse Coopers - электронный бизнес, это - качественно новые технологии работы, которые позволяют компании достичь конкурентного преимущества за счет улучшения обслуживания своих клиентов и оптимизации бизнес-отношений с партнерами. Интернет-технологии являются одним из основных, но не единственным ключевым аспектом в электронном бизнесе [8].
В работах К. Фелленштейна и Р. Вуда (Fellenshtein C., Wood R.) электронный бизнес понимается как возможность коммерчискими предприятиями под воздействием электронных коммуникационных сетей передавать и получать информацию [9].
Американская ассоциация маркетинга («American Marketing Association») относит электронный бизнес к «большому количеству бизнес-моделей, основных на принципах Интернета».
По мнению Х. М. Дейтел (Deitel H. M.), электронный бизнес представляет собой компанию, у которой внешние и внутренние связи реализуются с помощью Интернет, имеющую онлайн-присутствие в Интернет [11].
Определение термина электронный бизнес
Таблица 2
№ п/п Автор Определение термина «Электронный бизнес»
1 Компания «IBM» Преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий
2 Интернет-энциклопедия Под электронным бизнесом понимаются все формы электронной бизнес-деятельности (производственных и организационных отношений между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, государством, учреждениями науки, культуры, просвещения, образования, некоммерческими и общественными организациями)
3 СЭ «Википедия» [6] Бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощьюинформационных систем
4 Пушкарь А. И., Грабовский Е. Н. [7] Коммерческая деятельность, которая реализуется с помощью внедрения информационных технологий с целью создания интегрированной цепочки добавленной стоимости
5 Консалтинговая компания «Price Waterhouse Coopers» [8] Средство постоянной оптимизации хозяйственной деятельности фирмы посредством цифровых технологий
6 Фелленштейн К., Вуд Р. [9] Использование электронных коммуникационных сетей, которые позволяют коммерческим предприятиям передавать и получать информацию
7 American Marketing AssociatY [12] Специалисты американской ассоциации маркетинга под электронным бизнесом понимают большое количество бизнес-моделей, основанных на принципах Интернета
8 Дейтел Х. М. [11] Компания, имеющая онлайн-присутствие с внешними и внутренними связями
9 Клейндл Б. [12] Процесс ведения бизнеса с использованием компьютерных технологий, который включает в себя использование не только Интернета, но и других технологий, изменяющих маркетинговую практику
10 Страус Д., Фрост Р. [13] Электронный бизнес представляет собой комбинацию таких элементов, как EC, BI, CRM, CSM, ERP
По мнению Б. Клейндла, электронный бизнес представляет процесс ведения бизнеса с использованием компьютерных информационных технологий, который включает в себя использование не только Интернета, но и других технологий, изменяющих маркетинговую практику» [12].
С. Пун определил электронный бизнес как информацию, окружение бизнеса, деловые отношения, которые распределяются на основе информационных технологий и Интернет [15].
Ь. Кагтакаг дает такое определение: «Электронный бизнес - любой бизнес, проводимый по цифровым средствам массовой информации. Он включает в себя не только продажу товаров и услуг непосредственно по Интернету, но также обслуживание клиентов и сотрудничество с бизнес-партнерами» [17].
Следует согласиться с автором, так как действительно электронный бизнес функционирует на основе информационных технологий, но при этом в данном контексте отсутствуют данные об автоматизации бизнес-процессов предприятия, поскольку электронный бизнес основывается на использовании информационных технологий и прежде всего, автоматизирует бизнес-процессы предприятия.
Успенский И. определяет «электронный бизнес» как любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли. (С моей точки зрения, данное определение
является не точным, так как если рассматривать различные модели электронного бизнеса: 626, В2В, 62В, В26, то результатом деятельности этих двух «структур» не обязательно будет прибыль. Осуществляется автоматизация отношений, но при этом результат получения прибыли не обязательно будет присутствовать.)
Мошкин И. В. в своих работах, посвященных электронному бизнесу, связывает это понятие с процессом «управления знаниями» и характеризует их как взаимозависимые процессы.
В интернет-энциклопедии под электронным бизнесом понимают «все формы электронной бизнес-деятельности (производственных и организационных отношений между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, государством, учреждениями науки, культуры, просвещения, образования, некоммерческими и общественными организациями)».
Мартовой А. В. под электронным бизнесом понимает деятельность организации или индивида, ориентированную на получение прибыли, в котором основные бизнес-процессы, а также внешние и внутренние связи осуществляются и обеспечиваются посредством электронных технологий. В своей статье он сгруппировал, систематизировал и выделил такие подходы к развитию электронного бизнеса [16]:
1. Использует для своей работы информационные технологии.
