Научная статья на тему 'Электронный бизнес и перспективы его развития в России'

Электронный бизнес и перспективы его развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3507
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ / ELECTRONIC BUSINESS / DEVELOPMENT OF ELECTRONIC BUSINESS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черноиванов Антон Петрович

Целью данной работы является выявление сущности понятия «электронный бизнес» и перспективы развития данного вида предпринимательства в России. Обосновано, что необходимо разработать комплексную программу по развитию электронного бизнеса в условиях формирования информационного общества и принять соответствующие меры по преодолению негативных факторов, препятствующих нормальному его функционированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC BUSINESS AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT IN RUSSIA

The purpose of the given work is a revealing of essence of concept «electronic business» and prospects of development of the given kind of business in Russia. It is proved that it is necessary to develop the complex program on development of electronic business in the conditions of formation of an information society and to take corresponding measures on overcoming of the negative factors interfering its normal functioning.

Текст научной работы на тему «Электронный бизнес и перспективы его развития в России»

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В РОССИИ

А. П. ЧЕРНОИВАНОВ

Целью данной работы является выявление сущности понятия «электронный бизнес» и перспективы развития данного вида предпринимательства в России. Обосновано, что необходимо разработать комплексную программу по развитию электронного бизнеса в условиях формирования информационного общества и принять соответствующие меры по преодолению негативных факторов, препятствующих нормальному его функционированию.

Ключевые слова: электронный бизнес, развитие электронного бизнеса в России.

На рубеже XX и XXI столетий полностью создана единая информационная система планеты. Уже в 1970-х гг. появились первые упоминания об информационной революции, информационном обществе и информационной экономике в работах Э. Тоффлера и Р. Дрюкера. Как отмечает Е. Майминас, «суть происходящих изменений, если их коротко охарактеризовать, состоит в переходе от «материального» к «информационному» обществу - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. ...Материальная составляющая в структуре материальных благ уступает первенство информационной» [7]. Если раньше ресурсы экономического развития были достаточно жестко привязаны к территориям, технологиям, то сейчас главным ресурсом становится информация, что во многом способствовало развитию сети Интернет.

С начала 1990-х гг. распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приобрело всеобъемлющий масштаб, причем скорость их распространения превысила все ожидания [6].

В настоящее время нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая бы не претерпела значительных изменений в результате массового внедрения ИКТ.

Сегодня лидерами на глобальном экономическом и политическом пространстве являются именно те страны, которые научились определять вектор развития информационных технологий, использовать новые возможности их применения.

Общеизвестно, что мировая отрасль информационных и телекоммуникационных технологий -одна из самых быстрорастущих отраслей мировой экономики. Так, например, темпы развития дан-

ной отрасли превышают темпы развития таких традиционных отраслей индустриальной экономики, как тяжелое машиностроение, нефтедобыча, производство стали. Именно информационный сектор сам по себе стал локомотивом экономического развития многих стран. Такие страны, как, например, Корея, Китай, Индия, Израиль, за счет поддержки и стимулирования производства в сфере ИКТ смогли совершить качественный прорыв в своем развитии [8].

Данные страны в результате широкого внедрения ИКТ во все отрасли экономики смогли добиться значительного снижения издержек при одновременном росте производительности труда. Это связано с тем, что использование ИКТ несет в себе расширение возможностей и повышение качества координации предпринимательской деятельности, позволяя при минимальных финансовых затратах и отсутствии инфраструктурных барьеров максимально увеличить сеть сбыта продукции. Низкий уровень затрат на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделал возможным уменьшение ограничивающих географических факторов совместной предпринимательской деятельности. При этом существование различных электронных платежных систем предоставило возможность выигрывать на, пожалуй, самом главном в бизнесе - времени.

Не случайно относительно недавно появились в экономической среде такие понятия как электронный бизнес (Интернет-бизнес) и электронная коммерция. Под электронным бизнесом (е-Ь^^ ness) понимают все бизнес-процессы, совершаемые деловой организацией посредством сети Интернет. Примерами бизнес-процессов являются коммерция, маркетинг, финансовый анализ, пла-

тежи, прием на работу, поддержка клиентов и партнеров и др. Одним из значимых электронных бизнес процессов является электронная коммерция. Под электронной коммерцией понимается любая транзакция, совершаемая через сеть Интернет и приводящая к передаче права собственности на товар или услугу или права пользования ими. Таким образом, соотношение понятий «электронная коммерция» и «электронный бизнес» как часть и целое. Однако зачастую данные понятия употребляются и как синонимы.

Для раскрытия сущности понятия «электронный бизнес» необходимо рассмотреть его как горизонтальную и вертикальную структуру, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов.

В первом случае электронный бизнес состоит из таких структурных составляющих, как: электронная коммерция (e-commerce); электронные частные закупки (e-procurement); электронные государственные закупки (e-government); электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers); электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners); электронное обслуживание служащих (e-care for employees); электронное обслуживание влиятельных лиц (e-care for influencers).

Особо следует выделить такой вид, как электронное обслуживание теневых (криминальных) структур. Данный вид деятельности является незаконным, но в реальной действительности в данном секторе оборачиваются значительные средства, которые должны отслеживаться соответствующими службами электронного мониторинга [2].

Во втором случае электронный бизнес определяют по участникам, между которыми есть коммерческие отношения:

- Business-to-Business (B2B) (бизнес для бизнеса) означает коммерческие отношения юридических лиц (предприятий и организаций) между собой;

- Business-to-Consumer (B2C) (бизнес для потребителя) касается коммерческих отношений между юридическими лицами (предприятиями и организациями), с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями (частными клиентами) - с другой стороны;

- Consumer-to-Consumer (C2C) (потребитель для потребителя) означает коммерческие отношения индивидуальных предпринимателей (частных клиентов) между собой;

- Administration-to-Business / Consumer (A2B / A2C) (административные органы для бизнеса / потребителя). Государство тоже получило свою

собственную аббревиатуру в электронной торговле. Взаимодействие и сделки государства с предприятиями подпадают под сокращение А2В, а с гражданами - под А2С. Некоторые авторы вообще не разделяют эти два сектора: административные органы и бизнес.

Можно сказать, что в сфере электронного бизнеса функционируют компании определенного типа, так называемые интернет-компании, имеющие отличительные особенности от традиционных компаний, представленные на рисунке 1.

К отличительным особенностям интернет-компаний относится особая форма реализуемого товара (услуги), инновационный характер процессов, особая структура затрат и активов компании, и особые этапы организации коммерческой деятельности.

Основными товарами (услугами) Интернет-компаний являются те, которые возможно передать по телекоммуникационным каналам связи (цифровые товары), а также те, оплата которых может быть осуществлена посредством сети Интернет с помощью специальных платежных систем. Исходя из вышесказанного, выделяют следующие виды электронного бизнеса:

- электронный бизнес, связанный с обслуживанием цифрового потока продукции. В данном случае полный цикл коммерческой сделки (включая доставку) может быть проведен через сеть Интернет.

- электронный бизнес, связанный с обслуживанием материального потока продукции. В данном случае имеется в виду продукция, которую невозможно представить в ином виде, чем она представлена и в традиционном бизнесе, например, автомобили, недвижимость, продукты питания, косметика и т. д. Однако, заказы и оплата таких товаров, несмотря на их материальную форму, могут производиться с помощью сети Интернет. При этом особенностью данного вида электронного бизнеса является то, что потребитель получает эту продукцию через курьера почтовой службы или непосредственно в офисе самой фирмы.

Инновационная деятельность Интернет-компании обусловлена стратегической ролью информационных технологий. Под инновациями здесь понимают новые (сетевые) «уникальные» продукты, новые способы производства данных продуктов, нахождение новых сегментов рынка и разработка «уникальных торговых предложений», представляющих собой умение преподнести новый товар (услугу) потенциальному покупателю.

Необходимо также отметить и специфическую особенность Интернет-компаний относительно их

структуры затрат, в которой ведущее место зани- этом незначительную долю в общем объеме затрат

мают затраты на НИОКР, вследствие постоянного компании составляют, в большинстве случаев, за-

развития рынка информационных технологий. При траты на материалы и оборудование.

Особая форма реализуемого товара (услуги) и ресурсов

- Цифровые товары: программное обеспечение, музыка, компьютерные игры;

- Традиционные товары с возможностью оплаты (предоплаты) через сеть Интернет;

- Основными ресурсами являются информационные ресурсы

Рис. 1. Особенности функционирования интернет-компании [1]

При рассмотрении структуры активов компании можно увидеть, что в ней превалирует высокая доля интеллектуальных активов (программные средства, квалификация специалистов, торговая марка и репутация фирмы и др.). На сегодняшний момент, интеллектуальный потенциал является, наверное, единственным фактором, который возможно мобилизовать в достаточно короткие сроки для завоевания устойчивого положения на российском рынке в борьбе с зарубежными фирмами.