2. Ориентирован на достижение коммерческих целей на основании использования ИТ.
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в ЕКОНОМІЦІ
3. Представляется комбинацией или интеграцией определенных элементов.
Анализируя определения, изложенные в табл. 2 и перечень подходов, предложенный Мартовым А. В., его следует дополнить:
4. Коммерческая деятельность, создающая цепочки добавленной стоимости на основании внедрения ИС.
5. Электронный бизнес развивается на основе использования материальных, энергетических, информационных, кадровых, финансовых ресурсов организации.
6. Реализация бизнес-процессов с использованием информационных и телекоммуникационных технологий и систем
Описанная хронология в табл. 1 отображает последовательность технологических инноваций и те возможности, которые появлялись в результате их внедрения и дальнейшего распространения, сначала в развитых странах, а затем и по всему миру.
Анализируя все вышеизложенные подходы к определению термина «электронный бизнес», автором предложено свое определение термина.
Электронный бизнес - это деятельность организации на основе интернет-технологий, в которой все бизнес-процесс автоматизированы, он развивается на основе использования информационных ресурсов и создает цепочки добавленной стоимости.
Данное определение говорит о том, что любая организация, у которой автоматизированы бизнес-процессы, может быть отнесена к предприятиям категории электронного бизнеса.
Предприятие, использующее электронный бизнес, не обязательно должно продавать что-либо, используя технологии Интернет, основная его характеристика -это автоматизация передачи, сбора, анализа и т. д. информации, то есть реализация бизнес-процессов с использованием информационных и телекоммуникационных технологий и систем.
выводы
В данной статье автором была сделана попытка исследовать и выделить этапы эволюции развития электронного бизнеса и его технологий, а также на основании литературных источников зарубежных и отечественных ученых были проведены систематизация, анализ, уточнение термина «электронный бизнес». В дальнейшем исследования могут быть посвящены разработке теоретических и методических рекомендаций по внедрению и развитию технологий электронного бизнеса на отечественных предприятиях машиностроительной отрасли. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ua.bookfi.org/book/991535
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/02.php
3. Меджибовська Н. С. Електронна комерція : навч. посібник / Н. С. Меджибовська. - К. : Центр навчальної літератури, 2004. - 384 с.
4. Gartner Group, E-Business / Business Myths Can De-stroyan Enterprise, 1999.
5. Артищев М. С. Анализ мирового и российского опыта предпринимательской деятельности в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://uecs.ru/uecs-34-342011/item/711-2011-10-21-06-02-29?format=pdf
6. Википедия. Электронный бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru .wikipedia.org/wiki/Элек-тронный_бизнес
7. Пушкарь А. И. Стратегическое управление развитием электронного бизнеса и информационных ресурсов предприятия (модели, стратегии, механизмы) / А. И. Пушкарь, Е. Н. Грабовский, Е. В. Пономаренко. - Харьков : ХНЭУ, 2005. - 487 с.
8. PriceWaterhouseCoopers, 1999, E-Business made in Switzerland, Zürich, Р 5. [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.pwcglobal.com/ch/ger/ins-sol/publ/ebiz/ ebizmadeinch.pdf
9. Fellenshtein C., Wood R. Exploring E-commerce, Global E-business and E-societies / С. Fellenshtein, R. Wood. -Upper Saddle River : Prentice-Hall, 2000. - 269 с.
10. eMarketing Association [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://emarketingassociation.com/members/ glossary/index.htm
11. Deitel H. M. e-Business and e-Commerce for Managers / H. M. Deitel, P. J. Deitel, K. Steinbuhler. - Upper Saddle River : Prentice-Hall, 2001. - 794 с.
12. Kleindl B. A. Strategic Electronic Marketing : Managing E-Business / В. А. Kleindl. - Mason : Thomson, 2002. - 428 с.
13. Strauss J. E-marketing /J. Strauss, R. Frost.- Upper Saddle River : Prentice-Hall, 2001. - 519 с.
14. Machlup F. The production and Distribution of Knowledge in the Unated States. Princeton, 1962; Dordick H. S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park - L., 1993.
15. Poon S. Determinants of Small Business Internet Usage: A Multi-method Investigation of Perceived Benefits /
S. Poon // 10-th International Electronic Commerce Conference, Bled, Slovenia, ModernaOrganizacija, 1999.
16. Мартовой А. В. Сущность и основные характеристики электронного бизнеса, электронной коммерции, электронного и интернет-маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/Articles/ Kultnar/knp56_1/knp56_146-152.pdf
17. Nitya L. Karmakar. «Global Forum/Shaping the Future 2005» / N. L. Karmakar. - Agenda for Today Growth of E-Business, 2005.
18. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса / И. Успенский. - СПб., 2001.