Особыми элементами организации Интернет-компании по сравнению с традиционными компаниями, становятся регистрация доменных имен, организация приема денег через электронные платежные системы, организация доставки продаваемого товара (услуги), а также организация обеспечения достаточного уровня безопасности информации осуществляемых сделок купли-продажи. Особое значение в данном случае приобретает регистрация не одного доменного имени в сети Интернет, а приобретение как можно большего количества доменов в разных зонах. Это непосредственно связано с приобретением конкурентных преимуществ компании. Доменное

имя имеет значение торговой марки, поэтому, приобретая домен только в одной зоне сети Интернет, компания тем самым дает возможность другим компаниям воспользоваться преимуществом продвижения своих товаров, используя уже «раскрученное» имя [1].

Рассмотренные особенности функционирования интернет-компаний необходимо учитывать при создании веб-сайта, являющегося главным элементом в процессе организации интернет-компании. Веб-сайт представляет собой интернет-представительство компании, совокупность взаимосвязанных страниц, концептуально объединенных по содержанию и навигации и физически находящихся на одном сервере. Веб-сайт, являясь основой Интернет-компании, аккумулирует в себе всю информацию, которую необходимо довести до потенциального покупателя. С учетом данного обстоятельства Интернет-компании следует рассматривать как компании инновационного типа, основная коммерческая деятельность которых реализуется в сети Интернет и базируется на собственном веб-сайте [1].

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что электронный бизнес представляет собой ин-

новационную самостоятельную деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность. Инновационный характер предпринимательства выражается в активном использовании предпринимателями последних достижений информационных технологий в качестве основы прогрессивного метода ведения бизнеса.

Сегодня можно предположить, что в будущем весь предпринимательский сектор будет вовлечен в электронный бизнес. Последний с внедрением все новых и новых ИКТ, безусловно, будет развиваться, приобретая новые формы и виды ведения бизнеса. Другими словами, современный электронный бизнес - это отражение некоторых черт предпринимательства будущей информационной экономики. Сегодня же переход к информационной экономике у всех стран вызывает массу нерешенных проблем, от которых зависит будущее развитие как национальной, так и в целом мировой экономики. К числу этих проблем относится и сфера ведения электронного бизнеса.

Не случайно в этой связи, еще в 1998 г. Международный союз электросвязи (ITU) выступил с предложением о проведении под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирного Саммита по информационному обществу. Последний был проведен в два этапа: первый - в декабре 2003 г. в Женеве, второй - в ноябре 2005 г. в Тунисе. Параллельно осуществлялась аналогичная деятельность в рамках Группы Восьми (G8), которая завершилась подписанием в 2000 г. «Окинавской хартии глобального информационного общества», где лидеры государств, входящих в «Восьмерку» обозначили готовность к реализации в своих странах программ, направленных на развитие информационного общества и ликвидации информационного неравенства. Следует отметить, что разработка стратегии развития информационного общества в нашей стране началась сразу после подписания В. Путиным Окинавской хартии. Однако одобрена она была лишь только в 2007 г. Именно данным документом были установлены впервые стратегические ориентиры развития России до 2015 г.

Стратегия имеет особое значение для консолидации усилий на обеспечение технологического лидерства нашей страны. Это вопрос уже не просто развития страны, но и ее безопасности. Без развития передовых технологий не может развиваться информационная экономика, в частности, электронный бизнес. Это можно увидеть на при-

мере развития экономики России и стран Запада в конце ХХ - начале XXI вв. Так, на Западе формирование информационной экономики, в частности появление электронного бизнеса, стало следствием эволюционных процессов, происходящих в стабильной «цивилизованной» экономике, основанных на постепенной компьютеризации компаний (80-е - начало 90-х гг.), внедрении ими систем комплексной автоматизации основных бизнес-процессов (середина 90-х гг.) при параллельном развитии сети Интернет. В России же в этот период происходила крайне болезненная адаптация всех субъектов экономики к принципиально новой для них рыночной среде. В этих условиях все усилия компаний в большинстве случаев были направлены не на совершенствование и оптимизацию хозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимально необходимых для сохранения предприятия. Как результат, сложившаяся в настоящее время система экономических взаимоотношений между российскими корпорациями пока далека от практики, принятой в развитых странах [3].

В результате наша страна значительно отстает по разработке и внедрению в экономику передовых технологий от развитых стран.

Из таблицы 1 видно, что США, Япония и Китай лидируют по всем приведенным показателям. Россия, судя по показателям, от этих стран очень сильно отстает. А вот по первому показателю она отстает вообще от всех стран, приведенных в таблице 1.

Однако в настоящее время интернет-отрасль при всем своем отставании по уровню развития от ведущих стран мира демонстрирует достаточно высокие темпы развития. Это можно увидеть на примере стремительного роста показателей электронной розничной торговли (табл. 2).

Российский интернет по итогам 2009 г. вырос практически по всем измеримым показателям -несмотря на «кризисный год». В среднем по различным оценкам на 20 % вырос рынок электронной торговли, в разы выросли платежи в интернете посредством кредитных и дебитовых банковских карт. Оборот рынка электронной торговли в России составил около 150 млрд руб. Средний покупатель тратит в интернет-магазинах 3 тыс. руб. в месяц. На 8 % выросли объемы интернет-рекламы - на фоне 35 % падения российского рекламного рынка в целом (при этом объемы контекстной интернет-рекламы выросли еще больше, на 11 %). Абсолютная величина рынка интернет-рекламы достигла 19 млрд руб. по итогам 2009 г.

Таблица 1

Некоторые показатели развития информационного общества [10]

Количество запатентованных изобретений в стране, в % от общего количества выданных патентов Количество доменов (% от общего количества Интернет-сайтов) Доля жителей страны, пользующихся интернетом, от всех пользователей (%)

США 10,56 44,93 16,00

Япония 10,16 2,53 6,00

Китай, Тайвань 8,03 1,97+0,29 10,00

Финляндия 6,35 0,18 0,21

Израиль 6,34 0,13 0,01

Швейцария 5,82 0,82 0,34

Швеция 4,84 0,50 0,05

Корея 4,36 0,45 2,65

Г ермания 4,28 6,82 0,03

Канада 3,88 0,72 1,72

Сингапур 3,31 0,04 0,14

Люксембург 3,16 0,03 0,00

Дания 2,88 0,73 0,24

Нидерланды 2,86 3,38 1,14

Австрия 2,49 0,55 0,32

Австралия 2,30 0,81 1,22

Великобритания 2,12 2,74 2,62

Франция 2,00 1,27 2,33

Норвегия 1,88 0,31 0,21

Ирландия 1,47 0,09 0,11

Италия 0,90 1,46 0,22

Россия 0,04 2,94 1,97

.пе^6.65

.о^ -4.87

остальные 2.40 13,86 Ок. 50.00

Всего 100 100 100

Таблица 2

Динамика показателей Интернета в сфере электронной розничной торговли за период с 2003-2008 гг. [4]

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Аудитория интернета, млн чел 5 5,8 6,48 7,25 8,79 10,24

Доля интернет-покупателей среди посетителей Рунета 5,20% 9,30% 16,00% 18,00% 20,00% 23,00%

Количество интернет-покупателей, млн чел. 0,26 0,5394 1,0368 1,305 1,758 2,3552

Российская розничная торговля 40,3 75,516 132,7104 244,035 411,372 671,232

На интернет-рекламу в России приходится 9,3 % затрат рекламодателей. Российские поисковые системы проиндексировали более 8,7 млрд страниц, в разгар обычного рабочего дня поисковики Рунета обрабатывают по 3300 запросов в секунду. Со страниц с поисковыми результатами на сайты ежедневно совершается 150 млн переходов. К концу 2009 г. в Рунете было зарегистрировано 160 млн почтовых ящиков - почти все они (за исключением 7-8 млн «корпоративных» почтовых ящиков) созданы на бесплатных почтовых сервисах и порталах. Интереснее всего то, что свыше половины сообщений в этих миллионах ящиков - уведомления от социальных сетей. Ежемесячная аудитория социальных сетей выросла до 24,8 млн чел. (а ежедневная - до 14,9 млн чел. - т. е. около трети рунетчиков) [9].

По мнению исполнительного директора Обо-рот.Ру, настало благоприятное время для организации новых Интернет-проектов, включая международные. Правда, он отмечает, что команда менеджеров таких проектов должна состоять из наших соотечественников, знающих реалии нашего своеобразного рынка. С этим можно согласиться.

В пользу открытия новых коммерческих Интернет-проектов говорит и статистика количества пользователей Интернета: оно неуклонно растет. Некоторые специалисты говорят даже о «буме подключений», связывая его как со снижением провайдерами цены подключения и абонентской платы, так и с общими тенденциями развития технологий в нашей стране [5].

Однако развитию интернета и электронного бизнеса более широкомасштабного и с более вы-

сокими темпами препятствует наличие следующих факторов.

1. Общая слабость российской экономики и относительно небольшое число пользователей сети Интернет. Кроме того, в настоящее время стоимость доступа в Интернет для большинства россиян еще достаточно велика.

2. Неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры и относительно низкий уровень телефонизации. Если в США на 100 жителей приходится около 64 телефонов, то в России всего 19. Низкокачественные телефонные линии также ведут к тому, что россияне проводят в Интернет мало времени.

3. Традиционная закрытость среднего и крупного российского бизнеса. Кроме того, имеющиеся в российских компаниях внутренние резервы оптимизации их деятельности еще не исчерпаны до конца.

4. Недоверие российского бизнеса к надежности средств связи при передаче конфиденциальной финансовой информации (ряд владельцев российских Web-сайтов рассматривают возможности онлайновых платежей и отчислений, но пока лишь немногие решаются воспользоваться ими).

5. Низкая покупательная способность подавляющего большинства населения России (особенно в регионах).

6. Неравномерность развития российского рынка электронного бизнеса. В России о наличии какого-либо электронного магазина (с большими допущениями) можно говорить лишь в Москве и частично в Санкт-Петербурге. В остальных регионах России электронные магазины воспринимаются как экзотика.

7. Несовершенство традиционных каналов розничной торговли (только там, где эти каналы хорошо развиты, Интернет привносит в нее новое качество).

8. Относительная неразвитость электронных платежных систем и логистики (неэффективные системы доставки товаров покупателям).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Малая степень развития единой банковской системы и механизмов оплаты по чекам и банковским картам.

10. Несовершенство нормативно-правового и методологического обеспечения электронного бизнеса.

11. Отсутствие сложившейся бизнес-культуры, распространение практики невыполнения обязательств, мошенничества и др. и, как следствие, недостаток доверия в среде предпринимателей.

12. Наличие высокой доли «теневого» сектора экономики, часто тесно связанного с легальным бизнесом.

Многие из перечисленных выше препятствий по развитию интернета и электронного бизнеса не могут быть решены за короткое время и усилиями одного лишь государства. Другими словами, требуется разработка комплексной программы, включающей в себя взаимосвязанные стратегии по развитию экономики, инновационного предпринимательства, информатизации населения, формированию человеческого капитала и т. п. как на национальном, так и на международном уровне.

Однако некоторые меры руководству нашей страны необходимо принять уже сейчас.

1) реализация уже действующего законодательства, в частности, федерального закона «Об электронной цифровой подписи» (ЭПЦ);

2) разработка и принятие стандартов в области функционирования систем электронной торговли, в том числе, в области информационной безопасности;

3) создание электронных торгово-закупочных площадок в сфере оптово-розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

4) расширение практики онлайновых закупок и онлайновых расчетов городскими органами власти;

5) содействие расширению интернет-аудитории страны, прежде всего путем информационнопросветительских кампаний и создания точек общественного доступа;

6) содействие повышению информационной грамотности населения путем расширения сети компьютерных курсов и др.

Литература

1. Васильева Т. В. Особенности функционирования Интернет компаний в сфере интернет-коммерции // Инновации. 2006. № 6 (93). C. 120-122.

2. Влияние информационных технологий на национальную безопасность // Построение стратегического общества через образование и науку: IV ежегодная конференция. М., 2001. С. 12-18.

3. Ефимова Е. В. Развитие электронной торговли в России и ее проникновение в различные сферы деятельности // Вестник АГТУ. 2004. № 3. С. 38-43.

4. Каргина Л. А. Перспективы развития сектора B2C электронной коммерции в России. URL: http:// elibrary.ru

5. Каргина Л.А. Оценка развития электронного бизнеса в свете влияния последствий финансовоэкономического кризиса. URL: http://elibrary.ru

6. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М., 2002.

7. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. 1997. № 11.

8. Рейман Л. Д. О стратегии развития информационного общества в России. URL: http://www.

emag.iis.ru

9. Рунет в 2009 и 2010 году: аналитика по итогам РИФ+КИБ. URL: http://www.rocit.ru

10. Шариков П. А. Развитие информационных ресурсов как фактор американского могущества в современном мире // Россия и Америка в XXI веке (электронный научный журнал), 2009. № 2. URL: http:// www. C:\Users\user\AppData\Local\Temp\97233 865.mht

* * *

ELECTRONIC BUSINESS AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT IN RUSSIA

A. P. Chemoivanov

The purpose of the given work is a revealing of essence of concept «electronic business» and prospects of development of the given kind of business in Russia. It is proved that it is necessary to develop the complex program on development of electronic business in the conditions of formation of an information society and to take corresponding measures on overcoming of the negative factors interfering its normal functioning.

Key words: electronic business, development of electronic business in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.